• Как чаще возвращаться в творческое состояние. Мифы о творчестве, которые оказались неправдой, но до сих пор отравляют нам жизнь Они следуют своей истинной страсти

    25.08.2023

    Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

    С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

    «На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

    Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

    Они мечтают

    Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
    Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

    Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

    Они все замечают

    Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

    Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

    У них свои часы работы

    Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

    Они находят время для уединения

    «Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

    Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

    «Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

    Они «переваривают» жизненные преграды

    Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

    Они в поиске новых впечатлений

    Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

    «Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

    Они терпят неудачу

    Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

    «Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

    Они задают важные вопросы

    Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

    Они наблюдают за людьми

    Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

    «Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

    Они рискуют

    Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

    «Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

    Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

    Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

    «Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

    Они следуют своей истинной страсти

    Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

    Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

    Они выходят за границы собственного разума

    Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

    «Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

    Они теряют чувство времени

    Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

    Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

    Они окружают себя красотой

    Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

    Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

    ТВОРЧЕСТВО — СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ.

    Творчество – это очень парадоксальное состояние сознания и существа. Это действие через не-действие. Это значит, позволить чему-то случиться через тебя. Это не делание, это позволение.

    Поэт гораздо ближе к Богу, чем теолог, танцор гораздо ближе. Философ дальше всех, потому что чем больше ты думаешь, тем толще стена, отделяющая тебя от целого. Чем больше ты думаешь, тем больше тебя. Это есть не что иное, как все мысли, собранные из прошлого. Когда тебя нет, есть Бог. Это творчество.

    Творчество просто означает, что ты в тотальном расслаблении. Это не значит бездействие, это значит расслабление – потому что из расслабления рождается великое действие. Но это не будет твоим делом, ты будешь просто проводником.

    И человек, которые не творческий, только умирает, вот и всё. В его жизни нет глубины. Его жизнь ещё не жизнь, а только предисловие; книга его жизни ещё не начата. Он родился, это правда, но он ещё не жив.

    Ты создаёшь ребёнка – это не творчество. Ты умрёшь, ребёнок останется, жизнь продолжится. Но продолжить недостаточно, если ты не начинаешь превосходить себя – а превосхождение случается, лишь когда с тобой происходит в соприкосновение нечто от запредельного.

    Квинтэссенция мудрости – действовать в гармонии с природой. В этом послание всех великих мистиков: Лао-цзы, Будды, Бахауддина, Сосана, Санаи – действовать в гармонии с природой. Животные действуют бессознательно в гармонии с природой. Человеку приходится действовать сознательно в гармонии с природой, потому что у человека есть сознание. Человек может выбрать не действовать в гармонии с природой, отсюда его великая ответственность.

    У человека есть ответственность. Только у человека есть ответственность, и в этом его слава. Ни одно другое животное не ответственно – оно просто действует в гармонии, заблудиться невозможно. Животное не может заблудиться; оно ещё не способно заблуждаться. У него ещё нет сознания. Оно действует, как действуешь ты в глубоком сне.

    В глубоком сне ты тоже впадаешь в гармонию с природой. Именно поэтому глубокий сон так обновляет, расслабляет. Лишь несколько минут глубокого сна, и ты снова так свеж и молод, и вся собравшаяся на тебе пыль, вся усталость и скука исчезают. Ты соприкоснулся с источником.

    Пока человек не почувствует себя совершено свободным, он не выскажет своего бессознательного.

    Как только ты прекращаешь чувствовать ответственность, ты становишься естественным. И психиатрия оказывает огромную помощь; она расслабляет тебя. Всё, что ты подавил, всплывает на поверхность и с поверхности испаряется. Пройдя психоанализ, ты становишься менее обременённым, более естественным, более в гармони с природой и с самим собой. В этом смысл того, чтобы быть здоровым.

    Но это шаг назад, регрессия. Это спуск в подвал. Есть другой способ превзойти, и это подъём на чердак. Ты можешь превзойти себя, оставаясь сознательно в контакте с природой.

    И в этом суть мудрости – быть в гармонии с природой, с естественным ритмом вселенной. И когда ты в гармонии с естественным ритмом вселенной, ты поэт, ты художник, ты музыкант, ты танцор.

