• «социальное партнерство доу и семьи в рамках фгос. Формы организации сотрудничества ДОУ с семьёй в современных условиях Педагогические условия партнерство доу и семьи

    05.01.2024

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №4» с. Грачёвка Грачёвского муниципального района

    Ставропольского края

    Обмен опытом по теме:

    «Способы взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4»

    Выполнила

    Старший воспитатель МКДОУ

    Детский сад 4 с. Грачевка

    Гулиян Диана Вячеславовна

    guliyan . diana @ yandex . ru

    2017

    Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4

    Слайд 1. Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

    Слайд 2. На данном этапе наш детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения стал более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

    Слайд 3. Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

    Слайд 4. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития мы решаем в трех направлениях:

    Работа с коллективом по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

    Повышение педагогической культуры родителей;

    Вовлечение родителей в деятельность детского сада, совместная работа по обмену опытом.

    Слайд 5-6 . Решая данные задачи мы наметили принципы взаимодействия педагогов с родителями. Это доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход, сотрудничество, динамичность.

    Слайд 7. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов нашего детского сада. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Для того мы создали клуб педагогов «Счастливое общение» . На заседаниях клуба, я как председатель, обучаю педагогов стилям общения, умению находить выход из трудных ситуаций. Разыгрываем проблемные моменты, с которыми воспитатели сталкиваются в течение дня. Индивидуальный подход не только в работе с детьми , но и в работе с родителями.

    Слайд 8. Сотрудничество , а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Пользуются успехом такие формы работы как: «Мамины обучалки» - Каждую неделю одна из родительниц подготавливает «ОБУЧАЛКУ» в родительском уголке взяв за идею свой личный семейный опыт по той или иной теме.

    «Родительский всеобуч» - который является основной частью родительских собраний, а так же в виде консультаций.

    Слайд 9. «Знакомство с профессиями» - это новая, совместная форма работы в нашем детском саду. Заключается она в том, что родители сами вживаются в роль педагога, знакомя детей со своей профессией. Воспитатели активно помогают им в этом, подготавливая РППС в группе, а затем в течение недели закрепляют полученные знания.

    В чем же ПРЕИМУЩЕСТВА новой системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников:

    Слайд 10-11. Учет индивидуальности ребенка . Наши педагоги постоянно поддерживают контакт с семьей, знают особенности и привычки своего воспитанника и учитывают их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Для этого в картах развития каждого ребенка создан индивидуальный маршрут ребенка исходя из его привычек, особенностях воспитания и направлений развития. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в и обучении.

    Слайд 12 . Укрепление внутрисемейных связей , эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий. Одним из таких показателей стала поездка на Всероссийский конкурс «Музыкальная радуга» в г. Сочи., которая была организована музыкальным руководителем совместно с родителями. Наши воспитанники заняли там призовые места. Социальный опрос показал, что такое сотрудничество с детским садом способствует духовному сближению членов семьи за счет многочисленных контактов, неизбежно возникающих по ходу данной деятельности.
    Слайд 13. Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений , что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Здесь мы провели исследование «Социально-психологические характеристики семьи» по программе А. М. Волковой и Т. М. Трапезниковой. На данном этапе мы использовали интервью и анализ документов. Здесь мы выявили что основное количество родителей более 50 % - это родители исполнители, затем идут родители –лидеры и 20 % родителей-наблюдателей.

    Слайд 14 . Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Совместные мероприятия помогают семьям более глубоко узнать о способах реализации образовательной программы детского сада.

    «Парад детского транспорта», «Всеобщие субботники», «Совместные занятия»

    Слайд 15. Функции работы МКДОУ Детский сад 4 с семьей:

    Психолого - педагогическое просвещение родителей;

    Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;

    Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

    Помощь отдельным семьям в воспитании детей;

    Взаимодействие родителей с общественными организациями.

    Новые формы взаимодействия с семьей.

    Слайд 16. В процессе работы с семьей в ДОУ мы решаем задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

    Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей.

    Слайд 17. Функционирование сайта детского сада с 2013 года (работа гостевой книги, родительская страничка, ежедневные события и мероприятия).

    На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Также родители могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

    Электронная почта, где педагоги с воспитателями обмениваются фотографиями, документами, ссылками на полезные ресурсы.

