• Как выйти из стресса после дтп. Поведение при стрессовой ситуации в дтп

    05.08.2023

    Из-за того, что физический мир не является совершенным, как и изобретения людей, частенько случаются несчастные случаи. И как показывает статистика, немало их происходит на дорогах. Людей, ставших участниками дорожно-транспортных происшествий, как правило, мучает стресс после аварии. Что делать в такой ситуации, большинство из них не представляет. В данной публикации я решила помочь этим несчастным найти внутренний покой и научиться снова доверять своей реальности, а также перестать бояться внешнего мира и ежедневных событий.

    Написать о том, как пережить стресс после аварии, меня сподвигло сообщение одного из читателей статей этого сайта. Прочитайте его обращение, чтобы понимать, что произошло с этим мужчиной:

    Вчера чуть не столкнулся с грузовиком. Можно сказать, счастливый случай. И вот уже 12 часов всего трясет. Сон исчез, сознание спутанное, забываю, куда шёл, и чем занимался. Сердце — 114 ударов, давление — 130/70. Паническое настроение. Расстройство желудка. Боюсь садиться за руль. Адреналин так и кипит. Что делать? Сам себя не угадываю, что уж говорить о близких.

    Почему возникает посттравматический синдром после ДТП?

    Люди считают, будто живут исключительно в физической реальности, а потому не находят причин происходящего и, соответственно, не могут избавиться от сложностей, которые у них возникают, поддаваясь панике и даже впадая в истерику. Наиболее тяжелыми оказываются для большинства психологические переживания. Так происходит потому, что энергии мироздания влияют в первую очередь на тонкий уровень организма, на его сознание и подсознание. Когда энергетика организма в дисгармонии, тело и разум начинают давать сбои. Поэтому возникают расстройства желудка, роятся мысли и создается ощущение отчужденности от привычной реальности. Часто к такому состоянию приводит стресс, возникший после аварии или из-за почти случившегося ДТП.

    Если понять и принять тот факт, что каждое живое существо существует не только физически, но еще и в других слоях мироздания и осознать, что энергии правят миром, то психологические проблемы начинают исчезать. У мужчины, попросившего совета, возникает сильный страх, почти паника. Такое состояние возможно, когда сильна энергия, называемая в фен шуй и в других эзотерических учениях . Физическая вода безбрежна, она таит в себе опасные глубоководные течения и хищных рыб. Она обладает большой силой и способна отнять жизнь. Зимой эта энергия очень сильна. Поэтому она оказывает негативное воздействие на людей, переживших стресс после аварии в холодное время года. На подсознательном уровне записывается программа неприятного события, вызывавшего страх, и каждый раз, когда усиливается вода, эта программа активируется.

    Когда личность переживает стресс после аварии, то у нее в энергетике концентрируется энергия, называемая в фен шуй и в эзотерических практиках деревом или ветром. Эта энергия сильна. В физическом мире ее представляет воздух, ветер, ураган и сквозняк. Воздушное пространство кажется человеку безграничным. Ветер ломает даже крепкие деревья, ураган страшит каждого своей силой. А сквозняк способен вызвать боли в физическом организме и спровоцировать простудные заболевания. В большой концентрации энергия дерева ухудшает память, увеличивает уровень адреналина, вызывает суету, а также оказывает негативное влияние на органы пищеварения. Все это наблюдается у мужчины, попросившего совета. Энергия дерева питается от энергии воды. Как в физическом мире дерево разрастается, если его поливать, так же усиливается влияние сильной энергии дерева, когда сильна энергия воды. Поэтому не нужно удивляться, когда негативное переживание, произошедшее в холодное время года, полностью выбивает из колеи. Сильный стресс после аварии, панические атаки, усиливающиеся зимой, это, в принципе, норма.

    Как победить стресс и страх?

    6. Камень шунгит — очень хорошее средство, налаживающее энергетическое равновесие в пространстве и в энергетике конкретного организма. На этом камне настаивают воду, которую потом пьют ежедневно по нескольку раз в день. Продается и шунгитовая паста, которую можно принимать внутрь. Камни следует носить с собой. Они налаживают давление, успокаивают разум и психику. Для автомобилей продаются шунгитовые коврики, избавляющие от дорожных происшествий. Учеными был тщательно изучен камень шунгит и сейчас его насыпи создаются на перекрестках дорог, где часто происходили ДТП. Благодаря чему там сошли практически на нет дорожные происшествия. Чтобы не попадать в аварии, приобретайте камни и коврики из шунгита для автомобиля. Благодаря шунгиту стресс обходит человека стороной, даже после продолжительной и напряженной поездки. Вы можете . Там доставляют шунгит по всему миру.

