• Муж или жена? Кто в семье главный? Кто главный в семье Кто самый главный в семье

    14.02.2024

    Проблема банальна и избита, но продолжает оставаться актуальной для многих, если не всех, супружеских пар. А причина кроется в том, что никто не хочет быть на вторых ролях, недаром руководящие должности являются самыми престижными и желанными. Но допустима ли такая формулировка вопроса в семейных отношениях? Конечно, нет.

    Все не так просто, и нельзя переносить офисную или, еще хуже, военную субординацию домой. Ведь, в сущности, никто точно не знает, что именно он руководит обстановкой в семье, а остальные ему подчиняются. Гораздо правдоподобнее выглядит система «семейного совета», когда все могут высказать свое мнение, взвесить все «за» и «против», и прийти к оптимальному решению.

    Классическое распределение ролей

    И все же, определенные схемы отношений присущи каждой семье. Например, общепринятая ситуация - мужчина признается главой семьи, при этом он берет на свои плечи глобальные вопросы - такие как выбор и приобретение крупных покупок - машины, квартиры, бытовой техники, мебели.

    При этом он заботится обо всех сразу и каждом в отдельности, учитывает потребности детей, которые меняются с их взрослением, а также беспокоится об удобстве и комфорте супруги.

    Женщина, в свою очередь, обеспечивает уют и порядок в доме, занимается воспитанием детей, мелкими бытовыми проблемами. Ее вклад в благополучие дома и семьи не менее важен, чем мужской, работа по хозяйству ценится мужем и детьми, которым она может давать поручения.

    Таково классическое распределение обязанностей в семье, и замечательно, если она устраивает всех домочадцев. Впрочем, никто не утверждает, что каждая супружеская пара обязана загонять себя в установленные рамки. К счастью, прошли времена, когда мужские и женские занятия имели строгое разграничение и, общественность ревностно следила за их соответствием.

    Смена ролей

    Сегодня уже не является новшеством противоположная обстановка в семье, и, что интересно, никто от этого не страдает.

    Женщина спокойно может заниматься решением «глобальных» вопросов, ничуть не хуже мужчин справляясь с этой задачей. Возможно, все дело в том, что сейчас девушки могут получить то же образование, что и юноши, а профессии, испокон веков считающиеся исключительно для сильного пола, активно осваиваются молодыми специалистками. Таким образом, женщины доказывают себе и окружающим, что они способны наравне с мужчинами, а иногда и лучше них, разобраться в сложных неоднозначных ситуациях, принимать важные решения, демонстрировать отличную логику и эрудицию.

    В то же время многие представители сильного пола сами выражают желание принимать участие в воспитании детей, вместе с ними готовить уроки, давать советы и так далее. Причем, получают от этого совершенно искреннее удовольствие. Что касается готовки, уборки и прочих бытовых дел, которые, несомненно, нуждаются в выполнении, мужчины и здесь готовы взять на себя основную работу, и справляются с ней не менее изобретательно и успешно, чем женщины.

    Чем же отличаются подобные отношения от классических? А ничем, просто таким семейным парам так удобнее и комфортнее, они любят друг друга и счастливы в браке. Дети растут ухоженными и воспитанными, одинаково уважительно относятся к обоим родителям, и стараются помогать каждому из них.

    И все потому, что в обоих случаях все продуманно, нет разногласий и конфликтов, каждый занимается тем, что ему больше нравится и в чем он разбирается лучше других.

    Типичные заблуждения

    Кто-то, глядя на такую пару, может с презрением назвать мужчину подкаблучником, а женщину - манипулятором. При этом, не разглядев главного - гармонии и семейного счастья. Умные и уважающие себя люди отнесутся со снисхождением к такой недальновидной критике.

    Классический предрассудок - главный в семье тот, кто больше зарабатывает. Возможно, для некоторых пар правомерно будет высказывание - распоряжается деньгами тот, кто их зарабатывает. Но это вовсе не значит, что одно зависит от другого, скорее всего, это чистое совпадение. Ведь мало заработать определенную сумму денег, планирование семейного бюджета требует подчас большой гибкости и воображения - да, да, почти что творческих способностей. Таким образом, деньгами обычно распоряжается тот, у кого это получается делать рациональнее и успешнее.

    Опять же, главенством в семье это отнюдь не является. Мужчина или женщина, несомненно, является ответственным за семейный бюджет и все расходы, и только.

    И, наконец, самое распространенное заблуждение - в семье кто-то должен быть главным. Возможно, дело в формулировке, но от этих слов в принципе коробит, слишком уж они официальны для теплой и доброжелательной семейной атмосферы.

    Гораздо проще и приятнее термин - распределение обязанностей. Это значит, что каждый член семьи главенствует в той области, которая ему ближе и понятнее, и главное при этом - благополучие и счастье всех домочадцев.

