• Развитие познавательной деятельности детей младшего возраста. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. Формирование познавательной активности у младших дошкольников

    29.11.2023

    Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Обратите внимание, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить. Как эффективно развивать познавательную сферу ребёнка - читайте в нашей статье.

    Познавательная деятельность дошкольников

    Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.

    «Это интересно. По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях - по сравнению с другими детьми».

    Совершенствование познавательной деятельности дошкольников - одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую , то нужно создавать условия для её саморазвития.

    Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.

    Познавательная деятельность направлена на:

    • получение новых знаний, их усвоение
    • овладение необходимыми умениями и навыками
    • появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

    У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность. Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.

    Формирование мышления у детей

    Мышление - это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач.

    Развитие речи детей раннего возраста

    Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.

    Что следует делать родителям малыша?

    1. Пойте. Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику. Кроме пения, почаще говорите с малышом.
    2. Реагируйте на плач. Плач малыша - не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним - во всех ситуациях рассказывайте ему, что вы делаете.
    3. Артикулируйте. Ваша мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.

    Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста.

    1. Подражание звукам. Гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений.
    2. Тренируем губы и язык. Научите ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать.
    3. Тренируем речевое дыхание. Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох - носом.
    4. Учим сосредотачиваться на звуке. Например, завяжите ребёнку и глазки и позвоните колокольчиком. Глазки откройте и спросите, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами.
    5. Узнаём по слуху. Познакомьте малыша, как звучат отдельные предметы: барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, . Называйте названия предметов и демонстрируйте их звук. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.

    Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуйте правилам:

    • говорите с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы
    • ежедневно читайте крохе и описывайте иллюстрации
    • развивайте речь малыша в игровой форме
    • не сюсюкайте, так как речь взрослых - ориентир для подражания.

    Развитие понимания речи

    Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка слов, в полтора года - не менее 30, начать говорить предложениями - к 2-м годам.

    Важным условием для начала речи малыша является её понимание. Что этому может поспособствовать?

    1. Разговоры с ребёнком с первых дней жизни.
    2. Чтение и рассматривание детских книжек, особенно со стихами.
    3. Игры с пальчиками. Стимулирование кончиков пальцев подаёт импульс в участки мозга, ответственные за речевое развитие. Поэтому нужно массировать пальчики полугодовалому малышу, а также играть с ним в специальные игры, а деткам 1,5-3 лет предлагать лепить из пластилина.
    4. Радость взрослых. Радуйтесь, когда малыш произносит . Не беда, если они ещё не точно произнесены. Поддержите ребёнка, не перебивайте его, пригласите к диалогу.

    Случается, что малыш всё понимает, но не говорит до 2-3 лет. С такими детьми следует заниматься, используя специальные упражнения. К примеру, используя готовые пособия по развитию речи для малышей. 10-15 минут ежедневно будет достаточно, чтобы запустить процесс речевого развития крохи.

    «Совет. Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет. Ввиду этого, следите за настроением малыша».

    Функция обобщения

    Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит - для успешного обучения.

    Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.

    Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.

    Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.

    Развитие восприятия

    Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:

    1. Сюжетные и ролевые игры - отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.
    2. Наблюдение за предметами и их рассматривание - обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.
    3. Диалог и беседа - способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.
    4. Экскурсии - предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.
    5. Занятия с конструкторами - стимулируют познавательное начало в ребёнке.
    6. Экспериментирование и опыты - учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности.
    7. Коллекционирование - направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.
    8. Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.

      Выводы

      Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.

    АЛЕНА БЕРКИМБАЕВА
    Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

    "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста "

    В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владеть знаниями, но и умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребенок является исследователем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.

    Проблема особенностей познавательного развития , создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста , на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, Д. Брунер, К. Бюлер, психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец). Изучая теоретические и методологические основы развития познавательных способностей детей , выделила целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес . Так, как на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам, значит, условием развития познавательной активности являются практические исследовательские действия самого ребёнка.

    Для повышения профессионального уровня и научно-теоретической обоснованности педагогической деятельности обратилась к понятию познавательной активности .

    Познание – это сложное образование, в котором можно выделить как минимум два коррелирующих компонента, неразрывно связанных между собой.

    Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации :

    Что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания ;

    Как получает ребёнок информацию (способы познания ) ;

    Как перерабатывает ребёнок информацию : что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, упорядочивает, забывает.

    Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

    Познавательный интерес – это постоянное стремление к умственной деятельности, проникновение в сущность явлений, самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенности познавательного интереса – направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания .

    Познавательная активность – яркое выражение познавательных эмоций в процессе деятельности и по её завершению (положительное отношение к познавательной деятельности , проявления удовольствия, радости при достижении успеха).

    Так, под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия. Источником познавательной активности является познавательная потребность , которую необходимо формировать еще в младшем дошкольном возрасте .

    Следует отметить, что когда ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен , проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, так как у него возникает внутренняя мотивация к познанию , пониманию и действию. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно и является огромным стимулятором для его дальнейшего развития .

    В процессе организации воспитательно-образовательной деятельности можно выделить условия формирования познавательной активности детей :

    Своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка,

    Отбор наиболее эффективных форм и методов работы с детьми,

    Учет личностных особенностей ребенка.

    Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности , увеличения объема знаний, умений и навыков.

    В процессе поисково-исследовательской деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования) .

    Наблюдение за деятельностью детей в процессе поисково-исследовательской деятельности и анализ условий воспитательно – образовательного процесс показали, что изменился уровень познавательной активности . Большинство детей проявляли устойчивый, живой интерес к окружающему миру. Они инициативно предлагали и использовали в процессе поисково-исследовательской деятельности различные формы познания объектов неживой природы.

    муниципальное казенное

    дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида № 2»

    развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

    Выполнил: старший воспитатель

    Василенко Марина Сергеевна

    Свирск, 2015

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    1.1. Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….7

    1.2. Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста………….16

    Вывод по первой главе…………………………………………………………..22

    2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа исследования………..24

    2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………..25

    Вывод по второй главе………………………………………………………..…32

    Заключение……………………………………………………………………….33

    Список литературы………………………………………………………………35

    Введение

    «В любом человеке могут расцвести сотни

    неожиданных талантов и способностей,

    если ему просто предоставить

    для этого возможность».

    Д.Лессинг.

    В концепции модернизации российского закона «Об образовании» говориться, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. А это во многом зависит от педагогов-дошкольников, стоящих у истоков становления личности.

    Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе об образовании РФ» (ст. 14) перед педагогами назрела необходимость переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Прийти к успешному саморазвитию и социализации на дошкольной ступени образования помогает игровая деятельность, как основной вид деятельности в дошкольный период.

    О значении игры для современного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их квалификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. В связи с этим и представляет особый интерес изучение игры, истинно детской деятельности, и её активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

    В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. То есть программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Так вот познавательная активность и является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

    Предпосылками или условиями возникновения моей работы над темой послужил анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, мои собственные наблюдения за познавательной активностью у детей в процессе игровой деятельности.

    Работая в дошкольном учреждении, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать. Вовлечение в непосредственно-образовательную деятельность с помощью игры помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше дети, чем выше уровень их общего развития и воспитания, тем более значимой является педагогическая направленность игровой деятельности для познавательной активности ребёнка.

    В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности. Причины, препятствующие развитию познавательной активности: - готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить; - дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»; - слабо владеют познавательными действиями. Поэтому игровая деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. И тем самым решаются противоречия между необходимостью игровой деятельности и социумом, где игра малоценна; между возрастными возможностями дошкольников и материальными возможностями социума. Всё это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения данной проблемы.

    Объект: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста

    Предмет: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

    Гипотеза: В процессе планомерной, целенаправленной игровой деятельности повышается уровень развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

    Цель: Развивать познавательную активность детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

    1. изучить теоретические основы игровой деятельности и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

    2. организовать планомерную работу с детьми младшего дошкольного возраста с целью развития познавательной активности

    3. проанализировать влияние игровой деятельности на познавательную активность детей младшего дошкольного возраста

    Методы исследования:

    1. Анализ литературы по проблеме исследования

    2. Практическое исследование по проблеме на примере младшей группы МДОУ № 1

    База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 1»

    Глава 1. Теоретические основы познавательной активности и игровой деятельности дошкольников

        Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста

    Для начала разберемся, что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе.

