• «Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению). Обоснование выбора моей будущей профессии Выбор оптимального варианта профессии

    03.10.2023

    Всероссийский фестиваль педагогического творчества

    2014-2015 уч. год

    Номинация: «Проектная и творческая деятельность учащихся»

    Творческий проект

    «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ - ИНЖЕНЕР»

    Фефилов Николай, 11а класс

    под руководством

    Соловьевой Анны Леонидовны

    МБОУ СОШ № 49

    г. Екатеринбурга

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    ГЛАВА I

    1.1. Проведение диагностик индивидуальных личностных и психофизических качеств и способностей……………………………………...

    1.2.Анализ специальностей профессии инженер……………………………….

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    ГЛАВА II

    2.1. Выбор образовательного учреждения профессионального образования в городе Екатеринбург……………………………………………………………...

    2.2. Профессиональная проба …………………………………………………....

    2.3. Самоанализ…………………………………………………………………....

    Заключение………………………………………………………………………..

    Список литературы………………………………………………………………..

    Приложения………………………………………………………………………..

    Введение

    Над выбором своей будущей профессии я задумался еще в 9 классе. Ведь тогда мне и моим одноклассникам нужно было решить, что же делать дальше? Пойти в 10 класс и продолжить обучение в школе или же выбрать иной путь и попробовать себя в колледже, техникуме? Многие из нас выбрали первый вариант. Конечно же, на этот выбор в большей степени повлияли родители, да и если честно не очень хотелось на тот период менять уже сложившуюся привычную школьную жизнь, на неизвестную учебу в техникуме или колледже.

    Проживая в районе Уралмаш г. Екатеринбурга – районе, построенном около промышленного гиганта «Уральского завода тяжелого машиностроения» - ты проникаешься его историей, узнаешь для себя очень много новых интересных фактов о жизни района и его жителях.

    Первая экскурсия на завод «Уралмаш» запала мне очень сильно в память. Я был поражен впечатляющими размерами оборудования, двигают и управляют которым сильные руки рабочих завода, узнал, что именно завод «Уралмаш» в годы Великой Отечественной войны выпустил десятки тысяч боевой и танковой артиллерии и боеприпасов, именно на нем была внедрена уникальная технология отливки башен танков Т-34. Очень интересно было увидеть работу макета самого большого шагающего экскаватора, выпущенного в СССР – ЭКГ – 5А [Приложение 2].

    В школе одними из моих любимых предметов были черчение и технология. Особенно мне нравилось выполнять различные макеты, развертки деталей, от точности чертежа которых зависит результат всей дальнейшей работы по созданию какого-либо изделия.

    Отсюда и мой интерес к профессии инженера, создающего проекты будущих сооружений, оборудования и техники. Я понимаю, что это очень, ответственная, трудная и сложная работа, и обучение этой профессии будет довольно продолжительным и нелегким, но я все-таки хочу попробовать свои силы в этой области.

    Актуальность проблемы исследования : Многообразие специальностей профессии инженера дает большие возможности для выбора, но свой выбор нужно остановить всего лишь на одной из них.

    Объект исследования: профессия инженер

    Предмет исследования : специальности профессии инженер

    Цель : Провести анализ множества специальностей профессии инженер.

    В соответствии с целью были поставлены следующие задачи :

      Провести анализ литературы и других информационных источников по проблеме исследования.

      Провести диагностику своих личностных и психофизических индивидуальных особенностей.

      Изучить индивидуальные особенности на соответствие требованиям к профессии инженер.

      Провести сравнительный анализ вариантов специальностей профессии инженер, выбрав для себя наиболее оптимальный.

      Изучить содержание будущей профессии посредством «Профессиональной пробы».

      Осуществить выбор будущего профессионального образовательного учреждения.

    ГЛАВА I . ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

      1. Проведение диагностик индивидуальных личностных и психофизических качеств и способностей.


    В 9 классе на занятиях предмета «Твоя профессиональная карьера» для определения сферы профессиональной деятельности я участвовал в следующих анкетированиях по профессиональной ориентации: «Опросник профессиональных предпочтений», тест «Определение типа будущей профессии» (по классификации Е.А. Климова), «Дифференциально-диагностический опросник», «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной и ряда других, а также были изучены характер, темперамент, внимание, мотивация и самооценка .

    С помощью данных методик удалось определить сферу профессиональных предпочтений – «Человек - техника» и перечень возможных технических специальностей: архитектор, автомеханик, слесарь, инженер - конструктор, инженер – проектировщик, инженер по охране труда, техник, электрик, электрогазосварщик и другие.

    Изучив информацию из различных источников об интересующих меня профессиях из этого перечня, посетив экскурсии, я остановил свой выбор на профессии инженера, поэтому дальнейшее мое обучение продолжилось в 10 классе, так как прием на обучение на инженерные направления происходит на базе 11 классов или после окончания колледжа по профильным специальностям.

    Для установления соответствия личностных и психофизиологических индивидуальных особенностей требованиям к профессии инженер [Приложение 1] я воспользовался методиками «Определение профессиональной направленности личности» Дж. Голланда и «Тип мышления» .

    Результатом проведенной методики Дж. Голланда «Определение профессиональной направленности личности» стали два типа личности: «Реалистичный тип», представители которого отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности, и соответствующие этому типу профессии – механик, электрик, моряк, инженер, водитель и т.п.; «Интеллектуальный» тип – ориентированный на умственный труд, нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления, профессии – математик, физик, астроном и т.д.

    Тип наглядно-образное мышление, которым обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что будет, и то чего никогда не было и не будет - художники, поэты, писатели, архитекторы, инженеры, конструкторы определился в методике «Тип мышления».

