• Игры от 3 месяцев. Как помочь ребенку в три месяца правильно развиваться? Уход за трехмесячным младенцем

    27.09.2019

    Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

    Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

    Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

    Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

    Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

    На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

    Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

    • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
    • овладение хватательными движениями;
    • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
    • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
    • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

    С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

    Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

    Задача 1. Учимся произносить звуки

    Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

    Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

    Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

    Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

    Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

    Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

    Часть 1. Перекличка с мамой.

    Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

    После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

    Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

    При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

    Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

    В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

    Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

    Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

    Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

    Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

    Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

    Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

    Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

    На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

    Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

    Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

    Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

    Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

    Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

    Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

    Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

    Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

    Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

    У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

    Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

    Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

    Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

    Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

    Как провести игру:

    Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

    Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

    Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

    Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

    Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

    Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

    Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

    Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

    Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

    Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

    Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

    Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

    Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

    В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

    Упражнение «Ладошки»

    Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

    Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

    Игрушки для ребенка 3 месяцев

    Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

    • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
    • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
    • Неваляшка
    • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
    • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
    • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
    • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

    Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

    В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

    Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

    Какие упражнения помогут маме и малышу

    Упражнение «Неваляшка»

    Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

    Упражнение «Кто поет?»

    Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

    Для упражнения Вам понадобится помощник.

    • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
    • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
    • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
    • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

    При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

    Упражнение «Уголок подушки»

    Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

    К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

    Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

    Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

    Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

    Упражнение «Подтанцовывание»

    В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

    Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

    Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

    Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

    Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

    Упражнение «Колокольчик на ленточке»

    Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

    Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

    • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
    • Начните ей шуршать справа от малыша.
    • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
    • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

    Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

    Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

    Упражнение «Колокольчик»

    • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
    • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
    • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
    • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

    Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

    • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
    • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
    • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
    • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
    • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

    В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

    Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

    В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

    Упражнение «Знакомое и незнакомое»

    • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
    • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
    • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
    • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
    • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

    Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

    Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

    В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

    К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

    К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

    В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

    Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

    Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

    Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

    Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

    • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
    • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
    • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
    • Узнавать близких людей, радоваться им.
    • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
    • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
    • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
    • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
    • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
    • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
    • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

    Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

    Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    С появлением малыша у молодых неопытных родителей возникает масса новых забот и хлопот, поэтому часто для решения непонятных вопросов новоиспеченные мамы и папы прибегают к специальной литературе и советам старших товарищей. Развитие ребенка в 3 месяца проходит довольно активно, поэтому это время следует использовать максимально эффективно, ведь именно сейчас закладываются основные навыки и привычки.

    Физиологические изменения

    В самые первые месяцы жизни новорожденные развиваются очень интенсивно, изменения затрагивают все органы и системы организма. За этот месяц ребенок вырастет примерно на 2-3 см, а головка приобретет более пропорциональный размер по отношению к туловищу.

    Активно прогрессирует пищеварительная система, желудок к этому времени увеличивается как минимум вдвое, поэтому новорожденному требуется больше грудного молочка. Кроме материнской груди ребенку такого возраста не требуется дополнительного питания, единственная добавка, допустимая для 3 месяца жизни – это прописанный педиатром, витамин D, предупреждающий развитие рахита. Набору веса на начальных этапах следует уделить повышенное внимание, поскольку в данный период велика вероятность перекормить малыша, особенно это касается грудничков, находящихся на искусственном вскармливании. Оптимальный прирост веса 3 месяца составляет 600-800 грамм, однако следует отметить, что это средний показатель, и он может варьироваться в зависимости от особенностей организма.

    К 3 месяцу налаживается координация движений, ребенок уже осознанно берет ручками игрушки, может хлопать в ладоши или тянуться к лицу. Большинство новорожденных к концу 3 месяца способны переворачиваться на бок или на животик. Самые активные детки могут предпринимать попытки подтянуться с помощью рук и немного приподняться. Задача родителей на данном этапе – помочь малышу совершить желанное действие, однако опирать новорожденного на ножки или резко отпускать руки нельзя, так как связки конечностей еще не совсем развиты, поэтому не способны выдержать вес малыша.


    Психологическое развитие

    С каждым днем жизни у новорожденных формируются новые навыки и умения, детки меньше времени проводят во сне, и все больше познают мир. Многие малыши именно в этот период стремятся как можно чаще находиться на руках у мамы и папы, поскольку это позволяет увидеть больше интересного вокруг.

    Ребенок на 3 месяце легко воспринимает звуки и свободно различает родные голоса. Он уже сам поворачивает голову, услышав свое имя, может фокусировать взгляд на мелких элементах и провожать взглядом передвигающиеся предметы. Это удачное время для того, чтобы приучать его к спокойной музыке, например, классическим произведениям или детским песенкам. Можно использовать мобиль для кроватки, благодаря которому у мамы появится немного больше свободного времени. Крутящиеся погремушки и игрушки в совокупности с легкой музыкой займут малыша на некоторое время, а постепенно ребенок станет самостоятельно засыпать с помощью такого нехитрого приспособления.

