• Скачок в развитии. Календарь возрастных кризисов у ребёнка

    31.01.2021

    За свой первый год жизни кроха делает феноменальные успехи — он учится контролировать свои конечности, приобретает новые навыки, и, конечно, прибавляет в весе и растет. Любое новое событие или умение оставляет эмоциональный след у ребенка, который требует выхода.

    Вы не раз замечали, как после ярких впечатлений ребенок становится капризным и плохо засыпает. Педиатры отмечают, что даже процесс прибавки роста является чересчур тяжелым для малыша, и даже выделяют несколько кризисных эпизодов, которые наступают в жизни каждого грудничка.

    Младенец может начать капризничать и постоянно проситься на руки только к вам, при этом предпосылок к этому словно и нет: он не болен, десны не зудят, а животик спокойный. Дело в том, что у детей до года бывает несколько скачков роста, когда их поведение резко изменяется. Такие кризисы развития пугают родителей, а иногда могут довести до белого каления, поскольку зачастую капризы ребенка выглядят как издевательство и проверка дозволенного.

    Тем не менее, педиатры и психологи просят родителей детей до года понимать, что подобные капризы — это кризисы развития, присущие абсолютно всем малышам.

    Темпы набора веса

    Согласно стандартам развития детей, разработанными ВОЗ на основании статистических данных, рост грудничков в первый год жизни претерпевает значительные изменения. До шестимесячного возраста этот показатель должен в среднем увеличиваться на 2,5 см каждый месяц. После полугода темпы роста слегка замедляются: в месяц младенец будет подрастать на 1,5 см.

    К окончанию первого года рост ребенка должен увеличиться на 50% относительно тех показаний, что записали неонатологи в роддоме.

    Особенность развития и прибавки роста детей до года в том, что растут они не плавно и равномерно, а скачками. При этом в среднем такие «рывки» происходят в одни и те же периоды и сопряжены с определенными эмоциональными сложностями.

    Когда происходят скачки роста?

    • Самый первый скачок роста отмечается у детей до года во временном отрезке между 1-3 неделями жизни;
    • второй скачок роста будет у вашего грудничка на исходе второго месяца жизни — с 6 по 8 неделю;
    • после длительного перерыва, следующий скачок роста отмечается у детей до года в 3 месяца;
    • четвертый скачок в среднем у малышей происходит в полгода;
    • последний рывок в течение первого года жизни произойдет в возрасте 9 месяцев.

    Скачки роста у детей до года необязательно будут проходить в обозначенные временные периоды, так как каждый ребенок развивается своими темпами. Длятся такие рывки в среднем у детей около 2-3 дней. Но у некоторых малышей подобные кризисы развития могут затянуться на неделю.

    Как определить, что он наступил?

    1. У ребенка во время скачка роста повышается аппетит. Малыш будет постоянно требовать кушать, и из-за этого возможны кормлений и сна. У кормящих мам, которые не могут визуально оценить объем съеденного малышом молока, может возникнуть впечатление, что их лактация уменьшилась, поэтому малыш не наедается и постоянно просыпается и просит грудь. Матерям искусственников проще распознать скачок роста, поскольку они будут видеть, что в бутылочке ребенка достаточно.
    2. Грудничок начинает сильно капризничать и плакать по любому поводу, при этом вы не будете видеть у ребенка причин, вызывающих такое поведение. Его температура будет нормальной, в целом внешний вид будет здоровым, и вы не отметите никаких иных признаков болезни.
    3. Привычные способы успокоения малыша в кризисы развития резко перестают работать. Еще вчера вы могли отвлечь ребенка яркой погремушкой, а сегодня он с рыданиями отбрасывает ее и тянет к вам ручки.
    4. Ребенок становится «ручным», успокаивается и засыпает, только находясь рядом с вами.
    5. Малыш начинает спать очень чутко и при этом долго засыпает.
    6. Грудничок теряет ощущение безопасности, и не дает вам отойти по своим делам. Даже пришедшие в дом гости, которых малыш уже видел, могут напугать его и довести до истерики.

    Активный процесс роста требует от малыша больше энергии и элементов, из которых строятся его мышечные и костные ткани. Именно поэтому дети в период подобных рывков словно не наедаются и постоянно хотят подкрепиться. Взрослый ребенок может озвучить свои желания с помощью слов, а у младенца есть единственный инструмент — плач . Если вы не сможете понять грудничка и покормить его, когда он этого требует, малыш будет постоянно капризничать и плохо засыпать.

    Еще одна причина капризного поведения детей в этот период рывков заключается в изменениях, происходящих в организме. Только представьте, что происходит внутри малыша в это время — растут ткани, растягиваются сосуды и соединительные элементы. Конечно, такой активный рост будет доставлять грудничку определенный дискомфорт, который будет выливаться в капризное поведение и стремление найти утешение и тепло в объятиях самого дорогого человека — матери. Вы заметите, что успокаивается младенец исключительно с вами, а с папой и бабушками он начинает капризничать еще сильней.

    Важно вовремя распознать наступление кризиса и не перепутать его с обычными среди детей проверками границ дозволенного. Воспитание ребенка — это большая ответственность, и неверное отношение к капризам может оставить след на психике или отразиться на его дальнейшем поведении.

    Если вы будете слишком строги в период скачка роста, младенец может потерять веру в вас или будет еще сильней желать вашей опеки, — это зависит от темперамента и вашей твердости.

    Потакание же капризам, совершенно не связанным с кризисом развития, приведет к тому, что кроха впредь будет всегда использовать слезы, зная, что с их помощью он всего может добиться.