    Если вы еще только начинаете совместную жизнь, и внезапно озаботились вопросом лидерства, лучше пересмотрите свои приоритеты - вы не с того начинаете. Уместнее будет задуматься - что Вы можете сделать для вашей молодой семьи? Что у вас получается лучше всего? Чем бы вы, в конце концов, хотели заниматься?

    Кстати, не редки случаи, когда абсолютно все аспекты семейной жизни решаются сообща, и невозможно определить, кто же выносит окончательный вердикт. Если такая схема работает и не приносит хаоса и разлада, почему бы и нет? Каждая ячейка общества уникальна и требует индивидуального подхода.

    Поэтому не идите на поводу у стереотипов, принимайте решения самостоятельно, не позволяйте предрассудкам ломать ваше семейное счастье. Со временем все, конечно, встанет на свои места, мелкие ссоры и неурядицы разрешатся, и наступит гармония в отношениях. Искренне вам этого желаю, а также рекомендую набраться мудрости и терпения.

    Материнские заметки

    Кто в доме главный? Если верить популярной песенке «папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет», если верить глазам и ушам своим, оглядывая просторы многих знакомых домов, – то глава дома, пожалуй, чаще всего жена. И нередко муж совсем не против такого расклада. Меньше власти – меньше ответственности. Жена бывает главой семьи и тогда, когда декларируется, будто глава – муж. Это когда «жена – шея», куда захочу, туда голова и повернется.

    Можно встретить такие семьи, в которых глава – действительно муж. Настоящий глава, мудрый руководитель, которого все домочадцы действительно уважают, которого любят, советам которого действительно хотят следовать. И еще бывают сказочные, драконьи, многоголовые семьи. В них головами пытаются быть одновременно , и жена, и дети. У бабушек опыта больше, а детям – все самое лучшее. Трудно определить, кто при таком раскладе важнее и громче.

    Кто главный в доме? Почему, с какой стати – главный? Это вопрос не праздный. Это вопрос о том, зачем мы вместе. Почему, ради чего мы – семья.

    Главный тот, кто денег больше зарабатывает? Логично. Это когда мы живем ради денег.

    Главный тот, «на ком весь дом держится»? Тоже логично. Это когда чистый пол, горячий борщ и выглаженные рубашки, то есть «быт» и «комфорт» – то, ради чего мы живем.

    Дом возглавляет система ценностей семьи.

    Дом возглавляет система ценностей семьи, и эта система ценностей определяет все

    И эта система ценностей определяет все. Все. Как мы разговариваем друг с другом. С чего начинается наше утро. Как мы садимся за стол. Какая планировка комнат в нашем доме. Куда дети едут на лето. Как мы встречаем известие о беременности. Как мы встречаем смерть того, кого мы любили…

    Каждая семья с момента знакомства будущих супругов, с первых произнесенных слов о браке определяет для себя эту главную ценность. Эта ценность – то самое, что соединяет две души в один дом – или эта ценность постепенно вырастает вместе с устроением дома. Так или иначе, но именно эта ценность становится в основание дома и завершает, возглавляет его. Сначала это могла быть одна ценность – а постепенно ее подменит другая. А еще мы можем специально, сознательно отречься от одной ценности и посвятить свой дом совсем другой. Как на разрушенном капище вырастает монастырь, как языческий храм превращается в место служения Истинному Богу.

    Семья может быть даже раем: «...сделай свой дом небом», – призывает нас все тот же Иоанн Златоуст. А потом добавляет совершенно удивительные слова, мои любимые слова:

    «Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос» .

    Христос может быть «посреди» нашего дома. Внутри нашего дома. Живой Бог – вместе с нами.

    Семью – малую Церковь – возглавляет Бог

    При условии, что в доме будут любовь и согласие. Если мы все будем соединены друг с другом не только бытом, не только приятными чувствами, но и стремлением к добродетели… И Бог будет главным в доме.

    Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор.11,3).

    Получается такая иерархия в семье, в браке: у жены есть глава, и это – ее муж; и у мужа, в свою очередь, есть глава – это Христос. Главный в такой семье – Сам Бог.

    «В браке всегда есть третье лицо – Лицо Самого Бога» , – пишет исследователь святоотеческого учения о браке С. Троицкий.

    Семью – малую Церковь – возглавляет Бог. И он входит в этот дом и находится внутри него. Бог, сотворивший небо и землю, может быть посреди нас. И это правда возможно. Это и есть настоящая семья: такая, в которой главный – Бог.

    Отношения в семье – к Богу

    В семье мы связаны друг с другом. Взаимными обязательствами, взаимной ответственностью. Христос – посреди любых отношений в настоящей семье. Вот посмотрим, как это выглядит.

    Муж

    Муж должен любить жену, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25-33). Не просто – любить. Любить жену – с Богом, ради Бога, как путь к Богу:

    «Не столько ради ее самой должно любить ее, сколько ради Христа... Итак, делай все из повиновения Господу и как бы ты делал все ради Него» .

