• Конспект занятия логопеда в доу. Логопедические занятия. Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»

    23.10.2019

    Открытое логопедическое занятие в ДОУ

    «Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах.

    По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

    (с использованием ИКТ)

    Учитель-логопед: Омельчук М.Н.

    Задачи: автоматизировать и дифференцировать звуки Ш-Ж в слогах и сло-вах; развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата; развивать общую и мелкую моторику; фонематический слух, фонематичес-кое и зрительное восприятие, память, воображение, учить определять место звука в слове, формировать грамматический строй речи: согласовывать при-лагательное с существительным, в соответствии с родом имени существи-тельного, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Оборудование: волшебная палочка, картонный цветок, маленькая кукла (Дюймовочка), игрушки: лягушка, мышка, картонная ласточка; разрезная картинка «Жук»; дидактические игры «Большой-маленький», презентация к игре «Загадочные картинки», «Живое-неживое», презентация картинок с изображением пушки, машины, шарфа, жабы, пружины, волшебника, шахматов, ежа, шмеля, моржа, шапки, жука, жирафа, лошади, кошки.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    Дети, я знаю, что вы любите сказки. Я приглашаю вас в очень интересную сказку Г.-Х. Андерсена. Для этого у меня есть специальная волшебная палочка. Сейчас я взмахну волшебной палочкой «раз-два-три» и...

    2.Основная часть.

    Сказка начинается. В одной волшебной стране распустился необыкновен-ный цветок, на котором сидела маленькая девочка, которую назвали… (Дюймовочка). Что с ней приключилось? (Логопед достает жабу). Её унесла жаба. Она согласна отпустить Дюймовочку, если мы научим её делать зарядку для язычка, чтобы жаба могла лучше ловить комаров.

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    Язычок знаком нам, дети, (Широко открыть рот)

    Мы его улыбкой встретим. Он окно не закрывает,

    (Широко улыбнуться, Кверху кончик поднимает,

    Растянуть губы) (Кончик языка тянется к носу)

    Это язычок пришел. Он окно не закрывает,

    (Высунуть язык) Книзу кончик опускает.

    Вправо он сейчас пошел. (К подбородку)

    (Тянуться кончиком языка вправо) Ротик свой не закрывает,

    Все, что нужно, увидал Индюков он приглашает.

    И налево зашагал. («Индюки»)

    (Тянуться кончиком языка влево) Поиграл наш язычок,

    Погулял совсем немножко, Лег поспать он-и молчок.

    Широко открыл окошко. (Закрыть рот)

    Жаба отпустила девочку. Отправилась Дюймовочка дальше.

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОГАХ

    Ей навстречу летело какое-то насекомое и по дороге оно рассыпалось. Соберите его и мы узнаем кто это. Дети собирают жука.

    Да, Дюймовочка встретила жука. Давайте назовем части тела жука.

    (Дети перечисляют: головка, туловище, спинка, крылья, усики, 6 лапок).

    Если жук умеет летать, значит это какое насекомое? (Летающее). Послушаем, как разговаривают жуки, и повторим, сначала все вместе:

    ша-ши-шо жи-жу-жа жи-ши-жи

    ши-шу-ша жо-жа-жу ша-жа-ша

    а теперь по одному:

    жа-ши-жа жи-шо-жу ша-ши-жа

    Майский жук пригласил Дюймовочку к столу. Давайте посмотрим, какая посуда. Я буду называть большую посуду, а вы-маленькую для девочки.

    чашка-чашечка кружка-кружечка ковш-ковшичек

    ложка-ложечка нож-ножичек дуршлаг-дуршлачок

    Все верно. Жук остался очень доволен. Приглашает нас размяться.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Имитация движений с речью

    На лужайке, на ромашке На большой ромашке.

    Жук летал в цветной рубашке. Не хочу держать в руках-

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Пусть лежит в кармашке.

    Я с ромашками дружу. Ой, упал, упал мой жук

    Тихо по ветру качаюсь, Нос испачкал пылью.

    Низко-низко наклоняюсь. Улетел зеленый жук,

    Я нашла себе жука Улетел на крыльях.

    АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОВАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКОВ В СЛОВЕ.

    Презентация (использование ПК): дидактическая игра «Загадочные картинки».

    Дюймовочка нарисовала в подарок майскому жуку рисунки, но прошел дождь и смыл часть этих рисунков. Догадайтесь, что она нарисовала? Какой шипящий звук в слове? Определите место звука в слове. Картинки: шуба, желудь, чашка, шапка, ежик, жук.

