• Назови одним словом. Лексическая тема Одежда. Обувь. Головные уборы. Одежда. Занятие по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи. Тема: "Обувь, одежда, головные уборы" Лексическая тема одежда обувь посуда

    23.10.2019

    ТЕМА: «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

      Д/и «Много-один»

    Цель: образование существительных в ед. числе

    Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок, перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д.

      Д/и «Скажи наоборот»

    Цель: образование антонимов

    длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки,

    зимняя одежда -…летняя одежда , чистые ботинки -…грязные ботинки,
    широкая юбка – …
    узкая юбка, длинное пальто – … короткое пальто,
    белый пиджак – …
    черный пиджак. и т . д.

    Пришивать – отрезать, Яркий – бледный, Снимать – надевать,

    Толстый – тонкий, Вешать – снимать, Сухая – сырая,

    Расстёгивать – застёгивать, Лёгкий – тяжёлый, Завязывать-развязывать, Дорогая – дешёвая, Чистить – пачкать, Длинный-короткий, Шнуровать – развязывать, Твёрдый – мягкий, Найти – потерять,

    Покупать – продавать, Старый – новый, Намочить – высушить,

    Высокие-низкие, Много-мало, Детский-взрослый.

      Д/и «Назови ласково»

    Цель : упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

    Ход игры: педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
    - У мамы платье, а у Тани … платьице. У мамы блузка, а у Тани …
    - У мамы туфли, а у Тани … туфельки. У мамы перчатки, а у Тани…
    - У мамы брюки, а у Тани … брючки. У мамы кофта, а у Тани …
    - У мамы куртка, а у Тани … курточка. У мамы шарф, а у Тани…

      Д/и «Всё наоборот»

    Цель: образование глаголов муж . и жен. рода и согласование их с существительным

    Катя разделась, а Дима…оделся,

    Катя застегнула пуговицы, а Дима…расстегнул пуговицы,

    Катя обулась, а Дима…

    Катя надела свитер, а Дима…

    Катя развязала шарф, а Дима… и т. д.

      Д/и «Что из чего?»

    Цель : упражнять в образовании относительных прилагательных.
    Ход игры: педагог сообщает:
    - У мамы и у Оли много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
    - Платье из шёлка
    (какое?) – шёлковое.
    - Кофта из шерсти
    (какая?) – шерстяная.
    - Сапоги из кожи
    (какие?) – кожаные.
    - Сапоги из резины
    (какие?) – резиновые.
    - Пальто из драпа
    (какое?) – драповое.
    - Брюки из вельвета
    (какие?) – вельветовые.

    Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая.

    Шуба из меха (какая?) – меховая.

      Д/и «Подбери слова»

    Цель: образование сущ. Винит. падежа

    Что вяжут?.. шапку, варежки…

    Что шьют?.. платье, пальто…

    Что надевают?.. куртку, юбку…

    Что обувают ?. сапоги, валенки…

    Что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д.

      Д/и «Жадина» ( «Мой, моя, моё»)

    Цель: согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.

    Ход игры: педагог раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».

    Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
    Моя
    (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
    Мои
    (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
    Моё
    (что?) – платье, пальто

    (можно усложнить : моя юбочка, мои юбочки)

      Д/и «Сравнилки»

    Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы

    Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду , …

      Д/и «Для чего это нужно?»

    Цель: развитие связной речи

    Для чего нужен? (карман, пуговицы, шнурки, рукава, воротник … и т. д.).

      Д/и «Добавь словечко»

    Цель: образование сущ. Творит. падежа

    Пуговицу пришиваем чем? (иглой).

    Одежду гладим чем? (утюгом).

    Ткань разрезаем чем? (ножницами)

    Блузку стираем чем? (мылом).

    Обувь чистим чем? (щеткой)

    Варежки вяжем чем? (спицами) и т. д.

      Д/и «Исправь предложение»

    Цель: развитие слухоречевого внимания и восприятия

    Одежда была грязная потому , что ее постирали.

    Платье было мятое, потому что его погладили.

    Мама гладил юбку.

    Папа завязала шнурки. и т. д.

      Д/и «Чего нет?»

