• Мои правила успешного воспитания ребёнка в неполной семье. Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания Требования в воспитании должны быть едины

    13.03.2024

    Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

    Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Имени А.С.ПУШКИНА»

    Лужский институт (филиал)

    Межфакультетская кафедра гуманитарных и естественно-научных

    дисциплин

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине «Педагогика»

    На тему: «Проблемы семейного воспитания»

    Выполнила:

    Студентка 2 курса Заочного обучения Учебная группа П2-13 Степанова А.Р.

    Проверила:

    Доцент Мороз Т. Г.

    Введение………………………………………………………………………3.

    Основные условия и средства успешного семейного воспитания..4.

    1.2.Типы личности ребёнка………………………………………………….8.

    1.4. Стили воспитания детей………………………………………………..12.

    1.5. Методы и формы семейного воспитания…………………………….15.

    2.1.Детские страхи и работа с ними………………………………………..18.

    2.2.Легко ли быть родителем подростка?................................................20.

    2.3.Ваш ребёнок-копуша…………………………………………………….23.

    Заключение……………………………………………………………………30.

    Список использованной литературы………………………………………32.

    ВВЕДЕНИЕ

    Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент на котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен, и тверд этот фундамент зависит очень многое в судьбе человека.

    Семейное воспитание –процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. В неразрывном единстве осуществляется семейное,школьное и социальное воспитание.

    Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты нравственного, физического и трудового воспитания личности. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается. Не составляет и труда,пообщавшись с родителями,установить,какие в их семье вырастают дети.Семья и ребёнок –зеркальное отражение друг друга.



    В нашем современном обществе всё заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей.

    Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

    Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.

    Объект исследования – воспитание школьников.

    Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.

    Изучить теоретические основы данной проблемы;

    Раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;

    Исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы: рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании, и изучить роль классного руководителя в воспитании школьника

    Глава 1 .Проблемы семьи и семейного воспитания.

    Основные условия и средства успешного семейного воспитания

    Вырастить ребёнка здоровым, трудолюбивым, полезным обществу- дело нелёгкое, требующее от родителей большой затраты физических и душевных сил. Отец и мать несут ответственность за воспитание детей. Семья- ячейка общества, которая закладывает основы воспитания личности.Здесь ребёнок впервые усваивает нормы морали. Навыки совместного труда, в семье формируются жизненные планы детей, нравственные идеалы. В семье дети не только подражают взрослым, но ориентируются на их социальные и нравственные установки.

    Взаимоотношения членов семьи строятся на взаимной любви, уважении, поддержке во всех делах. Общение детей с отцом и матерью обогащает жизненный опыт детей, помогает им приобщаться и к культуре поведения.

    Если в семье сложился отрицательный микроклимат, то возникают трудности в воспитании детей, что часто приводит к появлению трудновоспитуемых ребят, к правонарушениям. Поэтому школа и общественность призваны постоянно оказывать помощь семье в воспитании ребёнка.

    Семья располагает большими возможностями для того, чтобы правильно воспитать своих детей. Но эти возможности в семье не всегда умело реализуются.

    Прежде всего родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные стороны, уметь изучать своего ребёнка. Основной путь изучения детей в семье – это постоянное наблюдение за их поведением дома, в кругу товарищей, отношением к учебной и внеклассной работе в школе. Встречаются часто такие родители, которые концентрируют своё внимание на недостатках детей, или говорят ребёнку только о его успехах. Такой подход к детям в семье приводит к ошибкам в их воспитании.

    Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестёр. Иногда можно слышать жалобу родителей на то, что ребёнок не слушается. Непослушание детей- это признак отсутствия авторитета родителей.

    В некоторых семьях преобладает авторитет подкупа.Особенно его можно наблюдать в семье, где нет согласия между родителями. Чтобы привлечь ребёнка на свою сторону, отец или мать начинают дарить ему дорогие подарки, иногда наперекор друг другу. Страдают от этого поведения сами родители.

