• Темы познавательно исследовательская деятельность в младшей группе. Проектная познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе. проект (младшая группа) на тему. неделя: «Ветер, ветер, ты могуч…»

    30.09.2019

    Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

    Что я слышу – забываю.
    Что я вижу – я помню.
    Что я делаю – я понимаю.
    Конфуций.

    Паспорт проекта
    1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
    2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели
    3. Автор проекта: воспитатель Тюрина Т.В.
    4. Участники проекта: дети второй младшей группы
    5. Актуальность темы:
    Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
    6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
    7. Задачи проекта:
    - создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
    - развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
    - формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
    - развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
    - учить объяснять наблюдаемое.
    8. Предполагаемый результат:
    - расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
    - развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
    9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.
    План реализации проекта во второй младшей группе
    Подготовительный этап проекта (1-я неделя):
    1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
    2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
    3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
    4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
    5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
    6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
    Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
    Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
    Виды деятельности Название Цель
    1-й день «Чудеса в природе – солнышко»
    Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания
    Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию моторики рук
    Художественное творчество
    Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру
    Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы
    Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности
    Тематическая прогулка
    «У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком
    2-й день «Воздушные чудеса»
    Беседа
    «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом
    Опыт
    «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух
    Исследование
    «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится
    Экспериментирование
    «Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух
    Игра
    «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность
    Наблюдение и беседа
    «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность
    Экспериментирование
    «Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве
    3-й день «Фокусы с песком»
    Рисование на мокром песке
    «Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей
    Проблемная ситуация, игра
    «Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке
    Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком
    «Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы
    Беседа
    «О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей
    Игра с песком
    «Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений
    4-й день «Вода – чудо природы»
    Игры-опыты
    «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет
    Экспериментирование
    «Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному
    Беседа
    «Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.
    Аппликация
    «Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности
    Чтение художественной литературы
    Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания
    Эксперимент
    «Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом
    Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование самостоятельной двигательной активности

    Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку
    Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу
    Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее

    Литература:
    1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
    2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
    3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.

    Приложение

    Эксперименты, исследования и опыты

    1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
    2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
    3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
    4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
    5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
    Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
    6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
    7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
    8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
    Игры
    1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
    Солнышко, солнышко
    Золотое донышко,
    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Побежал в саду ручей,
    Прилетели сто грачей,
    Хлопают ладонями
    Сгибают и разгибают ладони
    Показывают волну.
    Машут руками.
    А сугробы тают, тают,
    А цветочки подрастают.
    Опускают руки вниз.
    Поднимают руки вверх.

    2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
    3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
    4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
    5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
    6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
    7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.

    Конспект

    Непосредственной образовательной деятельности

    по познавательно-исследовательской деятельности

    во второй младшей группе на тему

    «Песочная страна».

    Составила : воспитатель Кошелева

    Елена Владимировна.

    Сентябрь 2015 год

    Цель:

    • Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.

    Задачи :

    Образовательные

    • формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;
    • Формировать умение изображать солнышко из песка;
    • Ознакомление с правилами поведения детей при игре с песком.

    Развивающие

    • развивать: творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с песком. умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.

    Воспитательные

    • Воспитывать аккуратность в работе.
    • Вызвать интерес к изображению солнца в сотворчестве с педагогом и другими детьми.
    • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор

    Здоровьесберегающие

    • Развитие общих речевых навыков, координация речи с движениями
    • Развивать мелкую моторику рук.

    Методы и приёмы:

    Словесные: проблемно-поисковые вопросы; диалог; художественное слово – загадка, стихотворение, потешка.

    Наглядные: показ карточек, просмотр мультимедийной презентации.
    Практические: погружение в игровую ситуацию, практические действия (творческое задание по созданию коллективной работы), физминутка, игра с зайцем, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование, сюрпризный момент.

    Материалы: Мультимедиа, ящики (2 шт.), песок, песок цветной, карточки с правилами работы с песком, лейка с водой, фартуки, ведёрко, поднос, корзинка, клеёнка прозрачная, ватман, кисточка, клей ПВА, влажные салфетки, морковка с конфетами, подарок «Радужный песок».

    Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах песка, рассматривание иллюстраций «Играем с песком», чтение загадок, стихотворений о песке.

    Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями.

    Воспит.: - Дети вы любите смотреть сказки? А вы знаете, что в каждой сказке есть своя волшебная страна. Посмотрите на экран. А вот ещё одна. Слайды- картинки волшебных стран (2 картинки солнечные, играет фоновая музыка)

    Воспит.: - Но есть необычная страна, а почему она необычная вы узнаете, когда отгадаете загадку.

    Он и желтый и сыпучий,

    Во дворе насыпан кучей,

    Если хочешь, можешь брать

    И в «куличики» играть. (песок)

    Значит эта страна состоит из чего?

    Дети: - Из песка.

    Воспит.: - Посмотрите на экран. Стихотворение Н. Дилакторской «Песочная страна»

    Течёт в стране песочной песочная река,

    Построен дом высотный из жёлтого песка,

    А справа возле речки где круче бережок

    Пекут в песочной печки песочный пирожок.

    Воспит.: - Посмотрите какой замок построен. (Слайд замок из песка)

    Слайд Зайчик – видео.

    (Здравствуйте ребята, я волшебный Зайчик из песочной страны. В моей стране уже давно не светит солнышко, стало пасмурно и очень скучно и у всех жителей каждый день плохое настроение. Я хочу помочь своим друзьям, но один не справлюсь, вы мне поможете?)

    Дети: - Да.

    Зайчик: - Тогда я поспешу к вам!

    Стук в дверь. Входит зайчик.

    Зайчик: - Здравствуйте дети, я очень к вам спешил.

    Воспит.:- Здравствуй Зайчик, а напомни нам, пожалуйста, из какой ты страны?

    Зайчик: - Из песочной.

    Воспит.: - Ой, как здорово, что ты к нам пришёл. Наши дети любят играть в песок. Правда дети?

    Дети : - Да.

    Зайчик : - А давайте мы с вами поиграем.

    Физминутка.

    Раз, два, три четыре, пять (прыжки)

    Вышел Зайчик погулять (ходьба на месте)

    Вот я всех ребят встречаю (приседание)

    В песочную страну приглашаю. (хлопают в ладоши)

    Воспит.: - Вы хотите поиграть в песок? Но прежде чем пройти в песочную страну давайте познакомимся с правилами работы с песком.

    1. Не разбрасывать песок, 2.Не брать руки в рот 3. Не тереть глаза 4.Обязательно мыть руки после игры с песком. 5Не обсыпать друг друга. (показ карточек)

    (надевают фартуки, проходят к столу с песком)

    Воспит.: - Песок наш тоже волшебный, давайте с ним поздороваемся. Повторяйте за мной.

    Здравствуй, здравствуй песок,

    Здравствуй, здравствуй дружок,

    Будем мы с тобой играть

    И не будем обижать.

    Воспит.: - Послушайте, песок тоже с нами здоровается. (высыпать песок из ведёрка)

    Опыт с сухим песком.

    Воспит.: - Положите ладошки на песок и потрогайте его, погладьте какой он?

    Дети: - шершавый, сухой.

    Воспит.: - Давайте развеселим его, пощекочем. Сначала одной рукой, затем другой и двумя. Сейчас погреем его, наберём в руки песок и потрём его между ладоней. Что вы чувствуете?

    А теперь поиграем в игру самый сильный. Возьмите немного песка в кулачок и крепко сожмите, чтобы не одна песчинка не упала. А теперь высыпайте его из кулачка. Что происходит?

    Дети: - песок сыплется.

    Воспитат.: - Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому он сыплется. Какой песок?

    Дети: - сухой, сыпучий.

    Воспитат.: - Попробуем слепить из него куличики.

    (дети пробуют)

    Воспитат.: - лепятся?

    Дети: - нет

    (шум дождя, слайд дождик)

    Воспитат.: (воспитатель льёт из лейки воду, играет фоновая музыка)

    Дождик, дождик веселей

    Своих капель не жалей,

    Для цветов и для полей

    И для маленьких детей.

