• Занятие про воду 2 младшая. Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Волшебница вода» по образовательной области «Познавательное развитие. Чтобы плыли корабли

    27.10.2019

    Цель: Формировать у детей представления о воде (прозрачная, без запаха и вкуса).

    Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчики с молоком и соком (для каждого ребенка), маленькие ложечки, соломинки для коктейля, камушки, игровой персонаж - Незнайка

    Ход НОД .

    Дети заходят в Зимний сад, здороваются с животными. Затем их встречает Незнайка.

    Незнайка: Здравствуйте ребята! Сегодня я предлагаю вам побыть учеными. Согласны? (Ответы детей).

    (Дети проходят к столам и надевают красивые фартуки).

    Педагог: Ребята, я вам предлагаю рассказать и показать Незнайке все о воде. Чтобы все узнать о воде, мы будем проводить опыты.

    Опыт 1.Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить по ложечки. В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком - нет? Почему?

    Дети: Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком - нет.

    Незнайка: что будет, если опустить в воду и в молоко камушки? Я думаю, что камушки будут видны и воде и в молоке. (Рассуждения детей).

    Педагог: Ребята, давайте проведем опыт с камушками и увидим кто прав - вы или Незнайка. (дети опускают камушки в воду и молоко). Вот видите, ребята, вы правы. Скажите Незнайке, какая вода? (прозрачная).

    Вывод: вода прозрачная - через нее все видно, а через молоко - нет.

    Опыт 2. У воды нет вкуса.

    Незнайка: Ребята, какая вода на вкус? (Ответы детей)

    Педагог: Мы сейчас попробуем воду. Предлагаю детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? (Ответы детей). Очень часто говорят, что вода вкусная. Давайте попробуем сок. Если дети не убедились, что вода не имеет вкуса, предлагаю еще раз попробовать воду. Выясняем, что вода не имеет вкуса. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много солей. Ее человек пить не может.

    Незнайка: Я все понял, вода очень вкусная.

    Педагог: Незнайка, ты не прав. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

    Вывод: у воды нет вкуса.

    Опыт 3. У воды нет запаха.

    Педагог: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем она пахнет? (Ответы детей). Понюхайте воду и сок, сравните запах сока и воды. (вода не имеет запаха, а сок имеет запах.

    Незнайка: У меня вода имеет запах. Вот понюхайте мою воду.(Дети нюхают воду у Незнайки и делают вывод, что вода у Незнайки имеет запах.

    Педагог: Действительно у Незнайки вода имеет запах, потому что, он только что набрал ее из водопроводного крана. Вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

    Вывод: у воды нет запаха.

    Незнайка: Ребята, я приглашаю вас на экскурсию по Зимнему саду, где вы встретитесь с водой.

    Дети: Вот аквариум с рыбками, в нем чистая, прозрачная вода.

    Здесь водоем с карасями и черепахами - в нем тоже вода прозрачная и ничем не пахнет. А в этом аквариуме живут тритоны и улитки в прозрачной воде.

    Вывод: вода в аквариумах и водоеме - прозрачная, потому что мы видим в воде всех рыб, черепах, тритонов и улиток.

    Незнайка: Спасибо вам ребята за интересные опыты. Теперь я знаю, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха. До свидания! До новых встреч!


    Задачи:
    Образовательная
    :

    1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.
    2. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

    Развивающая:

    1. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации.

    Воспитательная:

    1. Дать детям некоторые представления об исследованиях. Учить добиваться результата, делать выводы.

    Предварительная работа:

    Чтение рассказов о воде, наблюдение на прогулке.


    Материал для занятия:

    Картины моря, океана, реки с рыбками, карта земного шара, рисунки по теме «вода», глобус, пластмассовые и стеклянные стаканчики, речной песок, сахар, масло, гуашь, лёд, соль, зеленка, марганец, музыкальный центр, флеш-карта с треками «Дождик идет», «Река с корабликами».

    Ход занятия

    Дети по импровизированной реке за веревочку тащат кораблики и читают стихотворение «Корабли» А. Барто

    Мальчик Илья одет в форму моряка.

    Матросская шапка,

    Веревка в руке.

    Тащу я кораблик

    По быстрой реке.

    И скачут лягушки

    За мной по пятам,

    И просят меня:

    «Прокати, капитан!»

    Динамическая пауза «Яблочко»

    Воспитатель. Устали, морячки?

    Садитесь, отдыхайте на палубе. Дети, сегодня у нас очень необычное и интересное занятие.

    Посмотрите, у нас на стенде висят картины.

    (дети рассматривают картины)


    - Что изображено на картинах?

    (ответы детей: море, океан, река с рыбками)

    Воспитатель. На каждой картине мы видим воду. Сегодня мы с вами поговорим о воде и её значении в жизни человека.


