• Упражнения для памяти детям 5 6 лет. Как помочь ребенку развить память. Игра «Запомнил - нарисовал»

    27.09.2019

    Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

    Определение, процессы

    Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

    1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
    2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
    3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

    Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

    Классификация

    Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

    Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

    1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
    2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

    По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

    1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
    2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

    Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

    1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
    2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
    3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
    4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

    Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

    Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

    Возрастные особенности

    Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

    До 2 лет

    Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

    От 2 до 6 лет

    Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

    От 6 до 12 лет

    Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

    От 12 лет

    После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

    Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

    Методики

    Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

    Методика Глена Домана

    Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

    • Начинать заниматься в раннем возрасте;
    • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
    • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
    • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
    • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
    • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
    • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
    • Никогда не заниматься «через силу».

    Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

    Методика Монтессори

    Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

    Главные принципы:

    • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
    • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

    Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

    Развитие с помощью упражнений

    Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

    Наиболее эффективны следующие упражнения:

    1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
    2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
    3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
    4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
    5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
    6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
    7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

    Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

    Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

    Развитие в игровой форме

    Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

    Самые эффективные игры:

    1. Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
    2. Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
    3. Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
    4. Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
    5. Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
    6. Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
    7. Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
    8. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

    Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

    Детский мозг имеет поистине колоссальные возможности. Чем младше человек, тем больше он способен запоминать, причем знания, полученные в раннем возрасте, чаще откладываются надолго. Взрослый может забывать даже недавние события, но при этом отлично помнить подробности своей детской жизни. У пожилых людей это видно особенно наглядно: рассказывая о себе, мы можем вспомнить многое про каждый год, прожитый нами с 5 до 20 лет, но потом мы акцентируем внимание лишь на основных событиях жизни: свадьбе, рождении детей, интересных событиях.

    Именно поэтому настолько важно не упустить самое благоприятное время для таких занятий, как развитие памяти и внимания у детей, и начать заниматься с ними как можно раньше.

    Почему важно начинать упражнения с раннего возраста?

    Еще одним наглядным фактом того, что наши мыслительные способности максимально активны в детском периоде, служит факт того, что активный лексический словарь, то есть слова, которыми мы пользуемся, формируется именно в первые десять лет жизни. За всю остальную жизнь, учась в средней школе, институте, читая и изучая новое, мы можем обогатить наш словарь только в два раза, но не более!

    Но зачастую родители и педагоги стремятся вложить в детей побольше информации, обучая его математике, чтению и заставляя запоминать точные факты. При этом очень мало внимания уделяется тому, как развить у ребёнка память и внимание, а ведь навыки скоростного мышления – это основная база, на которой должно строиться успешное обучение.

    Кроме того, на взрослого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, и, чтобы в ней ориентироваться, у нас в голове складывается чёткое её разделение на главную, необходимую для нашего будущего, и второстепенную. Для детей же почти вся информация оказывается главной, поэтому малыш без труда может назвать услышанные однажды названия всех двенадцати спутников Юпитера, в то время как взрослый может и не вспомнить, что у Юпитера они вообще есть, даже если прочитает несколько книг по астрономии. Но невнимательность и неспособность долго концентрироваться на одном и том же могут стать причиной плохой памяти ребёнка. Как её развить? Несложными упражнениями и заданиями, о которых будет сказано ниже.


    Другая причина, по которой важно начинать занятия для лучшего усвоения именно в раннем возрасте – это свободное сознание. Для маленького человека ещё не существует никаких табу, в его голове не возникает сковывающая сознание взрослого мысль «Этого не может быть!». Малыш с готовностью готов поверить и в Деда Мороза, и в невидимых существ и с такой же лёгкостью он готов представить абстрактные понятия. Так для детей представить объёмную геометрическую фигуру не составляет труда, тогда как для многих взрослых даже наглядный рисунок может не помочь.

    Память построена, прежде всего, на образах и ассоциациях, на логических цепочках, которые образуются у нас в голове и прочно сплетаются друг с другом. И чем ярче эмоции, которые мы испытывали, узнавая о чем-то, тем крепче будут наши воспоминания. Человек сохраняет на всю жизнь впечатления о походе в горы всей семьёй, вкус похлёбки, приготовленной на костре, или неожиданно выскочившего зайца, принёсшего бурю эмоций. А математические формулы или формулы химических соединений запоминаются с огромным трудом и очень легко выветриваются из нашей головы, поскольку они не вызывают у нас никаких ассоциаций и эмоций.

    По этой причине практически все методики развития памяти строятся на углублении ассоциативных и образных связей.


    Виды мозговой деятельности у ребёнка

    Существует множество классификаций, позволяющих разделить виды мозговой деятельности ребёнка по тому или иному признаку:

      по времени хранения информации: кратковременная и долговременная;

      по способу запоминания: механическая, логическая, оперативная;

      по типу запоминаемой информации: двигательная, зрительная, слуховая.