    Если дети видят в лице своих родителей настоящих тружеников, любящих своё дело,то авторитет родителей в глазах школьников растёт. Огромное влияние в семье оказывают нормальные взаимоотношения. Отношение взрослых к детям, к своим престарелым родителям. Для авторитета родителей важно установить систему взаимоотношения с детьми: надо, чтобы родители видели в детях растущего человека, доверяли ему, видели в нём помощника, приходили на помощь в различных затруднениях. Следили, как он формируется.

    Одним из условий успешного воспитания детей в семье является наличие чёткого режима дня. Он включает весь распорядок дня ребёнка в течении суток. Следует упорядочить и питание ребёнка. Хорошим стимулом для ребёнка в выполнении режима дня является наличие чёткого распорядка жизни всей семьи.

    Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести чтению. Даже самые маленькие дети радуются встрече с книгой. Из сказок ребёнок узнаёт о хороших людях, об их делах. Встреча с умной и интересной книгой всегда праздник для детей.

    Важным условием успеха в семейном воспитании является учёт родителями особенностей возраста и пола детей. Ребёнок растёт не только физически, он мужает, у него накапливается жизненный опыт, растёт самосознание, он скорее хочет скорее хочет стать взрослым. В этом его стремлении родителям важно постепенно формировать юношу- будущего мужа, отца, а девушку- будущую жену, мать.

    Важно поддерживать в семье хорошие товарищеские отношения между братьями и сёстрами, учить мальчиков оберегать и защищать сестру, а сестёр учить быть чуткими и заботливыми к своим братьям. Формирование правильных взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми –важная задача родителей. С ростом ребёнка надо менять и характер взаимоотношений с ним: от простого требования, распоряжения надо постепенно переходить к совету, просьбе, рекомендации. Замечания взрослым детям лучше делать в виде совета.

    Особенно следует обратить внимание родителей на взаимоотношение своих детей с товарищами. Знание друзей своего сына или дочери помогает родителям лучше узнать и своих детей. Уже в семье надо постепенно готовить ребят к тому, что они вырастут и сами будут создавать семью. Личный пример родителей, теплота помогут взрослеющим детям усвоить азбуку самостоятельной семейной жизни. Ребёнок быстро разбирается в разноречивых требованиях и лавирует между требовательным отцом и менее требовательной бабушкой.

    Успех воспитания зависит также от того,как родители поощряют и наказывают детей, как они стимулируют успешную деятельность и готовят ребёнка к самовоспитанию. В теории и на практике воспитания сложилась следующая точка зрения на поощрения и наказания:

    не следует физически наказывать детей;

    не поощрять детей материально;

    не скупиться в семье на применение таких этических средств поощрения, как одобрение, похвала, доверие;

    этическими средствами наказания могут быть: замечание родителей, временное лишение удовольствий и развлечений, лишение доверия родителей и др.

    Поощрения и наказания со стороны родителей требуют большого такта и любви к детям. Неправильное использование поощрений и наказаний в семье может создать трудности в воспитании детей и даже привести к ошибкам.

    Трудности в воспитании детей в семьях когда родители недостаточно осведомлены о педагогических основах семейного воспитания, когда распадается семья как коллектив, когда родители допускают чрезмерный авторитаризм в семье или не верят в силы и возможности самого ребёнка. Другие крайности,допускаемые родителями: злоупотребление словесными воздействиями на ребёнка, изнеженность ребёнка и отстранение его от всяких семейных дел и забот,удовлетворение всех капризов.

    Трудности возникают и тогда, когда родители не понимают всей ответственности за воспитание детей, перекладывают эту ответственность на школу, на учителя или на старших членов семьи- дедушек, бабушек.