    Попробуй это. Выбери время посидеть у дерева и сознательно сонастройся с ним. Стань одним с природой; позволь границам раствориться. Стань деревом, стань травой, стань ветром – и внезапно ты увидишь, происходит нечто, никогда не случавшееся раньше. Твои глаза становятся психоделическими: деревья зеленее, чем были когда-либо раньше, розы розовее, и всё кажется сияющим…

    Это состояние творчества. Это можно назвать его основным качеством – быть в гармонии с природой, быть сонастроенным с жизнью, с вселенной.

    Ты можешь назвать это «творческой тишиной» – процессом, сочетающим в себе две по видимости противоположные вещи: предельную активность и предельное расслабление.

    Антон Орлов (Москва)

    Если вы продолжаете следить за обзором комплектов программ для установки на сайте форума, то вот вам еще один материал к размышлению…

    XMBForum

    Весьма примечательной разработкой является XMBForum — eXtreme Message Board, доступный с сайта http://www.xmbforum.com.

    Возможности

    Общая схема XMBForum такая же, как и у форумов, описанных в прошлых номерах журнала — разбиение форумов по категориям, регистрация пользователей, модераторы и администратор, сервис поиска и система обмена личными сообщениями (здесь она именуется &qoutU2U messenger»). Есть весьма полезные и в чем-то уникальные сервисы, например, Buddy List — окно «кто из знакомых на форуме». Указав в Buddy List логины каких-либо участников форума, можно отслеживать, кто из этих участников в настоящее время работает с форумом, а кто временно отключился от него. Имеется и система «Закладок»: с целью ускорения доступа к отдельным темам форума ссылки на них можно помещать на специальную страницу, свою для каждого пользователя.

    Зарегистрированные пользователи могут «подписываться» на все новые сообщения в той или иной теме, обеспечив себе слежение за дискуссией по e-mail без необходимости посещать сайт форума, а администратор имеет средство массовой рассылки писем пользователям. Как и в Invision Power Board, в XMBForum можно выводить страницы форума в виде «Для печати» — без оформления, только с текстом сообщений.

    В общих чертах по своей функциональности XMBForum примерно равен PHPBB, однако несколько отличается от него в деталях. Например, в XMBForum посетители не могут помещать сообщения как «Гости», то есть без регистрации, но с указанием произвольного имени: необходимо либо регистрироваться, либо отправлять сообщения анонимно (последнее по умолчанию запрещено, но может быть позволено администратором форума).

    Зато набор сервисов для зарегистрированных пользователей в XMBForum несколько богаче, чем в PHPBB. Здесь нет понятия «групп пользователей», однако администратор может создавать форумы, доступ к просмотру и работе с которыми будет закрыт паролем или возможен лишь для определенных участников.

    Набор настроек, доступных администратору по ссылке «Control panel», появляющейся в углу экрана после входа с администраторскими логином и паролем, тоже довольно стандартный — цвета и шрифты интерфейса (раздел «Themes»), запрещенные слова (раздел «Censors»), назначение модераторов (раздел «Moderators»), блокировка доступа к форуму (раздел «IP Banning»), звания пользователям (раздел «User ranks») и кое-что другое. Обратите внимание, что администратор может для каждого форума указать свои параметры внешнего вида, начиная от цветовой гаммы и заканчивая разрешением использования HTML-тегов в сообщениях.

    Администратору XMBForum доступна интересная возможность: он может через интерфейс форума настраивать «шаблоны страниц» (раздел «Templates»), то есть править непосредственно HTML-код страниц форума. Поэтому кардинально изменить внешний вид страниц форума, добавить на них другие ссылки, изображения и тексты довольно легко, разумеется, если вы знаете HTML и способны отличить имя переменной от тега.

    Тексты интерфейса форума могут выводиться на трех языках — английском, испанском и итальянском. Язык форума по умолчанию выбирает администратор, а каждый пользователь может приказать форуму общаться с ним на том языке из доступных, на котором он желает. Сами файлы с текстами страниц форума хранятся в папке lang основного каталога форума и именуются Название_языка.lang.php.

