• Подвижные игры. Птицы и кукушка Подвижная игра кукушка

    09.12.2023

    Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

    Подвижные игры для дошкольников

    Подвижные игры для младшего дошкольника

    Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

    • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

    Цель: развивать двигательную активность

    Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

    Мыши водят хоровод,
    На печи дремлет кот.
    Тише мыши, не шумите,
    Кота Ваську не будите,
    Вот проснется Васька кот —
    Разобьет наш хоровод!»

    Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

    • Игра "Солнышко и дождик"

    Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

    Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

    • Игра "Воробушки и кот"

    Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

    Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

    Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

    • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

    Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

    Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

    Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

    • Игра "Кот и мыши"

    Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

    Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

    Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

    • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

    Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

    Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

    У медведя во бору
    Грибы, ягоды беру.
    А медведь не спит,
    И на нас рычит.

    Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

    • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

    Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

    Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

    Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

    • Игра "Птички и кошка"

    Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

    Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

    Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

    • Игра "Снежинки и ветер"

    Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

    Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

      Подвижная игра "Найди себе пару"

    Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

    Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

    Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

    • Подвижные игры для детей 5-7 лет

    У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

    • Игра "Медведь и пчелы"

    Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

    Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

      Игра "Горелки"

    Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

    Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло,
    Глянь на небо —
    Птички летят,
    Колокольчики звенят!
    Раз! Два! Три! Беги!

    Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

    • Подвижная игра "Два мороза"

    Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

    Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

    • Игра "Хитрая лиса"

    Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

    Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

    После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

    • Игра "Ловля оленей"

    Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

    Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

      Игра "Удочка"

    Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

    Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

    • Игра "Охотники и соколы"

    Задачи: упражняться в беге.

    Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

      Игра "Паук и мухи"

    Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

      Подвижная игра "Мышеловка"

    Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

    Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

    «Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
    Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

    Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

    Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

    Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

    Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

      Игра "Бездомный заяц"

    Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

    Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

    Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

    Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

    • Подвижная игра "Ноги от земли"

    Задачи: учиться соблюдать правила игры.

    Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

      Игра "Пустое место"

    Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

    Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

    • Подвижная игра "Третий лишний"

    Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

    Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

    • Игра "Перестрелка"

    Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

    Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

    Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

    Подвижные игры на прогулке

    Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

    Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

    • Игра "Поезд"

    Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

    Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

    • Подвижная игра "Жмурки"

    Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

    Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

    • Игра "День и ночь"

    Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

    Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

    • Игра "Корзинки"

    Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

    Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

    • Игра "Хватай, убегай"

    Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

    Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

    В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

    Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

    Подвижные игры в старшей группе (5-6 лет) усложняются, приобретают осознанность. Если малышам надо просто побегать, то дошкольники сознательно соблюдают правила сами и следят, чтобы так же поступали товарищи.

    Особую пользу от подвижных игр получают особые дети. Очень часто родители и педагоги задают вопрос: как развивать гиперактивного ребенка, который не то, что сосредоточиться на ваших словах, на месте пары минут не может усидеть. Подвижная игра здесь самый лучший выход.

    Подвижные игры для старшей группы

    1. "Пустое место".

    Играющие встают в круг лицом к середине. Один водящий выходит за круг, а остальные очерчивают вокруг себя кружки. Обегая круг, водящий дотрагивается до кого-нибудь рукой и продолжает бежать вперед. Осаленный выбегает из круга и бежит в противоположную сторону. Каждый из двух бегущих старается возможно скорее обежать играющих и встать на пустое место, покинутое осаленным. Не успевший занять пустое место становится водящим, а подвижная игра начинается снова.

    Обегая круг, нельзя хвататься руками за платье стоящих, при встрече бегущие должны держаться правой стороны. Нельзя вторично салить одного и того же ребенка; во избежание этого бегавшие, возвратясь в круг, стоят, заложив руки за спину. Водящий, которому пришлось обегать окружность (водить) 2–3 раза, больше не водит, его сменяет стоящий от него справа или слева.

    2. "Кот и мышка".

    Дети образуют круг, взявшись за руки, не замыкая его, т. е. оставляя в нем "ворота". Взрослый выбирает кота и мышку. Кот становится за кругом, а мышка – внутри него. Кот старается поймать убегающую мышку, пробегая в ворота круга или под руками детей. Дошкольники везде пропускают мышку, а кота стараются задержать, приседая и опуская сцепленные руки. Когда кот поймает мышку, они становятся в общий круг, а их роли передаются другим детям.

    3. "Удочка".

    Игроки образуют окружность, размещаясь на расстоянии разведенных в стороны рук. Взрослый встает в центр. У него в руках "удочка" – шнур с привязанным к концу мешочком с песком. Он вращает по окружности шнур. Играющие внимательно наблюдают за мешочком и при приближении подпрыгивают на месте (мешочек не должен коснуться ног). Тот, кого "удочка" заденет по ногам, проигрывает и отходит в сторону, пока не останутся 2–3 ребенка.