    Несмотря на распространенное употребление в психолого-педагогической теории и практике термина «активность», это понятие, в настоящее время, становится очень трудным и неоднозначным в понимании и видении многими авторами. Одни соотносят активность непосредственно с деятельностью, другие - с результатом деятельности, третьи судят, что активность понятие намного шире по значению, чем деятельность .

    Так, по мнению А. Н. Леонтьева активность – это термин, обозначающий способность живых существ осуществлять непроизвольные и произвольные, а так же спонтанные движения, изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов, т. е. раздражителей .

    Н. Н. Поддъяков считает, что существует два типа детской активности:собственная активность и активность ребенка, стимулируемая взрослым, воспитателем-педагогом, родителем . Собственную активность ребенка автор видит в специфической и универсальной формах. По его мнению она характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной . Так же автор замечает, что собственная активность носит фазовый характер, т. е. в повседневной жизни и на занятиях в детском саду она сменятся его совместной активностью с взрослым, а затем ребенок вновь готов выступать в качестве субъекта собственной активности. .

    Следовательно, можно утверждать, что активность, в целом, инициируется и выбирается самим объектом – ребёнком, так же она соответствует его внутреннему состоянию.

    В активной деятельности дошкольник выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия: сам ставит цели, определяет пути, методы, способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности.

    Именно на собственной активности, по мнению Н. Н. Поддъякова, основано детское творчество. Вместе с тем, ребенок усваивает содержание деятельности, данное педагогом-воспитателем, и оно, опираясь на опыт предыдущих действий, преобразовывается в его собственное достижение.

    Второй вид активности - активность стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует и сопровождает деятельность дошкольника, показывает, помогает, рассказывает. В ходе такой деятельности дошкольник получает результаты, которые были заранее определены взрослым. .

    Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что описанные два типа активности обычно не выступают в чистом виде, т. к. они крайне тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников во всяком случае связана с деятельностью, направленной и исходящей от взрослого, а знания, умения, навыки, полученные от взрослых, принимаются ребёнком, перерастая и преобразовываясь со временем в его опыт.

    Теперь, разобравшись с определением понятия «активность», возможно рассмотреть термин «познавательная активность».

    Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание - приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира и действительности» ; «Познание обусловлено развитием общественно-исторической практики, это процесс, отражающий и воспроизводящий действительность в мышлении; это взаимодействие субъекта и объекта, в результате которого появляются новые знания о мире» .

    В психолого-педагогической литературе не наблюдается единства в понятии познавательная активность человека. Для обозначения данного явления существует множество терминов: Г. И. Щукина - «ценное личностное Т. И. Шамова - «деятельное состояние», Т. И. Зубкова - «стремление человека к познанию».

    С помощью анализа психолого-педагогической литературы сформировано обобщенное понятие «познавательной активности младших дошкольников» - это личностное образование, состояние, которое выражается в интеллектуально-эмоциональном отклике ребенка на процесс познания: это и стремление к получению знаний, и умственное напряжение, и проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний; это готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение им индивидуальных и общих заданий, проявление интереса к деятельности взрослых и т. д.

    Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов (таблица 1).

    Таблица 1 – Определения познавательной активности

    Определения познавательной активности

    Ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности

    Г.И. Щукина

    В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент

    В.С. Ильин

    Деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности

    Т.И. Шамова

    Естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование

    Т.И. Зубкова

    Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражаетинтеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, впроцессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнениеиндивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

    Известно, что существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности ребенка. Главным образом это дошкольное детство.

    По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности. Среди них Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев.

    Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

    Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

    Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

    Познавательная активность дошкольников проявляется в процессе усвоения ими речи и выражается в словотворчестве. Известно, что в младшем дошкольном возрасте ребенок может не только познавать и усваивать наглядные свойства явлений, предметов, но и способен замечать и понимать связи, закономерности, лежащих в основе многих явлений.

    Т. И. Шамова, руководствуясь особенностями развития детей в младшем дошкольном возрасте, полагает, что познавательная активность - это деятельное состояние, проявляющееся в отношении ребенка к предметам и процессам осуществляемой деятельности .

    Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности. Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников (таблица 2).

    Таблица 2 − Уровни проявления познавательной активности младших дошкольников.

    Уровни проявления познавательной активности

    Характеристика

    Воспроизводящая активность

    Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»

    Интерпретирующая активность

    Стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях

    Творческая активность

    Стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы

    Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования. Нами из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности дошкольников 3−5 лет. Их можно идентифицировать по следующим показателям (таблица 3).

