• Изучаем цифру 0 с дошкольниками. Учим цифры с ребенком. Создание проблемной ситуации

    23.11.2019

    Тетрадь для занятий с детьми 5 – 7 лет

    «Учим цифры»

    Уважаемые родители и педагоги!

    Эта тетрадь предназначена для занятий с детьми 5-6 лет. Задания помогут сформировать у ребенка старшего дошкольного возраста внимание и память, познакомят маленького ученика с цифрами.

    При работе с тетрадью понадобится ваша помощь, поэтому обязательно прочитайте пояснения к заданиям:

      Вначале прочитайте ребенку стихотворение о цифре. Оно поможет ма­лышу связать цифру с определенным образом. Это очень важно для дош­кольника, ведь лучше всего дети запоминают то, что прочувствовали. За­тем попросите маленького математика раскрасить цифру любым цве­том.

      Задание с раскрашиванием колец пирамидки поможет дошкольнику стать более внимательным и разовьет его память: каждый раз раскрашивать колечки нужно теми же цветами, что и на предыдущей картинке. Пусть малыш сначала постарается вспомнить, какие цвета он уже использовал на прошлом занятии, а затем проверит себя, заглянув на предыдущую страницу.

      Следующее задание трудное, почти школьное. Ребенок должен сам пи­сать цифры. Чтобы малышу было интересно, попросите его оценить ре­зультаты своей работы: для этого надо сосчитать, сколько цифр написа­но красиво, и сравнить с количеством неудавшихся. От занятия к заня­тию удачных цифр у юного математика будет все больше, и это вселит в него уверенность в собственные силы.

      В задании с карточками «домино» маленькому ученику нужно срисо­вывать с образца узор из нескольких точек. Эта кропотливая работа на­учит дошкольника ориентироваться в пространстве, аккуратности и навыку владения карандашом.

      Задание с раскрашиванием различных предметов поможет ребенку усвоить состав числа «десять». Это задание не является традиционным и поэтому требует от малыша вдумчивого отношения к его выполнению.

      Рисунок-путаница из цифр потребует от малыша концентрации внимания. Но, как правило, детям нравятся подобные задания.

      В конце каждого занятия не забывайте показывать юному ученику циф­ровой ряд, расположенный на краю страницы; указывая на каждую циф­ру, называйте ее.

    Успехов вам и вашему малышу!












    Конспект занятия по математике

    Знакомство с 0.

    Цель: Познакомить с числом и цифрой 0.

    Задачи.

    Образовательные: Образование числа 0, его место в числовом ряду.

    Развивающие: Развитие логики мышления, математической смекалки.

    Воспитательные: Прививать любовь к математике.

    Оборудование: плоскостные персонажи сказки «Колобок»; цифра 0. Раздаточный материал: на столах у детей крупные семена тыквы, фасоль, цветные палочки.

    Ход занятия.

      Дидактическая игра «Что изменилось?»

    Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

    Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

    Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

      – Ребята, скажите, что такое сказка? (Это когда, что-то волшебное).

    - А вам хотелось бы попасть в математическую сказку? Тогда давайте отправимся в путешествие.

    Ребята, ну-ка возьмите в руки бинокль (руками изобразить бинокль), что же вы видите? (На доске появляется изображение колобка). (Колобок убежал от бабушки).

    Давайте вспомним начало сказки. (Дети вместе с воспитателем вспоминают).

    - … Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц (на доске появляется изображение зайца).

    Колобок, Колобок я тебя съем!

    Не ешь меня Зайка, лучше дай мне задачи решить.

    Давайте поможем Колобку решить трудные задачи, иначе Заяц его съест! (Дети решают задачи: карточка из картотеки «Праздник числа», «Думай, считай, отгадывай!» Задачи на сообразительность -0-:

    Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

    (Нисколько).

    На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

    (Нисколько, так как на иве груши не растут).

    Заяц отпустил Колобка.

    А, вы, ребята, догадались, с какой цифрой мы сегодня познакомимся?

    Правильно, ноль!

    Ну почему мы попали именно в эту сказку?

    Как вы думаете? (Колобок похож на 0).

    На что ещё похожа цифра 0? (карточка «на что похожа цифра?»).

    Не ешь меня, Волк, лучше вопросы трудные и задания интересные задавай!

    (Карточка. Задачи в стихах -0-). Задача про гусей.