    4. "Самолет".

    Каждый малыш – самолет. Самолеты стоят в ангарах. Ангары располагаются любым способом: по окружности, шеренгой, колонной и др. Каждый летчик должен запомнить место своего ангара, чтобы вернуться точно туда. По сигналу летчики совершают полет: руки в стороны, движение в любом направлении. Условие: руки не сгибать (считается поломкой крыльев). Если встретился с другим самолетом, то можно "планировать": наклоняться вправо, влево, вперед, но руки не сгибать. По сигналу летчики возвращаются в ангары.

    Сигналы дает взрослый. По первому сигналу все поднимают руки в стороны и начинают полет. По второму сигналу все бегут на места за три счета или три удара (в барабан, ладоши) взрослого. Тот, кто не успел добежать за это время, перепутал ангар, не планировал или сломал крылья (опустил их до второго сигнала), один раз не участвует в забаве. Подвижная игра повторяется до 4 раз

    5. "Пятнашки с домами".

    Назначается салка, который становится посреди площадки, комнаты. Остальные размещаются по домам. В зависимости от размера помещения таких домов может быть один или несколько. Салка не быстро, отчетливо произносит: "Раз, два, три! Все скорей беги. Я – салка!" Тем временем играющие должны выбежать своих домов и разбежаться по площадке, словами: "Не боимся салки мы" – дети бегают и увертываются от салки, укрываясь от него своих домах.

    Салка стремится осалить кого-нибудь, т. е. слегка ударить или просто дотронуться рукой. Осаленный становится новым салкой, поднимает руку, кричит: "Я – салка" – и бросается ловить остальных. Определенного конца подвижная игра не имеет. Новому салке не разрешается салить того, кем он был только что осален. Салка не имеет права салить тех, кто находится в доме.

    6. "Ловишка с мячом".

    Дети образуют кружок. Ловишка находится в центре. У его ног лежит мяч. Ловишка проделывает подскоки, наклоны, приседания, хлопки. Играющие повторяют за ним все движения. По сигналу взрослого: "Беги из круга!" – игроки бегут врассыпную. Задача: ловишка быстро берет мячик с земли и старается попасть им в кого-нибудь из убегающих. Затем по сигналу взрослого: "Раз, два, три, в круг скорей беги!" - игроки снова образуют круг. Ловишкой становится тот, в кого попал мяч. Если мячик пролетел мимо, остается прежний ловишка, и все продолжают играть.

    7. "У медведя на бору".

    Игроки выбирают медведя, для которого отводится определенное место – берлога. В двух шагах от берлоги проведем линию – это опушка леса. Дети стоят на противоположной стороне от берлоги. Они подбегают к линии, имитируют сбор ягод, грибов, одновременно все вместе начинают нараспев приговаривать:

    1. "У медведя на бору
    2. Грибы, ягоды беру,
    3. Злой медведь не спит, все на нас глядит.
    4. А потом как зарычит да за нами побежит!".

    На последнем слове медведь с рычанием выбегает из берлоги, кого-нибудь ловит и отводит к себе в берлогу. Когда будут пойманы все, выбирается другой медведь. Медведю нельзя выбегать из берлоги, а детям убегать от нее до того, пока не будет сказано последнее слово.

    8. "Голуби и ястреб".

    На одном конце площадки обозначается голубятня, в которой помещаются голуби, на другом - дом ястреба. Хозяин выпускает голубей из голубятни сигналом "Кыш!", и голуби начинают летать по площадке. На возглас: "Ястреб летит!" - ястреб вылетает из своего гнезда, ловит голубей и ведет в свой дом. Подвижная игра кончается, когда ястреб переловит всех голубей. Тогда выбирается новый ястреб, и подвижная игра продолжается. Голуби и ястреб вылетают по определенным сигналам. Новый ястреб выбирается из числа непойманных голубей. Голуби не имеют права спасаться в доме.

    9. "Салки с перебежками".

    На противоположных концах площадки два дома. Играющие становятся в одном из домов. В середине площадки между домами становится водящий. Играющие говорят хором: "Раз, два, три! А ну-ка, догони!" С последними словами все перебегают из дома, где стояли, в другой дом – напротив. Водящий салит или ловит кого-нибудь. Осаленный или пойманный удаляется, а дети перебегают из нового дома в прежний и т. д.

    Подвижная игра кончается, когда водящий поймает всех. Играющие могут выбегать только по слову "догнать". Водящий имеет право ловить (салить) только вне дома: пойманные не должны вырываться из рук водящего. Когда он переловит всех играющих, выбирают нового водящего. С началом новой подвижной игры все пойманные играют вновь.

    10. "Птицы и кукушка".

