• Волшебные свойства магнита проект дошкольника. Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо — магнит? Проект «Волшебные свойства магнитов»

    30.10.2021

    Подготовительная к школе группа (с участием детей средней группы)

    Богомолова С.В. воспитатель высшей квалификационной категории Ступино, 3-я неделя января, 2017г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района

    Паспорт проекта

    • По доминирующему методу: познавательно- исследовательский.
    • По характеру содержания: ребенок – педагоги - родители.
    • По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.
    • По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок родитель, ребенок-педагог) .
    • По количеству участников: подготовительная к школе группа (18 детей) и их родители, воспитатели, воспитанники средней группы (15 человек) .
    • По продолжительности: краткосрочный (3-я неделя января) .
    • По роду деятельности: экспериментально-поисковый.

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

    Тема совместной деятельности: «Что за чудо - магнит?»

    Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

    Задачи:

    • расширять знания детей о магните, его свойствах и способностях; познакомить с понятиями: магнит, магнетизм, магнитные волны.
    • формировать навыки исследовательской деятельности
    • развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы
    • воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
    • развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности.

    Выявление проблемы: определить, в чем заключается волшебная сила магнита, и все ли предметы он может притягивать и почему?

    Предполагаемый результат:

    • расширять представления детей о магните, его способности притягивать предметы
    • знакомить детей с тем, какие предметы может притягивать магнит; в результате опытов установить важность свойств магнита в повседневной жизни и его применение
    • пополнить словарный запас детей такими понятиями как магнит, магнитные силы, магнетизм земли
    • изготовить сувениры для родителей на холодильник
    • привлечь родителей к реализации данного проекта.

    Итоговое мероприятие: демонстрация опытов и показ магнитного театра детям средней группы.

    Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

    Методы и приёмы: беседы, опыты, эксперименты, сравнения.

    Информационные технологии:

    интернет, презентации, просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм» ) , «Фиксики» (серия 25 «Магнит» ) , «Лунтик» (серия 158 «Магнит» ) , «Путешествие Гулливера» Д.Свифт.

    Практическая значимость проекта

    В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

    I этап: подготовительный.

    • Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
    • Подбор методического, дидактического, иллюстративного материала для реализации данного проекта.
    • Разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
    • Подбор литературных произведений по данной теме для изучения с детьми.
    • Составление конспектов занятий организационно-образовательной деятельности с детьми.
    • Работа с родителями по поводу проведения опытов дома.
    • Обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстративными пособиями, информационными технологиями (просмотр познавательных фильмов о магните) .
    • Проведение индивидуальных консультаций и бесед на тему «Магнит и его свойства» .
    • Анкетирование родителей.

    II этап: введение детей в проблемную ситуацию.

    Воспитатель: Ребята, в последнее время я стала замечать, что вам очень нравится играть с магнитами, прикрепленными к магнитной доске. Давайте вместе с вами подробно познакомимся с магнитом и его свойствами.

    С детьми составляется план совместной деятельности.

    III этап: основной - реализация проекта.

    ООД «Знакомство с магнитами»

    Практическая деятельность: «Какие предметы притягивает к себе магнит?»

    Определение металлических предметов дома.

    Создание уголка «Знайка» .

    Опыт№1 «Чудеса со скрепками»

    Опыт№2 «Как выйти сухим из воды» .

    ООД аппликация «Цветочная поляна» .

    Рассматривание декоративных магнитов.

    Знакомство с компасом.

    Репетиция показа магнитного театра малышам.

    Знакомство с магнитом детей средней группы детьми подготовительной группы.

    IV этап: заключительный.

    Показ магнитного театра «Цветочная поляна»

    Используемая литература.