    Таблица 3 − Компоненты познавательной активности младших дошкольников.

    Компоненты познавательной активности

    Показатели

    Когнитивный

    − наглядно-действенное мышление;

    − непроизвольное внимание;

    − механическая память,

    − зрительно-пространственное восприятие

    Эмоциональный

    − состояния;

    − эмоции

    Деятельностный

    − умения;

    − навыки

    Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:

    Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

    Опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

    Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.

    Сегодня в педагогической литературе выделяют новый принцип обучения и воспитания детей: стимулирование и развитие познавательной активности и творчества детей на всех этапах их обучения.

    Показателями познавательной активности являются следующие умения:

    – анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;

    – синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;

    – сравнивать, обобщать;

    – рассуждать, делать умозаключения, выводы;

    – предоставлять аргументы и доказательства.

    Необходимо создание педагогических условий для развития познавательной активности:

    – организация познавательного поиска детей;

    Организация целенаправленной игровой деятельности;

    – создание обогащенной предметно-пространственной среды;

    – организация экспериментирования, исследовательской работы;

    – проектная деятельность детей;

    – обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения заданий;

    – создание ситуации успеха;

    – мотивации.

    Эти условия можно рассматривать как средства стимулирования процесса познания. Важным фактором стимулирования познавательной деятельности является познавательно – побуждающая мотивация, которая, как утверждают психологи, помогает создавать у дошкольников и младших школьников направленность на познавательную деятельность, делает процесс познания личностно значимым.

    Главное – вызвать у ребенка интерес к деятельному поведению, к познанию. Микроисследовательские ситуации вовлекают детей в творчество.

    Таким образом, в основу познавательной активности дошкольников младшего возраста положено желание ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, полученный опыт, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами окружающей действительности. Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенка мира. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста можно считать: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания, в дальнейшем применяя его в других ситуациях.

    Таким образом, стимулируя познавательную деятельность ребенка, развивая творческую активность, мы создаем условия для осознанного им выбора способов саморазвития, воспитания уверенности в себе, комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.

        Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

    Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности. Деятельностью называется совокупность действий отвечающих одним и тем же побуждениям. Это целостный мотивированный акт поведения.

    Деятельность – это взаимодействие человека со средой, в которой он достигает цели, возникшие от потребностей человека. Деятельность подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая пересадка знания прямо в голову субъекта, минуя собственную деятельность.

    Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка.

    Ведущая деятельность – это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет высказывание и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности. Сначала – это эмоциональное общение, потом – предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра.

    Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

    Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Д. Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.

    Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

    Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми.

    Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В игре выделяются реальные отношения детей (между участниками игры) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).

    Игра проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью.

    Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры:

    1) развертывание и обозначение условных предметных действий в игре;

    2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

    С началом обучения в школе роль игры в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами - интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.

    Роль игры в развитии психики ребенка.

    1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

    2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

    3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

    4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

    5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

    Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С.Л.Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого».

    Младший дошкольный возраст- стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 2 до 4 лет. Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все психическое развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.

    Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

    Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

    По мнению С.Л.Новосёловой, современный вариант классификации детских игр включает в себя три класса: .

    Игры, возникающие по инициативе самих детей. Это игры – экспериментирования (напр., с природными объектами; с животными и людьми; со специальными игрушками для экспериментирования) и сюжетные самодеятельные игры (напр., сюжетно-отобразительные; сюжетно-ролевые; театрализованные)

    Игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие игры (напр., дидактические; сюжетно-дидактические; подвижные; музыкальные) и досуговые игры (напр., интеллектуальные; забавы; развлечения; празднично-карнавальные; компьютерные).

    Традиционные или народные игры. Это обрядовые (напр., семейные, сезонные),тренинговые (напр., интеллектуальные; сенсомоторные; адаптивные) и досуговые (напр., игрища; тихие; забавляющие; развлекающие).

    Сюжетно-ролевая игра, имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

    Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.

    Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала малыш легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением. "Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии", – писал Д.Б. Эльконин.

    Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

    Назревшая перед педагогами-дошкольниками необходимость переориентировать содержание образовательного процесса в соответствие с новым законом «Об образовании» и федеральным государственным образовательным стандартом, дает почву для размышлений по выбору форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Цель современного дошкольного образования: обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, требует от педагога максимальное включение педагога в образовательный процесс, используя при этом нетрадиционные и эффективные методы работы.

    Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Прийти к успешному саморазвитию и социализации на дошкольной ступени образования помогает игровая деятельность, как основной вид деятельности в дошкольный период.

    Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

    Игра – уникальный вид деятельности, который часто недооценивают родители и некоторые педагоги. Ведь только игра дает ребенку возможность самовыражения, саморазвития и социализации, принося при этом радость дошколятам.

    Для того чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, родителям нужно стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, взрослый вовлекает малышей в совместную деятельность, делая её важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

    Тема нашего исследования задает проблемный вопрос: - «Влияет ли игровая деятельность на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста?». Изучив теоретическую часть исследования, приходим к положительному ответу на вопрос, остается лишь на практике доказать гипотезу исследования.

    Глава 2. Исследование особенностей развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

    2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа исследования

    Цель констатирующего этапа: исследовать особенности развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

    Задачи исследования:

      Проанализировать уровень развития познавательной активности детей на примере младшей группы МДОУ № 1;

      Выявить уровень влияния игровой деятельности на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

    Методы, используемые на констатирующем этапе исследования:

    Наблюдение за игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста;

    Диагностика уровня познавательной активности детей младшей группы: начальная и контрольная.

    2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования

    1 этап – констатирующий.

    На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

    2 этап - формирующий.

    На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

    3 этап – контрольный.

    На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, проведен анализ полученных результатов.

    Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня сформированности познавательной активности младших дошкольников.

    Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:

    Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

    Мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

    Эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

    Действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

    На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

    Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

    Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

    Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

    Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из пластилина и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов - прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением животных.

    Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и лепили из пластилина испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).

    Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети находились примерно на одном уровне развития познавательной активности.

    Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей до проведения формирующего эксперимента. Большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала.

    Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у младших дошкольников.

    На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 38% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 58% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Наименьшее количество детей (4 %) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

    Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента.

    С детьми младшего дошкольного возраста мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности.

    Неспецифичностьоперациональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве основного вида детской деятельности мы выбрали игровую деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые и игры с правилами), в рамках которых возможно создание ситуаций, способствующих проявлению познавательной активности детей.

    Основными принципами наших занятий были:

    1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в игровую деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

    2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса и др.). Если ребенок сам не проявлял интереса к подобным материалам, то воспитателю приходилось стимулировать ребенка на рассматривание или игру, повышающую любознательность. Если получалось заинтересовать ребенка совместной игрой, то воспитатель через некоторое время покидал игру, давая возможность ребенку проявить самостоятельную активность.

    3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

    4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

    5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

    Таким образом, на протяжении месяца с экспериментальной группой детей, помимо программных занятий было проведено 10 игровых занятий, направленных на развитие познавательной активности. Все остальные параметры, определяющие жизнь детей в детском саду (программные занятия, режимные моменты и пр.) были одинаковы.

    Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий. В начале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. Предлагаемые детьми варианты были достаточно однообразны и не многочисленны. Игры заканчивались достаточно быстро (10–15 минут). В середине формирующего эксперимента заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные. За счет заинтересованности детей время занятий существенно удлинилось (15 – 20 минут).

    После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей младшего дошкольного возраста. Полученные данные показали, что уровень развития показателей у детей младшей группы стал значительно выше в сравнении с результатами начальной диагностики.

    В экспериментальной группе (где наряду с обычными занятиями, проводились занятия направленные на развитие познавательной активности) произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности с 25% детей (3 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (5%), средний уровень уменьшился с 65% детей (13 чел.) до 35% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 10% детей (2 чел.) до 60% детей (4 чел.).

    Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной активности, появившиеся у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента. Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания» - когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берет «таймаут», внимательно рассматривает кубики и пытается найти новое решение.

    Подводя итоги констатирующего и формирующего этапов исследования, приходим к следующему выводу: познавательная активность у детей младшего дошкольного возраста не возникает сама по себе, ее необходимо развивать, и очень эффективным методом в развитии познавательной активности является игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые и игры с правилами).