    Все играющие изображают птиц и имеют по отдельно очерченному месту – гнезду. Только у кукушки гнезда нет. По сигналу взрослого: "Кыш, полетели!" – птицы летят из гнезд и летают, где им угодно. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу ведущего: "Домой!" все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое гнездо. Кто остался без гнезда будет кукушкой. Подвижная игра продлится несколько раз по желанию детей.

    11. "Болото".

    Проводят две параллельные линии на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кружков на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а вокруг болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – "замочил" ноги и выходит из подвижной игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

    12. "Зайцы в огороде".

    На полу или на земле чертят окружность, чтобы все дети могли свободно стать вокруг неё примерно на шаг друг от друга. Это огород. Выбирается сторож огорода – становится внутри в маленький кружок. Остальные – зайцы – размещаются за чертой и прыгают в огород, чтобы поесть капусту. Сторож старается запятнать кого-нибудь из прыгнувших в огород и не успевших своевременно выпрыгнуть. Запятнанный идет в маленький кружок в середине и остается там. Подвижная игра кончается, когда будут пойманы все ребята.

    Попадать в огород, передвигаться и возвращаться из него можно только прыжками. Прыгать можно заранее обусловленным способом – на обеих ногах или на одной. Игрок, неправильно впрыгнувший или выпрыгнувший, идет в середину, в маленький кружок; сторож может пятнать только находящихся в кругу. Когда пойманы 3–5 зайцев, выбирают нового сторожа из стоящих в большом кругу, но не из пойманных или попавших за нарушение правил в середину круга. С возобновлением подвижной игры, стоявшие в середине круга возвращаются обратно в большой круг.

    13. "Ворона и воробьи".

    Играющие образуют кружок, который изображает большую лужу, образовавшуюся после дождя. В луже купаются воробьи. Выбирается ворона, которая помещается в стороне от круга. Играющие подпрыгивают на обеих ногах: впрыгивая в круг и выпрыгивая из него. По сигналу руководителя: "Ворона!" – ворона, находящаяся вне круга, летит к луже и прогоняет (салит) воробьев, не успевших вовремя выпрыгнуть. Осаленные выходят из игры. Подвижная игра кончается, когда ворона осалит 2–3 воробьев (согласно условию). Те, которых ворона ни разу не осалила, считаются победителями.

    14. "Катай мяч".

    Все садятся в кружок, ноги скрестно, лицом к середине, и начинают перекатывать по земле (друг другу) большой мяч в любом направлении. Каждый, к кому докатывается мячик, старается оттолкнуть его от себя рукой. Если ребенок не сумеет оттолкнуть мяч и тот коснется какой-нибудь части его тела, ребенок отворачивается спиной к середине круга и не участвует в игре. Но как только мяч коснется следующего игрока, первый поворачивается лицом в круг и снова присоединяется к игре.

    Подвижная игра кончается, когда треть или половина группы нарушит правила. Мяч разрешается только катать по полу. Отталкивать мячик можно обеими руками или одной, смотря по уговору, но не ногами. Нарушивший одно из этих правил выбывает из игры на тех же условиях, что и тот, кто не успел оттолкнуть от себя мяч. Если мячик проскочил между двумя детьми, то выходит из игры тот, у которого он прошел справа (при условии толкать мяч двумя руками или одной правой) или слева (при условии толкать мячик одной левой рукой).

    15. "Мяч по кругу".

    Играющие встают по окружности, лицом внутрь. Между ними расстояние один-два шага. Им дается задание: каждый начертит вокруг себя маленький кружочек. По счету: "Раз два, три!" – игроки передают или перебрасывают большой легкий мяч. Тот, кто мяч уронит, покидает игру до тех пор, пока другой ребенок не нарушит правила – не уронит мяч. Подвижная игра кончается, когда мяч обойдет круг 1–2 раза.

    Условие: передавать или перебрасывать мячик можно только стоящему рядом, причем в одну сторону (вправо или влево). Запрещается передавать мячик через одного, ронять, выходить из очерченного кружка. Нарушивший правила временно выходит из игры (поворачивается спиной, пока другой ребенок не нарушит одного из перечисленных условий). Мячик должен быть легким, размером 20 см в диаметре. Вместо мячика можно передавать или перебрасывать небольшую подушку (15-20 см), набитую сеном, тонкими стружками. Когда игроки научатся передавать, не роняя, друг другу мяч, можно передачу заменить переброской.

    Подвижные игры вызывают особый энтузиазм, когда в них участвуют родители. Всем нам хочется видеть своих малышей здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и хорошо развитыми умственно. Эти качества зависят во многом от нас самих, от окружающей среды и того воспитания, которое получают дети.