    «Насекомые»

    Жук жужжит, жужжит, жужжит (Подушечками пальцев правой руки по-

    И по веточке бежит.

    Вот комар к нему летит (Подушечками пальцев левой руки по-

    И звенит, звенит, звенит. очередно нажимать на аппликатор).

    А трудяга муравей (Подушечками пальцев обеих рук по-

    Груз несет для всех друзей. очередно нажимать на аппликатор).

    Прилетела к нам вчера

    Полосатая пчела.

    А за нею шмель-шмелек («Бегут» пальчики правой руки).

    И веселый мотылек, («Бегут» пальчики левой руки).

    Два жука и стрекоза, (Подушечками пальцев обеих рук хао-

    Как фонарики глаза. тичные нажимы на аппликаторе).

    Пожужжали, полетали, («Бегут» пальчики обеих рук).

    От усталости упали. (Уронить пальчики на аппликатор).

    Пока наши пальчики тренировались, Дюймовочка кого-то встретила. Кого она встретила вы узнаете, отгадав загадки:

    Пшенная каша-в ложке, На плошке железная крышка.

    Ложка-в широкой плошке, На крышке-голодная…

    (мышка).

    Правильно, Дюймовочка встретила мышку. (Логопед показывает мышку).

    И еще одна загадка:

    Угадайте, что за птичка: Беленькая с живота,

    Темненькая невеличка, Хвост раздвинут в два хвоста.

    (ласточка)

    Презентация (использование ПК): дидактическая игра «Живое-неживое».

    Мышка и ласточка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано: живое или неживое. Они совсем запутались. Давайте поможем им, распределим картинки в нужные кармашки. Определим место шипящих звуков в словах. Дети выполняют задание.

    3.Заключительная часть.

    Скажите, кого встретила сегодня Дюймовочка? Дети перечисляют: жабу, жука, мышку и ласточку.

    В каких из этих слов есть звук Ш. Определите место звука в слове? А в каких словах есть звук Ж? Определите место звука в слове. А в слове ласточка есть шипящие звуки? Нет.

    Ласточке пора улетать в жаркие страны. Дюймовочка забирается ей на спину и они улетают. Нам тоже пора. Возвращаемся из волшебной страны с помощью волшебной палочки: «раз-два-три».

    4.Домашнее задание.

    Работа по карточкам. (Детям раздаются карточки). Назвать предметы, в названиях которых есть шипящие звуки и определить место звука в слове.

    Виктория Майгурова
    Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»

    Конспект НОД учителя -логопеда Майгуровой В. В.

    Тема: «Путешествие в страну звуков»

    Цели: Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования; дать понятие «буква», формировать фонематическое восприятие, развивать навыки звукового анализа и синтеза, обогатить и уточнить словарный запас детей по темам: «Транспорт», «Органы речи», упражнять детей в подборе слов – антонимов, формировать навыки правильного речевого дыхания, совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевым проговариванием, развивать просодические компоненты речи. Развивать психологическую речи базу (внимание, память. логическое мышление, воображение, воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности, активировать познавательный интерес детей.

    Материал: мультимедийное оборудование, экран, кукла Звуковичок, индивидуальные зеркала, по количеству детей. колокольчик, набор карточек с гласными буквами, символы гласных звуков, ковер, кружочки с номерами от 1 до 10

    Ход деятельности:

    Логопед: - Ребята, в гости к нам пришел Звуковичок. Дети, а вы любите путешествовать? А вы хотели бы отправиться путешествие? Приглашаю вас в волшебную страну.

    Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

    Ответы детей: наземный, воздушный, водный, волшебный.

    Логопед: - А мы отправимся на ковре самолете.

    Дети, возьмите билеты, с номерами посадочных мест. Проходите и занимайте места согласно номеру вашего билета.

    Звучит музыка ветра.

    Логопед: - Чтобы нам быстро добраться до волшебной страны. а во время полета нам не было страшно, мы выполним релаксационные дыхательные упражнения.

    «Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)

    «Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)

    Дети, глаза закрываем, открываем. Когда услышим звук колокольчика.

    Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»

    Логопед: - Дети, вот мы и прилетели в волшебную страну. Давайте посмотрим, где же мы оказались.

    Любопытная Варвара

    Смотрит влево

    Смотрит вправо

    Смотрит вверх

    И смотрит вниз

    Мышцы шеи напряглись

    Возвращаемся обратно

    Расслабляться так приятно.