    Семь рассерженных гусей,
    Семь отчаянных друзей
    Ходят-бродят: «Га-га-га!»
    Тут хозяйка позвала их: -
    Есть хотите? - Да-да-да!
    И пошли ватагой всей
    Семь рассерженных гусей.
    Семь гусей ушли кормиться,
    Сколько же осталось птицы?

    (Нисколько).

    Дети во время задачи выкладывают у себя на столе семена тыквы, фасоль. Покажите ответ, выложите цифру 0 из палочек. Давайте покажем в воздухе как правильно написать цифру 0.

    А теперь выведите пальчиком на ладошке друг друга эту цифру, теперь на спинах друг друга.

    Вы и Колобок справились с заданием. Волк отпустил колобка.

    Колобок, Колобок, я тебя съем!

    Не ешь меня, Медведь, лучше задание мне и детям давай. (Карточка. Задачи в стихах -0-… Повезло опять Егорке…, Барсучиха - …)

    Повезло опять Егорке,
    У реки сидит не зря.
    Два карасика в ведерке
    И четыре пескаря.
    Но смотрите - у ведерка
    Появился хитрый кот…
    Сколько рыб домой Егорка
    На уху нам принесет?

    (Нисколько)

    Барсучиха-бабушка
    Испекла оладушков.
    Угостила двух внучат -
    Двух драчливых барсучат.
    А внучата не наелись,
    С ревом блюдцами стучат.
    Ну-ка, сколько барсучат
    Ждут добавки и молчат?

    (Молча не ждет никто, а с ревом ждут двое)

    Дети решают задачи.

    Отпустил Медведь Колобка.

    Катится, катится, Колобок, а на встречу ему Лиса.

    Колобок, Колобок, я тебя съем!

    Не ешь меня, Лиса, скажи, что ребятам сделать, чтобы ты меня не съела.

    Лиса предлагает детям открыть прописи и выполнить задания. Самостоятельная работа детей. Лиса отпускает колобка.

    Анализ, итог занятия:

    Ребята, если бы Лиса съела Колобка, то, что бы от него осталось? (ничего, ноль).

    С какой цифрой мы сегодня познакомились?

    На что похожа эта цифра?

    Если вам понравилось занятие то покажите большой палец кверху, а если вам было скучно то покажите большой палец к низу.

    Мы с вами уже знакомы, пора познакомить своего малыша с цифрами. Цифровой ряд начинается с цифры 0 . Малыша следует сразу знакомить с числом и цифрой 0. Как это сделать? Начните со знакомства с понятием много и ни одного.

    В детском саду занятия по математике начинаются с трех лет.

    И так, как познакомить малыша с множеством? Как показано на рисунке, спросите у малыша:

    Сколько мишек в прямоугольнике слева? (много)

    А сколько мишек в прямоугольнике справа? (ни одного)

    Поясните малышу, что когда нет ни одного, обозначают цифрой 0 . И покажите малышу цифру ноль. Спросите, на что похожа цифра?

    Для закрепления цифры вы можете использовать дидактический материал по математике – это и художественное слово, и ребусы, и веселые задачки, и загадки.

    Дидактический материал по математике. Цифра «0


    Веселые стихи

    Повернуть ее ты можешь,Головой поставить вниз,Цифра будет все такой же,

    Правда, ведь, скажи?

    Цифра вроде буквы «О» –

    Это ноль иль нечего.

    Круглый ноль такой хорошенький,

    Но не значит ничегошеньки.

    С. Маршак

    Ноль – как обруч. Захочу –

    По дороге покачу.

    Где здесь верх и где здесь низ?

    Бублик в воздухе повис.

    Если ноль – пустое место,

    Значит, бублик не из теста.

    В этой цифре нет угла –Оттого она кругла.До того она кругла –

    Покатиться бы могла.

    Не похож он на пятак,

    Не похож на бублик,

    Круглый он, да не дурак,

    С дыркой, да не бублик!

    З. Александрова

    Можем говорить мы смело –

    У ноля большое дело:

    Только к цифрам он подходит,

    Сразу чудо происходит.

    Ноль встает за единицей –

    Число десять на странице!

    Веселые задачки

    На ветке сидит 4 воробья. Подкрался кот, схватил одного. Отгадай, сколько воробьев осталось на ветке?