    - Для чего нужна вода человеку?

    (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё и поливать растения…)


    -Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт?

    (всё живое на земле погибнет)


    - Что вы знаете про воду? Какая она?

    Расскажите нам все-все о воде и ее свойствах.

    Дети рассказывают о свойствах воды

    Воспитатель. Давайте послушаем стихотворение о воде.

    Воспитатель читает стихотворение


    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    В луже в море в океане.
    И в водопроводном кране.
    Как сосулька замерзает,
    В лес туманом заползает,
    На плите у вас кипит,
    Паром чайника шипит.
    Без неё вам не умыться,
    Не наесться, не напиться!
    Смею вам я доложить:
    Без воды вам не прожить!


    Воспитатель. Да, дети, на земле воды много. Она везде. Скажите какая модель земли есть у нас?

    Ответы детей: глобус, карта

    Воспитатель. А какого цвета на глобусе больше всего?

    Ответы детей: голубого – цвета воды.


    Воспитатель. Моря и океаны нашу планету окрашивают в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «голубой планетой», а вся вода на земле составляет единый мировой океан.


    Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Какая бывает вода»

    воспитатель бросает детям мяч, и они говорят о свойствах воды

    Ответы детей:

    Вода бывает холодной и горячей

    Вода бывает прозрачной и мутной

    Вода бывает чистой и грязной

    Воспитатель. Правильно, дети! Вы многое знаете о воде.

    А знаете ли вы, как вода попадает в наши квартиры? Нет? А ведь мы каждый день ею пользуемся и порой даже не знаем, как вода попадает в кран.

    Оказывается, вода бежит из реки по трубам, очищается через фильтры и попадает в кран.

    Дети слушают рассказ воспитатели и рассматривают картинки по данной теме.

    Воспитатель. А как вы думаете, воду нам нужно беречь или ее на планете Земля много?

    Ответы детей

    Воспитатель. Почему ее нужно беречь?

    Ответы детей

    Воспитатель. Правильно, ребята, воду нужно обязательно беречь, ведь ее может не хватить на всех.

    Воспитатель. Вода не такая уж простая вещь. Она имеет много свойств. Вот сегодня мы и узнаем, какие же свойства имеет вода. Всё это мы с вами сегодня выясним при помощи опытов с водой.


    Воспитатель. Опыт №1 . Вода прозрачная.

    Перед вами стоит два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика мы положим морские камешки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?

    Ответы детей: в одном стакане вода прозрачная – камешки все видны хорошо, а в другом стакане молоко налито, оно мутное, в нем камешки не видны.

    Воспитатель. Правильно, значит, вода прозрачная, а молоко нет.

    Воспитатель. Давайте немного поразмышляем – что было бы, если речная вода была не прозрачная? Могли бы рыбы и растения жить в такой реке? Значит нельзя загрязнять водоёмы.

    Нет, не могли бы, они не увидели бы куда плыть и где много еды.

    Воспитатель. Правильно, Махаббат.

    Значит, людям нельзя загрязнять реки


    Воспитатель. Опыт – 2. Сейчас мы узнаем, есть ли у воды вкус. Перед вами стоят стаканы с обычной водой, пробуя на вкус воду из чайной ложечки, вы сами можете установить вкус воды.

    (У каждого ребенка индивидуальная ложечка)

    Ну, и как вам вкус воды?

    Илья. У воды нет вкуса.

    Воспитатель. Правильно, у обычной воды нет вкуса.

    Воспитатель. А какая вода соленая?

    Махаббат. Морская. Потому, что в ней много соли.

    Воспитатель. Значит, если человек хочет пить, он пьет……

    Махаббат. Простую воду.

    Воспитатель. Опыт – 3. Сейчас мы узнаем, есть ли у воды запах. Подойдите ко мне и понюхайте воду в этом стакане.


    Дети нюхают воду.

    Чем она пахнет?


    Илья. Вода в стакане не пахнет.

    Воспитатель. А вода при этом в стакане чистая?

    Дети рассматривают воду и делают заключение, что она чистая.

    Воспитатель. Оказалось, вода не имеет запаха если она чистая.

    Воспитатель. Опыт – 4. А как же нам узнать, что вода жидкая? Вы мне поможете?

    Детям дают по два стакана, чтобы они могли самостоятельно переливать воду из одной емкости в другую.

    Воспитатель. Вы легко смогли перелить воду из одного стакана в другой?

    Ответы детей: вода легко переливается из одного стакана в другой.

    Воспитатель. Льётся вода? Почему?

    Ответы детей: потому что она жидкая.

    Воспитатель. Но вода может быть и в другом состоянии лёд, снег. Я приготовила для вас небольшие кусочки льда. Потрогайте лед.

    Дети рассматривают кусочки льда, ощупывают их.

