• Портал образования. Летнеоздоровительная работа с детьми, тема «День огородника Игра чудесный мешочек в ясельной группе

    21.01.2024

    Игра может быть проведена в присутствии всех детей, они наблюдают за действиями своих товарищей.

    Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины, пространственного расположения и предметной отнесенности

    Тактильно-двигательный выбор по образцу тесно связан со зрительным восприятием, с тем, в какой форме будет дан образец. Только в одном случае ребенок опирается целиком на тактильно-двигательное восприятие, когда мы имеем тактильно-двигательный образец, т. е. ребенок действует без участия зрения. Но, как правило, образец дается либо зрительно, либо смешанным способом – зрительно-тактильно. В этих случаях в выборе предмета активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помогает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь не следует предлагать детям раньше того, как они научатся осуществлять этот выбор зрительно.

    Во всех играх нужно обязательно следить за формированием самого ощупывающего и обводящего движения, за правильным перемещением руки по предмету, за тем, чтобы во время этого ощупывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, предметную отнесенность), так и более частные (наличие основных деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.

    «Чудесный мешочек»

    Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

    Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

    Ход игры. 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.

    Для игры нам понадобится волшебный мешочек. Для этого подойдёт небольшая сумочка или обычный носок (желательно, большого размера). В мешочек нужно будет положить небольшие предметы (маленькие игрушки, фигурки из киндер-сюрприза, ластик, пуговицы и другое). А теперь пусть ребёнок на ощупь постарается определить, что он держит в руках.

    Что развивает?

    Речь, воображение, совершенствует тактильные ощущения, пространственное восприятие, память, зрительное представление и экспрессивную речь.

    Для игры понадобятся:

    1. волшебный мешочек;
    2. небольшие предметы различных форм и размеров. Количество предметов – не менее 20 (из расчета, что на одного участника приходится не менее 5-6 предметов).

    Как играть (правила)

    Шаг 1.

    Шаг 2. Как выбирать предметы для мешочка

    Шаг 3. Даём волшебный мешочек ребёнку.

    Шаг 4. Если ребенок сразу назвал предмет из мешочка

    Шаг 5. Как можно продолжить игру

    Шаг 6. Когда все дети узнали, что в мешочке, игру можно продолжить по-другому

    Важно помнить!

    Данная игра подходит для детей, начиная с 3-х летнего возраста, когда они уже могут говорить и назвать хотя бы одним словом предмет.

    Сборник игр

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

    Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

    Атрибуты : мешочек, муляжи овощей и фруктов.

    Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

    Я-чудесный мешочек,

    Всем ребятам я - дружочек.

    Очень хочется мне знать,

    Как вы любите играть.

    Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

    После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

    Дидактическая игра «Целое и часть»

    Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
    Атрибуты:
    картинки целых фруктов и их частей.

    Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

    Примечание:

    Дидактическая игра «Две корзинки»

    Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
    Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
    Ход игры:
    дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.

    Примечание: игра может быть индивидуальной.

    Подвижная игра «Овощи - фрукты»

    Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

    Атрибуты : предметные картинки овощей и фруктов

    Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

    « Раз, два, три - предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

    Подвижная игра « Вершки и корешки»

    Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

    Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
    Ход игры: Вариант 1 : взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле - тянут руки вверх, если под землёй - приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

    Вариант 2 : взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

    Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

    Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

    Атрибуты: корзина, картинки фруктов

    Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:

    «Это яблоко - яблочный сок».

    Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

    Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

    Атрибуты: предметные картинки по теме

    Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

    В огороде

    Вот вам морковка
    Красная головка,

    Хвостик зелёный.

    Вот вам репка

    И огурчик крепкий,

    Солнцем позлащённый.

    На рядах капусты
    Кочаны жмутся густо

    В листьях лохматых,

    Вот горошек сладкий,

    Зёрнышки в порядке

    Спят в стручках усатых.

    Что за вкусный народ

    Населил наш огород!