    Еще не умея разговаривать, в этом возрасте ребенок подает родителям сигналы, с помощью которых можно понять его состояние. Во время 3 месяца по плачу ребенка уже можно различить причину его дискомфорта:

    • незначительные всхлипывания, постепенно набирающие обороты и в конечном итоге переходящие в громкий крик, чаще всего означают, что ребенок проголодался;
    • плач во сне, во время которого малыш крутится или потирает ручки – признак недосыпа, в таком случае лучше всего создать тишину в комнате и укачать ребенка;
    • пронзительный и резкий плач, скорее всего, символизирует болезненные ощущения. Третий месяц жизни новорожденных сопровождается коликами и отитами, поэтому в первую очередь следует уделить внимание ушкам и животику малыша;
    • вечерний плач, начинающийся в одно и то же время, может говорить о внутричерепном давлении. Решение данной проблемы – применение соски, что снимет неприятные ощущения и успокоит новорожденного.

    Находясь в хорошем настроении, трехмесячный ребенок будет активно гулить и хохотать. С каждым днем звуки, произносимые младенцем, становятся более отчетливыми и разнообразными, усилить речевую активность новорожденного в это время можно при помощи песен и стихов. Кстати, вскоре малыш станет различать уже знакомые ему словосочетания, о чем сообщит вам радостным возгласом, а научившись говорить, может удивить вас самостоятельным повторением изученного материала.


    Чем занять малыша

    Ребенок в 3 месяца довольно активный и подвижный, стремится поворачиваться, двигать ручками и ножками, поэтому это время как нельзя больше подходит для активных игр. Разумеется, ползать или сидеть младенец еще не умеет, поэтому активные занятия с ним должны заключаться в следующем:

    • изучение подвесных игрушек – повесив в манеже несколько разных погремушек или мягких зверьков, вы предоставите малышу возможность самостоятельно проводить гимнастические упражнения. Ребенок сам постарается доставать предметы сначала ручками, потом ножками, что существенно укрепит его мускулатуру;
    • утренняя гимнастика – после проведения утренних ванных процедур нелишней будет небольшая гимнастика. Мягкое сгибание и разгибание ручек и ножек способствует развитию связок, а поворотные движения туловища со спинки на животик помогут малышу научиться переворачиваться без вашей помощи. При проведении гимнастических упражнений следует учитывать такой показатель, как вес ребенка в 3 месяца, поскольку кардинальные отклонения от нормы требуют проведения специальных занятий;
    • массаж – легкое поглаживание спинки и области шеи позволит избежать застаивания мышц, а легкое массирование коленных и локтевых суставов повысит упругость мышц;
    • уличные прогулки – как можно чаще берите малыша на прогулку, детям 3-го месяца жизни очень интересно наблюдать за окружающим миром, например, животными, растениями и т.д. Чтобы малышу было интереснее, немного поднимите спинку кровати или чаще берите ребенка на руки, предоставив ему максимальный кругозор;
    • занятия на фитболе – мягкий упругий мяч для физических занятий позволяет координировать движения ребенка, при этом считается отличной профилактикой кишечных колик.

    В три месяца малыш с удовольствием воспринимает новые игры и занятия. Это удачный период для развития тактильных ощущений, в чем помогут самодельные игрушки. Предложите новорожденному несколько мягких предметов разной текстуры, к примеру, бархатную мягкую игрушку, жестковатую кухонную перчатку и мячик из плотных ниток – прикасаясь к разным поверхностям, ребенок развивает моторику рук. Пользуются популярностью также и мягкие кубики с погремушкой внутри. Возьмите несколько обычных кубиков и один с погремушкой, покажите грудничку разницу между ними. Вскоре малыш сам будет находить гремящий предмет из массы остальных.

    В три месяца малыш с удовольствием познакомится с другими детками, они, конечно, не смогут играть вместе, но получат массу новых впечатлений. Если у вас дома есть домашние животные, не ограничивайте их общения с ребенком, разумеется, под вашим строгим контролем.

    Так как грудничок третьего месяца способен различать звуки и знакомые предметы, ему будет интересно понаблюдать за собой. Для этого повесьте в манеже безопасное зеркало, кроха обязательно оценит такое нововведение.

    Попробуйте познакомить малыша с разными стилями музыки, в период бодрствования включайте ритмичные песни и сопровождайте их похлопываниями ладошками, а также легкими танцевальными движениями. Перед сном лучше поставить спокойную музыку, и вскоре ребенок будет различать взаимосвязь между ритмом музыки и последующими действиями.

    Такие нехитрые занятия помогают правильному и активному развитию малышей третьего месяца, к тому же детки, получающие много внимания со стороны родителей, растут умными, развиваются быстрее своих сверстников и реже болеют.

    Стремительность роста и развития ребенка до года чрезвычайно высока. Так уж задумала Матушка-Природа – дети проходят этап полной беспомощности и незащищенности максимально скоро. Перешагнув годовалый рубеж, они становятся крепче и сильнее, постепенно приспосабливаясь к житейским перипетиям и премудростям.

    Но, пока до первого дня рождения еще далеко, а за плечами всего календарный квартал, стоит разобраться, чем он был или будет богат, что изменил и как отразился на малыше морально и физически.

    Из этой статьи вы узнаете:

    Ваш ненаглядный карапуз в свои три месяца заметно подрос. Ему уже маловаты вещички, прикупленные на первое время, в кроватке он уже не смотрится малюсеньким комочком, приходится подбирать для него подгузники большего размера, да и визуально он стал намного взрослее, чем скажем, недели три-четыре назад.