    7. Браслет из камня Бань излечивает многие заболевания и избавляет от различных проблем, возникших в организме. В том числе от:
    — выбросов большого количества адреналина;
    — повышенного давления;
    — учащенного сердцебиения;
    — сильных переживаний;
    — суетливости.
    Чтобы победить стресс после аварии, следует .

    Медикаменты, избавляющие от стресса

    К наиболее действенным медикаментам, помогающим позабыть стресс после аварии, можно было бы отнести следующие:
    — ;
    — ;
    — ;
    — «Адаптол»;
    — «Фенибут»;
    — «Тенотен».
    Какие из этих лекарственных препаратов лучше всего подойдут вам, следует .

    Процедуры, помогающие уйти от стресса

    Стресс после аварии исчезает быстрее, если проходить полезные для тела и психики процедуры:

    1. Если у вас сильная тревожность, страхи, депрессия или панические атаки, то вам не хватает нагревающих энергий в энергетике организма. Значит, вам помогут:
    — прогревания в сауне;
    — посещения бани;
    — с кофе, шоколадом или горчицей;
    — нагревания тела .

    2. Когда стресс после аварии вызывает повышение давления, учащение сердцебиения, сильные выбросы адреналина и способствует состоянию, когда мысли спутываются, необходимо восстанавливаться холодом. Для этого следует проводить днем не менее полутора часов на улице. Желательно делать это перед сном. Спать необходимо в холодной неотапливаемой комнате. Охлаждение будет легче вами восприниматься, если вы станете принимать цинк в таблетках. Воду нужно пить холодную, отстоянную в холодильнике.

    3. В случае если стресс, возникший после аварии, вызывает сразу и повышение давления и состояние сильного страха, необходимо расслабиться. В этом случае поможет медитация при зажженных воскурениях и массаж у профессионального массажиста. При медитации следует думать только о хорошем, вспоминать радостные события прошлого, полностью отвлекаясь от мыслей о негативе недавно произошедшего события. Массаж следует заказывать общий или для шеи и головы. Медитировать нужно ежедневно. Процедуры массажа можно проходить раз в два-три дня.

    Активность уменьшает стресс

    Давно уже известно, что адреналин снижается при проявлении активности. А чувство тревоги забывается, если нагружать свой разум какими-то задачами. Если вы ощущаете сильный стресс после аварии, суетливость, нервозность, психозы, раздражительность и почти истерику, то вам следует работать физически не менее шести часов в сутки. Проделывать это нужно три дня подряд. Если ситуация не улучшится, то надо продолжать нагружать себя физически, например:
    — занимаясь спортом;
    — убирая в квартире;
    — очищая от снега тротуары;
    — подметая двор;
    — стирая вручную одежду;
    — отмывая окна или витрины;
    — перетаскивая тяжести.

    Чувство тревоги, страх и панические атаки возникают, когда разум не загружен мыслительной деятельностью. Только постоянные умственные нагрузки помогает избавиться от ненужных мыслей и переживаний. Чтобы позабыть стресс после аварии, можно начать:
    — решать математические задачи;
    — отгадывать кроссворды;
    — .
    Когда все мысли сосредоточены на решении каких-то задач, разум полностью отвлекается от негативного переживания. Правда, пока это произойдет, пройдет не один месяц усиленного отвлечения сознания от неприятных событий реальности. Но в любом случае не стоит опускать руки, необходимо менять способ мышления и нагружать себя физически и ментально, чтобы позабыть стресс после аварии.

    Размытая дорога, гололед, обычная невнимательность со стороны водителя или пешехода способна спровоцировать аварию на дороге. Хорошо, когда все заканчивается благополучно: минимальные ушибы, целостность машины. А если погибает человек…близкий человек?