    ***
    Осень добрая пришла,
    Нам подарки принесла.

    Яблоки душистые,
    Персики пушистые,
    Груши золотистые,
    Осень принесла.
    В. Волина

    Чудо-огород

    Удивляется народ:

    Что за чудо-огород?

    Здесь редис есть и салат,

    Лук, петрушка и шпинат.

    Помидоры , огурцы
    Зреют дружно - молодцы!
    И картофель , и капуста
    Растут на грядках густо-густо.
    И все дружно говорят:
    "Мы растём здесь для ребят.
    За усердие и труд
    Урожай весь соберут".


    Буду делать я салат…

    Буду делать я салат,
    Накрошу в большую миску
    Огурцы , порей, шпинат,
    Помидоры и редиску.

    Мелко порублю укроп ,
    И заправлю все сметаной.
    Витаминами я впрок
    Запасаться не устану.

    Овощная считалка

    В огороде у Егора

    Тыква, репа, помидоры.

    В огороде у Ивана

    Кабачки и баклажаны.

    Ты посадишь патиссон,

    Выходи из круга вон

    Стала тыква нас просить:

    Жарко!Дайте нам попит!

    Мы достали быстро лейку

    И полили всю семейку:

    Чтобы крепли молодцы -

    Кабачки и огурцы ,

    Вот спасибо вам, друзья!

    Напилась моя семья!

    Словно в заячьей столовой

    На полянке- пень сосновый,

    На пеньке стоит обед

    И чего там только нет

    И капуста картошка ,

    Горка свежего горошка.

    И петрушечки немножко.

    А зайчишкам-ребятишкам

    Травка сладкая горой,

    По морковочки одной.

    Ведь морковка с грядки

    Слаще шоколадки!

    В огороде много гряд
    Есть и репа , и салат .

    Тут и свекла , и горох

    А картофель разве плох?

    Наш зелёный огород

    Нас прокормит целый год!

    ***
    Летом огород- что город!
    В нём – сто тысяч горожан:
    помидор, горох, капуста,
    кабачок и баклажан.

    Наш сад

    Прекрасен наш осенний сад

    В нём слива есть и виноград

    На ветках, как игрушки,

    И яблоки груши .

    Плоды мы утром соберём

    И всех соседей позовём.

    И солнышку помашем

    «Спасибо,осень!» скажем.

    Летний сад
    Как хорош он, летний сад,
    Фруктами всегда богат.
    Вишен стройных целый ряд -
    Рубином ягоды горят.
    Рядом здесь растёт и слива ,
    Плодами сочными красива.
    Груш и яблок аромат,
    Съесть одно бы каждый рад.

    Ваза с фруктами

    Высокая ваза стоит на столе.

    Играют лучи в голубом хрустале.

    Положим мы в вазу душистый банан

    Подарок далеких тропических стран.

    Добавим лимон , апельсин, мандарин.

    И после обеда мы фрукты съедим!

    Т. Шорыгин

    В огороде нашем

    Нет редиски краше.

    Как сочна, красна, кругла,

    Не смотрите, что мала.

    Репка тоже удалась,

    Желтым солнышком зажглась.

    Ну а разве плох лучок,

    В ста одежках старичок?

    Н. Нищева

    Посадила в огороде;
    Помидоры и картофель,
    Чуть моркови , огурцов .
    Для братишек сорванцов.
    Помидор сорвал Алешка
    Вот и сыта стала кошка.
    А Максим ест огурец.
    Наш мальчишка молодец.
    Он на грядке сидит ловко
    Вот и вырвана морковка.
    Ест морковку кошка, кот,
    Кто зашел к нам в огород.
    Всех мальчишки угощают.
    Витамин есть заставляют.

    А. Максаков

    Что растет на нашей грядке

    Огурцы , горошек с ладкий.

    Помидоры и укроп

    Для приправы и для проб.

    Есть редиска и салат,

    Наша грядка - просто клад.

    Но арбузы не растут тут.

    Если слушал ты внимательно,

    Запомнил обязательно.