    Усредненные показатели развития ребенка в три месяца следующие:

    Вес Мальчики – до 8 кг.; Девочки – до 7,5 кг.
    Рост Мальчики – 65,5 см.; Девочки – 64 см.
    Окружность головы Мальчики – до 42,9 см.; Девочки – 42 см.
    Длительность сна и отдыха Ночной сон длится примерно 10 часов с перерывами на кормления через каждых 3-3,5 часа,а дневной, в количестве от двух до четырех, занимает от 30 минут до 2 часов каждый.
    Частота кормлений Не менее 6 раз в день. Количество кормлений по требованию может достигать 10-12 раз в течение дня и 2-4 – в ночное время суток
    Суточная норма питания Равняется 1/6 массы тела ребенка. Следовательно, составляет примерно от 682 до 960 мл.
    Зрительные способности Дальность зрения составляет более 40 см. Кроха может рассмотреть объекты, величиной от 2 мм. до 60 см.

    Способности и умения

    Трехмесячный ребятенок необыкновенно мил и забавен. Он не просто лежит в кроватке, хаотично двигаясь и смотря в никуда, а старается по мере своих возможностей контактировать с окружающим миром и людьми.

    Он умеет выражать радость, порой, достаточно бурно, улыбается маме и папе всякий раз, как кто-то из них подойдет к кроватке. Подобные явления не только необычайно приятны глазу, но и весьма показательны с точки зрения соответствии нормам психофизического развития маленького человечка.

    3-месячный малыш с большой охотой идет на руки к родным. Для этого его тело обрело нужную «жесткость», мышцы – крепость, а головка практически не нуждается в поддержке. Сейчас он видит гораздо больше, чем мог видеть ранее, особенно, его внимание приковывают яркие предметы, осветительные приборы, картины и прочие предметы домового убранства.

    Благодаря интенсивному развитию 3 месячного ребенка, он становится изобретательнее и активнее. Лежа в кроватке или манеже скучать ему просто некогда, ведь в положении лежа на спинке, в его распоряжении есть ручки, которые можно долго рассматривать и которыми можно весело размахивать и тянуться к подвесным погремушкам.

    Ножки для большинства карапузов также становятся объектом повышенного внимания, и немудрено застать картину, где кроха, как настоящий гимнаст, ловко засовывает их себе в ротик.

    Кроме того, в три месяца ребенок:

    • Ни без помощи, но занимает позу лежа на животике, ненадолго отрывая плечики и грудь от твердой поверхности, упираясь на ручки и удерживая голову под углом 90 градусов;
    • Визжит от восторга;
    • Хорошо опирается на стопы, имитирует шаг, если его поставить на ножки;
    • Способен удерживать в своих крохотных ручках небольшие игрушки;
    • Пытается дотянуться до предмета, вызвавшего у него интерес;
    • Живо интересуется звуками и собственными голосовыми возможностями.

    Многие родители могут заметить, что у 3 месячных деток, услышавших звук колокольчика, дверной или телефонный звонок, на личиках замирает беззвучный вопрос: «Это что?», «Откуда шум?». Они пытаются найти его источник, поворачивая головку и прислушиваясь.

    Музыка также оказывает видимое воздействие на ребенка. Научные наблюдения показывают, что тихие и спокойные мелодии успокаивают его, а громкие и ритмичные, напротив, бодрят. И те, и другие можно прослушивать вместе, и даже подпевать, ведь сейчас малыш учится воспринимать различные внешние раздражители, в том числе и вырабатывает собственный музыкальный вкус.

    Что касается управления голосом, то и тут ребенок шагнул далеко вперед. Раньше, он воспроизводит простые односложные протяжные гласные, а к трем месяцам уже способен выдать неожиданную комбинацию рычащих, пищащих и даже гортанных звуков. Эти возможности растут день за днем, чем тешат и дитя, и его многочисленных родственников.

    Режим дня

    Первые месяцы жизни ребенок проводил большую часть суток во сне, вырываясь из сладких объятий Морфея с целью подкрепиться и освободиться от продуктов переработки полученной ранее пищи. Теперь, дело обстоит иначе – он требует игр, большего количества внимания к себе и знакомства с окружающей средой.

    Для этих целей, его биологические часы выделяют определенный промежуток времени для бодрствования, которое, собственно, родителям и стоит направить на гармоничное развитие своего подрастающего 3 месячного малыша.

    Режим его дня становится организованнее, слаженнее и четче. Маме становится легче спланировать собственный график, выбрать оптимальное время для прогулки на свежем воздухе, а также для выполнения домашних обязанностей.

    Малыши в этом возрасте, как правило, просыпаются в одно и то же время, затем завтракают, активничают, после чего у них проявляется усталость и готовность сладко заснуть. Далее снова бодрость, полдник и сон, и так до самого вечера.

    Что касается ночи, то 3 месячные детки способны беспробудно спать до 6 часов подряд, затем просыпаются, требуют молочка/смеси и снова поддаются привычному биологическому ритму.

