• Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи. Учим ребенка одеваться без капризов и лишнего стресса Самостоятельное одевание ребенка

    20.07.2020

    Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет . Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если Вашему крохе 2-3 годика, обратите внимание на несколько рекомендаций детских психологов.

    Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

    Если упрямится, капризничает, будьте гибче, умейте найти компромисс. Если он требует, чтобы ему надели 2 пары носков, наденьте. Согласитесь на ту одежду, которую выбирает . Просто заранее подготовьте ему на выбор несколько вариантов, тогда и вам будет проще согласиться с его выбором.

    Подсказывайте ребенку, что за чем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди , так ребенку будет легче ориентироваться.

    Как застегивать пуговицы

    Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.

    Как надевать ботинки

    Первое время от ботинок на шнурках и сандалий с застежками лучше отказаться. Малыш не сможет сам расшнуровать ботинок перед тем, как надеть его, а после зашнуровать. Купите обувь на молнии или липучках, чтобы они хорошо раскрывались и ножка легко проходила внутрь. Вот увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой малыша, а значит, обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.

    Как надевать штанишки

    Объясняйте ребенку, что одевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того как ступни появились из под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.

    Как одеть футболку

    Чтобы научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и одежка свободно проходила через голову. Иначе не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

    Старайтесь спокойно и без раздражения объяснять ребенку, что в горловину кофты нужно залезать макушкой, а не лицом, которое может застрять в горловине. Это вам придется повторить не единожды, а много много раз, имейте терпение.

    Возможно, чтобы научить ребенка одеваться самому, вам придется пересмотреть его гардероб. Не исключено, что от каких-то вещей на время надо отказаться. И прежде чем покупать новую одежду, мысленно представляйте, сможет ли надеть обновку сам.

    Что же делать, если в четыре года ребёнок до сих пор не умеет одеваться самостоятельно? Учите: показывайте, как отличить изнаночную сторону одежды от лицевой, переднюю от задней, как лучше держать вещи, чтобы их удобней было надевать и т.д.

    В три-четыре года шки, так или иначе, уже умеют одеваться, но могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее всего, причина кроется как раз в том, что им не позволяли одеваться самостоятельно, когда им очень этого хотелось. Теперь Вам придётся проявить большую настойчивость и потратить гораздо больше времени на то, чтобы ребёнок всё-таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики «мягкой непреклонности»: не ругать и не стыдить ребёнка, признавать его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его «работу».

    Между прочим, многие маленькие упрямцы очень реагируют на «слабо». Часто бывает достаточно сказать: «Да уж, конечно, тебе с этой футболкой точно не справиться - дело-то сложное, взрослое!». Но, имейте в виду, этот метод можно использовать только в том случае, когда ребёнок уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого делать. И не забудьте оказать эмоциональную поддержку и похвалить его за то, что он оделся.

    Не стоит упускать из вида ещё одну причину отказа от самостоятельного одевания. Возможно, ребёнку просто не нравится его одежда? Она может быть неудобной для него. Посмотрите внимательно, легко ли одеть ребёнку ту вещи, которые Вы ему предлагаете? Нет ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток натирающих кожу, тугих резинок и колючих воротников? Некоторые обладают повышенной тактильной чувствительностью: свитер, который, на Ваш взгляд, очень нарядный и тёпленький, для них может быть невыносимо колючим - и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои определённые вкусы и пристрастия в одежде, не стоит этим пренебрегать.

    Основные тезисы:

    1.Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.

    2.Если пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.

    3.Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.

    4.Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.

    5.Придумайте хитрые способы и для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки.

    В книге http://www.fictionbook.ru/author/adler_bill/perehitrim_maliysha/adler_perehitrim_maliysha.html я нашла совет, позволивший моему трехлетнему сыну за несколько минут научиться надевать куртки, кофты, рубашки.

    Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку.

    Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом будет сам “нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.

    6.Если оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.

    7.Начинайте и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период “Я сам”.

    8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное и усвоение новых навыков - неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие , которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия- -шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придет время, когда , без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.

    9.Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.

    10.Даже если вам кажется, что уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.

    11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

    12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

    13. Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша - ведь столько новых названий предстоит запомнить), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.

