• Основные виды закаливания детей раннего возраста. Закаливание ребенка раннего возраста - здоровая россия. Контрастное и нетрадиционное закаливание

    17.02.2024

    Закаливание – это простой и доступный каждому способ повысить иммунитет и сопротивляемость организма к внешним факторам, снизить риск заболевания, укрепить свое тело физически, добавить энергии и сил. Все специалисты советуют проводить такие процедуры с раннего детства, чтобы уберечь ребенка от , простуды, других заболеваний. Однако отношение к закаливанию детей раннего возраста неоднозначное, и далеко не все родители готовы работать над этим. А даже те, кто готовы, не всегда делают все правильно.

    Что собой представляет закаливание?

    Как действует закаливание? Это достаточно просто. Все виды закаливания направлены на улучшение обменных процессов организма, стимуляцию кровообращения, более активную работу организма по адаптации к окружающей среде.

    Простой пример, как действует закаливание водой на развитие сопротивляемости ребенка к внешним факторам. Холодная вода стимулирует кровеносную систему ребенка, заставляя ускорить процессы расширения и суживания сосудов. Под действием холода они естественно сужаются, но потом резко расширяются. Именно правильная терморегуляция является ключевым фактором здоровья и устойчивости к заболеваниям. Закаленный организм будет очень быстро реагировать на изменение температуры внешней среды, поддерживая температуру внутренних органов в более-менее приемлемых границах.

    При похолодании на улице детский организм, который не привык к переменам температур, будет работать медленнее. Сосуды под действием холода резко сузятся, но расширяться начнут медленнее. В этот момент организм будет переохлажден, и его сопротивляемость к внешним факторам очень сильно снизится. Аналогично здоровый, закаленный ребенок будет чувствовать себя прекрасно и в жару, его организм будет активно работать для поддержания правильного баланса температуры.

    Плюсы и минусы закаливания детей раннего возраста

    Процедуры закаливания влияют очень позитивно на здоровье и развитие малыша в любом возрасте.

    Основные плюсы таких процедур:

    • повышение сопротивляемости организма к инфекционным и сезонным заболеваниям;
    • ускоренная адаптация ребенка к изменениям факторов внешней среды;
    • правильно работающий механизм обмена веществ;
    • процесс терморегуляции проходит активнее и лучше;
    • позитивное действие на сердечно-сосудистую систему ребенка;
    • улучшение самочувствия, сна, прилив энергии и сил.

    Именно возраст до трех лет очень важен в развитии ребенка. В этот период дети остаются под опекой близких и родных, но уже после 3 лет они сталкиваются с новыми вызовами большого мира. Ребенок идет в детский сад, нагрузка на иммунитет возрастает в разы. Поэтому закаливание просто необходимо проводить в этот период.

    Что касается недостатков закаливания, то их практически нет. Любые проблемы и сложности возникают только в одном случае – при нарушении правил проведения этих процедур. Поэтому, если вы решили закалять малыша с детства, обязательно соблюдайте все эти правила неукоснительно.

    Как закалять ребенка до трех лет? Основные виды и правила проведения процедур

    Главные факторы внешней среды, с которыми сталкивается ваш ребенок на протяжении всей жизни – это измерение температуры воздуха, действие ультрафиолета. Дополнительным фактором является вода. Это чуждая человеку среда, к тому же, к изменениям температуры воды (например, во время купания) малыш более чувствителен. Поэтому и выделяют три основных вида закаливания – аэротерапию (воздушные ванны), солнечные ванны и закаливание водой. Также к форме закаливания детского организма относят хождение босиком, по земле, песку или траве.

    Начинать процедуры закаливания детей можно с раннего возраста. Лучшее для этого время —

    Самый эффективный и безопасный метод – это воздушные процедуры. К водным процедурам нужно быть намного внимательнее, а пребывание на солнце ограничивать очень строго.

    Базовые принципы закаливания одинаковы и для взрослых, и для младенцев:

    • регулярность. Это основа укрепления организма, без которой любые действия будут не только не эффективными, но могут и подействовать во вред ребенку. Работать нужно постоянно, изо дня в день, на протяжении всего года;
    • умеренность. Ведро холодной воды на голову – это не закаливание, а глупость, которую может себе позволить взрослый здоровый человек, но не ребенок. Каждая процедура не должна быть длительной или неприятной;
    • постепенный рост. Каждый последующий раз длительность процедуры возрастает, а температуру воды (или воздуха, если это воздушные ванны) понижают. Но происходит это очень и очень постепенно, по чуть-чуть.