    Если возраст грудничка примерно соответствует среднему временному периоду, когда должен наступить кризис, его поведение кардинально испортилось за один день, а капризы проходят на фоне очень хорошего аппетита, — значит, ваш малыш действительно переносит скачок роста.

    Как себя вести?

    1. Кормите ребенка тогда, когда он просит. Если искусственник не наедается обычной порцией смеси — разведите еще, не бойтесь, что он переест. Кормящим матерям также стоит перейти на режим кормлений по требованию. Не опасайтесь, что молока в груди не хватит, чтобы удовлетворить возросшие аппетиты младенца, ведь сосание малыша и опустошение молочных желез, наоборот, .
    2. Пейте больше жидкости и питайтесь сбалансированно, чтобы не нарушить выработку грудного молока и обеспечить ребенка до года необходимыми для развития питательными веществами.
    3. Если есть возможность — попросите близких помочь вам по хозяйству на этот краткий период. Вам следует больше отдыхать, ведь постоянные кормления и недосыпание будут сильно вас выматывать. Стрессовая ситуация может привести к уменьшению лактации.
    4. Не нужно пытаться сразу вернуть былой установившийся режим дня, подождите немного, пока скачок роста и развития ребенка не пройдет, и тогда уже начинайте выравнивать график. Малышу сейчас довольно тяжело, ему нужна ваша поддержка и ласка, а не строгость.
    5. Помните, что такое поведение малыша до года связано со скачками роста и развития. Кризис скоро окончится, поэтому наберитесь терпения, не срывайтесь на крохе, как бы вам трудно ни было. Сохраняйте спокойствие, ведь ваша нервозность обязательно отразится на поведении грудничка .
    6. Если грудничку хочется — носите его на руках хоть весь день. Можете поместить дитя в , так ваши руки освободятся для домашних дел и немного разгрузится спина, малыш при этом будет ощущать ваше тепло.
    7. Постоянно разговаривайте с ребенком, описывайте, чем вы заняты и зачем вы это делаете. Слыша ваш голос, младенец будет вести себя спокойней, поскольку будет ощущать ваше присутствие.

    Как взрослые, так и дети на протяжении жизни проходят через разные возрастные кризисы. Согласно утверждениям психологов, основная масса кризисных скачков, связанных с возрастом, происходит в детстве и в период отрочества. Это легко объясняется тем, что именно в эти годы у человека наблюдается наиболее динамичное развитие, которое требует постоянных перемен.

    Врачи выделяют несколько кризисных периодов детского возраста

    Формирование общей и нервно-психической реактивности у детей идет неравномерно. Этому процессу свойственны периодические скачки. Такие достаточно резкие и бурные качественные взрывы сменяются периодами более спокойного развития. Кризисы детского возраста разделяются на 5 основных фаз:

    1. Кризис новорожденности. Длится эта фаза 6-8, иногда 9 недель после рождения.
    2. Кризис раннего детства. Он приходится на возраст 12 - 18, 19 месяцев (рекомендуем прочитать: ).
    3. Кризис 3 лет. Может стартовать еще в 2 года и тянуться вплоть до 4.
    4. Кризис 6-8 лет (рекомендуем прочитать: ).
    5. Кризис подросткового периода. Он бывает в 12, 13, 14 лет.

    Кризис новорожденности

    Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи - например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.

    На фазе психологической адаптации важнейшую роль играют действия и эмоции родителей ребенка. Грудничок, который только недавно появился на свет, еще не обладает основными навыками общения, поэтому ему требуется помощь и поддержка, особенно со стороны мамы.

    Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.



    Маме новорожденного ребенка важно выстроить собственные отношения с малышом, наладить взаимопонимание

    Данный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.

    Кризис раннего детства

    Дорогой читатель!

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Время кризиса раннего возраста длится с 12 месяцев до полутора лет. В этот период малыш активно познает мир вокруг себя, учится ходить и говорить. Естественно, в таком возрасте речь ребенка еще не очень понятна. В то время как родители говорят о «собственном языке» крохи, психологи ей дали название автономной детской речи.

    На данном этапе к грудничку, для которого мама является центром всего его бытия, приходит понимание того, что она обладает еще и собственными интересами и желаниями, а потому не может принадлежать только ему. Вместе с этим появляется страх быть потерянным или брошенным. Именно в нем кроется причина странного поведения грудничков, которые только научились ходить. Например, они могут не отходить от мамы ни на шаг или поступать по-другому - постоянно убегать, заставляя тем самым уделять себе внимание.



    Умение самостоятельно ходить становится своеобразной вехой в развитии ребенка - он потихоньку начинает осознавать свою отдельность

    Эта фаза отмечает начало проявления у ребенка собственной воли и принятия им первых самостоятельных решений. Наиболее доступный и понятный ему способ отстоять свое мнение – это протест, несогласие и противопоставление себя другим. Категорически нельзя пытаться бороться в эти моменты с ребенком. Во-первых, это не даст никаких результатов, а во-вторых, сейчас ему необходимо ощущать непоколебимую любовь со стороны родителей и иметь их физическую и эмоциональную поддержку.

    Для родителей важно переключиться с мысли о том, что их чадо – беспомощное создание, дать ему возможность развиваться самому на этом этапе взросления. Понятно, что требуется оценка его возможностей и при надобности периодическое подталкивание крохи к чему-то или наоборот некоторое замедление его темпа.