    Как научить ребенка одевать колготки

    Нашла на одном сайте интересную статью, возможно кому-то пригодиться. Мне понравилась идея сделать смайлики на обувь, чтобы не путать левый ботинок с правым. Автор Лена Чарлин.

    Куртки, кофты и все, что можно надеть через голову

    Если ребенку еще не исполнилось трех лет , скажите «нет» многочисленным пуговицам и пряжкам – маленькие пальцы пока не готовы к таким хитростям;

    Достаньте младенческие одежки и предложите потренироваться в их надевании на мягкой игрушке или кукле . Девочки, как правило, учатся одеваться быстрее мальчиков, потому что у них есть замечательный навык – они любят наряжать кукол;

    С толстовкой-худи на молнии легко справиться, если сначала надеть на голову капюшон, а уже потом засовывать руки в рукава;

    Выбирайте футболки и кофточки с принтами и яркими рисунками спереди, чтобы ребенок легко отличал перед и спинку;

    На однотонной одежде покажите, что ярлык всегда пришит сзади, а если вы отрезаете ярлыки, сделайте на вороте пометку перманентным маркером;

    У любой одежды, которая надевается через голову, должна быть не тугая, эластичная горловина;

    Покажите ребенку, что в воротник нужно просовывать макушку, а не лицо;

    Разложите куртку на полу и покажите, как, сев спиной к куртке , можно продеть руки в рукава, а затем накинуть куртку на плечи. Если куртка с капюшоном, то, как и в случае с худи, проще всего сначала надеть капюшон на голову, а потом засунуть руки в рукава;

    Покажите, как придерживать концы рукавов кофточек и рубашек, просовывая руки в рукава куртки .

    Колготки и носки

    Растягивайте свежевыстиранные колготки, засунув в них руку – так ребенку будет легче их надевать. В связи с этим не выбирайте слишком уж тонкие колготки, им и так предстоит много испытаний; - основная проблема надевания колготок в том, что дети сразу засовывают в них ногу, а не собирают колготки гармошкой. Поэтому можно разбить процесс надевания колготок как самого сложного предмета одежды на несколько этапов. Сначала потренируйтесь делать гармошку, но помогите с натягиванием. В следующий раз пусть ребенок сам засунет ногу в собранную «гармошку» и найдет пятку. В третье упражнение – наденет колготки до колен. Как только эти действия будут получаться, останется научиться одному – натягивать колготки до талии. Хотя, если у ребенка получается натянуть колготки и без «гармошки», можно отстать от него с более удобным способом надевания. В свое время он сам до него додумается;

    Научите, как отличить переднюю и заднюю сторону колготок по количеству швов;

    Многим девочкам вместо колготок надевают леггинсы с высокими носками или гольфами;

    Выбирайте носки с ярко-выраженной пяткой и на размер больше (так их легче будет надеть), но с плотной резинкой. Покажите, как засунуть ногу внутрь носка, а затем подтянуть пятку на нужное место.

    Брюки и юбки

    Маленькие дети не умеют балансировать на одной ноге, поэтому для надевания брюк им необходимы стул или скамейка по росту (хотя многим удобнее одеваться на полу или на кровати);

    Сначала учимся поочередно засовывать ноги в штанины. Начать лучше всего с шортов и делать это вместе, сидя рядом. Покажите на собственном примере, что одна нога должна приземлиться на пол и уже после этого можно просовывать в штанину вторую ногу;

    До 3-4 лет оптимальными будут брюки и юбки с эластичным поясом, следующей ступенькой может быть одежда на кнопках. А уже затем можно переходить на пуговицы.

    Пуговицы, кнопки и молнии

    Проверяйте молнии на одежде при покупке: они должны быть с крупными зубцами и язычком, чтобы ребенок мог легко ухватить его пальцами и вставить в проем. Учиться застегивать молнию можно сначала на снятой кофте, а затем уже – на надетой;

    На язычок молнии для удобства застегивания можно повесить небольшое кольцо или брелок;

    Особенно сложные пуговицы можно пришить к одежде эластичной ниткой, так ребенку будет легче просовывать их в петли;

    Если на одежде есть кнопки, покажите малышу, как придерживать основание пальцами, а затем накрывать его второй половиной кнопки до щелчка.