    Но для любого вида существует единое правило развития памяти дошкольников: запоминаемое должно вызвать яркие ассоциации. Чтобы запомнить абстрактную информацию, ребёнок должен её «раскрасить» – то есть представить в виде слуховых, зрительных или тактильных образов и постараться прочувствовать то, что необходимо запомнить. Малыша нужно учить слушать свои эмоции, размышлять о них. Такое «прислушивание к себе» поможет ему не только хорошо и надолго усвоить материал, но ещё и обогатит его внутренний мир, научит понимать свои чувства и переживания.

    Как развивается мыслительная деятельность в раннем возрасте?


    Первое, чем овладевает новорождённый – это двигательная деятельность. В первые месяцы своей жизни карапуз пробует выполнять различные действия – переворачиваться, держать игрушку, сидеть. И если что-то получается однажды, он стремится сделать это ещё и ещё, стараясь повторять те же действия, которые раньше приводили к желаемому результату: чтобы перевернуться, малыш сначала закидывает ногу, потом старается ручкой и плечом помочь себе выполнить переворот. Тем самым происходит запоминание. Многие мамы, уделяющие внимание вопросу «как развить память у ребёнка», с удивлением замечают, что если их юный исследователь изначально научился ползать или садиться нестандартным способом (например, ползать только назад или отталкиваясь пятками, сидя на попе), то впоследствии он будет повторять именно эту манеру выполнения действия.

    Детское запоминание в первые месяцы жизни носит, скорее, рефлекторный характер: спокойствие при ощущении маминых рук, испуг от резких движений или громкой музыки. Более или менее осознанно грудничок начинает усваивать свои эмоции в возрасте полугода: он начинает воспринимать лица близких людей, настороженно относиться к незнакомым и непривычным звукам.

    Ближе к году карапуз начинает овладевать образной деятельностью. Он запоминает вкус продуктов, структуру игрушек, расположение предметов, но в его голове сохраняется, прежде всего, не сама информация, а ощущения и ассоциации, связанные с тем или иным предметом. С формированием словарного запаса для него открывается возможность воспринимать мир с помощью слов и логики.


    Зрительная

    Как показывает практика, основной объем информации мы получаем с помощью зрения. Поэтому развитие детской памяти не может обойтись без активизации зрительного восприятия. Проверить, насколько учащийся владеет способностью воспринимать зрительные образы можно с помощью всем знакомых картинок «найди отличия». Если данное задание вызывает у него затруднения, значит, со зрительным вниманием необходимо серьёзно работать.

    Существует огромное количество упражнений на улучшение зрительного восприятия, их очень любят печатать в детских журналах и пособиях для занятий родителей с детьми. Один из работающих методов – давать ученику картинку. Он должен смотреть на неё в течение какого-то времени, а потом, закрыв изображение, попытаться описать то, что он увидел. С каждым разом можно уменьшать время, а также выбирать более сложные картинки - сюжетные, с мелкими деталями, более прорисованные. Вы будете удивлены, насколько ваше чадо станет наблюдательнее и внимательнее. Как вариант, можно предложить нарисовать то, что он запомнил.

    Двигательная


    Развитие памяти у детей школьного возраста невозможно без совершенствования двигательной активности. Её формированию способствуют трудовые навыки. Помимо уроков труда, детей можно отдать в различные секции, где они будут учиться создавать что-нибудь своими руками, а также в спортивные кружки. При запоминании, сохранении и воспроизведении определенного порядка движений дети совершенствуют также внимательность, концентрацию и усидчивость.

    Тактильная

    Мелкой моторике, то есть ощущению и прикосновению, сегодня посвящено очень много внимания как в рамках дошкольной программы и образования младших школьников, так и в методиках работы родителей с малышами. И не зря, ведь тактильная деятельность напрямую связана с работой мыслительных процессов. Развитие памяти у детей дошкольного возраста всегда начинается с умения писать, рисовать, лепить и вырезать. Для дошкольников очень полезно перебирать маленькие предметы – пересыпать или разбирать крупы, играть с мелкими игрушками.

    Для улучшения тактильного восприятия эффективно использовать следующее упражнение: на доску наклеить разные по своей структуре и форме материалы (ткань, дерево, бумагу). Учащийся с закрытыми глазами должен на ощупь понять, что перед ним. Как разновидность можно вылепить из пластилина объемную аппликацию или же слова и даже целые фразы для детей постарше.

    Другой способ активизации тактильных ощущений – игра «Пощупай меня». Ученику с завязанными глазами предлагается потрогать любой предмет. После чего объект детского исследования необходимо спрятать, глаза развязать, а малышу предложить нарисовать то, что он держал в руках. Кроме моторных навыков, данное задание поможет развить воображение ребёнка.

    Когда начинать проводить занятия?


