• Занятие в дошкольной группе "семейные традиции". Конспект занятия: «Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Занятие на тему традиции

    27.10.2019

    Тема: Семейные традиции. 4 класс

    Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

    Задачи:

    Раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха

    Развивать навыки ответственного поведения в семье

    Показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

    Оборудование урока : распечатки текстов; листы формата А3 для составления коллажа; рисунки, вырезки по теме урока, ножницы, клей, маленькие солнышки на каждого участника, музыкальное сопровождение урока: песня «Дорога добра».

    Ход урока

    Круг радости

    Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:

    Доброе утро людям и птицам!

    Доброе утро улыбчивым лицам!

    Сегодня мы продолжим говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья.

    Дома вам было задано домашнее задание – составить не большое сочинение – рассказ о своей семье и ее традициях.

    (опрос домашнего задания)

      Что для вас семья?

      Почему семья нужна человеку?

      Вы гордитесь своей семьей? Почему?

    На доске написаны слова. Как вы понимаете эту запись?

    «Я + Я = счастливая и дружная, надежная и верная семья»

    Вывод: В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

    В каждой семье существуют свои традиции. – Что это такое? Давайте разберемся вместе.

    Традиции – это обычаи, перешедшие от старших поколений к младшим.

    Всем хорошо известны такие народные традиции, как Сабантой.

    Сабантой – традиционный праздник мусульман, с национальными играми и угощениями.

    Масленица - праздник сохранившийся с древних времен. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны.

    Многие народные традиции стали теперь семейными. А что же такое семейные традиции?

    Семейные традиции – это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.

    Работа с учебником

    Читаем стр.48-49 рассказ «О чем рассказали ребята». Узнаем, какие бывают семейные традиции.

    Какая традиция кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?

    Поразмышляем вместе

    В каждой семье существуют разные традиции. Я вам дала не большие тексты, давайте, почитаем их и объясним о какой семейной традиции здесь говорится.

    Текст 1 – гостеприимство

    Текст 2 – отдых на природе

    Текст 3 – генеральная уборка

    Текст 4 – забота друг о друге

    Разминка

    Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задания и выполняйте.

    Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши

    У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

    Кто помогает дома близким, хлопните в ладоши

    У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

    Хлопните те, кто очень любит свою семью

    Ребята, мы сегодня очень много говорим о семейных традициях. А, теперь давайте поговорим о праздниках и традициях нашего государства.

    Как вы думаете, зачем люди придумали праздники?

    Почему нам нужно знать о праздниках, которые отмечаются с давних времен?

    Вывод: Народные праздники и традиции – это часть истории культуры. Поэтому каждый образованный человек должен стремиться знать и праздники, и традиции своей земли, своей Родины.

    Творческая работа

    Составьте коллаж и угадайте «Что здесь за праздник?» и вам придется рассказать об этом празднике, что вы о нем знаете. (Наурыз; День Президента)

    Ребята, мы сегодня говорили о Семье. Семья – это наш общий дом, а значит и традиции общие. Чем больше традиций. Тем интереснее жизнь в семье.

    На солнышках, которые лежат, у вас на парте напишите свои пожелания своей семье.

    Текст № 1

    Приехал долгожданный гость,

    Давно он не был в нашем доме.

    Его встречать нам довелось

    С радушьем, в вежливом поклоне.

    И угощенье принесли

    С гостеприимством достархана.

    В казане бишпармак кипит

    Из мяса жирного барана.

    Пока варился наш обед,

    Мы гостя дружно привечали,

    Он был заботою согрет

    И ароматной чашкой чая.

    И вот на блюде бишпармак,

    Баранья голова дымится…

    Традиций знанье – не пустяк,

    Мне это в жизни пригодится!

    Текст № 2

    Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

    Текст № 3

    Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

    Текст №4

    Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

    1. Конкурс «Кто это?»

    1) Брат жены.

    2) Брат мужа.

    3) Сестра мужа.

    4) Мать жены.

    5) Отец жены.

    6) Мать мужа.

    7) Отец мужа.

    8) Дочь брата или сестры.