    Правда, не каждый родитель может похвастаться тем, что его 3-х месячный кроха дает хорошо выспаться ночью, ведь борьбу с ненавистными коликами никто не отменял, ровно как и его желание побыть рядом с мамочкой, несмотря на ее усталость.

    Лучшим способом успокоить расшумевшегося в ночной тиши малыша является прикладывание его к груди, которое может повторяться от 2 до 4 раз за ночь. Когда частота «перекусов» становится непосильной для измотанной мамочки, практикуется совместный сон с ребенком.

    Противники этого метода заявляют о неизбежных проблемах в будущем, хотя проблемы настоящего порой являются более весомыми. На этот счет существует мнение, что лучше выспавшаяся и бодрая мама, проспавшая рядом с малышом, чем злая и усталая, прометавшаяся полночи от кроватки до собственной постели.

    Наблюдения показывают, что один только запах грудного молока, который чувствуют детки, провоцирует у них аппетит, так что вполне возможно, что папа сможет уложить свое чадо намного скорее, чем это сделает его любимая мамочка.

    Гимнастика и совместные развивающие занятия

    Программа развития 3 месячного ребенка должна включать в себя оздоровительную гимнастику и совместные занятия и игры. С их помощью, малыш познает мир, получает жизненно-важные знания и навыки, тренирует мыслительные процессы и получает необходимую эмоциональную и физическую нагрузку.

    Начнем с игр

    Развлечь ребенка и простимулировать его зрительную, слуховую, тактильную и двигательную активность можно с помощью:

    • Наблюдения за домашними питомцами;
    • Прослушивания потешек, музыки и сказок;
    • Взаимодействия с разнокалиберными и разнотекстурными игрушками, подвешенными на веревочке или предоставленными прямо в руки;
    • Изучения сложных игрушек с подвижными элементами;
    • «Живого» общения с мамой, корчащей смешные гримасы и выдающей интересные звуки.

    Дополнить этот список можно множеством других идей. Достаточно подключить фантазию и воплотить задуманное в реальности. Трехмесячный карапуз впитывает любую поданную информацию, как губка, чем грех не воспользоваться.

    • Тренируйтесь переворачиваться и перекатываться со спины на бочек, затем на животик и обратно;
    • Аккуратно подтягивайте кроху к себе за ручки, возвращая его в исходное положение;
    • Развивайте моторику рук;
    • Выкладывайте ребенка на животик;
    • В положении лежа на животе, предоставляйте ножкам опору, так, чтобы кроха пытался оттолкнуться от нее (так начинается освоение науки ползания);
    • Провоцируйте кроху к достижению намеченной цели (для этого раскладывайте на расстоянии 30-50 см. от него разнообразные манящие игрушки, к которым необходимо добраться);
    • Выполняйте «парящие упражнения», только аккуратно (те самые, что вызывают опаску у старшего поколения, но при этом тренирующие вестибулярный аппарат ребенка);
    • Разгоняйте кровь по телу.

    Упражнения

    Последний пункт можно реализовать путем выполнения простых физических и массажных упражнений, в том числе занятий на фитболе:

    • «Велосипед». Круговые движения тазобедренных суставов при согнутных ножках в коленях;
    • «Бабочка». Махи выпрямленными руками вверх-вниз, в стороны и перед собой;
    • «Боксер». Сгибание-разгибание рук в локтевом суставе, напоминающие боксерские удары;
    • Полуповороты. Повороты туловища малыша, лежащего на спине на бочок с фиксацией голени и бедер;
    • «Хват». Яркая игрушка, находящаяся на расстоянии руки от ребенка, провоцирует желание ее ухватить;
    • «Покачивания». Ребенок укладывается на мяч (диаметром от 50 см., чуть приспущенный) на животик/на спинку/на бочек, мама поддерживает его за ножки в области икроножных мышц (не за голеностопный сустав!), придерживая спинку, выполняя при этом покачивающие движения во все стороны с легким нажимом на тело (прекрасная профилактика колик).

    Детально изучив все доступные упражнения с грудничком, вы сможете совершенствовать координацию его движений, укрепите мышцы всего тела и подарите массу положительных эмоций и ему, и себе.

    Помните, развитие 3 месячного ребенка – процесс многоэлементный, так что находите время на все, но и про себя не забывайте.

    Как заниматься с ребёнком третьего месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 3 месяца. Игры для ребёнка в 3 месяца. Игрушки для ребёнка в 3 месяца. Музыка для ребёнка в 3 месяца.

    Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 3 месяца .

    В этом месяце вы можете ввести новую игру — начните общаться вместе с малышом у зеркала. Возьмите его, подойдите к зеркалу и спросите, показывая на отражение: «Кто это?» Посмотрите на реакцию. Вы и сами можете покрутить головой, погримасничать, построить рожицы — малышу это будет очень интересно. Если дома есть пластиковое зеркало, прикрепите его к стенке кроватки, тогда ребенок будет себя разглядывать, тянуть ручки к своему отражению.

    Рис. Малыш с интересом разглядывает себя в зеркальце

    Как развивать зрительное восприятие ребёнка

    Игры с ребенком, когда он следит за игрушками, могут продолжаться. Но в отличие от первых месяцев вы уже смело можете:

    увеличивать амплитуду движений .