    Психологи смогли рассчитать по неделям и месяцам периодичность кризисов у детей в первые полтора года. Они создали для этого специальный календарь в виде таблицы по неделям. Те недели, когда у ребенка наблюдается кризисное состояние, закрашены более темным цветом. Желтым оттенком обозначается благоприятное время развития, а тучкой – самые сложные периоды.



    Календарь кризисов развития малыша по неделям

    Кризис трех лет

    Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет - это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: ). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.

    7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет

    Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:

    1. Негативизм. Кроха начинает негативно относиться к одному из родителей или даже к нескольким родственникам сразу. Это выливается в его непослушание и отказ от общения и какого-либо взаимодействия с ними.
    2. Упрямство. Требуя что-либо, ребенок становится слишком настойчивым, но при этом не имеет ни малейшего желания выслушивать позицию родителей, пытающихся объяснить ему причины, по которым они не могут исполнить его просьбу. Кроха неспособен изменить свое изначальное желание и готов отстаивать его до конца.
    3. Строптивость. Она заключается в поступках, которые дети совершают наперекор. Например, если ребенка просят собрать вещи, он разбросает еще больше игрушек, если попросить его подойти, он убежит и спрячется. Такое поведение вызвано скорее протестом против правил, установленных норм и ограничений, нежели связано с конкретным человеком.
    4. Своеволие или стремление все делать самостоятельно без помощи взрослых. В 3 года крохе трудно сделать оценку собственного потенциала и сопоставить его со своими реальными возможностями. Это приводит к тому, что он часто совершает нецелесообразные действия, в результате сердится, потерпев неудачу.
    5. Бунтарство. Желая сделать так, чтобы с его мнением считались, малыш сознательно конфликтует с окружающими.
    6. Обесценивание. Ребенок перестает ценить все, что было раньше ему дорого. Это сводится к поломанным игрушкам, порванным книгам и неуважительному отношению к близким людям.
    7. Деспотизм. Кроха требует, чтобы родители выполняли все его капризы, тем самым он пробует подчинить их своей воле.

    Ранний детский аутизм

    Важно не исключать возможности того, что возрастные кризисы у детей могут сопровождаться психическими отклонениями. В этот период происходит гормональная перестройка. Ее причиной служит активизация ядер промежуточного мозга и гипофиза. У ребенка стремительно идет развитие процесса познания, именно это является почвой для выявления нервно-психических заболеваний.

    На этой фазе развития ребенка может сформироваться ранний детский аутизм (рекомендуем прочитать: ). Это определенное отклонение в психическом развитии. Для болезни характерно резкое снижение потребности контактировать с окружающими. Ребенок не имеет желания беседовать, общаться, он не проявляет никаких эмоций на действия других людей, то есть смех, улыбка, испуг и другие реакции ему чужды. Крохе не интересны ни игрушки, ни животные, ни новые люди. Такие дети развлекаются, повторяя однообразные движения - например, раскачивая туловище, перебирая пальцами или вращая кисти рук перед глазами. Такие особенности в поведении требует обязательной консультации психоневролога. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успешный результат.

    У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:

    1. Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
    2. Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».


    «Школьный» кризис связан с повышением нагрузок и получением новой социальной роли учащегося

    Школьный невроз

    Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:

    • повышенная тревога;
    • боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
    • нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.

    В других случаях подобные отклонения проявляются как:

    • отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
    • неспособность привыкнуть к дисциплине;
    • невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.

    В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.

    Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.

    Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:

    • утомляемость;
    • двигательное беспокойство;
    • возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
    • недержание мочи.

    Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.

    Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения - как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.

    Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.

    Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.



    Подростки в период кризиса требуют едва ли не больше внимания, чем первоклассники

    Психические расстройства в подростковый период

    В подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения:

    • резкие перемены в настроении;
    • странные увлечения;
    • замкнутость и холодность в отношении с близкими и сверстниками;
    • отрешенность от свойственных его возрасту занятий и интересов.

    Все фазы естественного развития ребенка обладают закономерностью, но их течение может идти абсолютно по-разному. У одних детей это смена болезненных и острых скачков, у других мягкий и практически незаметный процесс. Физические и психические особенности каждого ребенка безусловно влияют на то, как он будет переживать кризисное состояние, однако немаловажную роль в этом играют условия, в которых кроха растет и воспитывается. Когда родители терпеливы и уравновешены, а атмосфера в семье спокойная и доброжелательная, кризисный период проходит достаточно тихо, без эксцессов.

    Взрослые знают многое об устройстве мира и социальных отношений. Они не удивляются простым вещам вроде шевеления листвы или завывания ветра. Именно в этом, как ни странно, кроется причина многих конфликтов между родителем и ребенком. Ведь малыш в этом мире впервые, для него здесь в новинку буквально все. Родители же склонны забывать, что ребенок может пугаться элементарной смены собственного настроения. Просто потому что он не знает, что с ним происходит. Поэтому, когда в развитии крохи наступает новый этап, это неизменно сопровождается кризисом – а родители начинают винить себя за плохое воспитание.

    Своеобразный «переходный возраст» у детей начинается с рождения и продолжается аж до семи лет. Каждый год сопровождается новыми явлениями в психике малыша, он учится справляться с новой информацией и испытывает окружение на прочность.

    Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

    В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

    Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

    К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

    Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел. Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого. Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

    Сколько скачков развития бывает у младенцев?

    В первые полтора года скачков выделяют десять. Ни один младенец без пороков развития не может избежать таких фаз роста и капризности. Даже если у вас самый спокойный ребенок в мире, в период нового скачка он будет сильнее тянуться к маме, больше плакать и вести себя в целом «плохо». В первые недели жизни фазы быстро сменяются, поэтому можно думать, что характер у ребенка капризный и беспокойный, а когда малыш подрастет, окажется, что он вообще флегматик.

