• Методика компасы онлайн. Методика изучения восприятияпространственных отношений («Компасы»). Ориентирование на местности без компаса Где север и где юг

    08.04.2024

    Таблица 4


    Первое

    задание, 2 с

    Второе

    задание, 1 с

    Третье задание, 0,5 с

    чет

    нечет

    чет

    нечет

    чет

    нечет

    78-96

    85-47

    24-36

    21-37

    36-92

    37-25

    86-28

    9341

    2844

    3543

    24-28

    45-89

    54-34

    29-57

    34-82

    47-35

    42-36

    39-27

    52-82

    33-69

    36-78

    49-55

    2844

    37-29

    48-36

    47 93

    58-22

    57-81

    36-82

    85-33

    36-54

    23-27

    36-82

    85-33

    58-22

    57-81

    22-48

    51-33

    2844

    37-29

    36-78

    49-55

    3246

    7543

    42-36

    39-27

    34-82

    47-35

    54-32

    23-85

    24-38

    45-89

    2844

    3543

    28-36

    21-25

    36-92

    37-25

    24-36

    21-37

    274

    2

    ^ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

    И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЩУЩЕНИЯ

    Ощущение - эти психический процесс отражения отдель­ных свойств реального мира, которые непосредственно воздей­ствуют на анализаторы субъекта, существуя независимо от него

    Ощущение является первичным познавательным процес­сом, с помощью которого человек получает элементарную


    информацию от внешней и внутренней среды. Через посредство ощущений человек узнает о свете, цвете, вкусе..., о состоянии своих внутренних органов. Каждому анализатору присущи определенные виды ощущений. Совокупность анализаторов называется сенсорной системой. Чувствительность анализато­ров может быть охарактеризована количественно путем изме­рения абсолютных и дифференциальных порогов. Абсолютные пороги разделяют на верхние и нижние.

    ^ Нижним абсолютным порогом называется та наименьшая величина раздражителя, которая способна вызвать едва заметное ощущение.

    Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное раздражителю ощущение.

    ^ Дифференциальным порогом, или порогом различения, называется то наименьшее изменение раздражителя, которое вызывает едва заметное различие в ощущениях.

    ^ 2.1. АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ЗРИТЕЛЬНОГО ОЩУЩЕНИЯ

    Оборудование: кольцо Ландольта.

    Порядок исследования: Проводится с несколькими лицами, в комнате, освещенной хорошо и обязательно одинаково для всех исследуемых.

    ^ Учет результатов: При наблюдении следует установить, спокойно или напряженно всматривается исследуемый в объект. При опросе выяснить, когда он остановился: совершенно отчет­ливо увидев разрыв или только догадывался.

    Количественные показатели получают измерением рас­стояния, с которого исследуемый впервые правильно увидел направление разрыва, у всех исследуемых при каждом повтор­ном эксперименте оно должно меняться. Эксперимент повто­ряется 5 раз.

    ^ Анализ результатов: Метод позволяет оценить измене­ния порога зрительного ощущения у исследуемого в результа­те утомления и определить его различие у разных лиц. Чем больше расстояние, с которого исследуемый увидел направле­ние разрыва, тем ниже его абсолютный порог зрительного ощущения и тем выше чувствительность. Если исследуемый видит разрыв кольца с расстояния М = 5, т.е. под углом 1°, то

    его острота зрения 03 - 1, если же с меньшего расстояния, то она определяется по формуле Дондерса:

    03 = М/5,

    где М - расстояние, с которого испытуемый увидел разрыв.

    ^ 2.2. АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ СЛУХОВОГО ОЩУЩЕНИЯ

    Оборудование: Звуковой генератор с наушниками.

    Порядок исследования: Экспериментатор, вращая диск генератора по часовой стрелке, усиливает звук; вращая против часовой стрелки - ослабляет его. Величина раздражения постепенно увеличивается до того момента; когда испытуемый впервые ощутит звук, а затем постепенно уменьшается до тех пор, когда исследуемый впервые перестанет слышать его.

    ^ Учет результатов: Наблюдение ведется за поведением обследуемого. При опросе надо выяснить, уверенно или не очень уверенно он реагировал на звук.