    (Нисколько, все улетели.)

    На дубе три ветки, на каждой ветке по 2 груши. Отгадай, сколько всего груш на дубе? (Нисколько.)

    Ребус

    О т в е т: на-тя-нули.

    загадки

    Древнерусские афоризмы

    • · Ученье имеет корень горький, а плод сладкий.
    • · Лучше ногами споткнуться, чем языком.
    • · Ум – большое богатство для человека.
    • · Меч ранит тело, а злое слово – ум.
    • · Давай телу лишь столько, сколько оно требует, а не сколько захочет.

    Тема урока: Число и цифра 0

    Цели:

    Сформировать представление о числе 0, овладеть умением выявлять свойства нуля с помощью наглядных моделей; писать цифру 0; закреплять навыки счета в пределах 9;

    Развивать творческие способности учащихся, внимание, мыслительные операции;

    Воспитывать умения анализировать свою деятельность;

    Оборудование: набор цифр от 0 до 9, ель, разноуровневые карточки для индивидуальной работы

    Ход урока.

      Организационный момент.

    Мы – умные!

    Мы – дружные!

    Мы – внимательные!

    Мы – старательные!

    Мы – отлично учимся!

    Всё у нас получится!

    Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку.

    II . Актуализация знаний.

    Сегодня математика приглашает в своё царство всех, кто не боится цифр и вычислений. Мы с вами стараемся познать эту интересную науку, преодолевая трудности, ведь наш девиз: « У меня всё получится».

      Работа с числовым рядом (веер цифр)

    Назовите число, которое стоит за числом 4 (5)

    Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)

    Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

    Назови соседей числа 3 (2,4)

    Найди сумму чисел 4 и 5 (9)

    Найди разность чисел 8 и 1(7)

    На доске записаны числа (набор цифр):

    3 6 1 4 7 9 2 5 8

    Какие задания можно предложить?

    Расположить числа в порядке увеличения, уменьшения, сравнить, составить равенства и неравенства.

    2. Числовые равенства и неравенства.

    Наш друг Незнайка постарался за вас и составил равенство. Проверьте, все ли он правильно сделал?

    Как помочь Незнайке, ничего не зачеркивая и не исправляя числа?

    4=5 (4=5-1) (1+4=5)

    3. Состав числа 9.

    2+...=9 ...+2=9

    2=7 9-...= 2

    III . Постановка темы урока.

    Начинаем мы опять

    Решать, отгадывать, смекать!

    Росли 2 сосны, на каждой сосне по 2 ветки, на каждой ветке по 2 яблока.

    Сколько всего яблок?

    Нисколько, на соснах яблоки не растут.

    Подумайте, как можно по-другому сказать? (ни одной)

    Догадались, какова у нас тема урока?

    Число 0. Цифра 0. Это слово пришло к нам из латинского языка. Означает «ничто».

    IV . Открытие новых знаний.

    1.Введение числа и цифры 0. Соотнесение числа с количеством предметов.

    У Маши было 9 конфет. 4 конфеты она дала младшему брату, 4 съела сама и 1 угостила папу. Сколько конфет осталось у Маши?

    Что же обозначает число 0? (нет предметов, пустоту, нисколько, ни одной не осталось)

    Какой цифрой будем записывать число 0?

    Физкультминутка (подвижная)

    Буратино потянулся-

    Раз нагнулся, два нагнулся,

    Руки в стороны развёл-

    Видно ключик не нашёл:

    Чтобы ключик нам достать-

    Нужно на носочки встать.

    Буратино выше встал,

    Поглядите- ка, достал.

    2. Написание цифры по образцу. Работа по учебнику с.31

    Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины правой стороны клеточки в левую сторону, округляем, касаемся верхней линии клеточки, округляем, вниз, округляем вправо, касаемся нижней линии клеточки, округляем, вверх и соединяем.

    Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.

    3. Определение места 0 на числовом отрезке с. 30

    Число 0 не знает, где его место. Какое место ему занять на отрезке. Почему вы так думаете?

    В народе часто говорят: «Начнем с нуля…», когда так говорят?

    (начинают сначала, на пустом месте).

    Сравните 0 с другими числами отрезка.

    На сколько 0 меньше 1? На сколько 1 больше 0?

    4. Свойства нуля:

    Цифра вроде буквы 0 –

    Это 0 иль ничего.