    Календарь кризисов развития ребенка до года

    В графическом отображении он выглядит следующим образом:

    1. Солнышками отмечены самые спокойные периоды развития.
    2. Белые и серые недели – исследование и применение новых навыков, возможны конфликты и капризы.
    3. Черные недели – активное развитие очередного скачка.
    4. Тучки – самые сложные недели.

    1 скачок. 5 неделя.

    Что нового:

    Улучшенный обмен веществ и органы чувств; максимальная видимость увеличивается с 20 до 30 см; появляется улыбка и слезы.

    Что делать:

    • уделять повышенное внимание;
    • больше физического контакта;
    • лучше, чтобы он спал не один; позволять ребенку разглядывать то, к чему он проявляет интерес; с помощью смеха определить, от чего малыш в восторге, и радовать его этим;
    • чаще беседовать с ним;
    • делать паузы в играх (младенцы быстро устают, но также быстро и восстанавливаются).

    2 скачок. 8 неделя.

    Что нового:

    Ребенок начинает различать объекты, которые до этого воспринимал как единое целое; сам держит головку, переворачивается, двигает ручками и ножками, исследует собственную мимику; трогает и бьет игрушку (это подготовительный этап перед тем, как научиться хватать ее); проявляет интерес к движущимся объектам; с удовольствием слушает и издает звуки.

    Что делать:

    1. чаще хвалить;
    2. показывать поближе то, к чему он тянется;
    3. смыкать его ладони вокруг игрушки;
    4. реагировать на голос ребенка и «поддерживать разговор»;
    5. разнообразить его окружение (в окружении одних и тех же объектов он заскучает).

    Если малыш отводит взгляд, значит, у него уже переизбыток ощущений, и он ищет покоя. Нужно сделать паузу и дать ему отдохнуть.

    3 скачок. 12 неделя.

    Что нового:

    Теперь малыш умеет совершать плавные переходы из одного состояния тела к другому; из одной интонации голоса к другой; видит комнату полностью и может переходить от слежения за отдельным объектом к полной панораме.

    Что делать:

    • слушать ребенка и демонстрировать внимание к его лепету;
    • читать ему сказки с переходом интонаций;
    • показывать разные по структуре материалы и описывать их разными голосами;
    • повторять звуки ребенка – это мотивирует его продолжать развивать речевой аппарат; показывать ему плавные движения.

    4 скачок. 19 неделя.

    Что нового:

    Ребенок учится совершать сложные движения (не только схватить игрушку, но и повертеть ее, погладить, подергать); теперь он не только следит за событиями, но и хочет на них влиять; может начать учиться ползать; издаваемые звуки становятся сложнее.

    Что делать:

    1. все так же поощрять,
    2. развлекать,
    3. уделять внимание.

    5 скачок. 26 неделя.

    Что нового:

    Заметно лучше координация тела; ребенок научился осознавать понятие дистанции; теперь он понимает, что мама может уйти далеко-далеко (а это очень пугает).

    Что делать:

    • дать ребенку больше пространства и возможностей преодолевать расстояния между ним и желаемым;
    • не уходить надолго, оставлять ребенку возможность ползти за мамой.

    6 скачок. 37 неделя.

    Что нового:

    Что делать:

    1. ввести в игру тактильную доску со звонками, веревками и прочими интересностями; много гулять;
    2. переодевать ребенка перед зеркалом;
    3. называть предметы, на которые показывает малыш;
    4. учить использовать голос, чтобы задавать вопросы (спрашивать вместо него);
    5. играть в догонялки и прятки.

    7 скачок. 46 неделя.

    Что нового:

    Малыш осознает, что такое последовательность (чтобы сложить пирамидку, надо сделать это, это и это).

    Что делать:

    • при переодевании малыша просить его помочь вам;
    • пусть он сам причешется и умоется;
    • перестать кормить с ложечки, учить его есть самостоятельно.

    8 скачок. 55 неделя.

    Что нового:

    Ребенок понимает задачи, то есть то, что для достижения нужного результата можно использовать разные способы.

    Что делать:

    1. позволить малышу помогать вам с уборкой, готовкой или походом в магазин (только если ему это нравится!);
    2. играть в поиск предметов.

    9 скачок. 64 неделя.

    Что нового:

    Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет выбирать наиболее удобную для достижения цели манеру поведения; более самостоятелен.

    Что делать:

    • обучить его понятиям «мое» и «твое»;
    • вести переговоры с помощью «да» и «нет»;
    • обучить правилам поведения.

    10 скачок. 75 неделя.

    Что нового:

    Малыш осознает понятие системы (семья, общество, либо более конкретные: машина, часы); у него формируется совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.

    Что делать:

    1. поощрять хорошее поведение;
    2. показать ему различные системы и объяснить их устройство;
    3. очертить границы разрешенного.

    Кризис ребенка в 2 года

    Постоянные истерики — главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.

    Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.

    Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.

    Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.

    Перед бурей

    Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.

    Если истерика уже началась

    Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.

    Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.

    Отвлечение внимания в два года уже не работает, а только откладывает решение проблемы. Лучше пробовать другие способы.

    Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.

    Нормально, если ребенок разговаривает с вами как равная личность. Ненормально, если он считает, что имеет больше прав, чем у вас.