    Посмотрите, куда делась вода? Какой стал песок?

    Дети: - впиталась, песок стал мокрый.

    Воспитат.: - потрогайте его, какой он? Теперь возьмите в кулачок, попробуйте высыпать. Сыплется?

    Дети:- Нет

    Воспитат.: - Почему?

    Дети: - песок мокрый.

    Воспитат.: - Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делали много раз.

    Вы слепите угощение для жителей песочной страны?

    Дети: - конечно.

    Воспитат.: - Давайте мы угостим их пирожками. (дети лепят, выкладывают на поднос)

    Зайчик: - Ой, какие пирожки вы слепили, спасибо вам.

    Жители песочной страны будут очень довольны вашими пирожками.

    Воспитат.: - Молодцы, все правила работы с песком выполнили, работали аккуратно, давайте вспомним ещё одно правило, что нужно сделать после работы с песком?

    (Дети вытирают руки влажными салфетками)

    Зайчик:- Давайте ещё поиграем Игра музыкальная «Зайчик»

    Зайчик прыгал, прыгал, прыгал и устал (прыгают)

    Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял (показывают хвостик и ушки)

    И услышал зайчик тихий, тихий звук (Подставляют ладонь к уху)

    Посмотрел по сторонам и в ямку прыгнул вдруг (смотрят в стороны, прыгают вперёд)

    Воспитат.: - Дети, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать.

    Воспитат.: - Проходите за мной я вам покажу.

    (дети подходят к столу с ватманом и жёлтым песком)

    Воспитат.: - Сейчас я клеем нарисую рисунок, а вы будете сыпать песок.

    (дети работают под фоновую музыку)

    Воспитат.: - Сейчас я стряхну лишний песок, и мы увидим что получилось.

    Дети, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось - яркое, лучистое.

    Смотрит солнышко в окошко,
    Светит в нашу комнату.
    Мы захлопаем в ладошки -
    Очень рады солнышку.

    А давайте мы его подарим зайчику, чтобы в его стране не было скучно и всегда светило солнышко!

    Зайчик: - Спасибо дети, как рады будут жители песочной страны, теперь там никогда не будет грустно.

    Я тоже хочу угостить вас, у меня есть волшебная морковка, в ней для вас сладости.

    Воспитат.: - Дети, зайчику пора возвращаться в свою страну, он заберет с собой солнышко и пирожки. До свидания Зайчик!

    Дети: - До свидания Зайчик!

    Воспитат.: - Дети, посмотрите, в песочной стране засветило солнышко и я думаю, что теперь у жителей хорошее настроение.

    (на экране слайд солнечной песочной страны)

    Воспитат.: Давайте вспомним, что мы для этого сделали? Что вы узнали о песке?

    Дети мне так понравилось с вами играть, вы все молодцы. А у меня для вас тоже есть подарок – набор «Радужный песок», из него вы сделаете красивые поделки с воспитателем. Давайте попрощаемся с гостями, скажем до свидания.

    Список используемой литературы:

    1. Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста », 2010 – Детство - Пресс
    2. С.Д.Томилова «Полная хрестоматия для дошкольников» с методическими подсказками для педагогов и родителей», 2005. – У-Факторий.
    3. Мариелла Зейц «Пишим и рисуем песком» (практические рекомендации)
    4. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.

    Елена Скулганова
    Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе

    Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в младшей группе , мы постаралась создать соответствующую предметно-развивающую среду, в которой главное место отвели центру экспериментирования «Песок-Вода» . Родители с удовольствием откликнулись на просьбу принять участие в пополнении необходимого оборудования : ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки. Все это позволило нам проводить всевозможные игры - эксперименты. Например, в тазике с водой лежат разные по цвету шарики, которые надо выловить ситечком и разложить по цвету; миска, из которой нужно набрать воду кружкой и налить её в бутылку, пользуясь воронкой; пипетка для переливания воды из одной ёмкости в другую и т. д. На другом столе расставлены миски с крупой – в одной спрятаны ключики, их надо найти, в другой – манка и гречка. Чтобы сварить кашу, необходимо отделить манку от гречки – просеять через сито с ручкой, а в прозрачную пластиковую бутылку с узким горлышком перебросать фасоль.