    Как именно любить, где мера этой любви – сказано: как Христос. До смерти. В быту – тоже предельно понятно:

    «Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим об ней попечением, любовью и дружбой. Нет уз, крепче этих, особенно для мужа и жены… общницу жизни… нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью» .

    Пока все идет хорошо, пока все в порядке – нетрудно любить жену и ради ее самой, ради той радости, которую приносит общение с любимой, красивой, родной женщиной. А когда все становится вверх ногами, когда жена все делает не так, и говорит не то, и истеричка, и склочница, и один вид этой сварливой бабы вызывает раздражение… В конце концов, когда она сама-то не выполняет возложенных на нее обязанностей, когда не слушает мужа и даже «развратна»… Вот тогда уже подвиг ради Христа – любить ее. Вот тогда подвиг – окутать ее теплой заботой, «любовью и дружбой». Ради Христа, во Имя Которого мы живем, Которому посвящен наш Дом, ради послушания истинному Главе семьи.

    Жена

    Жена должна повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Кол. 3,18, Еф. 22-24). И снова – повиноваться не ради мужа (хотя и ради него тоже), и не ради мира и согласия в семье (хотя и мир обеспечен), но как бы совершая служение Богу, служение Тому, ради Кого все отношения в семье выстраиваются, ради Кого – весь этот дом. По словам Златоуста, жена должна повиноваться мужу «если не ради мужа, то, в особенности, ради Господа» . Это, продолжает учитель Церкви, и означает – оставить мужа или жену, чтобы последовать за Христом: то есть выполнять свой долг любви к жене и, соответственно, послушания мужу именно ради Бога, именно как служение Богу. И святитель напоминает нам, женам, слова апостола:

    «Если повинуешься мужу, то думай, что ты повинуешься, как работающая Господу» .

    Легко слушать того, кого любишь, легко слушаться мужа, который тебя любит. Для которого ты – единственная, прекрасная, родная. Но мелкие и серьезные проблемы, болезни, обиды, усталость, в конце концов, очевидные выкрутасы женской психики во время беременности и во время обычных женских состояний – все это первым делом выплескивается на отношения с мужем. И если в это время видеть только мужа, то… не так-то просто взять себя в руки, не так-то просто заставить себя слушаться его. Того, кто, конечно же, неправ (как можно класть зелень в суп еще до картошки?! как можно разрешать детям смотреть мультики 4 часа подряд? как можно ставить перед ребенком тарелку с черникой на белую скатерть?!). Слушать мужа в это время тяжело, почти невозможно.

    А если смотреть не на мужа, который вызывает , а обратиться к Богу? Послушаться мужа – не потому что он прав, а потому что прав Господь, заповедавший мне послушание. Послушаться мужа – как принести жертву Богу. И самое удивительное то, что в таких случаях, когда ради Господа, а не во имя логики и тем более не во имя демонстрации послушания (вот сейчас муж увидит всю нелепость своих приказов!) удается победить свою гордость, свое стремление во всех ссорах выходить победительницей, – тогда все встает на свои места. Ради такого крошечного подвига Господь, Глава нашего дома, дает нашему дому мир. И дает любовь – уже не ту любовь, которая «сама по себе» когда-то привела нас друг ко другу, а любовь новую, еще более крепкую и сильную. И после такого маленького усилия над собой, сделанного именно ради Бога, появляется «естественное», легкое послушание мужу, послушание в любви уже к нему самому, послушание в радости согласия и единомыслия… Да, единомыслие в семье достигается как-то даже банально: жена повинуется мужу – и никаких разногласий быть не может:

    «Не просто и не напрасно Павел выказал великую заботливость об этом деле, когда сказал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу». Почему? Потому что, если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо… Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок…» .

    Вот как легко приходит мир и единомыслие в дом: если жена слышит и слушает мужа – откуда взяться разногласиям? Уничтожается сам механизм возникновения ссор, анархии, «беспорядка», в котором обычно воспитываются наши дети – дети беспорядочных семей…

    Это тоже не просто теория или идеология. Такое отношение к детям зовет за собой все устроение нашей заботы о детях. Мы отдаем детей на самбо и в бассейн, мы ищем для них курсы английского с преподавателем-носителем языка, мы готовим их к олимпиадам по математике, мы читаем смешные книжки Астрид Линдгрен, включаем мультики про кроликов и фильмы про Шерлока Холмса – но главным всегда остается то, ради чего Господь поручил нам наших детей. Главное – когда мы не позволяем детским занятиям, детским увлечениям выращивать и поддерживать детские грехи и страсти. Главное – когда мы выстраиваем и каждый детский день, и все пространство детских занятий в памяти об этом главном. Главное – когда «учение Господне» предваряет и сопровождает все другие виды обучения детей и все наше общение с нашими детьми. Главное – когда мы начало каждого дела, каждого дня, и каждый седьмой день приобщаем нашу малую Церковь – Церкви великой. Когда общность всей нашей семьи с Христовой Церковью, с учением Церкви пронизывает весь строй жизни нашего дома.