    (Возвращаемся в исходное положение).

    Логопед: - Дети. а во время пути было тихо или вы что-то слышали? А с помощью чего мы различаем звуки?

    Ответы детей: - Мы различаем звуки с помощью ушей – органов слуха.

    Экспериментальная работа

    Дети, посмотрите на экран (на экране появляются буквы).

    А теперь подойдем ко мне, закроем глазки (в этот момент звучат речевые звуки).

    Логопед: - Что же вы видели на экране?

    Ответы детей:- На экране мы видели буквы. Но не слышали. Буквы это видимое изображение.

    Логопед: - А, что вы слышали?

    Ответы детей: - Мы слышали звуки, но не видели.

    Логопед: - Дети, мы отправляемся в город Звукоград. Там живут звуки нашей речи.

    «Мы в город звуков речи

    Идем и ждем мы встречи

    Со звуками родными

    Они ведь там живут

    И есть у нас желанье

    Красиво говорить

    И всех без исключения

    Сегодня удивить»

    Ребята, люди обладают бесценным даром – Речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.

    Работа с зеркалами (знакомство с органами речи)

    С помощью чего мы произносим звуки? Отгадайте загадки.

    Можно их тянуть трубой

    Или просто их открой

    Просят даже наши зубки

    Шире открывайтесь – (губки)

    Когда мы едем – они работают,

    Когда мы не едим – они отдыхают,

    Не будем их чистить. Они заболят –(зубы).

    Он скакать во рту привык

    Шаловливый наш (язык).

    Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов)

    Звуки бывают:

    высокими – низкими,

    тихими - громкими,

    грубыми – нежными

    долгими – короткими,

    А еще звуки бывают:

    теплыми - холодными

    Поднесите тыльную сторону руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи»:

    ШШШШШШШШШШШШШ….

    Дети, какая воздушная струя?

    Ответ детей: Воздушная струя теплая

    А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насоса».

    Какая воздушная струя?

    Ответы детей: Воздушная струя холодная.

    Пальчиковая гимнастика.

    Разотру ладошки сильно,

    Каждый пальчик покручу,

    (Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

    Поздороваюсь с ним сильно,

    И вытягивать начну.

    Руки я затем помою,

    (Потереть ладошкой о ладошку.)

    Пальчик в пальчик я вложу,

    На замочек их закрою

    (Пальцы в «замок».)

    И тепло поберегу.

    Выпущу я пальчики,

    (Пальцы расцепить и перебирать ими.)

    Пусть бегут, как зайчики.

    Логопед: - Дети. чтобы красиво и четко говорить, нужно тренировать наши органы речи. Давайте, проведем артикуляционную гимнастику (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом)

    1) – Назовите первый звук в словах:

    «Широко рот открываю, звук веселый напеваю» - ааааааааа.

    2) – Назовите первый звук в словах:

    «Губы наши колесо звук получиться» - оооооо.

    3) – Назовите первый звук в словах:

    «Губы я трубой тяну и пою звук» - ууууууу

    4) – Назовите первый звук в словах:

    И – И – И

    «Губы к ушкам потяни и получишь звук» - ииииии

    5) – Назовите первый звук в словах:

    Э – Э – Э

    «Эге – гей! Звуковичок кричит, изо рта язык торчит» - ээээээ

    6) – Назовите последний звук в словах: коты, столы,

    Ы – Ы – Ы

    «Ну –ка зубки покажите и пропой скорее» - ыыыыы

    Логопед; - Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко.

    Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

    Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки. Если звуки надевали эти рубашки, то они становились видимыми и превращались в буквы. Но стоило только снять рубашки, то звуки вновь становились невидимыми.

    Подберите каждому символы – звуку, его букву.

    Дети подбирают буквы к символам-звукам.

    Логопед: - Ребята, путешествие наше заканчивается. Что мы узнали о звуках?

    Ответы детей: - Звуки слышим и произносим, но не видим.

    Логопед: - Что мы узнали о буквах?

    Ответы детей: - Буквы видим и пишем, но не слышим.

    Логопед: - Дети, давайте скажем спасибо Звуковичку за познавательное путешествие. А теперь занимаем наши места, закрываем глаза, считаем до 10 и обратно.

    Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие?

    Ответы детей.

    Публикации по теме:

    Использование музыкальных упражнений и песен в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда на логопункте Автоматизация поставленных звуков является одной из актуальных задач в работе логопеда по звуковой культуре речи. На своих занятиях я активно.

    Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль" СП ДО "Теремок" КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

    Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект открытого интегрированного занятия. Старшая группа. (Составила Мельниченко О. В.) Тема: «Путешествие в страну звуков» Цель: Закреплять.

    Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие Маши в Страну звуков» Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Задачи: Образовательные: - познакомить с гласными звуками; - закрепить.

    Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.

    Нарушения произношения звуков встречаются у многих детей. Самыми распространенными проблемами являются искажение звучания буквы (картавость, шепелявость и др.), её замена на другую, пропуск сложных в произношении звуков. Логопедические занятия – будь то самостоятельные или под руководством профессионала – помогут устранить существующую проблему.

    Если уроки логопеда недоступны для вас по каким-либо причинам, то с ребенком можно заниматься и самостоятельно, но придерживаясь определенных рекомендаций.

    У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.

    Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка. Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков. Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.

    Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:

    • Дополнение предложения: летом листики на клёне зеленые, а с наступлением осени…; грибы мы собираем в …, а помидоры – на … и т.д.
    • Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т.д.
    • Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т.д.
    • Названия домашних и лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т.д.
    • Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т.д.
    • Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т.д.
    • Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
    • Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.

    Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.

    Логопедические занятия в домашних условиях

    Логопедические занятия с ребенком могут включать:

    • гимнастику на развитие артикуляции;
    • игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;
    • декламацию стихов и скороговорок.

    Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его. Если ему будет неинтересно, то необходимых навыков малыш не приобретет.

    Начиная логопедические занятия дома, нужно помнить о следующих правилах:

    • Продолжительность урока необходимо увеличивать постепенно. Первый может продлиться не больше 3 – 5 минут.
    • Занятие должно быть интересным и вызывать у ребенка желание обучаться. Заставлять малыша что-то делать против его воли не стоит, иначе он может отказаться от выполнения упражнений совсем.
    • Можно устраивать короткие занятия, но по нескольку раз в день.
    • Если у ребенка что-то не получается, нельзя на него кричать. Нужно постараться найти причину «непослушного язычка» и исправить её.

    Пальчиковые игры

    Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.

    Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки, как:

    1. умение мыслить пространственно, выражать свои эмоции;
    2. воображение;
    3. внимание.

    У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.

    Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.

    Упражнения на развитие моторики пальчиков:

    • Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу. Ребенок произносит вслух четверостишие:
      Солнце поднимается,
      Цветочек раскрывается,(пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми)
      Солнышко садится,
      Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).
    • Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.
    • Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев.
      Птица полетела (машем крылышками),
      Села – поседела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди),
      Дальше полетела.

    Пальчиковые игры могут использоваться как минутки отдыха во время самого логопедического занятия, помогая отвлечь ребенка и позволить ему переключить внимание.

    Артикуляционная гимнастика

    Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.

    Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.

    Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.

    Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.

    Артикуляционный комплекс:

    • Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.
    • Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.
    • Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.
    • Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.
    • В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
    • На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.
    • Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.
    • На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.
    • Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.
    • На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.

    Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика

    Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.

    Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

    Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

    • Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
    • Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

    Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

    Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.

    Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».

    Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».

    Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.

    Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.

    Для занятия можно использовать, например, такое стихотворение:

    По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)
    Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени)
    По камушкам, по камушкам (топчется на месте)
    И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).

    Декламация стихов и скороговорок

    Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

    Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.

    Шесть мышат в камышах шуршат.
    Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.

    Вы можете также придумать собственную скороговорку, о том как это правильно сделать читайте в разделе «Развитие речи» на нашем сайте.

    Самостоятельные логопедические занятия с детьми помогут решить проблемы с простыми дефектами. При наличии серьезных нарушений исправлением речи должен заниматься профессионал.

    Первые звуки и слова маленького человечка довольно забавны и вызывают улыбки у взрослых. Однако никто не будет улыбаться, если услышит перевернутые слова и непонятные фразы от взрослого. Общение — это важный элемент нашей жизни. Умение правильно и грамотно выражать свои мысли, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, а также умение выговаривать все звуки — то, к чему нужно стремиться не только детям, но и взрослым.

    Логопедические занятия для детей дома — это постоянное общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как

    • пальчиковые игры (игры на развитие мелкой моторики)
    • артикуляционная гимнастика
    • игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями)
    • стихи для развития речи и пополнение словарного запаса

    Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная задачка. Ведь усадить маленького непоседу не так и просто. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно заниматься с ребенком когда он играет в своем шалашике или прыгает по дивану. Занятия должны проходить в игровой форме. Тогда и Вам легче будет, и ребенок материал усвоит без истерик и капризов.

    Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет?

    Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:

    • занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты). Далее их постепенно увеличиваем. Максимум 15-20 минут разово.
    • занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.
    • лучше чаще заниматься, но понемногу. Часто выполняя одно и то же упражнение, у ребенка формируется навык.
    • используйте во время занятий смех. Не ругайте за неправильное произношение или если у ребенка что-то не получается сделать. Лучше вместе с ребенком узнайте, почему это у него такой язычок непослушный и как это исправить. Лучше быть союзником и другом ребенку, чем строгим учителем. Как правильно хвалить ребенка .

    Хотелось бы остановиться подробнее на каждом из видов игр, в которые нужно играть с ребенком.

    Пальчиковые игры — это один из видов развития . Между рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь.

    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

    Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие упражнения будут эффективны.

    Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и губ. Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения, которые называют звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.

    Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.

    Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день. Результат - правильная и четкая речь.

    Для правильного звукопроизношения также необходимо выполнять задания, которые направлены на развитие голоса, дыхания и речевого слуха.

    • Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

    Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

    Игры на развитие слуха

    1. «Ушки — слушки»

    Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

    Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

    2. «Кто сказал «Мяу?»»

    Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

    Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

    3. «Кто стоит у светофора?»

    Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

    Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

    Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

    4. «Где звенит?»

    Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

    Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

    5. Пальчиковая игра «Гроза»

    Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

    Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

    Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
    Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
    Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
    Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
    Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
    Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
    Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
    Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

    Речевое подражание или звукоподражание

    Это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

    Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.

    Игры на подражание бытовым шумам:

    • Часы тикают – ТИК-ТАК
    • Вода капает – КАП-КАП
    • Малыш топает – ТОП-ТОП
    • Молоток стучит ТУК-ТУК
    • Ножницы режут ЧИК-ЧИК
    • На качели качаемся КАЧ-КАЧ
    • Кушаем морковку ХРУМ–ХРУМ
    • Машина едет БИ-БИ

    Логопедическая ритмика или логоритмика — соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно. Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи. Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.

    Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
    По узенькой дорожке (ходьба на месте)
    Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
    По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
    И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)

    • Стихи для развития речи — скороговорки и пополнение словарного запаса

    Скороговорки — это короткие рифмованные фразы. Скороговорки являются наилучшими упражнениями для отработки четкости и грамотности речи. Скороговорки увеличивают словарный запас ребенка, улучшают дикцию, а также развивают речевой слух.

    Чтобы ребенок мог разговаривать грамотно, умел выражать свои мысли и чувства, ему необходим свой словарный запас.

    Словарный запас вашего ребенка состоит из:

    • пассивного словаря (те слова, которые ребенок понимает)
    • активного словаря (те слова, которые ребенок говорит)

    Первоначально активный словарный запас у ребенка мал, однако со временем те слова, которые находились в пассивном словаре ребенок перенесет в активный. Чем больше пассивный словарь, тем лучше.

    Для увеличения словарного запаса разглядывайте вместе картинки, читайте книги, комментируйте свои действия.

    Для занятий со своим ребенком я использую различные пособия, одним из последних удачных приобретений являются «Большой альбом по развитию речи» и «Уроки логопеда. Игры для развития речи».

    «»

    Данная книга состоит из 3-х разделов, к каждому разделу даны подробные инструкции как нужно заниматься

    • пальчиковая гимнастика
      • 1 группа. Упражнения для кистей рук (стр 8-29)
      • 2 группа. Упражнения для пальцев условно статические (стр 30-47)
      • 3 группа. Упражнения для пальцев динамические (стр 48-57)
    • артикуляционная гимнастика. Представлена с помощью сказок со стихами, имеются дополнительные карточки плюс имеются изображения правильного результата упражнения. (стр 64-110). Также в этом разделе есть игры на развитие речевого слуха, слухового внимания.
    • скороговорки. Сгруппированы в соответствии с "трудными" звуками, что помогает отработку определенных звуков именно у вашего ребенка. (стр 111-169)

    Данную книгу я покупала тут . Если есть вопросы по поводу книги, спрашивайте.



    В данной книге есть 3 блока, каждый для определенного возраста:

    • Развиваем речь малыша (стр 6-89)
      • развитие понимания речи
      • развитие общей моторики
      • дыхательная гимнастика
      • пальчиковые игры
      • артикуляционная гимнастика
      • звукоподражание
    • Развиваем речь младшего дошкольника (стр 92-183). Для детей 3-6 лет
    • Развиваем речь старшего дошкольника (стр 186-277).