    Типы личности ребёнка

    Каждый ребёнок- уникальный, неповторимый, каждый отличается от других. И тем не менее некоторые дети похожи друг на друга в гораздо большей степени, чем остальные. Они предпочитают одни и те же игры. У них похожие увлечения, похожее отношение к порядку, спорту, домашним заданиям. Они примерно одинаково реагируют на стресс, радость или ссору. То, что у детей сходный или сильно различающийся тип поведения, зависит не от возраста или степени родства, а от типа личности.

    Различают четыре основных типа: впечатлительная, чувствительная натра; здравомыслящий, обязательный ребёнок,; эмоциональный авантюрный тип и стратегически планирующий свои действия умник.

    Сам по себе каждый тип логичен и представляет собой вполне нормальное явление. Встречаются очень редко смешанные формы, но обычно налицо заметное преобладание одного из типов. Стоит выяснить, к какой группе относится собственное чадо. Это поможет лучше оценить своего ребёнка. Его слабые стороны и с большей чуткостью учитывать их. К примеру, то, что хорошо для авантюрного типа, может не подойти для умника. То,что обязательному ребёнку необходимо для его безопасности, чувствительной натурой воспринимается уже как ограничение. Важно принять как должное то,что ваш ребёнок относится к данному основному типу личности, не пытаясь переделать его. Это всё равно не удастся, но будет иметь серьёзные последствия. Для ребёнка хуже всего если его воспитание будет противоречить типу его личности, ведь тем самым он как бы получает послание: то, что ты такой- ненормально. Это смущает ребёнка и может даже довести до болезни. Воспитание в соответствии с типом личности,напротив, поможет ребёнку оптимально развиваться, укреплять свои сильные стороны, обрести чувство уверенности и защищённости.

    Чувствительная натура- это коммуникабельный ребёнок, чуткий. С развитой интуицией. Ему нужна близость с другими людьми, с семьёй, со сверстниками. Он хочет тесно общаться с ними, заботиться о других, одаривать их. И больше знать о них. Дети, относящиеся к этому типу, восторгаются сказками и разными историями, поэтому они замечательные слушатели и хорошие рассказчики.

    Авантюрный ребёнок. Ему часто не хватает времени. Потому что мир так увлекателен,полон приключений, испытаний на смелость. Авантюрным детям требуется активность- чуть ли не круглые сутки. Они увлекающиеся, коммуникабельные натуры, познающие мир всеми своими чувствами. Идеально справляются с неприятностями, не боятся рисковать, охотно экспериментируют. То, что перестало их интересовать, они быстро бросают. Неудивительно что в их детской комнате часто царит хаос. На рабочем столе может лежать всякий хлам.

    Ребёнок-умник. Обычно весьма разумный и всегда поступающий обдуманно тип интеллектуального ребёнка.Он всегда задаёт дополнительные вопросы., хочет знать, всё досконально, стремится понять мир, чтобы чувствовать себя уверенно. Какие либо групповые действия и буйные игры в составе команды для него не очень привлекательны, он больше предпочитает общаться с другом, подругой.

    Обязательный ребёнок. Он владеет искусством быть полезным. Чувство принадлежности к семье тоже является высшей ценностью. Такие дети стремятся добиться большей близости тем, что делают (в отличие от типа чувствительной натуры) что- либо осмысленное,практичное, охотно помогают по дому, берут на себя определённые обязанности, но больше любят делать что-либо вместе с матерью или отцом. Ужасно переживают, если их не похвалят.Хорошо приспосабливаются к школьной системе с её правилами, поскольку у них нет проблем с дисциплиной,усердием, порядком.

    Если родители смогут правильно определить,к какому типу личности относится их ребёнок, то им будет легче понимать друг друга.

    Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления - физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

    Физическое воспитаниедетей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается - приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

    Интеллектуальное воспитаниепредполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

    Нравственное воспитаниев семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети - христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

    Эстетическое воспитаниев семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

    Трудовое воспитаниедетей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь - поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

    Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.

    Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания. Для родителей семейное воспитание - процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

    Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.

    Важным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь.

    Ведь родительская любовь – это источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

    Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

    Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте.

    Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

    Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этими ощущениями любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями.

    Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви .

    В современных условиях, когда коренным образом произошла перестройка и политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпела значительные изменения.

    Происходит разрушение и ослабление семейных связей.

    Выделим основные факторы этой тенденции.

    Первый – это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т.д) была как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для её социального срастания. Теперь же все члены семьи трудятся вне дома. В наше время дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха.

    Второй – это стремление к более комфортной жизни в городах. Большая часть населения, жившая на селе и общавшаяся с природой, утратила эти связи, переселившись в города. Естественно, ослабла связь города с деревней. Возникает особая психолого-педагогическая проблема: уход населения из деревень в города, отрыв человека от природы, а значит - и от нравственных истоков нашей жизни, что приводит к утрате традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями людей.

    Вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно.

    Третий – это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная её задача по отношению к детям – воспитание, в котором прослеживается три периода.

    Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй период: заботиться об умственном их развитии; третий период: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им хорошую жизнь, а, прежде всего, сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова.

    Четвертый фактор – это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи. В связи с расширением самостоятельности женщины, происходит перемена в её психологии, сопряженная, прежде всего с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения .

    Вследствие ряда условий, связанных, прежде всего с развитием современной культуры, семья в некоторых случаях перестает, по существу, быть надлежащей воспитательной средой.

    Основные причины этого.

    1. Малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких же, как он. Дети взаимно тяготеют друг к другу. Малое же количество детей в семьях (один, два) существенным образом ограничивает и сужает семейное общение, лишает необходимой для него живой детской атмосферы. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи.



    2. Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей. С младенчества прихоти ребенка удовлетворяются, желания исполняются. При чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку атмосфера семьи становится для него замкнутой и душной, поэтому дети тянутся на волю. Это очень тяжело переживается родителями, которые не знают, как им дальше строить свои отношения с ребенком. Связь же с другими родственниками ослаблена. Вместе с тем для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Хотя время крепких семейных кланов прошло, все-таки важно поддерживать, укреплять отношения с родственниками.

    3. Ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг людей. Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор для активности. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным .

    Не секрет, что успешность воспитательного процесса, в любом учебном заведении, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.

    Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

    Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

    Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

    Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

    Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

    Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги.

    Союз, взаимопонимания педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ним, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», « Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение?». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

    Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Преподавателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни учебной группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично преподаватель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

    Существуют различные формы взаимодействия педагогов и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения.

    Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

    Кратко охарактеризую наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

    Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.

    Родительский лекторий – способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов.

    Конференция по обмену опытом воспитания детей. Может быть тематической. Её проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

    Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

    Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись на группы, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение.

    Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому, в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические мероприятия они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием .

    Кроме этого, с целью улучшения воспитательного процесса в учебном заведении, необходимо осуществлять организацию совместных дел родителей и детей.

    Это могут быть различные формы познавательной деятельности :

    Общественные форумы знаний,

    Творческие отчеты по предметам,

    Дни открытых уроков,

    Праздники знаний и творчества,

    Турниры знатоков,

    Совместные олимпиады,

    Выпуск предметных газет,

    Заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.

    Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья - эрудит», «Семейные увлечения», «Круг семейного чтения».

    Формы трудовой деятельности:

    Оформление кабинетов,

    Бла­гоустройство и озеленение двора,

    Посадка аллей,

    Создание библиотеки;

    Ярмарка-распродажа семейных поделок,

    Выставки «Мир наших увлечений» и др.

    Формы досуга :

    Совместные праздники,

    Подготовка концертов, спектаклей,

    Просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,

    Сорев­нования,

    Конкурсы,

    Туристические походы и слеты,

    Экс­курсионные поездки.

    Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали:

    День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения;

    Игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.

    Совместная деятельность в творческих объе­динениях различной направленности, музеях и т.п.

    Таким образом, анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и внесемейное воспитание, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

    Счастливым и успешным. Но как это сделать? Как вырастить ребенка, который сможет реализовать себя во взрослой жизни?