    Малыш способен расширять поле своего зрения и следить за предметом на более длительном расстоянии. Но делайте эти движения не торопясь; менять направление движения игрушек.

    менять направление движения игрушек .

    Передвигайте игрушку вверх и вниз, кругом, чтобы ребенок расширял амплитуду слежения и внимательно смотрел за передвигающимся предметом, плавно поворачивая голову.

    СЛУШАЕМ И СМОТРИМ!

    Ваш малыш умеет не только следить глазами за перемещением какого-либо предмета. Поиграйте с ним в «прятки». Вы увидите, что ребенок не отводит глаз от шторки, за которую вы спрятались, уже не ищет по всей комнате, а ждет вашего возвращения именно оттуда, куда вы пропали. Он поворачивает голову и направляет взгляд туда, откуда должен появиться пропавший из поля зрения предмет.

    Как развивать слуховое восприятие ребёнка

    Для игр, развлечений и «развивалок» хорошо использовать самые разные виды одного предмета. Например, колокольчик, звуки которого благотворно действуют на психику. Сначала используйте маленький, потом чуть крупнее, а потом можете звенеть и большим колокольчиком. Не торопитесь! Пусть малыш сам найдет глазами этот новый и интересный для него звучащий предмет и сосредоточится, вслушиваясь в его звуки.

    Рис. Используйте при играх с малышом колокольчики

    Слушайте вместе тихую музыку

    Дети замечательно воспринимают сложную классическую музыку. Правда, чтобы насладиться Моцартом или Чайковским, им достаточно 3-5 минут. Учтите это, чтобы не перегрузить слух малыша. Наблюдайте за ребенком в это время. Очень скоро вы увидите, что он узнает многие произведения, когда вы их включаете, и заметно оживляется при их звучании.

    Запишите или подберите самые разные мелодии: плавные, бодрые, маршевые, веселые, грустные, сентиментальные. Это хорошо развивает эмоции малыша.

    Во время музыки танцуйте в такт вместе с ребенком, держа его на руках, качайте, можете даже слегка подбрасывать его.

    Напевайте колыбельные песенки без слов и со словами перед засыпанием.

    Собираясь купаться, приговаривайте:

    Будет (имя) — куп-куп,

    По водичке — хлоп-хлоп,

    В ванну быстро — прыг-прыг,

    В ванне ножкой — дрыг-дрыг!

    Будет мыло пениться,

    И грязь куда-то денется.

    При кормлении ребенка ласково приговаривайте:

    (Имя) будет маму слушать,

    Детка наша будет кушать.

    Кушать детке дам-дам,

    (Имя) будет ам-ам.

    Развиваем движения и тактильные ощущения

    Игрушки из разного материала

    Подвешивайте игрушки над кроватью малыша на расстоянии 50 см. Выбирайте для этого игрушки с разной формой покрытия: жесткие, мягкие. Чем разнообразнее поверхность, тем интереснее ребенку ощупывать их.

    Пищалка

    Кладите пищащие игрушки на грудь ребенка, чтобы он мог обхватить их обеими руками. При этом их звук не должен быть слишком резким.

    Бытовые предметы

    Давайте малышу яркие бытовые предметы с различной поверхностью. Это могут быть катушки, деревянные, серебряные, специальные детские ложки, чтобы ребенок ощущал разницу материала.

    Кольца

    Вкладывайте погремушки в форме кольца в ручку. При этом большой пальчик сразу кладите, отделяя его от остальных.

    Если вы еще не начали курс с массажем, гимнастикой и плаванием, займитесь этим сейчас.

    С этого же возраста во время активного бодрствования вы можете помещать своего малыша в манеж.

    Вскоре он будет различать предназначения зоны сна и отдыха (кроватку) и игровую, т.е. манеж. Здесь ребенок получает возможность более активно двигаться, а наличие игрушек в нем также будет побуждать малыша переворачиваться со спины на живот.

    Мы с вами подробно обсудили, как и чем заниматься с двухмесячным малышом, чтобы он правильно и своевременно развивался, а сегодня пришло время узнать о том, .

    Трехмесячный малыш становится для вас очень интересным партнером по играм, ведь он уже умело демонстрирует разнообразные эмоции и активно выражает свое отношение к предложенной вами игре с помощью жестов, мимики и звуков голоса.

    Что же должен уметь Ваш малыш к концу 3 месяца?

    Двигательные навыки
    • Поворачивается со спины на бок
    • Сидит при поддержке за руки
    • В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на ладони
    • Рассматривает свои ручки
    • Рассматривает и захватывает висящую игрушку
    • Находит глазками источник звука
    • Нормально реагирует на спокойную и ритмичную музыку
    • Радуется маме
    • Смеется в ответ на обращение
    • Поддерживает ручками грудь мамы или бутылочку
    Звуки, речь
    • Длительно гулит
    • Смеется:-D

    Уверена, что с помощью сегодняшней подборки игр и занятий вам будет легко порадовать вашего кроху, и вы снова и снова будете слышать веселый детский смех. Да-да, именно в этом возрасте ваш малыш впервые не просто улыбнется вам, но и начнет смеяться. Кто знает, может быть, это произойдет именно во время одной из следующих игр?