    Шапки, варежки, перчатки

    В первые две зимы лучше отдать предпочтение варежкам, а к трем годам дети обычно легко осваивают искусство надевания перчаток, находя домик для каждого пальца;

    Лучше избегать завязок на шапках, выбирая модель на липучке или не требующую завязывания;

    Заведите традицию, заходя в помещение, прятать перчатки в карманы куртки .

    Обувь

    До 5-6 лет старайтесь не покупать обувь на шнуровке, самая простая для маленьких рук застежка – это липучки;

    Проще всего учиться обуваться летом , когда ребенок носит легкую обувь;

    Удобнее всего обуваться, сидя на скамейке, ступеньке или маленьком стуле;

    Научите ребенка различать лево и право. Для этого можно наклеить на задники обуви буквы Л и П или два смайлика на боковой поверхности, которые будут смотреть друг на друга, если ботинки поставить правильно. Пусть после прогулки малыш сам ставит свою обувь на полку так, чтобы ботинки «дружили»;

    Учимся обуваться в три шага: 1. Покажите, как собирать вместе пальчики, а не расставлять их. 2. Предложите спрятать пальцы внутри ботинок 3. Попросите просунуть ножку до конца, чтобы пальцы достали до носка ботинок;

    Покажите, что держать сапожки нужно, засунув два больших пальца внутрь. А если у ребенка обувь с меховым вкладышем – вкладыш нужно удерживать вместе с сапогом. - учимся разуваться в два шага: 1. Придерживаем задник пальцами (в первое время это делает родитель) 2. Высовываем ногу из обуви. Если ботинки или сапоги на молнии, потренируйте навык – сначала расстегнуть молнию до конца и только затем вытягивать ногу.

    Шарфы и шнурки

    Сначала учимся вязать узелки. Для облегчения процесса лучше всего взять шнурки двух разных цветов. После того, как узелки будут освоены, ребенок легко научится завязывать на себе шарф . А уже потом можно учиться завязывать шнурки на бантик;

    Для поддержания интереса позвольте ребенку практиковаться на разной обуви членов семьи;

    Подстройте уроки одевания под период «я сам!» - это лучшее время для поддержания инициативы. Позволяйте одеваться самому, особенно если ребенок настаивает. Делайте исключение только для действительно важных случаев, когда очень нужно поторопиться.

    Хвалите!

    Если хотите помочь, поддержите сначала не действием, а советом .

    Выбирайте простые вещи для повседневной носки . Праздничные платья и модные рубашки на мелких пуговицах прекрасны, но надевать их, скорее всего, будете вы, а не ребенок.

    Советуйтесь с детьми по поводу выбора одежды . Малыши с бОльшим удовольствием надевают полюбившиеся им вещи.

    Если ребенок надел вещь неправильно, но сам, не спешите переодевать его сразу же – ведь он старался . Нет ничего страшного в том, чтобы час-другой походить в майке , надетой задом наперед, а потом «заметить» непорядок и предложить переодеться. Все детсадовцы время от времени ходят с колготками наизнанку и носками разного цвета, так что сразу понимаешь: сами одевались. Но какой же это у них повод для гордости!

    Утро для меня стало одним из самых напряжённых моментов в течение дня.

    Во-первых, потому что наш младший категорически не хочет вставать вовремя (во сколько бы ни ложился).

    И, во-вторых, дети одеваются минут по 30-40, и только после того как я встаю рядом с ними и подгоняю их каждые 2 минуты. Хотя я точно знаю, что они вполне могут собраться за 10 минут при желании. И точно умеют это делать самостоятельно, по крайней мере, так утверждают воспитатели.

    Это при всём при том, что в садик наши малыши ходят с удовольствием.

    Чтобы научить детей быстрее одеваться утром, я опробовала несколько способов:

    1. Кто раньше встаёт…

    Мы стали ложиться спать пораньше (20.30), соответственно я начинала их раньше будить (6.30). У детей появлялось больше времени, чтобы самостоятельно одеться. Но для меня это оказалось сложнее, чем для них.

    Чтобы разбудить детей пораньше, мне необходимо было также встать пораньше и приготовить необходимые вещи, завтрак мужу и собраться самой (а я очень люблю поспать).

    А если малыши уже проснулись, а я ещё занимаюсь другими делами, то они всё равно не начнут собираться, а будут ждать, когда я закончу.

    Вот почему это оказался не наш вариант. Хотя ложиться мы всё-таки стали раньше (20.30), а вот подъём оставили на прежнем месте (7.00).

