• Идут белые снеги (стихи Евгения Евтушенко). Евгений Евтушенко — Идут белые снеги: Стих Евтушенко белые снеги

    14.09.2023

    Главная тема стихотворения высказана уже в первой строфе: лирический герой, восхищаясь сказочной красотой зимы, завораживающего тихого снегопада, говорит:

    Жить и жить бы на свете,

    Но, наверно, нельзя.

    Тема кратковременной жизни человека и вечности природы, бесконечной смены поколений, ухода старой жизни и прихода новой является вечной темой поэзии. Так, А.С. Пушкин, размышляя над ней в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), примиряет мгновение и вечность:

    И пусть у гробового входа

    Младая будет жизнь играть,

    И равнодушная природа

    Красою вечною сиять.

    Вторая строфа стихотворения перекликается с мыслями лирического героя Есенина в стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924). В стихотворении Евтушенко «Идут белые снеги...» снежинки, «как по нитке скользя», соединяют землю с небом непрерывной связью:

    Чьи-то души бесследно,

    растворяясь вдали,

    словно белые снеги,

    идут в небо с земли.

    В философских строках Есенина утверждается мысль, что люди, жившие на земле, останутся в её памяти навеки:

    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

    Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

    О всех ушедших грезит конопляник

    С широким месяцем над голубым прудом.

    Лирический герой Евтушенко, признаваясь, что он «не верит в чудо» и «не ждёт бессмертья», ищет в человеческом бытии ценность, находит её в любви к России, Родине:

    А любил я Россию

    всею кровью, хребтом...

    Любовь к России — это любовь к её прошлому, её истории и духу, лирический герой любит в ней всё:

    дух её пятистенок,

    дух её сосняков,

    её Пушкина, Стеньку

    и её стариков.

    Эти строки продолжают традиции русской поэзии, утверждавшей внутреннюю связь с Родиной основой бытия и любви к миру. Вспомним стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» (1841), А.А. Блока «Россия» (1908), С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» (1914) и других поэтов. Эта связь ярко выражена в восклицании лирического героя Есенина:

    Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте родину мою».

    В последних строках стихотворения Евтушенко провозглашается мысль, что бессмертие человека — в вечной жизни Родины, а не в личном бессмертии:

    если будет Россия,

    значит, буду и я.

    Идут белые снеги,
    как по нитке скользя…
    Жить и жить бы на свете,
    но, наверно, нельзя.

    Чьи-то души бесследно,
    растворяясь вдали,
    словно белые снеги,
    идут в небо с земли.

    Идут белые снеги…
    И я тоже уйду.
    Не печалюсь о смерти
    и бессмертья не жду.

    я не верую в чудо,
    я не снег, не звезда,
    и я больше не буду
    никогда, никогда.

    И я думаю, грешный,
    ну, а кем же я был,
    что я в жизни поспешной
    больше жизни любил?

    А любил я Россию
    всею кровью, хребтом —
    ее реки в разливе
    и когда подо льдом,

    дух ее пятистенок,
    дух ее сосняков,
    ее Пушкина, Стеньку
    и ее стариков.

    Если было несладко,
    я не шибко тужил.
    Пусть я прожил нескладно,
    для России я жил.

    И надеждою маюсь,
    (полный тайных тревог)
    что хоть малую малость
    я России помог.

    Пусть она позабудет,
    про меня без труда,
    только пусть она будет,
    навсегда, навсегда.

    Идут белые снеги,
    как во все времена,
    как при Пушкине, Стеньке
    и как после меня,

    Идут снеги большие,
    аж до боли светлы,
    и мои, и чужие
    заметая следы.

    Быть бессмертным не в силе,
    но надежда моя:
    если будет Россия,
    значит, буду и я.

    Анализ стихотворения «Идут белые снеги» Евтушенко

    Евгений Евтушенко написал яркое и самобытное стихотворение «Идут белые снеги». Снег изображается параллельно с жизнью людей, обозначая важные проблемы. Оно наполнено правдой и совестью всей России.

    Повествование ведётся от первого лица. Главная мысль чувствуется с самого начала произведения. Она несёт философский смысл. Чтобы прочувствовать всю глубину, нужно вдумчиво читать каждую строчку стихотворения.