    Важно также понимать, что нет универсальных правил или рецептов. Всегда нужно учитывать состояние здоровья вашего малыша, если он вялый и не активный, или заболел, не стоит увеличивать нагрузку, можно вообще отложить процедуры. Следите, чтобы малыш был в момент закаливания бодрым, сытым, не чувствовал никакого дискомфорта.

    Не нужно заставлять ребенка увеличивать нагрузки настоятельно. Если он замерз или устал, прекращайте процедуры, оденьте малыша и согрейте. Закаливание ни в коем случае не должно ассоциироваться с чем-то неприятным. Соблюдение правила постепенного роста поможет не только привыкнуть к перепадам температур, но и получать от этого удовольствие. Это так же важно, как и все другие условия.

    Закаливание детей раннего возраста воздухом – аэротерапия

    Закаливание младенцев нужно начинать с самого приятного и безопасного способа – принятия воздушных ванн. Аэротерапия действует очень благодатно и мягко, это идеальное решение для людей любого возраста. Есть несколько способов закалять малыша с помощью аэротерапии. Это простые прогулки на улице, воздушные ванны, проветривание помещений.

    Прогулки на свежем воздухе

    Советы врачей и терапевтов о том, чтобы чаще проветривать дом, гулять на свежем воздухе минимум час в день основаны именно на таком благоприятном влиянии воздушных ванн на организм человека. Малышам важно не только гулять, но и спать на свежем воздухе. Ежедневная прогулка должна занимать от 60 до 90 минут зимой и 100-150 минут летом. Гуляют с детьми в любое время года, когда температура на улице не ниже -10˚С.

    Воздушные ванны

    Эти процедуры очень нравятся малышу, их можно и нужно проводить с самого раннего детства. Меняя малышу подгузник или переодевая его на пеленальном столике, оставьте его голеньким на 1-2 минуты, а затем укутайте и согрейте. Температура для начала должна быть в границах 20-23˚С. Увеличивайте время воздушных ванн постепенно: до 15-30 минут зимой при такой температуре, и до 45 минут – летом, при температуре до 26˚С.

    Ребенок старше года может бегать по квартире в одних трусиках до одного часа. При этом можно снижать температуру в комнате, так же постепенно и медленно. Начинаем с 5 минут и 23˚С, доводим до 60 минут и 16˚С (можно даже до 14˚С, если ребенок здоровый и активный, и ему нравятся такие процедуры).

    Помните, что во время воздушных ванн нужно, чтобы малыш был активным. Грудничку делайте массаж или гимнастику, а ребенок, который уже самостоятельно двигается, должен заниматься активными, подвижными занятиями или играми.

    Проветривание

    Следите, чтобы комната малыша, да и вся квартира проветривалась регулярно. В теплое время года и в хорошую спокойную погоду форточка должна быть открытой всегда. Зимой проветривайте помещение в течение 10-15 минут несколько раз в день.

    Закаливание детей солнцем — гелиотерапия

    Солнце так же необходимо ребенку, как и воздух. Благодаря теплым нежным солнечным лучам малыш получает необходимый ему витамин D. Также они улучшают работу нервной и эндокринной системы, повышают защитные силы, дарят энергию и бодрость. Но действие ультрафиолета может быть и губительным, поэтому солнечные ванны нужно принимать крайне осторожно. Младенцам до одного года нужно принимать такие ванны каждый день, но не дольше, чем 1-2 минуты на рассеянном солнце. Увеличивать время можно, но максимум до 30 минут.

    Дети от года до трех лет также нуждаются в теплых лучиках солнца. Они обязательно должны быть в трусиках и панамке, старайтесь не допускать длительного пребывания малышей под открытым солнцем. Температура воздуха не должна превышать 30˚С. После таких процедур облейте ребенка теплой водой и хорошо вытрите полотенцем.

    Хождение босиком

    Еще один способ закаливания детей раннего возраста, очень интересный, полезный и эффективный – это хождение босиком. Он еще и очень приятный для малыша, поскольку дарит новые, непривычные ощущения и позволяет таким способом по-новому открывать мир. В древней Греции юноши ходили без обуви до 18 лет!