    Если Господь поручил нам, именно нам, воспитание наших детей – это означает и степень вовлеченности родителей в дело воспитания детей. Мы уже не можем отмахнуться от этого задания, от этой заповеди, «потому что нет времени», и даже потому, что «я не умею воспитывать детей», не можем запросто и полностью перебросить это благое иго на чужие плечи. Тем более, что в нашем доме, над нашим домом – наш Глава, наш истинный Отец, Воспитатель и Учитель – Господь, Который будет всегда заботиться о наших детях. Будет помогать нам воспитывать их. Если мы будем просить Его о помощи, если мы вообще призовем Его в свой дом, если мы посвятим именно Ему свой дом. Тогда получится, что наши дети рождаются и живут в доме Божием… Ничуть не меньше. Потому что как иначе назвать дом, в котором Бог – Глава? Как иначе назвать малую Церковь?

    Если Господь поручает нам детей – то мы встретим появление нового малыша с радостью: ведь это не случайный «залет», а дар нашему дому, дар нашего Бога. И со спокойной уверенностью: раз Господь дал малыша –– Он поможет нам в заботе о нем. И если нам кажется, что мы не готовы, что мы не справимся… это только так кажется: Бог дал – Он и поможет нам справиться, Он знает, когда и кого приводить в наш дом. И нам остается только принять малыша, любить его и воспитывать его. Для Того, Кто его нам послал.

    И если Он забрал малыша… Большого, маленького или долгожданного, но еще не рожденного… Это горе, которое может разрушить дом. Это горе. Но разрушает оно, когда дом – не к Богу, не в Боге. Но ведь настоящая семья – это дом Божий. Ведь малыш – Божий. Ведь рождение малыша – это не приз, не игрушка, рождение – задание воспитать маленького человека для его истинного Владыки и Отца. Наш Бог, наш Царь поручил нам воспитание – и забрал к Себе обратно нашего воспитанника. Мы любили этого малыша, мы заботились о нем – но наш Царь отозвал Свое поручение. Мы думали, что будем воспитывать малыша до его взросления. Чтобы дальше он сам смог жить – жить к Богу, идти к Богу и войти в . А Господь дал нам позаботиться о нем не до взрослости, но всего лишь первый триместр беременности, или всего лишь до его пятилетия… И он ушел к Богу, к Отцу своему, гораздо раньше, чем мы надеялись. Но ведь главное, чтобы он в конце концов, сейчас или через восемьдесят лет, пришел именно к Нему, в Его руки… Разве не об этом мы молились с того самого момента, как тест на беременность показал две красные полоски?

    Все в настоящей семье – к Богу и в Боге. И поэтому – все просто, все легко, даже когда слишком непросто и совсем не легко. Весь наш дом – в руках Божиих…

    Любовью и единомыслием к Троице Нераздельней

    Такое дело: служение Богу в семье как будто отворачивает нас друг от друга. И действительно, говорит же Златоуст: слушать мужа ради Бога – это «оставить мужа и жену», последовав за Христом. И выходит, как будто мы, идя к Богу, уходим друг от друга. Но чудо как раз в том, что все ровно наоборот. Ведь все эти заповеди об отношениях в семье буквально заставляют нас быть ближе друг ко другу, ближе в общем-то и некуда.

    Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом

    Авва Дорофей говорит о том, что Бог – это солнце, а мы, люди, как солнечные лучи: чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг ко другу. Это – две основные заповеди: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом. Такое происходит даже с монахом, к которому преимущественно и обращены слова аввы Дорофея. Что же говорить о семье!

    В семье мы идем к Богу вместе. по-настоящему, навечно соединяет нас друг с другом.

    Мы связаны отнюдь не только взаимным долгом, взаимными обязательствами, теми заповедями, которые нам, семейным людям, необходимо соблюдать, если мы считаем себя христианами.

    Семья – единый организм. Это – единица, а не множество

    Семья – единый организм. Это – единица, а не множество.

    Начинается все с непостижимой вещи: муж и жена – это один человек. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

    «Известно, что изначала Бог прилагал особенное попечение об этом союзе, и, говоря об обоих, Он выражается как об одном: мужа и жену сотворил я есть (Мк, 10:6)... Он устроил изначала, соединяя их в одно, как бы на каменном основании» .

    Много раз, в самых разных проповедях, святитель повторяет, что «муж и жена – не два человека, а один человек» .

    «С идеальной точки зрения богосовершенства и Богочеловечества, то есть какой должна быть истинно христианская и совершеннейшая чета супружества, она есть «плоть едина», один неделимый телесно-душевный организм, с одним телом и одной душой, одним умом, одним сердцем, одной волей» , – писал учитель святителя Илариона (Троицкого) проф. М.Д. Муретов.