    Установка

    Для установки XMBForum немало действий необходимо выполнить вручную. Сначала следует создать для форума базу данных — вручную, через веб-интерфейс хостера или посредством программ типа MySQLFront. Потом нужно закачать файлы форума на хостинг. Однако третьим шагом будет не запуск автоматического инсталлятора, а редактирование файла config.php из комплекта поставки форума — именно в нем хранятся все настройки доступа к базе данных, и какого-либо интерфейса для работы с этим файлом нет! Откройте config.php в текстовом редакторе, внесите нужные изменения согласно приведенным в файле комментариям и закачайте измененный файл в папку с файлами форума на вашем сайте.

    И только после редактирования конфигурационного файла можно открывать браузером инсталлятор — в XMBForum он называется newinstall.php. Если вы правильно заполнили config.php, то после выбора ссылки Install на странице установщика в базе данных форума появятся таблицы, нужные его сценариям для работы, и установка будет завершена. Сразу же после установки обязательно удалите файл newinstall.php из папки с файлами форума! Если вы этого не сделаете, форум работать будет, однако любой, кто зайдет на эту страницу браузером, сможет уничтожить абсолютно все данные форума. К сожалению, сам форум вам об этом не напомнит, так что не забудьте уничтожить ненужный более инсталлятор.

    Сразу же после установки переходите в раздел регистрации и регистрируйтесь. Торопитесь — ведь администратором форума автоматически назначается именно первый регистрирующийся, и только он! Если кто-то каким-то образом пролезет вперед вас, то для лишения его статуса правителя форума вам придется выполнить полную переустановку форума, с удалением базы данных и созданием ее вновь.

    А затем приступайте к настройке. Создавая форумы, обязательно открывайте страницу полных настроек, нажав ссылку «More options», так как именно на ней можно разрешить или запретить добавление файлов к сообщениям, а также разрешить или запретить помещать в форум «анонимные сообщения», без указания имени и пароля. Если вы желаете, чтобы в форуме могли общаться не только зарегистрированные участники, обязательно разрешите «Anonymous Posting».

    Ну, а при желании улучшить форум переведите его интерфейс на русский язык. Сделайте копию файла на наиболее знакомом вам языке из папки lang, откройте его в текстовом редакторе и переводите. Не забудьте дать файлу имя Russian.lang.php перед загрузкой назад, в папку lang.

    Если хотите, можете даже просто «прогнать» этот файл через автоматический переводчик вроде «Сократ» или «Promt» и потом немного подредактировать. В отличие от языковых файлов других форумов, в XMBForum такой файл это выдержит: имена переменных с текстом интерфейса в XMBForum не являются осмысленными словами.

    Вывод

    Хороший форум. Есть практически все что нужно, и даже больше того. Некоторые сервисы вообще являются уникальными. А если потратить пару часов и русифицировать интерфейс, так и вообще данный форум будет едва ли не лидером. Однако некоторые концепции работы несколько отличаются от принятых в PHPBB и ему подобных. Кроме того, для тех, кто не знаком с HTML и PHP, осуществить некоторые настройки будет затруднительно. К тому же при работе форума иногда возникают ошибки, вызванные недостаточно тщательной отладкой его сценариев, но, будем надеяться, авторы разработки вскоре это исправят.

    Клоны

    На базе XBMForum некоторые сторонние разработчики сделали собственные форумы. Например, таковым является Magic Lantern (http://www.aventure-media.co.uk). В нем, помимо всех функций XMBForum, есть очень подробные сервисы статистики работы форума, вывода на одну страницу всех сообщений последних суток и некоторые другие. Кроме того, Magic Lantern снабжен более подробной документацией. Однако цветовая схема Magic Lantern может быть очень неудобной для работы пользователей с мониторами пониженной яркости.

    Установка и настройка Lantern выполняется точно так же, как и XMBForum, разве что инсталляционный файл называется Install.html, а файл, который нужно удалить после инсталляции, — cinst.php. Не забудьте правильно заполнить файл config.php в текстовом редакторе перед запуском инсталлятора — в Magic Lantern по умолчанию значение переменной $cookiedomain (URL сайта форума) в этом файле отлично от пустой строки, и если вы не укажете в этой переменной правильные данные, то регистрация и работа зарегистрированных пользователей будут невозможны!

    Это еще один интересный форум, популярный в определенных кругах… Может, среди всех подобных разработок вам приглянется именно он.