    Таким образом, по результатам проведенных тестовых методик, можно сделать вывод, что мои способности и склонности имеют соответствия с требованиями, предъявляемыми профессией инженер.

    1.2. Анализ специальностей профессии инженер

    Для того чтобы определиться с выбором будущей профессии нами выбраны 5 параметров для сравнения специальностей профессии инженер:

      Доступность обучения – территориальная близость ВУЗа, временная занятость (первая/вторая смена).

      Востребованность на рынке труда г. Екатеринбурга – соотношение емкости спроса и предложения данных специалистов, причем количество предложений не удовлетворяет имеющийся спрос.

      Соответствие личностных характеристик – волевых качеств, самооценки, мотивации, лидерских качеств, ответственности и других характеристик личности требованиям предъявляемых профессией к человеку.

      Соответствие психофизических характеристик – соответствие темперамента, мышления, внимания, воображения, физического здоровья и др., требованиям предъявляемых профессией к человеку.

      Материальные затраты на получение профессии – форма обучения (бюджет/внебюджет), стоимость обучения, жилье (предоставление общежития иногородним), поощрение успехов в учебе (выплаты стипендии).

      Возможности карьерного роста – продвижение и рост в профессиональном плане.

    В таблице 1 представлен анализ некоторых специальностей профессии инженер . Оценка производится по шкале от 1 – 5 баллов (1 - «низкая» до 5 – «высокая»).

    Таблица * 1

    Выбор оптимального варианта профессии

    Специальность

    Требования к специальности

    Доступность обучения

    Востребованность на рынке труда

    г. Екатеринбурга

    Соответствие

    Материальные затраты на получение профессии

    Возможности карьерного роста

    Количество баллов

    Личностных характеристик

    Психофизических характеристик

    Инженер - конструктор

    Инженер - технолог

    Инженер путей сообщения

    Инженер-сметчик

    Инженер- энергетик

    Инженер-эколог

    Инженер по охране труда

    В результате анализа специальностей профессии инженер приведенного выше наибольшее количество баллов набрали три специальности: инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер путей сообщения.

    Данные специальности выбраны мной, потому что наиболее востребованы на рынке труда, имеют наименьший срок обучения, мои личностные и психофизические особенности и склонности соответствуют требованиям, которые предъявляет профессия, возможные материальные затраты на обучение приблизительно одинаковые, вступительные экзамены на все три инженерные специальности: физика, математика, русский язык; подходящее для меня расположенность образовательных учреждений.

    ГЛАВА II . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ И ВЫБОР МЕСТА ОБУЧЕНИЯ

    2.1. Выбор образовательного учреждения профессионального образования в г. Екатеринбург

    В таблице 2 представлены учреждения профессионального образования, а также направления, на которых можно пройти обучение и получить профессии, выделенные в результате проведенного сравнения специальностей и набравшие самые высокие баллы .

    Таблица 2

    Информация о ВУЗах г. Екатеринбурга, в которых ведется

    обучение по инженерным направлениям

    Название

    ВУЗа

    Институт (факультет)

    Направление

    подготовки

    Вступительные экзамены

    Срок обучения

    Форма обучения

    Квалификация

    Электромеханический

    190303 «Электрический транспорт железных дорог»

    Специализация: Электровозы и электропоезда

    Русский язык

    Математика

    Очная/ заочная

    Инженер путей сообщения

    190401 «Электроснабжение железных дорог»

    Специализация: Электроснабжение железных дорог

    Очная/ заочная

    Электротехнический

    230201 «Информационные системы и технологии »

    Специализация: Информационные системы и технологии

    Русский язык

    Математика

    Очная / заочная

    190402 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»

    Специализация: Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте;

    Системы передачи и распределения информации на ж.д. транспорте

    Инженер путей сообщения

    УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

    Механико-машиностроительный

    15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

    Русский язык

    Математика

    Прикладной бакалавриат

    Очная/ заочная

    Инженер-конструктор

    15.03.04. «Автоматизация технологических процессов и производств»

    Русский язык

    Математика

    Очная / заочная

    Инженер-технолог

    По данным таблицы 2 я могу выделить для себя направление, которое вызывает наибольший интерес и подходит мне по параметрам, оцененным в таблице 1 – 15.03.05. «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

    2.2. Профессиональна проба


    Этап профессиональной пробы является важным этапом в профессиональном самоопределении. Именно он дает возможность понять и прочувствовать, проверить и испытать на себе содержание профессиональной деятельности и сделать окончательный выбор.

    Моя профессиональная проба проходила на уроках черчения и технологии. На них я узнал о свойствах и особенностях работы с древесиной, металлом, о правилах работы с чертежными и столярными инструментами, научился читать и выполнять чертежи деталей.

    Около 3 лет назад мне подарили конструктор - сборную модель танка. Детали такого конструктора могут быть выполнены из фанеры, резины, пластика и других материалов.

    Сборка конструкторов стала моим увлечением. Я собрал порядка 10 различных моделей, среди которых были корабли, танки и бронетехника.

    Самой сложной моделью стал броненосный крейсер «Фюрст Бисмарк», состоящий из более 3000 деталей, разных по размерам и сложности соединения. Сборкой этой модели я занимался около 2 лет. Это была по - настоящему сложная и кропотливая работа.

    Несмотря на все трудности, я не бросаю свое увлечение. Несколько моделей выполнены мною самостоятельно: от идеи модели, выполнения необходимых чертежей, подборки материалов, изготовления деталей и этапа сборки модели [Приложение 3].

    Сейчас вместе с моим отцом на даче мы занимаемся еще более сложной работой – строим баню.

