• Программа по патриотическому гражданскому воспитанию. Программа гражданско-патриотического воспитания "растим патриотов" рабочая программа на тему. Направление «Я и семья»

    09.12.2023

    Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида № 4”

    ПРОГРАММА

    по гражданско-патриотическому воспитанию

    «Я патриот, я гражданин» 

    (Образовательная программа)

      Программу разработали:

    Заместитель директора по ВР

    школы-интерната № 4

    Ганиева С.Н.

    Руководитель ШМК воспитателей

    Богатырева О.В.

    Ижевск, 2015

    Паспорт программы

    Полное название учреждения

    Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида школа № 4

    Наименование программы

    Программа « Я патриот, я гражданин»

    Основной разработчик программы

    Заместитель директора по ВР: Ганиева С.Н.;

    руководитель ШМК воспитателей: Богатырева О.В.

    Цель программы

    Задачи программы

    Срок реализации

    2015 - 2019 г.г.

    Исполнители основных мероприятий программы

    Обучающиеся 1-11 классов, родители (законные представители) обучающихся, педагогический коллектив школы, специалисты ведомственных организаций.

    Пояснительная записка

    Программа ориентирована на учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, имеющих ограниченные возможности здоровья. Она определяет содержание, основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, воспитанников школы-интерната, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству.

    Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем.

    Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения.

    Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.

    В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

    Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

    В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

    Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения.

    Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

    Патриотическое воспитание в школе-интернате - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

    Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с умственной отсталостью с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Смысл многих гражданско-патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.

    Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, т.к. «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, чем в массовой школе».

    В настоящее время в школе-интернате сложилась определенная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, обществознания, в процессе внеклассной работы, организации Уроков Мужества.

    Гражданско - патриотическое воспитание - один из приоритетов воспитательной работы Центра образования. Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

    Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

    Память - важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего района, города, Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.

    Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.

    Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.

    Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей большими темпами растет преступность, увеличивается число наркоманов, падает нравственность, возникает стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.

    Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.

    Программа гражданско-патриотического воспитания предназначена для детей 7 – 17 лет, рассчитана на пять лет, учитывает особенности психофизического развития детей.

    Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

    Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся, воспитанников к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

    Цель программы:

    Развитие системы гражданско – патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

    Задачи:

    1. Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
    2. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.
    3. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.
    4. Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств на примере знакомства с Удмуртией и городом Ижевском.
    5. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

    Срок реализации:

    Начало: 2015 год

    Окончание: 2019 год

    Исполнители основных мероприятий программы:

    1. Учащиеся Муниципального общеобразовательного казенного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида школа № 4
    1. Родители (законные представители) обучающихся.
    2. Педагогический коллектив школы.
    3. Специалисты ведомственных организаций.

    Принципы реализации программы:

    1. принцип коррекционно-компенсаторной направленности - во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений;
    1. принцип гуманизации - умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству;
    1. принцип учета региональных условий - пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального;
    1. принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;
    1. принцип непрерывности и системности - взаимосвязь процессов воспитания и обучения;
    1. принцип интеграции - сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.;
    1. принцип  стимулирования активности - планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.

    Программа включает в себя следующие тематические блоки:

    1. «Семья и семейные ценности»

    Цели: Привитие любви к маме. Воспитание заботливого и уважительного отношения к членам своей семьи, любви к близким. Закрепление умения определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи. Формирование представлений о преемственности поколений в семье. Знакомство с традициями семьи и рода и уважительного отношения к ним. Закрепление знаний детей о профессиях родителей и других членов семьи. Удмуртский День Бабушки (26 мая).

    1. «Мой край родниковый»

    Цели: Осознание обучающимися причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятными местами Удмуртии. Воспитание потребности в изучении родного края.

    Цели: Помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива; (в т.ч национальные). Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.

    Цели: Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников. Сохранение связи поколений, их преемственности. Расширение знаний о боевых и трудовых достижениях земляков и воспитание чувства уважения к ним.

    1. «Я – гражданин России»

    Цели: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.

    План работы по гражданско – патриотическому воспитанию

    1. «Семья и семейные ценности»

    № п/п

    Мероприятия

    Ответственные

    Экскурсия «Здравствуй, школа».

    Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу).

    Беседа «Моя группа – моя семья».

    Беседа-диалог «Ты у себя дома».

    Познавательное занятие «Родные люди, родственные отношения».

    Внеклассное занятие «Мои права и обязанности в группе – семье».

    Я - школьник. Конструирование: «Школьные вещи».

    Беседа – практикум «Как можно обращаться к людям»

    Познавательное занятие «История моего имени и фамилии».

    Беседа «Мои семейные реликвии».

    Беседа-рассуждение «Моя родословная».

    Рисование. Портрет мамы (отца, сестры, брата).

    Беседа-диалог «Мои предки в труде и в бою».

    Беседа-диалог «Новый год – праздник семейный».

    Рисование «Семейные праздники и традиции».

    Беседа «Семейная этика».

    Тематический вечер «Без корня и полынь не растет».

    Ролевая игра «Я горжусь своей семьей».