    Досуг для старших дошкольников "Знатоки птиц". Сценарий

    Можаева Татьяна Викторовна
    Воспитатель ГБОУ «Гимназия №1565 «Свиблово» Дошкольное отделение №1707 Москва

    Это досуг-развлечение и в тоже время закрепление знаний детей о зимующих и перелётных птицах. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп детских садов, а так же учителям 1-2 классов.
    Задачи:
    Воспитательные:
    Воспитывать бережное отношение к птицам.
    Доставить детям удовольствие от возможности общаться друг с другом в совместных подвижных и весёлых играх.
    Образовательные:
    Закреплять умение различать зимующих и перелетных птиц.
    Закреплять умение различать голоса птиц в природе.
    Формирование умения обосновывать свой ответ.
    Развивающие:
    Развивать логическое мышление, воображение.
    Развивать внимание, память.
    Развивать творческие интеллектуальные способности детей.

    Оборудование и материалы:
    Эмблемы для каждого игрока двух команд
    Магнитные доски с магнитами
    Предметные картинки: тетерев, дятел, журавль, голубь, ласточка, ворона, сова, сорока, кукушка, клёст, трясогузка, грач, цапля, соловей, скворец, синица.
    Два рисунка с контурами птиц.
    Запись на диске «Голоса птиц»
    Призы для награждения.

    Ход досуга:

    Ребята, сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Наш праздник так и называется «Знатоки птиц», поэтому все задания будут про птиц.
    В соревновании на звание «Знатоков птиц» примут 2 команды. Команда «Снегири» и команда «Синицы». Выбираются капитаны команд. Оценивать ваши знания будет жюри. В конце праздника оно подведёт итоги и объявит команду, победившую в нашем соревновании и присвоит звание «Знатоков птиц».Этот конкурс можно начать стихотворением украинского поэта Л.Глибова в переводе Р.Зославского.
    Белобокая сорока
    Прилетела из далека,
    Не сказала где была,
    Но зато она, ребятки.
    Очень хитрые загадки
    На хвосте нам принесла.

    Забияка и воришка
    Носит серое пальтишко.
    На лету хватает крошки
    И боится хитрой кошки.
    (Воробей)

    Ей в ночь глухую не до сна
    Промысел ведёт она.
    (Сова)

    Проживает в странах жарких,
    А в нежарких – в зоопарках.
    И спесив он, и хвастлив,
    Потому, что хвост красив.
    (Павлин)

    Что за птица
    Мороза не боится,
    Хоть снега лежат везде,
    У неё птенцы в гнезде?
    (Клёст)

    Северные гости
    Клюют рябины грозди.
    Так нарядны и ярки,
    На головках – хохолки.
    (Свиристели)

    Маленький певец лесной
    Лучше всех поёт весной.
    (Соловей)

    Кто по тропочке идет
    Быстрыми шажками,
    Длинным хвостиком трясёт?
    Догадайтесь сами.
    (Трясогузка)

    Длиннохвостая она,
    Со спины черным – черна.
    Брюхо белое да плечи.
    Тарахтенье вместо речи.
    Хоть кого увидит – вмиг
    Подымает стрекот - крик.
    (Сорока)

    Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет.
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет.
    (Скворец)

    Это старый наш знакомый,
    Он живет на крыше дома –
    Длинноногий, длиннохвостый,
    Длинношеий, безголосый.
    Он летает на охоту
    За лягушками в болото.
    (Аист)

    На когтях на ствол сосновый
    Влез монтер красноголовый.
    Он трудился на весу,
    Но не вспыхнул свет в лесу.
    (Дятел)

    2 Задание. «Птичья пляска»

    Сейчас мы поиграем в подвижную игру. Правила игры: когда звучит музыка вы все танцуете, но как только музыка прекратится, я буду называть птиц, и если названная птица живет с нами зимой, вы останетесь на месте, если улетает – вы присаживаетесь. Итак, знаете ли вы зимующих и перелётных птиц?
    Птицы: лебедь, воробей, соловей, грач, ворона.
    Жюри оценивает действия детей. Лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает призовые баллы.

    3 Задание. «Задачи»

    Вот забавные задачи
    Ожидают смельчаков.
    Пожелаем им удачи
    Выходите! Кто готов?

    Четыре сороки прилетели на уроки.
    Одна из сорок не знала урок.
    Сколько прилежно трудилось сорок?
    (4 – 1 = 3)

    Подогрела чайка чайник,
    Пригласила девять чаек:
    Приходите, все на чай!
    Сколько чаек?
    Отвечай!
    (9 + 1 = 10)

    В садик тёти Гали
    Пять гусей забрались.
    Четырёх прогнали.
    Сколько там осталось?
    (5 – 4 = 1)

    Сколько маленьких утят
    Плавать и нырять хотят?
    Три уплыли далеко,
    Два нырнули глубоко.
    Сколько их всего в пруду?
    Сосчитать я не могу.
    (3 + 2 = 5)

    4 Задание. Игра «Прилетели птицы»