    ДТП «Я отделался лишь испугом»

    Зачастую, люди, попавшие в аварию на дороге, долгое время не могут психологически успокоиться от пережитого потрясения. Походы по психологам, боязнь дорог, автомобилей. Иногда, пострадавшие долгое время избегают транспорт и дороги, где их великое множество. Как пережить такое? Со временем помощь со стороны психолога и поддержка близких поможет избавиться от страха проезжей части. Нужно успокоиться, выдохнуть и понять, что случившееся не отобрало ни твоей жизни, ни жизни других людей. С пониманием, что все закончилось хорошо, придет и успокоение.
    Зачастую стресс при небольшой аварии проходит быстро, и лихачи вновь садятся за руль, а пешеходы без страха, но с оглядкой пересекают дорогу.
    В случае частичной потери равновесия в результате осложнений после ДТП, отличным помощником станут инвалидные ходунки . С ними станет проще передвигаться и нормально функционировать.
    Пути обретения психологического успокоения:
    1. Перестать себя винить;
    2. Радоваться, что все закончилось благополучно;
    3. Обещание себе впредь избегать аварийных ситуаций;
    4. Твердая уверенность в счастливом «завтра» и в том, что инцидент с ДТП больше не повторится.
    5. Твердая и постоянная поддержка со стороны близких людей. Это самый главный путь к преодолению стресса, испуга от ДТП.

    ДТП «Я ПОТЕРЯЛА РОДНОГО ЧЕЛОВЕКА»

    Душевного восстановления при потере в ДТП добиться непросто даже самому сильному человеку. Особенно если это водитель, чей пассажир погиб. Зачастую чувство вины за смерть поглощает человека и убивает его. Итог: суицид или психологические отклонения. С таким очень сложно справиться, если ты один и рядом нет поддержки.
    Тяжело и пережить смерть близкого в автомобильной аварии, независимо от статуса его в вашей жизни. Здесь нужна помощь квалифицированных специалистов в лице психологов, поддержка близких и родных, а также собственное стремление к душевному успокоению.
    Виновниками ДТП всегда являются сами люди. Поэтому, чтобы не переживать психологически, не винить себя, стоит помнить, что лучше приехать в 21:00 домой, чем поторопиться на час раньше, и не приехать вовсе…

    Проблема психологической реабилитации водителей после ДТП стоит особняком от остальных вопросов, связанных с дорожным движением. Попал человек в аварию, ему после этого плохо или психологически или физически, а может быть и в том, и в другом смысле. Как ему быть, что ему надо сделать для того, чтобы каждый раз, когда садишься за руль, нервы не лопались от напряжения? Мы все разные. Кого-то может «завести» любой пустяк, косой взгляд, показавшееся резким слово, не говоря уже о настоящем ЧП, к которому можно отнести и дорожно-транспортное происшествие. А кто-то посмотрит на эту проблему философски. Конечно, мы все догадываемся о существовании поставарийного синдрома. Но не уверены в этом на все сто процентов.

    Каждый, кто бывал участником ДТП, а таких подавляющее большинство, может попытаться вспомнить свои ощущения, в первую очередь отрицательные, связанные с этим неприятным событием. Если после ДТП прошло достаточно много времени, скажем, несколько лет, то острота эмоций уменьшается. Психологи склоняются к тому, что неприятные воспоминания имеют тенденцию постепенно вытесняться из сознания. Они, конечно, не исчезают бесследно, просто человек перестаёт их осознавать. Поэтому воспоминания эти перестают быть воспоминаниями, погружаясь в пучину бессознательного. Это естественная защитная реакция. Думаю, что процесс погружения неприятных воспоминаний в подсознание имеет место в той или иной степени у каждого человека. Но вряд ли он выражается в том, что любой человек любое воспоминание о любом неприятном событии рано или поздно загоняет в подсознание. Если бы дело обстояло так, люди не помнили бы ничего плохого из прошлого. Только хорошее, только то, с чем связан позитив и приятные ощущения. В то же время неприятные воспоминания нам нужны не меньше, чем хорошие. Они нужны нам для того, чтобы эффективно познавать этот мир. Неприятные воспоминания могут служить источником бесценного опыта, если дать себе труд тщательно и терпеливо их проанализировать. Отогнав от себя лень и проявляя готовность постоянно учиться и совершенствоваться, мы можем извлечь из неприятных воспоминаний много пользы. Так и водитель, попавший в ДТП, может превратить это неприятное событие в очередную ступень для движения вверх по лестнице профессионального роста. Для этого необходимо тщательно анализировать всё, что, так или иначе связано с конкретным ДТП. Для неопытного водителя ДТП оказывается в большинстве случаев совершенно неожиданным. В противном случае, если бы водитель ожидал какой-то неприятности, то предпринял бы какие-то контрмеры. Часто водитель так никогда и не может разобраться в причинах происшедшего и тем более извлечь из этой ситуации пользу. Помните поговорку: «За одного битого двух небитых дают»? Опыт имеет громадное значение в жизни любого человека и в том числе водителя. «Попал» - подумал, сделал выводы, впредь веду себя так, чтобы в дальнейшем по возможности не наступать на те же грабли. Это самый оптимальный вариант развития событий. Но существуют и другие, не столь приятные возможности.