    Беседа «Что такое «мир в семье?»

    Какой бы я хотел видеть свою страну? Вечер вдвоем (игра-ситуация). Семейное законодательство.

    Беседа «Народ и я – единая семья».

    Тематический вечер «Отец, Отчизна, Отечество».

    1. «Мой край родниковый»

    № п/п

    Мероприятия

    Ответственные

    1

    Внеклассное занятие «Люби и знай свой край»

    Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

    2

    Беседа. «Знакомство с символикой республики Удмуртия»

    3

    Тематический вечер «Путешествие по реке времени» история возникновения города на Иже

    4

    Экскурсия. Архитектурно-этнографический музей-заповедник "Лудорвай"

    5

    КВН «Краеведы».

    6

    Беседа-диалог «Известные места отдыха в родном городе»

    7

    Игра. «Раз картошка, два картошка» (особенности национальной кухни)

    8

    Заочная экскурсия во времени. «Алангаса́ры - люди богатыри»

    9

    Практическое занятие. «Оденем куклу-оберег» (особенности национальной одежды)

    10

    Поэтический вечер «Времена года».

    11

    Экскурсия. «Шаркан – Родина Тол Бабая»

    12

    КВН «Спортивные «звезды» нашей Республики».

    13

    Тематические встречи. «Знаменитые люди – выходцы из моей республики»

    14

    Проектная деятельность «Как сделать местонахождение родников зоной отдыха»

    15

    Конкурс исследовательских сочинений «Край мой родниковый».

    16

    Фольклорный праздник (обрядовые песни)

    1. «Все мы разные, но все мы вместе»

    № п/п

    Мероприятия

    Ответственные

    Беседа. «Что такое толерантность?»

    Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

    Игра «Будем дружить».

    Беседа-диалог. «У каждого народа свой герой»

    Конкурс. Культура разных народов.

    Внеклассное мероприятие. «Мы соберем большой хоровод»

    Театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр»

    Беседа-диалог. «Я такой же, как все»

    Конкурс рисунков, сочинений «Семейные традиции».

    Фестиваль «Подари человеку радость»

    Уроки культуры «О воспитании внимательности к окружающим».

    Конкурс «Наша дружная семья»

    Деловая игра с родителями «Толерантность – это…»

    Вечер встречи. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

    1. «Возрождение» (военная слава прошлого и героика нашего времени)

    № п/п

    Мероприятия

    Ответственные

    Серия классных часов, бесед Памяти воинам интернационалистам. "Герои не забываются"

    Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

    Серия классных часов, бесед Дети защитники отечества.

    Уроки мужества. Посвященные, людям проявившим героизм в мирное время.

    Мини – книжки «Герои среди нас»

    Акции: - «Герои живут рядом»

    - «От сердца к сердцу»

    Выставка стенгазет, буклетов

    • «Отечественная война в рисунках, сочинениях и письмах детей»,
    • «Военная история моей семьи в фотографиях»

    Просмотр художественных фильмов о мужестве и героизме.

    Посещение музеев боевой славы и мужества.

    Изготовление праздничных открыток к дню Победы

    Военно – спортивная игра.

    Выпуск стенгазет, проведение классных часов и литературно-музыкальных композиций о городах воинской славы России

    Подготовка и проведение мероприятий к профессиональным праздникам родов войск Вооруженных сил РФ:

    ● День пограничника

    ● День ВДВ

    ● День ВМФ

    ● День воздушного флота

    Проведение конкурса рисунков детей о Великой Отечественной войне «Война глазами детей»

    Создание электронного фотоальбома «На страже Родины»

    Проведение военно-патриотических праздников

    • «А, ну-ка парни!»
    • «А, ну-ка, мальчики!»

    Встреча с представителями местного отделения полиции

    Встреча с работниками пожарной части

    Классные часы, направленные на пропаганду профессий - «Я - Спасатель!»

    Проведение викторины «Мы этой памяти верны»

    1. «Я – гражданин России»

    № п/п

    Мероприятия

    Ответственные

    Беседа о государстве - «Российская Федерация».

    Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

    Час поэзии «Стихи о Родине».

    Беседа «Россия – многонациональное государство».

    Классный час «Что значит любить Родину?».

    Внеклассное занятие «Обязанности гражданина России».

    Классный час «Мы граждане России».

    Беседа «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».

    Внеклассное занятие «Вот она, какая моя Родина большая».

    Дискуссия «Я патриот своей Родины?».

    Устный журнал «Белокурая березка – символ Родины моей».

    Общешкольные акции:

    • «Дом без одиночества» (ко Дню пожилого человека);
    • «Милосердие» (ко Дню инвалидов).

    Конкурс рисунков «Мы и мир».

    Познавательное занятие «Кто такой президент России?».

    Беседа «Что такое «мир в стране?»

    Занятие «Человек в обществе».

    Празднование Дня матери:

    организация выставок

    • «Руками мамы»,

    выставки рисунков

    • «Профессия моей мамы»,
    • «Портрет моей мамы»,

    фотоконкурс

    • «Мамины глаза».

    Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны.

    Общешкольная линейка «День конституции».