    Phorum, доступный с сайта http://www.phorum.org, — интересная и довольно популярная разработка. Сервисы общения на основе Phorum можно встретить на многих ресурсах Сети, в том числе и в Рунете. Популярность Phorum во многом обусловлена оригинальностью этой разработки — в ней есть особенности, отсутствующие практически у всех других подобных пакетов.

    Возможности

    • в Phorum очень легко просматривать сообщения не друг за другом, а «деревом», то есть вывести на одну страницу список заголовков и имен авторов сообщений в какой-либо теме, а потом изучать лишь заинтересовавшие сообщения из этого списка (при большом размере темы такой способ работы может быть весьма выгоден тем пользователям, которые оплачивают доступ в Интернет, исходя из объема загруженной информации);
    • есть и «традиционный» вид форума — с полными текстами сообщений друг за другом на одной странице;
    • есть возможность разбиения форумов на «категории» (именуемые в Phorum «Folders») с отображением на первой странице форума списка категорий;
    • есть система регистрации и авторизации посетителей;
    • при желании администратор может ограничить просмотр или помещение сообщений в форум для незарегистрированных участников или, наоборот, позволить запись сообщений в форум всем посетителям без какой-либо авторизации даже для желающих ее пройти (этот режим называется «Public»);
    • для каждого форума можно настроить свою собственную цветовую гамму страниц и язык интерфейса;
    • администратор может назначать зарегистрированных пользователей модераторами тех или иных форумов;
    • у модераторов форумов есть возможность установить режим премодерации — при этом все новые сообщения, помещенные в форум, будут сначала отправляться модератору, и лишь после его одобрения станут отображаться на страницах форума;
    • к сообщениям и темам форума можно присоединять файлы (для каждого из форумов эта возможность настраивается отдельно);
    • к Phorum можно создавать дополнения-модули — так, в комплекте поставки Phorum есть модуль автоматической замены слов при помещении сообщений на форум.

    Интересно, что на страницах форума нет ссылки на администраторский раздел — для перехода в него нужно зайти в папку admin основного каталога форума (если адрес форума — http://www.*****.ru/forum, то раздел администратора располагается по адресу http://www.*****.ru/forum/admin). Сам раздел довольно обширный (хотя, конечно, меньше, чем у PHPBB или Invision Board) и позволяет создавать и удалять форумы, определять права доступа к ним, настраивать цвета интерфейса или назначать модераторов.

    Обратите внимание, что при удалении модератором сообщения удаляются и все ответы на данное сообщение, сделанные путем нажатия ссылки «Post Reply».

    Интерфейс Phorum по умолчанию английский, однако перевод его на другой язык не особо сложен. Файлы с текстами интерфейса хранятся в папке lang основного каталога форума и именуются Название_языка.php. Если решите заняться переводом, то сделайте копию находящегося там же файла blank.php (это нечто вроде шаблона для переводчиков) и переведите ее содержимое на нужный язык, после чего, дав этой копии соответствующее имя, поместите в папку lang. После этого при создании каждого нового форума вы сможете указывать для него новый язык интерфейса.

    Обратите внимание, что язык интерфейса для каждого форума указывается отдельно на странице настройки его параметров (по умолчанию он такой, какой указан в разделе «Global settings» администраторского раздела), так что если вы выполните перевод интерфейса после начала работы Phorum, то вам придется установить для каждого из форумов в разделе «Manage Forums/Folders» — «Название форума» — «Edit Properties» новое значение параметра Language File (в этом разделе для перехода к списку форумов в категории следует нажимать ссылку «Browse», а не название категории).

    Установка

    Установка Phorum проходит по стандартной схеме: создать вручную базу данных для форума — закачать файлы форума — зайти браузером в административный раздел — ввести в окна запустившегося инсталлятора нужные параметры доступа к базе данных, желаемые логин и пароль администратора — настроить параметры форума. После установки администраторский раздел будет доступен только по паролю, так что никаких файлов из каталога форума удалять не надо.

    В папке docs основного каталога форума лежат довольно подробные инструкции по работе с форумом и его настройке — естественно, на английском. Обратите внимание, при создании новой категории она по умолчанию не отображается на страницах форума. Это сделано для того, чтобы новые категории можно было создавать и наполнять содержимым в процессе работы форума, без его закрытия от посетителей.