    К примеру, авария была столь серьёзной, что водитель в результате получил тяжёлые травмы, приведшие к инвалидности. В таком случае гибель водителя (я уж не говорю о том, что пострадать могут и другие участники дорожного движения, пешеходы, пассажиры или другие водители) может оказаться не самым страшным исходом. Вспомним ДТП на Минской улице осенью этого года, когда пьяный водитель сбил людей на остановке. Мне знакомы водители, сбивавшие пешеходов с различными последствиями, некоторые насмерть. Один был водителем фуры. Ему под прицеп попал нетрезвый пешеход. Другой сбил бабушку, переходившую дорогу в «неположенном» месте. Оба водителя благополучно продолжили свою водительскую карьеру. Оба водителя были трезвыми, и наезд на пешехода в обоих случаях произошёл не по их вине. Возможно, какой-то другой водитель на их месте получил бы серьёзную психологическую травму. Вероятно, сразу после ДТП они чувствовали себя не очень уютно. Однако это не помешало им вернуться к полноценной жизни. Опыт делает водителя менее впечатлительным, более толстокожим, если можно так выразиться, более прагматичным и может быть даже более циничным. Водители с большим стажем за свою водительскую карьеру успевают увидеть столько разного, и весёлого, и грустного, что вид сбитого пешехода на обочине или несколько трупов в искорёженном автомобиле уже не производят на них особого впечатления. Это тоже защитная реакция. Человек (не только водитель) старается меньше думать о плохом. С одной стороны это хорошо. Психика не перегружается отрицательными эмоциями. Но есть и негативные моменты. Ощущение опасности постепенно притупляется, и то, что на самом деле таит в себе серьёзные риски, не воспринимается таковым. Возникает привыкание. И последствия такого привыкания могут быть плачевными.

    Долгосрочные последствия ДТП, участником которого стал водитель, могут быть очень разными. Я привёл два примера, доказывающих, что некоторые могут пережить такой стресс довольно легко. Однако очень часто водители после серьёзного ДТП, особенно если в результате пострадали люди, первое время просто боятся садиться за руль. Стресс может быть таким сильным, что в исключительных случаях это приводит к полному отказу от управления автомобилем в дальнейшем.

    В наиболее распространённом случае водитель после ДТП всё же садится за руль автомобиля, но по вполне понятным причинам чувствует скованность, напряжение, тревожность. В автомобиль молодой женщины на светофоре сзади врезался другой автомобиль. Лёгкое сотрясение мозга, эмоциональный стресс, сопутствующий резкому и неожиданному удару, заставляет женщину в этот момент остро, буквально каждой частицей тела, чувствовать полную беззащитность перед слепой силой случая. В душе появляется страх, хотя опасность вроде бы уже миновала. А избыточный страх мешает объективно оценивать риски. Он деморализует свою жертву, и теперь она боится каждого шороха. Она начинает ожидать от каждого водителя потенциальной угрозы. Женщине кажется, что как только она остановится, в неё сразу же сзади обязательно кто-то врежется. В этой ситуации может потребоваться помощь профессионального психолога, а лучше консультации и практические рекомендации опытного специалиста по безопасному вождению. Хороший автоинструктор обязательно должен быть в какой-то мере психологом. Такие специалисты работают в уже упоминавшемся нами Центре водительского мастерства “ГАРАНТ-БЕЗОПАСНОСТЬ” (www.drivesmart.ru, www.гарант-безопасность.рф). Разработанные в центре учебные методики позволяют эффективно решать психологические проблемы, связанные с адаптацией водителей после аварий.

    Все понимают, что дорожное движение - опасный процесс. Раз уж по дорогам перемещаются металлические предметы весом в тонну и более со скоростями, существенно превышающими скорость передвижения среднего пешехода, а управляют этими металлическими предметами живые люди, которым свойственно ошибаться, то различного рода ДТП кажутся просто неизбежными. Однако статистика и анализ говорят о том, что доля предотвратимых ДТП превышает 95%. Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев у участников дорожного происшествия была реальная возможность избежать неприятностей. Но по каким-то причинам они либо не предприняли тех действий, которые они в принципе могли предпринять, либо оказались не готовы к такому развитию ситуации, которое привело в конечном счёте к ДТП. По сути, у водителя, а именно водитель в большинстве случаев и является, и признаётся виновником происшествия, были в распоряжении все возможности для предотвращения неблагоприятного развития событий. Водитель мог не воспользоваться этими возможностями по следующим причинам. Мы возьмём самые распространённые причины (факторы) по данным исследований, приведённые в книге «Транспортная психология»(Д.Клебельсберг, 1989 г.)