    Кризис трех лет у ребенка

    Здесь понадобится много терпения и спокойствия. Этот кризис сопровождают не только истерики, но и постоянные споры и упрямство. Малыш готов яростно отстаивать свои хотения. Требования родителей выполняет наоборот, в лексиконе появляется очень много «нет» и «не хочу».

    Что делать?

    Нельзя потакать требованием ребенка, но и нельзя его ломать. Во время истерики лучший способ справиться – спокойно сказать «Мы поговорим, когда ты успокоишься», и перестать реагировать на ребенка. Разговор после истерики обязательно должен состояться (вообще, всегда давайте малышу только те обещания, которые вы действительно исполните). Объясните, что истерики – совершенно недействующий способ добиваться своего.

    В три года дети очень любят отрицать. Поэтому все вопросы и указания должны создавать иллюзию выбора. Если вы скажете: «Сейчас ты будешь есть кашу», ждите крика: «Я не хочу кашу!». Следует спросить: «Ты будешь кашу с изюмом или вареньем?».

    Формируйте у ребенка положительные паттерны поведения. Хвалите его за самостоятельность, делитесь его успехами с родней при нем же.

    Кризис ребенка в 4 года

    Во многом это «переходной» кризис между 3 и 5 годами жизни. Некоторые психологи называют этот кризис затянувшимся кризисом трех лет. К истерикам тут добавляется стремление к уединению и повышенный эгоизм.

    Возникают детские истерики во многом из-за того, что ребенок чувствует недостаток внимания и желает больше общаться. Также детям надоедает проводить свой досуг одинаковым образом.

    Таким образом, наилучший способ бороться с данным кризисом – разнообразить быт и развлечения малыша. Нужно найти ему много интересных и активных занятий, и чередовать их. Также важен психологический комфорт крохи: если он не может доверять родителям, то он и не расскажет, что его тревожит, а поведение при этом будет таким же плохим. Желательно приучить ребенка делиться своими переживаниями и вместе с родителями искать решения проблем.

    Чрезмерная опека в этот кризис только навредит. Да, ребенку нужна ваша помощь в решении его проблем – именно помощь, а не единоличное решение за него. Перекладывать его повседневные дела на свои плечи тоже не нужно, развивайте самостоятельность.

    Физические наказания недопустимы, но можно ограничить ребенка в развлечениях.

    Кризис ребенка в 5 лет

    Главный очевидный признак кризиса – ребенок начал придумывать много небылиц, у него могут появиться воображаемые друзья. Не следует ругать за вранье, так как это своеобразное проявление фантазии.

    Менее заметный симптом кризиса проходит внутри ребенка: он очень хочет быть как взрослые. Некоторых детей это заставляет бросить игрушки, девочки тянутся к маминой косметике и примеряют ее туфли. В то же время ребенок остро нуждается в общении с детьми его возраста.

    Что делать?

    Если ребенок так страстно желает чувствовать себя взрослым, следует дать ему это, и во всех конфликтных ситуациях разговаривать на равных. Нужно дать ему возможность выполнять определенные несложные обязанности по дому. Причем, следует объяснить, что это именно обязанность, а не прихоть: задание придется выполнять постоянно.

    Не следует «выбивать» из чада откровенность разговорами (а тем более физическими наказаниями). Доверительные разговоры рано или поздно выявят причину его плохого настроения и закрытости. Важно уметь успокаивать и развеивать страхи ребенка. К примеру, в пять лет уже появляется страх смерти близких, или собственной. Если вы не уверены, что справитесь с объяснением такой сложной темы, возможно, понадобится консультация психолога.

    Не ведите туда ребенка, сходите сами и просто узнайте, что говорить, и как себя вести при таких опасениях со стороны чада.

    Кризис ребенка в 6 лет

    Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.

    В шесть лет дети разделяются на два типа:

    • Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
    • Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.

    Что делать?

    Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.

    Кризис ребенка в 7 лет

    Основное проявление данного кризиса: ребенок начинает вести себя совершенно не так, как вел раньше. Был спокойным – стал чрезмерно активным, делился всем с мамой – перестал это делать, и так далее. Он начал исследовать свое влияние на устройство мира, поэтому игрушки часто ломаются, и он разбирается в их устройстве. Ребенка тянет к общению со старшими ребятами.

    Что делать?

    Если ребенок забыл что-то подготовить к школе, положить какую-то вещь или доделать урок, нельзя делать это за него. Родитель теперь выполняет направляющую роль. Укажите малышу на ошибку и предоставьте самому разбираться с ней.

    Как следствие, ограждать ребенка от ошибок повседневной жизни тоже не нужно. Предупредите его, что будет, если он совершит некое действие, и предоставьте самому разбираться с полученной информацией.

    Поощрение важнее наказания. Если вы проверяете урок и видите, что какой-то момент получился хорошо, а какой-то плохо, внимание вы заостряете именно на хорошем. Очень важно концентрировать ребенка на успехе вместо неудачи, это даст сильный положительный толчок в дальнейшей жизни.

    За первый год жизни малыш овладевает большим числом навыков. Его рост и вес значительно увеличиваются к годовалому возрасту. Выделяют несколько кризисных периодов, которые связаны с бурным физическим развитием. В этот момент грудничок становится без повода, как кажется родителям, капризным, плаксивым, все время просится на ручки, не признает никого, кроме мамы.

    Грудничок прибавляет сантиметры и граммы каждый месяц. Причем, до полугодовалого возраста каждые четыре недели рост становится больше на 2,5 см, а после 6 месяцев темп немного снижается, и он прибавляет по 1,5 см. В результате к годовалому возрасту ребенок становится на 50% больше, чем при рождении.