    Цель: образование сущ-х в ед.. числе Род. падежа

    Платье - нет чего? …нет платья, сапог – нет чего? … нет сапога,

    Шапки - нет чего? …нет шапки, кепка – нет чего? … нет кепки,

    Блузка – нет чего? … нет блузки, ботинок – нет чего? … нет ботинка и т.п.

      Д/и «Подберите слова»

    Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительному (синонимы)

    Шуба какая?-…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…;

    Туфли какие? - … черные, удобные, новые, красивые, кожаные…

    Платье какое? … красивое, длинное, вечернее, нарядное, шелковое

    Блуза – какая?- …шёлковая, разноцветная, лёгкая …

    Куртка – какая?-…осенняя, удобная, лёгкая …

    Свитер – какой?-...тёплый, вязаный, шерстяной …

    Кеды – какие?-…спортивные, модные, мягкие …

      Д/и «Разложи по полочкам»

    Цель : упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
    Ход игры. Педагог показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
    - Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в шкафу имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней полочке. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.
    Дети раскладывают картинки и объясняют:
    - шапку я кладу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
    - кофту я кладу на среднюю полку, потому что это – одежда;
    - туфли я кладу на нижнюю полку, потому что это – обувь.

      Д/и «Что лишнее?»

    Цель: формирование умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

    Ход игры. Педагог показывает ребёнку картинки (или словесно), просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

    Юбка, брюки, сапоги , кофта. Что лишнее? Сапоги - потому что, это обувь.

    Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Выделите лишнее слово.

      Д/и «Закончи предложение»

    Цель : употребление в речи глаголов

    Покупая в магазине обувь , покупатель (что делает?) …покупает.

    Ухаживая за обувью , человек (что делает?) … ухаживает.

    Надевая платье, девочка (что делает?)… одевает.

    Обувая сандалии, мальчик (что делает?) … обувает и т. д.

      Упражнение «Подбери словечко и повтори»

    Цель: употребление в речи сущ-х в В.п. и Р.п мн.числа

    У Вани рубашка, у мальчиков..., а в магазине много...

    У Маши кофта, у девочек..., а в магазине много...

    У мамы платье, у женщин..., а в магазине много...

    У папы шляпа, у мужчин..., а в магазине много …

      Д/и «Во что одет Ваня? Таня?»

    Цель: формирование умения составлять описание одежды, развитие связной речи.

      Д/и «Расскажи-ка» или «Писатель»

    Цель: составление описательного рассказа о предметах одежды по наглядному плану (мнемотаблице).

    Название?

    Цвет?

    Из каких частей состоит?

    Из какого материала сшита?

    Для кого предназначена?

      Д/и «Сосчитайка»

    Цель: согласование сущ. с числительными

    Одна варежка, две варежки, три варежки, четыре варежки, пять варежек…

    (можно усложнить - одна синяя варежка, две синих варежки)

    (шляпа, платье, сапог)

      Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

    Цель: развитие связной речи

    Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...».

    Что будет, если летом носить меховую шапку?

    Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

    Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

    Что будет, если в жару не надеть панамы?

    Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

    Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?

      Д/и «Два – две»»

    Цель : формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными.

    Ход игры:

    Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
    - О чём можно сказать два?
    - Два платья, два носка, два плаща…
    - О чём можно сказать две?
    - Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

      Д/и «Прохлопай названия одежды, обуви», «Исправь ошибку»

    Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.

      Д/и «Чей? Чья? Чьё?»

    Цель: формирование умения употреблять в речи притяжательные прилагательные

    Чей шарф? Это – Викин шарф. Чья рубашка? Это – Мишина рубашка. Чье платье?

    Это Юлино платье и т.д.

      Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»

    Цель : развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
    Дидактический материал: карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
    Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
    Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа). Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги) и т.п.

      Д/и «Кто больше назовет»

    Цель: закрепление названий одежды, обуви, головных уборов.

    Правила игры: дети делятся на три команды, 1- называет одежду, 2- обувь, 3- головные уборы. Отвечают по очереди, побеждает та команда, которая больше назовет.

      Д/и «Какая бывает одежда?»

    Цель:

    Одежда для спорта какая? (спортивная).

