• Весенние обряды. Праздник Жаворонки: история и обычаи Встреча весны и ее традиции

    11.10.2021

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Развиленская общеобразовательная школа №10

    Проект

    Традиции наших предков.

    Встреча весны на Руси.

    Работу выполнили:

    ученики 2 класса

    Руководитель:

    учитель начальных классов

    Диденко Л.П.

    Развильное

    Тип проекта: творческо-исследовательский

    Тип проекта по предметной области: внепредметный

    Тип проекта по форме: коллективный

    Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный

    Цель работы : знакомство с русскими народными традициями

    Задачи:

    Выяснить особенности обрядов и обычаев закликания весны;

    Изучить заклички, составить сборник «Закличкаем о весну»

    Научиться печь жаворонков; составить сборник рецептов печенья

    Этапы реализации проекта:

    А) подготовительный этап:

    Выбор темы работы и её конкретизация;

    Определение цели и формулирование задач;

    Изучение опыта ведения проектной деятельности;

    Б) Основной этап:

    Изучение литературы по теме работы;

    Сбор информации с помощью интернет-ресурсов;

    Подборка закличек, рецептов выпечки «жаворонков»;

    Практическая работа: выпечка «жаворонков», «крестов», лепка «тетёрок», оформление сборников «Закликаем весну», « Рецепты жаворонков», пошив головного убора «Сорока», изготовление кукол Веснянок, обрядового дерева, скворечников, 40 птиц из различных материалов,

    В) Заключительный этап:

    Презентация проекта;

    Передача сборников в библиотеку школы.

    Актуальность:

    Каждый год мы с нетерпением ждём прихода весны. Хочется, чтобы поскорее растаял снег, хочется нежиться в лучах теплого солнца, поскорее скинуть тяжелую зимнюю одежду, гладить ладошкой молодую изумрудную травку, вдыхать полной грудью ароматы цветов, наслаждаться пением птиц, но… зачастую ожидание растягивается во времени. Мы решили сами приблизить приход весны, как это делали издревле наши предки.

    Возник вопрос: «Как справлялись с этим томительным ожиданием люди на Руси? Что нужно делать, чтобы ускорить приход весны?»

    А при ответе второй вопрос мы вспомнили только обычаи празднования Масленицы: нужно сжигать чучело из соломы, лакомиться круглыми как солнце блинами. Это окончательно убедило нас в правильности выбранной темы.

    В своей работе мы решили изучить традиции нашего народа, связанные со встречей весны.

    Прежде всего, мы изучили историю зарождения русских народных традиций.

    Наши древние предки – славяне занимались земледелием, насущный хлеб и другие средства к существованию давались им тяжким трудом, от урожая зависело благополучие семьи. Люди поклонялись грому, солнцу, месяцу, почитали камни, водоемы, деревья. Они истинно верили, что, все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость. Поэтому в жизни человека было много обрядов и обычаев, связанных с обращением к природе.

    Весну привечали масленицей. Неделю блинами баловались, круглыми, горячими, румяными, как солнышко. Мы хотим представить вашему вниманию фильм о том, как мы в классе встречали Масленицу. ФИЛЬМ

    Как зародился обычай закликания Весны

    Кончилась Масленица. Идут одна за другой семь недель Великого поста, во время которого строжайше были запрещены всякие увеселения - не только в деревне, но и в городе. Даже песен петь было нельзя. И на посиделки девушки собирались, чтобы не сидеть дома в одиночестве, а вместе прясть, рукодельничать и тихо переговариваться о деревенских новостях, о знакомых парнях, рассказывать друг другу сны.

    Но что это? Только стала потухать вечерняя заря, как в прозрачном воздухе, в котором уже едва-едва ощущается свежий запах весны, высоко взметнулись в небо сильные, протяжные призывные звуки: “Гу-у-у!”, “Ау-у...!” Это не песни. Это то, что разрешалось издревле. И даже было обязательным. Девушки закликали, зазывали весну.

    Они под вечер забирались на крыши сараев, риг, выходили на высокие места и оттуда кликали весну. Заклички кончались высокими, сильными и призывными “гуканьем” и “аканьем”, далеко разносившимися в вечернем весеннем небе.

    Наши предки считали: чтобы Весна пришла, ее нужно было позвать, попросить прийти, выкликнуть. Весну всегда ждали, встречали, гукали, закликали, отсюда и слово “заклички”.

    Изучив литературу, я выяснила, что «заклички» - один из видов заклинательных песен.

    Силы природы почитались как живые. Люди были убеждены, что, даже просто назвав явление, предмет, они тем самым обретали над ним власть. А слово, соединенное с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Человек обращался к дождю, солнцу, грому, радуге, заклинал и описывал в обрядовых песнях благополучие, довольство, изобилие. Исходя из темы работы, я изучала весенние заклички – веснянки, являвшиеся основой обряда встречи весны.

    Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. Выкликнув очередной куплет – прислушивались, дожидаясь эха. Это был знак того, что природа услышала и отозвалась.

    Нам Весну гукать,
    Зиму провожать
    Гу-гу-гу
    С песнями, цветами,
    С ливнями, журавлями
    Гу-гу-гу



    Первая закличка весны

    На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

    Зачастую закличку Весны начинали тогда, когда это показывает сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые привязаны как к Лунному, так и к Солнечному календарю.

    Первую закличку Весны лучше всего проводить 8 марта. Мы уже привыкли, что это женский праздник и праздник весны. Но ведь праздник заклички Весны - это в первую очередь женский праздник, потому что женщины являются носителями плодородия.

    К празднику Весны делали уборку, выносили весь накопившейся за зиму хлам.Зиму выметали метлой из дома, со двора, стучали мётлами и палками по заборам, воротам со словами: “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”

    На праздник выезжают на природу, на холм. Форма одежды и настроение - праздничные. С собой берут гуделки и сопелки, дудочки и свистульки - весну гукать.

    Весна, весна красная!

    Приди, весна, с радостью,

    С радостью великою,

    С милостью богатою.

    Со льном высоким,

    С корнем глубоким,

    С корнем глубоким,

    С хлебом обильным.

    Лето, лето, поди сюда!

    А ты, зима, ступай за моря!

    Надоела нам, надоскучилась,

    Эх, рученьки приморозила,

    Все суставчики перезнобила,

    Метель глазки повыхлёстывала.

    Небольшую веточку украшали лентами, бумажными цветами, овощами и колокольчиками. Её носили по селу, возят на санях, потом приносили туда, где весну кликают, втыкали в каравай.

    На природе выкапывали небольшую ямку, в которую ссыпали гроши, крупы - на богатый урожай. Ямку закапывали.

    Разжигали костёр с соломы, тем самым - весну грели.

    Для девушек сооружали качели на досочках.

    Играли в игры:

      Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

    Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

    Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

      Игра с Солнцем.

    В центре круга – «Солнце» . Дети хороводом идут по кругу и произносят:

    Гори, солнце ярче –

    Лето будет жарче,

    А зима теплее,

    А весна милее.

    На 3-ю строчку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. «Солнце» кричит: «Горю!» Дети убегают, «солнце» догоняет детей.

    Кого «солнце» поймало, тот становится «солнцем», игра повторяется.

    А мужчины играли в “крёгли” - что-то среднее между городками и кеглями. Две команды на своих участках расставляют крёгли - небольшие чурочки, напиленные поперёк ствола, - и соревнуются, кто перебьёт (выбьет) палкой больше крёглей у другой команды.

    Вторая закличка весны


    Второй раз Весну закликали на старинный славянский праздник Жаворонки, который праздновали 22 марта – в день весеннего равноденствия. По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.

    В первые весенние дни замужние женщины - они были главными участникам обряда, но могли участвовать и девушки, выходили за околицу и кликали Весну. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды.

    Особенно нарядными были головные уборы – сороки.

    Женщины сами принимали образы птиц. Существовало поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным.

    Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

    Жаворонки прилетайте,
    Зиму белу прогоняйте!
    Гули – гули.
    Зиму белу прогоняйте,
    Весну красну созывайте!
    Гули – гули.

    По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.

    Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких птиц, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

    В этот день рано утром хозяйки пекли печенье «тетёрки» - символ солнышка и здоровья; птичек «жаворонков», круглые пряники и колобки.

    Из соломы делали маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать.

    В круглые пряники и в «жаворонков», прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится, зерно овса или пшеницы - к урожаю зерновых, конфетка - к сладкой жизни, кольцо – к свадьбе.

    Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались.

    На Руси существовал обычай съедать “жаворонков” с головы – “с носа”, чтобы не ссориться. Если съедали туловище, голову приносили домой и отдавали матери со словами: “На – ко, мамо, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лён твой высокий был”. Мать головки отдавала скотине.

    Жаворонков дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, деревья, стог при этом распевая песенки-заклички, привлекающие жаворонков, а с ними – весну.

    К встрече весны у наших предков было принято изготавливать своим

    руками куклу-веснянку . Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делают на приход весны. У куколки Веснянки есть еще одно имя - Авдотья-Весновка. Считалось, что Авдотья хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит.

    Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и желанной.

    Кукол «Мартиничек » вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

    Кукла «Птица Радость» - кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. Птица-радость помогает женщине понять ее предназначение и почувствовать свою привлекательность. А еще эта кукла поворачивает время на весну, а жизнь - на радость.

    Третья закличка весны

    7 апреля на Благовещенье Весну звали в третий (последний) раз. Это уже поистине весенний праздник. Его проводили у живого дерева, которое наряжали, украшали. Праздник начинали караваем. Каждый отламывал себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.

    К празднику пекли традиционное весеннее печево - “кресты”: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Раньше такие “кресты” толкли до крошек и смешивали с посевными семенами - для лучшего урожая.

    Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.

    Будь здоров на весь год!

    Будь так весел как весна!

    Будь так крепок, как зима!

    Будь здоровый, как вода,

    Будь богатый, как земля,

    А расти как верба!

    Существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

    Выпуская птиц, приговаривали:

    Синички-сестрички,

    Тетки-чечетки,

    Краснозобые снегирюшки,

    Щеглята-молодцы,

    Воры воробьи!

    Вы по воле полетайте,

    Вы на вольной поживите,

    К нам весну скорей ведите!

    В весенней обрядности широко применялись различные магические действия с яйцами. Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания. На закличку красили их во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывали вверх - кто выше подкинет, катали с горки - у кого дальше укатится, устраивали состязание: зажимали в руке яйцо и ударяли им об яйцо соседа. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязались между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. Победителю давали приз или качали на руках.

    Выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.

    После играли в весенние игры: Родничок, Заря-заряница, Верба и др.

    Парни качали девушек на качелях.

    Заключение

    В ходе работы были получены следующие результаты:

    Изучены обычаи и обряды, связанные с закликанием весны на Руси;

    Составлен сборник весенних закличек, игр и рецептов выпечки жаворонков;

    Научились мастерить птиц из бумаги и ткани.

    Мы думаем, наша работа получит продолжение, потому что, как я выяснила, существуют не только весенние заклички, но и заклички, обращенные к другим временам года и явлениям природы.

    В жизни современного человека есть место русским народным обычаям и обрядам. Они позволяют человеку быть ближе к природе, почувствовать с ней единение, а это так важно и необходимо. Они дают повод устроить теплый семейный праздник, возможность пообщаться.

    Литература

    1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982.
    2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
    3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994.
    4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
    5. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.
    6. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: Олма-Пресс, 1998.
    7. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.

    8. Сборника “Жили-были”, Русская обрядовая поэзия, сост. Г.Г.Шаповалова, Л.С.Лаврентьева

    Интернет-ресурсы

    1.

    Приложение №1

    Сборник «Закликаем весну»

    (песенки, заклички, приговорки весне, рецепты выпечки жаворонков)

    Жаворонки прилетите,
    Студёну зиму унесите,
    Теплу весну принесите:
    Зима нам надоела,
    Весь хлеб у нас поела,
    И соломку подбрала,
    И мякинку подняла.
    Уж вы, кулички - жаворонки,

    Солетайтеся, сокликайтеся
    !

    ***

    Жаворонок, жаворонок!
    Возьми себе зиму,
    А нам отдай весну.
    Возьми себе сани,

    А нам отдай телегу.

    ***

    Жаворонки, жаворонки,
    Дайте нам лето,
    А мы вам зиму,
    У нас корма нету!

    ***

    Жаворонки, жаворонки,
    Прилетайте к нам,
    Приносите нам Весну-красну,
    Красну солнышку,

    Тёплу гнёздышку!

    ***

    Жаворонки, прилетите,
    Красну Весну принесите.
    Принесите Весну на своем хвосту,
    На сохе, бороне,
    На овсяном снопе.

    ***

    Жив жаворонок ,
    По полю летает
    ,
    Зёрнышки собирает,
    Весну закликает!

    ***

    Летел кулик
    Из-за моря,
    Принёс кулик
    Девять замков
    - Кулик, кулик
    Замыкай зиму,
    Отпирай весну,
    Тёплое лето!

    ***

    Весна, весна красная!
    Приди, весна, с радостью!
    С радостью, с радостью,
    С великою милостью!

    Со льном высоким,
    С корнем глубоким!
    С хлебами обильными!
    С калиной-малиною!

    С черной смородиною,
    С грушами, со яблочками!
    С цветами лазоревыми,
    С травушкой-муравушкой!

    ***

    Весна, весна красивая!
    Приди, весна, с радостью,С радостью, с радостью,
    С великой милостью:
    Уроди лён высокий,
    Рожь, овёс хороший!

    ***

    Нам Весну гукать,
    Зиму провожать
    Гу-гу-гу
    С песнями, цветами,
    С ливнями, журавлями
    Гу-гу-гу

    ***

    Чу, виль-виль
    Весна пришла
    На колясочках,
    Зима ушла
    На саночках!

    ***

    Весна-красна, на чём пришла?
    На сошочке, на бороночке,
    На лошадиной голове,
    На овсяном снопочку,
    На ржаном колосочку,
    На пшеничном зёрнышку-у-у.

    ***

    Вот пришла весна,
    Весна красная,
    Ай, люли-люли,
    Весна красная.
    ***
    Принесла весна
    Золотые ключи,
    Ай, люли-люли,
    Золотые ключи.
    ***
    Ты замкни, Весна,
    Зиму лютую.
    Отомкни, Весна,
    Тепло летечко,
    Ай, люли-люли,
    Тепло летечко.

    ***

    Уж ты пташечка, ты залетная!
    Ты слетай на синё море,
    Ты возьми ключи весенние,
    Замкни зиму, отомкни лето!

    * * *

    Жаворонки прилетайте,
    Зиму белу прогоняйте!
    Гули – гули.
    Зиму белу прогоняйте,
    Весну красну созывайте!
    Гули – гули.
    Весну красну созывайте,
    Землю нашу одевайте!
    Гули – гули.
    Землю нашу одевайте,
    Все поляны согревайте!
    Гули – гули.
    Все поляны согревайте,
    Солнце мило приглашайте!
    Гули – гули.

    ***

    Жив жаворонок,

    По полю летает,

    Зернышки собирает,

    Весну закликает!

    Р
    ецепты выпечки жаворонков:

    СОСТАВ :
    ОПАРА: 1 стакан воды, 0,5 стакана муки, 3 ч ложки сахара, 10~11г сухих дрожжей
    ТЕСТО: 1/4 стакана сахара, 1 ч ложка соли, 5 ст ложек растительного масла, 3~3,5 стакана муки

    В теплой воде растворить дрожжи и вмешать сахар и муку. Поставить в теплое место, пока опара не увеличится в 2~3 раза.

    В опару положить сахар, соль, влить растительное масло и всыпать 2,5 стакана муки. Перемешать.
    Полстакана муки высыпать на стол, на муку вывалить тесто. Месить, понемногу подсыпая муку, пока тесто не станет гладким, однородным, влажным, но не липнущим к рукам.