    Благополучие, целеустремленность, самоуверенность - основные признаки успешного человека. Почему же одни люди могут себя реализовать, а другие нет? В чем причина?

    Все дело в воспитании и формировании определенного мировоззрения подрастающей личности. Есть очень мудрое выражение, что самый большой успех в жизни - это успешные дети.

    В статье пойдет речь о том, как воспитать такого ребенка, чтобы он смог реализовать себя и стать счастливым.

    Проблемы, связанные с воспитанием

    Родители - это основные учителя, закладывающие главные жизненные принципы и основы мировоззрения, которые ребенок потом проецирует во взрослую жизнь. Главное - не следовать мнению социума, не заинтересованного в самодостаточных и уверенных в себе личностях, а прислушиваться к своему ребенку и его потребностям.

    Следует навсегда запомнить одно простое правило: успешный ребенок - это человек с нормальной самооценкой, счастливый, без комплексов и страхов, которые зарождаются в детском возрасте под влиянием мам и пап. Родители любят послушных и спокойных деток, которые не проявляют инициативу и не отстаивают свое мнение. Очень удобно, когда ребенок полностью подчиняется воле родителей. Но это до поры до времени.

    Психологи считают, что проблемы и ошибки в воспитании не только отрицательно сказываются на психологическом здоровье ребенка, но и провоцируют развитие физических заболеваний. Чтобы не допустить этого, следует менять сознание родителей, которые воспитывают своих детей по принципу «будет так, как я сказал».

    Родители переносят в процесс воспитания отголоски из своего детства, то есть если отец рос в семье деспота, то существует большая вероятность, что так же он будет вести себя и со своим сыном.

    Конечно, ни о каком успехе и речи быть не может, если ребенок растет в среде с переизбытком агрессии, если он закомплексован и не уверен в себе.

    Родителям необходимо обратить внимание на ряд проблем, которые есть в современном обществе и являются препятствием на пути развития успешности и полноценности у детей:

    • Отрицательное влияние на воспитание оказывают компьютерные технологии. Родителям проще отвлечь малыша новомодными телефонами и планшетами, чем почитать ему на ночь книгу. Следствием этого является недополучение в детском возрасте внимания, что отрицательно сказывается на психике малыша.
    • Компенсация недостатка внимания и заботы покупкой игрушек приведет к обесцениванию материальных вещей и повышенным запросам.
    • Навязчивая помощь со стороны родителей. В итоге ребенок становится безынициативным, неприспособленным к жизни, а впоследствии - беспомощным взрослым.
    • Навязывание своих взглядов обычно свойственно тем родителям, которые сами не преуспели в жизни и теперь проявляют свои способности и передают опыт маленькому человеку.
    • Неготовность принять ответственность за ребенка - как следствие, ребенок недополучает любовь и страдает из-за несостоятельности и безответственности мамы или папы.

    Ребенок должен знать и чувствовать, что его любят

    У успешного взрослого человека всегда правильная самооценка. Родителям необходимо показывать ребенку, что они его любят просто за то, что он есть, и что он такой, какой есть. Ребенку нужно как можно чаще говорить слова любви, обнимать его, уважать все его стремления. Если ему пора ложиться спать, а он играет, не следует на него кричать и в приказном тоне отправлять в кровать, лучше помочь доиграть, а потом вместе с ним пойти спать. Нельзя критиковать малыша, нужно подвергать критике только поступки.

    У ребенка должно быть право выбора

    Успешное развитие ребенка возможно только в том случае, если давать ему право на простой и банальный выбор. Например, в чем он пойдет гулять или какую игрушку возьмет с собой в поездку. Ребенок увидит, что с его мнением считаются и к нему прислушиваются. С ним нужно обсуждать фильмы, мультики, ситуации, книги и всегда интересоваться, что он думает по тому или иному поводу.