    Если Вы задаетесь вопросом «Как помочь ребёнку развить память и внимание?», всегда помните, что разные виды восприятия развиваются постепенно и слишком ранние или же наоборот, запоздалые занятия не принесут ожидаемого эффекта.

    Запоминать надолго дети начинают не раньше, чем в 2-2,5 года. В это время можно пробовать разучивать с малышом стихи, рассматривать картинки, учиться лепить, строить, рисовать.

    До этого времени можно работать над тактильной и двигательной активностью малыша, над усвоением зрительных образов.

    Но, в любом случае, до 5-6-лет усвоение материала у ребёнка имеет непроизвольный характер. И усаживать его за стол, заставляя специально разучивать стихи, не стоит. Лучше проводить все занятия в игровой форме, привлекая наглядно-образное мышление: например, разыграть действие стихотворения или нарисовать образы.

    Развитие памяти у детей младшего школьного возраста имеет уже более осмысленный характер. Уже к 5-6 годам он владеет произвольным запоминанием и, при наличии мотивации, способен выполнить задание самостоятельно.


    Примеры и особенности занятий

    В копилке хороших педагогов имеется несколько универсальных способов, как развивать память и лучше запоминать детям, которые могут оказаться полезными и взрослым. Работая с детьми, родители также тренируют и себя.

      Сказка перед сном. Сегодня, в век развития коммуникаций, педагоги бьют тревогу: родители детям не читают. Без ежедневного чтения возникают нарушения внимания и воображения. А вместе с ними и теряется мотивация к чтению у детей в будущем. Ежедневное чтение книг должно стать обязательным ритуалом. Причем видеть родителей, увлеченно читающих свои взрослые книги для маленького наблюдателя не мене важно, чем слушать детские истории.

      Игра – лучшее занятие. Возьмите в привычку постоянно увлекать учеников развивающими задачами. Для тех, у кого не хватает времени специально заниматься с ними, такой вариант очень удобен – кучу времени мы находимся в дороге, стоим в очередях, а ведь это время можно потратить на игры в «слова», «отгадай предмет», «найди отличия» и другие. Например, спросите, чем вчерашнее утро отличалось от настоящего, на что похоже облако.

      Ассоциации. В том, как развивать память и лучше запоминать детям, лучше всего помогают ассоциации. Для лучшего запоминания непонятных слов помогите малышу представить объект или предмет. Можно разбить его на составляющие и проследить этимологию слова.

      Чем позже ваш ребёнок начнет осваивать гаджеты – тем лучше. Конечно, бессмысленно советовать родителям совсем запретить использовать современные компьютерные технологии, но ограничивать школьника зачастую становится просто необходимо. Уже сейчас человек перестает запоминать надолго, поскольку гораздо проще посмотреть информацию в интернете.


    Если Вы задумались над вопросом, как развить у ребёнка память и внимание, то это значит, что первый шаг на пути к исправлению ситуации Вы уже сделали. Главное – побольше общайтесь с ним, задавайте вопросы о прошедшем дне, о полученных знаниях, интересуйтесь его жизнью тогда, вместе с хорошим запоминанием, придёт и взаимопонимание. Ежедневные занятия помогут малышу не только лучше справляться с учебой, но и поможет ему стать более успешным человеком в будущем.

    Нервно-психическое развитие детей 4-5 лет отличается от развития 2-3-летнего ребенка по многим параметрам. Именно этот возраст многие специалисты считают самым лучшим для изучения иностранных языков, получения знаний в других областях. Особенности психического развития детей 4-5 лет таковы, что они впитывают информацию, как губка, и при этом отлично её запоминают. Как же успешно развивать ребенка 4-5 лет, тренировать его память, речь и мышление?

    Как развивается речь, память и мышление ребенка 4-5 лет

    Во многом на то, как развивается ребенок в этом возрасте, оказывает влияние бурное развитие клеток головного мозга. Именно с этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка 4-5 лет. Развиваются творческие способности малыша: он с удовольствием учит стихи, песни, а к 5 годам ему по силам и изучение иностранного языка. Это возраст становления личности, поэтому так важно не упустить благодатное время. Все, что вложено в ребенка в этот период, даст свои плоды в будущем, когда он повзрослеет. У детей 4-5 лет усложняется деятельность коры больших полушарий головного мозга. С этим связано то, как развивается речь ребенка и как увеличивается его словарный запас. В 5 лет ребенок способен составлять длинные предложения, рассказывать обо всем, что происходит вокруг него. Слова произносит четко, выговаривает все звуки. Речь становится более разнообразной и выразительной. Если у ребенка есть отклонения в произношении, самое время записаться на прием к логопеду.

    Память ребенка в возрасте 4-5 лет необыкновенна. Он может с легкостью запоминать длинные стихотворения. Любознательность просто не знает границ. Родители, учитывая особенности психического развития детей 4-5 лет, должны быть готовы к ответу на бесконечные детские «почему?» В то же время не стоит впадать в крайность и перегружать ребенка излишней информацией. Занятия должны быть ограниченными по времени и доставлять ребенку удовольствие. Психика его еще очень неустойчива, и чрезмерные нагрузки могут вызвать у него переутомление, нарушения сна и просто отвращение к занятиям.