    1. Отвлечение внимания;
    2. Недооценка опасности;
    3. Боязливость и опасные привычки;
    4. Ошибки в прогнозе.
    Исходя из этого короткого, но наглядного списка, хороший инструктор и строит свою работу по реабилитации водителя после ДТП. Пытаясь понять из разговора с водителем, какие причины привели к ДТП, инструктор обучает и даже можно сказать – занимается воспитанием водителя. Когда после всестороннего анализа конкретного происшествия водитель чётко представляет всю совокупность причин и следствий, то осознанное решение работать над собой с учётом нового, пусть и печального опыта, позволяет быстрее достичь психологического равновесия и вновь вернуться к вождению на совершенно другом уровне. Наверное, идеалом в этом отношении можно считать мудрого и социально адекватного водителя.

    Сергей Лобарев,
    Директор Центральной автошколы «Безопасность»,
    Председатель правления НП «Гильдия автошкол»

    Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

    Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

    Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

    Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

    Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.

    Голова была цела и сохраняла полную ясность мысли. Когда стекло перерезало бедренную артерию, Людмила почувствовала, что жизнь вытекает из нее вместе с кровью. Она пыталась зажимать артерию, пока не ослабели пальцы. Уже на носилках, с наложенными жгутами, она нашла в себе силы вынырнуть из забытья и назвать свою группу крови.

    Операция прошла удачно. Врач говорил, что она родилась в рубашке: никаких ограничений подвижности не предвидится, никаких костылей – возможно, даже легкой хромоты не останется. Конечно, на выздоровление потребуется время.

    Сама Людмила, как многие после возвращения «оттуда», ощущала эйфорию: мечтала наполнить жизнь новым смыслом, радоваться каждому мгновению, не переживать из-за пустяков…

    Первые пять месяцев исцелялось тело. Между процедурами она много читала, в том числе стихи, о существовании которых уже лет двадцать как забыла. Это время она вспоминает как очень счастливое: обновленное, яркое ощущение жизни. Казалось, после того, что она пережила, бояться было уже нечего.

    Но первая же попытка вновь сесть за руль преподнесла проблемы. Из короткой поездки по городу Людмила вернулась в холодном поту. Все опасности, которые подстерегают водителя на городских улицах, представлялись ей настолько живо и реально, что каждый перекресток она пересекала, словно под артобстрелом. За каждым углом мерещилась внезапная угроза.

    Следующим испытанием был звук бьющегося стекла. Бутылка, брошенная мальчишками в мусорный контейнер, повергала ее в состояние паники: сердце колотилось, кожа становилась влажной… Потом она заметила, что ее пугают все острые и блестящие предметы – не только битое стекло, но и кухонные ножи, инструменты... В ненастные ночи, при сильном порывистом ветре, она лежала без сна, ожидая, что ветер выдавит оконные стекла и они разлетятся по комнате.

    Постепенно ее страх распространялся на самые разные вещи, не имеющие ничего общего с пережитым несчастьем. Теснота в метро, низко пролетевший самолет, китайские фейерверки, даже просто подъем в лифте...

    Как многие люди, пережившие катастрофу, нападение, войну или другое ужасное событие, она потеряла веру в безопасный и предсказуемый мир. Нормальная беспечность, которую большинство из нас носит, как защитный бронежилет, покинула ее. Ей казалось, что преграда между жизнью и смертью стала тонкой как паутина.

    Она не думала, что все ее бесчисленные страхи как-то связаны между собой. Она не знала, что у этого явления есть имя: посттравматический синдром.

    Откуда страх?

    По данным статистики, трое из четверых хотя бы раз в жизни сталкиваются с травмирующим событием. А четверть из тех, кто пережил травму, ощущают симптомы посттравматического стресса: возбуждение, неотвязные воспоминания, ночные кошмары, бессонницу, отрешенность, бесчувствие.

    У большинства людей симптомы проходят в течение недели, месяца, года. У некоторых они усиливаются с течением времени. При этом возможность их лечения снижается.

    Впервые это явление стало изучаться, когда с синдромом столкнулись американские врачи, работавшие с ветеранами вьетнамской войны. Однако оно было известно медикам и в прошлом веке, недаром после двух мировых войн появился термин «травматический невроз».