    (Из данных продуктов получится примерно 870г теста.)

    Тесто накрыть пищевой пленкой и оставить подходить.

    Когда тесто увеличится в 1,5~2 раза нарезать его на одинаковые кусочки, которые потом скатать в шарики.

    Жаворонки лепятся разными способами.

    Сидящий жаворонок

    Шарик теста раскатать в длинную колбаску. (фото 1)
    Колбаску завязать узлом. (фото 2)
    У конца, который оказался наверху, вытянуть носик и вставить глаз-изюминку. Второй - нижний - конец расплющить пальцами и нарезать, что будет обозначать перышки на хвосте. (фото 3)

    Летящий жаворонок (1 вариант)

    Шарик теста раскатать в короткую толстую колбаску.

    На одном конце вытянуть клюв и вставить глаз.
    С другого конца 2/3 длины колбаски расплющить пальцами или раскатать. При раскатывании нужно растягивать тесто в ширину, а не в длину.
    Посередине раскатанной части, вдоль валика, сделать разрез.

    Затем обе получившиеся половинки надрезать более короткими разрезами. Одну часть поднять и уложить поверх другой, чтобы эти части были перпендикулярны друг другу


    Л
    етящий жаворонок (2 вариант)

    От шарика теста отщипнуть маленький кусочек. Раскатать его в тонкий кружок и половину кружка нарезать бахромой.
    Большой шарик раскатать в валик, с одной стороны оттянуть клюв и вставить глаз. Другой конец немного расплющить и нарезать. (фото 1)
    Маленький кружочек - крыло - смочить с одной стороны водой и положить на заготовку туловища, нарезанной стороной вверх. (фото 2)

    По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну .

    Весна

    На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

    Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день .

    Заклички 22 марта

    22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки .

    В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик.

    Обрядовое дерево

    Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

    Выпекание жаворонков

    Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

    Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

    Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

    Хоровод «Ручеек»

    Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

    Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

    Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

    Обряд отпускания птиц на волю

    Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз . На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

    Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

    «Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище».

    Выпуская птиц приговаривали:
    Синички-сестрички,
    Тетки-чечетки,
    Краснозобые снегирюшки,
    Щеглята-молодцы,
    Воры воробьи!
    Вы по воле полетайте,
    Вы на вольной поживите,
    К нам весну скорей ведите!

    В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капель­ницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачи-

    грачиков. На Сороки (день "Сорока мучеников", 9 марта - весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков. Ребятишки вы­бегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни - веснянки. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Вес­ну. Перелетные птицы, или пчелычка ярая, "замыкали" зиму и "отмыкали" лето.

    В западных областях сохранилась архаичная форма: гуканье, обгукиванъе. Веснянки исполняли девушки и молодые женщи­ны - на возвышенности, над разлившейся водою. Это было рас­считано на естественный природный отклик - эхо. В песенную ткань был вплетен ритуальный возглас "Гу-у-уГ, который при многократном повторении вызывал эффект резонанса. Поющим казалось, что им отзывается сама Весна.

    Середина Великого поста называлась средокрестием (среда на четвертой крестопоклонной неделе) и приходилась на один из дней марта. В этот день к завтраку подавали выпечку в форме крестов. Существовал обычай "кресты кричать". Дети и подрос­тки, обходя дворы, выкрикивали песни, в которых сообщалось о том, что прошла половина говенья (говйна):

    Половина говйна ломится,

    Хлеб да редька спереводится.

    За это поющие получали выпеченные кресты и другое воз­награждение.

    23 апреля, в день Георгия Победоносца, повсюду совершался первый выгон скота. Св. Георгия в народе называли Егорием веш­ним, зеленым Юрием, а 23 апреля - Егорьевым (Юрьевым) днем. Егорий слился с древнерусским Ярилой. В его власти была зем­ля, дикие животные (особенно волки), он мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. В песнях Егорий призывался отом­кнуть землю и выпустить тепло.

    Скотину выгоняли освященной в Вербное воскресенье вер­бой, рано утром (в этот день роса считалась целебной). Стадо три раза обходили с иконой Георгия Победоносца.

    В Костромской области молодые мужчины обходили дворы и перед каждой избой исполняли специальные заклинательные песни, в которых батька храбрый Егорий и преподобный Макарий (святой Макарий Унженский) должны были спасти скотинку в поле и за полем, в лесе и за лесом, за крутыми горами.

    Егорьев день был днем пастухов, их угощали и одаривали. Они произносили заговоры, производили разнообразные маги­ческие действия с целью сохранить стадо в течение лета. На­пример, пастух обходил стадо по кругу, неся в руках ключ и замок, потом замок запирал, а ключ бросал в реку.



    Главным праздником православного христианства является Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье - самобытный рус­ский праздник.

    В народе существовали представления о плодоносящих, це­лебных и охранно-магических свойствах веток вербы с распу­шившимися почками. В Вербное воскресенье эти ветки освяща­лись в церкви, а потом ими принято было слегка хлестать детей и домашних животных - для здоровья и роста, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез!"

    Вербная неделя сменялась Страстной, наполненной приго­товлениями к встрече Пасхи.

    В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхаль­ным куличом) и крашеными яйцами. Эта еда связана с язычес­кими представлениями и обычаями. Хлеб освящен многими ри­туалами как наиболее сакральная пища, символ достатка и бо­гатства. Яйцо, обязательная еда весенних обрядов, символизи­ровало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы, земли и солнца. Существовали игры, связанные с катанием яиц с гор­ки или со специально сделанных деревянных лотков ("загонье яичное"); били яйцо об яйцо - чье разобьется.

    В первый день Пасхи в западных районах совершались обхо­ды дворов волочебщиками - группами мужчин, исполнявших волочебные песни. Главный смысл заключался в песенных реф­ренах (напр.: "Христос воскрес на весь свет!"). Сохраняя древ­нюю призывно-заклинательную и оповещательную функцию, эти песни возвещали о воскресении Иисуса Христа, что соответ­ствовало наступлению теплой поры года и пробуждению приро­ды. Поющих одаривали праздничными припасами, угощали.

    В субботу или воскресенье первой послепасхальной недели во многих местах совершался другой обход - поздравление мо­лодоженов в первую весну их брака. Так называемые окликали Пели вьюнйшные песни. В них величали молодых супругов (въюн-иа и въюнйиу), символом их семейного счастья был образ гнезда. За исполнение поющие требовали подарков (например, краше­ных яиц).

    В весеннюю обрядность органически входил культ предков, так как, согласно языческим представлениям, вместе с расти­тельной природой пробуждались души умерших. Кладбище по

    сещали на Пасху; на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник первой послепасхальной недели); в четверг, суббо­ту и воскресенье Троицкой недели. На кладбище несли с собой еду (кутью, блины, пироги, крашеные яйца), а также пиво, бра­гу. Расстилали холсты на могилах, ели, выпивали, поминая усоп­ших. Женщины причитали. Еду крошили на могилы и лили на них напитки. Часть припасов раздавали нищим. В конце печаль сменялась весельем ("На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут").

    Поминальная обрядность представляла собой самостоятельный годо­вой цикл ритуалов. Ежегодные общие поминальные дни: суббота перед Масленичной неделей (мясопустная), субботы "родительские" - в Великий пост (недели 2, 3 и 4), Радуница, суббота Троицкая и - осенью - Дмитриевская суббота (перед 26 октября). Покойных оплакивали на мо­гилах также и в храмовые праздники. Поминовение умерших соответст­вовало религиозным представлениям народа о душе и о загробном мире. Оно отвечало народной этике, сохраняло духовную связь поколений.

    Первое воскресенье после Пасхи, а иногда вся послепасхаль-ная неделя именовались Красной горкой. С этого времени начи­нались развлечения молодежи: качели, игры, хороводы, кото­рые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября).