    Месячник «Мы будущие защитники Отечества»:

    • Рыцарский турнир;
    • Спортивная эстафета;
    • Акция «Ветеран живет рядом»;
    • Конкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат»;
    • Конкурс художественных открыток к 23 февраля;

    Урок мужества «Жизнь замечательных людей».

    Месячник Славы и Памяти:

    • Акция «Поздравь ветерана на дому»;
    • Конкурс патриотической песни;
    • Конкурс газет «Наша память».

    Фестиваль детского творчества «Я люблю тебя, Россия».

    Механизм реализации программы

    Этапы реализации программы:

    1 этап: подготовительный.

    Изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

    2 этап: практический.

    Разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.

    Изучить и внедрить уже разработанные современные педагогические технологии по патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

    Расширение и укрепление связей и отношений школы-интерната с учреждениями культуры, социальными партнерами.

    Проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов, обучающихся о ходе реализации программы.

    Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики.

    3 этап : аналитический.

    Анализ и обобщение результатов работы.

    Проведение коррекции затруднений в реализации программы.

    Издание методического комплекса (перспективных планов, методик, методических рекомендаций, дидактических пособий). Планирование работы на следующий период.

    Формы реализации программы.

    Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, дидактические игры, устные журналы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды, сбор материала в школьный музей и др.

    Критерии оценки эффективности проекта

    Конечным результатом реализации программы должны стать:

    • положительная динамика роста патриотизма и интернационализма подрастающего поколения;
    • возрождение духовности; укрепление культурных и исторических традиций народа;
    • обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины;
    • повышение авторитета школы.

    Предполагаемые результаты:

    Осуществление настоящей программы позволит:

    • продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе-интернате;
    • сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
    • отвлечь обучающихся, воспитанников от противоправной деятельности, заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами.
    • сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;
    • привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;

    Заключение.

    Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, воспитанников, как основа личности гражданина России.

    Список используемой литературы

    1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – с. 23.
    2. Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. - №4 – с. 37.
    3. Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / - Пед. Психология. – М.: 1991- с. 138.
    4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 - №8 – с.17.
    5. Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2013 - №1 - с. 22.
    6. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.».
    7. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
    8. Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
    9. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.

    Груздева Юлия Александровна
    Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей «Мы-патриоты!»

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    для детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей,

    Верх – Чебулинский районный детский дом

    ПРОГРАММА

    по

    «Мы – патриоты!»

    для детей и детей-сирот , оставшихся без попечения родителей 2015 – 2017 уч. г.

    Составила воспитатель :

    Груздева

    Александровна

    Верх – Чебула

    1. Пояснительная записка. Актуальность темы…

    2. Цель и задачи…

    3. Возраст воспитанников , виды контроля, формы работы, сроки и этапы реализации программы … .

    4. Ожидаемый результат …

    Пояснительная записка.

    «Историческое значение каждого русского человека

    измеряется его заслугами Родине, его человеческое

    достоинство – силой его патриотизма».

    Н. Г. Чернышевский

    Актуальность.

    Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

    Сегодня глубокие социально-экономические преобразования в стране вносят существенные изменения в систему ценностей и приоритетов сельских жителей. Одним из таких приоритетов становится изменение содержания и качества образования, форм и методов обучения и воспитания . Живя в селе, мы педагоги детских домов призваны внести свой вклад в решение задачи формирования общей культуры личности. Именно в ней, сельской местности, закладываются условия возрождения российской деревни, психология хозяина земли, ответственного за сохранение своего села, города, страны, а также возможности для патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

    В настоящее время Россия переживает именно такой период, когда вопросы патриотического воспитания , исторической памяти вышли на первый план. Каковы истоки патриотизма? Считаю, что зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье : маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.

    Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – селу, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории.

    Третья ступень формирования патриотизма – воспитания любви к Отечеству , обществу, их истории, культуре, традициям.

    Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников. Такой подход к организации воспитательного процесса позволяет вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.

    В решении проблемы патриотического и гражданского воспитания школьников и молодежи недостаточно усилий только образовательных учреждений. Необходима совместная с ними систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, воинских частей и учреждений по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности и способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Данная программа рассчитана на её творческое использование. Педагог вправе варьировать способы подачи материала, исходя из конкретных условий работы и опираясь на индивидуальные особенности учащихся, степень подготовленности детей , их общего развития и интересов.

    Система гражданско -патриотической работы в детском доме включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию гражданских и патриотических чувств и сознания воспитанников . Гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности .

    Регулярные специально организованные развивающие занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического сознания у воспитанников детского дома .

    Программа рассчитана на детей 8 - 14 лет .

    Цель и задачи программы .

    Основной целью программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека , обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства , социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

    Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

    1. Повышение качества патриотического воспитания в детском доме .

    2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.

    3. Обновление содержания патриотического воспитания , расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.

    4. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

    Чему буду учить и какие качества личности воспитывать ?

    Я буду формировать патриотическое сознание и гражданское поведение ; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность,

    Буду формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки.