    1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: Сфера, 2005;
    2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: Мозаика-Синтез 2010г.
    3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада, М., Просвещение, 1994г.
    4. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. Спб, 2004г.;
    5. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие/Кочкина Н.А. Мозаика-Синтез 2012г.;
    6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Физика. (Составитель А.А. Леонович; М., ООО «Издательство АСТ ЛТД» 1998г.) ;
    7. «Большая книга экспериментов для дошкольников» М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» 2006г.

    Приложение.

    1. Анкета для родителей.
    2. Конспект ООД.
    3. Памятка для родителей для успешных занятий исследовательской деятельностью.
    4. Материал для игровой деятельности.
    5. Материал для ознакомления детей по теме «Магниты - важная часть нашей повседневной жизни» .
    6. Диск с мультфильмами.

    Приложение 1

    Вопросы для анкетирования родителей.

    1. Что, по вашему мнению, было самым важным в проведенной работе?
    2. Что, по-вашему, мнению, было самым интересным в работе?
    3. Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?
    4. Ваши пожелания и предложения.

    Приложение 2

    Конспект организационно-образовательной деятельности

    по опытно-экспериментальной работе.

    Тема «Магнит и его свойства»

    Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

    Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

    Задачи:

    познакомить с понятием «магнит» ;

    сформировать представления о свойствах магнита;

    актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;

    формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

    воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

    Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?

    Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит» .

    Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

    Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.

    Опыт «Все ли притягивает магнит?»

    Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань, резина) .

    Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы.

    Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

    Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

    Педагог: А может магнит действовать через другие материалы?

    Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.

    В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что магнит может действовать через стекло и воду.

    Задачка на сообразительность.

    Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита.

    Опыт «Взаимодействие двух магнитов» .

    Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?

    Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются) . Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным) , а другой северным (отрицательным) . Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса.

    Опыт «Магниты действуют на расстоянии» .

    Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем» .

    Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу» .

    Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

    Подведение итогов.

    Педагог: что нового мы сегодня узнали?

    Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться.

    Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома?

    Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?

    Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» .

    Приложение 3

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

    • желание самого ребёнка;
    • благоприятная среда;
    • грамотный доброжелательный помощник-взрослый

    Уважаемые родители!

    ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №24 «Васильки»»

    села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

    Исследовательский проект


    «ВОЛШЕБНЫЙ

    КАМЕНЬ - МАГНИТ»

    Выполнила:

    воспитатель

    Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.

    Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.

    Дыбина О.В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.

    Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.

    Большая книга « почему» / под редакцией А.В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.

    «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.

      «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

      «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

      «365 научных экспериментов». 2010 г.

    Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

    Задачи:

    Образовательные

    1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

    2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, ткань, крупы, дерево, песок).

    3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм».

    Развивающие

    1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

    2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

    Воспитательные

    1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

    2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

    3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

    Материал и оборудование:

    Демонстрационный: магнит в коробочке, скрепки большие и маленькие,стол со скатертью, аквариум с водой и морскими обитателями, корабль большой, картинки, мольберт с картинками.

    Раздаточный: магнит на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянный стаканс водой, металлические скрепки и шайба, удочки, ёмкости с различными крупами, бумажные кораблики, платочки, картон, белые халаты с бейджиками и очки.

    Ход занятия:

    Воспитатель приглашает детей в группу и вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.

    Ребята, сегодня утром к нам в группу кто-то принёс коробочку с загадкой, попробуйте угадать что это?

    Бывает маленьким, большим,

    Железо очень дружит с ним,

    С ним и незрячий, непременно,

    Найдет иголку в стоге сена.

    Ответы детей…

    Вот перед нами обычный магнит.

    Много секретов в себе он хранит.

    Воспитатель: - Я расскажу вам одну старинную легенду . В давние – давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями и деревянная палка с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».

    Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.

    - « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (Какой на ощупь?Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет (тёмно - серый), дают определение - «Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет тёмно – серый».

    Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….

    Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»

    Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

    Воспитатель: используя подсказку, подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.

    Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.

    Дети: учёные, исследователи, проводят разные опыты.

    Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.

    Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

    Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться.

    Детям предлагаются роли лаборантов (белые халаты, очки, бейджики, с соответствующим обозначением).

    Воспитатель: - « Коллеги, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?»

    Ответы детей.

    Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем лаборантам в лабораторию.

    - «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

    Дети перечисляют…

    1. мягкая игрушка

    2. деревянный карандаш

    3. пластмассовая пуговица

    4. стеклянный стакан

    5. металлическая скрепка и шайба.

    Опыт № 1.

    «Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.

    «Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

    - «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

    - «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

    « Какой можно сделать вывод?»

    Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

    Опыт № 2. Достать магнитом змейку из банки.

    Коллеги, посмотрите, стоит стеклянный стакан, а в нём змейка из скрепок. Как достать скрепки не опуская туда руки?

    Ответы детей, обсуждение, догадки.

    Попробуем достатьмагнитом?

    Ребята, какой можно сделать вывод?


    Дети: Вывод: Магнит действует через стекло.

    Воспитатель: - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

    Ответы детей.

    Опыт № 3. Игра «Рыболов».

    Магнитными удочками дети вылавливают морских обитателей из аквариума.

    В конце игры обсуждается следующее свойство:

    «Магнит не боится воды, действует через воду».


    Опыт №4. «Есть ли у магнита препятствия?»

    Наполненная емкость с различными веществами (песок, гречка, кукуруза, пшено, семечки, семена тыквы, манная крупа, семечки арбуза), на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.

    Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречки, пшена, семечек, семян тыквы, манной крупы, семечек арбуза). Магнит не боится препятствий.

    Опыт №5. « Кораблики бумажные».

    На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?

    Вывод: Магнит может притягивать и двигать железные предметы через толстую, деревянную столешницу.

    Опыт №6 «Притягивает ли магнит железные предметы через ткань?»

    Положите на скрепку ткань.

    Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через ткань.


    Опыт №7 «Притягивает ли магнит железные предметы через картон?»

    Положите на скрепкукартон.

    Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через картон.

    Разминка: Помогите мне, пожалуйста, понять, какие предметы притягиваются, а какие нет. Вы магниты – я показываю предмет, если он примагничивается – хлопаете в ладоши, если нет – руки за спину.

    Молодцы! (картинки – нож, мяч, кастрюля, лыжи, коньки, тарелка, карандаши, самовар, замок, сапоги, тетрадь и т. д.)

    Опыт №7 «Умный магнит пластилин».

    В пластилин внедрено миллионы магнитных частичек и неодимиовый магнит. Пластилин: - рвётся,

    Прыгает,

    Тянется,

    Всасывает в себя неодимиовый магнит.

    Вот какие чудесные магниты – сколько можно сделать волшебства с ними.

    Давайте на нашей схеме стрелочкой отметим, что примагничивает к себе магнит (Мольберт с картинками).

    Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

    - Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

    Какими свойства

    ми обладает магнит?

    Дети называют свойства:

    1. Магнит притягивает только металлические предметы.

    2. Магнит действует через стекло, воду, картон,ткань, толстую деревяшку, крупы, семечки, песок.

    3. Магнит не боится препятствий.

    Асель читает стихотворение про магнит:

    Уже давно люблю магнит.

    Он и теперь меня манит

    Камня маленький кусок,

    Невзрачный, серенький брусок.

    - Дорогие лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас сладостями.

    Уважаемые коллеги, сейчас нам пора возвращаться в группу и заново стать детьми.

    В последнее время я обратила внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки (самая популярная из них - бакуган). Увидев интерес детей к магнитам, я решила поближе познакомить их со свойствами магнитов, подробнее рассказать об их использовании. Помогли в этом забавные игры в детском саду, выстроенные в определенной последовательности. Занятия в детском саду по ознакомлению со свойствами магнитов рассчитаны на подготовительную группу.