    Воспитатель. Вода течёт, так как она жидкая, но когда она замерзает, то превращается в твердый лед.


    Воспитатель. Опыт – 5. Пока мы с вами рассматривали лед, трогали его руками, делали выводы, наш лед растаял и теперь в наших стаканах вода. Потрогайте ее. Какая она?

    Ответы детей: холодная.

    Воспитатель. В такой воде можно мыть посуду, стирать, купаться?

    Ответы детей: нет

    Воспитатель. А что нужно сделать с водой для этого?

    Ответы детей: нагреть ее.

    Воспитатель. Значит, вода может быть как холодной, так и горячей.

    Воспитатель. Опыт – 6. А теперь мы с вами проверим, может ли вода растворить в себе вещества. И все ли вещества в ней растворяются.


    Воспитатель. Давайте растворим в воде сахар.

    Дети растворяют в стакане сахар.

    Попробуйте воду. Какая она?

    Ответы детей: сладкая.

    Воспитатель. А в этом стакане мы растворим соль.

    Дети растворяют в стакане соль.

    Попробуйте воду из этого стакана. Какая она?

    Ответы детей: соленая.

    Затем воспитатель растворяет в воде марганцовку и гуашь.


    Воспитатель. Марганцовка и гуашь растворились в воде, но вода поменяла цвет.

    Воспитатель. Давайте попробуем растворить в воде камушки.

    Дети рассматривают брошенные воспитателем в стакан камушки.

    Воспитатель. Камушки растворились?

    Илья. Нет.

    Воспитатель. Попробуем растворить растительное масло в воде.

    Илья. Оно не растворилось, а собралось на поверхности воды.

    Воспитатель. Масло не растворяется в воде, плавает по её поверхности тонкой плёнкой


    Воспитатель. Дети при помощи этих опытов мы с вами подтвердили всё, что знали о воде и узнали много нового. Вы у меня молодцы. Хорошо сегодня потрудились. За это я вас хочу угостить очень вкусной водой. Но вы должны выслушать, из каких компонентов она состоит, и сказать, как она называется. Послушайте – она жидкая, в ней есть сахар, газы и пищевые красители. Это – лимонад.


    Воспитатель угощает всех детей лимонадом.


    Дети с лимонадом тоже можно проделать опыт. Это будет вашим домашним заданием. Налейте в стакан лимонад опустите туда кусочек шоколада или изюм и понаблюдайте некоторое время за кусочком шоколада, а завтра мне расскажете.

    Воспитатель. А вот наш дождик озорной тоже состоит из капелек воды.

    И мы с вами исполним танец «Дождик идет»

    Дети танцуют


    Молодцы, занятие окончено.

    Конспект комплексного занятия во второй младшей группе по экспериментальной деятельности и коммуникации. «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

    Задачи: Расширить знания детей о свойствах воды:
    Прозрачная, светлая, не имеет запаха и вкуса, может окрашиваться в разные цвета.
    1. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы
    2. Расширить и активизировать словарный запас детей.
    3. Учить выразительно читать стихи, развивать мелкую моторику рук.

    Ход занятия:
    Воспитатель : Здравствуйте ребята!
    Проводится словесная игра «Друг» (в игре дети делятся хорошим настроением друг с другом) (садятся на стульчики)
    -А сейчас постарайтесь угадать, кто к нам придет в гости?!
    (звучит аудиозапись воды. (Дети отгадывают) - Вода.
    -Воспитатель: Хотите с водой познакомиться? (да)
    Светлана Александровна покружилась и в красавицу воду- волшебницу превратилась! (надевает на голову красивую шляпку).
    Я волшебница – вода. Сегодня вы узнаете обо мне много нового и интересного!
    -Давайте вспомним, для чего нам нужна вода?
    Дети читают стихи - Вы слыхали о воде?

    Без меня вам не умыться,
    Говорят, что я везде!
    В луже, в море, в океане,
    Даже в нашем кране!