    Данная работа позволяет понять сам технологический процесс. Я уже имею представление и могу выполнять, конечно не без помощи, некоторые операции, например, рассчитать необходимое количество материалов, знаю как заливать фундамент, укладывать стены и устанавливать крышу.

    К сожалению, еще отсутствуют специальные знания и профессиональный опыт для того, чтобы пройти профессиональную пробу на производстве.

    2.3. Самоанализ

    Для того чтобы оценить проведенную работу по профессиональному самоопределению на основе анализа различных источников информации, методик были выбраны следующие показатели и критерии, представленные в таблице 3. Оценка производится по шкале от 1-3 баллов .

    Таблица 3

    Жизненные и профессиональные намерения.

      осознанность смысла и цели своей жизни;

    Недостаточно четкая

      отношение к различным видам труда;

    Положительное и уважительное отношение

      значение выбора профессии в жизни человека;

    Правильно выбранная профессия может сделать человека счастливым по жизни

      выбор профессии;

    Осуществлен выбор конкретной профессии

      намерения после 9 класса;

    Продолжить учебу в 10 классе

      мотив выбора данной профессии;

    Востребованность профессии на рынке труда, интерес к профессиональной деятельности

    Знание будущей профессии.

      знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда;

      знание требований избираемой профессии к человеку;

      наличие опыта работы по избираемой профессии;

    На данном этапе отсутствует

      наличие первоначальных профессиональных знаний;

    В процессе приобретения

      знание пути получения профессии;

    Определены три варианта пути получения профессии

      знание перспектив профессионального роста.

    Знание своих профессиональных возможностей.

      наличие интереса к будущей профессии;

    Выбранная профессия соответствует моим желаниям

      наличие способностей к избираемому виду профессиональной деятельности;

    В ходе диагностик выявленные способности и качества необходимые для овладения данной профессией

      соответствие здоровья требованиям профессии;

    Соответствует

      наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессией.

    Оценка знаний по предметам, связанным с будущей профессией - «хорошо»

    Анализ результатов проделанной работы показал, что необходимо еще изучить содержание и условия профессиональной деятельности, а также перспективы профессионального роста, сконцентрировать свои силы на восполнении пробелов по связанным с будущей профессией общеобразовательным предметам.

    Заключение

    При написании творческого проекта проведен анализ литературы по исследуемой теме, в результате которого изучены особенности профессии инженер и требования к ней, проведены диагностики индивидуальных личностных и психофизических особенностей.

    В работе проведен анализ специальностей профессии инженер, рассмотрены образовательные учреждения высшего профессионального образования, где можно получить данную профессию, проанализированы индивидуальные способности и склонности, установлено их соответствие требованиям, предъявляемым профессией инженер, проведена профессиональная проба.

    Полученные мною результаты очень воодушевляют меня на то, чтобы направить в настоящий момент все свои силы на подготовку к Единому государственному экзамену. Я испытываю волнение, так как это будет решающий этап профессиональной пробы, который я должен пойти.

    На мой взгляд, я правильно выбрал свою будущую профессию. Я считаю, что получить результат профессионального самоопределения основываясь только лишь на соответствии индивидуальных склонностей и способностей требованиям, предъявляемых профессией нельзя, так как это не полное основание для этого. Ведь человек кроме этого должен еще иметь желание заниматься данным видом деятельности, иначе вся работа какой бы она не была, ему будет только в тягость.

    На случай если мне не удастся воплотить в жизнь один из трех выбранных мною пути получения профессии, у меня есть четвертый путь, реализуя который, я получу профессию автомеханика в техникуме «Автоматика», направлении 23.01.03. «Автомеханик» [ 1 ] .

    Список литературы

    1. ГАОУ СПО СО ЕТ «Автоматика». Обучающимся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.etavtomatika.ru/ucheba.html

    2. Грецов, А. Г. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. / А. Г. Грецов, Т. Бедарева. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.: ил

    3. Грецов, А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

    4. Инженер. Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

    5 . Образование в Екатеринбурге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . obrazovanie 66. ru / main _ faculties . php ? level =1& ids =333.

    6 .Психология. Тесты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru//tests/profmatr.html.

      Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии. М.: Генезис, 2005. - 144с.

      Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии – М., 2004.

      Самодиагностика. Сайт Г.В. Резапкиной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

      Технология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 272 с.: ил.

      Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 224 с.: ил.

      Уральский федеральный университет. Абитуриентам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urfu.ru/ru/applicant/.

      УрГУПС. Очное образование. Специальности и специализация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

      Чистякова, С.Н. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 - 9 класс / С.Н.Чистякова - М., 2010. - 159с.

    Приложение 1

    История и тенденции развития и становления инженерной специальности в России.

    Название профессии имеет древние корни. Слово инженер произошло от латинского « ingenium », что означает - способный изобретать.

    Первые инженеры занимались исключительно построением и эксплуатацией военных машин. Так происходило довольно продолжительное время, пока в 16 столетии не появились гражданские инженеры, которые строили мосты. Так зародилась гражданская инженерия.

    В России первые инженеры появились благодаря Петру Первому, который отправлял талантливых молодых людей учиться за границей. В наше время инженерия включает в себя огромное количество видов и направлений, от простого инженера по охране труда до "инженера человеческих душ", как скромно называют себя психологи.

    Инженер - это звучит гордо! Такое понимание профессии было во времена Советского Союза. Прежде всего, это было из-за того, что обучаться на инженерной специальности очень сложно и последующая работа, связана с миром формул и чертежей, практически закрытом для несведущего человека.