    Количественные показатели сводят в протокол (отме­чая знаком «+» показания «СЛЫШУ и знаком «-» - «НЕ СЛЫШУ»).

    ^ Анализ результатов:

    Абсолютный порог слухового ощущения Е определяется по формуле:

    Е = (Е, + Е 2)/2,

    где Е, - показания генератора, соответствующие появлению слышимости при усилении звука, а Е 2 - при его ослаблении.

    ^ 2.3. ТАКТИЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ

    Оборудование: Эстезиометр или штангенциркуль.

    Порядок исследования: Экспериментатор прикасается к руке исследуемого ножками эстезиометра, не надавливая на кожу, и сначала постепенно разводит их до появления ощу­щения 2 прикосновений, а затем сближает до появления ощущения одного прикосновения.

    Анализ результатов проводится аналогично методике 2.2.

    ^ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ

    И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ


    Восприятие - это процесс отражения в сознании челове­ка непосредственно воздействующих на органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении.

    В основе классификации восприятии, так же как ощущений, лежит различие в анализаторах, участвующих в восприятии.

    В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осяза­тельные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

    Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий.

    Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение.

    В соответствии с этой классификацией выделяют:

    ^ 3.1. МЕТОДИКА «КОМПАСЫ»

    Методика предназначена для исследования восприятия про­странственных отношений и сообразительности.

    Для проведения обследования необходимо иметь специаль­ные бланки, карандаши, секундомер и демонстрационный плакат.

    Задание состоит в определении направления стрелки в каж­дом из 50 компасов, изображенных на бланке, в ограничен­ное время.

    Дайте указание подписать бланки. Затем эксперт подает команду о начале работы и включает секундомер.

    Результаты обследования обрабатываются с помощью клю­ча. Определяются следующие показатели:


    • общее количество просмотренных компасов - произво­
      дительность (Р);

    • время выполнения задания (Т);

    • количество ошибок - число неправильно отмеченных
      компасов (п);
    279






    280

    Образец демонстрационного плаката



    ключ

    281


    ^ Шкала балльных

    щенок производительности

    Производи­тельность. (кол-во компасов)

    Мень­ше 7

    7-10

    16-21

    21-24

    25-29

    30-36

    37-46

    47-49

    50

    Баллы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    ^ 3.2. МЕТОДИКА «ШКАЛЫ ПРИБОРОВ»

    Методика предназначена для исследования зрительного вос­приятия приборной информации и способности быстрой и точ­ной ее оценки. Для проведения необходимы специальный бланк, карандаши, секундомер, демонстрационный плакат (рис.1).

    Рис 1 Демонстрационный плакат к методике «ШКАЛЫ ПРИБОРОВ»

    При обработке результатов учитывается количество оши­бок и время выполнения задания в секундах

    ^ Шкала балльных оценок времени выполнения задачи


    Выполне-

    ние зада-

    141

    123-

    102-

    93-

    84-

    72-

    60-

    57-

    51-

    50

    ния, с

    и >

    140

    122

    101

    92

    83

    71

    59

    56

    и

    Баллы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10
    Обеспечение Секундомер (или часы с секундной стрелкой). Демонстрационный плакат с изображением 50 компасов (или индивидуальные бланки задания аналогичного содержания).


    Инструкция
    сов с указанием в виде черточки на одну из 8 сторон света (ЮЗ, С, СВ и т.д.). Задание: определить, в какую сторону света направлена стрелка, изображенная на каждом компасе. На выполнение задания отводится 10 мин. Ответы записываются в виде названий сторон света (СЗ, ЮВ, Ю,...) в 50 кружках бланка ответов, расположенных так же, как компасы на демонстрационном плакате. Вращать индивидуальный бланк-задание в целях облегчения принятия решения не разрешается.
    Оценка осуществляется в баллах по количеству правильных ответов в соответствии с таблицей:





    Количество правильных ответов испытуемого находится из эталонной таблицы, содержащей правильные ответы:

    Инструкция Испытуемому предлагается на ощупь (при полном отсутствии зрительного контакта с ней) воспринять и запомнить фигуру. Через 1 мин, убрав ее из поля зрения испытуемого, по - просить его нарисовать данную фигуру на бумаге. Убрать листок с зарисовкой и предложить испытуемо - му теперь уже зрительно (в течение не более 1 мин) воспринять фигуру и вновь зарисовать ее на бумаге. Выполнить описанные операции с каждой из шести фигур.
    Анализ и интерпретация результатов
    Качество выполнения задания оценивается в баллах (от 1 до 5) по степени совпадения каждой фигуры с ее двумя зарисовками (при тактильном и зрительном восприятии) Баллы выставляются в соответствии со шкалой, представленной в таблице:
    Итоги сравнения заносятся в таблицу результатов.

    (КТВ):

    где Nср.т., Ncp.3p. - соответственно средний балл при тактильном и зрительном восприятии.

    Еще по теме Методика изучения восприятияпространственных отношений («Компасы»):

    1. 11.7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
    2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    3. Степанищев А.Т.. Методика преподавания и изучения истории: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений: В 2 ч. Ч. 1., 2002
    4. Степанищев А.Т.. Методика преподавания и изучения истории: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений: В 2 ч.Ч. 2., 2002

    Рассказал о своем поступлении в летный институт: какие задания дают абитуриентам на профессиональном отборе и как к нему подготовиться.

    Поступление разбито на вступительные испытания. Сначала медицинская комиссия. Если вы ее прошли, отправляетесь на профессиональный отбор. Если проходите его - вашу судьбу решат результаты ЕГЭ. Если вы не прошли одно испытание - на следующее вас не допустят.

    Что входит в профессиональный отбор

    1. Опросник

    Выдается около 500 вопросов на проверку характера. За нечестные ответы абитуриент переписывает опросник, при повторной нечестности его снимают с отбора.

    2. Методика «Кольца Ландольта»

    Выполнение. Как мы видим, внизу под графой «Проба» вычеркнуты два кольца (их вычеркнет психолог на свое усмотрение). Наша задача - вычеркивать кольца из бланка с точно таким же расположением разрезов, причем вычеркивать точно таким же способом, который указал психолог.

    С помощью этого задания изучают произвольное внимание и оценивают темп психомоторной работы, работоспособность и устойчивость к монотонной работе, требующей постоянной сосредоточенности. Отведенное время - 5 минут.

    3. Методика «Шкалы приборов»

    Выполнение. Перед нами 9 амперметров с разной шкалой и ценой деления. Наша задача - узнать, сколько показывает каждый амперметр. Смотрим на первый из них, левый верхний. Что мы видим? Стоит цифра 5. От нуля до нее - пять делений. Значит, цена одного деления - 1. Отсюда видим, что наш амперметр показывает 4. Причем если стрелка левее нуля, то перед показанием амперметра нужно ставить знак «минус», а если правее, то «плюс». И так со всеми амперметрами. Под амперметрами расположены схемы, по которым мы суммируем показания амперметров.

    4. Красно-черная таблица (КЧТ)

    Отыскиваем все числа таким образом: «24 красная - 1 черная, 23 красная - 2 черная». То есть красные на убывание, черные - на прибывание. После каждой цифры есть буква, после нахождения цифры ее надо записывать. В нашем случае должен получиться ряд букв ЕЕМХОИ и так далее.

    5. Методика «Установление закономерностей»

    Слева перед каждой строчкой изображены значки «:», «+», «?», «*» и так далее. Этими условными знаками обозначены одно или несколько слов из тех, что есть в данной строчке. Ваша задача - отыскать и подчеркнуть эти слова. Отведенное время - 8 минут.

    6. Методика «Компасы»

    Нужно определить направление, указанное стрелкой относительно переменной системы координат. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк нельзя. Отведенное время - 5 минут.

    7. Диктант 1

    Диктуется большое количество слов в умеренно быстром темпе. Ваша задача - писать как можно быстрее и больше слов. Чем больше записали, тем лучше. На грамотность тут не смотрят, главное - количество. То есть вместо «молоко» можно записать «малако», вместо «автор» - «афтар», «здесь» - «стесь». И это будет верно.