    Формы организации деятельности учащихся : уроки Мужества, социально-значимые акции, создание совета Дела, поисковых групп, деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции учащихся , экскурсии, праздники, конкурсы рисунков, газет, написание творческих сочинений, празднование Дней боевой славы (мероприятия, митинги, классные часы, конкурсы чтецов.

    Реализация указанных мероприятий предполагает :

    -воспитание патриотических чувств у школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;

    Формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;

    Развитие у школьников интереса к истории села, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;

    Формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;

    Развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;

    Формирование устойчивой системы знаний в заданной области;

    Развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

    Сроки и этапы реализации программы :

    I этап : - 2015-2016 учебный год

    II этап : - 2016-2017 учебный год

    Виды контроля : диагностика, тестирование.

    Возраст участников : 8 – 14 лет;

    Форма работы : групповая.

    Занятия проводятся : 1 раз в две недели по 40 – 45 мин.

    Ожидаемые конечные результаты программы :

    Создание системы правового, ;

    Обобщение содержания правового, гражданско-патриотического воспитания ;

    Вовлечение в систему правового, гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

    Формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;

    Формирование образа выпускника - социально-значимой личности

    Ожидаемые результаты от реализации программы по этапам :

    К концу 1 года обучения дети должны знать : культурные и исторические достижения народов России; историческое прошлое малой Родины; названия городов России.

    К концу 2 года обучения дети должны знать : механизмы защиты прав человека на всех уровнях.

    Уметь : получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников; выявлять социальные проблемы; отстаивать свое мнение; определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки; работать в группе на основе сотрудничества.

    Реализация программы призвана способствовать :

    Развитию целостной системы патриотического воспитания , позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного села и района;

    - воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям;

    Формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

    Созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

    Календарно - тематический план работы на 2015-2016 учебный год по гражданско-патриотическому воспитанию

    детей 8-14 лет .

    Сентябрь 15.09.2015г. «Я люблю свой поселок»

    классный час -Расширить знания детей о родном поселке

    Воспитывать гражданам России .

    Сентябрь 23.09.2015г. «Мой Любимый детский дом»

    Викторина -Воспитание у детей чувства гордости , уважения и любви к родному поселку, к родному дому в котором он живет.

    - Воспитывать любовь и уважение к своему дому, поселку, области, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России . -

    Октябрь 04.10.2015г. «Верх – Чебула» - как все начиналось!

    Классный час - Рассказать историю происхождения поселка

    Расширить знания детей о родном поселке , людях живущих и работающих в нём.

    Октябрь 17.10.2015г. Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей кемеровской области. -Расширять знания детей об истории становления Кемеровской области

    -Воспитывать чувство патриотизма

    Ноябрь 12.11.2015г. «Кузбасс - моя малая Родина»

    Знакомство с городами Кемеровской области. Классный час -Ознакомление детей с малой родиной , привития им чувства уважения и гордости за свой район, город, Кузбасс.

    Знакомство с современной символикой Кемеровской области.

    Развитие познавательного интереса к истории Кузбасса.

    Учить детей рассуждать

    -Воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, чувство патриотизма и любви к своей

    Ноябрь 21.11.2015г. Символы кемеровской области.

    Классный час - гражданско – патриотическое воспитание учащихся ;

    Знакомство с современной символикой Кемеровской области,

    -воспитание любви и почитания к своему краю, в котором живёшь.

    Декабрь 13.12.2015г. «С чего начинается Родина»

    детей о родной стране .

    - Воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине,

    Декабрь 24.12.2015г. История символов государственной власти.

    Классный час -Создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики и расширить исторические знания и представления о них;

    Развивать критическое мышление учащихся, умение работать в группах и формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам;

    -Воспитывать успешных учеников , настоящих граждан Российской Федерации

    Январь 18.01.2016г. «Обычаи и традиции русского народа – Крещение!

    Игровая программа - Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Январь 23.01.2016г. «Города герои» Знакомство с Великими городами России.

    Классный час -Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

    - Воспитание личности гражданина - патриота Родины , способного встать на защиту государственных интересов страны.

    Февраль 05.02. 2016г. «Кемеровская область- родина моя!»

    Викторина - Формирование у детей основ патриотизма , гражданственности , знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите

    Февраль 23.02.2016г. «Наши защитники!»

    Программа , посвященная Дню защитников Отечества. Повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.

    В Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Воспитывать любовь к Родине , чувство гордости за свою страну Россию

    Март 07.03.2016г. «Обычаи и традиции русского народа- Масленица»

    Игровая программа

    Март 13.03.2016г. Посещение Районного развлекательного мероприятия «Масленица - краса!» Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, традициям

    Апрель 12.04.2016г. «Ю. А. Гагарин – человек мира!»

    День Космонавтики.

    Классный час Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, традициям

    Май 01.05.2016г. «Обычаи и традиции русского народа – Пасха!»

    Развлекательная программа

    Программа , посвященная дню Победы. - Воспитание уважения

    Календарно - тематический план работы на 2016-2017

    учебный год по гражданско-патриотическому воспитанию

    детей 8-14 лет .