    Слайд 18 . Совместные занятия с родителями и детьми .

    С большим успехом всегда проходят совместные досуги. Родители активно посещают данные мероприятия, дают хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, т. к. позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка.

    Слайд 19-20. Конкурсы семейного творчества;

    Организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали традиционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми.

    Слайд 21. Проекты и акции с семьями воспитанников

    благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, мы создали Архив памяти и Стенд памяти ко дню победы «Спасибо деду за победу».

    Почта доверия, телефон доверия есть в каждой группе ДОУ.

    Слайд22. Семейные марафоны

    Интервью с родителями и детьми на определенные темы;

    Конкурс семейных талантов;

    Слайд 23. Все перечисленные формы взаимодействия с родителями апробированы.

    Проведя опрос родителей, проанализировав состояние работы учреждения по данному направлению. Мы пришли к следующим результатам (экран)

    А наши педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

    Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи. Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

    Исходя из результатов уровня удовлетворенности родителей образовательным процессом, коллектив пришел к выводу, что созданная система работы нашего учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей

    В конце учебного года среди родителей проводился опрос на тему «Оценка деятельности ДОУ». 94% родителей довольны тем, что их ребенок посещает данный детский сад, а также дали положительную оценку качества работы всего коллектива.

    Модель взаимодействия ДОУ и семьи.

    Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

    В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

    Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.

    В данной работе мы попытаемся модельно представить свое видение реализации данного сотрудничества, сотворчества - партнерства.

    Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

    Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ и семьи что способствует успешному развитию и реализации личности ребенка.

    Разработанная нами модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми.

    Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.

    В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

    По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов ДОУ.

    Наш детский сад представляет собой открытую систему, главным «инструментом» которой, является социальное партнерство, содружество коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах.

    На протяжении нескольких лет на базе нашего дошкольного учреждения реализуется такая модель.

    Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А.Ф. Бондаренко).

    Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

    Активизировать воспитательные возможности родителей;

    Привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения и общественной жизни ДОУ;

    Использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

    Способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

    Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.

    Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры самосознания и тем самым активизировать процессы самоорганизации и саморазвития.

    Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

    Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями, администрацией и педагогами ДОУ, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

    Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше общаться с педагогами ДОУ и своим ребенком, познавать новое, учиться слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих проблемах.

    Общение само по себе - деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников детского сада.

    Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающих дополнительную опору для эффективного взаимодействия. Что позволяет вовлечь семью в педагогический процесс.

    Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек (будь то взрослый или ребенок) умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей - на детей, у детей на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и т.д.

    Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные всем участникам: детям, специалистам, родителям.

    Роль накопленного багажа знаний впервые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые - и до ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.

    Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

    Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

    Формирование банка данных социальных характеристик семей;

    Составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);

    Изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;

    Оборудование помещений для общения с родителями;

    Координационную работу по содержанию функционала каждого участника проекта;

    Систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

    Апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения;

    Создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);

    Составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

    Обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

    Информационно-аналитическую работу по реализации проектов;

    Систематизацию учебно-методических разработок;

    Планирование работы по распространению инициативы.

    Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества, требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

    Социально-психологическая служба органично включена в деятельность системы и обслуживает всех субъектов образовательного процесса. В реализации модели задействованы талантливые, высококвалифицированные, коммуникабельные, проявившие себя специалисты, с четкими функциональными обязанностями, а также активные представители родительской общественности; соблюдается принцип открытости для различных социальных институтов

    Для сближения родителей с ДОУ реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, недель национальных культур на основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на благоустройство территории, прилегающей к образовательному учреждению. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с этим информация о достижениях является доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система работы учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работес родителями, заседаниях родительского комитета дошкольного учреждения,совета педагогов.

    Родители воспитанников ДОУ на протяжении 4 лет оказывают помощь в улучшении и оснащения ДОУ.

    Реализуя идеи социального партнерства, гуманизации среды и расширения социокультурных границ, администрация ДОУ руководствуется разработанным планом.

    Эти и другие мероприятия расширяют границы ДОУ как социального института образования и обогащают содержание социального партнерства в целях гуманизации социокультурного пространства.

    Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Психолог дошкольного учреждения играет важную роль в построении конструктивного диалога между воспитателями, родителями, детьми, администрацией детского сада.

    Реализация модели позволяет добиться следующих результатов:

    Создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

    Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

    Снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

    Признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

    – повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

    – гармонизация детско-родительских отношений;

    – повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

    – эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

    – участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;

    – участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;

    – сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего и старшего дошкольного возраста с учреждением.

    Мы считаем, что разработанная нами модель социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

    Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе

    Совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность для разработки данной модели.

    Формы работы с семьей в нашем ДОУ

    Родительские собрания в группах Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.
    Адаптационная группа для детей раннего возраста Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить).
    Психологический центр Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики.
    Фотоальбом "Давай познакомимся" Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в детский сад.

    При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде.

    Фотоальбом "Моя семья" Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.

    В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи.

    Ваши добрые дела Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.
    Мини-библиотека Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.
    Озеленение Задача: сплочение родителей между собой и сотрудниками ДОУ
    "Семейная мастерская" Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.

    Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).

    Анкетирование Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения
    Информационные общие стенды Задача: информировать родителей:

    О программах воспитания и развития детей в детском саду;

    О безвозмездной материальной помощи родителей, об услугах ДОУ

    Папки – передвижки, буклеты Задача: ознакомление родителей с различной информацией.
    "Наш день" Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе

    Ольга Молодых
    Социальное партнерство ДОУ и семьи

    «»

    Семья и ДОУ – два важных института социализации детей . Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьей , не создано единое сообщество «семья – дети – педагог » , для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Только понимание педагогами и родителями своей взаимообусловленности, признание в лице друг друга партнеров , приведет практические действия в этом направлении к положительному результату.

    Так в соответствии с ФГОС ДО дошкольного учреждения обязано :

    Консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

    Информировать родителей (законных представителей, общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;

    Обеспечить открытость дошкольного образования;

    Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

    Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи ;

    Создавать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

    Таким образом, повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Признание государством приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» , «взаимодействие» , «социальное партнерство » .

    Сотрудничество– это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

    Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

    Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка

    «Социальное партнерство » - дословный перевод понятия «партнерство » - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОО и семьи как равно активного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.

    При соблюдении необходимых условий, взаимодействие детского сада с родителями воспитанников можно назвать дружеским сообществом, содружеством педагогов, детей и родителей.

    Мы активно используем различные формы взаимодействия, как традиционные (опросы, анкетирование, родительские собрания, наглядная информация, консультации, папки – передвижки, дни открытых дверей, презентация детского сада)

    так и нетрадиционные (видеотека сайт МАДОУ, совместные творческие проекты, детско-родительские проекты, мастер-классы, творческие мастерские, нетрадиционные родительские собрания)

    Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи . Поэтому в наше время социальное партнерство является значимым .

    Слайд 1. Социальное партнерство ДОУ и семьи .

    Слайд 3. традиционно в нашем дошкольном учреждении, воспитанники детского сада, возлагают цветы к монументу славы и вечному огню, выпускают шары в небо, также приглашаются родители наших воспитанников, это вызывает у детей чувства гордости и патриотизма к своей родине.

    Слайд 4. Спортивный праздник совместно с родителями. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи , формирует интерес к физической культуре, а через неё - к здоровому образу жизни.

    Слайд 5. С целью вовлечения родителей в жизнь группы мы проводим совместные мероприятия, праздники, конкурсы.

    Слайд 6. В нашей группе регулярно проводятся проекты совместные с родителями, также проводилось нетрадиционное родительское собрание на тему «Играем все вместе, играем всей семьей » .

    Таким образом, взаимодействие образовательного учреждения и семьи в настоящее время приобретает новое, более сильное значение, необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества дошкольного учреждения и семьи .

    Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное

    Учреждение «Детский сад комбинированного вида

    «Пчёлка» г. Балашова Саратовской Области

    «Социальное партнерство ДОУ и семьи »

    (доклад для подготовки РМО 4-5 года

    Подготовила : Воспитатель : Молодых О. А.