    Современный инженер - это специалист, обладающий высокой культурой и хорошо знающий современную технику и технологии, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью к изобретательству.

    Особенности профессии инженер. Инженер специалист, осуществляющий . Основным содержанием деятельности инженера является разработка новых и/или существующих инженерных решений. Например, (в т. ч. вариантное проектирование), оптимизация технологии, менеджмент и планирование, управление разработками и непосредственное контролирование производства. Новые инженерные решения зачастую выливаются в . В своей деятельности инженер опирается на и .

    Плюсы и минусы профессии инженера. Каждая инженерная специальность имеет свои нюансы, которые определяются областью действия. В общем понимании, преимущество инженерных профессий представлено высоким спросом на грамотных специалистов, карьерным ростом, солидным денежным вознаграждением, способностью воплотить замысел в реальность.

    К недостаткам можно отнести сложность обучения, что соответствует высокой ответственности профессии, высокую концентрация внимания и максимальную усидчивость на месте.

    Конкретные задачи инженерного труда и требования профессии зависят от того, к какой профессиональной группе она принадлежит.

    Условно можно выделить 4 такие группы:
    1. Конструктор (разрабатывает конструкцию прибора, оборудования и др.).
    2. Технолог (разрабатывает процесс изготовления, обработки изделия или продукта).
    3. Экономист (занимается экономическим анализом и планированием путей достижения определенных экономических результатов).
    4. Организатор (занимается хозяйственной деятельностью).

    Личные качества. Каждый инженер в той или иной степени имеет дело с техникой, с техническими объектами и технологическими процессами. Поэтому интерес к технике, склонность к занятию с ней являются одним из условий успешности его деятельности. Важны для него и технические способности, техническая наблюдательность, техническое мышление, пространственное воображение.

    Труд инженера носит творческий характер. В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно, творчески. Часто инженер выступает в роли руководителя определенного коллектива людей. Эта особенность деятельности инженера требует от него проявления организаторских способностей.

    Большое значение для инженера имеет чувство ответственности, т.к. от его работы, способностей, организованности часто зависит рациональное использование фондов, техники, рабочей силы.

    Образование. В первую очередь, инженер - это глубокая фундаментальная подготовка по таким техническим дисциплинам, как математический анализ в различных вариациях, инженерная графика (в более простом понимании - черчение), сопромат, материаловедение и множество других узкоспециализированных дисциплин, перечень которых зависит от конкретной направленности.

    В процессе обучения студенты получают обстоятельную, общетехническую, физико-математическую и другую естественнонаучную подготовку в зависимости от специальности. В школе хорошо надо знать физику, математику, черчение.

    В России многие ВУЗы, особенно промышленной направленности, имеют инженерные факультеты. Большинство университетов готовят инженеров в конкретной специализации.

    Место работы и карьера. Инженер работает практически во всех отраслях народного хозяйства: на фабриках и заводах, на шахтах и стройках, в НИИ, в авиации, в военном деле, на транспорте и т.д. Он может занимать должности: мастера, ст. мастера, инженера, ст. инженера, руководителя предприятия, начальника смены, отдела, участка, лаборатории, ведущего инженера.

    Компания "НИПИГОРМАШ" - одно из ведущих машиностроительных предприятий Уральского региона, специализирующееся на разработке и производстве широкой линейки продукции для подземных, а также открытых горных работ, приглашает на работу ведущего инженера-конструктора.

    Средняя заработная плата инженера-конструктора в Уральском регионе составляет 65 000 рублей.

    Требования к квалификации специалиста. Инженер I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера II категории не менее 3 лет.

    Инженер II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

    Инженер III категории: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

    Специальности профессии инженер. Можно выделить большое количество различных специальностей профессии инженер, специалисты которых работают в разных отраслях и сферах.

      Инженер-конструктор . Специальность предусматривает проектирование различного оборудования и техники. Технологические схемы, чертежи, расчеты, технические задания для производств – это основная часть работы инженера-конструктора. Кроме того, он должен проконтролировать изготовление и испытание сконструированного ним механизма.

      Инженер-технолог . Специалист в этой отрасли занимается тем, что разрабатывает схему производственного процесса и организовывает его. Специализации этой профессии зависят от направления деятельности предприятия. Инженер-технолог есть на любом предприятии, и является специалистом широкого профиля. Он подбирает оборудование и режимы для оптимальной работы производства, осуществляет контроль над выполнением процесса и ведет техническую документацию предприятия.

    3. И нженер-энергетик . Специалист с высшим техническим образованием в области разработки, производства или эксплуатации систем, предназначенных для теплового или электрического обеспечения. А также специалист со средним техническим образованием, проработавший пять и более лет.

    4. Инженер-сметчик - это категория специалистов по определению стоимости строительства. Инженеры-сметчики занимаются практической и/или теоретической деятельностью в сфере ценообразования, сметного нормирования, оценки, стоимостного инжиниринга, организации и проведения торгов и конкурсов.

    5. Главный инженер - это технический руководитель производственного предприятия. Лицо, занимающее эту должность, является первым заместителем руководителя предприятия и отвечает за эффективную, плодотворную работу производственного процесса.

    6. Инженер-проектировщик - специалист в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

    Должен знать: методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов; принципы работы, технологии изготовления и монтажа оборудования и конструкций, виды и свойства материалов; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические и нормативные материалы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов; стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению проектно-сметной документации; технические средства проектирования и строительства; основы патентоведения; передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства; технические, экономические, экологические и социальные требования к проектируемым объектам; организацию труда и производства; правила и нормы охраны труда.

    7. Инженер путей сообщения – специалист в области проектирования транспортных развязок, шоссейных дорог, железных дорог и аэродромов, а также организует их строительство, обслуживание дорог.