    Лирический герой, ещё молодой парень, очень восхищён красотой зимы и тихим снегопадом. Он рассуждает о вечной теме, о жизни и смерти. Мужчине хочется жить и жить на этом свете, но приходит понимание, что невозможно делать это вечно и герой не ждёт бессмертие, надеясь на чудо. Когда-нибудь и он уйдёт из этого мира, поэтому его волнует мысль о том, что значимого он может оставить после себя. И речь не идёт о каком-то творческом наследии, потому что поэта тогда многие критиковали. Поэтому в этом стихотворении он отмечает своё особое достояние, которое заключалось в преданной и искренней любви к России, к ее разливающимся рекам, деревянным избушкам, старикам, лесам и полям. Герой подчеркивает, что хоть он и прожил несладко, но делал это ради России. Возлагает большую надежду, что жизнь не прошла зря, а творчество помогло в процветании и становлении родной страны.

    Также из всех значимых поэтов он выделяет талантливого Пушкина. Он хочет выполнить хотя бы маленький вклад и чтобы Россия существовала всегда. Ему не страшно, если страна его забудет. Потом описывается, как идут белые снеги. Они шли до него, также пойдут и после главного героя. Главное — снег будет падать нескончаемо и во все времена. Снега заметают следы людей и лирический персонаж понимает неспособность жить вечно, но его успокаивает мысль: если будет Россия, значит, буду и я. Так читатель поймёт, что душа обретёт бессмертие лишь тогда, когда при жизни выразит уважение и любовь к своей дорогой Родине. В понятии писателя Родина является вечной и непоколебимой. Люди умирают, но великая держава остаётся, являясь символом власти и могущества народа. Образ снега введен для обозначения ускользания и растворения человеческой жизни.

    Стихотворение «Идут белые снеги» приходится на период критики творчества Евгения Александровича. Но в дальнейшем оно обратило на себя внимание и показало, как поэт рассуждает о вечных вопросах и показывает искреннюю любовь к России.

    Всё вполне закономерно. Всякий раз, когда я сижу на диване, разглядывая свой книжный шкаф, мне попадается на глаза книга Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Она с вызовом смотрит на меня, проверяя моё терпение. И вот, буквально, на днях я не удержался от соблазна и раскрыл её, наткнувшись на стихотворение с одноимённым названием. Прочитав до конца, я был сильно расстроен. Осталось много неясных моментов после прочтения, которые не давали мне покоя, поэтому я и решил провести небольшое «литературное расследование». Попытался понять автора, о котором во вступительной статье писал Евгений Винокуров «поэт обстоятельный, Евтушенко любит рассказывать не спеша, он любит фабулу».

    «Идут белые снеги,
    как по нитке скользя…
    Жить и жить бы на свете,
    да, наверно, нельзя».

    Лично у меня слово «снеги» вызывает глубокое сомнение, а точнее сомнение в существовании этого слова как такового. Возможно, автор его использует во множественном числе, дабы показать, что снег идёт повсюду. Кроме того, стихотворение было датировано около полувека назад и тут сложно что-то чётко, утверждать. Уже в первом катрене встречается повтор «жить и жить бы на свете». Возникает ощущение, что автор пишет быстро и мимоходом. Можно ведь подумать и отыскать более точные слова для передачи смысла, например: «жить бы вечно на свете».

    «Чьи-то души, бесследно
    Растворяясь вдали,
    словно белые снеги,
    идут в небо с земли».

    Очень тонкая и образная метафора про души, которые подобно белому снегу, отправляются на небеса, покинув телесную оболочку. Проблема в том, что она сложна для восприятия рядовому читателю. Тут стоит учитывать, что Евтушенко поэт социальной направленности «удесятерённого ощущения дня жизни, бытия», для которого снег должен непременно падать на землю, а не взлетать к небесам. Это идёт в разрез с его стилем письма.

    «Я не верую в чудо.
    Я не снег, не звезда,
    и я больше не буду
    никогда, никогда».