    Месяц Дата Тема занятий Цель занятий

    Сентябрь 08.09.2016г. Конкурс рисунков «Я только слышал о войне»

    Формирование у детей основ патриотизма , гражданственности , знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите;

    Повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.

    Сентябрь 20.09.2016г. Знакомство с выставкой литературы в районной библиотеке «Люби и знай свой край» -Воспитание у детей чувства гордости , уважения и любви к родному поселку, к родному дому в котором он живет.

    - Воспитывать любовь и уважение к своему дому, поселку, области, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России . -

    Октябрь 01.10.2016г. «День пожилого человека» -поздравление ветеранов.

    - Воспитывать чувство уважения и благодарности ветеранам;

    Октябрь 22.10.2016г. Конкурс сочинений «Память жива» , посвященный односельчанам – ветеранам войны. -Воспитывать чувство уважения и благодарности ветеранам, чувство патриотизма

    Развивать чувство долга и ответственности перед Родиной.

    Учить детей рассуждать , мыслить, высказывать свои мысли.

    Ноябрь 05.11.2016г. «День военного разведчика» классный час -Ознакомление детей с праздником

    Ноябрь25.11.2016г. Праздничная программа «Маме с любовью!» -воспитание любви и почитания к маме.

    Декабрь 08.12.2016г. «День ракетных войск»

    Классный час - Расширяет знания детей о празднике .

    - Воспитывает воспитывает настоящего патриота

    Декабрь 27.12.2016г. «День спасателя» встреча с сотрудниками МЧС -Ознакомление детей с праздником , героями этой профессии, привития им чувства уважения и гордости.

    Январь 07.01.2017г. «Рождество Христово» конкурсно - игровая программа

    Формировать толерантность.

    Январь 18.01.2017г. «Крещенский сочельник» участие в театрализованной конкурсной программе Дома культуры

    Прививать чувства уважения к традициям русского.

    Формировать толерантность.

    Февраль 17.02. 2017г. Конкурс плакатов, посвященный всем защитникам Отечества «Самый Мужественный!»

    Формирование у детей основ патриотизма , гражданственности

    Февраль 23.02.2017г. «Рыцарский турнир!»

    Программа , посвященная Дню защитников Отечества. -Формирование у детей основ патриотизма , гражданственности , Повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.

    ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

    Март 05.03.2017г. Просмотр фильмов, посвященных событиям ВОВ и прослушивание песен военных лет.

    Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, героям, традициям.

    Март 17.03.2017г. Посещение районного ДК, участие в развлекательном мероприятии «Масленица - краса!»

    Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, традициям.

    24.04.2017г. День авиации и космонавтики.

    «Это надо каждому знать!»

    Встреча с сотрудником районной библиотеки.

    «Годовщина Ледового побоища» классный час Формировать толерантность, чувства уважения к нашему народу, традициям.

    Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

    Расширяет знания детей об истории России .

    - Воспитывает в нем чувство гордости за свою страну, воспитывает настоящего патриота .

    Май 01.05.2017г. Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану» - Воспитание уважения , любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;

    Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов - мичуринцев, сражавшихся на фронте;

    Программа , посвященная дню Победы, поздравление ветеранов ВОВ. - Воспитание уважения , любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;

    Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов - мичуринцев, сражавшихся на фронте;

    Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Введение

    Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

    Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

    Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

    Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

    Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

    В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

    Учреждение среднего общего образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

    Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

    Цель и задачи Программы

    Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

    Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

      проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

      формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

      утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

      привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

    Форма реализации Программы

    Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

    Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

    Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

    Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

    Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

    Оценка эффективности реализации Программы

    Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

    Нравственно-духовные параметры:

    Сформированность гражданских навыков:

    умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

    знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

    умение принимать и защищать свои решения;

    готовность к участию в общественных делах;

    готовность к образованию.

    Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

    патриотизм и любовь к Родине;

    права и свобода человека и гражданина;

    символика Российской Федерации;

    национальное самосознание;

    уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

    Количественные параметры:

    включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

    качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

    отсутствие детей с девиантным поведением;

    участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

    проведение мероприятий.

    Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

    В результате реализации Программы ожидается:

    В учреждении, как в образовательной системе:

    создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

    обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

    вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

    В образе выпускника:

    в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

    в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

    в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

    Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

    Формы подведения итогов реализации программы

    При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

    Программа включает в себя следующие направления:

    Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

    Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

    Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

    Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

    Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

    Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

    Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

    Формировать культуру проявления гражданской позиции.

    Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

    Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

    Изучать историю родного края.

    Воспитывать у обучающихся позицию гражданина

    Формировать экологическое поведение.

    Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

    Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

    Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

    Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

    Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

    Полученные знания основанные на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

    Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

    Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

    Участие в тематических конкурсах, выставках.

    Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

    Гражданско-патриотическое воспитание школьников

    «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси,

    что ты можешь сделать для своей Родины»

    Паспорт Программы гражданско-патриотического воспитания

    Программа гражданско-патриотического воспитания

    «Мы - патриоты»

    Основание для разработки

      Конвенция о правах ребенка.

      ФЗ « Об образовании».

    Разработчики Программы

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Поздина Н.А.