    Время на игры

    В возрасте 3-х месяцев кроха уже сравнительно много времени проводит в состоянии активного бодрствования – до 3,5 часов, так что времени для новых игр и занятий у вас достаточно. Но не забывайте периодически повторять игры и занятия, которые запомнились и понравились вашему ребенку в предыдущие месяцы жизни. Старайтесь каждый раз немного дополнять и усложнять их, чтобы поддерживать интерес ребеночка и сохранять развивающий эффект занятий.

    Игры и занятия

    А сейчас поговорим, как развивать ребенка в 3 месяца с помощью игр и упражнений.

    Перевороты

    Для начала небольшая разминка. Ваш трехмесячный малыш, скорее всего, уже умеет переворачиваться со спинки на бочок . Если нет, попробуйте делать с ним следующее упражнение. Малыш лежит на спине на пеленальном столике или на диване. Мягко согните ножки крохи в коленях и наклоните их в сторону. Ребенок повернется за коленями.

    Поскольку в этом возрасте ребенок уже вполне сознательно тянется за игрушкой, вы можете стимулировать повороты на бок с помощью яркой . Дайте малышу схватить игрушку и обязательно похвалите кроху. Когда ребенок хорошо освоит повороты на бок, можно переходить к следующему этапу – учиться переворачиваться на животик .

    Чтобы помочь крохе поворачиваться через левый бочок, поднимите его левую ручку над головой, а согнутую правую ножку наклоните влево. Во время выполнения этого упражнения работают мышцы спины, живота и шеи, поэтому оно очень хорошо подготавливает ребенка к будущим самостоятельным переворотам.

    Другие идеи активных игр вы найдете в статье « «.

    Тактильная перчатка

    Помните, как мы с вами делали массаж пальчиков с помощью перчатки с нашитыми на нее кусочками материалов разной фактуры? Это упражнение сейчас тоже очень актуально, поскольку кроха начинает активно ощупывать все, что попадается ему в руки. Вы можете быть уверены, что вашего трехмесячного малыша заинтересуют следующие занятия для развития тактильных ощущений .

    Самодельная тактильная книжка

    Подберите кусочки различных тканей и материалов – замша, шелк, мех, атлас, шерсть, велюр, вельвет, флис, пластик, полиэтилен, фольга, хозяйственная губка, вата, губка и т.д. (чем больше разных материалов вы сможете подобрать, тем лучше). Теперь наклейте на кусочки картона с помощью двустороннего скотча – у вас получились тактильные странички, которые можно скрепить ленточкой или цепочкой.

    Таким же способом вы можете превратить любую книжку в тактильную. Например, купите дешевые книжки-картонки и наклейте кусочки разных материалов в подходящих местах прямо на иллюстрации в книжке (голубой атлас на место озера, кусочек меха на спинку барашка, вату на облака и т.д.). Позвольте крохе исследовать книжку вдоль и поперек, но только под вашим контролем. Помните, что все, что попадается трехмесячному крохе в руки, рано или поздно окажется у него во рту. Не теряйте бдительности.

    Маленький совет: при желании используйте подобранные вами лоскуточки для создания сенсорного лото, которое вы сможете использовать для занятий с малышом, когда он немного подрастет. Подробный мастер-класс .

    Волшебный мешок

    Еще одно «долгоиграющее» развивающее пособие, с которым будет интересно играть вашему малышу в 3 месяца и, возможно, в 3 года (по крайней мере, мой сын с удовольствием играет с мешочком в 2,5 года). Для этой игры вам понадобится непрозрачный тканевый мешочек (а в первое время я использовала коробку), в который вы сложите самые разные интересные предметы для вашего маленького исследователя.

    Это могут быть игрушки из шоколадных яиц, резиновые мячики из зоомагазина, пробки от шампанского, резиновое колечко-эспандер, деревянные, пластиковые, металлические, костяные фигурки, кусочек губки, щетка для одежды (чистая, конечно), детали от конструктора и т.д.

    Естественно, изучать содержимое этого волшебного мешочка кроха сможет только под вашим присмотром, но зато сколько удивительных открытий его ждет! Проговаривайте ощущения малыша, когда он ощупывает новую добычу, называйте цвет, форму, материал, из которого сделан предмет, – все это пойдет на пользу не только , но и речевому развитию ребенка.

    Кроме того обогащать сенсорный опыт малыша можно и нужно во время купания и переодевания — об этом вы можете прочитать в нашей статье « «.

    Откуда звук?

    Для развития слухового восприятия , а также чувства ритма обращайте внимание крохи на разнообразные звуки, которые он слышит вокруг себя. Можете поиграть с крохой так: в соседней комнате положите музыкальную игрушку, заведите музыкальную шкатулку или включите какую-то приятную мелодию на телефоне.

    Возьмите кроху на руки, привлеките его внимание к звуку и вместе отправляйтесь на поиски его источника: «Ты слышишь музыку, малыш? Кто это поет? Давай поищем!». Поиски не должны затягиваться, иначе малыш может отвлечься. Когда кроха увидит игрушку, выразите свою радость: «Ура! Мы нашли поющую игрушку!». Если игра понравилась малышу, повторите ее, но следите, чтобы малыш не переутомился от избытка впечатлений.