    Еще два-три десятилетия назад большинство психиатров считало посттравматический синдром чисто эмоциональной реакцией на событие. Немногие задумывались о том, нет ли тут связи с нейрохимией мозга.

    С середины 80-х годов прошлого века появляется новое поколение специалистов, получивших подготовку и в области психиатрии, и в нейробиологии. Именно они обнаружили, что моменты сильнейшего ужаса меняют химию и, возможно, даже структуру мозга. Причем неважно, был ли это мгновенный ужас во время аварии или продолжительный стресс во время войны.

    Биохимия

    Трансформация начинается непосредственно в момент возникновения угрозы для жизни. Наша нервная система, выбитая из нормального режима в режим выживания, высвобождает мощную дозу адреналина и других веществ, которые готовят организм к борьбе или бегству. Каждый, кто пережил хоть однажды «адреналиновую атаку», знает это ощущение ясности сознания, быстроты реакции, неожиданный прилив сил, благодаря которому люди с самыми скромными физическими возможностями ставят буквально рекорды скорости, перемахивают через двухметровые заборы, забираются по гладкому стволу на высокие деревья...

    При продолжительной угрозе для жизни организм высвобождает другие гормоны, включая кортизол и эндогенные опиаты. Они подавляют воспалительные процессы, заглушают боль.

    Но эти биологические механизмы, спасающие жизнь в экстремальных ситуациях, могут оказывать негативное влияние на мозг. Избыточные дозы адреналина способны нарушить память и способность к обучению, в отдельных случаях они могут вызвать амнезию.

    Состояние биохимической «тревоги» сохраняется у людей, воевавших в «горячих точках», много лет спустя. Врачи обнаружили у переживших травму ветеранов Вьетнама повышенное содержание адреналина в моче через двадцать лет после окончания войны.

    Что же делать?

    ● Не скрывать ни от себя, ни от окружающих своих проблем. Необходимо говорить о них с близкими, либо со специалистом-психотерапевтом. Можно вести записи своих ощущений. Последний вариант хорош тем, что делать это можно в любое время суток. Например, проснувшись среди ночи от страшного сна. Немногие решаются в этот момент будить близких или тем более звонить врачу.

    ● Не стесняться обращаться к специалистам. После крупных аварий, терактов власти обычно информируют население, по каким телефонам можно найти профессиональную поддержку.

    Какими приемами пользуются психологи и психотерапевты?

    Например, приемом «затопление», когда пациент вновь и вновь оживляет в памяти травмирующее событие, посещает место, которое напоминает ему об этом, рассказывает вновь и вновь о том, как это случилось. У большинства людей острота переживаний после этого притупляется.

    Еще один прием – переработка с помощью движения глаз. В течение часа или полутора пациент восстанавливает обстоятельства травмирующего события, одновременно производя движения глазами из стороны в сторону вслед за пальцем врача. Когда этот прием был предложен в конце 80-х годов, никто не верил, что он работает. Однако сегодня многие известные специалисты признают, что поражены полученными результатами. Ветераны, десятилетиями страдавшие от ночных кошмаров, избавлялись от них за один сеанс.

    На автомобильный транспорт приходится львиная доля аварий - до 80%, согласно мировой статистики. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты (кто виноват, как вести себя на суде) аварии. И при этом забывают о психологических травмах. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя - многие после ДТП панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

    «Сегодня » с помощью специалистов центра контраварийной подготовки «Корда Профи» и центра практической психологии «Имаго» выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

    СИНДРОМ ФРОНТОВИКА

    В литературе по психиатрии часто используют словосочетание «афганский синдром» (впервые оно стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название - посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. «После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда на дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП», - делится своей проблемой водитель Алексей М. из Киева.

    Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Так, психотерапевт Татьяна Назаренко рассказала про пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми - ему казалось, что его сглазили завистники.

    «Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой «терапии» к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем», - говорит эксперт.

    Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию - вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх - естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни и/или здоровью (в том числе и психическому) была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. И перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, как будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма - чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

    ОГРАДИТЕСЬ ОТ КРИТИКИ

    Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) очень часто близкие, сами того не осознавая, прививают комплексы - говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде «я же говорил», «тебе еще рано», «не твое» и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам опрошенных нами экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

    КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОСЛЕ ДТП: 5 СОВЕТОВ

    1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

    2. Настрой. Что ни делается - то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

    3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.

    4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может только усугубить ситуацию.

    5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.

    Похожие статьи