    После создания новой категории и наполнения ее форумами не забудьте нажать на ссылку «Make Visible» в интерфейсе управления форумами и категориями, доступным по ссылке «Manage Forums/Folders» администраторского раздела.

    И еще один важный момент. Некоторые средства по управлению Phorum не представлены в администраторском интерфейсе, однако имеются в его поставке! Так, в папке includes основного каталога форума находятся файлы, модифицировав которые вы можете установить для форума определенные параметры работы. Файлы эти следующие:

    auth.php, auth_db.php, auth_plain.php — сценарии, позволяющие запретить доступ к отдельным частям форума посетителям, не знающим определенных логина или пароля (содержимое этих файлов нужно вручную вставить в соответствующие страницы форума);

    bad_emails.php — файл со списком e-mail-адресов, которые запрещено указывать при регистрации;

    bad_hosts.php — файл со списком IP-адресов, с которых запрещено работать с форумом;

    bad_names.php — файл со списком логинов, которые запрещено использовать при регистрации;

    censor.php — файл со списком слов, которые при помещении их в сообщения должны заменяться на сочетания символов «@!#$»

    footer.php и header.php — HTML-код верхней и нижней частей страниц форума.

    Редактирование этих файлов в текстовом редакторе особых трудностей не представляет.

    Остальные файлы в данной папке содержат код вывода страниц форума. Их тоже можно модифицировать, однако предварительно придется тщательно разобраться в логике их программного кода, что может быть непросто даже для опытных программистов.

    Форум вне конкуренции для тех, кому импонирует представление сообщений форума в виде «дерева» с разделением на «ветки», премодерация форумов или отправка всех новых сообщений темы на e-mail. Для остальных же это просто один из форумов с не такими уж и большими возможностями.

    Продолжение следует

    Стань единым с природой, позволь границам раствориться. Стань деревом, стань травой, стань ветром - и внезапно ты увидишь, происходит нечто, никогда не случавшееся раньше. И внезапно тебе хочется спеть песню, и ты сам не знаешь, откуда она приходит. Твои ноги готовы танцевать, ты чувствуешь, как танец трепещет в твоих жилах, ты слышишь звуки музыки снаружи и изнутри. Это состояние творчества. Это можно назвать его основным качеством - быть в гармонии с природой, быть сонастроенным с жизнью, с Вселенной.

    Величайшие художники были просто флейтами, но песня была не их. Она протекала по ним, но исходила из какого-то неизвестного источника. Они не препятствовали - вот и все, что они сделали - но они не создали этого.

    Настоящий творец ничего не создает, существование работает через него. Оно овладевает его руками, его существом и создает нечто через него. Он становится инструментом. Это настоящее искусство, в котором исчезает художник.

    Когда художник абсолютно отсутствует, творчество абсолютно совершенно.

    Поэтому настоящий художник никогда не думает о совершенстве. У него нет ни малейшего понятия о совершенстве, он просто позволяет себе сдаться, войти в позволение, и происходит все, что бы ни происходило. Он хочет быть в этом тотально, вот и все. Когда он танцует, он хочет исчезнуть в танце. Он не хочет быть в нем, потому что присутствие танцора будет беспокойством для танца.

    Именно в этом состоит творчество: пульсировать в абсолютной гармонии с целым. Все начнет случаться само. Твое сердце начнет изливать песни радости, твои руки начнут совершать превращения. Ты коснешься грязи, и она станет лотосом. Ты сможешь стать алхимиком. Но это возможно лишь в великом пробуждении сердца.

    Что бы ты ни делал, делай это радостно, делай это с любовью. Если что-то растет изнутри тебя, если это дает тебе рост, это духовность, это творчество, это Божественно.

    Будь празднующим, празднуй! Уже есть слишком много - птицы поют, солнце в небе — празднуй это! Ты дышишь, ты жив, у тебя есть сознание - празднуй это! Тогда ты внезапно расслабляешься, тогда нет ни напряжения, ни неудовлетворенности. Все твое сердце дышит в глубокой благодарности - это молитва. В этом вся молитва — сердце, дышащее глубокой благодарностью.