    Отвечай-ка по порядку.

    Что растет на нашей грядке?

    В. Коркин

    Дидактическая игра «Доскажи словечко»

    Задачи : развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

    Ход игры : взрослый читает, а дети добавляют слова.

    Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

    Солнышко светило чтоб, ярче зеленел … (укроп).

    Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

    От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

    Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

    Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

    Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

    Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

    А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

    Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

    Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

    Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

    Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

    Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

    Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

    Дидактическая игра «Большой - маленький»

    Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: огурец - огурчик, помидор - помидорчик...

    Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

    Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными

    Морковь (какая?) - оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

    помидор (какой?) - красный, сочный, аппетитный, круглый

    Огурец (какой?) - овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

    Дидактическая игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»

    Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:

    Огурец - огурцы, яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ..., банан - .... и т.д.

    Дидактическая игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку»

    Растут на грядке зеленые ветки,

    А на них красные детки. (помидоры)

    Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

    Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

    Я... (свекла).

    Летом в огороде - свежие, зеленые,

    А зимою в бочке - желтые, соленые.

    Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

    Что копали из земли,

    Жарили, варили?

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили? (картофель)

    Дидактическая игра «Продолжи фразу»

    Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);

    Лимон овальный, а яблоко….. (круглое);

    Лимон желтый, а яблоко………(красное).

    Дидактическая игра «Отгадай по описанию»

    Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)
    Красный, сочный, наливной (томат)
    Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)
    Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)
    Круглая, оранжевая, большая (тыква)
    Острый, лечебный, зелёный (лук)

    Пособие "Чудесный мешочек"

    Мурыгина Мария Трофимовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34» г. Иваново

    Описание материала: данное пособие будет интересно воспитателям детских садов, а так же родителям дошкольников.

    Цель работы с «Чудесным мешочком»: совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы; развитие речи.

    В детских садах на занятиях часто используют "Чудесный мешочек". Обычно его делают из ткани и выглядит он как мешочек с завязками или резинкой, некоторые используют маленький тазик и полотенце.

    Вот такой "Чудесный мешочек" получился у меня из ткани и большой пластиковой бутылки из-под воды:


    В результате применения дидактического пособия "чудесный мешочек" у детей формируется умение определять, что за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также "чудесный мешочек" можно использовать для развития речи и воображения.

    Существует два вида игр с "чудесным мешочком":
    1) детям младшего дошкольного возраста можно предложить назвать предмет, сначала вытащив его из мешочка.
    2) ребенку необходимо, опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно; чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они поймут как играть, уже несколько.

    Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
    - описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);
    - рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;
    - описать предмет так, чтобы другие дети отгадали его.

    Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.
    Данная игра подходит для детей, начиная с 3-х летнего возраста, когда они уже могут говорить и назвать хотя бы одним словом предмет.

    Примеры игр с "чудесным мешочком":

    "Детеныши животных"
    Цель: закрепление названий детенышей животных
    Возраст детей: 3-4 года
    В мешочек складываются мелкие игрушки: лисёнок, поросёнок, цыплёнок, утёнок, телёнок, зайчонок, котёнок, медвежонок, львёнок. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям, предлагает вынуть от туда одну игрушку, показать её всем и громко назвать. Воспитатель добивается, чтобы дети правильно и внятно проговаривали названия детеныша животного: лисёнок, поросёнок, цыплёнок, утёнок, телёнок, зайчонок, котёнок, медвежонок, львёнок. Если кто-либо затрудняется назвать игрушку, воспитатель помогает ему.

    "Овощи-фрукты"
    Цель: закрепление знаний о фруктах и овощах.
    Возраст детей: 3-4 года
    В мешочек складываются разные овощи и фрукты. На столе ставят 2 корзины (одна под овощи, другая под фрукты).
    Ребенок выбирает один предмет в "чудесном мешочке" и вынимает его, воспитатель спрашивает: «Что это?», ребенок отвечает. Если овощ или фрукт был назван правильно, воспитатель спрашивает: «В какую корзинку положишь». Если ребенок ошибся, воспитатель спрашивает у других детей.