    Общность мужа и жены и менее тесная, но также сильная связь родителей и детей – не праздные слова или отвлеченная философия. Да, конечно, муж и жена – это две половинки, мы любим друг друга, и детей своих любим. Но, как выясняется, из разряда романтического образа это положение переходит в плоскость, для верующего человека невероятно серьезную и даже страшную.

    Вот как обращается святитель Иоанн Златоуст к отцу семейства:

    «Ужели, если наши жены и дети будут беспорядочны, то мы будем подлежать за них ответу? Да, если (это случится) от неприятия нами строгих мер, потому что для спасения недостаточно нам собственной добродетели... а требуется еще (добродетель) другого» .

    Вот так – недостаточно собственной добродетели. Не получится самому потрудиться, а другие – уж как-нибудь, на их усмотрение. Не получится семейному человеку идти к Богу, если он не ведет, не старается приводить к Нему и свою жену, и своих детей. Вот еще слова Златоуста, из другой его проповеди:

    «Ты ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев. Как мы дадим отчет за вас, так и каждый из вас несет ответственность… за жену, и за сына» .

    Эта ответственность сама по себе делает нас единым целым. И это целое начинает жить как живой организм, больной или здоровый.

    Вот, вроде бы, учение о спасении говорит о спасении души человека. Но спасаться может и дом, как единая душа. Например – пришло спасение дому (τῷ οἴκῳ) сему (Лк.19,9). Не одному хозяину дома спасение, не одной хозяйке, не рабу Божьему Александру или Елене, Иоанну или Василисе – а дому.

    Дом может спасаться – и может погибать, «впадать в нечестие», и тоже – как единое целое, как связанность, как взаимозависимость домочадцев. В книге «Пастырь» Ерма, включенной в «Писания мужей апостольских», мы читаем:

    «Не ради тебя собственно гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие <…> И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил их развратиться» . .

    У нас есть обязательства друг перед другом. И перед Богом. Это не просто традиция, не просто образ жизни, а путь ко спасению. Выполнять все эти обязательства – вместе, всем домом, идти к Богу. Да, дом умеет ходить. К Богу или от Бога. И дом идет к Богу, если это настоящий дом. И, один за другим, мы постепенно переходим из нашего земного дома в вечность, к Богу. Должны, должны приходить именно к Богу. И тогда оказывается, что кто-то из нашей семьи – еще здесь, на земле, а другие – уже «на месте», уже с Богом. И дом переходит в вечность. И дом оказывается вечным.

    Так строится дом: от земли к вечности. С самого начала – и навсегда.

    Святитель Иоанн Златоуст предлагает мужу говорить об этом своей жене сразу после свадьбы:

    «Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время кратко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и со Христом в великой радости. Я всему предпочитаю твою любовь, и ничто не может быть для меня так тяжело, как когда-нибудь разлучиться с тобою» .

    Вечно быть вместе, вечно быть с Богом

    Не разлучаться никогда – ни в земной жизни, ни в вечности. Вечно быть вместе, вечно быть с Богом.

    Выполнение возложенных на нас, семейных людей, заповедей может быть тяжелым подвигом. Наверное, сравнимым с мученичеством или юродством... Если приходится служить Богу в семье – в одиночестве, если приходится ради Бога любить свою строптивую жену, если приходится ради Бога быть покорной жестокосердному мужу. Не бросать свой крест, а нести до конца. Даже до смерти... Ведь с креста не сходят. С креста – снимают…

    Но если мы вместе пойдем по этому пути, если мы вместе будем так служить Богу, то наш дом действительно станет небом на земле. Где муж окружает жену заботой, любовью и дружбой, где жена послушна мужу своему и единомысленна с ним, где родители посвящают себя заботе о детях, воспитанию их, где все отношения – в любви друг ко другу и к Богу. И это небо, этот рай мы будем снова и снова восстанавливать, когда наше самолюбие, наши страсти будут сбивать нас с выбранного пути. Сбивали, сбивают и будут сбивать, пока мы на этой земле живем… А мы, падая, будем снова вставать, и снова будем идти, ползти, карабкаться, помогая друг другу, вытягивая друг друга. Чтобы дети наши рождались и росли в доме Божием. Чтобы послужить Богу, как это доступно нам, как Он Сам заповедал нам. Чтобы мы все встретились в Царстве Небесном. Чтобы семья наша пребывала вечно со Христом, с Главой нашего дома. И чтобы любовь наша не преставала никогда.

    Когда люди начинают строить отношения, рано или поздно, возникает вопрос: «Кто главный в семье?». Одни считают, что главой семейных отношений должен быть мужчина. Другие утверждают, что это переизбытки прошлого и женщина тоже может возглавить семейное гнездышко. Чье же мнение на самом деле является правдой? Сейчас попробуем разобраться.

    Мужчина всему голова?