    2. Метод «кнута и пряника»

    Этот способ мы с мужем тоже решили попробовать. Но утренние наказания приводили только к бесконечным слезам и добавляли определённого драйва в процесс сбора в детский сад. Попробовав один раз, мы решили отказаться от этого способа и всё-таки начинать день более позитивно.

    Читайте также: Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

    «Пряник» тоже не очень-то стал работать. Наши дети любят разные сладости, и одной конфеткой всем не угодишь. Да и не всегда дома утром оказывались «вкусняшки». К тому же начинать утро с чего вкусненького не очень-то и правильно! Вот почему и этот способ нам не пригодился.

    3. «Кто быстрее»

    На первый взгляд, идеальный способ. Кто быстрее, тот и молодец. Дети очень любят, когда их хвалят, и готовы ради этого сделать многое (даже быстро одеться зимой на улицу).

    Но для наших погодок этот способ категорически не подошёл. У обоих очень развит дух соперничества (благодаря детскому саду). И самое главное в соревновании – это победа (а не участие, как подумали многие).

    Так вот если кто-то из детей оказывался быстрее (а это, как вы понимаете, неизбежно), проигравший непременно начинал плакать. Да так, что приходилось снова раздеваться и делать всё, чтобы в этот раз победил он.

    Как оказалось, это способ никак не ускорял процесс одевания, а наоборот увеличивал его как минимум вдвое.

    4. «Подсказка»

    Это именно тот способ, которым мы сейчас пользуемся. Идея, в общем-то, не новая и, думаю, многие мамы её используют.

    Я заметила, что Алина часто не знает, что дальше одевать, поэтому и останавливается или постоянно спрашивает. А зимой детям довольно сложно запомнить, что за чем идёт. И часто малыши путаются и отказываются самостоятельно одеваться (чтобы не сделать ошибку).

    Я сделала для своих карапузов «Подсказку» – что за чем одевать зимой! А дети с большим интересом стали в неё играть. «Подсказка» сделана на обычном листе А4, на котором очень схематично нарисованы предметы одежды в нужной последовательности, соединённые стрелочками.

    Этапом приучения ребёнка к самостоятельности является умение быстро одеваться, не отвлекаясь при этом на посторонние дела. Как и в любой деятельности, к которой вы стремитесь приучить малыша, здесь важно проявить терпение. Однако есть ряд приёмов, позволяющие легко и быстро обучить кроху навыкам одевания без посторонней помощи.

    Когда начинать обучать

    С раннего возраста приучайте малыша к самостоятельности

    Екатерина Великая: «Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей есть дать детям учение».

    Психологи убеждены, что оптимальный возраст, когда малыш может справиться с одеванием самостоятельно – это 3 года. Дело в том, что это важный возрастной рубеж, характеризующийся стремлением ребёнка активно познавать мир БЕЗ постороннего вмешательства в этот процесс. Так называемый период «я сам». Поэтому внимательным и чутким родителям стоит воспользоваться теми возможностями, которые даёт этот возрастной цикл.

    С чего начать

    Помогая ребёнку одеться, называйте предметы одежды и части тела

    Прежде чем начинать учиться одеваться, ребёнок должен

    • знать названия частей тела (голова, руки, ноги) – эта информация доступна для детского сознания с 1-1,5 лет;
    • понимать, какие предметы одежды на какие части тела надеваются (для этого с самого раннего возраста проговаривайте все действия, связанные с одеванием малыша: «Продеваем ручку в рукав кофточки», «На голову надеваем шапку» и др.);
    • уметь раздеваться.

    На последнем моменте остановимся более подробно. Этот момент может быть освоен задолго до 3-летнего возраста. Уже с 1,5 лет малыш может сам стягивать кофточки на пуговицах или молнии (которые взрослые на нём предварительно расстёгивают), снимать шапку, носочки. Главное – выдерживать нужный для освоения одного действия временной промежуток, а уж потом добавлять новый элемент, то есть сначала пусть снимает только шапку, затем штанишки и т. д. К 2-2,5 годам с ребёнком можно устраивать соревнования, кто быстрее разденется. Только помните о колоссальных преимуществах для любого обучения создания «ситуации успеха»: малыш должен периодически обязательно ощущать вкус победы.