    Для ребенка настает время осознания себя в этом мире и отношения к себе окружающих. В более раннем возрасте он уже перешел от обозначения себя в третьем лице («Маша хочет конфету») к обозначению в первом лице («Я хочу конфету»), В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это показатель развития личности. Процесс формирования самооценки напрямую зависит от общения с окружающим его миром и в первую очередь с взрослыми. В силу особенностей нервно-психического развития дети 4-5 лет копируют поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно если это поведение получает положительную оценку у окружающих.

    Он очень хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и такую же оценку. Поэтому со стороны родителей важно поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, говорите ему: «Ты молодец! Ты поступил очень хорошо, и я тобой горжусь. Я вижу, что ты уже совсем взрослый и на тебя можно положиться». Когда же он хулиганит и не слушается, говорите: «Ты такой хороший, а поступаешь очень плохо. Я просто не узнаю тебя. Мне очень грустно, что ты совершил такой плохой поступок, но я знаю, что ты обязательно исправишься». Оценивать нужно именно поступок, а не ребенка. Он должен быть уверен, что вы все равно его любите, и постарается исправиться, чтобы заслужить ваше одобрение. Но не стоит также перехваливать ребенка за те или иные хорошие поступки, иначе можно воспитать в нем зазнайку с чересчур завышенной самооценкой. Исключение составляют неуверенные и застенчивые дети. Хвалите их даже за самый маленький успех и с уверенностью заявляйте, что никогда не сомневались в них.

    Психическое развитие ребенка 4-5 лет ещё не позволяет ему адекватно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. Научить его этому возможно личным примером. Если родители будут признавать собственные ошибки и извиняться перед ребенком за несправедливое к нему отношение, он поймет, что в нем тоже видят личность, а личность умеет быть самокритичной.

    Важно поощрять ребенка на будущие достижения, выражать свою веру в него, в его силы и возможности. Ваша поддержка всегда будет просто неоценима. Главное - развивать в ребенке упорство в достижении цели и желание добиваться более высоких результатов.

    Раньше ребенок только получал информацию извне. Теперь же он ее не только осмысливает, но и ищет связи между событиями, пытается найти причины тех или иных явлений. Отсюда и все «почему». Не всегда ребенок ждет ответа у взрослых. Он пробует сам сделать выводы и найти решение. В раннем возрасте ребенок воспринимал различные явления и события и в его памяти сформировались определенные образы, собственные представления и ощущения. В 4-5 лет на основе ранее полученного опыта ребенок уже умеет не только воспринимать увиденное и услышанное, но и выделять особенности, общее и отличное, взаимосвязи между предметами и явлениями. Это и есть процесс мышления. Четырехлетний ребенок может группировать предметы по общим признакам, т. е. он видит не только машинки, кубики, фрукты, а уже понимает, что между ними есть нечто общее, некий признак, по которому их можно объединить (форма, цвет, предназначение). Пятилетний ребенок умеет вычленить лишнее. Например, среди фруктов выделить овощ, который в данной группе лишний, или среди зеленых кубиков выделяет синий, не соответствующий остальным по цвету.

    Дети 4-5 лет как губка вбирают в себя всю окружающую информацию. Поэтому родители могут целенаправленно знакомить ребенка с книгами, фильмами, картинами, музыкой, несущими положительные эмоции и развивающими в нем разностороннюю личность. Можно обсуждать с ребенком увиденное или прочитанное, выяснить его отношение к этому, пусть обозначит сам, что хорошо, а что плохо, и почему. Важно закрепить в его сознании понятия добра и зла, прекрасного и отвратительного. Эти знания помогут вам в том, как правильно развивать ребенка в 4 года и старше.

    Особенности эмоционального развития детей 4-5 лет

    Дети живут эмоциями. Особенность эмоционального развития детей 4-5 лет в том, что все их поступки продиктованы теми чувствами, которые они в данный момент испытывают. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями, а также развивать его чувства, чтобы он не вырос черствым и бездушным человеком.

    В первую очередь психическое развитие детей 4-5 лет и развитие их эмоциональной сферы зависит от той атмосферы, которая царит в семье. Если члены семьи доброжелательны друг к другу, проявляют щедрость, заботу, сопереживают, то ребенок уже подсознательно будет вести себя соответственно.

    Говорите ребенку о том, что чувствуете в тот или иной момент жизни, когда вам грустно или когда вас переполняет радость. Пусть и он пытается словами выразить свои ощущения. Поощряйте любые проявления сострадания с его стороны по отношению к другим людям.