    Качели - одно из любимых народных развлечений - когда-то входили в аграрную магию. Как писала В. К. Соколова, "подъем вверх, подбрасывание чего-либо, подпрыгивание и пр. - древнейшие магические действия, встречающиеся у разных наро­дов. Их назначение было стимулировать рост растительности, в первую очередь посевов, помочь им подняться"1. У русских во время весенних праздников подобные обряды неоднократно по­вторялись. Так, чтобы получить хороший урожай ржи и льна, на зазеленевших полях устраивались обрядовые трапезы, а в конце считалось полезным подбросить вверх ложки или окрашенные в желтый цвет яйца. Особенно такие действия были приурочены ко дню Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи).

    Хоровод - древнее синкретическое действо, соединяющее песню, танец, игру. Хороводы включали различные комбинации движущихся фигур, однако чаще всего движение совершалось по солнечному кругу. Это связано с тем, что некогда хороводы посвящались культу гор и холмов, культу солнца. Первоначаль-

    но это были весенние обряды в честь солнца (Хорса) и сопро­вождались зажиганием огней.

    Хороводы связаны со многими календарными праздниками. В. И. Даль перечислил следующие хороводы (по календарю): радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Ни­кольские, ивановские, илъинские, успенские, семенинские, капустин-ские, покровские.

    Хороводные песни по их роли в хороводе разделяют на на­борные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчи­вали). Каждая песня представляла собой самостоятельную игру, законченное художественное произведение. Связь с древними заклинательными обрядами обусловила тематическую направ­ленность хороводных песен: в них представлены мотивы аграр­ного (или промыслового) характера и любовно-брачные. Неред­ко они объединялись ("Цы просо сеяли, сеяли...", "Хмель мой, хмелюшко...", "Заинька, по сенечкам Гуляй-таки, гуляй...").

    Постепенно хороводы утратили свой магический характер, их поэзия расширилась за счет песен лирических, они стали вос­приниматься только как развлечение.

    В конце весны - начале лета, на седьмой послепасхальной неделе, праздновались зеленые святки (троицко-семицкие обря­ды). "Зелеными" они названы потому, что это был праздник растительной природы, "троицкими" - так как совпадали с цер­ковным праздником во имя Троицы, а "семицкими" - потому что важным днем обрядовых действий был семик - четверг, да и вся неделя иногда называлась семицкой.

    Дворы и избы снаружи и внутри украшали ветвями березы, пол посыпали травой, молодые срубленные деревца ставили около изб. Культ расцветающей, входящей в силу растительности со­единялся с ярко выраженными женскими обрядами (участия мужчин в них не допускалось). Эти обряды восходили к важ­нейшей инициации языческих славян - принятию в род по­взрослевших девушек как новых его матерей.

    В семик завивали березку. Девушки с песнями шли в лес (иногда в сопровождении пожилой женщины - распорядительницы об­ряда). Выбирали две молодые березки и связывали их верхушки, пригибая к земле. Березки украшали лентами, из веток заплета­ли венки, приплетали ветки к траве. В других местах украшали одну березку (иногда под березку сажали соломенную куклу - Марену). Пели песни, водили хороводы, ели принесенную с со­бой еду (обязательной была яичница).

    При завивании березки девушки кумились - целовались Через березовые ветви-и обменивались кольцами или платками. Друг

    друга они называли кумой. Этот обряд, не связанный с христи­анскими представлениями о кумовстве, А. Н. Веселовский объяс­нял как обычай посестринства (в древности все девушки одного рода действительно были сестрами)1. Березку они также как бы принимали в свой родственный круг, пели о ней ритуальные и величальные песни:

    Покумимся, кума, покумимся

    Мы семицкою березкой покумимся.

    Ой Дид Ладо! Честному Семику.

    Ой Дид Ладо! Березке моей.

    На Троицын день ходили в лес развивать березку и раскумля-лисъ. Надев венки, девушки гуляли в них, а потом бросали в реку и загадывали свою судьбу: если венок поплывет по реке - девушка выйдет замуж; если его прибьет к берегу - останется еще на год в родительском доме; утонувший венок предвещал смерть. Об этом пели ритуальную песню:

    Красны девицы

    Веночки завили,

    Люшечки-люли,

    Веночки завили. ...

    В речку бросали,

    Судьбу загадали...

    Быстра речка

    Судьбу отгадала...

    Коим девушкам

    Замуж идти...,

    Коим девушкам

    Век вековать...,

    А коим несчастным

    Во сырой земле лежать.

    Была и такая разновидность обряда: украшали (а иногда на­ряжали в женскую одежду) срубленную березку. До Троицына дня ее носили по деревне с песнями, величали, "угощали" ее в избах. В воскресенье несли к реке, разряжали и бросали в воду под причитания. Этот обряд сохранил отголоски очень архаич­ных человеческих жертвоприношений, березка стала замести­тельной жертвой. Позже бросание ее в реку рассматривалось как обряд вызывания дождя.

    Обрядовым синонимом березки могла быть кукушка. В неко­торых южных губерниях «е делали из травы "кукушкины слез­ки": одевали в маленькую рубаху, сарафан и платок (иногда - в костюм невесты) - и шли в лес. Здесь девушки кумились между собой и с кукушкой, затем клали ее в гробик и зарывали. На Троицын день кукушку откапывали и сажали на ветки. Этот ва­риант обряда отчетливо доносит идею умирания и последующе­го воскрешения, т. е. инициации. Когда-то, по представлениям древних, инициируемые девушки "умирали" - "рождались" жен­щины.

    Троицкую неделю иногда называли Русальной, так как в это время, по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки - обычно девушки, умершие до брака. Русальная неде­ля могла не совпадать с Троицкой.

    Принадлежа к миру мертвых, русалки воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погу­бить. У женщин и девушек русалки якобы просили одежду, по­этому для них оставляли на деревьях сорочки. Пребывание ру­салок в ржаном или конопляном поле содействовало цветению и урожаю. В последний день Русальной недели русалки покида­ли землю и возвращались на тот свет, поэтому в южнорусских областях совершался обряд проводов русалки. Русалку могла изоб­ражать живая девушка, однако чаще это было соломенное чуче­ло, которое с песнями и плясками несли в поле, там сжигали, у костра плясали и прыгали через огонь.

    Сохранился и такой тип обряда: двое рядились лошадью, ко­торую также называли русалкой. Русалку-коня под уздцы вели в поле, а вслед за ней молодежь водила хороводы с прощальными песнями. Это называлось проводить весну.

    Чтобы не забывать старинные традиции, ознакомьтесь с тем, как звать весну, печь жаворонков, как делается кукла Веснянка, кукла Мартиничка.

    Содержание статьи:

    Многие хотят, чтобы поскорее пришла весна. Для этого у наших прародителей были различные обычаи: печь жаворонков, а в некоторых регионах - куликов, из овсяной или ржаной муки, изготавливать шарики, чтобы задобрить Мороз, и он побыстрее ушёл. Также было принято петь специальные песни веснянки, чтобы поторопить это теплое время года с приходом.

    Это прекрасные древние традиции. Не нужно забывать их, необходимо рассказывать о них детям, вместе готовиться к приходу весны.

    Праздник 40 Сороков - традиции разных регионов


    По славянскому календарю день прихода весны - это 22 марта. Праздник называется Жаворонки или Сороки, в честь 40 севастийских мучеников. Это и весеннее равноденствие, когда день равен ночи. У данного праздника очень много названий, вот некоторые из них:
    • Жаворонки;
    • Равноденствие;
    • Пятерочный день;
    • 40 мучеников;
    • 40 Сороков;
    • Именины жаворонка;
    • Сорочини.
    Название праздника зависит от региона, также как и нюансы традиций. Так, на Руси верили в то, что в этот день прилетают жаворонки и кулики, которые приносят весну.

    В Украине и в Белоруссии считалось, что в это время прилетают первые птицы из Вырия (от слова «рай»).