    Творчество означает любовь к тому, что ты делаешь. Что бы это ни было - наслаждайся. Празднуй это! Если слава случается - хорошо. Если ее не случается - хорошо. Это не должно быть критерием. Критерием должно быть - наслаждаешься ли ты тем, что делаешь. Это твой любовный роман.

    Ты танцуешь потому, что тебе нравится танцевать; ты танцуешь потому, что ты наслаждаешься этим. Если кто-то этим восхищается - хорошо. Если никто не восхищается — не твоя забота об этом беспокоиться. Ты танцевал, ты наслаждался - ты уже осуществлен.

    Ты становишься тем более божественным, чем более ты творческий. Все религии мира называли Бога творцом. Чем более творческим ты становишься. Тем более ты подобен Богу. Когда вся твоя жизнь становится творческой, ты живешь в Боге.

    Все, что может тебе дать творчество - глубоко внутри ты будешь богатейшим из людей. Глубоко внутри ты будешь состоявшимся. Глубоко внутри ты будешь полон радости и празднования. Ты будешь постоянно получать все больше и больше благословений. Твоя жизнь будет жизнью благословения.

    Когда ты видишь розу, раскрывающуюся на утреннем солнце - видь ее. Впусти ее в себя глубоко. Пусть ее розовость овладеет тобой, ошеломит тебя. Ничего не говори, обожди. Будь терпелив, открыт. Впитывай. Позволь розе достичь тебя и достигни розы. Пусть будет проникновение, взаимное проникновение.

    И помни, чем глубже роза входит в тебя, тем глубже ты сможешь войти в розу. Приходит мгновение и ты уже не знаешь, кто роза, а кто зритель. Приходит мгновение, когда ты становишься розой, а роза становится тобой. В это мгновение ты узнаешь реальность розы. Тогда поймай свой язык, поймай свое искусство. Возьми кисть, краски, холст и нарисуй ее.

    Творческий человек это тот, кто вносит нечто от неизвестного в мир известного, кто вносит нечто от Бога в этот мир, кто помогает Богу что-то произнести - кто становится проводником и позволяет Богу течь сквозь себя.

    Творческий человек - беременный человек. Беременный Богом.

    И когда ты освобождаешься от бремени, когда книга окончена и ребенок родился - будь счастлива, наслаждайся этим пространством, потому что рано или поздно возникнет новая книга. Как листья падают с дерева - точно так же стихи выходят из поэта, романы из писателя, картины из художника. Ничего нельзя сделать - они естественны.

    Чем глубже творчество, тем глубже будет следующая за ним пустота. Чем сильнее буря, тем глубже молчание, которое приходит за ней следом. Буря хороша. Наслаждайся ею, и молчание тоже хорошо. День прекрасен, полон деятельности, ночь тоже очень красива, полна бездействия, пассивности, пустоты. Человек спит. Утром ты снова в мире, полный энергии, чтобы работать, действовать.

    Ниже изложены признаки, непосредственно предшествующие творческому озарению:

    «Наиболее полно предтворческие состояния рассмотрел известный художник-дизайнер А.Н. Цыбин. Изложим его суждения (личное сообщение, май 2006 г.), уточнённые автором этой статьи.

    1. Главное условие, обеспечивающее вхождение в творческое состояние, - одиночество творца. Хотя бы на время создания творений их автор должен жить в условиях социальной депривации. Однако отделяться от людей надо лишь как от раздражителя, отвлекающего на себя слишком много душевной энергии. Необходимо, чтобы сохранялся тонизирующий творца социальный фон его окружения как лёгкий раздражитель, напоминающий ему о теме и нужности его творчества. Именно таким был парижский период творчества Э. Хемингуэя . Он работал - писал - в малолюдном кафе за отдельным столиком. Беда, если кто-нибудь подходил к нему с навязчивым вниманием - его творческий процесс ломался. Также А.П. Чехов в Ялте оберегал себя от излишнего общения, сохраняя лишь тонизирующие его творчество социальные контакты. Можно вспомнить А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского на одинокой подмосковной даче и многих других.

    2. Предтворческому состоянию может быть полезен несильный конфронтационный фон, т.е. лёгкая сердитость творца на окружающих близких ему людей. Л.Н. Толстой перед погружением в творчество гневался на жену, будто неверно переписавшую его рукопись. Переводчик древне-французских стихов А.Г. Нейман, как мы узнали во время сеанса психоанализа с ним, сердился на жену, «сам не зная за что и почему», и чем острее бывало его раздражение, тем лиричнее получались переведенные стихи.