    9) Брат отца или матери.

    10) Сестра отца или матери.

    2. Работа с пословицами.

    Объяснить значение пословиц:

    На что клад, коли в семье лад.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Яблоко от яблони недалеко падает.

    Согласную семью и горе не берёт.

    Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

    Дружная семья и землю превращает в золото.

    В семье любовь да совет, так и нужды нет.

    Какая из пословиц подходит для вашей семьи?

    Нуртдинова Лилиана Рамисовна

    Внеурочное занятие на тему «Семья и семейные традиции»

    Говорите чаще о семье….

    «Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

    Макаренко

    Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

    В жизни каждого человека огромное значение имеет семья. В семье закладываются основы важнейших человеческих качеств. Особенностью семейного воспитания является то, что дети постоянно видят пример для подражания в лице своих родителей. Этот пример не всегда бывает положительным, но и отрицательным. Подражая взрослым, ребенок учится строить свои отношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за ее пределами. Поэтому очень важен положительный опыт семейного воспитания.

    Цель данного мероприятия: обмен положительным опытом семейного воспитания, распространение его. Оно позволяет лучше узнать друг друга, помогает определить семейные ценности.

    Внеурочное занятие «Семья и семейные традиции».

    Цели:

    1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
    2. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
    3. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
    4. Сплочение классного коллектива.

    Ход мероприятия.

    1. Организационный момент.

    - Здравствуйте, дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы будем говорить о самом важном в жизни каждого человека. Каждый из вас должен будет вырастить цветок. А вот что за цветок, мы сейчас узнаем.

    Посмотрите на доску. Разгадайте ребус.

    7-я

    Семья.

    2. Беседа «Что такое семья»

    Что такое семья? (варианты ответов)

    Сегодня наш разговор пойдет о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

    Слова на доске.

    Как появилось слово «семья»?

    Когда-то о нем не слыхала земля.

    Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

    Сейчас я тебе семь вопросов задам:

    Кто деток родит мне, богиня моя?

    И Ева тихонько ответила: «Я».

    Кто платье сошьет, постирает белье.

    Меня приласкает, украсит жилье?

    Ответь на вопрос подруга моя..?

    – «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

    Сказала она знаменитых семь «Я».

    И так на земле появилась семья.

    Люди, живущие вместе и связанные кровным родством или браком, называются семьёй. Семья – маленькая часть общества, в которой человек приобретает первые знания и умения. Основа семьи – это любовь, уважение и внимание друг к другу.

    Очень много красивых строчек можно найти о семье. Но мне захотелось познакомить вас со следующими строчками. Стихотворение заранее по строчкам раздается детям. Читают наизусть.

    1. Семья – это счастье, любовь и удача,

    Семья – это летом поездки на дачу.

    1. Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    1. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение и трепет.

    1. Семья – это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    1. Семья – это важно!

    Семья – это сложно!

    1. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    1. Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

    Какая хорошая Ваша семья!

    Вы назвали 7 важных строчек. Подумайте. В какой строчке вы смогли разглядеть свою семью.

    (называют строчки из стихотворения)

    А кто хочет, чтоб все эти строчки были о вашей семье.

    В какой строчке говориться, что один человек жить счастливо не может.

    Но счастливо жить одному невозможно!

    Почему так говорят?

    Скажите, а 2 человека- это семья.

    Есть такое понятие - многодетная семья

    Семья из Воронежской области, отмечена в Книге рекордов Гиннеса, как самая большая семья России. Вв ней 20 собственных детей. Это семья Шишкиных.

    Еще одна многодетная семья.

    Николаевы - Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович.

    – Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 21 год с тех пор, как Николаевы - Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович - взяли в семью первых пятерых сирот.

    Семья - это целый мир, отдельная вселенная, в которой есть свой устав, свои правила и нравы. Ради своей семьи человек способен горы свернуть. А как же приятно осознавать, что семья, которую мы создаем и лелеем самая счастливая и крепкая, самая независимая и дружная.

    3. Беседа о традициях.