    Слушаем музыку

    К трехмесячному возрасту кроха уже способен на достаточно продолжительное слуховое сосредоточение на звучащей музыке, поэтому вы можете разнообразить ваши музыкальные занятия , включая короткие детские песенки для активного прослушивания (например, «Песенка Львенка и Черепахи», «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка» и т.п.). В качестве фонового музыкального сопровождения отдавайте предпочтение композициям из серии «Звуки природы» или классическим произведениям.

    Танцую с мамой

    Во время активного бодрствования малыша продолжайте слушать музыку и танцевать с младенцем на руках . Теперь, когда он уже более уверенно держит голову, можно добавить в ваш танцевальный репертуар легкие покачивания и повороты из стороны в сторону. Под музыку приближайте и удаляйте кроху на расстояние вытянутых рук, попробуйте слегка (примерно на угол в 45%) наклонять его из стороны в сторону — при этом будут работать мышцы шеи и спины. Следите, чтобы упражнение не вызывало отрицательных эмоций у малыша.

    Поймай меня, если сможешь

    Еще одну увлекательную «занимашку» для трехмесячного малыша вы можете сделать за считанные минуты. Все, что вам понадобится, это пустая пластиковая бутылочка (лучше всего подойдет пол-литровая, но можно поэкспериментировать и с другими объемами) и горсть любого сыпучего материала — попробуйте фасоль, горох, чечевицу, макароны, мелкие камешки, разноцветные пуговицы или бусины. Снимите этикетку с бутылки, насыпьте внутрь выбранный вами наполнитель и крепко закрутите крышку. Для верности можно обмотать крышку скотчем.

    Теперь расположите вашего кроху на полу (во избежание падения) и положите перед ним новую игрушку. Покачайте ее из стороны в сторону, привлекая внимание ребеночка к звуку пересыпающейся крупы. Малыш попробует схватить игрушку, толкнет ее и снова услышит звук, а бутылка откатится вперед. Помогите своему малышу снова добраться до добычи — подставьте ладони под его пяточки, и он сможет оттолкнуться ножками.

    Это нехитрое упражнение способствует (ребенок учится сопоставлять свои действия и их последствия – звук и движение бутылки), тренирует навыки слухового и зрительного сосредоточения, развивает зрительно-моторную координацию, укрепляет мышцы спины, шеи и живота.

    Для развития мелкой моторики в этом месяце предложим малышу следующие упражнения.

    Читаем газету

    Дайте крохе на растерзание лист газеты или журнала. Сминать и рвать бумагу – отличное упражнение для укрепления силы пальчиков, а тонкая газетная бумага исключает опасность порезаться. Можно также использовать салфетки или туалетную бумагу (хотя последнее развлечение я бы рекомендовала отложить для ребенка постарше, когда он оценит всю прелесть этого увлекательного занятия), однако они не будут так интересно шуршать, как газетная бумага. В общем, предоставьте свободу действий вашему малышу, ваша задача – не оставить ему никакого шанса отправить кусочек бумаги в рот.

    Колечко-колечко

    Среди игрушек вашего малыша наверняка отыщется резиновое колечко подходящего размера, которое удобно хватать маленькой ручкой и исследовать с помощью губ, десен и языка (какие еще игрушки нужны трехмесячному крохе, читайте ). Протягивайте крохе колечко, приговаривая «На!», затем просите отдать колечко и говорите «Спасибо». Эта игра способствует накоплению пассивного словарного запаса ребенка и учит его элементарным приемам социального взаимодействия.

    Чтобы ответить на вопрос, как развивать ребенка в 3 месяца , нужно понимать ключевые особенности психического и физического его развития в этом возрасте.

    Одна из таких особенностей – все возрастающий интерес крохи к собственному телу. Трехмесячный малыш может подолгу играть с собственными ручками – рассматривать их, сцеплять и расцеплять, сжимать и разжимать кулачки, ловить одной ручкой другую, засовывать пальчики и целые кулачки в рот. Активные движения рук и ног однажды достигают результата – они встречаются и уже вместе продолжают движение в сторону рта, который в этом возрасте по праву можно назвать важнейшим органом чувств ребенка.

    Недавно стали мамой малыша?

    Вот несколько игр, которые позволят вашему малышу узнать много нового, основываясь на его естественном интересе к своему телу.

    Отражения

    Для этой игры вам понадобится большое зеркало и еще какой-нибудь реквизит для самого настоящего «кривляния» — шарф, кепка, очки, наушники, заколка для волос с крупным цветком и т.п. Удобно расположитесь вместе с малышом напротив зеркала. Медленно улыбнитесь, потом засмейтесь, снова улыбнитесь, высуньте язык, нахмурьтесь, придайте лицу печальное выражение. Теперь примерьте что-то из своего реквизита.

    Каждый раз сопровождайте свой новый образ и новое отражение словесным комментарием, например: «Я улыбаюсь», «Мне грустно», «У меня на носу очки», «Розовый мне к лицу», «Я выгляжу смешно», «У тебя на голове кепка» и т.д. Игра способствует расширению пассивного словарного запаса () и обогащению эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, со временем ребенок поймет, что в зеркале он видит свое и ваше отражение, и тогда вы сможете предложить ему более сложные игры с зеркалом.