    Цель констатирующего этапа исследования было исследование особенностей развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

    Для ее реализации были решены следующие задачи:

    1. Проанализировать уровень развития познавательной активности детей на примере младшей группы МДОУ № 1;

    2. Выявить уровень влияния игровой деятельности на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

    Методы, используемые на констатирующем этапе исследования: (наблюдение за игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста; диагностика уровня познавательной активности детей младшей группы: начальная и контрольная) позволили сделать следующие выводы:

    В экспериментальной группе (где наряду с обычными занятиями, проводились занятия направленные на развитие познавательной активности) произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности с 25% детей (3 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (5%), средний уровень уменьшился с 65% детей (13 чел.) до 35% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 10% детей (2 чел.) до 60% детей (4 чел.).

    Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной активности, появившиеся у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента.

    Заключение

    Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенка мира. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста можно считать: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания, в дальнейшем применяя его в других ситуациях.

    Игра – это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого. (С.Л. Новоселова)

    Исходя из определения понятий «познавательная активность» и «игра» моно сделать вывод: игра, являясь ведущим видом детской деятельности, всесторонне влияет на общее развитие ребенка и в частности на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. Опираясь на теоретическую часть исследования, была поставлена цель и определены задачи и методы практической части исследования.

    Для изучения познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, на базе МДОУ № 1 был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети младшей группы в количестве 12 человек.

    Эксперимент состоял из трех этапов:

    1 этап – констатирующий.

    2 этап - формирующий.

    3 этап – контрольный.

    Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

    После проведения начальной диагностики уровня познавательной активности, была разработана система игровых занятий, влияющих на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

    Система состояла из 10 игровых занятий (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и игры с правилами), которые проводились с экспериментальной группой из 12 детей младшей группы МДОУ № 1. По завершению систематических игровых занятий, была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты:

    После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательной активности у детей младшей группы стал значительно выше в сравнении с результатами начальной диагностики.

    В экспериментальной группе произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности с 25% детей (3 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (5%), средний уровень уменьшился с 65% детей (13 чел.) до 35% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 10% детей (2 чел.) до 60% детей (4 чел.).

    В ходе проделанной работы была подтверждена теоретическая и практическая значимость темы исследования. Был осуществлен теоретический анализ проблемы влияния игровой деятельности на познавательную активность детей младшего дошкольного возраста.Проведена диагностика уровней развития познавательной активности в экспериментальной группе МДОУ № 1, разработана система игровых занятий, повышающих уровень развития познавательной активности.

    Цели и задачи, поставленные в ходе работы, были выполнены. Гипотеза исследования была подтверждена.

    Список литературы

      Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. – С.326.

      Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С.57.

      Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.

      Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы [Текст]/Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2007. – С.53.

      Губанова И.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

      Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004. -С. 80 – 89.

      Дыбина О.В. Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. М., 2008.

      Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007.- 421 с.

      Колесникова Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова// Дошкольное образование. - 2008. – №5.–56–60 с.

      Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- С.32.

      Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольника. – М., 2001.

      Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Фортуна, М., 2013. – 207с.

      Экспериментальное исследование познавательной мотивации дошкольников// Вопросы психологии. – 2002. - №11.-С.23.

    Наталья Пришвина
    Формирование познавательной активности младших дошкольников (из опыта работы)

    Формирование познавательной активности у младших дошкольников

    В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования. Необходимость перемен в системе образования вызвана переменами, происходящими в обществе, которое нуждается в конкурентоспособных специалистах, обладающих, целеустремлённостью, мобильностью, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

    Вследствие этого образование ориентируется на формирование самостоятельной , активной , творческой личности, способной к самообразованию, саморазвитию и решению жизненно важных проблем.

    Традиционный характер взаимодействия педагогов и обучающихся в образовательном процессе приводит к формированию исполнителей , а не творческих инициативных личностей, отсюда явно выраженно снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста . Поэтому, в современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного развития, находиться в поиске тех видов деятельного отношения к миру, в которых может полнее всего проявиться, развиться уникальность конкретной личности.

    Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОУ. Такая среда должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность для его всестороннего развития.

    Для того чтобы образовательное пространство выступало как развивающая среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно отвечать следующим требованиям :

    Обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала;

    Обеспечивать возможность общения совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей , а также возможности для уединения;

    Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой , полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Организация развивающей среды в нашей группе строилась таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов. Предметно – развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально – игровая деятельность, экспериментирование.