    Ребенка нужно научить договариваться

    Умение договариваться - очень полезное качество, если речь идет о воспитании успешного ребенка. Необходимо научить его высказывать свои мысли по любому вопросу. Следует привить ему умение идти на компромиссы и находить решения, которые бы устраивали всех. Именно умение договариваться и находить решения в сложных ситуациях помогут ребенку адаптироваться в обществе.

    Нужно помочь ребенку найти любимое дело

    У каждого человека есть свои способности и таланты. Необходимо наблюдать за ребенком, чтобы выявить то занятие, которое у него вызывает наибольший интерес, и попробовать развивать его в этом направлении. Чем раньше начать развитие, тем лучше для таланта. В будущем он может не заниматься этим делом, но опыт, который он накопит за время занятий, всегда ему пригодится в жизни.

    Поощрение любознательности

    Все дети рождаются гениями, и задача родителей - помочь ребенку реализовать себя. Если его заинтересовало какое-то занятие, нужно поддержать этот интерес. Следует подыскать литературу, развивающие игры или фильмы, записать в кружок, секцию или на занятия. Для успешного развития ребенка нельзя решать за него, чем ему необходимо заниматься, а без чего он сможет обойтись. Следует поощрять любую заинтересованность. Во-первых, это расширяет кругозор. Во-вторых, возможно, это увлечение может стать делом всей его жизни.

    Творческое развитие

    С самого раннего детства необходимо обучать малыша творчеству, рисовать с ним, сочинять песенки, танцевать, заниматься музыкой. Творческие способности сильно пригодятся ему в будущем в решении проблем и самых сложных задач.

    Развитие чувства ответственности

    Ребенок должен чувствовать ответственность за то, что сделал. Но нельзя ругать его, необходимо постараться найти оптимальный выход из ситуации. Важно показывать на своем примере, что слово нужно держать,а за неправильные поступки уметь отвечать.

    Следует поощрять его стремление сдерживать слово и выполнять действия, которые от него ждут, в определенный срок.

    Ребенок, приученный с детства к ответственности, имеет больше шансов достичь успеха, чем малыш, который не умеет отвечать за свои слова и действия.

    Любовь к чтению

    Ребенку нужно привить любовь к чтению, желательно с самых ранних лет. Читающие люди более успешные и самоуверенные, чем те, которые проводят все свободное время у телевизора или компьютера. Сначала нужно читать вслух, потом подбирать ему интересную литературу в соответствии с возрастом.

    Развитие красноречия

    Если ребенок пытается что-то рассказать, нельзя отмахиваться от него. Наоборот, следует вступить с ним в диалог, дать возможность ему досказать свои мысли, задать вопросы, на которые он может ответить.

    Если ему сложно, нужно помочь ему подсказкой, но нельзя говорить за него, пусть старается самостоятельно объяснить, описать, задать вопрос, ответить на вопрос.

    Следует поощрять стремление ребенка дружить со сверстниками и другими детьми. Успешный ребенок - это общительный малыш. Нельзя ограничивать общение ребенка, кроме того, без необходимости лучше не вмешиваться в отношения детей. Он должен самостоятельно научиться выпутываться из ситуаций, это ему очень пригодится в будущем.

    Развитие настойчивости и целеустремленности

    Ребенка нужно научить ставить перед собой цели и достигать их, показать, как составлять план по достижению поставленных задач и как при необходимости его корректировать. Можно помочь ему справиться с возникшими трудностями, но нельзя выполнять действие за него. Это «медвежья услуга», которая приведет к тому, что ребенок будет все время ждать помощи со стороны вместо того, чтобы собраться и решить проблему.

    Хвалить нужно правильно

    Важная часть процесса воспитания - похвала. Нужно правильно это делать. Следует хвалить малыша за желание выполнить свою задачу хорошо, за стремление развиваться, учиться, за настойчивость, терпение, поиск нестандартных решений.

    Похвалу важно употреблять дозированно. Если он привыкнет к ней, то ее значение потеряет для него важность.