    Большое влияние на эмоциональное развитие ребенка 4-5 лет оказывает эстетическое воспитание. Рисование, пение, занятия музыкой и танцами будут способствовать формированию чувства прекрасного. С помощью рисунков ребенок зачастую может выражать свое отношение к миру и какому-либо событию. Яркие краски, замысловатые узоры преобладают там, где он изображает то, что он любит, что вызывает у него массу положительных эмоций. Негативное ребенок изображает с помощью темных красок, изогнутых и резких линий.

    Как успешно развивать мышление ребенка 4-5 лет

    Родители могут помочь развитию мышления ребенка. Память детей очень неустойчива, поэтому ее необходимо постоянно тренировать. Решение ребусов, отгадывание загадок, использование различных пособий помогут в этом.

    Мышление - процесс активный, требующий упорства, умения сосредоточиться. Дети легче решают те задачи, которые им интересны. Задача родителей состоит в том, чтобы создать ребенку условия для активной мыслительной деятельности. В процессе того как развивать мышление ребенка 4-5 лет, помните, что детям интересно все новое и незнакомое. То, что давно известно и понятно, скучно. Нельзя вмешиваться в мыслительный процесс и пытаться дать готовое решение. Ребенок просто привыкнет к вашей помощи и ему будет лень самостоятельно искать пути решения. И конечно, нужно хвалить ребенка за успешно решенную задачу. Для него это сродни научному открытию.

    Процесс мышления напрямую связан с развитием речи. Чем больше словарный запас, тем легче ребенку сформулировать свою мысль, понять смысл задания, обосновать его решение. Слова неразрывно связаны с предметами в сознании ребенка. Поэтому бессмысленно нагружать его словесными знаниями, если не поддерживать их зрительными образами. Бесполезно просто заучить названия материков, океанов, названия животных или растений. Как же развить мышление ребенка 4-5 лет, учитывая особенности его возрастного развития?

    Покажите ребенку картинки, сходите в зоопарк или ботанический сад, используйте для закрепления словесных знаний прогулки («Помнишь, мы с тобой об этом читали?»). Ребенок обязательно запомнит то, что вызывает у него приятные впечатления и ощущения. И наоборот, если ребенок прекрасно обращается с предметами, нужно попытаться развить у него образное мышление – как это сделать в 4 года, спросите вы? Если малыш умеет считать палочки, шишки или конфеты, пусть попробует сделать то же самое в уме без предметов.

    Неизбежны и ошибки в процессе мышления. Ребенок часто обращает внимание не на те признаки, делает неправильные выводы. Нельзя ругать его и смеяться над ним. Лучше вместе разобраться и помочь ребенку самому найти и понять свою ошибку. Ведь это тоже часть мыслительного процесса.

    Как правильно развивать речь ребенка 4-5 лет

    В связи с развитием мышления, у ребенка 4-5 лет развивается и речь. Меняются его взаимоотношения с окружающим миром, появляются новые виды деятельности, круг общения становится шире. Увеличивается словарный запас ребенка. Ему становится легче формулировать свои желания, он охотно рассуждает на ту или иную тему. Когда ему не хватает слов, он придумывает свои. Для этого возраста очень характерно словотворчество. Причем происхождение этих «перлов» на первый взгляд вполне логично. «Нельзя» - это когда нельзя, а «льзя» - это когда можно. У козы детеныш козленочек, а у овечки – «овеченочек». Чтобы малыш мог свободно выражать свои мысли, необходимо знать, как развивать речь ребенка 4-5 лет. В первую очередь, это делается с помощью чтения. Но недостаточно просто прочесть сказку или рассказ, как для детей младшего возраста. Необходимо вовлечь ребенка в обсуждение прочитанного материала или предложить ему сочинить свою сказку с известным началом и новыми героями. Можно попробовать придумать историю по картинкам. В процессе того, как развивать ребенка 4-5 лет, очень полезно играть со словами, переставляя буквы или меняя одну из них на другую (был КИТ, стал КОТ, был ДЫМ, стал ДОМ). Решение ребусов, шарад, детских кроссвордов поможет ребенку запомнить слова и научиться их использовать в речи.

    Однако даже зная о том, как развивать ребенка 4-5 лет, не забывайте, что очень важно то, как разговаривают взрослые в семье. Это основной источник пополнения словарного запаса ребенка. Следите за своей речью, почаще разговаривайте с ребенком, используйте правильные слова и обороты.

    Овладение любыми навыками напрямую зависит от способности ребенка сосредоточиться на каком-то виде деятельности. Для детей 4-5-ти лет характерны рассеянность и неумение долго сосредоточиваться на чем-либо. Важно научить их быть внимательными. Привлекать внимание можно определенными словами или жестами, чтобы вызвать интерес.