    Необходимо было провести предварительную работу и начать ее с приобретения магнитов. Для большинства игр можно использовать маленькие магнитики, которые применяются в мебельных замках. Магниты с окрашенными полюсами можно попросить для временного пользования в ближайшей школе.

    Атрибуты для игр можно изготовить совместно с детьми на занятиях или в свободное время:

    • автомобильные трассы нарисовать на листе формата А3,
    • бумажные лодочки сложить на занятии по конструированию,
    • рыбок вырезать по шаблону из цветных клеенок,
    • бумажные заготовки для машинок можно нарисовать или сделать аппликацией.

    Необходимо провести инструктаж детей по работе с колющими предметами (игла, гвоздь).

    Сейчас в образовательном процессе педагоги часто используют технические средства обучения, в том числе мультимедийный проектор, что значительно повышает уровень познавательного интереса. Хорошо бы сопровождать предъявляемый материал наглядностью и при знакомстве детей с магнитами. Чтобы все дети имели возможность самостоятельно выполнить задание, принять участие в играх-опытах, меньше уставали, проявляли активность и самостоятельность, стоит приготовить атрибуты для каждого ребенка. В зависимости от подготовленности и интересов детей занятие, конспект которого представлен ниже, можно разделить на две части.

    Конспект занятия в детском саду НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МИР МАГНИТОВ

    Цель занятия в детском саду - развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

    Задачи занятия в детском саду:

    • Знакомство с понятием «магнит».
    • Формирование представлений о свойствах магнита.
    • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
    • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
    • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

    Ход занятия в детском саду

    1. Организационный момент

    Педагог: — Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

    2. Все ли притягивают магниты?

    Опыт с различными предметами

    • плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка),
    • деревянный карандаш,
    • пластмассовая пуговица,
    • металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль),
    • бумажный кораблик,
    • маленький магнит.

    Ход опыта:

    1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
    2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, - в левую. Можно дать детям «Листочек наблюдений», на котором изображены предметы, находящиеся перед ребенком, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом.

    Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

    Вывод. Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
    Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

    Педагог: — Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

    — Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

    3. Действует ли магнит через другие материалы?

    Игра-опыт «Рыбалка»

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • стакан с водой,
    • 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
    • маленький магнит.

    Ход опыта:

    1. В стакан с водой опустить рыбок.
    2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

    Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

    Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

    Педагог: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

    Игра-опыт «Бумажные гонки»

    Оборудование (на каждую пару детей):

    • лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
    • заготовки для машинок (дно, крыша) - по количеству детей,
    • металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),
    • ножницы и скотч (можно клей и кисти),
    • палочки длиной примерно 30 см с прикрепленным на конце с помощью скотча маленьким магнитиком.

    Ход опыта:

    1. Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
    2. Установить автомобили на старте.
    3. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

    Результат опыта. Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

    Вывод. Сила магнита действует через картон и бумагу.

    Педагог: — Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

    4. Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?

    Игра-опыт «Магнитная регата»

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • кусочек пенопласта в виде лодочки,
    • портновская игла для мачты,
    • цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
    • маленький магнитик,
    • миска или таз с водой.

    Ход опыта:

    1. Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.
    2. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

    Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

    Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии.

    Педагог: — Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

    5. Все ли части магнита имеют одинаковую силу?

    Опыт «Магнитные узоры»

    Оборудование:

    • магниты разных форм и размеров,
    • железные опилки (можно получить стачиванием гвоздя напильником),
    • лист оргстекла (лучше с бортиком).

    Ход опыта:

    1. Положить магнит под лист оргстекла.
    2. Посыпать лист железными опилками и постучать по нему пальцами.
    3. То же самое сделать, положив под оргстекло другие магниты.

    Результат опыта. Большая часть опилок соберется по концам магнитов.

    Вывод. Сила магнита больше по его краям.

    6. Почему иногда два магнита отталкиваются?