    Инженер путей сообщения должен:

      знать основы математики и естественных наук, связанные со строительством научные дисциплины, графику;

      знать основы архитектурного планирования и проектирования;

      разбираться в управлении строительством, а также в управлении процессами и организациями в целом, включая управление качеством;

      уметь оценивать стоимость строительства;

      знать строительные материалы, строительную механику, сопротивление материалов, строительную физику, принципы энергоэффективности;

      уметь составлять проекты строительства мостов, автомобильных и железных дорог согласно своей специализации;разбираться в организации и безопасности дорожного движения .

    Приложение 2

    Экскурсия на завод «УЗТМ»

    Приложение 3

    Фотографии моих работ

    Условие оптимального выбора профессии

    ХОЧУ -- стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

    МОГУ -- возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

    НАДО -- потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

    Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

    · От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

    · Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

    · Какие учебные предметы у вас любимые?

    · Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

    · О какой работе вы мечтаете?

    · Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

    · Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

    · Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

    · Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

    · Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

    · Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

    · С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

    · И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

    Темперамент и стиль деятельности

    Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, так как они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

    Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

    Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о "темпераментной структуре", которая включает в себя все типы.

    Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

    Стиль работы -- это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

    Сангвиник

    Может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто "опускает руки", проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

    Холерик

    Наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач -- а они в период обучения у него бывают часто -- он может принять опрометчивые решения. Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

    Флегматик

    Наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

    Меланхолик

    В отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности -- полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные "уколы" самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой -- при подавленном. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

    Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

    Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Обоснование (критерии) выбора будущей профессии государственного служащего. Выявление интересов, способностей, коммуникативных и организаторских склонностей, мотивов профессиональной направленности. Содержание деятельности, требования к будущей профессии.

      реферат , добавлен 09.11.2011

      Мотивация выбора профессии, вековые этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него. Семь шагов для верного выбора профессии. Исследование психологических особенностей старшеклассников и влияния рекламы на определение специальности.

      курсовая работа , добавлен 04.07.2010

      Понятие профессиональной пригодности, основные факторы выбора профессии. Основные требования подростков к своей будущей специальности. Психологические приёмы молодежи при выборе профессии, виды профессионального отбора. Цель жизни человека и личности.

      контрольная работа , добавлен 16.01.2011

      Мотивы выбора деятельности психолога. Сценарные предпосылки выбора профессии. Ранние решения как формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Доказательство существования связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии.

      дипломная работа , добавлен 02.02.2017

      Специфика профессии "психолог". Главный принцип выбора профессии. Социограмма как метод составления схемы внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Главные особенности и специфика составления объектограммы и хронограммы.

      реферат , добавлен 01.02.2012

      Проблема профессионального и личного самоопределения в старшем школьном возрасте. Эмпирическое исследование личностных особенностей старшеклассников, осуществивших и не осуществивших выбор будущей профессии. Интерпретация результатов исследования.

      дипломная работа , добавлен 01.05.2011

      Мотивы выбора профессии. Формы влияния профессии на человека. Деформация внутренних и физических качеств человека под действием профессии. Физико-соматические признаки людей различного рода профессий. Факторы, определяющие профессиональный выбор.

      реферат , добавлен 10.10.2011

      Характеристика составляющих мотивации: мотива, потребности, цели, личности. Изучение профессиональной мотивации студентов первого курса гуманитарного факультета. Сравнительный анализ мотивов выбора профессии студентов-психологов и студентов-социологов.

      презентация , добавлен 19.08.2013

    Многие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне. Чтобы не допустить досадных ошибок при поиске подходящей профессии рекомендуем ознакомиться со статьёй Типичные ошибки выбора профессии .

    В этом материале мы подробно расскажем о нелёгком процессе выбора профессии, разных подходах и направлениях, рассмотрим разные классификации профессий и выведем простые шаги, которые помогут выбрать профессию правильно.

    Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»

    Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии «Хочу – Могу – Надо», но знаете ли Вы, что именно скрывается за каждым из этих слов?

    ХОЧУ

    Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.

    Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Как вариант, подобные психологические тесты для детей и взрослых можно бесплатно пройти на этом сайте в соответствующем разделе или просто продолжить чтение статьи, задав себе пару вопросов, а матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной поможет определиться со специальностью.

    Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?

    Возможные варианты ответов включают в себя:

    1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.

    2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.

    3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.

    4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.

    5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.

    6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)

    7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.

    8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.

    Вопрос №2: Как хочется работать?

    1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.

    2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.

    3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.

    4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.

    5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.

    6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.

    7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.

    8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.

    Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий».

    Человек

    Информация

    Финансы

    Техника

    Искусство

    Животные и растения

    Изделия и продукты

    Природные ресурсы

    Управление

    Администратор
    Менеджер по персоналу
    Секретарь

    Системный администратор
    Маркетолог
    Диспетчер

    Консультант
    Финансист
    Экономист

    Водитель
    Штурман авиации
    Машинист
    Техник

    Режиссёр
    Дирижёр
    Балетмейстер
    Продюсер

    Зооинженер
    Фермер
    Дрессировщик
    Почвовед

    Менеджер по продажам
    Товаровед
    Логистик
    Мерчендайзер

    Инженер по кадастру
    Геодезист
    Техник-энергетик

    Обслуживание

    Продавец
    Менеджер по туризму
    Социальный работник
    Медицинский работник