    Все ли семьи одинаковые? (нет)

    – Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, количеством, национальностью, отношениями, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

    Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.

    Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

    Посмотрите. Что это за игра. Пазлы. (Изготавливаются из любой журнальной страницы, на которой изображена семья. Листок разрезают)

    Нам нужно разбиться на маленькие группы. (по 4 человека)

    Как только вы соберете пазл, подумайте, о какой семейной традиции здесь идет речь. Назовите её и расскажите о ней.

    (прогулки с семьёй, посещение театров, занятие спортом, семейные праздники, выезд за город, поход за ягодами или за грибами ). Пазлы приклеивают на листочек, вывешивают на доску.

    4.Поговорим об отношениях в семье.

    Посмотрите на свои столы. На них очень много лепестков. Выберите лепестки, которые на ваш взгляд показывают, какое отношение должно быть в семье между членами семьи.

    Назовите их: д ружеские, завистливые, доверчивые, грубые, терпеливые, злопамятные, справедливые, любящие, уважительные, добрые, бескорыстные, плохие, ласковые….

    Выберите 7 самых важных на ваш взгляд понятий.

    Давайте соединим эти лепестки. У вас получился цветок. Приклеивают лепестки. Дорисовывают цветок.

    Скажите, если оторвать хотя бы один лепесток, что произойдет с цветком. (Он будет не полным, не очень красивым).

    Каждая команда получает желтый листочек.

    Прочитайте вопросы. Ответить должен каждый. Не повторяйтесь.

    1. Что нужно сделать, чтобы отношения были дружескими (слушаться родителей, не кричать друг на друга….)
    2. Кто в семье должен уступать и почему?(младшие всегда уступают старшим….)
    3. Какому лепестку подойдет пословица «В семье согласно, так идёт дело прекрасно».
    4. Кто в семье должен помогать(все друг- другу)
    5. Как проявляется уважение в семейных отношениях?

    Физминутка

    Давайте сделаем один большой круг. По кругу под музыку передаем мячик. Как только музыка остановиться, нужно быстро перечислить имена всех членов семьи и назвать, чем они любят больше всего заниматься. Начинает учитель.

    Вот сколько нового мы узнали друг о друге. Садитесь на места.

    1. Работа с пословицами

    Прочитайте пословицу.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    О каком качестве семьи идет речь? О силе.

    О физической силе? Когда так говорят?

    (Семья дружная, всё делают сообща)

    Бывает много крыш в доме? (нет)

    Что могут означать слова: когда над ней крыша одна.

    (Когда в семье одна цель, общие взгляды и делают все сообща)

    Попробуйте и вы правильно составить пословицы.

    Конверты со словами. Если используется интерактивная доска, то можно дать задание соединить две половинки.

    • В семье и каша гуще.
    • Семейное согласие всего дороже.
    • Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
    • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
    • Вся семья вместе, так и душа на месте.
    • Дерево держится корнями, а человек семьёй.
    • Вместе тесно, а врозь скучно.
    1. Итог

    Какие выводы вы сделали по сегодняшнему занятию.

    Какие традиции вам понравились больше всего?

    Подумайте, чего не хватает в вашей семье?

    Посмотрите на цветок, который получился у вас. Помните, что и от вас зависит, какие отношения будут складываться в вашей семье.

    Ребята, а давайте на следующем занятии поговорим генеалогическом дереве.

    Я попрошу всех поинтересоваться у своих родителей о своих бабушках и дедушках. Узнайте, как их звали. Сколько детей у них было. А мы на занятии попробуем разобраться, что это за дерево.

    Вместе тесно, а врозь скучно. Когда вернетесь домой, обязательно скажите, как вы соскучились по родным.


    Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции»

    Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции»

    Цель занятия:

    воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и обычаях, развивать познавательный интерес, логическое мышление.

    Задачи:

    Подвести детей к пониманию слова «традиция»,

    Побуждать их к рассказыванию

    Учить правильно, строить простые и сложные предложения.

    Активизация словаря: семья, традиция;

    прилагательные: музыкальная, спортивная, заботливая, многодетная,

    Учить детей работать группой, работать в паре, анализировать, находить путь в решении поставленной задачи или проблемной ситуации, уметь договариваться.