    Опыт № 1

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • два маленьких мебельных магнита.

    Ход опыта:

    1. Поднести два магнита друг к другу.
    2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

    Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

    Педагог: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

    Опыт № 2

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.

    Ход опыта:

    Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом - разноокрашенные.

    Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

    Педагог: — Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

    Опыт «Управление автомобилем»

    Оборудование:

    • два магнита с окрашенными полюсами,
    • игрушечный автомобиль,
    • скотч.

    Ход опыта:

    1. Один магнит закрепить скотчем на автомобиле.
    2. Другим магнитом пользоваться, двигая автомобиль.

    Результат опыта. Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные - назад.

    Вывод. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

    7. Где еще используются магниты?

    Педагог: — Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

    8. Окончание занятия в детском саду

    Педагог: — Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

    Дети: — Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Сила магнитов больше по краям. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

    Педагог: — Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и машинку.

    Дети очень любознательны и, удивляясь чему-либо, готовы узнать причины чуда. Родителям следует воспользоваться этими особенностями, чтобы начать знакомить ребенка, в том числе неусидчивого, с наукой. Особенно у малышей пользуются успехом опыты и эксперименты. Помните, что детям всегда интересны развивающие занятия в виде игры, и составить план-сценарий может каждый родитель.

    В статье подготовлена подборка самых простых, но познавательных экспериментов с минимумом необходимого реквизита: понадобится магнит и еще несколько вещей, которые найдутся абсолютно в любой квартире. Опыты с магнитом для дошкольников можно проводить дома или демонстрировать свойства на природе.

    В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом?

    Вообще, ограничений педагоги не делают: показывают и в детском саду, и в школе. Малыши магнетизм воспринимают как настоящее волшебство, старшие дети через опыты с магнитом глубже познают явления, происходящие в окружающем мире. Во время опытных занятий развивается любознательность и активизируется мыслительная деятельность ребенка. Поэтому излишне беспокоиться, что ребенок не поймет суть эксперимента. Развитие познавательных интересов - тоже хорошая цель опыта с магнитом. А когда малыш дорастет до новых знаний, можете повторить занятие и объяснить причины происходящих явлений.

    Опыт 1: что притягивает магнит

    Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов - легких и знакомых малышу. Например:

    • носовой платок;
    • бумажная салфетка;
    • карандаш;
    • гайка;
    • копейка;
    • кусочек пенопласта;
    • карандаш и т.д.

    И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

    Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

    Обязательно разбирайте результаты опыта с магнитом. Дети впитывают знания как губка, так что не стоит бояться "нагрузить" малыша ненужной информацией. Именно в этом возрасте закладывается способность учиться и желание познавать новое.

    Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

    Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

    Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло.

    На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

    Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

    Кстати, опыт можно превратить в еще одну игру. Сделайте на листе бумаги аппликацию, например, цветочную поляну. Из цветной бумаги вырежьте бабочку, закрепите на ней скрепку и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одного цветка на другой.

    Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле

    Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

    Еще один эксперимент - действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам.

    Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить или вообще ее нейтрализовать.

    Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

    Таким образом, вы сможете объяснить понятие магнитного поля и его свойства, а затем и показать. Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки вы можете продемонстрировать его границы. Насыпьте на лист бумаги или стекла металлических опилок, поднесите магнит с обратной стороны - стружка соберется в объемный узор. Это влияние магнитного поля, которое можно заметить и приложив магнит также снизу листа под площадью, которую занимают опилки на листе. Стружка расположится по линиям поля.

    Магнитное поле «глушит» песок

    Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана - игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана.

    Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

    Опыт 4: магнит-проводник

    Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней - следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи.

    Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

    Опыт 5: компас

    Можно продемонстрировать действие магнитного поля Земли. Для этого потребуется компас, иголка и прозрачная тарелка. Объясняйте все этапы проведения опыта с магнитом.