    Что учесть

    Одежду для ребёнка лучше выбирать с яркими рисунками спереди

    Чтобы максимально облегчить для малыша одевание, нужно обязательно учесть ряд моментов:

    • выбирайте удобную одежду, в которой ребёнку комфортно – так у него не будет предубеждения перед одеванием (лучше выбрать ботинки на липучках, чем на шнурках, а кофту на молнии, а не на кнопках);
    • хорошо бы подбирать наряды с рисунком или карманами спереди – малышу будет проще сориентироваться, как правильно надеть вещи;
    • сделайте «правильные» игрушки (малыши обожают продевать пуговицы в петли – нашейте на кусок ткани пуговицы, а на другом сделайте петли – получите отличный тренажёр);
    • облегчите процесс одевания (покажите, что брючки лучше надевать сидя на стуле или диване до тех пор, пока не покажется ступня, а уж потом можно встать и подтянуть их до талии).

    Игры с ребёнком: как научить одеваться быстро

    Одевание на скорость можно превратить в весёлую забаву

    Проще всего обучать маленьких деток через игру. Этот вид деятельности захватывает и не вызывает скуки – главного врага любых начинаний, связанных с обучением карапузов. Существует несколько наиболее эффективных игровых способов научить кроху одеваться самостоятельно.

    1. «Путешествие в космос» (особенно эта игра интересна мальчикам). Предложите малышу совершить путешествие к звёздам. Для этого пригодится определённая одежда, выберите её вместе, а после помогите ребёнку облачиться в «скафандр». Учтите, что для этой игры дети должны чётко знать названия предметов одежды.
    2. «Модный магазин» (девочки очень любят эту забаву). Представьте себя продавцом в магазине, а ребёнка – покупателем. Предлагайте малышу одежду, его задача – выбрать и примерять. В конце можно устроить дефиле.
    3. «Заправляем машину». Придумывайте разные ассоциации с телом и одеждой. Например, пусть ноги будут машинами, а штаны заправкой. Нужно заправить машины топливом, для этого они должны заехать на заправку. Варианты таких игр ограничиваются только вашей фантазией.
    4. «Кто быстрее?». Как и при освоении раздевания, для одевания важен соревновательный момент. Одевайтесь перед ребёнком, предлагайте сделать это наперегонки.

    Как стимулировать

    Не ругайте ребёнка, если у него не получается одеться самостоятельно

    Вначале у ребёнка будет плохо получаться одолеть премудрости пуговичек, застёжек и кнопок. От этого он станет злиться и нервничать. Задача родителей не дать малышу расстроиться, а, наоборот, поднять ему настроение. Для этого:

    • пойте (причём лучше если это будут песни «что вижу, то пою» - наверняка такие варианты рассмешат вашего ученика);
    • шутите;
    • развлекайте ребёнка его любимыми стишками, прибаутками.

    То есть любыми способами поддерживайте кроху – это лучший способ помочь ему на пути освоения окружающего мира.

    Мотивация: заставить или ненавязчиво приучить?

    Объяните, что чем быстрее малыш оденется, тем скорее вы пойдёте гулять

    Ребёнку в любом возрасте важна правильная мотивация, чего уж говорить о её необходимости в столь раннем возрасте, когда малыш приучается самостоятельно одеваться. Только побуждать кроху к этому процессу необходимо правильно.

    • Объясняйте. Попытайтесь донести до ребёнка, что если он сейчас поторопится, то вы сможете быстрее решить свои дела, и у вас будет больше времени на игры.
    • Интригуйте. Скажите, что для «шустриков» в саду делают специальный вкусный завтрак, или автобус, на который вы торопитесь, на самом деле волшебный.
    • Поощряйте. Обязательно хвалите малыша за небольшие подвижки, говорите, что гордитесь им.
    • Сохраняйте терпение. Этим вы покажите ребёнку, что даже в сложные моменты вы всегда рядом с ним. Чувствуя вашу поддержку, он будет стараться делать всё быстрее и качественнее.

    Ошибки родителей

    Хвалите ребёнка за успехи и мягко объясняйте ошибки

    Очень часто родители, обучая ребёнка одеваться самостоятельно, допускают досадные ошибки, которые замедляют этап усвоения навыка. Конечно, основной причиной таких промахов является отсутствие терпения. Поэтому старайтесь избегать некоторых типичных ошибочных ситуаций.