    Ходить босиком полезно и по квартире, а в теплые летние дни – по земле у дома, по травке в саду, на пляже по пескам или камушкам. Отличная терапия – хождение по дну каменистого ручейка. Но следите, чтобы температура воды была умеренной, сразу вытирайте ножки ребенку после процедуры.

    Закаливание детей водой

    Водные процедуры – это самый распространенный и популярный вариант закаливания. Именно на нем часто концентрируются родители, забывая о других видах. Нужно все делать вместе, постепенно и регулярно.

    Как закаляются водой? Существует несколько способов:

    • обтирание. Эту процедуру проводят с самыми маленькими детьми, очень осторожно и постепенно. Смоченной губкой обтирают ручки, ножки, тело малыша, по 3-4 раза на каждом участке тела, затем вытирают насухо и одевают. Сначала используют теплую воду, постепенно снижая температуру до 25˚С;
    • полные или частичные обливания. Начинать их можно с 9-10 месяцев, но только после консультации педиатра. Оптимальный вариант проведения процедуры – после купания ребенка. Начинать нужно со стоп ног, потом обливать всего ребенка от шеи по спинке. Поначалу температура должна составлять 28-29˚С, постепенно ее можно снижать. Можно остановиться только на частичном обливании (ножек малыша), это так же полезно и эффективно.
    • контрастные обливания или контрастный душ. Такие процедуры можно использовать в старшем возрасте, от 18 месяцев, по схеме: теплая вода (33-36˚С) – холодная (23-26˚С) – снова теплая (33-36˚С).

    О чем важно помнить, закаляя малыша с детства? Закаливание детей раннего возраста должно быть обязательно регулярным. Если у вас был перерыв, то нужно начинать все с начала, постепенно и медленно. Продолжая закалять малыша после перерыва по такой же схеме, вы можете нанести вред его здоровью. Оптимальный вариант – не прекращать процесс совсем, не лениться и стараться дать ребенку все, чтобы он был здоровым и сильным.

    1-3 месяца

      температура в помещении - 22 °С;

      обязательный сон на воздухе при температуре от -15° С до +30 °С;

      во время пеленания и массажа - воздушная ванна 5-6 минут;

      умывание, температура воды 28 °С;

      общая ванна при температуре воды 36-37 °С, продолжи­тельность - 5-6 минут.

    3-6 месяцев

      температура в помещении - 20-22 °С;

      обязательный сон на воздухе при температуре от -15 °С до +30 °С;

      во время пеленания и массажа - воздушная ванна 6-8 минут;

      умывание, температура воды 25-26 °С;

      общая ванна при температуре воды 36-37 °С, продолжи­тельность - 5-6 минут, с последующим обливанием водой темпе­ратурой 34-35° С;

      летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 5-6 минут.

    6-12 месяцев

      температура в помещении - 20-22° С;

      обязательный сон на воздухе при температуре от -15° С до +30°С;

      воздушные ванны во время переодевания, гимнастики, во время бодрствования - 10-12 минут;

      умывание, температура воды 20-24 °С;

      общая ванна при температуре воды 36-37 °С, с последую­щим обливанием водой температурой 34-35 ° С;

      сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого по­краснения кожи в течение 7-10 дней, далее - влажные обтирания водой температурой 35° С с постепенным снижением ее до 30 °С;

      летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день до 10 минут.

    1-3 года

      температура в помещении - 19-20° С;

      дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15° С до +30 °С;

      воздушная ванна при смене белья после дневного и ночно­го сна, детям старше 2-х лет - во время утренней и гигиенической гимнастики и умывания;

      умывание, температура воды в начале закаливания - 20 °С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 16-18 °С, детям старше 2-х лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

      общее обливание после прогулки. Начальная температура воды - 34-35° С, в дальнейшем ее постепенное снижают до 24-26 ° С;

      обливание перед дневным сном, начальная температура воды - 28° С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18° С;

      общая ванна при температуре воды 36° С продолжительнос­тью 5 минут, с последующим обливанием водой температурой 34° С перед ночным сном 2 раза в неделю;

      летом пребывание под лучами солнца, начиная с 5-6 минут, до 8-10 минут 2-3 раза в день.