    Эта книга замечательно подходит для увеличения словарного запаса ребенка, развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.

    Такой же книги я уже не нашла (на Озоне появилась), однако есть отдельно книги для малышей деток от 3 до 6 лет и старших дошкольников . Что также весьма удобно, если вам нужна книга для ребенка 4-х лет. Я нашла эту книгу, когда сыну уже исполнилось 3 года. Но я не переживала, у меня подрастает доченька, с ней и будем заниматься по первому блоку.

    Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам стать еще ближе и роднее. Терпения Вам и удачи!

    А как вы занимаетесь с ребенком? Что для этого используете? Нравится ребенку заниматься? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях вашими методами развития речи у ребенка и сколько времени вы проводите, выполняя те или иные упражнения.

    О том, как научить ребенка говорить, что нужно делать, а что нельзя .

    Статья из опыта работы. На занятии у логопеда.


    учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
    Описание: в данной статье описывается то, чем занимается логопед на занятиях с детьми. Предназначена для родителей, учителей - логопедов, старших школьников (для выбора дальнейшей профессии).
    Цель: знакомство с составляющими логопедического занятия.
    Задачи:
    - познакомить с работой логопеда с детьми;
    - повысить интерес к профессии «логопед»;
    - помочь молодым специалистам при планировании занятий.

    Из каких частей состоят логопедические занятия?
    Любой логопед, после всестороннего обследования ребёнка, начинает свою работу в разных направлениях.
    Развитие артикуляционной моторики у детей:


    - массаж и самомассаж органов артикуляции (языка, губ, щёк, лба, ушей, шейной воротниковой зоны);
    - артикуляционная гимнастика для укрепления и развития точности движений мышц языка, губ, мягкого
    нёба, нижней челюсти.
    Развитие речевого дыхания:

    На вдох – надуваем животик, на выдох – сдуваем;
    - обучение глубоко дышать носом и ртом;
    - развитие правильного удлинённого выдоха через нос и рот;
    - обучение длительному сильному выдоху в положении губ «трубочка»;
    - обучение длительному сильному выдоху на высунутый язык.
    Развитие фонематических функций:
    - узнавание не речевых звуков;
    - узнавание речевых звуков;
    - выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов;
    - различение гласных и согласных звуков;
    - подбора слов на заданный звук;
    - определения места звука в слове;
    - анализа и синтеза слов.
    Развитие психических функций:


    - восприятия;
    - слухового и зрительного внимания;
    - слуховой и зрительной памяти;
    - мышления;
    - воображения.
    Развитие мелкой и общей моторики:


    - пальчиковая гимнастика;
    - графо – моторные навыки;
    - речь с движением;
    - конструктивный праксис;
    - ориентировка в схеме собственного тела и в пространстве.
    Обогащение словарного запаса:
    - различными частями речи (существительными, прилагательными,
    глаголами, числительными…);
    - предлогами;
    - обобщающими понятиями;
    - антонимами;
    - синонимами;
    - омонимами.
    Формирование слоговой структуры слова:
    - воспроизведение ритма;
    - выкладывание фишек по количеству слогов;
    - повторение разных слогов (прямых, обратных, со стечением);
    - повторение слов различной слоговой структуры;
    - повторение предложений различной слоговой структуры;
    - повторение чистоговорок и скороговорок.
    Развитие грамматического строя речи:


    - изменение существительных, прилагательных, глаголов по родам,
    числам, падежам;
    - согласование существительных с прилагательными, числительными;
    - обогащение речи предлогами, приставками;
    - образование относительных, притяжательных прилагательных;
    - образование существительных с уменьшительно – ласкательными
    суффиксами.
    Развитие связной речи:
    - составление предложений;
    - пересказ по мнемотаблицам;
    - пересказ коротких рассказов;
    - составление описательных рассказов;
    - составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин;
    - придумывание загадок, рассказов, сказок самостоятельно (частей);
    - разучивание стихов, диалогов;
    - обучение задавать и отвечать на вопросы.
    Обучение чтению:


    - знакомство с буквами;
    - слияние обратных слогов;
    - слияние прямых слогов;
    - составление и чтение слов;
    - составление и чтение предложений;
    - чтение небольших текстов.
    Похожие статьи