    Предварительная работа:

    Рассматривание семейных фотографий, беседа;

    Совместная работа с родителями и детьми.

    Материал:

    кукла би – ба – бо - мишутка; карточки; цветок - пословиц; рисунки детей; фотографии семей, презентация «Родословное дерево».

    Методические приёмы: артикуляционная гимнастика, пальчиковые

    упражнения, загадка, игра, беседа, рассказ.

    Ход занятия

    1. Вводная часть.

    Ведущий: Ребята давайте с вами вспомним игру «Дом».

    Пальчиковое упражнение «Дом»

    Па поляне дом стоит,

    Ну, а к дому путь закрыт.

    Мы ворога открываем,

    В этот домик приглашаем!

    2. Основная часть.

    Кто же живёт в этом домике?

    Отгадаете загадку - узнаете!

    Картинка «семья»

    Почему вы решили, что это слово «семья»? (Ответы детей).

    У каждого из Вас есть своя семья.

    Ведущий: Сегодня собрались, чтобы поговорить о семье. Как вы думаете, что такое семья? (семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково). Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.

    Вопрос - ответ

    1) Если в семье все заботятся друг о друге.

    То какая это семья? (ответы)

    Заботливая семья -

    2) - В семье все дружат друг с другом.

    Какая семья? (ответы) - Дружная семья -

    3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.

    Какая семья? (ответы)

    Музыкальная семья -

    4) - В семье все занимаются спортом.

    Какая семья? (ответы)

    Спортивная семья,

    5) - В семье много детей.

    Какая семья? (ответы)

    Многодетная семья -

    Пальчиковое упражнение «Семья»

    Первый пальчик - дедушка,

    Второй пальчик - бабушка,

    Третий пальчик - папочка,

    Четвёртый пальчик - мамочка,

    Пятый пальчик - Я.

    Вот и вся моя семья!»

    Беседа: В семье люди живут вместе, дружно в одной квартире или доме, под одной крышей. В каждой семье появляются свои ТРАДИЦИИ. – Какое слово вы услышали?

    «Традиция»

    Сегодня в гости к нам пришёл Мишутка. Он хочет рассказать вам о своей семье и её традициях.

    Появляется персонаж Мишутка.

    Мишутка. Здравствуйте, ребята. Я пришёл к вам из сказки про трёх медведей. У меня небольшая семья, но очень дружная. Моего папу зовут – Михайло Потапыч, маму – Настасья Петровна, а я – Мишутка.

    Мы все вместе любим, гулять по лесу, папа знакомит меня с лесными правилами (быть осторожным, ловким, быстрым и т. д.) учить охотиться в лесу. Мама рассказывает о лечебных травах и съедобных ягодах, грибах и корешках. Вот такая у нас семья, а какая ваша семья?

    Пример: Все собираются за вечерним чаем, рассказывают.

    В моей семье есть такая традиция: каждый праздник мы печём пирожки или

    большой пирог. Месим тесто, делаем разные начинки: из капусты, из яблок.

    Ведущая. Давайте расскажем ребята о ваших семьях и их традициях мишутке.

    Рассказы детей. (показ презентации «Родословное дерево»)

    Мишутка. Благодарю детей - за ваши рассказы очень понравились!

    3. Заключительная часть.

    Сюрпризный момент:

    Ведущая. Ребята смотрите пока мы с вами рассказывали о своих семьях у нас появился цветок. Непростой цветок – волшебный! На его лепестках есть хорошие высказывания – пословицы о семье давайте их послушаем!

    Пословицы о семье.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Везде хорошо, но дома лучше.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Дерево держится корнями, а человек семьей.

    Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

    Человек без семьи, что дерево без плодов.

    Братская любовь лучше каменных стен.

    Ведущая. Как вы думаете, нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы)

    Давайте для нашей семьи-группы придумаем свои традиции.

    А я для вас придумала традицию.

    (Поднос с предметами)

    Что это? Краски.