    1.3. Профилактические и лечебно-профилактические мероприятия для детей до 1 года II группы здоровья (с пограничными состояниями)

    1.3.1. Группа риска по внутриутробному инфицированию:

      режим дня возрастной. Особый контроль за санитарно-гиги­еническим режимом: температура воздуха в помещении - +20-22°С, регулярные проветривания, влажная уборка помещения - 1-2 раза в день, предупреждения переохлаждения и перегревания ребенка, одежда только из х/б тканей, ежедневная гигиеническая ванна, мы­тье рук перед тем, как подойти к ребенку и т.д.;

      обязательная обработка пупочной ранки медсестрой и обу­чение этому матери;

      рациональное питание грудным молоком, при его отсутствии -свежим донорским. Введение тренирующего прикорма с 4-5 месяцев -соков, фруктового пюре;

      физическое воспитание и закаливание по возрасту;

      воспитательные воздействия - возрастные;

      профилактические прививки - по индивидуальному при­вивочному календарю в зависимости от степени риска;

      педиатр осматривает ребенка на первом месяце жизни - 4 раза, затем до 3-х месяцев - 2 раза в месяц. Число патронажей мед­сестры определяет участковый врач. Если в течение 3-х месяцев риск не реализовался, ребенка перевести в 1-ю группу здоровья;

      лабораторные исследования: регулярная термометрия, ана­лиз крови в 1 и 3 месяца.

    "Весьма полезно... мыть младенцевъ холодной водою для приведенiя въ крепость и для предупрежденiя многихъ болезней".

    С.Г. Зыбелин (1735 - 1802)

    Закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

    Как известно, здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 - 20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 - 70 % - от образа жизни . Важную роль в формировании здорового образа жизни играет и закаливание. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям известен с древности. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. В своем труде "Канон врачебной науки" Абу Али ибн-Сина (Авиценна) говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста. Русский летописец Нестор в Х веке описывал, как сразу после рождения, младенцев начинал парить в бане и купать в холодной воде. Древние скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, также купали своих новорожденных детей в холодной воде. Ошибочным является мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию.

    Необходимо соблюдать следующие правила:
    ·
    Систематически использовать закаливающие процедуры во все времена года, без перерывов с постепенным увеличением дозы раздражающего действия.
    · Правильно подбирать и дозировать закаливающие процедуры индивидуально для каждого ребенка с учетом возраста.
    · Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

    Нарушение этих правил приводит к снижению или отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

    Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные .
    Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.

    К специальным закаливающим процедурам относятся:
    · закаливание воздухом (воздушные ванны),
    · закаливание солнцем (солнечные ванны),
    · закаливание водой (водные процедуры).

    Воздушные ванны.
    Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23° С, в возрасте от 1 до 3 мес. - 21° С, от 3 мес. до 1 года - 20° С; старше 1 года - 18° С. Грудные детей имеют высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза), поэтому необходимо проветривать помещения 4 - 5 раз в день по 10 - 15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2° С, что является закаливающим фактором. Сквозное проветривание желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование кондиционеров и систем микроклимата, которые автоматически регулируют температуру и влажность.
    В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6 - 8 ч в день.
    Зимой детей впервые выносят на улицу в возрасте 2 - 3 недель при температуре воздуха не ниже -5° С на 15 - 20 мин. и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 - 2 ч 2 раза в день.
    Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20 - 22° С (для грудных детей) и 18 - 19°С (для детей 1 - 2 лет). Вначале длительность процедуры составляет 1 - 2 мин., каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин. (для детей до 6 мес.) и до 30 мин (после 6 мес.). Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.

    Закаливание солнцем.
    Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако, чем меньше возраст ребенка, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. С осторожностью они назначаются и детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22° С и выше для грудных детей и при 20° С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. В средней полосе России световоздушные ванны лучше проводить с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших - 5 мин. с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30° С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.

    Водные процедуры.
    Теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха, поэтому водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению с воздушными процедурами. Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.
    Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

    Традиционные водные процедуры
    Возраст ребенка от рождения до 2 - 3 мес .
    1.Общие ванны - ребенка купают ежедневно водой температуры 37 - 36° С в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2° С ниже.
    2.Подмывание, умывание, которое длится 1 - 2 мин., вначале проводят при температуре воды 28° С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1 - 2° С и доводят до 20 - 22° С.
    3.Местное влажное обтирание - рукавичкой, смоченной водой температуры 33 - 36° С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 - 2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1° С и доводят до 28° С. Каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

    Возраст ребенка от 2 - 3 до 9 - 10 мес .
    1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.
    3.Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило - каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

    Возраст ребенка от 9 - 10 мес. до 1 года
    1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.
    3.Общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35 - 37° С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1° С и доводят до 28° С.