    О его особых свойствах

    Мы поведём сейчас рассказ.

    Что значит эта запись: а+0=.... (а - любое число, если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число а+0=а) Также устанавливаются другие свойства: 0+а=а, а-0=а, а-а=0

    Задание №2.

    Итак, ребята, мы познакомились со свойствами 0.

    Ещё раз прокомментируйте их

    .5. Работа по тетради на печатной основе.

    Задание №1

    Как его проиллюстрировали? Кто мог цветочки срезать и для кого?

    Что получилось в результате?

    Физкультминутка (для глаз)

    Задание №5.

    1 столбик коллективно;

    2 столбик - 1ряд;

    3 столбик - 2ряд;

    4 столбик - 3ряд

    V . Первичное закрепление.

    Дифференцированная работа.

    1.Решение примеров на основе свойств 0.

    5-0=5 7-7=0 2+0=2

    2. Индивидуальные карточки . Выбираем для себя задание (по сложности) на карточке красный кружок – самое сложное, синий – 2 уровень, зелёный – 1 уровень (простое).

    3. Игра «Подумай, где ты встречал 0, в какой службе работает число ноль?»

    Пожарная -01, милиция -02, скорая помощь -03

    Запишите в тетради эти номера.

    VI . Итог урок.

    - Что вы узнали на нашем уроке?

    Мы познакомились с новым интересным числом. Что вы можете рассказать о нем? (Его нельзя использовать при счете, но без него нельзя обойтись в математике. Оно меньше любого известного нам числа . Мы не можем показать соответствующее ему количество предметов.)

    Какие свойства нуля теперь знаете?

    Какое задание вам показалось интересным? Сложным?

    Расскажите по схеме:

    Я запомнил …

    Я знаю…

    Я смог…

    Я научился....

    Как бы вы оценили свою работу? (предлагается три смайлика для оценки)

    VII . Дом.задание.

    Найти символ числа ноль и выяснить, какую важную роль в математике выполняет ноль. Спасибо за урок.

    Учится считать малыш с малых лет. Уже в год умная мама, подавая ребенку игрушку, проговаривает: "Один мячик", "Два шарика"... Ребенок все это запоминает и, как правило, умеет считать до десяти уже годам к пяти точно. Но совершенно другое дело - цифры. Малыш пока не ассоциирует количество предметов с их изображением, и этому ребенка нужно учить. Не стоит вбивать в голову цифры раньше пяти лет, а вот с пяти-шести уже можно, а в семь перед самой школой - даже нужно.

    Если этап обучения счету пропущен, то есть ребенок считать еще не умеет, несмотря на старший дошкольный возраст, придется учиться считать и учить цифры одновременно. Начать интереснее всего со стихов про цифры. Отличное, запоминающееся стихотворение есть у С. Маршака: Весёлый счёт (прочитать стихотворение >>)

    Наибольшую результативность в обучении деток показывают комплексные задания. На одном листе собраны задания, касающиеся изучаемой цифры и ее предшественников (то есть повторение изученного). Один лист идет на два занятия. Первое - непосредственно изучение цифры. Ребенок смотрит, как она выглядит, раскрашивает, ассоциирует с количеством предметов на картинке. 20 минут на одно занятие вполне хватит. После того, как цифру выучили, рекомендуем распечатать и расположить на видном месте в комнате соответствующую карточку с цифрой.

    Второе занятие - закрепление изученного. Ребенок узнает состав числа, выполняет простейшие манипуляции с числами.

    Скачать и распечатать задания "Учим цифры с ребенком"

    Чтобы скачать лист, для начала кликните на него левой кнопкой мыши и откройте в полном размере. Далее клик правой кнопкой мыши, выбираем "Сохранить картинку как..." и сохраняем себе на компьютер, а с него распечатываем.

    Итак, лист распечатали. Текст заданий читает родитель или преподаватель. Самое первое задание при знакомстве с цифрой - заштриховать ее. Не раскрасить, а именно заштриховать. Такое задание, как штриховка, отлично готовит руку к письму, ребенок учится владеть своими пальчиками, это позитивно отразится и на почерке.

    Затем из цепочки цифр выбираем ту, которую изучили, проговариваем, раскрашиваем.

    Следующее задание - раскраска. Раскрашиваем одинаково помеченные области одним цветом.

    Похожие статьи