    Этот ненужный повтор «никогда, никогда» перечёркивает смысл всего написанного катрена, а точнее становится просто непонятно, о чём говорит автор, что он хочет передать этими строчками, какую идею собирался донести до читателя. Остаётся только догадываться и предполагать. Зачем автор умышленно использует повторы, когда можно подумать, и в обязательно возникнет новая строчка, более точная, более ясная. Пусть на это уйдёт час или полдня, но оно того стоит. Читатель будет благодарен.

    «Если было несладко,
    я не шибко тужил.
    Пусть я прожил нескладно –
    для России я жил».

    Не получается обойти эти строчки стороной, уж очень точно и мудро сказано: «Пусть я прожил нескладно – для России я жил». Неточная рифма говорит о том, что автор уделил особое внимание смыслу, а не внешней огранке стихотворения, и не прогадал. Строчки получились, на редкость, запоминающимися и жизненными.

    «Пусть она позабудет
    Про меня без труда,
    Только пусть она будет
    Навсегда, навсегда…»

    Очевидно, что автор делает упор на повторах. Возможно, что это своеобразный рефрен и замечательная строчка для песни, но я сейчас говорю о поэзии. Уже не первый раз по ходу стихотворения встречаются подобные строчки. Хочется заострить на этом внимание, так как снова смысл, который вкладывает автор в данный катрен, теряется. Даже, несмотря на то, что смысл понятен и без последней строчки, но читатель всё равно остаётся в лёгком недоумении, будучи неуверенным в своих догадках. Конечно, можно подумать и сочинить более точную строчку, например: «только пусть она будет в моём сердце всегда», но автор не ставит перед собой такой цели.
    Кроме того, смущает размер стихотворения. Обычно в подобных ситуациях читатель, прочитав до конца стихотворение, начинает усиленно чесать затылок, вспоминая, что было в начале. В данном стихотворении ситуация противоположная. Кажется, что благодаря однотипным строчкам мы топчемся на одном месте. Тут всплывают строчки про Пушкина со Стенькой, про бессмертие. То, что можно вместить в одном катрене, автор ухитряется растянуть на несколько, причём совершенно безосновательно.
    Подводя итоги своего маленького «литературного расследования» хочется отметить, что особый разлад в стихотворения внесли повторы, благодаря которым простое, на первый взгляд, стихотворение наполнилось множеством ненужных и непонятных читателю загадок, на разгадку которых уже не осталось ни сил, ни времени.

    «Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

    Идут белые снеги,
    как по нитке скользя…
    Жить и жить бы на свете,
    но, наверно, нельзя.

    Чьи-то души бесследно,
    растворяясь вдали,
    словно белые снеги,
    идут в небо с земли.

    Идут белые снеги…
    И я тоже уйду.
    Не печалюсь о смерти
    и бессмертья не жду.

    я не верую в чудо,
    я не снег, не звезда,
    и я больше не буду
    никогда, никогда.

    И я думаю, грешный,
    ну, а кем же я был,
    что я в жизни поспешной
    больше жизни любил?

    А любил я Россию
    всею кровью, хребтом —
    ее реки в разливе
    и когда подо льдом,

    дух ее пятистенок,
    дух ее сосняков,
    ее Пушкина, Стеньку
    и ее стариков.

    Если было несладко,
    я не шибко тужил.
    Пусть я прожил нескладно,
    для России я жил.

    И надеждою маюсь,
    (полный тайных тревог)
    что хоть малую малость
    я России помог.

    Пусть она позабудет,
    про меня без труда,
    только пусть она будет,
    навсегда, навсегда.

    Идут белые снеги,
    как во все времена,
    как при Пушкине, Стеньке
    и как после меня,

    Идут снеги большие,
    аж до боли светлы,
    и мои, и чужие
    заметая следы.

    Быть бессмертным не в силе,
    но надежда моя:
    если будет Россия,
    значит, буду и я.

    Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…»

    Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение «Идут белые снеги…», написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

    Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает, что ему хочется «жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя». Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо . Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

    В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что «пусть я прожил несладко, для России я жил». И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

    Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен . И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом «белые снеги» замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

    Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что «если будет Россия, значит, буду и я». Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной. Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.

    «Идут белые снеги...» - Евтушенко Е.А.

    В поэзию Евгений Александрович Евтушенко приходит на волне «оттепели шестидесятников». Яркий, самобытный талант сразу обратил на себя внимание читателей и критики. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и сове¬сти России.
    Стихотворение «Идут белые снеги» одно из ранних в лири¬ке поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вопросах вечных: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.