    Далее степень внимательности будет напрямую зависеть от увлекательности процесса. Поэтому стремитесь превращать скучное занятие в интересное и занимательное и не очень продолжительное по времени. Причинами рассеянности ребенка могут стать чрезмерная психологическая нагрузка и разбросанность интересов, когда он одновременно посещает и музыкальную школу, и гимнастику, и рисование, и т. д. Ему просто трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Во всем должен быть разумный подход.

    Если же ребенок рассеян и невнимателен всегда, необходима консультация врача. Иногда это могут быть последствия перенесенных заболеваний или родовой травмы. С таким ребенком нужно заниматься по отдельной системе, и в этом помогут педиатр или детский психолог.

    Как дома развить память у 5-летнего ребенка

    Память в возрасте 4-5 лет обогащается огромным количеством новых знаний, впечатлений о предметах, явлениях, пространстве и времени, о различных цветах, звуках, а также традициях и правилах поведения. Помимо знаний, ребенок приобретает ряд бытовых навыков и умений - владение ножницами, карандашом, вилкой и т. п. Он может запомнить большое количество информации. За дошкольный период он овладевает таким объемом знаний, который не даст ни один университет своим студентам за 5 лет обучения.

    В процессе того как развить память у 5-летнего ребенка, помните, что в этом возрасте она носит избирательный характер. Ему легче запомнить то, что вызывает у него определенные эмоции, а также то, что необходимо в игре или какой-либо деятельности. Процесс запоминания происходит механически путем многократного повторения. Но иногда можно заметить проявление логического запоминания. Например, рассказывая сказку, ребенок меняет некоторые элементы, но сохраняет основной смысл повествования.

    Для обогащения и развития памяти необходима постоянная тренировка. Как развивать память ребенка 4-5лет, учитывая возрастные особенности? Побуждайте ребенка вспоминать то, что он видел или о чем вы ему рассказывали: «Смотри, какая красивая птичка. Помнишь, мы видели ее на картинке. Как она называется? А каких птичек ты еще знаешь?» Развивать память и внимательность можно с помощью игр. Например, разложить на столе предметы, предложить ребенку посмотреть на них и запомнить, сколько предметов и какие. Затем надо вывести его из комнаты и спрятать один или два предмета. Ребенок должен сказать, чего на столе не хватает. Игру можно назвать «Тренировка разведчика» или «Школа сыщиков». Со временем усложните задание - переложите предметы на столе в другом порядке - пусть заметит, что изменилось. И ещё: в ходе того как развивать память ребенка 4-5 лет, обязательно учите стихи и песенки – это хорошо развивает и память, и речь.

    Статья прочитана 4 203 раз(a).

    Проблема, как развить память у ребенка волнует всех заботливых родителей. Дети быстро впитывают информацию. Но, зачастую, из-за недостатка внимательности, плохой памяти им сложно обработать и запомнить ее. Это чревато нарушениями дисциплины, неуспеваемостью в школе, неуверенностью в себе.

    У ребенка плохая память: что делать

    Прежде, чем обращаться к специалисту, нейропсихологу, родителям следует проанализировать и устранить возможные источники проблемы.

    Как влияет неправильный образ жизни на память ребенка?

    Переутомление, недосыпание, несбалансированный рацион – вероятные ответы на вопрос, почему у ребенка плохая память. Активный отдых на свежем воздухе, 8-ми часовой сон в хорошо проветренном помещении обеспечат питание, а значит и развитие клеток головного мозга у детей.

    Также на его работу благотворно влияют продукты:

    • фосфор (рыба);
    • Омега-3 кислоты (льняное масло, жирные сорта рыбы);
    • холин (яичный желток);
    • глюкоза и клетчатка (цельное зерно);
    • сложные углеводы (бобовые);
    • витамин В (молочные продукты);
    • железо и цинк (мясо, печень).

    Важно! Сахар и сладости: фабричные кондитерские изделия, газированная вода, снеки нарушают баланс кровотока головного мозга ребенка. В результате ухудшаются высшие психические функции, в том числе и память.

    Варианты эффективных занятий по развитию памяти

    Как и любое другое умение, способность запоминать информацию совершенствуется при регулярных занятиях. Начинать тренировки можно в любом возрасте.

    Малышам полезно читать сказки, особенно фольклорные, где множество повторений, коротких простых слов. Легко запоминаются потешки с созвучными рифмами. Одно из самых эффективных упражнений на развитие памяти, речевых навыков у детей – заучивание стихотворений.

    Со свойствами сознания: мышлением, вниманием, двигательной и зрительной памятью взаимодействует мелкая моторика. Совершенствование навыков делать точные движения пальцами – идеальная гимнастика для детского мозга. Поэтому малышам полезно лепить, играть с крупами, горохом, катать предметы по поверхности стола.