    Кто ими рисует? Художник.

    Мы с вами будем художниками, и нарисуем большой красивый дом нашей семьи – группы.

    Согласны!

    Нравится вам такая традиция?

    Подведение итога занятия:

    Понравилось вам занятие? О чем мы с вами говорили? Что больше всего понравилось?

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Везде хорошо, но дома лучше.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Дерево держится корнями, а человек семьей.

    Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

    Человек без семьи, что дерево без плодов.

    Братская любовь лучше каменных стен.

    План- конспект занятия по теме «Наши семейные традиции».

    Цель занятия:

    Приобщение детей к семейным ценностям и традициям.

    Задачи:

    Дальнейшее знакомство с понятиями «семья», родственные отношения;

    Знакомство с семейными традициями народов Забайкалья;

    Развитие познавательной и творческой активности детей, памяти, воображения;

    Воспитание любви и уважения к семье, семейным ценностям и традициям.

    Оборудование :

    Карточки с заданиями, бумага, толковый словарь, цветные карандаши.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Знакомство детей с темой и целью занятия.

    Ребята, сегодня мы продолжим наш разговор о семье, о том, какая должна быть семья, какую роль она играет в жизни каждого человека. Узнаем, что такое семейные традиции и какими они бывают.

    II. Повторение и закрепление пройденного материала.

    1) - Итак, давайте вспомним, какие бывают родственники (мама, отец, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, тетя, дядя и др.).

    Какие из них чаще всего живут вместе в одном доме, одной квартире? (родители и дети).

    2) Выполнение заданий 1, 2 на листочках.

    Пояснение педагога к 1-ому заданию:

    Значение того или иного слова можно узнать из толкового словаря. Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Находим слова на букву «С», ищем слово «семья», читаем: «Семья - группа живущих вместе близких родственников (муж жена, родители и дети)». Дети записывают значение слова на листочках с заданием.

    3) На прошлом занятии мы говорили с вами о том, что каждому человеку при рождении дается имя. Каждое имя несет в себе какое-то значение, что-то обозначает. Говорят, что имя влияет на дальнейшую судьбу человека, поэтому к выбору имени нужно подходить серьезно и ответственно.

    Одной группе ребят было дано задание узнать, что означают их имена. Многие имена пришли в русский язык из других языков и имеют свой перевод. Давайте узнаем значение некоторых из них.

    1. Алексей(греч.) - защитник

    2. Александр(греч.) - защитник людей

    3. Анастасия(греч.) - воскресение

    4. Андрей(греч.) - храбрец

    5. Анна(егип.) - благодать

    6. Валерий(лат.) - - здоровый, сильный

    7. Дарья(перс) - победительница

    8. Евгений(греч.) - благородный

    9. Екатерина(греч.) - непорочная, чистая

    10. Елена(греч.) - светлая

    11. Игорь - сила

    12. Ирина(греч.) - мир

    13. Константин(лат.) - постоянный

    14. Ксения(греч.) - гостеприимная

    15. Людмила(слав.) - милая людям

    16. Максим(лат.) - величайший

    17. Марина(лат.) - морская

    18. Мария(егип.) - госпожа

    19. Наталья(лат.) - родная

    20. Никита(греч.) - победитель

    21. Татьяна(греч.) -устроительница

    Другие ребята должны были узнать, как появились их фамилии и что они обозначают. Кто справился с этим непростым заданием?

    III. Объяснение новой темы занятия.

    Почти в каждой семье, особенно крепкой и дружной, есть свои традиции.

    Что означает это слово? Посмотрим в толковом словаре:

    «Семейные традиции - это определенные нормы поведения, обычаи, взгляды, которые приняты в семье и переходят от одного поколения в другому».

    Что значит «от одного поколения к другому»? (от прадедушки и прабабушки - к дедушке и бабушке, от бабушки и дедушки - к отцу и матери, от матери и отца - к детям, от детей - к внукам). То есть получается такая «цепочка», по которой семейные традиции передаются от одного поколения к другому.

    Наиболее долго сохраняются те семейные традиции, которые связаны с добрыми делами, хорошими и благородными поступками, веселыми воспоминаниями.