    • Если вы торопитесь, а малыш медленно натягивает на себя колготки, не стоит ругать его и бросаться ускорять процесс одевания, делая всё вместо ребёнка. Лучше приучите себя и кроху вставать на 30 минут раньше.
    • Не останавливайтесь на достигнутом. Если ребёнок успешно справляется с надеванием колготок, майки, пусть учится надевать кофты, брюки, верхнюю одежду.
    • Не требуйте всё и сразу. Нельзя заставлять и настаивать на том, чтобы малыш всё делал сам. Помогайте ему обязательно. Но только тогда, когда видите, что сам не справляется и уже готов отчаяться. В остальных же случаях лучше подождать, пока сам не попросит помощи.
    • Не скупитесь на похвалу. Если карапуз оделся сам, обязательно похвалите. И пусть пуговицы застегнул не так или перепутал левый и правый ботинок, главное, он сделал это САМ. И ещё: всегда объясняйте, как правильно надевать ту или иную вещь, а лучше – показывайте на себе.

    Уважаемые читатели, вам будет интересна эта статья, если вы интересуетесь, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Рано или поздно все родители с этим сталкиваются, поэтому важно знать, в каком возрасте пора приучать малыша к самостоятельности и как это делать.

    Оптимальное время

    Два — три года -самое оптимальное время для приобретения нового навыка (самостоятельного одевания одежды)

    Молодые родители интересуются, когда ребенок начинает одеваться сам? Это зависит от того, сколько времени вы уделяете своему карапузу. Если малышом не заниматься, не показывать ему, как правильно и что нужно делать, этот процесс может затянуться. Естественно, рано или поздно он все-таки научиться быть самостоятельным. Однако, вы должны понимать, что запоздалый навык может повлиять на определенные трудности в общем развитии малыша. Поэтому очень важно, чтоб родители прикладывали свои усилия и начинали знакомство ребенка с самостоятельным одеванием не позже, чем в 3 года.

    Не стоит забывать и о том, что все детки индивидуальны и об их готовности к самостоятельности можно говорить, заметив определенные проявления в их действиях, в поведении.

    1. Если вы замечаете, что малыш пытается сам раздеться — это повод задуматься, что наступило оптимальное время.
    2. Обратите внимание, возможно, ваш карапуз, отправляясь на горшочек , уже самостоятельно спускает штанишки. Если он пытается потом одеться, не подгоняйте, не пытайтесь помешать, сделать все за ребенка, пусть сам пробует.
    3. Если ваш карапуз пытается самостоятельно надевать курточку, не забывайте его похвалить, не спешите всунуть руку в рукав. С первого раза карапуз сам не справится, но очень постарается.
    4. Знакомство с липучками можно начинать уже с полуторогодовалого возраста. Если у вашего карапуза это легко получается, то можете переходить к шнуркам.
    5. А вот знакомство с кнопками не рекомендуется ранее возраста, приближенного к двум годам. Дело в том, что у ребенка будет недостаточно развитый лучезапястный сустав.
    6. Знакомить карапуза с молнией необходимо после двух лет. Тут речь идет о возможности самостоятельно вставить бегунок в застежку, а не водить собачкой туда-сюда (последняя манипуляция может выполняться ребенком и младшего возраста).
    7. В два с половиной года приучайте ребенка к застегиванию пуговиц.

    Возможные трудности

    Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу научится различать, где левый, а где правый ботинок

    Родители должны понимать, что в процессе обучения у карапуза, скорее всего, еще не все будет получаться. Не исключены и следующие ситуации:

    • малыш способен путать последовательность процесса одевания, например, он наденет колготки, потом только вспомнит про трусики;
    • карапуз может надевать футболку задом наперед;
    • нередки случаи, когда кроха начинает засовывать обе ножки в одну штанину;
    • ребенок может даже начать плакать, если вы дадите ему одежду с неудобным воротником, из-за чего у крохи возникнут серьезные трудности;
    • малышу может быть сложно застегивать пуговицы или змейку, поэтому рекомендуется заранее начинать знакомство с этими объектами;
    • у вашего карапуза обязательно возникнут трудности с непониманием, где левый ботинок, а где правый;
    • нередкими будут и случаи, когда кроха перепутает и наденет вещи наизнанку.