    Оператор связи
    Информатик
    Гид-переводчик
    Менеджер по рекламе

    Инкассатор
    Бухгалтер
    Брокер
    Кассир

    Электромонтёр
    Слесарь
    Инженер
    Механик

    Дизайнер
    Оператор
    Экскурсовод
    Парикмахер

    Агрохимик
    Зоотехник
    Животновод
    Растениевод

    Продавец
    Экспедитор
    Товаровед

    Мелиоратор
    Эколог
    Озеленитель

    Обучение и воспитание

    Воспитатель
    Тренер
    Педагог
    Психолог

    Филолог
    Лингвист

    Консультант

    Инструктор по вождению

    Учитель музыки
    Учитель живописи

    Дрессировщик
    Жокей
    Берейтор
    Кинолог

    Учитель труда

    Эколог

    Производство и добыча

    Программист
    Веб-дизайнер
    Верстальщик
    Кинооператор

    Финансист
    Экономист
    Бухгалтер
    Кассир

    Строитель
    Электрик
    Слесарь
    Фрезеровщик
    Токарь

    Ювелир
    Резчик по дереву
    Вышивальщица

    Агроном
    Зооинженер
    Селекционер
    Животновод
    Растениевод

    Провизор
    Инженер-технолог
    Повар
    Слесарь
    Токарь
    Швея

    Горный инженер
    Гидролог
    Гидрогеолог
    Горнорабочий

    Конструирование

    Имиджмейкер
    Генетик
    Пластический хирург

    Переводчик
    Корреспондент
    Журналист
    Веб-дизайнер
    Программист
    Картограф

    Аналитик
    Экономист
    Финансист

    Конструктор
    Механик

    Композитор
    Режиссёр
    Дизайнер
    Модельер
    Артист
    Художник
    Музыкант

    Селекционер
    Флорист
    Агротехник
    Ландшафтный дизайнер

    Архитектор
    Инженер-технолог
    Модельер
    Закройщик
    Монтажник

    Горный инженер
    Ландшафтный дизайнер
    Инженер-гидролог
    Озеленитель

    Исследование

    МОГУ

    Разобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил.

    Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности.

    Состояние здоровья

    Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности.

    Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы.

    Личностные качества и психологические особенности

    Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым.

    При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе.

    Профессиональные предрасположенности и способности

    Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии.

    Профессиональная квалификация и опыт

    Для тех, кто уже получил образование и работал по выбранной специальности, возможно, имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов.

    Учитывая всё вышеперечисленное, при знакомстве с той или иной профессией будет несложно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития.

    НАДО

    Согласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение.

    Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно.

    Результат формулы выбора профессии

    Правильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно:

    • Интересной для вас (ХОЧУ)
    • Лёгкой и приятной в освоении (МОГУ)
    • Пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)

    Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности.

    Простые шаги выбора профессии

    Для тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий.

    1. Составить список требований к идеальной профессии.

    Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими.

    • Условия работы
    • Направление деятельности
    • Уровень заработной платы
    • Уровень требуемого обучения
    • Содержание и характер работы
    • Сложность трудоустройства по специальности
    • Сфера деятельности
    • Любые другие важные для Вас требования

    2. Определить степень значимости каждого требования.

    Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд.

    3. Составить список интересных профессий

    Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере.

    4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий

    Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще.

    5. Проанализировать результаты

    На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли.

    6. Проверить результаты

    Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора.

    7. Определить шаги к получению профессии

    Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д.

    Ещё один простой способ выбрать профессию

    Приведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка.

    Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше.

    Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей.

    Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств.

    Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом.

    Заключение

    Не забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала.

    Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин и необходимо хорошо разбираться во всех из них. Ещё одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста. Несомненно, можно попробовать себя сразу же в роли руководителя, но это будет менее эффективно, чем пройти весь путь до него с низов и зная всю работу изнутри. Помните, что на кону будут стоять Ваши репутация, время и деньги.

    Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. В каждом городе и почти каждом учебном заведении есть отделы профориентации, куда можно обратиться за беседой или прохождением специализированных профориентационных тестов.

    Станете ли Вы человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растёт по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества зависит только от Вас и Ваших первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности. От всей души желаем удачного определения трудового пути и пусть Ваша работа будет любимой!

    «Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению)

    Чтобы вы могли глубже осмыслить теоретический материал по профессиональному самоопределению и уметь практически приме­нить полученные знания, ознакомьтесь с примерным проектом про­фессионального выбора. Он составлен из 20 последовательных опе­раций — шагов. Каждый шаг содержит описание действий по опре­делению профессиональной пригодности и рекомендации по их выполнению (курсивом). В качестве пробной в проекте выбрана профессия оператор ЭВМ.

    Профессия оператор ЭВМ

    I ЭТАП


    Шаг 1: Выявление проблемы

    Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профес­сионального самоопределения и жизненной перспективы первосте­пенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специ­альность, зависит вся последующая жизнь.

    Определите проблемную область своего творческого проекта.

    Шаг 2: Осознание проблемной области

    Проблемной областью данного проекта является изучение алго­ритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной дея­тельности (Схема 1).

    Выделите подпроблемы своей проблемной области.

    Шаг 3: Выявление конкретной потребности

    Потребностью каждого является правильный профессиональ­ный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.

    Является ли данная потребность для вас первостепенной? Дайте своему ответу подробное обоснование.

    Шаг 4: Определение конкретной задачи и её формули­ровка

    Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выяв­ление основных её требований к человеку и выявление возможно­стей овладения данной профессией.

    Сформулируйте основные задачи своего проекта.

    II ЭТАП

    Шаг 5: Выявление основных параметров

    Наша задача ограничивается анализом лишь одной сферы , мы должны проверить, соот­ветствуют ли параметры профессии личностным характеристи­кам её соискателя. Это поможет нам усвоить алгоритм анализа профессии.