    8. Диктант 2

    Диктуются те же слова, что и в первом диктанте, но читаются они наоборот: не «молоко», а «околом». Ваша задача - записать как можно больше слов. Как слышите, так и пишете. Переворачивать слова обратно не нужно.

    9. Диктант 3

    Диктуется море слов в неимоверно быстром темпе. Ваша задача - написать как можно больше слов как можно быстрее. Почти все. Осталось два испытания.

    10. Беседа

    Это обычная беседа, разговор. Испытуемого спрашивают, почему он захотел стать пилотом и так далее. Желательно выучить фамилии известных летчиков, космонавтов, праздники гражданской авиации.

    11. Прибор «Абитуриент»

    Нужно нажимать определенные кнопочки, когда загораются лампочки.

    Если абитуриент успешно прошел профессиональный отбор, ему остается предоставить документы и результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. К военным летчикам требования жестче, чем к гражданским: им еще нужно стопроцентное зрение, правильное цветоощущение, также регламентированы артериальное давление, индекс массы тела, рост в положении стоя и сидя, длина ног и рук.

    Оперирование пространственными представлениями

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

    Методика «Компасы»

    Для проведения исследования крайне важно иметь специальный бланк, карандаш, секундомер, классную доску или вспомогательную таблицу. Вспомогательная таблица представляет собой демонстрационный чертеж с изображением компаса. На бланке методики схематически изображены компасы (по 5 компасов на каждой из 10-ти строчек), на каждом компасе имеется обозначение всœего лишь одной стороны света и стрелка, указывающая на какую-либо необозначенную сторону света. Компасы ориентированы в самом различном направлении («север» может быть вверху, сбоку, внизу и т.д.). Обследуемый должен определить, на какую сторону света указывает стрелка на каждом компасе, и написать ответ под компасом в сокращенном виде (С, В, Ю, 3, СВ, ЮВ, СЗ, ЮЗ). Обследуемые подписывают бланки и убирают их.

    Ассистент вешает демонстрационный чертеж. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Всем вам знакомо расположение сторон света на компасе или на географической карте: вверху - север, напротив него, внизу - юг, налево от севера - запад, направо - восток; между севером и востоком - северо-восток, между севером и западом - северо-запад, между югом и востоком - юго-восток, между югом и западом - юго-запад (показать на демонстрационном чертеже).

    Теперь представим себе, что мы повернули компас вокруг оси так, что на месте северо-востока окажется юго-запад. Как видите, порядок расположения сторон света не изменился.

    На ваших бланках (показать) имеются схематические изображения компасов со стрелками. Компасы ориентированы не по карте, а самым различным образом, причем на каждом компасе указано только какое-нибудь одно из вышеперечисленных направлений (С, Ю, В, 3, СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ). Стрелка компаса может указывать на любое из восьми направлений. Какое именно - можно определить, сопоставив положение стрелки с направлением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дано на компасе (разобрать по демонстрационному чертежу пять компасов: первый самостоятельно, остальные с помощью аудитории).

    Ваша задача состоит по сути в том, чтобы определить, куда показывают стрелки в каждом компасе, и написать под компасом ответ в сокращенном виде.

    Писать названия сторон света на бланках и поворачивать их не разрешается. В случае если вы за 10 мин работы не успеете полностью решить всœе задания, то по команде экспериментатора "Закончить работу!" поставьте вертикальную черту за последним просмотренным компасом. В случае если вы закончите работу раньше 10 мин, то поднимите руку, я сообщу вам время, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нужно записать на бланке. По команде "Приготовиться!" возьмите бланк из папки и карандаш, по команде "Начали!" приступите к работе, по команде "Закончить работу!" поставьте вертикальную черту и уберите бланк под папку. Какие есть вопросы?»

    Экспериментатор отвечает на вопросы. Демонстрационный чертеж убирается. Подается команда о начале работы, включается секундомер. В ходе выполнения задания экспериментатор и ассистент наблюдают за обследуемыми и в случае крайне важности помогают, делая об этом запись в протоколе. Через 10 мин подается команда «Закончить работу!»

    Похожие статьи