    На этот праздник 40 Сороков, а также на 5-ю неделю Великого поста принято печь жаворонков, в некоторых регионах куликов, воробушек, орешки. В основном пернатых изготавливали в полете с распростертыми крыльями, также пекли птиц, сидящих на гнездах с яичками.

    Дети с удовольствием занимаются таким творчеством, вместе со взрослыми мастерят из теста фигурки.



    В Воронежской области говорят, что зиму встречаем, весну провожаем. На Сороки здесь было принято печь оладьи и блины. А пышки пекли, похожие на сорок. Внутрь клали денежку, которая должна была принести счастье. Хвост загибали наверх в виде крестика.

    В других славянских регионах создавали из овсяной муки шарики в количестве 40 штук, их называли орехами. Такие угощения по одному выбрасывали каждый день за окно, приговаривая при этом, что Мороз, красный нос, дадим тебе овса и хлеба, только убирайся подобру-поздорову. Люди верили, что задобрят Мороз угощением, он, наевшись этих «орехов», уйдет, чтобы не мешать проведению весенних посевных работ.

    На Переяславщине была принято в этот день варить вареники с творогом в количестве 40 штук. Этим занимались девушки, которые затем угощали яствами парней. Деревенские мальчики должны были рано утром прибежать босыми на двор и перебросить через крышу 40 щепок.

    В Каргаполье праздник сорок сороков называют «Тетерочный день». Хозяйки готовили тесто, выпекали из него кружевные блины, чтобы солнышко ярче светило.

    В сербских поселениях принято убирать двор и дом, а выметенный мусор сжигать. Через этот костер все домашние прыгают по 3 раза. В некоторых сербских регионах принято собираться девушкам и юношам накануне праздника, после 12 ночи разжечь костер, прыгать через него, играть, петь песни до рассвета. Когда солнце начнет всходить, вся компания идет собирать ветки вербы, с которыми и возвращались назад домой.

    Но это ещё не всё, чтобы весна поскорее пришла, этими прутиками пришедшие должны были ударить своих домашних, приговаривать каждому, чтобы был быстрым, как олень, здоровым, как бык, упитан, как свинья, и рос, как верба.

    А в регионе Алексинацкое Поморавье принято рано утром проглотить цветок кизила, затем произнести, чтобы этот человек был здоров, как кизил.

    Не зря иногда праздник 40 мучеников еще называют «Молодожёны», «Молодые», а сербы и болгары «Младенци». Ведь у этих народов в данный день принято, чтобы новобрачные, которые прожили вместе меньше года, принимали гостей. Все пришедшие должны принести калачи с мёдом, которые символизирует сладкую, мирную жизнь молодоженов. Те, в свою очередь, должны показать свою ловкость и мастерство, как они хорошо принимают гостей и общаются с ними. Женщины пекли на этот праздник 40 калачей и первые отдавали новобрачным, не так давно вступившим в законный брак.


    А в балканском регионе на праздник сорока сороков выходят из зимней спячки насекомые и змеи. У македонцев до сих пор живо предание, что в этот день прилетают ласточки, а у болгар, что аисты. Болгарские дети выходят в сельской местности с маленькими выпеченными хлебцами, катают их горы, приговаривая, чтобы зима поскорее откатилась, а весна прекратилась.

    Теперь вы знаете, как принято в различных регионах отмечать праздник 40 сороков. Испеките вместе с детьми жаворонков, можно сделать этих птичек из других материалов, показать детям, как нужно закликать весну.

    Печем жаворонков на встречу весны

    Обязательно делайте это хотя бы раз в год, чтобы не забывать древние традиции. Если вы не знаете, когда пекут жаворонков в 2017 году, на этот вопрос легко ответить - 22 марта. Но сделать это необходимо рано утром.

    Нужно не забывать, что в это время идет пост, поэтому принято делать выпечку из постного теста. Но сейчас существует множество других рецептов, с ними вы также познакомитесь. Ведь, если ребенку нужно принести жаворонков в детский сад, лучше испечь их из сдобы.


    Жаворонки по классическому рецепту подойдут для верующих, которые соблюдают пост. Для теста вам потребуется:
    • 1 кг просеянной муки;
    • 120 мл растительного масла;
    • 25 г дрожжей;
    • 0,5 стакана сахара;
    • щепотка соли;
    • 250 мл воды;
    • немного сладкого чая, чтобы смазать выпечку и изюминки.
    Нагрейте воду, чтобы она была теплой, растворите в ней дрожжи. В другую емкость насыпьте просеянную муку, сахар, соль. Перемешайте. В эту сухую смесь вылейте разведённые дрожжи и постное масло. Хорошо вымесите тесто, поставьте его в тепло. Лучше, чтобы оно поднялось два раза.

    Можно сделать жаворонков из теста, создав сначала опару из воды, дрожжей, одной ст. л. сахара и 2 ст. л. муки.


    Когда тесто поднимется нужное количество раз, раскатайте его в пласт, нарежьте на полоски размером 2 на 10 см. Каждую завяжите в центре узлом, чтобы создать головку жаворонка. Вместо глаз прикрепите изюминки. Чтобы они после выпечки были мягкими, предварительно замочите изюм на 20 минут в кипятке, обсушите.

    Сделайте ножом перышки. Из теста скатайте крылья и прикрепите их на место. Посыпьте изделия сахаром или смажьте сладкой водой, выпекайте до готовности.


    Чтобы ребёнок принёс в детское учреждение эти символы весны, мог составить рассказ на тему: Как я пеку жаворонков - сделайте их вместе с малышом. Чтобы упростить задачу, вы можете использовать готовое дрожжевое тесто. Если желаете, сделайте сдобное для детей самостоятельно.

    Для этого нужно взять следующие продукты:

    • 6 стаканов муки;
    • 20 г дрожжей;
    • 250 мл молока;
    • 2 яйца;
    • 0,5 ч. л. соли;
    • 5 ст. л. сахара;
    • 2 ст. л. постного масла;
    • 30 г сливочного масла.
    Если вы хотите, чтобы жаворонки получились более сдобными, тогда увеличьте количество сливочного масла до 200 г. Объем муки варьируйте, опираясь на свои ощущения. Готовое тесто не должно получиться жидким, но и не быть слишком крутым, чтобы изделия хорошо поднялись.


    Также сформируйте птиц, смажьте их сладким чаем, посыпьте сахаром и выпекайте.

    Вы можете создать крылья жаворонка немного другим способом. Для этого с одной стороны кусочка теста делается круглая голова с вытянутым клювом, с другой оно сплющивается в закругленный треугольник, который нужно разрезать ножом пополам. Затем этим же инструментом нашинковать кончики перьев в виде крыльев


    Когда вы будете лепить жаворонков из теста, можете взять на вооружение еще один способ их формирования.

    Начните создавать голову и треугольное тело по принципу, рассказанному только что. Но из широкого края мы делаем хвост. Второй кусочек теста формируется сначала в виде ленты, концы которой слегка расплющивают руками.


    Затем их, а также хвост, нужно разрезать на маленькие полосочки, чтобы получить аналог перьев.

    Обряды закликания весны - игры

    После того как жаворонки или другие птицы из теста готовы, нужно выйти на улицу, нанизать каждого пернатого на палку (осторожно, чтобы не поранить руки!). Взмахивая такими приспособлениями, люди поют песни, закликают весну.

    Затем птицу из теста съедают, если есть живые птицы в клетке, их было принято выпускать на волю. Если вы проводите этот праздник с детьми, приготовьте:

    • веточки;
    • жаворонков из теста;
    • трещотки;
    • расшитые полотенца;
    • свистульки.
    Наденьте на детей национальные костюмы: на девочек сарафаны, платки, на мальчиков брюки, шапки, рубахи. Раздайте им свистульки, трещотки, конечно, перед этим нужно заранее порепетировать с ними. Разучите песни, призванные зазывать весну. Научите детей играть в игры, которые традиционно проходят на встрече этого времени года.