    Критерии выбора профессии должны быть следующими:

      выбираемая профессия должна соответствовать индивидуаль­ным личностным и психофизиологическим характеристикам; необходима доступность обучения профессии (наличие учеб­ного заведения, его территориальная досягаемость); материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи; востребованность профессии на рынке труда.

    Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте?

    Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций

    Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, определении наиболее вос­требованных и перспективных в настоящее время, выяснении тра­диций народа, семьи, местности (Схема 2).

    Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью средств массо­вой информации и Интернета надо узнать, какие новые спе­циальности появились в последние годы, в чём заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.

    Шаг 7: Анализ деятельности

    Ознакомившись с различными профессиями, необходимо разра­ботать опорную схему размышлений, последовательное продвиже­ние по которой поможет сделать правильный выбор.

    Алгоритм профессионального самоопределения:

      определение интересов и склонностей; анализ профессиональной деятельности в соответствии с ин­тересами и склонностями; выявление индивидуальных личностных и психофизиологи­ческих характеристик; соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности; определение социально-экономических факторов выбора профессии: путей и условий получения профобразования, матери­альных затрат на обучение; профессиональная проба; профессиональные планы и перспектива; программа и развития.

    Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализи­руйте свою опорную схему размышлений, согласно которой вы будете осуществлять выбор профессии. Она может иметь вид схемы (Схема 3).

    Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы

    Вначале определим сферу профессиональной деятельности, ко­торая наиболее предпочтительна. Это можно сделать, воспользовавшись методиками

    «Дифференциально-диагностического опросни­ка» (ДДО) или «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), которые можно найти в Интернете. На основании полученных ре­зультатов мы выбираем одну из пяти сфер профессиональной дея­тельности (человек — техника; человек — природа; человек — чело­век; человек — знаковая система; человек — художественный образ). Профессиональная деятельность, рассматриваемая в нашем проек­те, лежит в сфере «человек — знаковая система».


    Используя интернет-сайты, в которых приводятся описания и характеристики профессий, выпишем ряд специальностей, при­надлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это web-мастер, оператор ЭВМ, программист, системный админи­стратор, преподаватель информатики, диспетчер.

    С помощью методик ДДО или ОПГ определите свою сферу профессиональной деятельности и ознакомьтесь с описания­ми профессий, относящихся к этой сфере. Проанализируйте полученные данные и выберите ряд специальностей, которые вас привлекают больше всего.

    Шаг 9: Определение требований к профессиональной деятельности

    Выделим следующие параметры, относящиеся к сфере профес­сиональной деятельности «человек — знаковая система».

    Работа должна быть:

      разнообразной; иметь преобразующий, творческий характер; стимулировать повышение уровня знаний и умений; соответствовать психофизиологическим и социальным по­требностям человека.

    Выделите основные требования к своей будущей профессио­нальной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требо­ваниями, сделайте выводы.

    III ЭТАП

    Шаг 10: Анализ и синтез идей

    Из всех перечисленных в предыдущем шаге профессий теперь нужно выбрать самую подходящую. Для этого нужно оценить их в баллах (от 1 до 5) по основным параметрам (см. шаг 5). Это удоб­нее сделать, работая с таблицей.

    Мы проделали это и пришли к выводу, что наиболее приемле­мой для нас является профессия оператор ЭВМ.

    Проанализируйте полученные в своей таблице результа­ты. Какая специальность набрала наибольшее количество баллов? Является ли этот вариант наилучшим?

    Выбор оптимального варианта профессии

    Таблица 1


    Специальность

    Требования к специальности

    Кол-во баллов


    Доступность обучения

    Востребованность на рынке труда

    Соответствие

    Материальные затраты на получение профессии

    Личностным характеристикам

    Психофизиологическим характеристикам

    Web-мастер

    Оператор ЭВМ

    Программист

    Системный администратор

    Преподаватель

    информатики

    Диспетчер

    Шаг 11: Изучение содержания будущей профессио­нальной деятельности

    Итак, мы осуществили выбор оптимального варианта трудовой деятельности. Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить её профессиограмму и психограмму. Такая ра­бота позволит лучше определить свою профессиональную пригод­ность к ней.

    Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик

    Выявите свои индивидуальные личностные и психофизиологи­ческие характеристики по методикам, подобранным для каждой сферы профессиональной деятельности. В нашем случае это мето­дики для профессиональной сферы «Человек — знаковая система». Далее соотнесите индивидуальные характеристики с требованиями к профессиональной деятельности, описанными в шаге 9.

    Используя тесты, приведённые в учебнике и в Интернете, определите свой тип темперамента, характер и другие лич­ностные характеристики. При помощи школьного психолога и врача выявите психофизиологические особенности своего развития. Соответствуют ли они требованиям, обозначен­ным в шаге 9?

    Шаг 13: Определение путей получения профессии и вы­бор места обучения

    Для выполнения этого шага воспользуйтесь опорной схемой раз­мышления. В центре схемы надо поместить возможные пути получе­ния профессии и указать факторы, условия, которые следует учиты­вать при решении данной проблемы. Вы можете обсудить это с ро­дителями, учителями, консультантами.

    Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебно­го заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее обра­зование по выбранной специальности в колледже, а затем продол­жить обучение в вузе по сокращённой .

    Воспользуйтесь схемой на рисунке 85, в которой приведены фак­торы и условия, учитываемые при выборе места обучения.

    Какие пути получения выбранной профессии вам извест­ны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализи­руйте каждый пункт этой схемы и определите несколько учебных заведений, где можно получить эту профессию. Вы­брав место обучения, рассмотрите варианты своих дальней­ших действий в случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение.