    Предлагаем детям слепить колобков, в процессе чего они получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.

    Игра "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.

    Игра «Волшебные тени» знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень.

    Игра «Разноцветные льдинки» дает представление о том, что лед - это замороженная вода.

    Проводим следующие игры-экспериментирования : «Теплая-холодная» , «Пена» , «Ловись рыбка» , «Перелей водичку» , «Вылови шарик сачком» , «Погладим песочек» , «Забьем колышек» , «Украсим горку» , «Украсим полянку» , и др.

    В этом возрасте в экспериментировании мы ставим цель опыта, помогаем детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляем необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий : "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

    Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности , тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

    Выступаем, как партнеры, выясняем с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняем. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность : например : обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы : вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной и др.

    В процессе работы знакомим детей со свойствами и качествами такого материала как камень : они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки.

    Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе . Вместе с детьми мы изучаем их свойства, играем с ними, делаем поделки, которые впоследствии становятся украшением группы : из камней выложили и раскрасили «Цветик-семицветик» , построили дорожку к домику зайчика. Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Опыт и наблюдения мы повторяем, усложняем, переносим из группы в предметную среду и наоборот. Вообще исследовательскую деятельность , стараемся включать в разные виды деятельности : в игру, непосредственно образовательную деятельность , прогулку.

    Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, мы постоянно пополняем наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

    В процессе работы, играя с детьми, стараемся создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаем слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей . Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаю детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.

    Проблемная ситуация, неуспех в деятельности , замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой, а также способами сделать песок пригодным для лепки.

    В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого мы учим малыша способам обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем) ; зрительных (спектр цветов, геометрические формы) ; тактильных (представления о таких свойствах, как горячий - холодный, мягкий - твердый, гладкий - шершавый);обонятельных.

    Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.

    Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка) . Именно поэтому, стараемся привлечь родителей к совместному решению данных вопросов. Нацеливаю родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

    В нашем детском саду ведется экспериментальная деятельность по теме «Апробация и внедрение принципов педагогики М. Монтессори в образовательный процесс». М Монтессори в своей работе отвела большое место упражнениям с водой. Она хотела показать родителям и педагогам, какие удивительные превращения происходят с детьми, когда они играют с водой, знакомятся с ее свойствами. Упражнения с водой М. Монтессори мы включаем во все виды деятельности . В развивающую среду группы в соответствии с темой эксперимента мы включаем и дидактические материалы М. Монтессори. Мы проводим следующие упражнения «Как переливают воду из одного сосуда в другой» , «Переливание из чайника в чашку» , «Переливание воды через три воронки» , «Тихая вода в центре круга» , «Звенящая вода» , «Вода принимает форму» и др.

    Таким образом, можно сказать, что специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций. Осуществление всей этой работы способствовало созданию фундамента умений и навыков детей в области познания окружающего , развития познавательных способностей , активности.

    Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности деятельности .

    Младшая группа .

    Неживая природа.

    деятельности Материал и оборудование

    1. Вода Узнаем, какая вода. Выявить свойства воды : прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Три емкости : пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики.

    2. Вода Изготовление цветных льдинок. Познакомить детей с тем , что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

    Стаканчики, формочки, краска, ниточки.

    3. Снег Снеговичок. Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

    Снеговик, вылепленный из снега, емкость.

    4. Воздух Что в пакете? Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах : невидим, без запаха, не имеет формы.

    Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой.

    5. Воздух Игры по обнаружению воздуха. Обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

    Познакомить детей с тем , человек дышит.

    Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки.

    6. Песок, глина.

    Мы – волшебники.

    свойства песка и глины : сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой. Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой.

    Физические явления.

    № Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

    1. Цвет Волшебная кисточка. Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных. Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными

    2. Звук Угадай, чей голосок? Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

    3. Теплота Горячо – холодно. Научить определять температурные качества веществ и предметов. Емкости с водой разной температуры, ванночка.

    № Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

    1. Органы чувств Наши помощники. Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. Коробочки с дырочками, лимон, бубен, яблоко, сахар,

    Рукотворный мир.

    № Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

    1. Бумага Бумага, ее качества и свойства. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется) . Бумага, ножницы, емкость с водой.

    2. Древесина Древесина, ее качества и свойства. Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде) . Деревянные предметы, емкости с водой.

    3. Ткань Ткань, ее качества и свойства. Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства. Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой.

    МКОУ « Канашская СОШ» Структурное

    Подразделение «Детский сад».

    Проектная познавательно-исследовательская

    деятельность во второй младшей группе.

    «Веселая лаборатория».

    Исполнитель:

    Чистова.Н.В.

    Воспитатель 1кв.кат.

    С. Канаши

    Технологическая карта проекта «Веселая лаборатория» во второй младшей группе.

    Тип проекта: познавательно-исследовательский.

    Срок реализации: средней продолжительности.

    Участники: педагог и дети.

    Итоговый продукт: способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента.

    Цель : Развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

    Задачи :

    1.Сформировать представления детей о свойствах предметов, повышать их эрудицию.

    2.Формировать умение работать совместно со взрослым на подражательно-исполнительском уровне.

    Ожидаемые результаты:

    совместный анализ и вывод.

    Опыты:

    Нюхаем, трогаем.

    Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности).

    Материалы: коробка с двумя круглыми прорезями (для рук), небольшие игрушки(кубик, мячик, зверюшки), коробочка с дырочками; : чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон.

    Описание. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства Лаборант беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Какой предмет на ощупь », «С помощью чего вы смогли это определить » и т.д.

    Игра «Отгадай по запаху» - дети подставляют свои носики к окошку коробочки, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)

    Игра «Отгадай на ощупь» - дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.

    Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по запаху, на ощупь. Что было бы, если бы их у нас не было?

    Прозрачная вода

    Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

    Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой.

    Описание.

    В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она

    любит играть?

    На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

    Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

    Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

    Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

    Воздух работает

    Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (воздушные шары и т.д.).

    Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, воздушные шарики.

    Описание. Лаборант предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее.

    Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

    Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком

    Тающий лед

    Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

    Материалы: тарелки, кувшин с горячей водой, ковш с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

    Описание. Лаборант предлагает отгадать, где быстрее растает лед - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

    Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)

    Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки

    Таинственные картинки

    Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

    Материалы: цветные стекла.

    Описание. Лаборант предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Верите ли вы, что черепаху все видят только зеленым цветом? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким бы вы еще хотели увидеть мир? Дети рассматривают предметы через цветные стекла.

    Песочная страна

    Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

    Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

    Описание. Лаборант предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

    На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается обвести готовый рисунок,а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песоки посмотреть, что получилось.

    Что отражается в зеркале?

    Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

    Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода.

    Описание. Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало. Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева? справа? А теперь посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле.

    Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета? Попробуйте предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли отражение всех этих предметов? Всегда ли оно одной и той же формы! Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала.

    Волшебное сито

    Задачи: познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

    Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа и рис, песок, мелкие камешки.

    Описание. К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в гости к бабушке - отнести ей манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?

    Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее- посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что возле Лаборанта лежит сито? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску?

    Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»

    Найдем вещества у нас в лаборатории, которые надо просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось. Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.

    Воздух повсюду

    Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.

    Материалы: воздушные шарики, листы бумаги.

    Описание. Лаборант загадывает детям загадку о воздухе.

    Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.

    (Воздух)

    Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

    Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

    Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?

    Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не

    является пустым.

    Ловись рыбка, и мала, и велика

    Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

    Материалы: игра магнитная «Рыбалка».

    Описание. Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка». Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?

    Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты. Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую - которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы.

    Солнечные зайчики

    Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

    Материал: зеркала.

    Описание. Лаборант помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и сам становится источником света.) Лаборант предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).