    Контрастное и нетрадиционное закаливание.
    К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
    Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Поэтому большинство авторов, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.
    Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием: контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек (нельзя обливать холодные ноги холодной водой, ноги предварительно нужно согреть).
    Существуют и так называемых фармакологические методы закаливания – применение иммуностимуляторов, усиливающих интерферонообразование (продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др.). Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Однако вопрос этот недостаточно изучен, и результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости.

    __________________________________________________________

    Благодарим за помощь в написании статьи А.Б. Дуленкова , заместителя главного врача ГКБ № 7 по детству, заведующего отделением реанимации новорождённых детей.
    Перинатальный центр ГКБ № 7 : Коломенский пр-д, д.4 , м «Каширская»
    тел.118-51-83, 118-59-65

    Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно ор-ганизованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

    Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

    Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зави-симости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом под-готовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

    Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительнос-ти в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо-вых помещениях, эпидемиологической обстановки.

    Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

    Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

    Ковш на 0,5. л воды для контрастных обливаний;

    Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

    Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

    Индивидуальные маркированные полотенца;

    Деревянные мостики;

    Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

    Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

    Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических меропри-ятий.

    Для достижения оздоровительного эффекта в летний пери-од в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на откpытом воздухе, соответствующая возрасту продол-жительность сна и других видов отдыха.

    Двигательная активность в организованных формах де-ятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточ-ной двигательной активности, а во время прогулок за террито-рию ДОУ - 35 -40%.

    Для достижения достаточного объема двигательной ак-тивности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включе-нием подвижных игр, спортивных упражнений с элементами со-ревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

    Повышение устойчивости человека к различным небла-гоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины, в этом именно и заключается ее про-филактическая направленность. Высокий уровень неспецифи-ческой профилактики немыслим без правильного режима дня, физического воспитания, рационального вскармливания ребен-ка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.

    Закаливание организма - это формирование и совершенс-твование функциональных систем, направленных на повыше-ние резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и сущест-венное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.

    Основные принципы адаптирующих закаливающих ме-роприятий.

    1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
    2. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закали-вающих мероприятий.
    3. Занятия должны осуществляться систематически.
    4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности орга-низма ребенка и его возраст.
    5. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале за-каливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
    6. Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
    7. Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
    8. Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к раз-личным участкам тела.
    9. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, ис-пользовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
    10. При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.

    При проведении закаливающих мероприятий целесообразно вы-делять 3 группы детей:

    1 - здоровые, ранее закаливаемые дети;

    2 - здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «группы риска»);

    3 - ослабленные дети (часто болеющие, с хр. очагами ин-фекции, реконвалесценты заболеваний).

    При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должны быть на 2-4 о С выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.

    Выделяют 3 режима закаливания:

    Начальный - тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательна закаливаю-щие теплом);

    Оптимальный - стандартная методика;

    Специальный - интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

    Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

    Детям 2 группы закаливание проводят с начального peжима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

    Детям 3 группы длительное (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

    Постоянных противопоказаний для проведения закалива-ния нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длитель-ности воздействующих факторов с учетом состояния здоровья.

    Временными противопоказаниями являются: острый пери-од заболевания, обширные поражение кажи, тяжелые травмы.

    После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 о с па сравнению с температурой последних процедур. При прекраще-нии закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвращаться к начальной методике закаливания.

    Температурный режим помещения

    Для детей старше года температурный режим закрытого помещения составляет, как и для взрослых, от + 17° до + 19°С.

    В осенне-зимнее время проветривание помещения необходима проводить 4-5 раз не менее, чем па 10 - 15 минут. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При откры-вании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; да-лее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит из помещения. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. При этом воздухообмен осуществля-ется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая снижается на 2 - 3° С. В теплое время года окно или форточку можно держать открытыми на протяжении всего дня, на ночь необходимо закрывать окна, поскольку ночью тем-пературу в комнате проконтролировать труднее.

    Прогулки на свежем воздухе

    Прогулки, сон на свежем воздухе могут быть назначены детям в летний период, спустя 2 недели после выписки ребенка из родильного дома. Начинать гулять с ребенком необходимо в сухой и теплый, недождливый день; в холодное время года - при температуре воздуха не ниже 5°С.

    Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день па. 2,5 - 3 часа. В холодное время гада прогулки при температуре не ниже - 15 - 16°С. В условиях Крайнего Се-вера, для детей в возрасте 1 года прогулки осуществляются при температуре воздуха не ниже - 15°С, для детей 3-4 лет - не ниже 30 0 С при силе ветра, не превышающем 5 м/с. При возрастании силы ветра до 10 м/с допустимая температура воздуха - 25° С. Дети 5 - 7 лет могут гулять и при температуре - 35°С (при силе ветра 5 м/с). Продолжительность прогулок составляет 15 - 30 минут.

    Зимняя прогулка составляет 1,5 - 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 - 20 минут, далее - подвижные игры 25 - 30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце дети играют 20 - 25 мин. спокойно.

    Неспецифические водные процедуры

    Гигиенические ванны для детей раннего возраста стали применяться с середины XIX века. Применение гигиенических ванн мажет быть использована и как закаливающая процедура. Температура помещения, где проводится гигиеническая ванна, должна быть в пределах 20 - 21 О С. Температура воды в ванне для детей первых 3-х мес. жизни составляет 36,5 - 36°С, для детей второго полугодия жизни температура воды поднимается до 34 - 330 О С. Продолжительность гигиенической ванны 4-5 минут. В конце процедуры ребенка обливают водой, температура которой на 1-2°С меньше, чем вода в ванне. Для этого ребенка вынимают из ванны, поворачивают лицам вниз и сверху поливают на него воду из кувшина. Начинают обливать ребенка водой более низкой температуры с 4 мес.

    В первые месяцы жизни лица ребенка умывают теплой во-дой, температура которой 32 - 33 о С. Затем постепенно снижают температуру воды. Начиная со второго полугодия жизни, моют не только лицо и руки, но и шею, и верхнюю часть груди. Сразу после умывания ребенка обтирают насухо полотенцем до неболь-шого покраснения кожи. Начиная с 2-3 лет, детей умывают водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 - 190°С.

    Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых, потом тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).

    Рациональная одежда

    Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает пере-охлаждение и, что не менее важно, перегревание детей.

    При температуре воздуха + 21 + 22°С ребенка первых меся-цев жизни во время бодрствования необходимо одевать в легкую распашонку и байковую кофточку.

    При температуре воздуха в комнате + 21 + 22°С ситцевую или байковую шапочку носят только до 2-х-недельното возраста.

    Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в 3 слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.

    Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову - панамку, на ноги - сандалии без носков.

    Ниже приведена схема одевания детей раннего возраста при различной температуре воздуха в безветренную погоду.

    Рациональная одежда детей в зависимости от температуры помещения

    Температура помещения

    Одежда

    2ЗС и выше

    1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое х/б платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки

    2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфлн

    2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфли

    З - слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, трикотажная кофта, колготки, тyфли или теплые тапочки

    Рациональная одежда детей во время прогулки: в зависимос-ти от температуры воздуха

    Рациональная одежда детей при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года

    После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми.

    Если ноги становятся холодными необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время: поверх ватного одеяла пок-рывают еще одним одеялом.

    Таким образом, рациональное проведение неспецифи-ческих закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших - уже специаль-ных закаливающих мероприятий.

    Специальные закаливающие воздействия

    Специальные закаливающие процедуры требуют не только полного здоровья, но и, в. отличие от неспецифических закали-вающих процедур, большей исходной устойчивости, резистент-ности организма к средовым факторам. В этой связи специаль-ные закаливающие процедуры не проводятся с недоношенными детьми в первые 2 мес. жизни.

    В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-х мес. возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушных ванн начинаются мероприятия закаливания водой. Влажные об-тирания начинают не ранее, чем в 2-3 мес., обливания - с 3-4 мес. Гимнастику и массаж детям вводят с 1,5 мес. возраста.

    Воздушные ванны

    Первая в жизни ребенка специальная закаливающая проце-дура - воздушная ванна. Фактически она начинается еще в ро-дильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

    Помимо сугубо температурного воздействия на организм, воздух диффундирует через кожу, и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показа-тели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит.

    Воздушные ванны являются фактором наименьшего воз-действия на организм по сравнению с водными процедурами - обливанием, обтиранием, плаванием. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз меньше, а теплоемкость его - в 4 раза меньше, чем воды.

    Начинают про ведение воздушных ванн при температуре помещения 20 - 22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 19°С для детей в воз-расте 1-2 лет. Длительность первых процедур - 1 минута. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 минуты. Дети до полугодовалого возраста могут принимать воз-душные ванны до 15 минут, после полугодовалого возраста - до 30 минут 2 -3 раза в день.

