• Кружковая работа 2 младшей группе доу. Кружок «Умелые ручки» во второй младшей группе Развитие речи и мелкой моторики. Кружок «Умелые ручки»

    30.09.2019

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»

    Утверждаю:_____________

    ______________________

    Заведующая МДОУ «Старошайговский детский сад № 1

    комбинированного вида»

    Протокол педсовета

    №______ от_______________

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

    «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ»

    (НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ)

    Возраст детей: 3- 4 года

    Срок реализации:1 год

    воспитатель:

    Шишканова Е.В.

    2015год

    Пояснительная записка

    Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

    Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование».В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

    При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

    Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.

    Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество.Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.

    В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.

    Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.

    В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают,а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.

    Время существования кружка-второй год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

    Цель программы:

    Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

    Задачи:

    развивающие:

    Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

    Развивать творческие способности детей.

    Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

    воспитательные:

    Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

    обучающие:

    Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

    Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

    Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

    Формировать умение оценивать созданные изображения.

    Особенности программы.

    Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

    Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

    Основные способы и формы работы с детьми

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -34., время занятий 15-20 мин.

    Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3-4 года и рассчитана на один год обучения.

    Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

    В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:

    словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

    Наглядные

    Практические

    Игровые

    Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

    – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

    – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

    – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

    Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

    Учебно–тематический план.

    № п/п

    Тема

    Количество занятий

    Часы (мин)

    Теория

    Практика

    Дождик кап-кап-кап

    Мухомор

    Разноцветные листочки осень подарила(коллективная работа)

    Компоты и варенье в баночке

    Веточка рябины

    Усатый полосатый друг

    Звездное небо

    Солнышко за тучкой

    Мой щенок дружок

    Первый снег

    Дед Мороз идет на праздник

    В лесу родилась елочка

    Елочка красавица (коллективная работа)

    Снеговик

    Зайка беленький прыг -скок

    Волшебный лес

    А снег идет и идет за окном

    Кораблик для папы

    Подводное царство (коллективная работа)

    Колючий ежик

    Платочек для бабушки

    Цыпленок

    Бусы для куклы Кати

    Солнышко лучистое улыбнулось ласково (коллективная работа)

    Разноцветные бабочки

    Пятнышки для жирафа

    Вот какой у нас салют

    Божьи коровки на лужайке

    Мы рисуем что хотим

    Итого

    Материалы и инструменты,необходимые для работы:

    1.Бумага разного формата и цвета.

    2.Гуашь.

    3.Акварельные краски.

    4.Ватман.

    5.Картофель.

    6.Поролон.

    7.Капустные листы.

    8.Воздушные шары.

    9.Листья деревьев.

    10.Кисточки.

    11.Чашечки для гуаши.

    12.Баночки для воды.

    13.Заготовки рисунков.

    14.Салфетки влажные.

    Сентябрь

    № п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    Оборудование

    Дождик кап-кап-кап

    Рисование пальчиками

    1. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.
    2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Листы бумаги белого цвета с нарисованными тучками разной величины;

    Синяя гуашь в мисочках,

    Салфетки,

    Зонтик для игры;

    Магнитофон

    Мухомор

    Рисование пальчиками

    1. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора
    2. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

    Вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;

    Гуашь белого цвета в чашечках;

    Салфетки;

    Иллюстрации мухоморов;

    Октябрь

    № п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    Оборудование

    Разноцветные листочки осень подарила

    (Коллективная работа)

    Отпечаток листьями

    1. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой печатание листьями.
    2. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    3. Вызвать у детей желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

    Нарисованное дерево без листьев на ватмане белого цвета;

    Листочки разных деревьев;

    Салфетки;

    Компоты и варенье в баночках

    Рисование пальчиками

    1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
    2. Учить детей создавать ритмические композиции.
    3. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    4. Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать

    Вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;

    Гуашь красного, синего и желтого цвета в чашечках;

    Салфетки;

    Банки с вареньем;

    Чайные ложки.

    Веточка рябины

    Рисование пальчиками

    1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -рисования пальчиками.

    2. Учить детей создавать ритмические композиции.

    3.Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    Листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;

    Салфетки;

    Гуашь красного цвета в чашечках;

    Иллюстрации рябины;

    Ах, какие ягодки на тарелочке лежат

    Рисование пальчиками

    1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -рисования пальчиками.
    2. Развивать мелкую моторику рук.
    3. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца

    Листы бумаги белого цвета с нарисованными тарелками;

    Салфетки;

    Гуашь красного и розового цвета в чашечках;

    Картинки с ягодами;

    Ноябрь

    № п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    Оборудование

    Усатый -полосатый друг

    Рисование пальчиками

    1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
    2. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку.

    Листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;

    Игрушка котенок;

    Гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;

    Салфетки;

    Звездное небо

    Рисование пальчиками

    1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.
    2. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

    Листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;

    Салфетки;

    Иллюстрации с ночным звездным небом;

    Солнышко за тучкой

    Отпечаток картофелем

    1. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -отпечаток картофелем.
    2. Учить детей делать отпечаток картофелем.
    3. Воспитывать аккуратность.
    4. Развивать чувство ритма и композиции, мышление, память.

    Нарисованное солнце на белом листе;

    Гуашь синего цвета в чашечках;

    Салфетки;

    Кружки картофеля;

    Мой щенок дружок

    Рисование методом тычка

    1.Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой-рисование методом тычка.

    2.Учить рисовать методом тычка.

    Листы белого цвета с силуэтом щенка;

    Кисть с жестким ворсом;

    Гуашь коричневого цвета;

    Стаканы с водой;

    Салфетки;

    Декабрь

    № п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    Оборудование

    Первый снег

    Рисование ватной палочкой

    1.Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой-рисование ватной палочкой

    2.Учить рисовать снег ватной палочкой.

    3.Воспитывать аккуратность.

    Листы бумаги синего цвета;

    Гуашь белого цвета;

    Салфетки;

    Борода Деда Мороза

    (1-е занятие)

    Рисование ладошками

    1. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.
    2. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

    Листы светло-голубого цвета;

    Белая гуашь в чашечках,

    Салфетки.

    Борода Деда Мороза

    (2-е занятие)

    Рисование пальчиками

    1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
    2. Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками.
    3. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    4. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

    Заготовки с бородой Деда Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия;

    Гуашь белого, зеленого и черного цвета в чашечках;

    Салфетки.

    Магнитофон.

    В лесу родилась елочка

    Рисование методом тычка

    1.Продолжать учить рисовать детей методом тычка.

    2.Прививать аккуратность при работе с гуашью.

    3.Закреплять умение правильно держать кисть.

    4.Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования.

    листы белого цвета с силуэтом елочки;

    Кисть с жестким ворсом;

    Гуашь зеленого цвета;

    Стаканы с водой;

    Салфетки;

    Январь

    № п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    Оборудование

    Елочка-красавица

    (коллективная работа)

    Рисование ладошками

    1. Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками.
    2. Развивать внимание, мышление, память, речь.
    3. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке;

    Лист ватмана;

    Зеленая гуашь в чашечке;

    Салфетки;

    Магнитофон;

    Снеговик

    Отпечаток картофелем

    1.Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой -отпечаток картофелем.

    2.Учить детей аккуратно макать картофель в гуашь и делать отпечаток.

    3.Воспитывать аккуратность.

    4.Развивать эстетический вкус.

    Салфетки;

    Магнитофон.

    Зайка беленький прыг- скок

    Рисование методом тычка

    1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.
    2. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    3. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
    4. Вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку.

    Листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;

    Гуашь белого цвета в чашечке;

    Салфетки;

    Магнитофон.

    Волшебный лес

    Отпечаток капустным листом

    1.Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-отпечаток капустным листом.

    2.Учить создавать ритмические композиции, делать отпечаток капустным листом.

    3.Воспитывать аккуратность.

    4.Развивать чувство ритма и композиции.

    Листы бумаги голубого цвета;

    Гуашь белого цвета в чашечке;

    Салфетки;

    Кисточки;

    Магнитофон.

    Февраль

    № п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    Оборудование

    А снег идет и идет за окном

    Рисование пальчиками

    1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.
    2. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    Листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»;

    Гуашь белого цвета в чашечке;

    Салфетки;

    Магнитофон.

    Кораблик для папы

    Оттиск поролоном

    1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-оттиск поролоном.

    2.Учить создавать ритмические композиции, делать оттиск поролоном.

    3.Воспитывать аккуратность.

    4.Развивать чувство ритма и композиции.

    Нарисованный кораблик на голубом листе бумаги;

    Гуашь белого цвета в чашечке;

    Салфетки;

    Магнитофон;

    Подводное царство(коллективная работа)

    Рисование ладошками

    1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -печатанья ладошками.
    2. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
    3. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
    4. Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

    Лист ватмана голубого цвета;

    Гуашь разноцветная в чашечках;

    Салфетки;

    Магнитофон.

    Колючий ежик

    Рисование ладошками

    1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -печатанья ладошками.

    2.Закрепить умение дополнять изображение деталями.

    Листы бумаги белого цвета с силуэтом ёжика;

    Салфетки;

    Гуашь черного цвета в чашечках;

    Март

    № п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    Оборудование

    Веточка мимозы маме в подарок

    Рисование пальчиками

    1. Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности.
    2. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).
    3. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    4. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
    5. Вызвать желание сделать в подарок маме- красивый букет.

    Листы бумаги с нарисованными веточками мимозы;

    Салфетки;

    Магнитофон.

    Платочек для бабушки

    Рисование пальчиками, ватными палочками .

    1.Совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками, печатками.

    2. Воспитывать аккуратность.