    Одежда для лета? (летняя).

    Одежда для зимы? (зимняя).

    Одежда для праздника? (праздничная).

    Одежда для дома? (домашняя).

    Одежда для весны? (весенняя).

    Одежда для детей? (детская).

    Одежда для женщин? (женская).

    Одежда для мужчин? (мужская).

    Одежда для осени? (осенняя).

    Одежда для работы? (рабочая).

    Пальчиковые игры

    1).Раз, два, три, четыре, пять - Соединять пальцы обеих рук,

    начиная с больших.

    Будем вещи мы стирать. Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать ладони.

    Платье, брюки и носочки, Загибать пальцы сначала на правой, а затем, на левой руке, начиная с большого.

    Юбку, кофточку, платочки.

    Шарф и шапку не забудем –

    Их стирать мы тоже будем. Потереть кулачки друг о друга.

    2).Посчитаем мы сейчас, Стукнуть кулачками друг о друга, хлопнуть в ладоши.

    Сколько обуви у нас. Круговые движения кулачками.

    Туфли, тапочки, сапожки, Соединить большой палец правой руки по

    очереди с указательным, средним, безымянным и мизинцем.

    Для Наташки и Сережки.

    Да еще ботинки, Затем то же проделать с левой рукой.

    Для нашей Валентинки.

    А вот эти валенки

    Для малышки Галеньки. Хлопнуть в ладоши.

    3).Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

    Рукой другую руку,

    Я в нее не попадаю. как будто надевают перчатку.

    Сосчитайте - ка, ребятки, Ритмично сжимают кулачки.

    Сколько пальцев у перчатки. Загибают пальчики на обеих руках,

    Раз, два, три, четыре, пять».

    Координация речи с движением.

    «Помощники»

    Дружно помогаем маме, (Встают, наклоняются, руками двигают вправо, влево) Мы бельё полощем сами. (Раз, два, три, четыре).

    Потянулись, (Тянутся, вытирают правой рукой пот со лба). Наклонились. (Снова полощут).

    Хорошо мы потрудились. (Вытирают рук о руку).

    Физминутка

    Ох, испачкалась одежда, Дети разводят руки в стороны,

    Мы ее не берегли, пожимают плечами.

    Обращались с ней небрежно,

    Мяли, пачкали в пыли. Дети сжимают и разжимают пальцы рук.

    Надо нам ее спасти, Дети «грозят» пальцем.

    И в порядок привести.

    В тазик воду наливаем, Имитация движений: «Наливаем воду».

    Порошочек насыпаем. Пальцы сложены щепотью, дети

    имитируют движения насыпания порошка.

    Всю одежду мы замочим,

    Пятна тщательно потрем, На каждое действие выполняют

    Постираем, прополощем, имитирующие движения.

    Отожмем ее, встряхнем.

    А потом легко и ловко, На каждое действие выполняют

    Все развесим на веревках. имитирующие движения

    А пока одежда сушится,

    Мы тобой вдвоём покружимся. Дети кружатся парами.

    СТИХОТВОРЕНИЯ

    Головные уборы

    Если солнце ярко светит,

    Без панамы не гуляй.

    Если снег закружит, ветер,

    Тогда шапку надевай.

    Девочкам идут платочки,

    В шляпках модницы всегда,

    А у мальчиков - пилотки

    И бейсболки неспроста.

    Головной убор к одежде

    Подбирают не спеша,

    Чтоб не просто грел, но прежде.

    Был к лицу и украшал.

    В любое время года

    С очень давних пор

    Защищает голову

    Головной убор.

    Обувь

    Часто ходим в сапогах,

    Если снежно и бело

    И дождем все залило.

    Летом носим мы сандалии,

    Чтобы ноги не устали.

    Туфли в праздник примеряем,

    В них на утренник шагаем.

    А в кроссовках ловко скачем.

    И гоняем круглый мячик.

    Жить без обуви не можем,

    В непогоду нам поможет

    Быть здоровыми она,

    Обувь всякая важна.