    Таблица поможет разобраться, какая норма в прибавке роста и массы тела по месяцам.

    Возраст грудничка, месс. Средняя норма прибавки, г Прибавка с рождения, г Средняя норма прибавки, см Прибавка с рождения, см
    1 700 700 3-4 3-4
    2 800 1500 3 6
    3 850 2350 2-3 8-9
    4 800 3150 2-3 10-11
    5 750 3900 2-3 12-13
    6 650 4550 2-3 14-15
    7 600 5150 2-3 16-17
    8 500 5650 2-3 18-19
    9 450 6100 1-2 20-21
    10 400 6500 1-2 22-23
    11 350 6850 1-2 23-24
    12 300 7150 1-2 25-26

    Особенностью является и то, что рост прибавляется не медленно, а скачками, принося многочисленные изменения в эмоциональной сфере. Периоды у большинства детей совпадают и характеризуются одними и теми же изменениями.

    Что касается массы тела, то она к 6 месяцам удваивается, ежемесячно прибавляется по 800 г, а к году масса утраивается, ежемесячно прибавляется по 400 г.

    Норма может быть нарушена по причине каких-либо нарушений в развитии. Если грудничок физически развивается слабо, то это может свидетельствовать об анемии, рахите, заболеваниях эндокринной системы, пищеварительных органов, центральной нервной системы. Если малыш на грудном вскармливании, то нужно убедиться в том, что хватает грудного молока. Возможно, потребуется докорм смесями.

    Таблица приблизительного веса и роста на протяжении всего первого года жизни.

    Возраст, мес. Рост Вес
    1 57 4000
    2 60 4800
    3 63 5600
    4 65 6400
    5 67 7100
    6 69 7900
    7 71 8300
    8 73 8800
    9 74.5 9100
    10 76 9700
    11 77,5 10100
    12 79 10500

    Приблизительный вес ребенка в первые секунды жизни составляет 3200–3300 грамм, рост – 50 см. Таблица показывает, насколько ребенок прибавляет к концу первого года жизни.

    Важными показателями развития детей до года являются вес, рост, объем головы и обхват грудной клетки. Все полученные данные записываются. Существует общепринятая норма показателей, с которой и сверяются полученные данные. Это помогает врачу вовремя отследить отклонения от нормы. На то, как изменяется рост и вес ребенка, влияет много факторов, которые учитывает специалист.

    1. Пол ребенка. Девочки набирают вес и растут медленнее, чем мальчики. Мальчики приблизительно на 1-2 см опережают девочек в росте и на 500-600 грамм – в весе.
    2. Учитывается вес и рост при рождении.
    3. Важную роль играет наследственность. Если мама и папа были рождены большими, то подобного можно ожидать и от ребенка.
    4. Состояние здоровья: простудные заболевания и другие инфекции, прорезывание зубов, переживания.
    5. Врожденные нарушения в работе внутренних органов.
    6. Тип вскармливания (грудное молоко или смеси). Дети на искусственном вскармливании набирают вес быстрее, чем те, которые вскармливаются грудью.

    Норма среднего роста и веса, согласно полу грудничка, по месяцам будет отличаться. Таблица наглядно это показывает.

    Возраст, мес. Девочки Мальчики
    Прибавка в см Вес, г Прибавка в см Вес, г
    1 53 4200 55 4500
    2 57 5100 58 5600
    3 60 5800 61 6400
    4 62 6400 64 7000
    5 64 6900 66 7500
    6 66 7300 68 7900
    7 67 7600 69 8300
    8 69 7900 71 8600
    9 70 8200 72 8900
    10 72 8500 73 9200
    11 73 8700 75 9400
    12 74 8900 76 9600

    Таблица позволяет увидеть, что мальчики физически развиваются быстрее, чем девочки.

    В течение первых двенадцати месяцев ребенок может вырасти на 25 см. Такого значительного изменения цифр за такое короткое время не будет наблюдаться больше ни в один период развития.

    Наступление периода

    Скачок прибавки в сантиметрах приходится на следующие периоды жизни.

    1. На промежуток между 1-й и 3-й неделями.
    2. Конец второго месяца жизни, приблизительно 6-8-я неделя жизни.
    3. Следующий скачок роста наблюдается в трехмесячном возрасте.
    4. В полгода наступает следующий этап бурного развития малыша.
    5. Последняя значительная прибавка наблюдается в 9 месяцев.

    Календарь кризисных недель, когда явно заметен скачок в физическом развитии малыша первого года жизни.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
    40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

    Календарь показывает наглядно, в какие приблизительно недели происходит скачок роста и когда в связи с этим ждать плохое настроение у ребенка. Если малыш родился на неделю позже, то отсчет нужно начинать на неделю раньше. Если родился на 3 недели раньше срока, то на 3 недели позже срока.

    Длиться кризисные моменты могут пару дней или даже неделю. Все зависит от индивидуальных темпов роста каждого ребенка.

    Признаки, которые отличают наступление кризиса, связанного с интенсивным развитием организма.

    1. Повышение аппетита. В результате может возникнуть сбой в установленном режиме питания. Прибавляются ночные кормления. Объясняется это тем, что бурный рост организма требует больше энергии и питательных элементов.
    2. Беспричинная капризность и плаксивость. Но это только на первый взгляд. Отсутствие температуры тела и других симптомов болезни – это еще не повод думать, что у ребенка все хорошо. Скачок роста вызывает растяжение всех тканей, сосудов, мышц, причиняя дискомфорт и неприятные ощущения.
    3. Привычные способы отвлечения и успокоения ребенка становятся бесполезными.
    4. Просится на руки, засыпает только на руках или рядом.
    5. Нарушается сон. Просыпается при каждом шорохе, долго не может заснуть.
    6. Не отпускает маму ни на шаг от себя.