    Гори, гори ясно

    Для этой игры нужно выбрать мальчика, который будет водить. Остальные встают в шеренгу парами за ним. Они произносят слова знаменитой кричалки о том, чтобы горело ясно, не погасло.

    Как только будут произнесены последние слова, дети из последней пары должны оббежать стоящих в колонну и того как водит. Если они успели воссоединиться до того, как водящий их осалил, тогда игра повторяется вновь. Если нет, в этом случае «горящим» становится тот, кто был осален.

    Игра Ручеек


    Не все знают, что игра «Ручеек» символизировала весеннее таяние снега, призывала солнышко греть ярче, чтобы поскорее растопить сугробы.


    Дети встают парами по два человека, берутся за руки, но разводят их стороны, чтобы по центральной траектории мог пробежать человек. Водящий под музыку вбегает сюда, выбирает себе пару, встает с этим человеком позади всех. Тот, кто остался один, идет вперед ручья, чтобы выбрать себе новую пару.

    Кёгли

    На встрече весны было принято играть в кёгли, данное развлечение представляет нечто среднее между городками и кеглями. Для него вам потребуются:

    • напиленные поперёк ствола небольшие чурки;
    • палка;
    • наждачная бумага.
    Чтобы дети не поранились чурками, отшлифуйте эти заготовки при помощи машинки или наждачной бумаги. Теперь данные предметы расставляются на определенном расстоянии, ребята по очереди стараются выбить кёгли. Кто будет более ловким, тот выиграл. Можно соревноваться не только по одному человеку, но и двум командам.

    На праздник 40 сороков было принято изготавливать различных кукол. Ознакомьтесь с таким творчеством.

    Кукла Веснянка: мастер-класс поделки

    Сделайте для знакомых и друзей обрядовую куклу, подарите им, пожелав хорошей весны.


    Перед началом работы положите рядом с собой:
    • полотна ткани различного цвета;
    • синтипух;
    • нитки тонкие ярких оттенков;
    • для волос пряжу;
    • красные нити ирис.
    Мастер-класс:
    1. Для тела и головы вам потребуется ткань телесного или белого цвета, из неё нужно вырезать квадрат размером 12 на 35 см.
    2. Чтобы кукла Веснянка обзавелась красивым платьем, возьмите два отреза полотна с яркой расцветкой размером 15 на 35 см каждый. Так как их будет две - верхняя и нижняя.
    3. Для фартука лучше взять широкое шитьё размером 7 на 9 см.
    4. Для рукавов используйте цветную ткань 12 на 16 см.
    Чтобы сделать тело куклы, положите перед собой ткань, притянув один и второй длинные края к центру. Ближе к середине этой детали поместите внутрь в складку кусочек синтепуха.


    Теперь сверните эту заготовку пополам, чтобы мягкий комочек оказался наверху. Отделите получившуюся голову красной нитью, перевязав ею шею куклы.


    Расправить складки, поправить узелки, нити вам поможет деревянная палочка. Изготовьте ее из палочки для суши, сделав конец более острым при помощи точилки для карандашей.



    Возьмите лоскут из которого будете делать руки, сверните его так же, как скручивали тело.


    Перевяжите красной нитью, чуть отступив от края, заправьте ее при помощи отточенной деревянной палочки.


    Приподнимите верхнюю полу тела, положите сюда перпендикулярно руки куклы веснянки. Для придания им объёма вы предварительно можете положить в складку рук немножко синтепуха.


    Закрепите этот элемент, завязав на теле красной нитью обережный крест.


    Приложите к нижней части куклы отрез ткани для нижней юбки, перевяжите нитью, чтобы сформировать эту деталь одежды.


    Приложите полотно для верхней юбки, приподняв его к подмышкам, перевяжите красной нитью, последовательно формируя складки.


    Совсем скоро будет готова кукла веснянка. Теперь вам нужно своими руками намотать нить на соответствующий прямоугольный предмет, например, на небольшую брошюру или на диск DVD.

    Разрежьте волосы с одной стороны, помогая себе деревянной шпажкой, пропустите их между двумя полосками, из которых сформирована голова игрушки. Теперь поднимите волосы наверх, свяжите их нитью того же цвета.


    Если хотите, чтобы кукла Веснянка была с челочкой, тогда отделите прядь около лба, перед тем как завязывать все нити. Заплетите девушке косу, перевяжите ее сзади красной лентой. Спереди обрежьте челку до нужных размеров. Украсьте причёску золотой лентой.


    Осталось привязать к игрушке фартук и ленточку, чтобы закрепить его на поясе. Вот такой чудесной получится кукла веснянка, сделанная своими руками.


    Можете при помощи канцелярской скрепки зафиксировать ее на стене или положить на стол, чтобы полюбоваться проделанной работой.

    Кукла Мартиничка на встречу

    Так она называется потому, что такие игрушки принято делать в марте. Они используются в обряде «заклание весны». Плетут таких кукол парами, используя нитки красного и белого цвета. Первая будет символизировать весну, а вторая зиму.


    Такие игрушки принято развешивать на деревьях, чтобы их колыхал ветер, а человек в это время будет загадывать желание. Схема создания куклы мартинички своими руками представлена далее.


    Как видите, используя прямоугольный предмет, нужно намотать на него в ряд нитки одного цвета, предварительно продев веревочку этого же цвета с одной стороны. С другой вы разрежете нити, когда они будут намотаны. С обратного края вы перевяжите данные веревочки, чтоб выделить голову.

    Прямо сейчас кукла мартиничка обзаведется руками. Для этого намотайте нитки на прямоугольный предмет меньшего размера, чем для тела. Перевяжите их с двух сторон. Вложите руки на место. Перевяжите куклу на талии. Если это мальчик, тогда разделите нити внизу пополам, зафиксируйте каждую, чтобы получились ноги.


    Теперь вы знаете, как отмечать праздник 40 сороков, печь жаворонков, закликать весну, сделать куклу веснянку и мартиничку. Посмотрите искрометный видеосюжет, чтобы вам еще больше захотелось устроить такой веселый праздник.

    Как сделать куклу веснянку, рассказывается в следующем видео.

    Третий поможет вам испечь жаворонков. Как и героиня сюжеты, сделайте их вместе с детьми.


    В далекой древности календарный год восточных славян начинался с весны. Весна была такая долгожданная гостья, что встречали ее несколько раз. Цикл весенней обрядности разделялся на два важнейших периода. Первый, ранневесенний, начинался с Масленицы проводами зимы и кликанием весны, включал в себя период Великого Поста и продолжался до Пасхи. Второй,поздневесенний, завершался Троицей.

    Сидоров В.М. Начало весны, 1999г.

    Встреча весны и по сей день в некоторых русских деревнях связана с множеством обрядовых песен – закличек, подготовки и проведения пахоты и сева. Заклички Весенние заклички - заклинательные песни, сопровождавшие обряд кликанья весны. Подрробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4212.htm заключали в себе заклинательную функцию, должны были способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил. Сроки наступления весны определялись по природным приметам – таянью снега, появлению первых проталин, вскрытию реки и началу ледохода, прилету птиц.


    Куинджи А.И. Ранняя весна 1890-1895 гг.

    После принятия Христианства весну стали закликать в определенные дни церковного календаря, получившие в связи с этим народные названия: на Евдокию - «плющиху» (14 марта), Герасима - «грачевника» (17 марта), Алексея «теплого» (30 марта), Благовещенье (7 апреля), но чаще всего – в Сороки, в день Сорока мучеников Севастийских (22 марта).Этот праздник совпадает с днем весеннего равноденствия.