    Проведение воздушных ванн, как и прочих специальных закаливающих процедур; целесообразно осуществлять утром, либо в вечернее время (в 17 - 18 час.), спустя 30 - 40 мин. после кормления, когда у ребенка определяются высокий исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ-ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.

    Дети старше 1,5 лет обычно принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики. При этом температура воздуха может быть понижена после предварительной адаптации до 16°С. Следует отметить, что длительность проведения" воздуш-ных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличи-вать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры.

    Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимся к закаливающим мероприятиям, необ-ходимо постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. При этом в начале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.

    Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних - 10 минут, в старших - 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны со-ставляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.

    Закаливание и адаптация к водной среде

    Использование воды для увеличения адаптационных. воз-можностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста.

    Основными факторами воздействия воды на организм яв-ляются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соленые, хвойные и др. ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих проце-дур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка.

    Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание.

    Обтирание и обливание могут быть местными и общими.

    Методика проведения водных процедур (обтирание и обливание)

    Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом- воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем.

    Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. С месячного возраста можно перейти к водным процедурам для закаливания ребенка.

    Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью рукавицей, куском чистой фланели. Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от стопы к бедру, далее грудь, живот, и в последнюю очередь, спину. Важ-но помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до легкого покраснения - точно так же, как и при сухом обтирании. Длительность сухой процедуры 1 - 2 минуты.

    Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32 о С, для детей 5-6 лет +30°С, для детей 6-7 лет + 28 о C. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 о С и доводят до +22 о С летом и до + 25 о С зимой для детей 3 -4 лет, до +20 о С и +24 о С - для детей 5-6 лет до +18°С и 22 0 С - для детей 6 -7 лет.

    По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начинали: вначале проводят сухие обтирания и лишь затем влаж-ные. Температура воды при влажных обтираниях после возоб-новления процедур соответствует начальной, и затем ее снижают более быстро, чем при начальном воздействии воды. В случае, если начало водных процедур приходиться на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33 о С - 34 о С. Снижение темпера-туры должно осуществляться через неделю на 1 о С и доводится до +25 - 26 о С. Спустя 2 недели от начала влажных обтираниий можно назначать местные ножные ванны.

    Методика проведения ножных ванн

    Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды + 28 о С далее охлаждают ее из расчета 1 о С в неделю. Ниж-ние пределы температуры воды +20 о С. для детей 3 лет ее снижа-ют до +18°С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15 - 20 минут.

    Обливания осуществляют следующим образом: на дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 сек; подбирают температуру воды путем ее смешивания; по окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

    Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К общим закаливающим процедурам относят общие обливания, плавание.

    После адаптации ребенка к процедуре обливания ног необходимо перейти к общему обливанию.

    Методика проведения общих обливаний водой

    Общие обливания - процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды. В методике обливаний важно знать, что во время процедуры голову не обливают. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее - грудь и живот, в последнюю очередь - левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насyxo. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна + 36 о С. Каждую неделю снижение температуры на 1 о С и доводят до 28 о С.

    Детям от 1 до 3 лет обливания проводят водой с температурой 34 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 28 о С зимой и 24 - 25 о С летом. Для детей дошкольного возраста начальные температуры воды при обливании 33 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 22 - 24 о С. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24 о С, длительность обливания 30 с - 15 мин.

    Если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температуры воды более высокой, нежели указано выше.

    В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная, от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам местным обливаниям, общим обливаниям, душу, плаванию.



    Возраст 1 - 3 года:

    1. Сон на воздухе при температуре от - 15 до + 30 о С.
    2. Воздушная ванна при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
    3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30°С.
    4. Умывание при температуре воды в начале закаливания +20 о С с дальнейшим снижением до +16 -18 о С. Детям старше 2 лет моют лицо, верхнюю часть груди и руки до локтя.
    5. Общее обливание после прогулки с начальной температурой воды 34-35 о С и дальнейшим снижением до +18 о С.
    6. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 36 о С, продолжительностью 5-6 минут, с пос-ледующим обливанием водой 34 о С.
    7. Летом 2-3 раза в день пребывание под лучами солнца, начиная с 5 -6 минут, доводя до 8 -10 минут.