    Нельзя незаслуженно хвалить, это развращает. Ребенок перестает стараться, потому что теряется смысл в этом, ведь все равно похвалят.

    Оптимизм

    Успешный человек - оптимист по жизни. В любой, даже самой плохой ситуации следует видеть что-то хорошее, это важно для успешного и счастливого человека. С ранних лет малышу требуется объяснить, что победы могут сменяться поражениями, и это нормально, такова жизнь. Следует самим родителям быть оптимистами и на своем примере показывать, как относиться к проблемам.

    Надо научить ребенка правильно воспринимать неудачи, то есть не делать из этого трагедии, уметь анализировать причины и принимать верные решения для исправления сложившейся ситуации.

    Важно, чтобы ребенок не проецировал неудачу на свою личность. То есть если не занял место на соревнованиях, это не указывает на то, что он неудачник, а значит, что просто плохо подготовился. Требуется сказать ему, что у него все получится в следующий раз, только нужно приложить больше усилий.

    Самостоятельность

    С двух лет ребенок стремится проявить самостоятельность. Это очень хорошо. Нужно давать ему возможность делать что-то без посторонней помощи и не торопить его.

    Следует поощрять в нем данное стремление, интересоваться его мнением, обязательно хвалить за попытку что-то сделать самому. Не нужно сразу исправлять то, что малыш сделал неправильно, лучше помочь ему доделать это так, как надо.

    Как воспитать успешного человека

    Воспитывая у ребенка такие качества, как человечность, целеустремленность, самостоятельность, родители формируют успешную, уверенную в себе личность. Кроме того, всегда следует помнить, что дети подражают взрослым, поэтому воспитывать нужно и себя.

    Если мама всегда сдерживает обещание, папа - поддерживает в трудной ситуации, то в будущем ребенок будет вести себя так же.

    На что нужно обратить особое внимание, а чего не допускать, чтобы воспитание успешного ребенка дало положительный результат?

    • Родителям нужно научиться воспринимать ребенка как отдельную личность, для которой характерны - свой взгляд на вещи, свое мнение, чувство собственного достоинства.
    • Нужно научиться соблюдать моральную дистанцию, не навязывать свое мнение и вкусы, особенно если ребенку это не по душе. Даже малыш 2 лет может точно сказать, какие игрушки ему нравятся, а какие нет.
    • Родители должны поддерживать инициативу, это первые шаги в воспитании самостоятельности у ребенка. Успешная социализация пройдет быстрее и безболезненнее, если ребенок будет более самостоятельным и уверенным в себе. Пусть он кушает очень медленно или полчаса завязывает шнурки, но это важные этапы в развитии независимости и силы воли.

    • Нужно поощрять любые проявления активности, где он пытается сделать что-то самостоятельно. Особенно важно выражать поддержку в первые годы жизни малыша, именно в этот период поведение взрослых определяет его характер.
    • Нужно помогать ребенку ставить цели и разрабатывать вместе с ним план действий.
    • С 6-7 лет необходимо начинать воспитывать трудолюбие и силу воли, он уже способен контролировать свои эмоции. Требуется обязательно приучать малыша к занятиям спортом. Физические нагрузки развивают самодисциплину и контроль над собой.
    • На своем собственном примере показывать, как достигать поставленных целей. Главное - проявлять последовательность, всегда сдерживать обещания, трудиться и наслаждаться результатом своей работы.

    У каких родителей вырастают успешные дети

    Все родители мечтают, чтобы их дети держались как можно дальше от неприятностей. Каждые папа и мама хотят, чтобы ребенок успешным в школе был, чтобы его не обижали сверстники, чтобы он мог добиться поставленной цели. К сожалению, нет специального руководства по воспитанию успешного и счастливого ребенка. Но психологи утверждают, что чаще всего вырастают такие дети у успешных родителей.