    На этапе знакомства моего сына с процессом самостоятельного одевания возникали многие из этих трудностей. В частности мы сталкивались с проблемой надевание одежды задом наперед, шиворот-навыворот, сынишка путал, на какую ногу, какой ботинок обувать. Когда был совсем маленьким, умудрялся всунуть две ноги в одну штанину.

    Выбор одежды

    Вы должны понимать, что сам процесс обучения для ребенка может оказаться достаточно непростым. Поэтому особое внимание следует уделять правильному выбору предметов одежды, что значительно облегчит участь малыша.

    1. Выбирайте изделия, липучки на которых будут широкими, имеющими хороший крепеж.
    2. Кнопки на одежде должны с легкостью, как застегиваться, так и расстегиваться.
    3. Если на изделии присутствуют пуговицы, то необходимо выбирать только круглые, важно, чтобы они легко входили и выходили из петли. Также обращайте внимание на размер пуговиц. Важно, чтобы они были достаточно крупными.
    4. Убедитесь, что молния на одежде легко растягивается и застегивается, не застревает. Также отдавайте предпочтение изделиям с крупными деталями.
    5. Выбираю шнурки, останавливайтесь на тех, у кого металлические или пластмассовые кончики. Важно, чтоб длина была оптимальной, не слишком короткой и не очень длинной.

    Правила одевания

    Чтоб ребенку было легче справляться, необходимо объяснять все этапы процесса.

    1. Начиная знакомство с обувью , выбирайте пару на липучках:
    • давайте обувь ребенку в руки;
    • показывайте, как она растягивается;
    • просите повторить ваши действия;
    • обязательно хвалите карапуза за его успехи.
    1. Учим малыша самостоятельно развязывать шапочку. Для этого покажите, что необходимо тянуть за крайние кончики, а не за бантик. Иначе узелок только сильнее затянется, и ребенок не сможет избавиться от шапки.
    2. Когда начинаете знакомить карапуза с кнопками:
    • покажите на себе, своей куртке, как происходит данный процесс;
    • пусть ребенок одной рукой придерживает основание кнопочки, а второй ручкой прикладывает другую часть кнопки (поверьте, звук защелкивание ему понравится);
    • теперь покажите, как разъединять кнопки. Только не забудьте сказать о том, что слишком резкие движения могут привести к поломке.
    1. Чтобы объяснить, как застегивать молнию необходимо:
    • показать на примере;
    • предложить самому попробовать водить ползунком со стороны в сторону;
    • когда ребенок освоит это движение, необходимо обратить внимание на то, как именно застегивается молния;
    • позаботьтесь о том, чтоб объекты его исследования имели достаточно крупные детали.
    1. Чтобы научить застегивать пуговицы, необходимо начинать знакомство не с одежды, а с отдельной игрушки для развития. Тут можно использовать простой кусок ткани, на который были нашиты пуговицы, а на другой тряпочке будут петельки. Первый раз покажите ребенку, как необходимо действовать, потом он и сам справится с этой задачей. Не забывайте, что данное действие положительно влияет на развитие мелкой моторики.
    2. Обучая надевать штанишки покажите, что удобнее всего это делать в положении сидя:
    • пусть ребенок вытянет перед собой ноги;
    • засунет каждую конечность в соответствующую штанину;
    • когда ступни покажутся – встанет и подтянет их.
    1. Когда малыш учится надевать на себя футболку или свитер, выбирайте такие изделия, у которых будет достаточно широкий вырез, без горловины:
    • первый раз покажите, как вы надеваете футболку;
    • потом наденьте ребенку кофту;
    • и только потом предложите сделать это самому.
    1. Знакомство со шнурками также необходимо начинать с обучающих игрушек. Покажите, как можно завязать узелки разными способами. Когда кроха самостоятельно справиться с игрушкой — можно переходить к обуви.

    У моего сына в детском саду был специальный ботинок со шнурками достаточно большого размера, на котором дети тренировались.

    Пусть ребенок участвует в выборе одежды

    Если вы хотите узнать, как научить ребенка одеваться, то предлагаю вам прислушаться к следующим советам.