    При оформлении группы мы учитывали мнение воспитанников, включение детей в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии.

    Мы продумали зонирование группы с учетом того, чтобы материал, стимулирующий развитие познавательных способностей располагался в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства сформированы следующие центры :

    - «Умелые ручки» или центр творчества детей;

    - «Веселые нотки» ;

    Вышеназванные центры позволяют детям презентовать свои представления об окружающем мире в продуктивных видах деятельности.

    - «Хочу все знать» - название уже предполагает открытие новых знаний в экспериментальной и поисковой деятельности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки модели, предметы для опытно-экспериментальной работы , большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Так например, содержанием работы по формированию познавательной самостоятельности у детей, были разнообразные элементарные занимательные математические игры и задачи, требующие нестандартного пути решения : головоломки, логические кубики, логические задачи, лабиринты, игры и игровые обучающие системы В. В. Воскобовича и другие. Задачи и игры постепенно усложнялись, в ходе руководства ими использовались эффективные приемы повышения активности и самостоятельности детей.

    - «Здоровье и спорт» . Особое внимание уделяем подвижным детям. Для удовлетворения двигательной активности в группе имеется балансир и батут.

    В «Экологической гостиной» дети с удовольствием наблюдают и ухаживают за растениями. Свои наблюдения и впечатления мы отображаем на сезонных лентах и в календаре природы.

    Дети очень любят заниматься театрализованными играми, играми-драматизациями. С этой целью у нас организован центр «Мы артисты» .

    Одним из наиболее главных принципов построения предметно-развивающей среды считаем принцип учёта половых и возрастных особенностей детей, реализующий возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В связи с этим в группе созданы центры сюжетно-ролевых игр, как для девочек, так и для мальчиков, оснащённых необходимым оборудованием.

    Мы постарались создать в группе такие условия, которые позволили нам обеспечить наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы мы обогащали эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширяли и углубляли опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повышали уровень познавательного интереса к предметному миру.

    В содержание непосредственно образовательной деятельности в большей мере, чем это делалось ранее, включались занимательные задачи, задания с раздаточным материалом, игры, направленные на развитие сообразительности, самостоятельности мышления. Было найдено оптимальное сочетание «прямых» приемов обучения способам практических действий (показ; пояснение) и «косвенных» (использование проблемно- практических ситуаций , игр-экспериментов и игровых приемов). Например, при проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом : мы не преподносим детям знания и истины в готовом виде, а учим их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.

    В процессе решения, проблемной ситуации взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Считаем необходимым оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание уделять неправильным ответам, анализируя их вместе с детьми, помогать понять им свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощряю познавательную активность ребёнка , поддерживаю его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания .

    Игры-эксперименты использовали практически во всех науках . Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов .

    Прежде чем приступить к любому эксперименту, мы вместе с детьми составляли план предстоящей работы :

    1. Выбирали объект исследования.

    2. Подбирали оборудование.

    3. Определяли, для чего проводится опыт (прогнозируем результат) .

    4. Определяли последовательность действий.

    5. Повторяли правила. безопасности.

    6. Анализировали результаты (совпадает ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чём испытывали затруднения).

    Таким образом, можем отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства , качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать , размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную самостоятельность .

    Как в самостоятельной, так и в непосредственно образовательной деятельности основное внимание обращалось на постепенное усложнение умений (способов практических действий , которыми овладевали дети. Это обеспечивало переход от исполнительских действий к самостоятельным (инициативным и творческим) . Сначала дети осваивали простейшие игры математического содержания. Мы уделяли внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлениям элементарной самостоятельности : выбрать игру по интересам, решить игровую задачу, выделенную нами или самим ребенком. Результат этой работы – повышение активности детей в играх , проявление желания играть небольшими подгруппами, «обучать» товарищей действиям.

    Организация познавательной активности включает математическое развитие младших дошкольников , в ходе которого формируются компоненты познавательной самостоятельности . К ним можно отнести приобретение новых знаний, умение рационально, самостоятельно использовать эти знания (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, умозаключения); смекалку, находчивость, настойчивость, наблюдательность; речевую активность ; сенсорные способности.

    Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаем важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Дети часто получают первоначальный опыт от общения с родителями. Важно вовремя поддержать их в этом стремлении. Как это сделать?