    Подержите иголку несколько минут на магните, потом нанесите на нее масло и опустите в тарелку с водой. Иголка начнет двигаться, пока не замрет в одном положении. Поднесите компас к тарелке, если прибор исправен, его стрелка покажет то же направление, что и намагниченная иголка.

    Расскажите ребенку, что Земля - это тоже магнит. И магнитное поле планеты направляет магнитную стрелку компаса на север.

    Эксперимент с компасом можно провести на природе - так увлекательно и еще познавательнее. Конечно, определять направление таким образом будет не очень удобно, но интересно. Таким образом, вы продемонстрируете пример «волшебных» свойств привычных предметов, которые могут заменить в походе компас.

    Чудо-магнит

    Интересны не только опыты с магнитом, но и короткий рассказ о нем. Покажите ребенку, что магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, шкафах и т.д. Магниты используют в автомобилях, электродвигателях, музыкальной аппаратуре, игрушках и т.д. Расскажите ребенку:

    1. Происхождение магнита.
    2. О магнитах в Солнечной системе.
    3. О естественных и искусственных магнитах.

    Познавательное занятие можно провести до опытов, во время опытов или после раскрыть все секреты. Мы немного вам поможем, впрочем, наш материал легко дополнить и расширить.

    Что такое магнит?

    Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит - от названия региона, где обнаружили магнитные залежи - Магнисия. Это в Малой Азии.

    Мы уже говорили, что Земля - магнит, добавьте также, что в человеке тоже существует магнитное поле. Расскажите о людях, которые притягивают железные предметы. В интернете много роликов и фотографий с примерами. Магнитное поле в человеке делает видимым и его энергетическую оболочку через специальное оборудование.

    Если ребенку вы рассказывали о галактике, то ему покажется интересным факт о том, что планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.

    Расскажите ребенку о видах магнита. Бывают природные - залежи магнитных руд - и искусственные - созданные человеком из или с помощью электрического тока.

    Устинская Валентина Олеговна

    МАДОУ Комбинированного вида Детский сад № 25

    Конспект НОД с использованием опытов с магнитом в старшей группе «Волшебный магнит».

    Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

    Задачи:

    • Познакомить детей с понятием “магнит”.
    • Сформировать представление о свойствах магнита.
    • Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
    • Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
    • Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами.

    На каждого ребенка: металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.

    Ход занятия

    На столе у воспитателя коробка с “волшебной” рукавицей, деревянная лопатка, металлическая ложка, пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага.

    Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.

    Что это? (предметы)

    А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей)

    Опыт. Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.

    Что происходит с предметами?

    Вывод: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.

    Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)

    Предложить детям рассмотреть.

    Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.

    А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать, и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны.

    Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит? (выслушать предположения детей)

    Опыт. По очереди подносить магнит к предметам.

    Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит - это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

    Предложить детям сделать отметки в таблицах.

    Физ - минутка.

    Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

    А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки…)

    Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоем от мусора.

    Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

    Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)

    А еще магнит умеет “рисовать”!

    Как вы думаете, как?

    Опыт. Насыплем на бумагу железные опилки и положим на магнит.

    Что получилось?

    Вывод: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.

    Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят банки с водой, на дне скрепка.

    Как достать скрепку, не замочив рук?

    Опыт. Поднести магнит к банке.

    Что произошло?

    Вывод: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.

    Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений (показ иллюстраций).

    Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы, булавки, крючки - все перемешалось в шкатулке.

    Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)

    Провести игру-соревнование, предложить девочкам собрать пуговицы, а мальчикам булавки. Подвести итоги игры.

    Как еще использует человек магнит в своей жизни? (компас, магнитофон, магнитная доска…)

    Итог занятия:

    Магнит притягивает железо.

    Магнит действует сквозь бумагу.

    Магнит действует сквозь стекло.

    С помощью магнита можно быстро отделить железо от пластмассы.

    Похожие статьи