    1. Оптимальным временем для обучения самостоятельному одеванию – это 2 года. У малыша уже возникает интерес ко всему окружающему. А период, приближающийся к трехлетию, позволяет добиться высоких результатов, благодаря тому, что дети пытаются быть самостоятельными, а не подчиняться родителям.
    2. Лучше сначала приступать к знакомству с раздеванием, лишь потом переходить к одеванию. Пусть первыми вещами становится шапка, носки, колготки. Причем эти попытки можно совершать уже в полтора года.
    3. Всегда процесс обучения маленьких детей должен сводиться к игре. Если у карапуза на одежде имеются липучки, карманы, то это также поспособствует развитию мелкой моторики.
    4. Нельзя одевать малыша тогда, когда он без настроения, тем более пытаться приучить его к этому. Также не стоит заниматься обучением, когда ребенок болеет.
    5. Малыша нужно мотивировать. Если он любит или с нетерпением ждет встречи со своими друзьями, возможно, он мечтает сходить к бабушке или в торговый центр, намекните, что в первую очередь нужно одеться.
    6. Станьте для ребенка примером. Тут хорошо срабатывает вариант с перегонками. Только не забывайте поддаваться малышу, но не сильно явно.
    7. Чтоб карапуз не запутался, с тем, где перед и зад, например, футболки, необходимо покупать такую одежду, на которой изображение или липучки, карманы находятся спереди.
    8. Обучая ребенка надевать обувь, повремените со шнурованными моделями. Идеальными станут варианты на липучках.
    9. Обращайте внимание на то, что далеко не вся одежда может нравиться вашему малышу. Не заставляйте ребенка надевать то, что ему не по душе.
    10. Поначалу можно часть одежды поручить маме, часть карапузу. Пусть малыш надевает самые простые вещи, но уже активно участвует в этом процессе.
    11. Если ваша кроха путается с тем, что и когда надевать, в какой очередности, то можно создать специальный плакат, на котором ребеночек или зверек будет надевать сначала колготки, потом штанишки, маечку, потом свитерок, обуваться, потом надевать куртку.
    12. Ребенку, который отправляется в детский сад, нужно с вечера подготавливать одежду. Пусть малыш также принимают участие в этом процессе.
    13. Обратите внимание на то, что карапузу намного проще надеть одежду посвободнее, то есть, великоватую, чем ту, которая впритык.
    14. Пусть ребенок принимает активное участие в покупках, выборе одежды. Так у него будет намного больше интерес к этому процессу.
    15. Будьте готовы к тому, что понадобится немало усилий и вашего терпения. Некоторым деткам удается достаточно быстро приобретать новый навык, другим понадобится больше времени. Относитесь к своему малышу с пониманием, не давите на него. Никогда не кричите и не применяйте силу в процессе воспитания.

    Родительские ошибки

    Продолжая одевать и раздевать ребенка старше трех лет, вы не даете ему становится самостоятельным

    Некоторые родители, то ли по незнанию, то ли по неопытности, умудряются вести себя ненадлежащим образом, чем только оттягивают время, когда карапуз сможет сам надеть на себя штанишки или шапочку.

    Давайте рассмотрим наиболее часто встречаемые ошибки.

    1. Нельзя запрещать малышу примерять вашу одежду или просто переворачивать вещи в ящике. Так вы отобьете у ребенка интерес. А ведь это первые попытки что-то на себя надеть, в большинстве случаев продиктованные желанием быть похожим на маму или на папу.
    2. Нельзя продолжать одевать ребенка старше трех лет. В этом возрасте малыш должен пытаться сам себя обслуживать.
    3. Не стоит останавливать процесс обучения, если вы видите, что ребенок умеет сам раздеваться. Это не показатель того, что теперь он с легкостью и оденется.
    4. Нельзя подгонять малыша, он только учится. Конечно, он еще не расторопен, медлителен. Когда наловчится — все будет значительно быстрее, а пока главное не отбить его желание.
    5. Никогда не пытайтесь застегнуть карапуза, если видите, что он сам пытается это сделать. Если нужно будет, ребенок сам попросит о помощи.
    6. Если вы видите, что малыш не справляется, не кричите на него, лучше объясните, что именно он делает не так.

    Главное о чем, должны помнить родители — не торопите малыша, всему свое время. Помните о том, что процесс приобретения нового навыка может оказаться длительным. Никогда не кричите на карапуза, относитесь ко всему спокойно. Желаю, чтобы ваш малыш быстро научился одеваться и этот процесс предоставлял ему только удовольствие.

    Похожие статьи