    Где у мамы…?

    В эту игру можно играть и с подросшим малышом, ну а начать в 3 месяца — самое время. Во время активного бодрствования удобно расположитесь с ребенком на полу или на диване. Положите кроху на колени лицом к себе, при этом следите, чтобы малыш не сидел у вас на коленях.

    Начинайте игру. Улыбнитесь крохе, поговорите с ним, привлекая его взгляд к вашему лицу. Мягко возьмите ручку малыша в свою и спросите: «Где у мамы нос? Ищем-ищем, ищем-ищем, вот нос! Это мамин нос?». Ручкой малыша дотроньтесь до своего носа. «А где Егоркин (Машин, Петин) нос? Это? (опять дайте малышу схватить ваш нос) Нет, это мамин нос! А где Егоркин? (дотроньтесь до носа малыша) Вот он! Вот Егоркин нос!». Повторите с другими частями лица.

    Если поблизости находится папа, привлеките к участию в этой игре и его нос. Если вы будете часто играть в эту игру, малыш через некоторое время запомнит, где находятся разные части лица (только не слишком усердствуйте с их количеством, для начала достаточно будет 3-4 наименований), и будет сам их показывать.

    Мышки

    Используйте потешку или какой-нибудь понравившийся вам стишок для игры-щекоталки. Обычно такие игры доставляют трехмесячным малышам массу удовольствия и вызывают улыбки и смех. А главное, положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе такой игры, способствует лучшему запоминанию названий частей тела. Мы играли так:

    Мышки побежали-побежали-побежали… Все разбежались.

    (Пальцы обеих рук бегут по телу малыша от кончиков пяточек к макушке)

    Идет кошка: «Мяу-мяу, где же мышка?»

    («Идем» ладошками по ножкам, бочкам, животику и спинке малыша, мягко, как кошка)

    Вот она, мышка, попалась! Она на животике! (на коленке, на пяточке, на шейке, на носу и т.д.)

    (Хватаем малыша за какую-нибудь часть тела и называем ее)

    Комарики

    Эта игра аналогична предыдущей. Ритмично и с чуть преувеличенной артикуляцией читайте потешку и на соответствующий текст «кусайте» малыша щепоткой пальцев.

    Дарики-дарики,

    Ай-да комарики,

    Вились-вились,

    В ножку (ручку, носик, животик…) вцепились!

    Подобные игры способствуют запоминанию названий частей тела малыша и обогащению его представлений о собственном теле.

    Развитие навыков и умений с помощью игр и забав в 3 месяца

    Сферы развития ребенка Игры для развития данной сферы
    Двигательные навыки
    • Перевороты на бочок и на животик
    • Бутылочка с наполнением
    • Упражнения на фитболе
    Зрительное и слуховое восприятие
    • Игра «Откуда звук»
    • Слушать классическую и ритмичную музыку и танцевать под нее с мамой
    • Бутылочка с наполнением
    Эмоциональная сфера развития ребенка, социальное поведение
    • Игра «Колечко-колечко»
    • Смотрим вместе в зеркало и меняем реквизиты и эмоции
    • Игра с тактильной перчаткой
    • Самодельная тактильная книжка
    • Волшебный мешок
    Звуки, речь
    • Игра «Где у мамы?»
    • Игра «Мышки»
    • Игра «Комарики»
    • Волшебный мешок
    • Сминать и рвать бумагу

    Соблюдайте баланс

    В завершение сегодняшнего обзора на тему «Как развивать ребенка в 3 месяца » хочется отметить, что в этом возрасте малыши демонстрируют огромную любознательность и самостоятельность. Для того чтобы поддержать эти чудесные качества в вашем ребенке, я дам вам две, на первый взгляд, противоположных рекомендации:

    1. Чаще носите ребенка на руках. Позвольте ему стать частью ваших обычных забот по хозяйству (конечно, если это не глажка белья или приготовление кипящего бульона) и регулярно устраивайте экскурсии по квартире для своего малыша. При этом желательно носить кроху в разных позах – на плече, на животе, вертикально, прижав его спинкой к своей груди, ведь в каждой из этих поз открывается иной обзор окружающего пространства, и все вокруг выглядит немного иначе.

    2. Чаще выкладывайте малыша на пол, давая ему возможность активно двигаться и самостоятельно играть, изучая свои ручки и ножки, игрушки, коврик, на котором он лежит и т.д. Естественно, при этом вы должны оставаться поблизости от малыша, наблюдать, разговаривать с ним, при необходимости оказывать ему помощь (например, если погремушка откатилась слишком далеко, и ему никак не достать ее самостоятельно).

    Уверена, что ваша материнская интуиция поможет вам найти правильный баланс развивающих занятий, самостоятельных игр малыша, ношения его на руках и простого с крохой. Если вы с самого рождения занимаетесь с малышом, следуя моим рекомендациям, то сейчас он уже привык к занятиям, и, возможно, даже дает вам знать о своем желании поиграть с мамой. Уверена, вы не разочаруете его и в следующем месяце, ведь вас ждет новая подборка игр и упражнений для .

    Посмотрите небольшое видео о развитии ребёнка в 3 месяца:

    Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

    Похожие статьи