    Воспитатель предупреждает детей:
    - Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопайте. Начинаем:
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Мухи и стрижи… (дети хлопают)
    Воспитатель. Что неправильно?
    Дети. Мухи.
    Воспитатель. А мухи – это кто?
    Дети. Насекомые.
    Воспитатель. Правильно. Продолжаем.
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Аисты, вороны,
    Галки, макароны… (дети хлопают)
    Воспитатель. Начинаем снова.
    Прилетели птицы:
    Голуби, куницы…
    Если дети не обратили внимания на куницу, воспитатель объявляет счет: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Игра продолжается.
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, стрижи,
    Галки и чижи,
    Комары, кукушки … (дети хлопают)

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, стрижи,
    Галки и чижи.
    Аисты, кукушки,
    Лебеди, скворцы
    Все вы молодцы!.
    Капитанам выдается по одному рисунку, на котором прорисованы контуры птиц, наложенные один на другой.
    Задание: посчитать количество птиц, изображенных на рисунке и назвать их.


    Жюри оценивает ответы.

    6 Задание. Подвижная игра «Кукушка».

    Считалкой выбирается кукушка.
    Шла кукушка мимо сети,
    А за нею малы дети.
    Кукушата просят пить.
    Выходи – тебе водить.

    Остальные дети разбиваются на пары. Каждая пара – гнездо – становится на расстояние вытянутых рук, одна от другого по кругу, лицом к центру.
    Кукушка бежит за спиной у игроков, легонько хлопает по плечу любого стоящего с внешней стороны круга игрока – птичку и при этом говорит «Ку –ку». Кукушка летит дальше по кругу и птичка тоже, но в противоположную сторону. Игрок, который стоял впереди птички, занимает ее место. Перед ним свободно. Задача кукушки – занять место в гнезде. Если ей это удается раньше птички, то та становится кукушкой, бежит по кругу, кричит «Ку – ку» и хлопает по плечу любую другую птичку. Если нет, то кукушка продолжает водить, пока не займет чьё-нибудь гнездо.

    7 Задание. «Найти ошибки»

    .
    Задание для 1-ой команды :
    На магнитной доске зимующие птицы (2 ошибки)
    Тетерев, дятел, журавль, голубь, ласточка, ворона, сова, сорока.

    Задание для 2-ой команды :
    На магнитной доске перелетный птицы (2 ошибки)
    Кукушка, клест, трясогузка, грач, цапля, соловей, скворец, синица.

    9 Задание. «Вопросы о птицах»

    Каким птицам хорошо живется зимой и почему?
    Где зимуют синицы и трясогузки? (Синицы в наших краях, трясогузки улетают на юг).
    Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (Кукушка не вьет гнезда).
    Почему снегирю дано такое имя? (Прилетает с первым снегом).
    С прилетом каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей).
    Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
    Какую птицу называют «ледоломкой»? (Трясогузку)
    Каких птиц называют «березовыми птицами»? (Дятлов. Их окраска сливается с узором на бересте березы).
    В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона – утром и днем, а сова – ночью).

    Наше командное соревнование «Знатоков птиц» закончено. Жюри подводит итоги и награждает участников.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

    1. Кукушка

    Дети стоят в кругу.

    В центре водящий с закрытыми глазами.

    Дети идут по кругу и поют:

    К нам кукушка в огород

    Прилетела и поет

    Ты кукушка не зевай

    Кто кукует отгадай»

    Воспитатель указывает на любого в кругу.

    Ребенок пропевает «Ку-ку».

    2. «Заинька –горностаинька»

    По считалке выбирается «Заинька»

    Дети идут по кругу пропевая слова:

    Заинька- горностаинька

    Некуда заиньки выскочить

    Кругом заборы высокие

    А у заиньки ножки коротенькие

    Ну-ка зайка скоком-скоком,

    Повернись-ка боком-боком,

    Ну-ка зайка повернись

    Кому хочешь, поклонись.

    С окончание пения зайка выбирает нового водящего.

    3. «Овощи»

    Дети идут по кругу взявшись за руки.

    В центре круга водящий с завязанными глазами.

    Все поют:

    Как то вечерком на грядке

    Репа свекла, редька, лук

    Поиграть решили в прятки

    Но сначала встали в круг

    Останавливаются, считают загибая пальцы

    Водящий кружится.

    Рассчитались четко тут же

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Прячься лучше,

    Прячься глубже.

    Ну а ты иди искать.

    Дети приседают, водящий идет искать.

    Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

    4. «Барашек»

    Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

    Ты барашек серенький,

    Ты барашек беленький,

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили,

    Ты нас не бодай,

    С нами поиграй

    Скорее догоняй.

    С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит.

    Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

    5. «Шапочка аиста»

    Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

    Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

    Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

    Аист: Я над речкою гулял

    Здесь я шапку потерял

    Новенькую шапку

    Тепленькую шапку

    Красненькую шапку.

    Дети идут по кругу.

    Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:

    Ребенок: Я на реку пришел

    Здесь я шапочку нашел

    Новенькую шапку

    Тепленькую шапку

    Красненькую шапку.

    С концом песни все останавливаются.

    Ребенок: Ну попробуй догони

    Свою шапку отними.

    Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

    Если аист не поймает, до водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

    6. «Игра с колокольчиком»

    Звучит музыка.

    Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

    В центре круга ребенок с колокольчиком.

    С началом пения идут противоходом.

    Ребенок с колокольчиком поет:

    С колокольчиком хожу

    На ребяток я гляжу

    Колокольчик золотой

    Кто плясать пойдет со мной?

    В конце песни ребенок с колокольчиком

    выбирает того, с кем будет танцевать.

    Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.

    Выбранный ребенок становится ведущим.

    7. «Звездочет»

    Дети стоят в кругу. В центре Звездочет.

    Дети идут по кругу вправо и поют:

    В небе звездочки мигают

    Звездам хочется играть

    Звездочет считает звезды

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Припев: (идут в круг, отходят назад.)

    Звездочет, звездочет,

    Поиграй- ка с нами!

    Что покажешь ты нам

    Отгадаем сами.

    Дети отгадывают, что делает звездочет.

    2 вариант:

    Мы позвали Звездочета

    Пусть считает нас подряд

    В нашем садике как в небе

    Много звездочек –ребят.

    Звездочет:

    Отгадает кто из вас

    Что я делаю сейчас?

    Кто отгадает, что делает Звездочет, тот становится Звездочетом.

    8. «Аист и лягушки»

    Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

    В центре круга аист.

    Дети идут по кругу поют

    Аист ходит, высоко поднимая ноги

    и взмахивает руками-«крыльями»

    Аист вышел на охоту

    Ходит, ходит по болоту.

    Очень хочется лягушкой закусить,

    Очень хочется лягушку проглотить!

    Лягушки прыгают

    Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

    Лягушки поют:

    Кваки, кваки, ква ква.ква.

    С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит.

    Кого поймал, тот становится аистом.

    9. «Горелки»

    Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

    В центре круга стоит водящий.

    На голове может быть маска зайца.

    Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются.

    С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару.

    Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

    Косой, косой,

    Не ходи босой,

    А ходи обутый,

    Лапочки закутай,

    Если будешь ты обут,

    Волки зайца не найдут,

    Не найдёт тебя медведь.

    Выходи, тебе гореть!

    10. «Весёлые ребята»

    На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:

    Мы, весёлые ребята,

    Любим бегать и скакать.

    Ну, попробуй нас поймать!

    Раз, два, три – лови!

    После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

    После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

    11. «Космонавты»

    Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

    Ждут нас быстрые ракеты

    Для прогулок по планетам.

    На какую захотим,

    На такую полетим!

    Но в игре один секрет:

    Опоздавшим места нет!

    Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.

    Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.

    12. «Заря –заряница»

    Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря-заряница,

    Красная девица,

    По полю ходила,

    Ключи обронила,

    Ключи золотые,

    Ленты голубые,

    Кольца обвитые -

    За водой пошла’!

    С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

    Игра повторяется.

    Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

    13. «Карусель»

    Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

    Еле-еле, еле-еле

    Завертелись карусели, а потом кругом,

    А потом кругом-кругом,

    Всё бегом-бегом-бегом.

    Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

    Тише, тише, не спишите!

    Карусель остановите.

    Раз и два, раз и два,

    Вот и кончилась игра!

    Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

    14. «Западня»

    Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.

    Внешний круг- обезьянки поют:

    Мы смешные обезьянки

    Мы прыгучки, кувыркалки

    Мы на месте не сидим

    И бананы мы едим.

    Внутренний круг – Тигры поют:

    А мы тигры – не смешные

    Мы голодные и злые

    Спойте песню еще раз

    Мы поймаем вас сейчас.

    По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

    15. «Зайка»

    Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

    Зайка, зайка! Что с тобой?

    Ты сидишь совсем больной.

    Ты вставай, вставай, скачи!

    Вот морковку получи! (2 раза)

    Получи и попляши!

    Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

    Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

    1. Кукушка

    Дети стоят в кругу.
    В центре водящий с закрытыми глазами.
    Дети идут по кругу и поют:

    К нам кукушка в огород
    Прилетела и поет
    Ты кукушка не зевай
    Кто кукует отгадай»

    Воспитатель указывает на любого в кругу.
    Ребенок пропевает «Ку-ку».
    Водящий должен угадать по голосу.

    2. «Заинька–горностаинька»

    Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По считалке выбирается «Заинька»
    Дети идут по кругу пропевая слова:

    Заинька-горностаинька
    Некуда заиньки выскочить
    Кругом заборы высокие
    А у заиньки ножки коротенькие
    Ну-ка зайка скоком-скоком,
    Повернись-ка боком-боком,
    Ну-ка зайка повернись
    Кому хочешь, поклонись.