    Леше 2 г 3,5мес.
    Одежда
    Начали с просмотра различных презентаций одежда.
    Поговорили, что такое – одежда, зачем она нужна. Одежда - это те вещи, которые мы на себя надеваем. Одежда защищает нас от жары летом и от холода зимой. Одежда защищает нас от комаров и мошек, чтобы они не кусали. Еще, чтобы показать человека красивым. Красивая одежда дарит нам хорошее настроение.
    Затем стали смотреть, какая одежда есть у Леши, потом у мамы, у папы, у Иры.
    Сделала картинки детали одежды, обуви, шляпы (идея Жени(Левон)).

    Смотрели на картинках и на реальной одежде.
    Смотрели чего не хватает на картинках с изображением брюк без одной штанины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.

    Смотрели чем отличаются и чем похожи пуховик мамы и дубленка папы (отличия: пуховик - синтетическая ткань, дубленка - кожа, дубленка - мужская одежда, данный пуховик – женская, цвет, длина, вес; сходства: теплые, есть рукава, карманы, пуговицы, воротник).
    Загадывала загадку. Что я загадала: пуховик или дубленку? Это одежда теплая, она сделана из кожи, черного цвета, ее носит папа. Признаки называла постепенно, давая возможность угадать раньше.
    Также смотрели чем отличаются и чем похожи куртка Леши и комбинезон Иры(отличия: длина, цвет, комбинезон одевается на руки и на ноги и имеет штанины, а куртка нет; сходства: теплые, капюшон, рукава, молния, карманы).
    Загадывала загадку. Что я загадала: комбинезон или куртку? Эта одежда имеет капюшон, она длинная, имеет штанины, она светлая, ее носит Ира.
    Проводилки на доске. Леша помогал маме, папе, Леше пройти по дороге в магазин.


    Разложить трусы))


    Рассмотрели виды одежды: верхняя, зимняя, летняя, демисезонная. На настоящих вещах и на картинках в книге Первая книга для самых маленьких


    мужская, женская и детская одежда. Леша зачеркивал/ обводил называемое/показываемое мной слово.


    Сортировали по картинкам. Сделала по три штуки.

    Один-много. Развозили пассажиров –картинки по остановкам Один, Много.


    Почтальон. Развозили на самосвале почту-картинки по адресам-словам в ед. или мн. числе. Фото нет.

    При настоящей стирке делили одежду на светлую и темную. После развешивали сушиться.


    Играли в стирку со словами (Идея Любы (Сеня)). Что не одежда не стираем.


    Смотрели презентацию Из чего сделана наша одежда и показывала на настоящих вещах.
    Ввели кучу новых слов-карточек.
    Занимались по лексической тетради №1 Косиновой. Там целых семь страниц на тему одежды, обуви и головных уборов.

    Играли в магазин. Подробнее и видах магазина и как играть здесь Игра Магазин

    Одеть-надеть. Оказывается, я сама неправильно употребляю эти слова.

    Цитата:

    Глаголы одеть и надеть - многозначные. Значения, в которых обозначаются действия по отношению к человеку, следующие:
    Одеть - кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…
    Надеть - что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…
    Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть - с неодушевлёнными.

    Теперь слежу, как я говорю.
    Играли с этими словами так:
    1. Одевали на собаку шапку, носки.


    Это Леша решил покормить грудью собаку)) Ну и Ира в кадр попала))
    2. Я жестами показывала, что одеваю на собаку, Лешка пытался угадать.
    3. Я жестами показывала, что надеваю на себя. Это было посложнее, но вместе мы отгадывали. Также Лешка показывал, что он на себя надевает, а я отгадывала.

    Обувь, Головные уборы.
    Смотрели презентации.
    Подбирали пару для игрушек. Сложность в том, что вид обуви разный: сбоку и прямо. Но Леша справился легко.


    Раскладывали карточки-слова к настоящей обуви.
    Ориентирование в пространстве. Из Чудообучайки сделанной Марией Костюченко. Разложить обувь вниз, а шапки вверх.


    Положить правильную цифру к количеству головных уборов.


    и такой вариант. Я называла гараж "5 шлемов" и Леша ставил рядом машинку. Тоже фото нет.

    Разложить шапки по количеству точек. Это попроще, чем с трусиками, т.к. шапки разные.