    3. Из работ 3. Фрейда известно, что сексуальный стресс может стать мощной преднастройкой творчества, сублимируясь в него. Сексуальное напряжение, сублимируясь в творчестве, привносит наряду с воодушевлением, одухотворённостью, вожделением ещё и агрессию эгоизма.

    4. Предтворческим состоянием и побудителем к творчеству может стать эйфория автора благодаря его оптимальному телесному состоянию. Тренированное тело (но не чрезмерно, не для рекордов) и общее здоровье создают ощущение лёгкого восторга у автора. Однако перерасход физических сил блокирует стресс творчества. И.П. Павлов сообщал, что его творческому настрою способствовала игра в городки, в которой есть визуальная цель, физическое напряжение, реализующееся в ловкости и точности движений, удовлетворение победой. А. Миллер находил предтворческий стресс в профессиональной физической работе - он делал массивную мебель для своей виллы. В.В. Маяковский отмечал объединенную сублимацию в творчестве сексуальной силы и физической силы. Происходит это «играючи», т.е. без максимального расходования сил. В стихах отражено и творческое одиночество, куда требуется «вбежать», надо полагать, активно прорываясь и порывая с чем-то. Творческий процесс сопряжен с трансцендентностью ночной тьмы - «до ночи грачьей» - и с особым звучанием пространства, и с победной, сокрушающей агрессивностью поэта.

    5. Отличной настройкой на творчество может быть эустресс человека в природной среде с красотой её ландшафтов, парков, девственных лесов, со сложнейшим разнообразием облаков, струй воды рек, ручьев и водопадов, с ревом и видом морского прибоя. Так, И.П. Павлов , основываясь на представлении о двух сигнальных системах у людей, разработал для себя способ настройки на научное творчество. Вечером, после суеты рабочего дня, долго рассматривая художественные шедевры на стенах своей квартиры (медитируя?), он, во-первых, «стирал» в сознании дневные впечатления, во-вторых, напрягая первую сигнальную систему (образно-художественную), давал отдых второй сигнальной системе - вербальной, дискурсивно-логической. После этого он приступал к научному творчеству, напрягая преимущественно свою вторую сигнальную систему.

    6. Тонизировать творческое состояние могут умеренные экстремальные внешние воздействия (слабые стрессоры): холод, шум и даже такие, как не всегда удобная поза: Э. Хемингуэй писал, стоя за конторкой (но редактировал написанное, сидя в мягком кресле). Даже лёгкий голод способствует творчеству. Эти умеренные стрессоры «подкачивают» творчество как квазиборьбу с неким противником.

    8. Известны случаи, когда интенсивному творчеству предшествовало, казалось бы, беспричинно хорошее настроение, ощущение радости, бодрости. Такой эустресс поднимает эмоциональное напряжение автора до уровня, необходимого для включения процесса творения.

    9. Преддверием к пароксизму, взрыву творчества могут стать внезапно возникшее у автора ощущение, что нет никаких толковых идей в голове, мучительное представление о себе как о бездарности и желание бросить всё». Этот творческий дистресс следует расценивать как «квазиуход» от решения стрессогенной проблемы. В действительности это - невольная релаксация. В таких случаях требуется упорство в труде, раньше или позже оно может вновь пробудить вдохновение.

    10. Пробуждающая креативность релаксация может быть преднамеренной, например, при трансцендентальной медитации.

    11. Наконец, известно множество авторских причуд, магических действий, настраивающих на творчество. В. Гюго всю жизнь работал за маленьким столиком, за которым написал своё первое получившее признание произведение. Писал он только вороньими перьями, так как гусиными талантливо творить ему не удавалось. М. Шагинян , когда ей не писалось, надевала на голову черный чулок, как колпак, и писала, примостившись на уголке кухонного стола среди ароматов готовящейся армянской пищи».

    Китаев-Смык Л.А., Факторы напряжённости творческого процесса, журнал «Вопросы психологии», 2007 г., N 3, с. 70-71.

    Похожие статьи