    С окончание пения зайка выбирает нового водящего.

    3. «Овощи»

    Дети идут по кругу взявшись за руки.
    В центре круга водящий с завязанными глазами.

    Все поют:
    Как то вечерком на грядке
    Репа свекла, редька, лук
    Поиграть решили в прятки
    Но сначала встали в круг

    Останавливаются, считают загибая пальцы
    Водящий кружится.

    Рассчитались четко тут же
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Прячься лучше,
    Прячься глубже.
    Ну а ты иди искать.

    Дети приседают, водящий идет искать.
    Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

    4. «Барашек»

    Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

    Ты барашек серенький,
    Ты барашек беленький,
    Мы тебя кормили,
    Мы тебя поили,
    Ты нас не бодай,
    С нами поиграй
    Скорее догоняй.

    С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

    5. «Шапочка аиста»

    Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

    Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

    Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

    Аист: Я над речкою гулял
    Здесь я шапку потерял
    Новенькую шапку
    Тепленькую шапку
    Красненькую шапку.

    Дети идут по кругу.
    Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:

    Ребенок: Я на реку пришел
    Здесь я шапочку нашел
    Новенькую шапку
    Тепленькую шапку
    Красненькую шапку.

    С концом песни все останавливаются.

    Ребенок: Ну попробуй догони
    Свою шапку отними.

    Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

    Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

    6. «Игра с колокольчиком»

    Звучит музыка.
    Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
    В центре круга ребенок с колокольчиком.
    С началом пения идут противоходом.

    Ребенок с колокольчиком поет:
    С колокольчиком хожу
    На ребяток я гляжу
    Колокольчик золотой
    Кто плясать пойдет со мной?

    В конце песни ребенок с колокольчиком
    выбирает того, с кем будет танцевать.
    Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.
    Выбранный ребенок становится ведущим.

    7. «Звездочет»

    Дети стоят в кругу. В центре Звездочет.

    Дети идут по кругу вправо и поют:
    В небе звездочки мигают
    Звездам хочется играть
    Звездочет считает звезды
    Раз, два, три, четыре, пять!

    Припев: (идут в круг, отходят назад.)
    Звездочет, звездочет,
    Поиграй-ка с нами!
    Что покажешь ты нам
    Отгадаем сами.

    Дети отгадывают, что делает звездочет.

    2 вариант:

    Мы позвли Звездочета
    Пусть считает нас подряд
    В нашем садике как в небе
    Много звездочек –ребят.

    Звездочет:
    Отгадает кто из вас
    Что я делаю сейчас?

    Кто отгадает, что делает Звездочет. становится Звездочетом.

    8. «Аист и лягушки»

    Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
    В центре круга аист.
    Дети идут по кругу поют
    Аист ходит, высоко поднимая ноги
    и взмахивает руками-«крыльями»

    Дети:
    Аист вышел на охоту
    Ходит, ходит по болоту.

    Аист:
    Очень хочется лягушкой закусить,
    Очень хочется лягушку проглотить!

    Лягушки прыгают
    Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

    Лягушки поют:
    Кваки, кваки, ква-ква-ква.

    С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит.
    Кого поймал, то становится аистом.

    9. «Горелки»

    Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
    В центре круга стоит водящий.
    На голове может быть маска зайца.
    Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются.
    С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару.
    Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

    Косой, косой,
    Не ходи босой,
    А ходи обутый,
    Лапочки закутай,
    Если будешь ты обут,
    Волки зайца не найдут,
    Не найдёт тебя медведь.
    Выходи, тебе гореть!

    10. «Весёлые ребята»

    На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:

    Мы, весёлые ребята,
    Любим бегать и скакать.
    Ну, попробуй нас поймать!
    Раз, два, три – лови!

    После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

    После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

    11. «Космонавты»

    Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

    Ждут нас быстрые ракеты
    Для прогулок по планетам.
    На какую захотим,
    На такую полетим!
    Но в игре один секрет:
    Опоздавшим места нет!

    Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.

    Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.

    12. «Заря-заряница»

    Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря-заряница,
    Красная девица,
    По полю ходила,
    Ключи обронила,
    Ключи золотые,
    Ленты голубые,
    Кольца обвитые -
    За водой пошла!

    С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

    Игра повторяется.

    Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

    13. «Карусель»

    Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

    Еле-еле, еле-еле
    Завертелись карусели, а потом кругом,
    А потом кругом-кругом,
    Всё бегом-бегом-бегом.

    Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

    Тише, тише, не спешите!
    Карусель остановите.
    Раз и два, раз и два,
    Вот и кончилась игра!

    Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

    14. «Западня»

    Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.

    Внешний круг - обезьянки поют:
    Мы смешные обезьянки
    Мы прыгучки, кувыркалки
    Мы на месте не сидим
    И бананы мы едим.