    Игры с песком

    Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

    Материалы: большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки.

    Описание. Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Почему вы так думаете? Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения: берут игрушки, ставят лапами на песок и ищут такой же отпечаток. А какой след останется от ладошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Проверяют прикладыванием. Дети строят домики и играют с животными.


    Возраст ребёнка 3–4 лет определяется психологами как период формирования самосознания. От спонтанных действий с предметами происходит переход к целенаправленному изучению объектов, которые вызвали интерес. Формирование когнитивных и исследовательских навыков является одной из основных образовательных задач занятий во второй младшей группе детского сада.

    Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 3–4 лет

    Развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников. Для детей в возрасте 3–4 лет характерны:

    • Любознательность. Малыши активно изучают новые предметы и с интересом расширяют знания о знакомых явлениях и объектах.
    • Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление дошкольников к приобретению новых знаний.
    • Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес. Однако младшему дошкольнику ещё сложно долго удерживать внимание, поэтому педагог учитывает потребность ребёнка в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.
    • Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.
    • Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха воспитанников при подготовке будущего занятия.
    • Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по расширению речевых навыков детей и пополнению словарного запаса.

    Младшие дошкольники с удовольствием включаются в проведение экспериментов

    Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

    Выготский Л. С.

    «Воображение и творчество в детском возрасте»

    Цель и задачи

    В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.

    Дошкольников привлекает всё необычное, например, как вода меняет цвет при добавлении краски

    Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

    • развитие интереса к окружающему миру;
    • формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);
    • развитие речевых навыков (построение устной речи - ответов на вопросы, рассказ об увиденном), словарного запаса;
    • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
    • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
    • формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

    Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов:

    • по ознакомлению с окружающим миром (исследование различных предметов, явлений природы, веществ);
    • на музыкальных занятиях (знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием, возможностями голоса);
    • на физкультуре (изучение и применение свойств предметов из резины, пластмассы, дерева - мячи, обручи, кегли, скакалки и др.);
    • во время самостоятельной игровой деятельности (экспериментальная деятельность с различными по форме и строению игрушками);
    • на прогулках (проведение наблюдений за погодой, природными явлениями, растениями и животными на территории детского сада).

    Исследовательская деятельность по изучению свойств растений может проходить во время прогулки

    Приёмы

    Актуальными для работы во второй младшей группе являются следующие приёмы организации исследовательской деятельности детей:

    • Наблюдения. Дети 3–4 лет активно накапливают в памяти зрительные образы. Проводить наблюдения можно в помещении группы, уголке природы, игровом уголке, на свежем воздухе во время прогулки. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности дошкольников, в младших группах оно отличается непродолжительностью, поскольку детям сложно удерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени.

      В уголке природы ребята учатся заботиться о растениях

    • Решение проблемных ситуаций. Постановку проблемного вопроса на занятии в младшей группе осуществляет воспитатель. Он же намечает пути решения проблемы, поскольку детям 3–4 лет не под силу самостоятельно продумать ход действий и спрогнозировать результат. Проблемные ситуации можно представлять в игровой форме, так у дошкольников возникает заинтересованность в поиске ответов.

      Вариантом проблемной ситуации может стать задание: каким ведром быстрее наполнить ёмкость

    • Беседы. Возникновению интереса к предстоящей экспериментальной деятельности, развитию исследовательских и речевых навыков способствуют беседы с младшими дошкольниками, в основе которых - изложение опыта детей. Например, «Какой мячик выше подпрыгивал на занятии физкультурой - резиновый или кожаный?», «Что происходит с водой в баночке, когда мы споласкиваем в ней кисточки?», «Из какого песка лучше получаются куличики?». В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут и сопровождается другими видами деятельности для профилактики переутомления (пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворения и др.).

      В ходе беседы ребята могут рассматривать иллюстрации по теме

    • Опыты и эксперименты. Желание экспериментировать появляется у ребёнка в период раннего детства (простые действия с игрушками) и постепенно переходит от стихийной деятельности к целенаправленной. Дошкольники с удовольст
    Похожие статьи