    1. Согните руки перед грудью, чтобы ладони были параллельно полу на одном уровне. Попеременно сжимайте то левую, то правую кисть в кулак.
    2. Сожмите кулаки на обеих руках. На одной руке поднимайте большой палец вверх, на второй показывайте кукиш. Одновременно чередуйте жесты.
    3. Поставьте руки перед грудью большим пальцем вверх. Одновременно сгибайте внутрь указательный и средний пальцы на одной ладони, мизинец и безымянный на второй. Чередуйте, увеличивая скорость.
    4. Прижмите друг к другу ладони на уровне груди. Разведите слегка пальцы так, чтобы они были прижаты: мизинец к мизинцу, указательный к указательному и т.д. Средние и большие пальцы остаются выпрямленными. Остальные попарно сгибайте.

    Диагностика на внимание для дошкольников

    Профессиональную диагностику проводят специалисты. Но родители с помощью нехитрых тестов на внимание легко определят масштаб проблемы или ее отсутствие. Занятия требуют минимум времени и подручных материалов:

    1. Подготовьте карточки с изображением различных предметов . Для малышей – максимально простые, для младших дошкольников – времена года, профессии. Давайте 10 секунд на запоминание, уберите одну карточку. Малыши в 3 года должны правильно отгадывать задачи с 4 карточками. Старшим усложните задания, перемешайте изображения, попросите разложить в первоначальной последовательности.
    2. Этот тест определяет объем внимания. На листе бумаги нарисуйте ряд геометрических фигур, можно повторяющихся . Через 10 секунд убирайте или переворачивайте лист. Хороший результат – если ребенок смог повторить последовательность для 5-9 фигур (в зависимости от возраста).
    3. Вырежьте из журнала или распечатайте изображения различных предметов, надписи, знаки . Наклейте на лист бумаги 9-12 фрагментов, дайте 20 секунд, чтобы запомнить рисунок. У детей младшего дошкольного возраста средним уровнем считается показатель 7-8 изображений, которые он смог впоследствии назвать. Для старших следует усложнить задачу. Задавайте вопросы о количестве предметов, например: «Сколько цветов в букете? или «Над каким животным расположен вопросительный знак?».

    Это не только тесты, но и отличные упражнения для развития внимания у детей разного возраста.

    Важно! Занимайтесь регулярно по 10 минут в день. Старайтесь проводить занятия для развития памяти и внимания в игровой форме.

    Что делать с невнимательностью ребенка в школе?

    Рассеянность, несобранность, отсутствие у ребенка усидчивости приводят к плохим успехам в школе, нарушениям дисциплины, неуверенности в себе. Нередко причиной становится неумение сосредоточиться и воспринимать большое количество информации.

    Лучший способ повысить внимательность – воспитывать организованность. У детей младшего школьного возраста необходимо выработать умение составлять четкий план действий.

    Сначала взрослым следует проговаривать вместе с ребенком порядок поступков. Например, «Сложить рюкзак, не забыть сменную обувь, проверить пенал и т.д.». Со временем он сам будет контролировать ситуацию, станет собранным.

    При подготовке уроков не исправляйте ошибки, позвольте малышу найти их самостоятельно. Это полезно для развития концентрации внимания. Это важное качество можно совершенствовать. Разделяют следующие свойства внимания:

    • объем (тест на проверку указан выше);
    • устойчивость (умение сохранять интерес при решении сложных задач);
    • концентрация (способность вникнуть);
    • распределение (способность делать несколько дел одновременно);
    • переключение (перемещение интереса с одного предмета на другой).

    У школьника могут быть проблемы только с одной или несколькими категориями. Зная личностные особенности, родителям легче научить ребенка внимательности, способности контролировать свою память. Видимый прогресс наступает после нескольких недель регулярных занятий.

    Важно! Поощряйте инициативу, хвалите за умение контролировать ситуацию. Это развивает самостоятельность, повышает самооценку.

    Упражнения на развитие внимания для дошкольников (3-6 лет)

    В этом возрасте память ребенка имеет особенности: механический или непроизвольный характер запоминания. При отсутствии нарушений легко усваивается все, что увлекает, вызывает сильные эмоции. Самые простые игры с малышом – идеальный способ, как развивать внимание. Н иже представлены варианты занятий для деток 3-4 лет:

    1. Поставьте перед крохой 4 предмета. Пусть малыш отвернется, уберите одну игрушку, попросите назвать, что пропало.
    2. Называйте ребенку три предмета на одну букву. Попросите повторить. Это развивает внимательность, увеличивает словарный запас, знакомит с буквами.
    3. Разучивайте простые танцевальные движения, попросите малыша точно их повторять.
    4. Пазлы, мозайка, конструктор способствуют воспитанию усидчивости.
    5. Из вырезанных из цветной бумаги фигур составляйте дом, поезд, машину и т.д. Называйте вслух форму, цвет, размер частей аппликации.

    Для концентрации внимания ребят постарше незаменимы игры в шашки, шахматы. Сосредоточенность воспитывают: игры с лабиринтами, решение головоломок, нахождение отличий на картинках.