    Творчество.
    Аппликация. Составить из частей целую куртку. (Идея Жени(Левон)).


    Футболка для папы. Предполагалось украшать пластилином, но Лешка не захотел,поэтому просто разрисовали разными карандашами.


    Платье для мамы. Посыпали цветным пшеном.

    Шуба для Иры.


    Аппликация. Надеть мужчинам галстуки.


    Шарф для Леши. В возрасте 2лет и 3 мес. Леша освоил ножницы.))


    Украшали пластилином и пуговицами пластилиновый шарф. Фото нет, не успела.

    ОДЕЖДА


    ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ


    ОБУВЬ


    ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»


    ИГРА «СКАЖИ СО СЛОВОМ МНОГО »


    Игра «Назови ласково»

    Летняя футболка – летненькая футболочка

    Теплые перчатки – тепленькие перчаточки

    Легкая панама – легенькая панамка

    Домашние тапки – домашненькие тапочки

    Любимые туфли – любименькие туфельки

    Розовая кепка – розовенькая кепочка


    Игра «Расскажи, какой, какая, какие, какое?» варежки из шерсти – шерстяные, ботинки из кожи – кожаные,

    шляпа из фетра – фетровая, сарафан из ситца – ситцевый,

    шапка из меха – меховая, платье из шелка - шелковое

    пальто из драпа – драповое,


    Игра «Подбери похожие слова» К СЛОВУ «ШИТЬ»

    ЗА ШИТЬ

    ПРИ ШИТЬ

    ПОД ШИТЬ

    С ШИТЬ

    В ШИТЬ

    ПЕРЕ ШИТЬ

    ВЫ ШИТЬ

    НА ШИТЬ


    ИГРА «СКАЖИ СО СЛОВОМ МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЕ» Длинное пальто - …мое длинное пальто,

    Теплые варежки - …мои теплые варежки,

    Вязаная шапка - …моя вязаная шапка,

    Новые сапоги - …мои новые сапоги,

    Яркий купальник - ….мой яркий купальник,

    Детский комбинезон – …. мой детский комбинезон


    Игра «Собери предложение»

    Надевать, нарядное, девочка, платье. –

    Девочка надевает нарядное платье.

    Магазин, обувь, много, в, продается. –

    В магазине продается много обуви.

    Купить, мама, модная, мне, клетчатая, кепка. –

    Мама купила мне модную клетчатую кепку.




    БЕСЕДА ЦЕЛЬ: Активизировать знания об одежде. ХОД БЕСЕДЫ: Расспросите ребенка об одежде, придерживаясь следующего плана: -Для чего нужна людям одежда? -Какая она бывает (мужская – женская -детская, спортивная – деловая, праздничная – повседневная, летняя - зимняя и т.д.) -Как надо ухаживать за одеждой?






    ИЗ ЧЕГО ЖЕ? ЦЕЛЬ: Упражнять в подборе прилагательных. ХОД ИГРЫ: Вы называете предмет одежды, обуви или головной убор и говорите из какого материала он сделан. Предложите ребенку соединить два существительных в словосочетание. Например Вы: «Платье из ситца» Ребенок: «Ситцевое платье». Возможные варианты: Шорты из хлопка, варежки из шерсти, ботинок из кожи, сапоги из резины и т.д. Спросите у ребенка, как будет называться рубашка в клетку? В полоску?




    МУЖСКАЯ, ЖЕНСКАЯ, ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ: Развитие и уточнение словаря по лексической теме. ХОД ИГРЫ: Договоритесь заранее, о каком виде одежды будете говорить: о мужской, женской или детской. Игра заключается в том, что вы по очереди перечисляете названия одежды (головных уборов), относящейся к тому или иному виду.


    КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ? ЦЕЛЬ: активизация словаря по теме, развитие долговременной памяти, развитие умения представлять предмет в деталях, развитие операций анализа и синтеза. ХОД ИГРЫ: попробуете вместе с ребенком назвать как можно больше деталей одной вещи. В начале можно смотреть на предмет, а в дальнейшем, для усложнения, предложите ребенку действовать без опоры на наглядность.
























    ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку собрать веселых человечков. А каких человечков придумает сам ребенок?




    РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПУГОВИЦЫ ЦЕЛЬ: Развитие мышления, умение классифицировать по различным основаниям, закрепление представлений о цвете и форме предметов. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. С помощью дырокола проделайте в них дырки. Предложите ребенку разложить пуговицы на группы сначала по цветам, затем по формам, по количеству дырочек в них и т.д.




    ЗАГАДКИ Отгадай загадку - кто мы: В ясный день сидим мы дома. Если дождь у нас работа: Топать, шлепать по болотам. (сапоги) Две сестренки, две плетенки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Перчатки) Я как зонт ~ не промокаю, От дождя вас защищаю, И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (Плащ) Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки коротышки. От солнца я защита Для этого и сшита. (Панама) ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Прежде, чем загадывать загадку, объясните ребенку все незнакомые слова, содержащиеся в ней. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки.


    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Затем попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками. Береги одежду, пока нова, а здоровье - пока молод. По одежде не суди, по делам гляди.









    План – конспект НОД по развитию речи на тему «Одежда , обувь , головные уборы ».

    Задачи :

    О. Формировать обобщающие понятия - одежда , обувь , головные уборы . Уточнить названия одежды , обуви , головных уборов и их назначение . Учить группировать одежду , обувь по сезонным признакам. Активизировать словарь по теме. Продолжать учить отвечать на вопросы, составлять простые предложения. Формировать грамматический строй речи : образование притяжательных прилагательных; существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Формировать умение украшать силуэты шапочек геометрическим узором, красиво сочетая цвета и фигуры.

    Р. Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание об одежде , обуви и головных уборах по схемам ). Развивать память , внимание, логическое мышление. Развивать речевую активность , интонационную выразительность. Развивать артикуляторную моторику, общую моторику.

    В. Воспитывать аккуратность к своему внешнему виду. Воспитывать отзывчивость, доброту.

    Материалы : кукла, картинки с одеждой , обувью , головными уборами , одежда для куклы , силуэты шапочек, клей, геометрические фигуры.

    Методы, приёмы :

    Словесные : беседа, вопросы, чтение худ. литературы,

    Наглядные : показ картинок одежды , обуви , головных уборов .

    Практический, сюрпризный момент.

    Предварительная работа. Беседа на тему одежда . Рассматривание тканей, (джинс, синтетик, ситец, мех, драп) из которой шьют одежду . Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок, заучивание скороговорок. Проведена сюжетно-ролевая игра «магазин « Одежда » , «Ателье» .

    Зашагали наши ножки

    Дружно ровно по дорожке

    На носочках мы идем

    А теперь на пятках

    Посмотрите все вокруг,

    Как идут ребятки.

    1. Организационный этап.

    Проходите, проходите,

    Очень рада видеть вас.

    С интересной нужной темой

    Познакомлю вас сейчас.

    Все поближе подойдите,

    Свои глазки покажите.

    Здравствуйте ребята! Настал новый день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь : как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

    2. Игровое упражнение : «Что сегодня я надел?»

    Воспитатель : Посмотрите друг на друга. На нас красивая, нарядная, удобная одежда и обувь . На мне красивое платье, на ногах черные туфли.

    Сейчас сядет на стульчик тот, на ком надета футболка (садятся дети в футболках)

    Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья) .

    А теперь прошу пройти остальных и занять свои места.

    Стук в дверь.

    Ой, ребята! К нам кто-то идет. Посмотрите, к нам пришла в гости кукла Катя. Но она почему-то сильно дрожит. Что с ней случилось? Она замёрзла! Ребята, а как вы думаете, почему она замёрзла?

    (кукла пришла к нам в гости в одном тоненьком платьице)

    А можно ли гулять в тоненьком платьице сейчас? (ответы детей)

    Какое время года у нас сейчас? (ответы детей) Правильно : весна!

    На-на-на на дворе весна (мальчики)

    Шу-шу-шу куртку я ношу. (девочки)

    Летом, в жаркие часы –

    Только майка и трусы.

    А зимою нам нужны :

    Свитер, теплые штаны,

    Шарф, пальто, сандалии,

    Шуба, свитер…

    Впрочем, я…

    Я запуталась, друзья!