    Балашов – 2018

    Публикации по теме:

    Сценарий развлечения «День семьи» в День семьи, любви и верности в ДОУ Сценарий развлечения «День семьи» Цель: формирование понятия ценности доброжелательных семейных отношений средствами игр, конкурсов, песен.

    Обобщение опыта работы педагогов ДОО Шадриной Г. Н. по теме «Социальное партнерство ДОО и семьи через развитие семейных традиций и талантов».

    Рекомендации социальному педагогу, воспитателю ДОУ по составлению индивидуальных характеристик воспитанников ДОУ и семьи Содержание рекомендаций по деятельности социального педагога: 1. Тип семьи. 2. Задачи, направления деятельности. 3. Технологии. 4. Прогнозируемый.

    Для детей групп раннего возраста совместно с родителями провела семинар - практикум "Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию.

    Семинар «Социальное партнёрство ДОУ и семьи» Семинар «Социальное партнёрство ДОУ и семьи» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов об эффективных формах сотрудничества.

    Социальное партнерство и взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные.

    ФИО: Краснова Наталья Александровна

    заместитель заведующего по ВОР

    МДОУ д/с "Дюймовочка" г. Балашова ул.Советская д. 182

    С оциальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

    Выделяют два уровня социального партнерства дошкольного учреждения в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:

    Обеспечение субъектно - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в МДОУ (внутренний уровень)

    Обеспечение взаимодействия МДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень). Представляю опыт внутреннего уровня социального партнерства.

    Дошкольное образовательное учреждение, организованное как социальный институт в поддержку семьи, помогает воспитывать ребёнка, обеспечивает необходимые условия организации и развития детского сообщества. Это хорошо понимают современные родители. При посещении дошкольного учреждения для ребёнка открываются новые возможности приобретения опыта взаимоотношений с людьми. Расширение социального мира ребёнка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими группами. Ребёнок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьёй, он должен научиться сочетать различные области социализации.

    Организуя взаимодействие педагогов и родителей, детскому саду необходимо найти ответы на вопросы: «Как заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом?», «Какие формы взаимодействия необходимо разработать?».

    Перед нами стоит цель - создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения , обеспечивающего субъектно - субъектные взаимодействия участников образовательных отношений.

    Поставленная цель решается через задачи :

    Создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества;

    Содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;

    Формировать у родителей представления о социальном партнерстве;

    Укреплять психологическое здоровье детей и родителей;

    Повышать уровень психического благополучия родителей и детей;

    Создать условия в коллективе ДОУ по организации взаимодействия с семьей;

    Разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия)

    Организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

    ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

    1. Обеспечение субъектной позиции всех участ-ников педагогического процесса

    Реализация этого принципа означает, что каж-дому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять ак-тивность. Главное - сотрудничество, а не наставничество . Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому мы отходим от простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее, на наш взгляд, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

    2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процес-са, направленных на воспитание и развитие детей.

    Этот принцип включает в себя:

    Обеспечение взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ре-бенка, его достижениях и трудностях, вы-явление общих проблем для решения;

    Определение, общих задач воспитания детей, которые объединят уси-лия педагогов и родителей, а с другой сто-роны, конкретизацию задач для каждой из взаимодействующих сторон;

    Совместное принятие решений, согласован-ность действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействую-щих сторон;

    Обес-печение единства педагогических влияний на ребенка;

    3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

    Выявление интересов, потребностей участников взаимоотношений;

    Единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

    Обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

    Раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха в совместной деятельности;

    Принятие родителей, как единомышленников в воспитании ребенка;

    Принятие, учет традиции семьи, толерант-ность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

    Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

    4. Научно практический принцип

    Создание методической базы для организации взаимодействия;

    Выбор оптимальных форм взаимодействия между социальными партнерами;

    Организация психологической и педагогической помощи всем участникам образовательных отношений;

    5. Индивидуальный подход

    Мы убеждены, что индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей, уметь успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

    6. Динамичность

    Детский сад сегодня находиться в режиме развития, и представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого изменены формы и направления работы детского сада с семьей.

    Основные формы взаимодействия с семьёй

    Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.

    Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток, листовок, папок-передвижек.