    С давних времен существует мнение, что мужчина должен быть хозяином. Это происходило, потому что он являлся добытчиком, а женщина работала дома по хозяйству. Она не имела права перечить мужу и должна была выполнять все, что он скажет.

    В современном мире все далеко не так. Женщина в состоянии сама себя обеспечить и реализоваться в жизни. Если в семье мужчину воспитывали, как главу в его будущей жизни, то он будет стараться в отношениях перетянуть на себя азы правления. Вот с этого момента и начинаются конфликты с противоположным полом. Мужчина в таком случае должен поговорить со своей второй половиной и распределить обязанности.

    Как же понять кто в семье главный: муж или жена?

    Сейчас редко можно встретить семью, в которой конкретно будет главный человек. Есть несколько критериев, по которым можно определить первенство. Вот некоторые из них:
    1. влияние второй половинки на принятие решений (влияние может быть скрытое, открытое, использование нужных рычагов для принятия решения);
    2. последнее слово всегда за главой семьи (чтобы ни говорили, решение принимает лидер);
    3. распределение средств на необходимые нужды.
    Если вы нашли себя в этих критериях, то можете назвать себя лидером в отношениях.

    Какие существуют способы определить кто глава семьи?

    В интернете, на различных ресурсах можно найти разные методы и способы понять кто главный. Некоторые из них сейчас рассмотрим.

    Существуют доводы, что если в семье мужчины главой была мать, то он вырастает безвольным человеком и нуждается в заботе и опеке. Если в семье женщины главой был папа, то она привыкает подчиняться и с трудом может сама что-то решить.

    Пальцы на ногах

    Для начала снимите обувь и обратите внимание на ваши пальцы ног. Если второй пальчик длиннее первого, то можно смело говорить о главенстве в семье.

    Собака в помощь

    Если у вас есть общая собака, которая подчиняется одному из супругов, то можно смело говорить о лидерстве. Это происходит потому что, собаки умные существа и чувствуют многие вещи. Она с помощью запаха человека определяет, кто главный и слушается его.

    Существует и такие семьи, в которых оба партнера главные. Часто в таких отношениях назревают конфликты. Это происходит, потому что никто не хочет уступать первенство друг другу. К сожалению, такие семьи или распадаются, или находят компромисс. Но все равно один будет подавлять другого. Поэтому счастливыми такую семью редко назовешь. Самое главное научится идти друг другу на уступки. Если это произойдет, то отношения можно сохранить и быть счастливыми людьми.

    В этой статье были раскрыты моменты, которые так важны в нашей жизни. Строить отношения - это большой труд. Ведь препятствия могут ждать на каждом шагу. Чтобы их легко преодолевать нужно, быть не только сильными морально, но и быть партнером для своей второй половинки.

    В первую очередь ему необходимо проникнуться идеей, что именно семья самое главное в его жизни, а только потом карьера, бизнес, любимое дело, друзья и увлечения. Ведь если семья для тебя не главное, то как ты можешь быть главным в семье?

    Чтобы быть настоящим главой семьи, нужно быть настоящим мужчиной. Но далеко не все вкладывают в это понятие одинаковый смысл. Не раз приходилось наблюдать, как почетным званием «настоящий мужик» женщины награждали невзрачных (на первый взгляд!) и даже тщедушных мужчин. Это происходило, когда те совершали мужественный поступок, демонстрировали решительность и выдержку в критических ситуациях, чудеса профессионализма.

    Многие считают, что понятие «настоящий мужик» включает в себя накачанные мускулы; умение «дать в морду»; грубоватые манеры; склонность к ненормативной лексике; небрежное, слегка высокомерное обращение с женщинами; приоритет мужской дружбы; акцент на своих мужских способностях; непременное наличие «мужских пороков» в виде курения, выпивки, ночных гулянок и т.п. Это система ценностей из переходного возраста, когда внешняя мужская атрибутика важна юношам для половой самоидентификации. В этот период основные усилия подростков направлены на то, чтобы казаться мужчинами. Смелость у них порой подменяется бравадой, уверенность в себе - хвастовством, а неумение организовать себя и добиться цели прикрывается «философией пофигизма».

    Но все это слишком мелко для зрелой личности, основными критериями которой является развитие волевой и эмоциональной сфер. Мужчиной нужно быть, а не казаться им. Воля к самоорганизации и самодисциплине, воля к каждодневным маленьким победам над собой, умение обуздывать свои инстинкты и дурные наклонности, брать ответственность на себя - вот истинно мужские качества. Развивают их в себе далеко не все юноши. Именно поэтому встречаются мужчины-мальчики с сединой на висках. Сила духа куда важнее для настоящего мужчины, чем сила мускулов. Мужество проявляется в том, чтобы не бояться ответственности и не уходить от нее.