    Я думаю, многие из вас уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить.

    («Об одежде » (убираешь ткань с мольберта № 1, «О обуви » (убираешь ткань с мольберта № 2, «О головном уборе » (убираешь ткань с мольберта № 3)

    В каждое время года мы надеваем одежду соответствующую сезону.

    Летом - летнюю одежду ,

    осенью -…одежду ,

    зимой - …одежду ,

    весной –… одежду (ответы детей) .

    Ребята, а как вы думаете, почему нельзя гулять весной в летней одежде (Ответ : Весной нельзя гулять в летней одежде , потому что можно заболеть. (полное предложение1)

    Ребята, а Катя говорит, что у неё нет весенней одежды . Как можно ей помочь (Ответы детей)

    Давайте сходим в «Магазин» и подберём ей одежду для прогулки на улице.

    (Идём в магазин)

    Физминутка

    Мы Катю на улицу все собирали.

    Тихо, дружно на ковер все вставали

    Ручками похлопали

    Ножками потопали

    Сели, встали, сели

    И друг друга не задели

    Мы немножко отдохнем

    В магазин мы все пойдем.

    Вот «Магазин» . Давайте, я буду продавцом и помогу вам подобрать одежду , обувь и головной убор , а вы будете покупателями. Вот у нас корзина покупателя, в неё мы сложим одежду , которую подберём для Кати. (на столе разная одежда , дети выбирают весеннюю куртку, шапку и сапожки)

    Вернулись из магазина, Сели :

    Ребята давайте расскажем, что мы выбрали кукле? (по алгоритмам)

    ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ полным предложением!

    Молодцы, справились с заданием. А сейчас немного поиграем..

    (Воспитатель приглашает детей в круг, приносит мяч. Бросая мяч детям по очереди, называет предметы одежды , а дети, возвращая мяч, образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

    Игра «Назови ласково» (кофта- кофточка, носки-носочки, туфли-туфельки, шорты - шортики, куртка-курточка, пальто - пальтишко, футболка - футболочка, шуба - шубка, шапка- шапочка, юбка- юбочка, сапоги- сапожки).

    Катя очень вам благодарна за то, что вы помогли ей выбрать одежду… .

    Катя спрашивает у вас.

    Если одежда порвётся , как необходимо с ней поступить (Давайте ей подскажем. починить или зашить её.)

    Чем зашивают? (Иголкой с ниткой, швейная машинка)

    Если одежда помнётся , как надо с ней поступить (погладить.)

    Чем гладят вещи? (Утюгом.)

    Если одежда испачкается , как надо с ней поступить (Постирать) .

    Где или в чём стирают вещи? (В стиральной машинке.)

    (Пальчиковая гимнастика) :

    Не плачь, куколка моя, остаёшься ты одна

    Не могу с тобой играть, нужно мне перестирать :

    Твои платья и носки, твои юбки и чулки,

    Свитер, варежки, жакет,

    Шапочку, цветной берет.

    Я налью воды чуток,

    В таз насыплю порошок,

    Пену снежную взобью,

    Постираю и пойду.

    Ребята, кукла Катя большая модница. В подарок я приготовила для нее много разных шапочек. (на подносе все шапки) . Посмотрите, Катя не очень обрадовалась подарку. Как вы думаете, почему? Что надо сделать, чтобы шапочки стали красивыми и модными? Вы мне поможете (Ответы детей) Подходим к столу.

    Посмотрите, на столе лежат геометрические фигуры. (Ответы детей) Давайте украсим «шапочки» для куклы Кати разными фигурами.

    Дарим «шапочки» кукле Кате.

    Катя, теперь у тебя есть весенняя одежда , надевай её скорее, и мы встретимся на прогулке.

    Рефлексивно-оценочный этап.

    Ребята, что мы сегодня делали? (Помогали кукле Кате выбирать одежду ) ;

    Куда ходили? (В магазин) ;

    Что купили? ( перечислить одежду ) ;

    Что вам сегодня больше всего понравилось? (Ответы детей)

    Поднимите вверх правую руку, теперь левую руку и похлопайте друг другу и скажите МЫ МОЛОДЦЫ!

    Похожие статьи