    3.Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

    4. Воспитывать любовь к близким.

    - Лист белой бумаги 25*25 см;

    Ватные палочки;

    Гуашь разных цветов,

    Влажные салфетки.

    Цыпленок

    Рисование методом тычка

    Листы бумаги белого цвета с нарисованным силуэтом цыпленка;

    Гуашь желтого цвета в чашечке;

    Салфетки;

    Магнитофон

    Бусы для куклы Кати

    Рисование пальчиками

    1. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.
    2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    3. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.

    Листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус;

    Кукла Катя;

    Гуашь разноцветная;

    Чашечки для краски;

    Салфетки;

    Апрель

    № п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    Оборудование

    Солнышко лучистое улыбнулось ласково (кол-

    лективная работа)

    Рисование ладошками

    1. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками.
    2. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.
    3. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    4. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
    5. Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

    Лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;

    Гуашь жёлтого цвета в чашечке;

    Салфетки;

    Магнитофон.

    Разноцветные бабочки

    Рисование ладошками

    1. Упражнять в технике печатания ладошками.

    2.Учить наносить быстро гуашь и делать отпечатки – ладошкой.

    1. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    2. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
    3. Воспитывать интерес к рисованию.

    Листы бумаги белого цвета;

    Гуашь разного цвета в чашечках;

    Салфетки;

    Магнитофон

    Пятнышки для жирафа

    Рисование пальчиками

    1. Упражнять в технике рисования пальчиками.

    2.Учить наносить быстро гуашь и делать отпечатки –пальчиками.

    3.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    4.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

    5.Воспитывать интерес к рисованию.

    Листы бумаги с нарисованным жирафом;

    Гуашь коричневого цвета в чашечках;

    Салфетки;

    Магнитофон

    Носит одуванчик желтый сарафанчик

    Рисование воздушными шариками

    1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-отпечаток воздушным шариком.
    2. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.
    3. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке

    Листы бумаги светло-зеленого цвета;

    Гуашь желтого цвета в чашечках;

    Салфетки;

    Магнитофон

    Май

    № п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    Оборудование

    Вот какой у нас салют…

    Рисование методом тычка

    1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.

    2.Познакомить детей с праздником «День Победы» и рассказать,что праздник не обходится без салюта.

    2.Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    3.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

    Листы бумаги синего цвета;

    Гуашь разных цветов в чашечках;

    Иллюстрации с изображением салюта;

    Салфетки;

    Магнитофон

    Золотая рыбка в аквариуме живет

    Рисование пальчиками

    1. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    2. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
    3. Вызвать желание помочь маме-рыбке.

    Вырезанные из белой бумаги силуэты рыб;

    Мама-рыбка (образец);

    Гуашь желтого цвета;

    Чашечки для краски;

    Салфетки;

    Магнитофон.

    Божьи коровки на лужайке.

    Рисование пальчиками

    1. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.
    2. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
    3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

    Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;

    Чёрная гуашь в чашечках;

    Ватман;

    Салфетки.

    Мы рисуем как хотим

    Все нетрадиционные техники

    1. Выявить уровень развития изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста на конец учебного года.

    Все материалы которые использовались в теченнии года.

    Литература

    2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

    3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..

    4.Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с

    5.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.

    6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

    7.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004

    8.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

    10.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д

    11.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

    12.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»


    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «ручеек»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    кружка «Говорушки»

    для детей младшей группы


    Составитель:

    Веревкина Н.А.

    воспитатель

    II квалификационной категории

    Аал. Сапогов, 2009г.

    Пояснительная записка.

    Воспитать цельную личность - нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

    Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

    Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.

    При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

    Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.

    В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.

    Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому - преодолеть неуверенность в себе.

    Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.

    Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на занятие, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала занятия.

    Цель программы - Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.

    Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.

    Задачи: 1. Создать условия для развития творческой активности детей. 2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. 4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). 5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. 6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. 7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. 1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки. 3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля. 5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений. Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Всего 26 занятия. Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).

    Тематический план.

    ОКТЯБРЬ

    Неделя


    НОЯБРЬ

    Неделя


    ЯНВАРЬ

    Неделя



    ФЕВРАЛЬ

    Неделя

    МАРТ

    Неделя

    АПРЕЛЬ

    Неделя

    МАЙ

    Неделя

    Кружок «Умелые ручки»

    во второй младшей группе №8 «Пчёлка»

    Развитие речи и мелкой моторики.


    Проблема: низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

    Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.

    Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

    В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук. Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.

    Поэтому я решила создать кружок для развития мелкой моторики «Умелые ладошки», который объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность.

    Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

    Задачи:

      Привить детям любовь к художественному слову.

      Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.

      Познакомить с видами нетрадиционного изображения.

      Развивать фантазию, творческое воображение.

      Развитие коммуникативных навыков.

    Сентябрь

    Название темы

    Занятие1. «Вышла курочка гулять».