    Святых Сорок Мученников Севастийских

    Ранние встречи весны всегда совпадают с Великим Постом Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего. Великий Пост состоит из Святой Четыредесятницы - 40 дней, посвященных памяти молитвенного поста Иисуса Христа во время его пребывания в пустыне, Лазаревой субботы (памяти воскрешения Христом Лазаря), Вербного воскресенья (Вход Господень в Иерусалим) и шести дней Страстной недели. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг (Средокрестие) на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе. Обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и знаменовали собой границу между периодом безвременья - Пост - и периодом возрождения и обновления жизни и природы - Пасха. Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4060.htm - семинедельным периодом воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. Как только отшумело масленичное веселье, отзвенели колокольчики масленичных катаний, смолкли звонкие «масленские» песни, так и прекратились молодежные посиделки, гуляния, пение песен, игра на музыкальных инструментах ипотянулись долгие дни великого поста. В деревнях говели: постились, молились, по воскресениям ходили в сельский храм к исповеди и причастию. В большинстве русских сел строго соблюдался запрет на мирское пение в Великий Пост и единственным жанром музыкально – поэтического фольклора, который мог звучать в эти дни молитвы и покаяния, были духовные стихи или божественные песни, как их иногда называют в народе.

    А как же весенние заклички? – спросите Вы.Весенние заклички не считались песнями,ведь их не пели, а кричали, гукали, кликали.Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим «Гу-у!». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц. Кричали заклички девушки и замужние женщины молодухи, в некоторых местах дети. Во время закличек старались забраться повыше, чтобы голос разносился подальше.


    Духанина А. Русский Север. Закликание весны.

    Приход весны старались изобразить. На Евдокию - «плющиху» в некоторых деревнях средней полосы России приходились первые весенние заклички, по этому случаю делали соломенного коня – символ Солнца – и прикрепляли под коньками крыш. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый – бог труда. Поэтому существовала пословица: Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.


    Соломенный конь. (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

    Праздник Герасима – Грачевника Праздник Герасима – Грачевника (17марта) по церковному календарю день памяти преподобного Герасима из Ликии (V век) и преподобного Герасима - первого Вологодского чудотворца (XII век). Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4216.htm в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе говорили: "Увидел грача - весну встречай". Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". Если в этот день на пахоте находили грачиное перо, его пеленали в тряпочку, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки, считалось, что он обеспечит своему владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах.

    Соломенный конь и «ржаные грачи» встречаются не везде, зато повсеместно на весенние заклички выпекались птички – жаворонки. Считалось, что жаворонки первыми возвращаются из-за моря, ведя за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях.


    Белокрылые жаворонки

    В Сороки, а на Русском Севере также на Благовещение, хозяйки обычно выпекали из теста птичек – жаворонков, с которыми дети, а иногда молодежь или женщины, выходили зазывать птиц и весну:

    Жаворонки, прилетите,
    студену зиму унесите,
    Теплу весну принесите:
    Зима нам надоела,
    Весь хлеб у нас поела!

    «Жаворонков» развешивали и раскладывали на возвышенных местах, подкидывали в воздух, оставляли на проталинах, имитируя прилет настоящих жаворонков или куликов.

    В эти же дни выпускали на свободу пойманных еще по осени птиц. А вместо них дома вешали специально сделанную тряпичную птичку, также тряпичных птиц развешивали на ветвях деревьев под весенние заклички. Из чего только не делали птиц на Руси! Из тряпочек, соломы, дерева, дранок (тонких щепочек), теста. Птичек украшали цветами, зернышками, перевязывали ленточками.

    Птичка. Автор И.Гаркавенко

    На Сороки и Благовещенье делались куклы – Мартинички маленькие нитяные куколки . Название они свое получили от марта месяца, в котором отмечались Сороки и Благовещенье. Мартиничков вязали парами : из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца.

    Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жавороками. И размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну:

    «Запускание жаворонков»

    Но хлеб, с которым призывали весну, не обязательно имел вид птицы, в некоторых местах весну угощали караваем или пирогами. Важная роль хлеба в обрядности встречи весны сохранилась с тех давних пор, когда он являлся жертвой - угощением земле, весне или стихиям (морозу), благодаря которой земледельцы надеялись заручиться поддержкой и благосклонностью высших сил.
    Особую роль в весенних ритуалах играливода и огонь, как символы пробуждения и очищения природы, поэтому обряды, посвященные встрече весны, часто имели четкую локальную привязку: берега рек, озер, около источников - и сопровождались разжиганием костров.

    Кульминацией цикла весенней обрядности были Пасхальные праздники.


    Пимоненко Н. Пасха в Малороссии

    От Пасхи или от календарно близкого к ней Егорьева дня Егорьев день - народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: зимний в декабре, весенний в мае. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота. В день «Весенненго Егория»первый раз выгоняли скот на пастбище; к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев; посадку некоторых огородных культур; найм работников. Пограничный характер этой даты предопределил большое количество ритуальных действий, осуществляя которые, крестьяне старались заручиться поддержкой вышних сил на весь хозяйственный сезон. начинался второй период весенней обрядности. С этого момента начинается важнейший для русского крестьянина календарный период. С этого времени весна вступала в свои права. Чтобы помочь весне придти, земле пробудиться от зимнего сна, и усилить вегетацию всходов, начиная с Пасхальной недели, устраивались хороводы, качели, игры с пасхальными яйцами и тому подобное, превратившиеся в 19 веке в молодежные и детские развлечения.

    За неделю до Пасхи делали куколку - Пасхальную голубку , часто их делали несколько и развешивали по избе, также обязательно вешали в красном углу. Голова и руки должны были быть обязательно из красного лоскута.


    Пасхальная голубка. Автор И. Гаркавенко

    Кликание весны в этот период происходило иначе, чем во время поста. Веснянки и заклички пелись девушками в хороводе во время пасхальных гуляний или в первое воскресенье после Пасхи на Красную горку Красная горка - первое воскресенье после Пасхи В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен древней Руси был праздником начала весны - с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником. . Красная горка – это гуляния деревенской молодежи до утра с песнями и хороводами, встреча на горе первых лучей восходящего солнца, выбор невест. Сопровождавшие хоровод весенние лирические песни, изобиловали брачной тематикой, отличались приподнятым, радостным настроением.


    Красная горка в селе Усть – Цильма

    На пятидесятый день после Пасхи наступала Троица - великий праздник православного календаря, когда чествуется Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

    Святая Троица

    На Троицу наложился языческий праздник Семик или как его называли еще - Зеленые Святки. Он знаменовал окончание весны и предвестие лета и праздновался за три дня до Троицы, открывая комплекс Троицких празднеств. В русском поэтическом творчестве Троица обыкновенно выступала в паре с Семиком:

    У нас в году два праздника:
    Семик да Троица,
    Ай, лилё, да лилё,
    Семик да Троица

    Зеленые Святки своей эстетикой, театрализованными постановками не уступают зимним Святкам, ибо они отражают тождественные явления - летний и зимний солнцеворот. Период зелёных святок был насыщен обрядовыми действиями, направленными на хозяйственную деятельность человека, и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство.

    А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

    Семицкий обрядовый комплекс был пронизан переходной символикой, ибо он отмечал переход весны к лету. Главная функциональная роль на Семик отводилась молодежи, социальный статус которой также определялся как переходный; подобное состояние молодежи, особенно девушек, сопоставимо с состоянием природы поздней весной - природы расцветающей, но еще не плодоносящей.

    В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность. Поэтомусимволом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах обычно " авивали" ветви,переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами.

    Вью, вью я венок!
    Завивайся берёзонька
    Вью, вью я венок!
    Завивайся кудрявая
    Вью, вью я венок!
    Мы покумимся кумушка
    Вью, вью я венок!
    Поцелуемся голубушка
    Вью, вью я венок!

    В некоторых местах березы срубали накануне праздника, украшали, рядили в девичью или женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб.

    На заключительном этапе празднования Троицы совершались проводные обряды: отпевание, потопление, сжигание троицкой березки.

    Помимо этого повсеместно свежей зеленью украшали поселки, церкви, дома и хозяйственные постройки; а головы людей, а местами и животных венчали, как правило, зеленые венки.


    Троицкие гуляния в Омской области

    Рассмотрим подробнее обряды троицко - семицкого комплекса, которые связаны с изготовлением кукол - это крещение и похороны кукушки и похороны Костромы.