    Шаг 14: Профессиональная проба

    На третьем этапе мы подробно рассмотрели все характеристики выбранной профессии, а также свои психологические особенности. Теперь, имея соответствующую теоретическую подготовку, можно провести профессиональную пробу. Это позволит убедиться в том, что профессия полностью подходит.

    Можно ли по выбранной вами профессии провести профес­сиональную пробу? Если да, то укажите, где, в какое время и в каких условиях будет проходить работа. Если профессио­нальная проба уже проведена, то проанализируйте её резуль­таты. Выполненные вами творческие проекты, созданные мо­дели в кружках технического и художественно-прикладного творчества являются разновидностью профессиональных проб. Учитывайте их результаты.

    Шаг 15: Коррекция

    После прохождения профессиональной пробы мы можем сде­лать вывод о том, следует ли нам идти учиться по данной специаль­ности или выбрать другую. Возможно, следует уточнить и профиль обучения в .

    Если вы хотите внести изменения в свой выбор, то следу­ет вернуться к шагу 5 или 7 и внести изменения. Какие выво­ды вы сделали?

    Шаг 16: Прогнозирование дальнейшей профессиональ­ной карьеры

    Теперь, когда мы убедились, что выбранная профессия нам пол­ностью подходит, можно составить прогноз будущего профессио­нального роста и карьеры. Для этого рекомендуется разработать ин­дивидуальную программу самосовершенствования и развития, в со­ответствии с которой будет строиться профессиональный рост.

    Составьте индивидуальную программу самосовершенствова­ния и развития. Каких успехов вы хотите и можете достичь в своей будущей профессии? Все свои профессиональные планы и размышления отразите в виде прогноза профессионального ро­ста и карьеры. Здесь не существует единого пути, поэтому мож­но рассматривать различные варианты дальнейшей карьеры.

    V ЭТАП

    Шаг 17: Контроль

    Необходимо вернуться к шагам 5 и 7 и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман. Если есть недочёты, то их всег­да можно устранить.

    Запишите полученные результаты.

    Шаг 18: Оформление

    Готовый проект мы оформляем в виде последовательных дей­ствий — шагов. В них следует отразить все размышления, возникшие в ходе выбора профессии. В готовый проект мы помещаем схемы и рисунки, которые помогли нам совершить выбор.

    Оформите свой проект в соотв етствии с приведённым об­разцом

    Шаг 19: Самооценка

    Вернёмся к шагам 2, 4 и 7. Проанализировав их, можно попы­таться самостоятельно дать себе оценку (табл. 1).

    Если результаты, полученные в ходе , вас полностью устраивают, значит, вы смогли удачно развить идею проекта и теперь можете воплощать её в жизнь. Рекомендуем для этого использовать примерную оценку готовности к профес­сиональному выбору по методике (таб. 1)

    Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению

    Таблица 2

    Критерии и показатели

    Оценка в баллах

    Жизненный план и профнамерения

    Я осознаю смысл и цель своей жизни — нечётко.

    Моё отношение к различным видам труда, работы — всегда

    положительное, хорошее.

    Я считаю, что профессия в жизни человека — может сде­лать человека счастливым

    На данный момент я выбрал профессию — определённо

    Я знаю, куда поступить после , — определённо

    Ваши родители — с выбором профессии согласны

    Что побудило вас избрать именно эту профессию — знание соответствия профессии своим возможностям. Наличие профессионального идеала — профессиональный идеал определённый (есть такой человек)

    Знание будущей профессии — информация

    Я знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии, — точно.

    Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии — точное. Знание требований избираемой профессии к человеку — точное.

    Наличие опыта работы по избираемой профессии — наблю­дение за работой других.

    Наличие первоначальных профессиональных знаний — при­обретаются.

    Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой професии) — точно. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии) — точно

    Знание своих профессиональных возможностей

    Наличие интереса к будущей профессии — избираемая про­фессия соответствует профессиональному интересу. Наличие способности к избираемому виду труда (я могу дока­зать, что у меня есть способности к этой профессии) — спо­собности имеются.

    Соответствие природных свойств нервной системы, темпе­рамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнить эту работу) — не знаю.

    Соответствие особенностей характера требованиям избирае­мой профессии — соответствуют.

    Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, вообра­жение и др.) требованиям избираемой профессии — не знаю. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии — соответствует.

    Характер самооценки (как вы относитесь к себе) — не знаю. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непо­средственно связанным с будущей профессией, — по этим предметам оценки «4» и «3»


    В итоге получилось 64 балла. Это высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

    Шаг 20: Защита проекта

    План подготовки к профессиональному выбору

    Таблица 2

    Мероприятия

    1. Уточнить свои жизненные ориентации

    2. Приобрести опыт работы на ЭВМ, получить первоначальные профессиональные знания, обучаясь по профилю «Оператор ЭВМ»

    3. Уточнить соответствие свойств нервной сис­темы требованиям избираемой профессии

    4. Уточнить соответствие особенностей зритель­ного восприятия и представления, внимания, па­мяти, воображения, скорости и точности движе­ний, эмоционально-волевой устойчивости требо­ваниям избираемой профессии

    5. Выяснить уровень развития самооценки

    6. Начать более углублённо изучать математику

    7. Получить профессиональную консультацию

    8. Совершить экскурсию в ПУ

    Используя компьютер, подготовьтесь к защите своего про­екта, составив план выступления.

    Источники информации, использованные при выполнении проекта

    Учебник «Технология» для учащихся . Интернет-ресурсы.

    Похожие статьи