    Настоящий мужчина никогда не будет тираном в семье. Унижают и подавляют женщин закомплексованные, слабые духом мужчины из тех, кто не смог самоутвердиться ни в профессиональной, ни в социальной сфере. Как и те, кто не может простить женщине, если она хоть в чем-то превосходит его - более образованна, умна, больше зарабатывает. Самое простое и примитивное - это самоутверждение по половому признаку. Недостойно и стыдно корчить из себя сильного, унижая того, кто слабее тебя. Или еще хуже - того, кто зависит от тебя. Или совсем отвратительно - того, кто тебя любит. Настоящий мужчина уверен в себе, благороден, великодушен и не мелочен, он не мучится сомнениями относительно своей ценности, в том числе и для семьи. Ему нет смысла повышать свою самооценку путем унижения окружающих.

    Но в чем же сами мужчины видят свою роль в семье? Мы провели блиц-опрос в ближайшем мужском окружении, и большинство опрошенных ответили одинаково: «Материально обеспечить семью». Не спорим. Это очень важно, но невольно возникает ассоциация со старым анекдотом: «Мужчина - это самец плюс деньги». Многие мужчины в наше время чувствуют свою ущербность от того, что недостаточно (либо на их взгляд, либо по мнению их жен) обеспечивают семью. Но «недостаточно» - понятие неопределенное. Подобным комплексом неполноценности может страдать и учитель, и бизнесмен-миллионер. Дело не в количестве денег, а в наличии альтернативной системы ценностей, которая намного важнее достатка. Быть идеологом семьи, духовным лидером, уметь остановить женщину, а потом и детей в гонке за все большими материальными благами - это тоже обязанность главы семьи (конечно, мы не говорим о крайних вариантах, связанных с отказом семьи от элементарных жизненных потребностей).

    Хороший муж обязан не только принести деньги в дом, но и выслушать жену, разделить ее заботы, одарить ее сопереживанием, сочувствием, вниманием к самым мелким тревогам и болям. Это не значит делать что-то вместо нее. Скорее всего, то, что лежит в сфере сугубо женских обязанностей, она сделает потом сама. Но причастность мужа к важным для женщины вопросам повышает ее самооценку, поддерживает в ней уверенность в важности ее роли в семье, придает сил сражаться с рутиной и серыми буднями. Мужчины! Неважно, как часто у вас появляется возможность уделить внимание вашей супруге. Это может быть всего пара часов в неделю. Но если женщина знает, что при первой же возможности вы постараетесь уделить ей настоящее, а не формальное внимание, что ваша душа отзовется на ее радости и печали, она будет терпеливо ждать. Ведь жажда переносится куда легче, если знаешь, что идешь к роднику душевного общения. Но она невыносима, если уверен, что находишься в эмоциональной пустыне.

    Семья как смысл жизни - не мелковато ли для мужчины, которому предопределено играть в обществе главную роль? Ничуть. Хороший семьянин будет хорошим учителем, так как ему не чужды идеалы; ответственным политиком, потому что мечтает о том, чтобы его дети жили в цивилизованном государстве; отважным воином, ибо ему есть кого защищать. Для настоящего мужчины семья - своеобразный плацдарм, аэродром для духовного и социального взлета к созидательной деятельности.

    >>Глава семьи. Кто в семье главный?

    Глава семьи - мужчина, или женщина?

    Мужчина - глава семьи?

    Раньше мужчина был главой семьи , это нам известно ещё со школьной скамьи. Его важнейшей обязанностью было обеспечить семью всем необходимым. Обязанностью женщины - хранить семейный очаг, детей рожать и растить и, конечно же, хранить верность мужу. В общем, всё, что женщина получала - деньги, или, даже, просто хлеб - она получала из рук кормильца, главы семьи. Сейчас ситуация резко изменилась, с этим согласятся все, или почти все и в настоящее время даже женщина может зарабатывать и обеспечивать и себя и детей. Отсюда и вытекает вопрос, кто в семье главный сейчас?

    В прошлом, моральный авторитет мужчины - как главы семьи, опирался на экономическую сторону отношений, напрямую влияющую на все другие отношения в браке. И это было прописано в семейно - правовых нормах и закреплялось законом. Т.е. закон был повёрнут лицом к мужчине в семье и спиной к женщине. Возможно, что нам жалко , проживших жизнь по патриархальным законам, законам зависимости от мужчин, где безоговорочно муж был главой семьи. Но мы зря примеряем нашу психологию к тем временам, наша психология там недействительна.

    В тех зависимых женщинах и их мужьях жило накопленное веками осознание того, что мужчина, как глава семьи, отвечает за всё и так должно быть. Так исторически сложилось и это устраивало обоих супругов и не было вопроса "кто глава семьи". тоже было меньше. Но если оценить человеческую окраску отношений, то были семьи разные и с черной и с белой окраской отношений, были и , а были и те, которым так и не удалось обрести семейного счастья. Т.е. классическая формула Толстого о том, что "все счастливые семьи друг на друга похожи, а каждая несчастливая семья несчастна по-своему" работает как для патриархальных семей, так и для современных, демократических.