    Итак, каким нужно стать родителем для того, чтобы воспитать успешного человека:

    • Необходимо учить своих детей навыкам социализации: общению со своими сверстниками, пониманию их настроения, чувств, оказанию помощи другим и решению своих проблем самостоятельно. В научной литературе психологи советуют родителям прививать навыки успешной адаптации ребенка в любом коллективе.
    • Необходимо ожидать много от ребенка и верить в него. Например, те мамы и папы, которые ждут, что ребенок получит высшее образование, как правило, добиваются своего. Они все время подводят его к этому, и на определенном этапе ребенок сам этого начинает хотеть.
    • Успешные дети вырастают в семьях, где матери работают. Такие дети рано учатся самостоятельности, поэтому они более хорошо приспособлены к жизни, чем те малыши, у которых мамы сидят дома и занимаются домашними делами.
    • Как правило, успешные и счастливые дети вырастают в семьях, где родители имеют высшее образование.
    • Необходимо учить математике детей с ранних лет, причем чем раньше, тем лучше.
    • Важно наладить хорошие и теплые взаимоотношения с детьми.
    • Необходимо ценить усилия, а не страх провала, быть оптимистами по жизни.

    В заключение

    Современный мир быстротечен и изменчив, дети растут очень быстро. Главная задача родителей состоит в том, чтобы направить своего малыша в нужное, правильное русло и по ходу прививать ему силу духа, трудолюбие, преданность делу, целеустремленность, оптимизм, веру в себя и в свои силы.

    И главное, что должны запомнить мамы и папы: успешный ребенок - это счастливый и любимый ребенок. Нужно любить малыша, даже самого непослушного и балованного, верить в него, помогать ему, и тогда у него все получится.

    PAGE_BREAK--

    Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

    Глава 2. Условия успешного семейного воспитания
    2.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье
    Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

    Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

    Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

    Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

    Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

    Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

    Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

    Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

    2.2 Роль авторитета родителей в воспитании
    Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

    Родительский пример и авторитет – специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

    Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

    Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного. При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и свое достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем неcpaвнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца матери. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива.

    Авторитет знания необходимо ведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.

    Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с друзьями детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это - самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.

    Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже лучше, чтобы ребенок видел ваши настороженность, внимание и доверие к его силам.

    Авторитет помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете, жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей. Если в вашей семье несколько детей, а это – самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие дети. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность. Именно линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ну, а вообще, для того чтобы знать своего ребенка, нужно уметь его слушать и слышать.

    К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях.
    2.3 Виды ложного авторитета родителей
    Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский, а может и материнский, террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и других членов семьи, мать например. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от отца, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

    Авторитет чванства. Это особый вид вредного авторитета. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность своим детям. Дома они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, дети начинают вести себя также.

    Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

    Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями.

    Авторитет любви. Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты нас не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребёнок...» Такая семья настолько погружается в море сентиментальности, что уже ничего другого не замечает. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циничным расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители. Безусловно, «безлюбовь» к своему чаду показывать важно и нужно

    Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно.

    Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

    В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье? Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед своим счастьем и перед жизнью детей. Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, а не только внешностью. Дети должны видеть не только заслуги своих родителей, но и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших друзей отца и матери.

    Но и родительское дело должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни авторитета. И прежде всего должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ребёнок. Всё это нужно знать, но это вовсе не значит, что нужно преследовать ребёнка постоянными и надоедливыми расспросами. С самого начала родители должны так поставить дело, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось это рассказать. Для всего этого не требуется много времени.
    2.4 Требования к организации взаимодействия педагога с родителями
    Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

    Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

    Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

    Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

    Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.

    Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

    Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей. Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы:

    Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления.

    Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?

    В чем школа может помочь родителям, чем родители могут помочь школе, педагогам?

    Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать? Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?

    Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.

    Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

    Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

    Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

    Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.

    Родительский лекторий. Способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. продолжение
    --PAGE_BREAK--

    Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

    Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

    Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

    Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

    Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

    Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

    Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

    Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

    Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания.

    Похожие статьи