    В период, на который приходится скачок, важно подобрать правильную тактику воспитания. Излишняя строгость приведет к тому, что ребенок может потерять доверие к маме. Если, наоборот, слишком потакать, то впоследствии он будет добиваться всего слезами и капризами.

    Таблица прибавки роста и веса, согласно кризисным периодам.

    Таблица показывает, что вес ребенка прибавляется в среднем на 1 кг в каждый кризисный период, а рост – на 4-5 см. Скачок особенно заметен в полгода. К этому времени ребенок вырастает примерно на 19 см.

    1. В 3-4 недели норма прибавки составляет около 600 г и около 3 см.
    2. К концу 8-й недели грудничок становится больше на 800 г и 3 см.
    3. К концу 12-й недели прибавка составляет около 800 г и 2,5 см.
    4. К 6-му месяцу прибавка составляет 600 г и 2 см.
    5. К девятимесячному возрасту – 500 г и 1,5 см.

    Родителям не стоит паниковать, если ребенок не соответствует общепринятым стандартам. Если он активный, хорошо кушает, спит, значит, поводов для беспокойства нет. Иногда в одном месяце малыш может не набрать нужные сантиметры и граммы, а в другом восполнить потерю.

    Наши дети растут с феноменальной скоростью, хотя родительскому глазу это вряд ли заметно, а вот если отправить свое чадо на недельку-другую погостить к бабушке, то ребенок возвращается совсем другим: чуть старше, чуть взрослее, чуть смекалистее.

    Особенно эта скорость развития ощутима в первый год жизни – самый ответственный и самый необычный. Ведь именно за первые 12 месяцев жизни младенцы превращаются из крошечных беззащитных комочков в пухлых шустрых карапузов. Только представьте: за первый год жизни малыш вырастает в среднем на целых 25 сантиметров! Четверть метра за год! Более того, активно развиваются физические способности малыша: вот он осознанно двигает ручками и ножками, теперь сам переворачивается со спинки на животик, а вот он уже сам сидит, потом ползает и хватает игрушки, а сейчас он старается сам пойти ножками и даже пытается кушать ложкой.

    Но стремительно развивается не только тело, активно работает и головной мозг. С каждым днем, с каждым месяцем, увеличивается количество нейронных связей, интеллект малыша растет вместе с ним. Конечно, такое стремительное развитие требует огромных энергетических ресурсов и не проходит незаметно и без следа. Давайте поговорим о том, что такое скачки роста и развития у детей до года.

    Рождение теории

    Это весьма интересное предположение вылилось в массы после выхода научно-популярной книги «The wonder weeks» - совместных трудов двух ученых германского происхождения Вандерейт Хетти и Плоя Франса. Эти люди – специалисты в области детской психологии и дошкольного развития, поведенческой биологии и являются авторитетными специалистами в научных зарубежных кругах. 35 лет своей жизни они посвятили наблюдением за поведенческими реакциями и развитием малышей до двух лет. Одним из исследований было наблюдение за развитием младенцев с 0 до 12 месяцев без отрыва от ячейки общества, т.е. в семье и среди близких людей.

    Анализируя результаты и опыт проведенных исследований, ученые пришли к выводу, что малыш развивается не плавно, а ступенчато, отрывисто и наиболее это заметно именно в течение первого года жизни (естественно, он же самый стремительный и динамичный). Подобная теория позже подтвердилась врачами-физиологами: рост ребенка не является плавным непрерывным процессом, ребенок растет скачкообразно. Это объясняется большими энергозатратами, ведь чтобы вырасти, организму требуется колоссальное количество ресурсов. Поэтому он «копит» силы и затем бабах! За одну ночь ребенок вытягивается на несколько миллиметров. Этот процесс и назвали скачками роста у грудничка.

    Но Вандерейт и Плой выделяют помимо скачков роста еще и скачки психоэмоционального развития у малыша. Как правило, эти два процесса не всегда происходят одновременно, но оба имеют ступенчатый характер. И если с ростом все понятно ­ оп, и вырос малышок, то как быть с психическим развитием?

    Рост и развитие нервной системы ­ очень сложный и малопонятный для простого обывателя процесс, также требующий энергетических ресурсов (кстати, это является объяснением, почему новорожденные детки много спят). Этот процесс сказывается на поведении ребенка, он не может понять, что происходит, но и объяснить маме или папе тоже не в состоянии.

    Как определить период скачков роста и развития

    Итак, что же из себя представляют эти непонятные скачки роста у новорожденных детей? Наверняка, каждая мама сталкивалась с таким поведением своего чада: у ребенка сбивается режим дня, он плохо спит, отказывается от еды, постоянно капризничает и плачет без причины, требует «ручки» и просто не может без мамы. Знакомо, не так ли? Часто мамы сбиты с толку, они не знают, что происходит с малышом.

    Никак не могут понять причину такого беспокойного поведения. Голодный? Болит животик? Хочет спать? Скучно? А, может быть, устал? Нет, наверное, жарко…или, наоборот, прохладно? Особо беспокойные мамы обращались к педиатру, но, малыши были совершенно здоровыми. Такое состояние – это не что иное, как скачок роста. Очередной. Да-да, их не один и даже не два. Но об этом чуть позже.