    Внутренний круг – Тигры поют:
    А мы тигры –не смешные
    Мы голодные и злые
    Спойте песню еще раз
    Мы поймаем вас сейчас.

    По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

    15. «Зайка»

    Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

    Зайка, зайка! Что с тобой?
    Ты сидишь совсем больной.
    Ты вставай, вставай, скачи!
    Вот морковку получи! (2 раза)
    Получи и попляши!

    Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

    16. «Огуречик»

    Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

    Огуречик, огуречик,
    Ты совсем как человечек.
    Мы тебя кормили,
    Мы тебя поили,
    На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
    Танцевать заставили.
    Танцуй сколько хочешь,
    Выбирай, кого захочешь.

    Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

    17. «Курица и цыплята»

    Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

    Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

    Вышла курица-хохлатка,
    С нею жёлтые цыплятки,
    Квохчет курица: ко-ко,
    Не ходите далеко.

    Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

    На скамейке у дорожки
    Улеглась и дремлет кошка.
    Кошка глазки открывает
    И цыпляток догоняет.

    После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

    18. «Снежный ком»

    Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.

    Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
    Я иду за ним шажком

    Ком все больше становился и быстрее покатился

    (ускоряемся и в речи и в движениях)

    Ком все больше становился и быстрее покатился

    (еще ускоряемся)

    Угодил в калитку! Бух! Развалился!

    (аккуратно падаем)

    Из сугроба вылезаем

    И одежду отряхаем.

    19. «Яша»

    Яша садится посреди луга.
    Вокруг него водят хоровод, припевая:

    «Сиди, сиди, Яша,в ракитовом кусту
    Грызи, грызи, Яша,спелые орехи.
    Лови себе Яша, кого тебе надо.»

    Яша бросается за кем-либо.

    Пойманный становится Яшей.

    20. «Растим мак»

    Посредине круга сидит «мак».

    Хоровод поет:

    - Ай на горе мак, мак,
    Под горою бел бел!
    Ах вы маки-маковочки,
    Золотые головочки!
    Станьте вы в ряд,
    Спросим-те про мак.

    Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:

    - Сеяли ли мак?

    Хороводник отвечает:

    - Только землю вспахали.

    Повторяется припев. Игроки спрашивают последовательно: «Сеяли ли мак?

    - «Сеяли»
    - «Зацвел ли мак?»
    - «Зацвел»
    - «Поспел ли мак?»
    - «Поспел»,
    - «Отряхивайте.»

    Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником.

    21. «Овес»

    Все становятся в круг и поют:

    «Кто хочет знать, как сеют овёс
    Мой батюшка сеял так…

    Показывают движениями рук вперёд:

    «Потом отдыхал вот так…

    Становятся сложив руки крест-накрест.

    Потом кружатся в хороводе, припевая:

    - Овёс, овёс, давай Бог, чтоб ты рос!

    Новый куплет:

    - Кто хочет знать, как жнут овёс?
    - Отец мой жинал его так (показывают)
    - Потом отдыхал он вот так (показывает)

    После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа).

    22. «Капустка»

    Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

    Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

    Вейся вейся капустка моя
    Вейся вейся белая
    Как мне капустке виться
    Как мне зимой не валиться!

    Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» - поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.

    Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.

    Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

    После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».

    Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.

    Игра все время сопровождается пением.

    23. «Заинька»

    «Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:
    Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:

    Заинька, выйди в круг,
    Серенький, выйди в круг,
    Скорей, скорей, выйди в круг,
    Скорей, скорей, выйди в круг!

    Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:

    Заинька, ты пройдись,
    Серенький, ты пройдись,
    Туда-сюда ты пройдись,
    Туда-сюда ты пройдись!

    «Заинька» прохаживается то в одну, То в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:

    Заинька, умой ручки,
    Серенький, умой ручки,
    Леву, праву, умой ручки,
    Леву, праву, умой ручки!
    Заинька, умой личико,
    Серенький, умой личико.
    Сверху донизу умой личико,
    Сверху донизу умой личико!

    «Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

    Заинька, пригладь шерстку,
    Серенький, пригладь шерстку.
    Сзади, спереди пригладь шерстку,
    Сзади, спереди пригладь шерстку!

    «Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:

    Заинька, причешись,
    Серенький, причешись.
    Да получше причешись,
    Да получше причешись!

    «Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:

    Заинька, под бочка,
    Серенький, под бочка.
    Пляшет, пляшет казачка,
    Пляшет, пляшет казачка!

    «Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».

    24. «Паучок»

    Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

    Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

    Паучок, паучок,
    Тоненькие ножки,
    Красные сапожки.
    Мы тебя поили,
    Мы тебя кормили,
    На ноги поставили,
    Танцевать заставили.

    После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

    Хлопая в ладоши, поют:

    Танцевать заставили.

    Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

    Все поют:

    Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
    Выбирай кого захочешь!

    Похожие статьи