    Крещение и похороны кукушки - девичий и женский обряд весенне-летнего цикла, представляющий собой вариант троицкого кумления. Кумление – это обычай установления особых отношений духовного родства между представительницами женского пола на определенное время. Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкрепленное обменом поцелуями, подарками, личными вещами.

    Обряд «кукушечка» относится к аграрно-магическим девичьим и женским обрядам. В центре этого обряда был ритуальный предмет, который так и назывался «кукушка» -травяная или тряпичная кукла в виде женской фигуры, реже птицы или украшенного деревца.

    Кукушку в народе называли вдовушкой или беззаботной матерью, что бросила свое дитя, стала беспамятлива. «Кукушка кукует – горе вещует» - говорили так, когда слышали голос кукушки. А услышав впервые по весне ее кукование, крестились, дабы оградить себя от кукушкиной доли. Никакой деревенской девушке не хотелось кукушкиной участи – остаться без своего гнезда и мыкаться всю жизнь.


    Чтобы избежать этого на Троицу ладили свою кукушку, птицу-куклу. В основе «кукушечки» обычно был растительный материал: трава "кукушкин цвет" («кукушкины слезы»); цветок ириса, ветви берез, солома. Количество используемых для изготовления "кукушки" травинок должно было быть четным. В ряде мест фигуру делали из пестрого платка, кусочков материи. Куклу обязательно обряжали в яркие лоскуты и кружево, в одежду, снятую с одной из девочек-участниц, в специально сшитое платье. Последнее соответствовало девичьему наряду, бытовавшему в данной местности, непременными элементами были крест и украшения - ленты, бусы, косники; цветовая гамма костюма - розово-красная.

    Кукушечка (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

    Обряд сопровождался похоронным шествием, оплакиванием кукушки, кумлением девушек, гаданиями и ритуальной трапезой. Основными участницами обрядового действия были молодые девушки 10-16 лет, иногда к ним присоединялись женщины, бывшие замужем не более одного года и не имевшие детей, присутствие которых в некоторых традициях считалось обязательным. В образе кукушки,также как и в образе троицкой березки, видят одно из воплощений женского божества, которое наделяет женщин, обратившихся к нему, душами-зародышами будущих детей.

    Руководила ходом обряда пожилая женщина, нередко вдова. Характерной чертой обряда было шествие девушек и молодок с наряженной кукушкой по деревне. Хождение сопровождалось песнями

    Во время обхода деревни собирали деньги на трапезу или с каждого жителя по яичку. Также как и другие женские обряды троицко-семицкого цикла "крещение и похороны кукушки" сопровождались обязательной ритуальной трапезой с непременной яичницей, молодежными гуляньями. Повсеместно в них участвовали парни и мужчины.

    В ходе шествия кукушку обычно переносили в лес, в поле, к реке, на кладбище. Там её «крестили», чтобы она не наделала бед в жизни деревенских девушек, чтобы не накуковала одиночества. При "крещении" на кукушку вешали крест, совершали над ней троекратное крестное знамение, сами кумились с ней, окунали ее в воду, наподобие омовения при христианском крещении. Затем кукушку прятали (хоронили) на скрещенных ветвях берез или в траве:

    Кукушечка-рябушечка!
    Окстись! Окстись!
    На все стороны,
    На Божий свет!
    Окстись! Окстись!

    Иногда копали ямку, устилали ее лоскутками и там закапывали кукушку с песнями:

    По окончании весенних праздников девушки отправлялись "смотреть" кукушку. Ее снимали с дерева, выкапывали из земли, разряжали или укладывали ее на березовый венок и этот венок несли к реке, опускали в воду кукушку с прощальной песней:

    Прощай, прощай, кукушечка,
    Прощай, прощай, рябушечка,

    До новых до берез,
    До красной до зари
    До новой до травы

    Это и означало прекращение установленных в ходе кумления отношений.

    Троицко – семицкие праздники завершал обряд проводов весны - похорон Костромы. В фольклорных текстах термин "весна" часто использовался как эпитет Костромы: весна – Кострома. В Саратовской губернии считали, чтов лице Костромы провожают весну:

    "Костромушку да наряжали,
    Девки весну провожали.
    Пройдет весна, да Троица
    Все забавы скроются".

    Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождение сил природы; с магическими ритуалами, направленными на получение урожая, гдеКострома представляет собой символ плодородия.

    Кострому могли изображать парень или девушка, часто это было чучело.


    Фото Нистратова В. Похороны Костромы

    Делали его из связанного соломенного снопа, который и обряжали. Характерной чертой наряда Костромы, человека или куклы, было полное или частичное украшение его зеленью и цветами. Кострому - чучело или человека, лежащего неподвижно, - под пение песен с поклонами укладывали в "гроб" - на носилки, доску или в корыто - и несли к реке или в лес.


    Гравюра, конец XVIII века

    Шествие, как правило, представляло собой инсценированную похоронную процессию.Обряд завершался ритуальным разорением и потоплением соломенного чучела, насильственным купанием ряженых, изображавших Кострому, оставлением "гроба" с Костромой в лесу. Перед уничтожением с чучела обычно снимали предметы его убранства. Заключительная часть обрядового действа сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием, играми.

    Согласно народной традиции граница между весной и летом была очень зыбкая, однако жители деревни в большинстве своемсвязывали начало лета с приходом/окончанием Троицы. Во многих местах России к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. С завершением троицко - семицких праздников начиналась летняя тяжелая работа, от которой зависела вся судьба крестьянского рода на весь предстоящий год.

    Задание для самостоятельной работы к теме Куклы весенних обрядов

    Сейчас мы с вами будем делать весеннюю птичку. В каждой деревне делали птичек по - разному. И я предлагаю вам два варианта: традиционный и осовременненый. Вы можете сделать обе птички, а можете выбрать какую - то из них.

    Вариант первый

    1-3. Берем квадратный лоскут ткани 7- 9 см. Складываем сначала его треугольником. Затем кладем острым углом вниз, края загнем – получится ромб.

    4-5. Еще раз загибаем углы ромба в центр. Складываем фигурку пополам.

    6. Ниткой несколькими витками перематываем острый конец треугольника – вот и клювик птички. Нитку затягиваем, но не обрываем.

    7. Расправляем ткань. Вкладываем внутрь небольшой кусочек ветоши (синтепона, ваты). Заранее его лучше сформировать в шарик. Обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.

    8. Распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова вкладываем внутрь ткани немного ветоши. Вот и тело птички.

    9. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту - получается крест на спине птички. Нитью стягиваем каждое крыло. Для этого той же нитью ведем от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлей на хвосте. Вот и получилась у нас птичка!

    (мастер – класс взят из книги Натальи Догаевой и Елены Берстеневой «Кукольный сундучок»)

    Вариант второй. Современная версия

    1. Возьмём квадрат ткани или салфетки со стороной от 10 до 20 см (чем меньше квадрат, тем меньше птичка), полоску ткани для крыльев шириной 4 см, крепкие нитки для перевязки и синтепона с напёрсток.

    2. Складываем квадрат по диагонали и для оформления клюва птичке перевязываем уголок примерно 1 см. Нитку не отрываем - всё перевязываем одной ниткой.

    3. Помещаем под клюв синтепон, округляем тканью и фиксируем голову.

    4. Оформляем крыло, присобрав его к шее, фиксируем ниткой.

    5. Полоску для крыльев сужаем к центру.

    6. Края крыльев разрезаем и оформляем (лучше зигзаг-ножницами). При оформлении крыльев с углов закрепляем крестообразно через шею, или другой вариант: крылья закрепляем отдельно. Хвост также надрезаем.

    7. Крылья привязываем и сверху скрепляем крестообразно с телом птички.

    Если птичку поместить на уровне лица ребёнка, он сможет своим направленным дыханием (подуть) приводить птичку в движение и даже вращать её в разные стороны

    Этот мастер-класс и фото - из блога Зои Пинигиной .

    См.здесь http://pinigina.livejournal.com/65240.html


    Похожие статьи