    Идут белые снеги,
    Как по нитке скользя...
    Жить и жить бы на свете, да, наверно, нельзя.
    Чем-то души, бесследно
    растворяясь вдали, словно белые снеги, идут в небо с земли.

    Чем внимательнее вчитываешься в стихотворение, тем больший философский смысл открывается за этими, казалось бы, нехитрыми строками. Здесь и связь поколений, и понимание того, что обрести бессмертие можно только в истинном творчестве, и великая, всепобеждающая любовь к Родине.

    А любил я Россию
    всею кровью, хребтом -
    ее реки в разливе
    и когда подо льдом,
    дух ее пятистенок,
    дух ее сосняков,
    ее Пушкина, Стеньку
    и ее стариков.

    Не противоречием, а едва намечающейся, робкой надеждой звучат слова о народной памяти, возможности оставить свое имя в истории этой великой страны.

    И надеждою маюсь
    (полный тайных тревог),
    что хоть самую малость я
    России помог. Пусть она позабудет
    про меня без труда, только пусть
    она будет навсегда, навсегда.

    Вслед за своими великими предшественниками: Пушки¬ным, Лермонтовым, Некрасовым - Евтушенко высказывает пожелание-надежду в бессмертие России, а значит, и свое.
    Быть бессмертным не в силе,
    но надежда моя:
    если будет Россия
    значит, буду и я.

    В стихотворении поэт использует любимый прием - кольцевую композицию. Рефреном звучит фраза «идут белые снеги». Это счастливая находка мастера, помогающая ему показать незыблемость в веках природы и России, и связь времен, и быстротечность времени.

    Идут снеги большие,
    аж до боли светлы,
    и мои и чужие
    заметая следы...

    Это одно из лучших стихотворений и в зрелом творчестве Евгения Александровича Евтушенко - одаренного, яркого, самобытного поэта.

    Читает Е.Киндинов

    Евтушенко, Евгений Александрович
    Поэт, киносценарист, кинорежиссер; сопредседатель писательской ассоциации "Апрель", секретарь правления Содружества писательских союзов; родился 18 июля 1933 г. на ст. Зима в Иркутской области; окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1954 г.; начал публиковаться в 1949 г.; был членом редколлегии журнала "Юность" (1962-1969); член Союза писателей СССР, автор поэм "Братская ГЭС", "Казанский университет", "Под кожей статуи свободы", "Фуку", "Мама и нейтронная бомба", романа "Ягодные места" и многих других прозаических и поэтических произведений.
    Евтушенко писал, что в молодости он был "продуктом сталинской эпохи, мешаным-перемешанным существом, в котором уживались и революционная романтика, и звериный инстинкт выживания, и преданность поэзии, и легкомысленное ее предательство на каждом шагу". С конца 50-х его популярности способствовали многочисленные выступления, иногда по 300-400 раз в год. В 1963 г. Евтушенко опубликовал в западногерманском журнале "Штерн" и во французском еженедельнике "Экспресс" свою "Преждевременную автобиографию". В ней он рассказал о существовавшем антисемитизме, о "наследниках" Сталина, писал о литературной бюрократии, о необходимости открыть границы, о праве художника на разнообразие стилей вне жестких рамок соцреализма. Публикация за границей такого произведения и отдельные его положения были подвергнуты резкой критике на IV пленуме Правления Союза писателей СССР в марте 1963 г. Евтушенко выступил с покаянной речью, в которой говорил, что в автобиографии ему хотелось показать, что идеология коммунизма была, есть и будет основой всей его жизни. В дальнейшем Евтушенко часто шел на компромиссы. Многие читатели стали скептически относиться к его творчеству, получившему, во многом, публицистическую, конъюнктурную направленность. С началом перестройки, которую Евтушенко горячо поддержал, активизировалась его общественная деятельность; он много выступал в печати и на различных собраниях; внутри Союза писателей усилилось противостояние между ним и группой писателей "почвенников" во главе со С. Куняевым и Ю. Бондаревым. Он считает, что экономическое процветание общества должно гармонично сочетаться с духовным.

    Похожие статьи