    Цель

    Создание условий для формирования у школьников гражданского отношения к Родине, привитие ценностного отношения к истории страны, формирование гражданской позиции и самосознания.

    Задачи

      Формирование детского движения в целях изучения истории своего села и сбора материалов о ветеранах ВОВ.

      Подготовка к юбилейным мероприятиям 75 – летия Победы в ВОВ.

      Подготовка юношей к службе в рядах Российской армии.

      Организация творческих мероприятий патриотической направленности.

      Реализация воспитательного потенциала образовательных дисциплин регионального и школьного компонентов.

    Целевые группы

    Администрация школы

    Учащиеся младшей, средней и старшей школы,

    Педагоги школы, классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор

    Родители.

    Основные направления реализации Программы

    Совершенствование процесса гражданско-патриотического воспитания;

    Развитие научно-теоретических и методических основ

    гражданско-патриотического воспитания;

    Координация деятельности общественных организаций

    (объединений);

    Информационное обеспечение деятельности.

    Механизм реализации

    Администрация школы

    Осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы,

    Обеспечивает координацию деятельности всех участников образовательного процесса,

    Способствует реализации намеченных задач,

    Исполнители

    Все участники образовательного процесса

    Сроки реализации Программы

    3 года (с 2017 г по 2020 г)

    Ожидаемые результаты реализации

      В школе будет сформировано детское движение по изучению истории села и сбору краеведческих материалов;

      Проведение юбилейных мероприятий, посвященных 75 – летию Победы в ВОВ;

      Повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;

      Получение практических навыков по разработке и реализации социальных проектов учащимися.

    Данная Программа призвана сформировать активную гражданскую позицию, прежде всего по отношению к конкретному социальному объекту (школе, малой Родине), которая проявляется в практической деятельности школьного сообщества, что позволит продолжить воспитание патриотических качеств личности по отношению к Родине в широком смысле этого слова. Теоретические основы патриотизма, заложенные традиционной системой патриотического воспитания, в данной программе имеют практическое приложение и позволяют учащимся увидеть положительные результаты своей деятельности, что является залогом продолжения работы над собой в данном направлении.

    Программа включает в себя следующие направления:

      «Я родом из России»

    Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции учащихся.

    Задачи:

      Проведение цикла внеклассных мероприятий по формированию гражданской и правовой направленности;

      Проведение мероприятий, способствующих развитию у учащихся уважения и интереса к государственным символам России.

      Пропаганда службы в рядах Российской армии.

      «История в нас»

    Цель: Закрепление в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому родного края.

    Задачи:

      Создание в школе объединения учащихся поисковой направленности;

      Проведение поисковой работы по сбору материалов об истории села и ветеранах ВОВ;

    Систематизация краеведческих материалов для оформления школьного музейного уголка

      «Моя малая Родина»

    Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю и гордости за свою малую Родину.

    Задачи:

      Разработка социального проекта по благоустройству села;

      Создание отрядов по оказанию посильной помощи односельчанам;

    Организация творческих конкурсов по теме «Моя малая Родина».

    Связующим звеном в системе воспитательной работы по патриотическому воспитанию являются традиционные «ключевые» дела: акция «Милосердие» ко Дню пожилых людей, акция «Дом без одиночества», создание бригад для благоустройства дворов ветеранов и вдов ветеранов ВОВ, уборка территории памятника, традиционные классные часы в рамках военно-патриотического месячника, «Зарница», конкурс военно-патриотической песни, праздник, посвященный 23 февраля «А, ну – ка, мальчики», митинг, посвященный дню Победы, «Зарничка» для младших классов.

    В арсенале педагогического коллектива школы имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий патриотической направленности. Методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются.

    План мероприятий в рамках Программы «Мы – патриоты»

    в выездных соревнованиях

    «История в нас»

    Проведение мероприятий по сбору материалов об истории села и ветеранов ВОВ, классные часы на темы: «Война в нашей семье», «Они сражались за Родину», историко-литературная композиция «Дорогами Сталинградской битвы», сбор экспонатов для школьного музейного уголка, митинг, посвященный Дню Победы, операция «Ветеран», уроки мужества, экскурсии, выезд в районный краеведческий музей, разработка социальных проектов

    Создание школьного музейного уголка, оформление стенда «Аллея Славы» (материалы об участниках Чеченской и Афганской компаниях), обновление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто» (информация о ветеранах ВОВ нашего села), благоустройство территории памятника погибшим воинам – односельчанам, реализация социального проекта.

    «Моя малая Родина»

    Выставки рисунков на тему «Мой край родной», тематические классные часы по истории села, разработка социальных проектов, акция «Я здесь живу – и потому за все в ответе» (организация работы трудовой бригады по благоустройству села), конкурс сочинений «За что я люблю свое село», дебаты, диспуты, дискуссии «Чем я могу помочь своему селу».