    Мы советовали родителям давать детям возможность выбора (при выборе игрушки, блюда на обед и т. п., внимательно наблюдать за ребёнком с целью определения его предрасположенностей, помогать детям открывать мир не навязывая ему свои интересы, давать детям возможность добиваться успеха (используя настольные игры и разнообразные занятия, поощрять ребёнка, если он выражает своё мнение, не гасить его инициативу, приучать детей самим принимать решения, стараться не допускать пассивности детей, поощрять активную деятельность и творчество.

    Доклад

    Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми данной группы, я выявила, что у малышей идет системная . Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Доклад

    «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»

    Слайд 1-4

    Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми данной группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности . Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

    Во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими играми .

    Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей .

    Слайд 5

    • Виды игр и их действие на познавательно-речевое развитие
    • Сюжетно-ролевые игры : Расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога, активизируют речь ребенка
    • Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов
    • Игры-драматизации : Способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь
    • Знакомят с окружающим миром через образы, звуки
    • Поставленные вопросы заставляют думать, анализировать, обобщать

    Слайд 6

    Сюжетно- ролевые игры. сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. В игре - драматизации вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н. К. Крупская. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

    Слайд 7

    Драматизация сказки
    «Репка»

    Цели: побуждать детей участвовать в драматизации сказки, способствовать воспитанию любви к животным.

    Способствовать более глубокому пониманию смысла сказки;

    Активизировать речь детей

    Слайд 8

    Игры-драматизации

    Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей

    чтение сказки; показ сказки; обсуждение сказки, беседа с детьми на тему: «Чему учит сказка?»; распределение ролей, разучивание и проведение эмоциональной гимнастики, основанной на упражнении детей в изображении чувств героев сказки с помощью мимики, жестов, движений, собственной речи; подготовка атрибутов

    слайд 10

    Игры-экспериментирования

    Изучение свойств воды

    Опыт 1 « «Вода, бумага, камень» .

    Дети проводят исследование, делают вывод : что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову. »

    Цели:

    • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; камень - тяжёлый, твёрдый; бумага- лёгкая.
    • Подвести к пониманию того, что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.»
    • Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, прозрачная, тяжёлый,лёгкая

    Воспитывать аккуратность при работе с водой

    Слайд 9 - показ

    Слайд 11

    Найди воздух: Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) . Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

    Вывод : Воздух прозрачный, невидимый.

    Слайд 12

    Воздушная лёгкость: Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на пёрышки. Что происходит? (пёрышки улетают) . Да, пёрышки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает пёрышки

    Вывод : Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

    Слайд 13

    Нетрадиционные методики рисования(манная крупа)

    Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствовают снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учат детей свободно выражать свой замысел, учат детей работать с разнообразным материалом , развивает чувство композиции , колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук , творческие способности.

    Слайд 14

    Рисование манной крупой(солнце, снеговик)

    Рисование на песке (манной крупе) - удивительное рисование. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком (манной крупой). Удивительным образом горсть песка(манной крупы) превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика , интерес, внимание и усидчивость. мелкой моторики рук , творческих способностей.

    Слайд 15

    Потрогай и ощути дерево. На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.

    Слайд 16

    Познавательное речевое развитие в игровой образовательной деятельности.(Лепка)

    Лепка - художественное отображение действительности в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (глина, пластилин, солёное тесто, воск). Багодаря лепке происходит развитие творческих способностей;совершенствование мелкой моторики, самоконтроля и координации движений; воспитание культуры трудовой деятельности, практических навыков работы в коллективе; формирование предметного и пространственного мышления;развитие сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

    Слайд 17

    Конструирование: развивает желание и умение строить и играть со сверстниками вместе, умение уважать постройку по группе, делиться с ним материалом, участвовать в совместной уборке. Обогащает представления детей об окружающем мире и конструируемых объектах (домики одноэтажные, двухквартирные, двухэтажные, машины, мосты для людей и машин, горки, конюшни и др.); развивает умение формулировать и осуществлять собственный замысел (выбор темы, создание замысла конструкции, отбор материала); развивает умение анализировать образец и самостоятельно воссоздавать такую же конструкцию; учит сохранять порядок в строительном материале: укладывать его по определённому плану.

    Слайд 18

    Познание через игру. Вывод


    Похожие статьи