    Дошкольный возраст:

    1. Температура воздуха в помещении 19 - 17 о С.
    2. Воздушная ванна. продолжительностью 10 - 15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утрен-ней гигиенической гимнастики, умывания.
    3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30 О С.
    4. Дневной сон на открытом воздухе на веранде при открытых окнах круглый год.
    5. Умывание водой при температуре +14 -16 о С. Моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.
    6. Общее обливание или душ после прогулки с начальной температурой воды 34-35 0 С и дальнейшим снижением до + 24 0 С.
    7. Обмывание ног водой перед дневным сном с начальной температурой воды +28 о С и постепенным ее снижением до 16°С.
    8. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 35 0 С.

    «Если хочешь быть здоров — закаляйся!» — эти слова стали девизом нескольких поколений не просто так. Учеными давно доказано, что закаливание способно улучшить состояние организма и повысить работу иммунной системы, так как оно приспосабливает тело к резким изменениям окружающей среды и неблагоприятным условиям. Приспосабливать организм, конечно, нужно постепенно, а не бросаться сразу же в снежный сугроб, надеясь на улучшение здоровья. Лучше всего начинать закаляться с самого детства, чтобы с ранних лет организм человека не боялся перемен погоды.

    Стоит сразу определить, что закаливать можно детей с любого возраста и даже с ослабленным здоровьем, только аккуратно и в последнем случае начинать процедуры только тогда, когда ребенок будет здоров. Единственным противопоказанием являются острые лихорадочные заболевания. И конечно, необходимо отметить, что для маленьких детей закаливание не означает обтирание снегом или обливание ледяной водой на морозе. Это едва заметное и систематическое, причем совершенно привычное для нас, изменение в температуре воздуха или воды, пребывание на солнце и купание в естественных водоемах, с дальнейшим увеличением по времени и воздействию внешних раздражителей на ребенка. Помните, что немаловажно не только следовать всем правилам, но и создавать позитивный настрой у ребенка, чтобы закаливание не было похоже на наказание, а скорее на приятное и полезное совместное времяпрепровождение.

    В первый месяц жизни закаливать ребенка можно так называемыми воздушными ваннами. Они представляют собой очень простое действие: перед кормлениями младенца пару минут можно подержать голышом в комнате, в которой температура будет около 22-24°С. Такие ванны малыш может принимать ежедневно, буквально сразу же после выписки из роддома. Летом с новорожденным можно гулять на улице почти сразу после выписки из роддома. Не стоит этого делать только в том случае, если младенец весит меньше 2500 грамм. Сначала гулять можно по полчаса в день, а потом уже – по 6 или даже 8 часов, ведь свежий воздух очень нужен растущему организму. Зимой время прогулки, конечно, должно значительно сократиться: сначала 5-10 минут, а потом – максимум 2 часа в сутки. Кстати, сон на свежем воздухе считается самым оздоровительным и полезным. При этом обязательно учитывайте то, что температура воздуха для такого закаливания должна быть не ниже 10°С мороза, и одежда должна быть подходящая, чтобы у младенца не случилось переохлаждения.

    После того, как малышу исполняется один месяц, его организм становится крепче, а значит, закаливание можно постепенно усилить, например, воздушные ванны могут длиться дольше (до 15 минут) и температура воздуха может снизиться на 1-2 °C.

    Когда ребенку исполнится полгода, температуру воды во время купания можно снижать до 36°С, а после двадцатиминутного купания можно облить его водой, температура которой будет на пару градусов ниже той, в которой он только что купался, то есть примерно 34°С.

    Купаться в открытых водоемах ребенку можно только после того, как ему исполнится год. И время, проведенное в воде должно увеличиваться постепенно, начиная с одной-двух минут, при температуре воды не ниже 21°С. При этом не стоит тащить ребенка в реку насильно – он должен сам захотеть войти в воду. В этом возрасте можно начать приучать ребенка к солнечным ваннам, но обязательно с использованием защитного крема и в безопасное время (с 9:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00).

    Приучать ребенка к солнечным лучам стоит при температуре воздуха +20-30°С (но ни в коем случае не выше), начиная с 5 и заканчивая 40 минутами. Больше этого времени находиться под открытым солнечным светом ребенку нельзя. При малейших покраснениях прекращайте процедуру на несколько дней.

    При соблюдении этих правил в младенчестве и продолжении грамотного закаливания на протяжении всей жизни ваш ребенок вырастет здоровым человеком и не будет бояться ни стужи, ни жары.

    Похожие статьи