    - Познакомить с пальчиковым театром , разучить текст песенки «Вышла курочка гулять…».

    - «Мятые картинки». Знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону на контурное изображение.

    Занятие2. «Угощение для курочки и цыплят».

    - Пальчиковые игры . Повторить текст песенки «Вышла курочка умение быстро и чисто говорить. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение.

    - « Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму, дополняя созданное ранее изображение.

    Занятие3. «Кап-кап дождик».

    - Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

    Рисование». Познакомить с новым способом рисования (тампонированием). Учить рисовать капельки дождя с помощью ватных палочек.

    Занятие4. «Кап-кап дождик».

    Повторить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Развивать речь, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. Создавать изображение дождя, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень). Использовать для этого точку (приклеить шарик) и линию (размазать пластилин) как средство выразительности.

    Октябрь

    Название темы

    Цели, задачи, вид деятельности

    Занятие 1. «Сорока-ворона».

    - Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

    - « Обрывная аппликация». «Каша». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму

    Занятие 2. «Сорока-ворона».

    - «Сорока-ворона» с использованием пальчикового театра . Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « ». «Каша». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.

    Занятие 3. «Осенние листочки».

    Разучивание пальчиковой игры «Осенние листочки». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - «Аппликация с использованием салфеток». Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.

    Занятие 4. «Осенние листочки».

    Повторение пальчиковой игры «Осенние листочки».

    « Создание коллажа

    Ноябрь

    Название

    Цели, задачи, вид деятельности

    Занятие1. « Тили – тили – тесто»

    (знакомство с пластическим материалом

    - Разучивание потешки как пальчиковой игры.

    - Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.

    Занятие2. «Угощение дя бельчат и ежат»

    - Повторение пальчиковой игры «Тили-тили-тесто». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    -Получение силуэтных изображений из теста : выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.

    Занятие 3

    - Обыгрывание стихотворения с помощью пальчикового театра . Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - «Картинка из ниток» - «Мишка». Познакомить детей с нитками (пряжей) и её свойствами; учить приклеивать пряжу к картону на контурное изображение.

    Занятие 4 . «Мишка-косолапый вразвалочку идёт».

    - Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Обрывная аппликация» «Малина для мишки». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображение.

    Декабрь

    Занятие1. «Первый снег».

    - Пальчиковая игра «Как на горке снег…».

    - « Аппликация с использованием салфеток ». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованный фон. Развивать фантазию, пространственные представления.

    Занятие2. «Первый снег».

    Повторение пальчиковой игры «Как на горке снег …». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Аппликация с использованием пластилина ». Учить использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание.

    Занятие 3. «Были бы у ёлочки ножки…».

    - Обыгрывание стихотворения Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Обрывная аппликация ». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги, создавая изображение.

    Занятие 4. «Были бы у ёлочки ножки…».

    - Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Создание коллажа ». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

    Январь

    Занятие 1. «Снеговик».

    - Побуждать слушать стихотворный текст « Снеговик». Обыгрывать с помощью плоскостных фигурок. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

    Занятие 2. «Мишка, мишка – лежебока

    - Заучивание стихотворения. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Мятые картинки». Учить формировать из бумаги комочки, приклеивая их в определённом месте основы (берлога под сугробом, сугробы), дополнять работу обрывной аппликацией.

    Занятие 3. «Мишка, мишка – лежебока

    - Повторение стихотворения . Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

    Февраль

    Занятие 1. «Открытка к 23 февраля».

    - Пальчиковая игра «МАШИНА». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму машины.

    Занятие 2. «Открытка к 23 февраля».

    - Пальчиковая игра «МАШИНА

    - «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет, используя заготовки.

    Занятие 3. «Маленькая птичка прилетела к нам».

    - Заучивание песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра.

    - « Обрывная аппликация». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, скатывать из них шарики и приклеивать их к картону (кормушке).

    Занятие 4. «Птички».

    - Повторение песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - «Рисование». Познакомить с новым способом изображения. Учить обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая знакомое изображение

    Март

    Занятие 1. «Открытка для любимой мамочки».

    - Пальчиковая игра «Помощники». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - «Аппликация ». Учить правильно располагать изображения на основе и аккуратно приклеивать их.

    Занятие 2. «Красивые цветы».

    - Пальчиковая игра «Помощники ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Аппликация с использованием пластилина ». Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

    Занятие 3. «Солнышко».

    - «Солнышко, посвети». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Аппликация с использованием пластилина». Учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

    Занятие 4. «Солнышко».

    - Повторение пальчиковой потешки « Солнышко,посвети ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Аппликация». Учить самостоятельно обводить ладошку. Составлять изображение из вырезанных ладошек. Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

    Апрель

    Занятие 1. «Подснежники».

    - Разучивание пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Аппликация». Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

    Занятие 2. «Подснежники».

    - Повторение пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

    - « Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет. Использовать различные изобразительные средства (рисование, аппликация).