    Например, уважение и почитание младшими членами семьи старших; уважительное отношение мужчин к женщинам (мужа - к жене, сына - к матери, брата - к сестре, внука -к бабушке).

    Эти традиции могут сохраняться в семьях в течении многих лет.

    А есть традиции не такие древние и значительные, которые появились недавно, только в одной семье. Например, встреча Нового года на природе (в лесу); совместная поездка в отпуск всей семьей в деревню; выход в кино, театр, музей в выходные дни. То есть семейных традиций может быть очень и очень много, самых разных, старых и новых, важных и не очень.

    Многие семейные традиции связаны с народными традициями, и появились они очень давно. В нашем крае - Забайкалье, семейные традиции пришли из обычаев тех народов, которые здесь проживали. Например, в бурятских семьях многим семейным традициям уже несколько веков. У бурят очень сильно проявляются родственные связи: они оказывают помощь в нужде и несчастьях, помогают бедным родственникам, сиротам и вдовам. До сих пор буряты почти никогда не бросают своих детей, а сирот не отдают в детские дома, их забирают к себе на воспитание родственники. Каждый бурят должен знать свою родословную (то есть, кем были их предки: деды, прадеды, прапрадеды и т.д. как их звали, чем они занимались). Соблюдая эту традицию, некоторые буряты знают свою родословную до десятого колена.

    К сожалению, во многих русских семьях эта традиция утрачена: некоторые русские даже плохо знают своих ближних родственников, особенно если их нет в живых.

    Строго соблюдали свои семейные традиции так называемые «семейские» - это русские, которые были сосланы в Забайкалье в 18 веке за свои религиозные убеждения.

    Во- первых, они строго вели здоровый образ жизни: у семейских запрещалось курить, пить спиртные напитки, сквернословить. Ели они только здоровую, свежую пищу, выращенную своими руками. Семейские говорили: «Кто вино любит, тот себя губит», «Меньше пить - дольше жить», а про курящих говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».

    Во-вторых, семейские были очень трудолюбивы, много работали: вели большое хозяйство, занимались земледелием, разводили большие огороды, содержали скот, сами пряли, ткали, т.е. полностью содержали себя, все делали своими руками.

    Поэтому семейские всегда очень хорошо выглядели: были высокие, красивые, а главное имели прекрасное здоровье.

    Строго соблюдали семейские и еще одну традицию: содержали в полном порядке свои дома и дворы.

    В наше время многие потомки семейских стараются соблюдать семейные традиции своих предков.

    IV. Выполнение творческого задания.

    «Что должно быть в хорошей дружной семье»

    V. Подведение итогов занятия.

    Что нового вы узнали на занятии?

    Что такое семейные традиции?

    VI. Домашнее задание

    Выполнить задание №3

    Светлана Новикова
    Конспект занятия «Русские народные традиции»

    Цель : Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.

    Задачи :

    1. Образовательные : Продолжать знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением. Использовать русские народные потешки , загадки, пословицы. Продолжать знакомить детей с элементами материальной культуры

    2. Развивающие : Развивать связную речь детей, обогащать их словарь, высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, Развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных психологических особенностей.

    3. Воспитывающие : Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством , искусством. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

    Интеграция с образовательными областями : познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы

    Предварительная работа :

    1. Чтение произведений устного народного творчества ,

    2. Рассмотрение иллюстрация к произведениям устного народного творчества (художники : Ю. Васнецов, В. Пименов,

    3. Ознакомление с родным краем, его промыслами

    4. Разучивание народных игр ,

    5. Рассматривание предметов быта.

    Материалы и оборудование :

    1. Слушание музыки

    2. Использование картотек : «Русские народные игрушки , «потешки» ,

    «кухонная утварь» , «кокошники» , «народные игры » .

    4. Использование дидактических игр : («Составь узор» , «Изба» )

    Ход занятия:

    Дети вместе с воспитателем входят в группу. Присаживаются.