    Реализация социального проекта, создание и распространение агитационных материалов на тему «Мой дом – мое село», «Порядок – прежде всего»

    Учебная деятельность

    Уроки ОБЖ, музыки, истории и права, литературы, ИЗО

    Оформление тематических стендов, выставки книг, фоторепортажи

    План реализации Программы

    акция «Милосердие» ко Дню пожилых людей, акция «Дом без одиночества», создание бригад для благоустройства дворов ветеранов и вдов ветеранов ВОВ, уборка территории памятника, традиционные классные часы в рамках военно-патриотического месячника, «Зарница», конкурс военно-патриотической песни, праздник, посвященный 23 февраля «А ну – ка мальчики», митинг, посвященный дню Победы, «Зарничка» для младших классов.

    Весь период

    4. Практические занятия по разработке социальных проектов

    Инициативная группа, учащиеся

    Январь 2018 г.

    5. Реализация социальных проектов:

    - «Село – мой дом родной»;

    - «Памяти героя посвящается…»

    Администрация,

    2018 – 2020 г.

    7. Оформление школьного музейного уголка

    инициативная группа, педагоги, учащиеся

    8. Организация отрядов для оказания посильной помощи односельчанам

    инициативная группа, педагоги, учащиеся

    Весь период

    3 этап - обобщающий

    1. Создание банка методических разработок по патриотическому воспитанию школьников

    Весь период

    2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания

    Администрация, инициативная группа, педагоги

    3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации Программы

    Администрация, педагоги

    4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ

    администрация

    Темы классных часов и мероприятий в рамках программы «Мы - Патриоты»

    для учащихся 1 – 11 классов

      «История моего имени и фамилии»

      «Герб, флаг, гимн России»

      «Вот она, какая моя Родина большая»

      «Я - Россиянин»

      «История моего села»

      «Мои семейные реликвии»

      «Славные сыны нашего отечества»

      «История моего села»

      «Моя родословная»

      «Обычаи и традиции русского народа»

      «Правила поведения учащихся»

      «Мои предки в труде и бою»

      «Обычаи и традиции народов России»

      «Дисциплина и ответственность»

      «Красота русской природы»

      «Что значит любить Родину?»

      «Духовное наследие России»

      «История моего района»

      «Наши права и обязанности»

      «Защищать Родину – это почетный долг»

      «Отец, Отчизна, Отечество»

      «Литературное наследие России»

      «Праздники русского народа»

      «Что значит быть ответственным?»

      «Праздники народов России»

      «Искусство России»

      «Новосибирская область и ВОВ»

      «Отстаивая свои права, не забывай о правах других»

      «Гражданин ли я России»

      «Что мы знаем о народах, населяющих Россию»

      «Русские за границей»

      «Обязанность, долг, присяга»

      «Я патриот своей Родины?»

      «Наши предки»

      «Дети на защите отечества»

      «Можно ли меня назвать гражданином России?»

      «Достижения русских ученых и изобретателей»

      «Мои замечательные земляки»

      «Памятные места моего края»

      «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?!»

      «За что я люблю Россию?»

      «Народ и я – единая семья»

      «Чем я могу помочь тем, кто в моей помощи нуждается?»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Городского округа Балашиха

    «Гимназия № 1 имени Героя РФ А.В.Баландина»

    «УТВЕРЖДЕНА»

    приказом МБОУ «Гимназия №1»

    от ________________ №_____

    Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

    «Я - гражданин России»

    (2016-2020 г.г.)

    2016, Балашиха

    1. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

    Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

    В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

    Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

    Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

    Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

    Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

    1. Цель и задачи Программы

    Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

    Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :

    Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира посредством совершенствования форм и методов учебной и внеурочной деятельности;
    - развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся в процессе учебной и внеклассной деятельности;
    - создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
    - развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

    III. Ресурсное обеспечение Программы

    Кадровое обеспечение

    группа

    функции

    ответственные

    Административно-координационная

    Осуществление общего контроля и руководства.
    Руководство деятельностью коллектива.
    Анализ ситуации и внесение корректив.

    Директор гимназии

    Консультативная, научно-методическая

    Координация реализации программы.

    Проведение семинаров, консультаций.

    Заместитель директора по ВР

    Заместитель директора по УВР

    Педагоги гимназии

    Реализация программы в образовательном процессе.

    Использование современных воспитательных технологий.

    Педагоги

    Классные руководители

    Специалисты, сотрудничающие с гимназией

    Организация профессиональной помощи педагогам.

    Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

    Диагностика.

    Участие в мероприятиях гимназии.

    Методисты НМЦ

    Преподаватели учебных заведений дополнительного образования города

    1. Содержание Программы

    Программа включает в себя следующие направления:

    1. Связь поколений . Цель : Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

    Задачи: 1.Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
    2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
    3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

    Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

    1. Растим патриота и гражданина России.

    Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

    Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
    2.Развивать ученическое самоуправление.
    3.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
    4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

    Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

    1. Мой край родной.

    Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

    Задачи: 1.Изучать историю родного края.
    2.Воспитывать у обучающихся позицию «Я - гражданин России».
    3. Формировать экологическое поведение.

    Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.

    1. Я и семья.

    Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

    Задачи: 1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
    2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
    3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

    Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.

    Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

    1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 1 по 9 классы.
    2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
    3. Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
    4. Школьное самоуправление.
    5. Участие в тематических конкурсах, выставках.
    6. Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.