    Занятие 3. Ёжик.

    - Разучивание стихотворения «Встретил ёжика бычок

    - « Аппликация с использованием пластилина». Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

    Занятие4. Ёжик.

    - Повторение стихотворения «Встретил ёжика бычок …». Обыгрывание с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

    - « Создание коллажа ». Закреплять практические навыки пластилиновой аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

    Май

    Занятие 1. «Цветущая яблонька».

    - Разучивание пальчиковой потешки «Цветы ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя изображение. Развивать пространственные представления.

    Занятие 2. «Цветущая яблонька».

    Повторение пальчиковой потешки «Цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.

    - «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая круглую форму, затем аккуратно приклеивать на готовый фон.

    Занятие 3. «Любимое животное»

    - Заучивание песенки «К нам пришла собачка». Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - « Картинка из ниток». Учить приклеивать пряжу на готовое изображение животного.

    Занятие 4. «Жили у бабуси два весёлых гуся».

    - Разучивание песенки . Обыгрывание с использованием плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

    - «Рисование». Учить самостоятельно обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая изображение.

    Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

    Цель кружка:

    Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

    Задачи кружка:

    Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.

    Перспективно – календарный план

    Сентябрь. Первая неделя.

    Это глазки. Вот, вот.

    Это ушки. Вот, вот.

    Это нос, это рот.

    Там спинка. Тут живот.

    Это ручки. Хлоп-хлоп.

    Это ножки. Топ- топ.

    Ох устали вытрем лоб!

    Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

    Вторая неделя.

    «Моя семья»

    Вот дедушка,

    Вот бабушка,

    Вот папочка,

    Вот мамочка,

    Вот деточка моя,

    А вот и вся семья.

    Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

    Третья неделя.

    «Радуются взрослые и дети»

    Кто ещё радуется солнышку?

    Радуется дедушка,

    Радуется бабушка,

    Радуется мамочка,

    Радуется папочка,

    Очень радуюсь я.

    Рада солнцу вся семья!

    Четвёртая неделя.

    «Наш малыш»

    Этот пальчик - дедушка,

    Этот пальчик - бабушка,

    Этот пальчик - папочка,

    Этот пальчик - мамочка,

    Этот пальчик - наш малыш.

    Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

    Октябрь. Первая неделя.

    Наша Маша варила кашу.

    Кашу сварила, малышей кормила:

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала.

    Он много шалил.

    Свою тарелку разбил.

    На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

    Вторая неделя.

    Надуваем быстро шарик.

    Он становится большой.

    Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

    Стал он тонкий и худой.

    Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

    Третья неделя.

    «Транспорт»

    Будем пальчики сгибать-

    Будем транспорт называть:

    Машина, вертолёт,

    Трамвай, автобус, самолёт.

    Пять пальцев мы в кулак зажали,

    Пять видов транспорта назвали.

    Четвёртая неделя.

    «Я перчатку надеваю»

    Я перчатку надеваю,

    Я в неё не попадаю.

    Сосчитайте-ка ребятки,

    Сколько пальцев у перчатки.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Загибают пальчики.

    Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

    Ноябрь. Первая неделя

    Я юлу кручу, верчу,

    И тебя я научу.

    Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

    Вторая неделя.

    «Качели»

    Задрожали ветви елей.

    Мы в восторге от качелей.

    Мы летаем вверх и вниз,

    Вместе с нами веселись.

    Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

    Третья неделя.

    Сидит белка на тележке,

    Продает она орешки:

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

    Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

    Четвёртая неделя.

    «Кисточка»

    Мягкой кисточкой покрашу

    Стульчик, стол и кошку Машу.

    Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.

    Декабрь. Первая неделя.

    «Снегири»

    Вот на ветках, посмотри,

    Четыре хлопка руками.

    В красных майках снегири.

    Распушили пёрышки.

    Изображают «крылышки»

    Греются на солнышке.

    Головой вертят,

    Повороты головой.

    Улетать хотят.

    Кыш! Кыш! Улетели!

    За метелью, за метелью!

    Вращательные движения кистями рук.

    Вторая неделя.

    «Белочка»

    Прыгает по веточкам

    Невеличка белочка.

    Мелькает хвостик средь ветвей.

    Кто угонится за ней?

    Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

    Третья неделя.

    «Елочка»

    Перед нами елочка сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

    Шишечки, показывают кулачки

    Иголочки, указательные пальцы

    Шарики, пальцы сжимают в круг

    Фонарики, показывают «фонарики»

    Зайчики, показывают «ушки зайца»

    И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

    Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

    Человечки. ставят средний и указательный пальцы на колени.

    Четвёртая неделя.

    Ножки, спинка и сиденье –

    Вот вам стул на удивленье.

    Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

    Январь. Первая неделя.

    «Встали пальчики»

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик - прыг в кровать,

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж заснул.

    Встали пальчики - «Ура! »

    В детский сад идти пора!

    Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

    Вторая неделя.

    «На работу»

    Большой палец встал один.

    Указательный - за ним.

    Средний будит безымянный.

    Тот поднял мизинчик малый.

    Встали братцы все - «Ура! »

    На работу им пора.

    Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все» - широко расставить пальцы в стороны.

    Третья неделя.

    Мои пальчики расскажут,

    (хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками)

    Что умеют – нам покажут.

    (пальцы рук прикасаются к друг с другу 4 раза)

    Их 5 на каждой руке.

    (показываем растопыренные пальцы)

    Сделать все смогут, всегда помогут.

    (хлопаем в ладоши)

    Вещи стирают,

    Везде подметают,

    Щиплют, ласкают,

    Мячик кидают-

    Пять и пять моих быстрых пальчиков.

    (показываем пальцы обеих рук)

    Февраль. Первая неделя.

    «Снежинки»

    Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

    Туча по небу плыла.

    Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

    Вдруг из тучи над землёй

    Полетел снежинок рой.

    Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

    Ветер дунул, загудел –

    Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

    Рой снежинок вверх взлетел.

    Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

    Ветер с ними кружится,

    Может быть подружится.

    Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

    Вторая неделя.

    «Собака»

    У собаки острый носик,

    Есть и шейка,

    Есть и хвостик.

    Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

    Третья неделя.

    «Пальчики здороваются»

    Я здороваюсь везде -

    Дома и на улице.

    Даже «здравствуй! » говорю

    Я соседской курице.

    Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

    Четвёртая неделя.

    «Помощник»

    Посуду моет наш Антошка,

    Моет вилку, чашку, ложку,

    Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

    Вымыл блюдце и стакан

    И закрыл покрепче кран.

    Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения .

    Март. Первая неделя.

    «Мы делили апельсин»

    Мы делили апельсин,

    Много нас, а он один.

    Эта долька для ежат,

    (поочередно загибают пальцы на правой руке)

    Эта долька для стрижат,

    Эта долька для утят,

    Эта долька для котят,

    Эта долька для бобра,

    А для волка - кожура.

    (Разводят руки.)

    Он сердит на нас, беда!

    Разбегайтесь кто куда.

    (имитируют бег пальцами по столу)

    Вторая неделя.

    «Радуются взрослые и дети»

    Кто ещё радуется солнышку?

    Радуется дедушка,

    Радуется бабушка,

    Радуется мамочка,

    Радуется папочка,

    Очень радуюсь я.

    Рада солнцу вся семья!

    Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

    Третья неделя.

    Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки.)

    Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони.)

    Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе.)

    На лужайке пляшет.

    Крошки хлебные клюёт. (Указательными пальцами постучать по столу.)

    Пёстрых курочек зовёт

    Четвёртая неделя.

    Птичка, птичка, прилетай!

    Весну-красну зазывай!

    Птичка крылышками машет,

    Веселит детишек наших!

    Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

    Апрель. Первая неделя.

    «Бабочка»

    Бабочка-коробочка,

    Улетай под облачко.

    Там твои детки

    На берёзовой ветке.

    Вторая неделя.

    «Паучок»

    Паучок бежал по ветке,

    (Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)

    А за ним бежали детки.

    Хлынул дождик: ой – е – ей!

    (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)

    Смыло паучков водой.

    (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)

    Третья неделя.

    «Повстречались»

    На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

    Повстречались два котёнка:

    «Мяу – мяу».

    Два щенка: «Ав – ав».

    Два жеребёнка: «И-го-го»

    Два тигренка: «Р-р-р»,

    два быка: «Му-у».

    Смотри, какие рога!

    Четвертая неделя.

    Раз-два-три-четыре-пять!

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные.

    Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

    Май. Первая неделя.

    «Цветочек для мамочки»

    Ой, в нашем цветнике

    Большой цветок на стебельке.

    Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

    От ветерка качается,

    Движения руками вправо-влево.

    И мне улыбается!

    Я мамочку поцелую

    И цветочек подарю ей!

    Мимика, жесты.

    Вторая неделя.

    «Насекомые»

    Дружно пальчики считаем-

    Насекомых называем:

    Сжимать и разжимать кулачки.

    Бабочка, кузнечик, муха,

    Это жук с зелёным брюхом.

    Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

    Это кто же тут звенит?

    Ой, сюда комар летит!

    Вращать мизинцем.

    Прячьтесь!

    Спрятать руки за спину.

    Третья неделя.

    «Бабочка – коробочка»

    Бабочка-коробочка,

    Улетай под облачко.

    Там твои детки

    На берёзовой ветке.

    Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

    Четвёртая неделя.

    Солнце светит очень ярко,

    И ребятам стало жарко.

    Достаем красивый веер -

    Пусть прохладою повеет.

    Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Лучик

    План РАБОТЫ КРУЖКА

    «ГОВОРУШКИ»

    2-я младшая ГРУППА

    Руководитель кружка:

    воспитатель второй квалификационной категории

    учебный год

    Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

    План кружковой работы разработан на основе:

    1. «Программы воспитания и обучения в детском саду». Под ред. , Мозаика-Синтез, 2005

    2. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

    3. Письмо министерства образования российской Федерации /23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

    4.Абраменко игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.


    5. Белкина: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, 2001.

    6. Выготский и творчество в детском возрасте. М., 1991.

    7. Казакова с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М., ТЦ Сфера, 2007.

    8.Прохорова методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников

    9.Черенкова пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007

    Цель. Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

    ЗАДАЧИ . Развивать индивидуальную творческую деятельность. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.

    Знание индивидуальных особенностей ребенка, уровень его развития, состояние здоровья помогает решить эти задачи и осуществлять на этой основе личностно-ориентированный подход.

    Пути и методы реализации

    1.Правильный образец педагога.

    2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
    3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
    4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т. д.) по образцу и на слух.
    5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
    6. Ощупывание, узнавание предметов, букв и изготовление их из различных
    материалов,
    7. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
    8. Правильный подбор мебели, освещения.
    9. Гимнастика для глаз.
    10. Упражнения на выработку условно-рефлекторных связей по формированию
    осанки. Массаж, обучение самомассажу.


    11. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
    12. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

    Занятия в кружке в большой мере УДОВЛЕТВОРЯЮТ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ детей. В этой деятельности всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

    Рисование, пальчиковые игры, игры с прищепками способствует РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ребенка, воспитанию его характера

    В процессе занятий кружка создаются положительные условия для формирования ОБЩЕСТВЕННЫХ МОТИВОВ ТРУДА, которые в среднем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

    Использование разнообразных видов коллективной работы детей способствует формированию у них умений ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с учетом общей цели, распределять операции.

    У детей СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНИ И ОБУЧЕНИЯ.

    В процессе деятельности ребенка происходит ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСЕХ ЕГО АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.

    Во время занятий РЕШАЮТСЯ РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ словарного запаса ребенка, грамматического строя , связной речи, АВТОМАТИЗАЦИЯ поставленных звуков в речи детей.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Тема занятий

    Количество занятий

    практическое

    теоретическое

    Сентябрь

    Вводная беседа

    « Играем в ладушки»

    «Осенние забавы»

    «У Лариски - две редиски»

    «Компот»

    «За ягодами»

    «Засолка капусты»

    «Рябинка»

    «Встреча с Колобком»

    «Весёлые мухоморы»

    «Лошадки»

    Выставка детских работ

    «Снежок»

    «Маленькой елочке холодно зимой»

    «Елочка пушистая, нарядная»

    «Мои любимые животные»

    «Веселый снеговик»

    «У кормушки птички»

    «Кто как говорит?»

    «Цветочек для папы»

    Выставка детских работ

    «Мимоза для мамы»

    «Дружба»

    «Солнышко»

    «Капель»

    «Жили у бабуси два веселых гуся»

    «Цветочек радуется солнышку»

    «Травка» («Ласточка»)

    ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ План РАБОТЫ КРУЖКА

    ТЕМА ЗАНЯТИЙ

    МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

    Сентябрь

    1. Вводная беседа «Играем ладушки»

    2. «Играем ладушки»

    II. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»

    III. Подвижная игра «Зайка серенький»

    Карандаши, маска волка.

    3. «Осенние забавы»

    II. Пальчиковая игра «Осенние листья»

    III. Игра «Шоферы»

    Шишки, листья березы, дуба, клёна. Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт.

    4. «У Лариски - две редиски»

    II. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»

    III. Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

    Каштаны, палочки.

    1. «Компот»

    II. Пальчиковая игра «Компот»

    III. Игра «Шоферы»

    Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт., семена арбуза.

    2. «Компот» (повторение)

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.

    II. Пальчиковая игра «Компот»

    III. Игра «Шоферы»

    Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт., семена фасоли или арбуза.

    3. «За ягодами»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

    II. Пальчиковая игра

    «За ягодами»

    III. Игра «Золушка» (сортировка семян фасоли и арбуза)

    Шишки, семена фасоли и арбуза, картинки с ягодами.

    4. «Засолка капусты»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

    II. Пальчиковая игра «Засолка капусты»

    III. Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях)

    Кочан капусты, листы бумаги на каждого ребёнка.

    1. «Рябинка»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук щеткой-ёжиком.

    III. Рисование «Рябинка»

    Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь красного, оранжевого, зелёного, желтого цвета в мисочках, ветка рябины, кисти, салфетка.