    К концу 19 - началу 20-го веков патриархальная модель семьи всё более расшатывалась, взрываясь, как бы изнутри. И будущие социальные перемены готовились не только в экономике и производстве, они готовились и в брачных отношениях, созревая в глубинах души человека. И, в конечном итоге, резкие социальные перемены разрушили систему, в которой мужчина был главой семьи безоговорочно. Брак превратился в союз двух свободных людей, которые заключали данный союз самостоятельно и, по мере ведения совместного хозяйства определялось, кто же глава семьи фактически будет у них. И не обязательно главой семьи был мужчина.

    Женщина - глава семьи?

    Сейчас, если мужчина предлагает руку и сердце, то отнюдь не имеется ввиду, что он будет единственная экономическая опора в семье, экономически, может быть и женщина - глава семьи . И в современных семьях, по-крайней мере, в большинстве из них, иждивенцами являются только дети в семье, а их обеспечивают оба супруга. С этой точки зрения также становится неясно, кто глава семьи в экономическом плане, особенно, если женщина зарабатывает наравне с мужчиной.

    В самой этой схеме есть противоречие, т.к. супруги браке сейчас равны, а разве может быть главный среди равных? Но, с другой стороны, могут ли быть равны разные люди? Равными могут быть только одинаковые, но одинаковых людей не существует, всякий человек - индивидуальность. Поэтому два любых человека не равны друг другу. И, можно предположить, что сейчас глава семьи - это не глава "по закону". Сейчас глава семьи - лидер, это человек, чьё влияние и авторитет признаётся добровольно всеми членами семьи.

    Согласно исследованиям социологов, семейное главенство принадлежит тому, кто выполняет распорядительные и регулирующие функции. И, согласно, исследованиям тех же социологов, в большинстве семей функцию выполняет женщина. Она же является организатором семейного потребления. И на ней лежит основной фронт хозяйства - готовить, стирать, гладить, убираться, шить и т.д. И, как правило, в вопросе главным педагогом оказывается женщина (хотя тут социологи расходятся во мнение, по одним данным чуть больше занимается с детьми, по другим - женщина). И получается, что фактическое распределение главенства в семье не совпадает с общепринятым. На деле, как оказалось, женщина становится главная в семье во многих отношениях.

    Кто же в семье главный?

    Итак, кто в семье главный ? Начнём с того, что понятие - глава семьи обветшало, стало старомодным, как и звание "кормилец". В современном Гражданском кодексе такое понятие отсутствует, как и в Конституции и семейном праве. Так кто главой семьи является сейчас? Похоже, что это понятие живёт только в нашем сознании, значит, у него сохранилась ещё определённая сила инерции. Вот только, насколько велика эта сила? Современные супружеские пары характеризуют свой союз, как семью без главы. И количество этих семей увеличивается с повышением уровня образования и уменьшением возраста супругов.

    Как мы помним из прошлых разделов, на вопрос "кто же глава семьи сейчас" можно ответить, что это тот человек, который является главным распорядителем, организатором, добытчиком и опорой, на котором держится домашнее хозяйство, воспитание детей в семье и т.д. Если в семье эти обязанности распределены неравномерно, то это порождает множество противоречий. И чем более неравномерно распределяются обязанности, тем больше появляется противоречий между супругами и .

    Если такие противоречия оказываются очень острыми, то они могут повлечь за собой серьёзные последствия, такие как неудовлетворённость своим браком. И чем более неровно распределены обязанности, тем больше процент несчастливых браков, тем больше .

    И в выигрыше остаётся третья сторона, когда муж и жена не спорят, кто же из них глава семьи, а на равных участвуют в выполнении домашних дел и других обязанностей. Поэтому современные счастливые семьи похожи на прежние счастливые семьи, но похожи только по конечному результату. А дороги к этим результатам были совершенно разные. Т.е. пути к достижению семейного счастья в прошлом и настоящем принципиально изменились.

    Похожие статьи
    • Плетение из газетных трубочек

      Сейчас рукоделие переживает очередной пик востребованности, товары со словами «ручная работа» пользуются всё большим спросом, ведь хендмейд продукция более индивидуальна в сравнении с предметами массового производства. Растёт интерес и к такому...

      Женский раздел
    • Можно ли стирать капроновые колготки в стиральной машине?

      Как стирать капроновые колготки? Такое изделие является достаточно нежным и привлекательным. Вот только при стирке необходимо быть аккуратным, потому как можно быстро испортить ткань. Износостойкость у них высокая, но это лишь при правильном уходе...

      Увлечения
    • Вяжем: Летнее платье крючком

      Каждой моднице хочется блеснуть уникальным нарядом, рукодельницы – не исключение. Если вы вяжете для себя или на заказ, мы предлагаем Вам связать платье крючком. Каким оно будет и для кого – зависит только от Вас.Есть желание? Горят глаза? Руки...

      Здоровье