    1. Прикрепите на настенные часы вырезанные из бумаги буквы . Они должны располагаться между цифрами. Попросите ребенка следить за секундной стрелкой и после знака (хлопка в ладоши) называть место ее положения.
    2. Игра «До этого я» – не только полезная гимнастика мозга для детей, но приятный ритуал перед сном. Попросите малыша подробно рассказать о последовательности своих действий в обратном порядке. Например, «Надел пижаму, почистил зубы, поиграл, поужинал, пришел с папой из садика и т.д.»
    3. Игра «Вычеркни букву» благотворно влияет на развитие внимания для детей 6-7 лет. Распечатайте текст или используйте старые книги. Дайте задание вычеркнуть карандашом все буквы, например, «о», на первой странице. Выполняйте задание с секундомером. Отличный результат – не более 3-х пропущенных букв на листе.

    Методики на память для младших школьников (6-10 лет)

    В школе дети сталкиваются с большим объемом информации. Лучший способ, как научить ребенка запоминать ее – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти. Если у него получится формировать образы, выстраивать связи между словами – он с легкостью усвоит школьную программу.

    Эффективно ускорит развитие памяти у школьников игра в ассоциации. Скажите ребенку любое слово, пусть он придумает максимально количество определений, действий, характеристик этого предмета. Детям 8 лет и старше задавайте сложные вопросы: «Сколько весит?», «Что напоминает?».

    Важно! Усложняйте задачу в соответствии с возрастом и интеллектом: называйте абстрактные существительные: «боль», «счастье», «терпение», «воздух», «сюрреализм».

    Развить память ребенка поможет навык создания умственного образа. Продекламируйте ему отрывок из стихотворения и попросите устно описать пейзаж, обстановку, время года, характер героев. Если человек ярко представляет себе картинку, он легче запоминает ее.

    Работа на следующем тренажере – действенный способ, как помочь ребенку быстро находить правильный ответ среди множества вариантов. Подготовьте таблицу и попросите ребенка прочитать слово «синий» или найти слова, написанные шрифтом определенного цвета.

    Мозг у младших школьников создает два образа, возникает диссонанс, приходится переключать внимание, чтобы найти верный ответ. Для ребят от 9 лет и старше готовьте тренажер большего размера.

    Таблицы Шульте помогают развить параллельное внимание для школьников, запоминать цифры, улучшить счет. Составить их легко самостоятельно. Нарисуйте таблицу и хаотично расположите в ячейках числа от 1 до 9. Их необходимо найти в правильном порядке. Выполняйте с секундомером. Для детей 8 лет и старше делайте большие таблицы 5х5, 6х6 и т.д.

    Тренировки на концентрацию внимания и внимательность для школьников (10-12 лет)

    У подростков способности усваивать материал находятся на самом высоком уровне.

    Важно! Лучший способ, как развивать внимательность – читать ноты, играть на музыкальных инструментах. Заинтересуйте школьника чтением, настольными играми, судоку. Это увеличит словарный запас.

    Нет лучшего метода, как развить внимательность у ребенка 10 лет, чем проверка его наблюдательности. Когда вы гуляете вместе, попросите описать в подробностях уже пройденный участок дороги.

    Игра «Шаг назад» тренирует кратковременную память. Запишите на листике буквы, диктуйте их. Сделайте остановку. Попросите назвать последние 3 или 4 буквы. Визуальный вариант можно проводить с карточками с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо будет назвать форму и цвет.

    В этом возрасте прекрасным вариантом, как повысить внимательность станет устное решение примеров из нескольких действий. Метод тренирует устойчивость внимания. Распределение, переключение совершенствуются, когда одновременно решаются примеры и мама читает вслух короткие пословицы, а затем просит их повторить.

    На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Но настойчивые занятия, забота взрослых обеспечат отличную успеваемость и его успешность в будущем.

    Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении. Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

    Способности к запоминанию

    Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

    1. . Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
    2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

    «Это интересно. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

    Особенности запоминания детей

    Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче , тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка - проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

    Как развивать память у ребенка

    Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

    Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице , в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом - заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

    С чего начать

    1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в с вами и расскажет обо всём, что он понял.
    2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
    3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

    «Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

    Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

    Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие - когда сами читают или рассматривают картинки (), третьи - если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые - если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

    «Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

    Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

    Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

    Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы. Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов. Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

    Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

    Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

    Упражнения, развивающие память

    Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

    1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
    2. « ». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
    3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
    4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
    5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
    6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
    7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

    Игры для развития памяти

    Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

    С рождения до 1 года:

    • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему , знакомьте с песенками и потешками.
    • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
    • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
    • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

    В 1-3 года:

    • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
    • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
    • Игра «Поиск предмета» . Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
    • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
    • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

    В 3-6 лет:

    • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
    • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело - рука, рыба - море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
    • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

    В 6-9 лет:

    • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
    • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
    • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
    • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

    Выводы

    Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.

    Похожие статьи