    Образование родителей: организация «Материнской школы», «Семейной гостиной» (лекции, семинары, семинары-практикумы), участие в педагогических совещаниях, проведение «Дня открытых дверей», тренингов, создание библиотеки.

    Совместная деятельность: привлечение родителей:

    К организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий;

    К участию в «Творческих неделях», детской исследовательской и проектной деятельности, в развлечениях, праздниках и соревнованиях.

    К созданию и совершенствованию развивающей среды в ДОУ.

    Традиционные:

    * Родительское собрание

    * День открытых дверей

    * Совместные дела семьи и учреждения

    * Родительские конференции,

    * Консультации (тематические и индивидуальные)

    * Наглядная пропаганда

    * Посещение на дому

    * Горячая линия

    * Организация библиотеки для родителей

    * Анкетирования родителей

    * Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа

    Инновационные

    * Семинары для родителей

    * Групповые тренинги

    * Творческие недели

    * Социально-психологические тренинги

    * Диспут-размышление

    Родительские собрания. Ориентируясь на достижения современной психологии, используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:

    • Групповые дискуссии
    • Игра-моделирование

    В ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч - один раз в квартал. Тематика встреч определяется запросом родителей. Например:

    • Знаю ли я своего ребенка?
    • Мы - читающая семья?
    • Взаимодействие с детьми.
    • Нравственное отношение в саду и дома.

    Социально-педагогический мониторинг семьи , научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о жизни ребенка в семье.

    Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстраиваем работу с родителями, стремимся сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

    День открытых дверей проводится совместными усилиями всех работников ДОУ, родителей и детей и поэтому сплачивает их в единый коллектив.

    Мини-лекции специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, врача, медсестры) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей. Например: «Индивидуальные особенности детей», «Возрастные кризисы развития ребенка». Темы излагаются простым языком, образно, живо и убедительно.

    Наглядная педагогическая пропаганда . Осуществляя педагогическую пропаганду, используем сочетания различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до родителей необходимую педагогическую информацию. Всегда с большим удовольствием родители рассматривают работы детей, представленные на специальной выставке.

    Обзоры педагогической литературы . Родители чаще всего выступают в роли слушателей лекций и бесед. Очень важно приобщать их к первоисточникам знаний, раскрывать богатство психолого-педагогических мыслей, которые в них содержатся.

    В работе с родителями учитываем, что теоретических знаний недостаточно для успешного воплощения их в жизнь. Учим их: правильно ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, находить способы педагогического взаимодействия и воздействия на детей, продуктивно применять уже имеющиеся педагогические знания, создавать необходимую в каждом конкретном случае педагогическую ситуацию, формирующую новый характер взаимоотношений родителей и ребенка в семье.

    Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Значимость таких вечеров состоит не только в самих ответах, но также и в форме проведения. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов.

    Индивидуальное консультирование . Основной задачей этого метода взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.

    Групповое консультирование назначается педагогом для родителей, чьи дети имеют общие особенности развития, поведения, состояния здоровья и т.д. Не все, что касается этих родителей, представляет интерес для других, и потому есть смысл собрать их отдельно. Такая консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную направленность. Она включает сообщение педагога по теме консультации и ответы на вопросы родителей.

    В родительских группах часто используются игровые приемы работы : разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми.

    Групповые дискуссии , в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Они могут быть предложены и педагогом, например в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.

    Совместные праздники и развлечения. Такая форма работы направлена на создание условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок — педагог — семья»; атмосфера сотрудничества и сотворчества способствует повышению родительской компетентности, закреплению социального поведения семей.

    Родительский семинар-практикум . Основная задача этой формы работы — расширение знаний родителей о психологии воспитания, педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. Супруги учатся воспринимать друг друга более адекватно, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. На семинарах-практикумах родители вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

    Родительские конференции . Эта форма работы специально предназначена для обмена опытом воспитания. Мысли, высказанные на конференции родителями и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание детей в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у детей познавательной активности и интереса к обучению» и т.д.

    Определив тему конференции, воспитателю следует выяснить у родителей, кто из них имеет положительный опыт в воспитании, и помочь им подготовиться к обсуждению вопроса, дать возможность осмыслить то ценное, что есть в их воспитательной системе, отобрать факты, составить план выступления, порекомендовать литературу.