    2. «Встреча с Колобком»

    II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

    III. Игра «Встреча с Колобком» (Обрывание бумаги)

    Грецкий орех. Лист ватмана (кусок обоев) с изображением тропинки, цветная двухсторонняя бумага, клей, салфетка. Иллюстрация к р. н. сказке «Колобок», коробочки, вырезанные из бумаги глаза, нос и рот для Колобка

    3. «Весёлые мухоморы»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

    II. Пальчиковая игра «О левой и правой руке»

    III. Рисование «Весёлые мухоморы»

    Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, гуашь красного и белого цвета, кисти, салфетки, иллюстрации мухоморов

    4. «Лошадки»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

    II. Пальчиковая игра «Лошадки»

    III. Игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)

    Шишки, геометрические фигуры.

    Выставка детских работ

    1. «Замок»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

    II. Пальчиковая игра «Замок»

    Каштаны, 2 палочки с верёвочкой, к середине которой привязана игрушка

    2. «Снежок»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колодец».

    II. Пальчиковая игра «Снежок»

    III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)

    Банка, горох, тонированный лист бумаги, белая бумага, клей, салфетка.

    3. «Маленькой елочке холодно зимой»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

    II. Пальчиковая игра «Ёлочка»

    III. Рисование «Маленькой елочке холодно зимой»

    Тонированный лист бумаги (синий, голубой), гуашь зелёная, белая, кисть, салфетка, две елочки из зелёной бумаги

    1. «Ёлочка пушистая, нарядная».

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

    II. Пальчиковая игра «Ёлочка»

    III. Рисование «Ёлочка пушистая, нарядная».

    Маленькая елочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жесткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета в мисочке, салфетка.

    2. «Мои любимые животные»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

    II. Пальчиковая игра «У оленя»

    III. Рисование «Мои любимые животные».

    Карандаши. Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котенок, щенок, кролик), черная, коричневая, серая гуашь, жесткая кисть, салфетка

    3. «Весёлый Снеговик»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

    II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

    III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

    Грецкие орехи. Вырезанный из бумаги снеговик. Лист ватмана (кусок обоев) с изображением снеговика, белая бумага, клей, салфетка, вырезанные из бумаги глаза, нос и рот для Снеговика

    1. «У кормушки птички»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

    II. Пальчиковая игра «Кормушка»

    III. Игра «У кормушки следы птички»

    Шишки, семена фасоли или арбуза, иллюстрация птиц.

    2. «Кто как говорит?»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

    II. Пальчиковая игра «Кто как говорит?»

    III. Игра «Бабушкины покупки»

    Иллюстрация животных.

    3. «Цветочек для папы»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

    III. Рисование «Цветочек для папы»

    Карандаши. Открытка для папы: гуашь: зелёная, синяя, оранжевая, красная и т. п., кисти, мисочки, салфетки.

    1. «Мимоза для мамы»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

    II. Пальчиковая игра «Цветочек»

    III. Рисование «Мимоза для мамы»

    Карандаши. Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4х4см), гуашь желтая, клей, кисти, салфетки целые, мимозы.

    2. «Домик»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

    II. Пальчиковая игра «Домик»

    III. Игра «Разные домики?» (Выкладывание домика из геометрических фигур или семян)

    Шишки, геометрические фигуры, семена фасоли, арбуза и т. п.

    3.«Дружба»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

    II. Пальчиковая игра «Дружба»

    III. Игра «Шоферы»

    Грецкие орехи. Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт.

    Выставка «Подарок милой мамочке»

    1. «Солнышко»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

    II. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»

    III. Рисование «Солнышко»

    Карандаши. Ватман с нарисованным посредине желтым кругом, гуашь красного, оранжевого цветов, кисти, салфетки.

    2. «Капель»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

    II. Пальчиковая игра «Капель»

    III. Игра «Шоферы»

    Карандаши. Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт.

    3. «Жили у бабуси два весёлых гуся»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

    II. Пальчиковая игра «Гуси нападают»

    III. Рисование «Жили у бабуси два весёлых гуся»

    Грецкие орехи. Белая бумага формата А 4. кисти, салфетка, гуашь синего, красного цвета.

    1. «Семья»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

    II. Пальчиковая игра «Замок»

    III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)

    Каштаны. 2 палочки с верёвочкой, к середине которой привязана игрушка

    2. «Цветочек радуется солнышку»

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

    II. Пальчиковая игра «Цветочек»

    Карандаши. Белая бумага формата А 4. кисти, салфетка, гуашь синего, красного цвета.

    3. «Травка» («Ласточка»)

    I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

    II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

    III. Рисование «Травка» («Ласточка»)

    III. Игра «Бабушкины покупки»

    Карандаши. Белая бумага формата А 4. кисти, салфетка, гуашь синего, красного, желтого, черного цвета.

    Выставка детских работ «Чему научились за год»

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Абраменко игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.

    2. Белкина: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, 2001.

    3. Выготский и творчество в детском возрасте. М., 1991.

    Казакова с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М., ТЦ Сфера, 2007.

    4. Прохорова методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников

    5. Черенкова пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007

    6. О чем свидетельствуют детские рисунки? – М. , «Лоза», 2007.

    Похожие статьи