    -Воспитатель :

    Хорошо на колокольне,

    Позвонить в колокола,

    Чтобы праздник был раздольней,

    Чтоб душа запеть могла.

    Будто ангельское пенье,

    Этот дивный перезвон

    Светлым гимном Воскресенья,

    Зазвучал со всех сторон. (Звучит колокольный перезвон)

    -Воспитатель : Ребята, а какой главный православный праздник отмечают все христиане?

    Ответ детей (Пасха) .

    -Воспитатель : правильно. Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово. Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает Катя.

    -Катя : Как люблю я праздник Пасхи!

    Приготовлюсь к четвергу,

    Бабушка яички красит,

    Я ей тоже помогу.

    На скорлупке хрупкой, тонкой.

    Для людей, для красоты.

    Крашу кисточкой тихонько :

    Крестик, солнышко, цветы.

    -Воспитатель : А какие вы еще знаете русские праздники ?

    Варианты ответов детей.

    -Воспитатель : существует очень много календарных и обрядовых праздников, это- Масленица, Пасха Христианская, Рождество Христово, Аграфены Купальница да Иван Купала. А обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства : песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы . Так на масленицу делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, так встречали весну. На Пасху пришел обычай приветствовать друг друга словами "Христос воскресе", дарить на Пасху крашеные яйца и украшать стол куличами и творожными пасхами. А Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.

    -Воспитатель : пришла пора поиграть детвора.

    Р. Н. игра «Волшебный платок!»

    -Воспитатель : Умели русские люди работать , умели и отдыхать. Следуя принципу : «Делу – время, потехе – час» , крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.

    Ребята, давайте вспомним о русских пословицах и поговорках. Их существует очень много.

    Дети произносят вместе с воспитателем :

    Жизнь прожить - не поле перейти

    Не зная броду, не суйся в воду.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Красна речь поговоркой.

    На бога надейся, а сам не плошай.

    Встречают по одежке, а провожают по уму.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    -Воспитатель : ребята, а какие р. н. игры вы знаете?

    Ответы детей. («Карусели» , «Пирог» , «Бабушка)

    Проводится хороводная игра «Бабушка» :

    Бабушка-бабушка-бабушка

    Испеки оладушки, оладушки

    Горячие и пышные

    С малиною и вишню,

    С малиною и вишню.

    Бабушка-бабушка-бабушка

    Испеки оладушки, оладушки

    Душистые и вкусные

    С грибами, да капустою

    С грибами, да капустою

    Бабушка-бабушка-бабушка

    Испеки оладушки, оладушки

    С малиною, сметаною

    Как бабушка румяные.

    -Воспитатель : А сейчас ребята, отгадайте загадки.

    Глянули в оконце,

    Лежит белое суконце (Снег)

    Трескучий ядрен

    Намостил мостен;

    По дворам пробежал,

    Все окна расписал (Мороз)

    Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

    Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

    Проводится дидактическая игра «Составь узор» .

    -Воспитатель : Ребята, Национальная культура – это национальная память народа , то, что выделяет данный народ в ряду других , позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

    -Воспитатель : итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии ?

    Варианты ответов детей.

    О каких праздниках мы говорили? (Ответы детей)

    Какие обычаи узнали? (ответы детей)

    Какие игры и пословицы вспоминали? (ответы детей)

    -Воспитатель : ребята, как вы сегодня хорошо работали, слушали внимательно, отвечали на вопросы, дружно играли. Всем огромное спасибо, Молодцы!

    Публикации по теме:

    Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию 1 слайд «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через.

    Конспект интегрированного занятия-путешествия в подготовительной группе «Русские народные игры» Цель: познакомить детей с русскими народными играми. Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость,.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Интеграция образовательных.

    Конспект развлечения для детей на день города «Русские народные игры с бабками Ёжками» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 21 «Детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида» г Шарыпово Красноярского.

    Конспект совместного досуга в младшей группе «Русские народные сказки» Цель: Закрепить и систематизировать полученные знания у детей, раскрыть таланты детей и родителей при совместной работе. Задачи: расширить.

    Похожие статьи