    Круглый стол. Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Помещение, где будет проводиться круглый стол, следует особо украсить, специально расставить мебель, выбрать музыкальное оформление, располагающее к откровенности. Тематика встреч может быть различной. Можно предложить для обсуждения ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Эта форма работы характеризуется тем, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая практические советы.

    Творческие недели - Эта форма работы специально предназначена для ознакомления родителей, на практике, с методами и формами работы педагогического коллектива с воспитанниками ДОУ и вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, как в качестве наблюдателя, так и в качестве непосредственного участника мероприятия.

    Семейная гостиная — направление совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и детей с целью создания содружества единомышленников, которое будет способствовать формированию взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя всех участников образовательного процесса. Такая форма работы направлена на создание условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок — педагог

    — семья»; атмосфера сотрудничества и сотворчества способствует повышению родительской компетентности, закреплению социального поведения семей.

    Описанная выше работа привела к следующим результатам:

    * Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

    * Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

    * Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

    * Сплоченность семьи, как системы.

    * Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.

    * Психическое и личностное развитие всех участников образовательных отношений.

    Задачи работы детского сада с семьей

    1. Единство требований к ребенку в процессе воспитания Творческой личности;

    2. Педагогическое просвящение родителей (через наглядные и словесные формы работы);

    3. Изучение лучшего опыта семейного воспитания;

    4. Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.

    Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей

    1. Отношение семьи к дошкольному учреждению;

    2. Неодооценивание роли ДОУ в воспитании ребенка;

    3. Что ожидают родители и детский сад друг от друга;

    4. Семья лишь объект воздействия;

    5. Незнание жизни родителей

    Если до революции основной целью дошкольного воспитания было: гармоничное развитие ребенка, то после нет его целью, стало - формирование, прежде всего гражданина советского государства.

    В 60 - 70г. идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в заботах В.А.Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

    Сотрудничество детского сада и семьи

    В настоящие годы к дошкольному учреждению предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины - матери для участия в общественном производстве.

    Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям.

    Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного образовательного учреждения:

    Как воспитывают;

    Чему учат;

    Насколько успешно готовят к школе.

    Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути наиболее сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в мире семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги пытаются воспитывать независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. Например, в воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных способов действий, деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и другое.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.

    Работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей современной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей.

    В работе с родителями педагоги обращают их внимание на роль семьи в воспитании детей, начиная с дошкольного детства; доказывают, привлекая фактический материал, что цели и задачи семьи и дошкольного учреждения - формирование личности человека. Уже в дошкольном возрасте важно создать у детей правильные представления о явлениях жизни, формировать положительное отношение к лучшим, типичным ее сторонам; осуществлять трудовое воспитание; развивать начала гуманизма и коллективизма, дисциплинированности и ответственности; воспитывать любовь к Родине; заботиться о том, чтобы нравственные качества и представления детей проявлялись в их привычках и поступках. Даже у маленьких детей вырабатывается активная мораль, противостоящая по возможности отрицательным проявлениям окружающей действительности. Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит от личности самого воспитателя детского сада. “ Какими качествами должен обладать педагог, как проходит его общение с родителями и воспитанниками?” - эти вопросы волнуют воспитателей детского сада. Беда многих педагогов в излишней авторитарности в общении с взрослыми и детьми.

    Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

    Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само - собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии будет достаточно полной.

    Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями, контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

    Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

    Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи, осуществляемое дошкольным образовательным учреждением, должно иметь целевую направленность. Например, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы.

    В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа дня, гимнастики, родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские работники детского сада. Причем советы должны быть индивидуальные (Саше, Лиде).

    В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное образовательное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо “открыть” детский сад для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, субботниках, собраниях и д.р.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Сережина бабушка - художница, она с удовольствием ходит в детский сад показывает свои произведения, вводит их в тайны своего мастерства: учит пальчиковой технике рисования.

    Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему - то новому. Важнее другое - с каким уважением любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли ”коллективного педагога”. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную сторону и слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

    Итак, подведя итог к вышесказанному, следует выделить еще один важнейший момент в преемственности детского сада и семьи - это авторитет родителей.

    Похожие статьи