    С детьми раннего и дошкольного возраста важно проводить целенаправленную работу по формированию тактильно-двигательного восприятия. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

    Развитию тактильно-двигательного восприятия у детей способствует дидактическая игра «Чудесный мешочек». Эту игру широко применяют в своей практике педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели. Тайна, скрытая в чудесном мешочке, вызывает интерес, любопытство и любознательность у ребёнка, а значит, мотивирует его к познанию. Существует несколько вариантов игры.

    Первый вариант . Для игры понадобятся несколько игрушек по количеству играющих. Сначала дети играют в них, а через некоторое время взрослый показывает «чудесный мешочек» и говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает детям положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, встряхивает мешочек и просит ребёнка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек.

    Если ребёнок правильно выбрал игрушку, ощупав её одной рукой, он называет её сам или с помощью взрослого. Если же игрушка выбрана неверно, взрослый кладёт её обратно в мешочек и достаёт нужную. На этом этапе важно научить малыша правильно ощупывать игрушку, показать, как передвигать пальцы, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребёнок.

    Второй вариант . Для игры необходимы парные предметы, например, два мяча, две куклы , две игрушечные тарелки, два утёнка. Взрослый берёт пару предметов, рассматривает их с детьми, называет их, обращая внимание на то, что предметы одинаковые. А затем опускает один из них в мешочек. То же и с другой парой предметов. Остальные предметы накрывает салфеткой.

    Тактильное восприятие важно при определении температуры и веса предметов, а также при овладении навыками ручного труда. При выполнении многих привычных действий мы почти не пользуемся зрением и опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.

    Дети по очереди подходят к педагогу. Он достаёт из-под салфетки один из предметов, предлагает ребёнку посмотреть на него, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребёнок на ощупь достаёт нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор верный, взрослый говорит: «Ты правильно определил игрушку. На столе утёнок, и ты достал из мешочка утёнка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов и т.д.

    Можно слегка упростить задание, если дети не могут справиться. Ребёнок не только рассматривает игрушку-образец, но и ощупывает её.

    Третий вариант . Более сложная задача стоит перед ребёнком, когда он не видит образец, а лишь ощупывает его. Взрослый опускает предметы в мешочек за экраном (перегородкой), то есть дети не видят, какие предметы находятся в мешочке. Взрослый достаёт из-под салфетки предмет-образец и даёт ребёнку его ощупать за экраном, а потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут из мешочка, взрослый показывает детям образец и они сравнивают их. Если предмет найден верно, то действия ребёнка поощряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускают в мешочек, ребёнок ощупывает другой образец и отыскивает его пару в мешочке.

    При выборе предметов для игры важно помнить правило: во всех вариантах игра проводится с резко различными предметами, а по мере овладения тактильно-двигательным выбором используются более сходные по форме предметы. Выбор должен осуществляться сначала из двух-трёх предметов, а потом их количество может увеличиваться.

    В своей практике я использую не только «чудесный мешочек», но и «чудесную коробочку». Для этого в картонной коробке с крышкой, в её боковых стенках, я прорезала два отверстия. Размер каждого отверстия должен быть таким, чтобы в него легко проходила детская рука. Отличие этого варианта в том, что у ребёнка более удобный способ обследования предмета - одновременно двумя руками.

    Кроме того, я использую готовый комплект «Чудесный мешочек» Вальда. Он состоит из 15 пар токарных фигурок (всего 30 штук) и хлопчатобумажного мешочка. Фигурки изготовлены из древесины, их размер 3–4 см. Сами фигурки - это реальные предметы - ёлки, жёлуди, чугунки, матрёшки и т.д. Сделаны они из однородного материала, что позволяет ребёнку фиксировать внимание не на текстуре, а на форме предметов.

    Наиля Хайретдинова, учитель-дефектолог, г. Москва

    Похожие статьи