    Начинаются скачки роста у грудничков, симптомы которых можно спутать капризами или болезненностью, практически с рождения. И если Ваш малыш вдруг, без видимых признаков заболевания (температура, рвота, понос, кашель и тд.) начинает вести себя следующим образом:

    ✓ Постоянно капризничает без причины;

    ✓ Чутко и беспокойно спит;

    ✓ Плохо ест и отказывается даже от любимых блюд или же, наоборот, совсем крошечный младенец буквально «висит» у мамы на груди, постоянно требует ее;

    ✓ Постоянно просится на руки и требует повышенного внимания со стороны матери,

    То, будьте уверены, что ваш малыш переживает очередное кризисное время.

    Когда ждать скачки роста и сколько они длятся

    Во время таких периодов нервная система и мозг малыша претерпевает некоторые изменения. В частности, мозговые волны излучаются несколько иначе, а сами процессы в коре более интенсивны. Отдаленно это можно сравнить с предменструальным синдромом у женщин, обусловленным изменением уровня половых гормонов в организме. Женщиной в этой период правят эмоции, она раздражительна, плаксива, но не может объяснить свое поведение разумными доводами. И взрослая женщина – она взрослая, умеет излагать свои мысли и что чувствует. А ребенок? Уловили суть? Ребенок мал, не может выразить то, что чувствует, это ощущение незнакомо, а все незнакомое страшно и непонятно. А где безопаснее всего? Верно, у мамы под крылышком.

    Сколько длятся скачки роста и развития?

    Каждый ребенок индивидуален и может переживать подобное состояние по-разному. Но обычно такой период длится от пары дней до недели. Причем очень характерным является внезапность. Скачок также резко заканчивается, как и начинается. После пары-тройки безумных ночей и дней Вы можете заметить, что Ваше чадо стало идеальным ребенком ни с того ни с сего.

    Исправно и хорошо кушает, сладко спит и играет сам с собой. И, что самое важное, внимательная мама заметит, что после такой «встряски» малыш осваивает новый навык, например, стал или делать это реже, научился сам сидеть, и пользоваться ей, ходить более уверенно и т.д. Результатом скачков является как раз достижение и закрепление нового навыка.Теперь о самом главном.

    Когда ждать скачки роста и развития?

    Согласно теории Вандерейт и Плоя, всего за первый год жизни таких скачков 8 (некоторые схватились за успокоительное)!!! Но по факту, на первом такие «встряски» не заканчиваются (сейчас наверняка кто-то свалился в обморок!), явные изменения в поведении будут проявляться все реже и совсем исчезнут к полутора-двум годам (а там и кризис трех лет не за горами…). Родительство – дело не легкое, да-да))

    Таблица ниже наглядно показывает, когда ждать скачки роста у грудничков, календарь в своем роде. Благодаря таким наблюдениям можно (хотя бы морально) подготовиться к «запрограммированным» капризам своего чада.

    Небольшой совет: данный календарик указывает примерные периоды для деток, родившихся в срок. Если Ваш малыш родился немножко раньше, прибавьте разницу между днем его рождения и ПДР (примерной датой родов). Соответственно, если малыш засиделся в животе у мамы и появился на свет позже, то отнимите соответствующую разницу.

    Недели жизни

    Скачок роста

    5 (1 месяц)

    8-9 (2 месяца)

    12 (2,5-3 месяца)

    15-19 (4 месяца)

    23-26 (5-6 месяцев)

    34-37 (7-8 месяцев)

    42-46 (10 месяцев)

    51-52 (1 год)

    Для облегчения мамочек: указанный в таблице период указывает возможное время скачка развития, но не его продолжительность, так что выдыхайте!

    Как вести себя родителям в этот период

    Несомненно, такой период является морально и физически очень трудным для родителей. Постоянные капризы и истерики выбивают из колеи, придают неуверенность и попросту лишают сил. Но, как бы ни печально звучало, такие моменты ­ неизбежность и от этого никуда не деться. Стоит ли говорить о вселенском терпении и прощении?

    Ребенок в такие моменты как никогда нуждается в маме, не отвергайте его и старайтесь уделять ему максимум времени и внимания. Трудный период пройдет безболезненней, если малышу будет интересно с Вами, отвлекайте его! Интересные занятия в виде хождения в обнимку, приятных песенок и поглаживаний, размеренного качания или даже чтения книжек подойдут как нельзя лучше. Маленького крикуна могут заинтересовать интересные узоры на обоях, ковре, гардинах. Покажите ему, что происходит за окном, как ездят машинки, ходят люди, колышутся веточки деревьев.

    Если малыш находится на грудном вскармливании, то может часто просить грудь. Бывали случаи, что грудничок сосал каждые 20 минут. Это очень трудно для мамы, особенно когда помощи с ребенком ждать не от кого. Если ребенок получает , попробуйте сначала покормить его, а потом дать грудь. Если Вам трудно держать такой темп и Вы знаете, что малыш не голоден, попробуйте отвлечь его другим занятием. Наберите ванну, пусть поплавает, включите успокаивающую музыку, пройдитесь в парке, если погода позволяет.

    Подводим итоги

    В заключение хочется сказать, что Ваш ребенок уникален, неповторим и развивается в своем индивидуальном темпе. Скачки роста у новорожденных детей неизбежны, но следует помнить, что после каждой бури следует ясное небо. Смотрите на вещи позитивнее, после очередного скачка развития Ваш малыш осваивает новый навык, умеет больше, становится старше и сильнее!

    Похожие статьи