    Реализация Программы рассчитана на 5 лет - 2016-2020 учебные годы.

    1. Оценка эффективности реализации Программы.

    Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

    Нравственно-духовные параметры: 1. сформированность гражданских навыков:

    Умение работать и действовать идивидуально и в коллективе;
    -знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
    -умение принимать и защищать свои решения;
    -готовность к участию в общественных делах;
    - готовность к образованию;

    1. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

    Патриотизм и любовь к Родине;
    -права и свободы человека и гражданина;
    -символика Российской Федерации;
    -национальное самосознание;
    -уважение чести и достоинства других граждан;
    - гражданственность.

    Количественные параметры:

    1. Включенность каждого гимназиста в воспитательные ситуации;
    2. качество гимназических отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к гимназии, к учителю, классу, совместным делам);
    3. отсутствие детей с девиантным поведением;
    4. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
    5. проведение мероприятий.
    1. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

    В результате реализации Программы ожидается:

    Создание системы гражданско-патриотического воспитания;
    -обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
    -вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

    В познавательной сфере: развитие творческих способностей;
    - в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
    - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
    - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

    Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

    Гражданско-патриотическое воспитание в гимназии включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся, является плановым, системным, постоянным, одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности и включает в себя:

    Направления

    Основные мероприятия

    Краеведческое и поисковое направление

    Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. Изучение истории Отечества

    • Общешкольный фестиваль добрых дел. Участие в областном конкурсе «Мое Подмосковье»
    • Все виды деятельности, осуществляемые на базе музея гимназии №1, пополнение фонда музея о герое РФ Баландине А.В.(лекции, беседы, рассказы о войнах- интернационалистах А. Страмнов С. Ерофеев, встречи с ветеранами ВОВ)
    • Защита исследовательских работ
    • Поисковая работа: сбор информации о героях-выпускниках, погибших при защите целостности РФ
    • Шефская работа. Помощь ветеранам.
    • Встречи с ветеранами войны и труда.
    • Акции «Забота», «Милосердие», «Неделя добрых дел», «Поздравь ветерана!», «Внуки дедам».

    Литературно-музыкальное

    Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей, поэтов, композиторов, воспитание музыкальной культуры.

    • Литературные гостиные
    • Театральные постановки
    • Школьные песенные фестивали: (смотр строя и песни, конкурс хоров в начальной школе)
    • Фестиваль гражданско-патриотической песни, посвященный Дню Победы среди 5-11-ых классов
    • Конкурс стихотворений, посвященных Дню Победы
    • Традиционные линейки к праздникам (Дню учителя, Дню Матери, Дню защитника Отечества, Дню 8 марта)
    • Праздник для мам
    • Фестиваль «Народов России»

    Экскурсионно-туристическое

    Воспитание потребности в изучении истории родного края, изучение шедевров народной и мировой культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличать высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных. Знакомство с памятниками культуры и архитектуры России.

    • Экскурсии на предприятия нашего города в рамках программы по профориентации
    • Экскурсионные поездки в города России и Зарубежья.

    Физкультурно - оздоровительное

    Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, воспитание здорового спортивного соперничества между детскими коллективами.
    Пропаганда здорового образа жизни.

    • Участие в городских акциях «Мы — за позитив!» — «Класс без курения», «Молодежь против пива», «Мы хотим жить!» и др.
    • Цикл лекций (по профилактике табакокурения, ПАВ, употребления алкоголя) специалистами учреждений дополнительного образования — (ПДД, ДЮП)
    • Цикл классных часов по ЗОЖ
    • Школьная акция «Мы — за безопасную жизнь!», Дни безопасности в гимназии
    • Спартакиада школьников
    • Тропа здоровья
    • Городские эстафеты

    Экологическое

    Воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий - загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений, изучение природы родного края.

    • День Земли в гимназии №1
    • Конкурс плакатов, рисунков по экологии «Наша зеленая планета»
    • Экскурсии в лес
    • Походы
    • Уроки на природе
    • Участие в городских и областных экологических акциях, конференциях, слётах.

    Гражданское

    Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

    • Работа штабов ученического самоуправления гимназии
    • Работа лекторской группы
    • Система классных часов по правовому воспитанию
    • Цикл классных часов по патриотическому воспитанию
    • Работа отрядов ДЮП и ЮИД
    • Цикл классных часов к государственным праздникам РФ — (Дню народного единства и Дню Конституции)
    • Месячник защитника Отечества (по особому плану)
    • Участие в Вахте памяти
    • Оформление съёмных стендов по государственным символам.

    Литература:

    1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
    2. Асмолов А.Г. Что я думаю о детях: Образование и воспитание в меняющемся мире. М. ФИРО,2012 г.
    3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. - № 7.
    4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
    5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
    6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
    7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
    8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
    9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2013. - № 1.
    10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.

    // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.

    11.Хайкин В.Л., Григорьев В.Д.. Детско-взрослая созидающая общность как институт воспитания// Библиотека Института системных исследований и координации социальных проектов. 24.09.2013

    Похожие статьи