    Не покушать, не помыться.
    Смею вам я доложить!
    Без воды нам не прожить!
    Воспитатель: (волшебная вода)- Посмотрите, я принесла с собой стакан. ---Что в нем? (вода)
    -Какая она (прозрачная, светлая)
    -А как вы догадались, что она прозрачная?
    -Давайте посмотрим, получится ли у меня спрятать игрушку в стакане с водой?(опускаю игрушку в стакан с водой)
    -Дети - нет!
    -Воспитатель : Почему нет? (вода прозрачная, игрушку видно)
    Воспитатель: У меня есть еще стакан (показывает)
    -Что я в него налила? (молоко)
    -Какое оно? (белое, непрозрачное)
    -Давайте проверим, смогу ли я в молоке спрятать игрушку!? (да)
    -Воспитатель: Почему? (молоко непрозрачное и очень белое).
    -Воспитатель: Так где же легче спрятать игрушку? (в воде)
    -Ой, я забыла, вода какая? (прозрачная..)
    -Молодцы ребята!
    -Посмотрите, у меня на желтом подносе что то стоит (вода)
    Я вам предлагаю узнать пахнет она или нет? (дети нюхают и отвечают – нет запаха).
    - А в этом стакане что у меня налито? (сок)-А сок пахнет?(ответы детей)
    -Попробуйте сок(дети подходят и пьют сок)
    -Какой он? (сладкий, вкусный...)
    -А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (никакая).
    ВЫВОД: Да ребята, вода не имеет запаха и она без вкуса!
    -Молодцы ребята, вы очень хорошо ответили на все мои вопросы.
    Проводится музыкальная физкультминутка «Топ, топ, хлоп, хлоп»
    -Воспитатель: Вы любите фокусы? (да)
    -Раз, два, три – ребята покружились и в фокусников превратились! (дети надевают колпачки и походят к столу)
    -Воспитатель: Я для вас приготовила волшебные баночки. Надо сказать волшебные слова: Ты вода – водица,
    Друг ты мой студёный,
    Стань вода – водица не светлой, а разноцветной!!
    -Подуйте на баночку (дети дуют).А теперь возьмите баночки в руки и потрясите их.
    -Что произошло с водой? (она окрасилась)
    -Значит вода может окрашиваться в разные цвета.
    -Молодцы ребята все были хорошими фокусниками!
    -А теперь все покружились и в детишек превратились!(дети кружатся и снимают колпачки)
    -Воспитатель : ребята вам понравилась наша гостья? (да)
    Она вам передала волшебных рыбок, которые при помощи воды смогут вырасти (раздает детям).
    Оборудование к занятию:
    Стаканы (4шт), 2 маленькие киндер игрушки, салфетки, подносики, клеенка,10 пластиковых баночек с крышками, краски, аудиозапись(шум воды), муз.физминутка (аудио), раскраски, колпачки на резинках.

    Интегрированные образовательные области:
    Социализация: Побуждать эмоциональную отзывчивость детей
    Коммуникация: Стимулировать детские высказывания
    Познание: Обогащать знания детей
    Здоровье: Проводить физкультминутку по ходу занятия
    Художественное слово: Чтение стихотворений.

    Дата публикации: 19.04.17

    Пояснительная записка.

    Согласно Указу президента РФ от 01.09. 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки –актуальная проблема современности.

    Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающему миру, к природе.

    С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Вода – волшебница» для детей младшего дошкольного возраста.

    Паспорт проекта

    Проблема

    Что такое вода? Её свойства. Как мы можем сберечь воду?

    Цель

    Формирование основ экологической культуры личности ребёнка дошкольного возраста.

    Причины

    1) Недостаточно знаний у детей о свойствах воды.

    2) Недостаточно демонстрационного материала о превращениях воды в природе и отсутствие картотеки опытов.

    Задачи

    1.Развивать познавательные способности детей в процессе

    совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

    2.Формировать представления детей о значении воды в жизни растений, животных, человека; бережного отношения к воде.

    3. Расширить словарный запас детей.

    Название проекта

    «Вода-волшебница»

    Тип проекта

    Краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский.

    Участники

    проекта

    Дети 2 младшей группы, родители детей, воспитатели

    Срок реализации

    Ожидаемый результат :

    • У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее
    • Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, льется, без
    • Дети узнают об обитателях морей и рек в процессе игр.

    значении для человека, животных и растений, о необходимости её беречь;

    запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой;

    Продукты проекта:

    1.Работы детей и родителей

    2.Игра «Собери картинку»

    3.Макет «Кто живёт в воде»

    4.Игра «Очистим водоём от мусора»

    5.Оформление экспериментального уголка

    Перспектива развития проекта:

    1.Наблюдения за водой, связанные с весенними и летними изменениями в

    2.Проведение летом Дня воды и праздника «Нептун в гостях у детей»

    План-график мероприятий

    I этап: Подготовительный

    • Изучение интернет - ресурсов по данной теме
    • Беседы с детьми о воде
    • Подбор художественной литературы по теме
    • Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта
    • Подбор экспериментов с водой
    • Подбор дидактических, подвижных игр
    • Подбор презентаций по данной теме
    • Информирование родителей по теме проекта

    II этап: Основной

    Совместная деятельность педагога и детей

    Образовательные области

    Формы и методы

    Средства

    Познавательное развитие

    Дидактические игры «Времена года», «Берегите природу»

    Поисковая деятельность

    Использование ИКТ «Вода», «Подводный мир»

    Рассматривание иллюстраций

    Стаканчики, гуашь, кисточки, салфетки, игрушка киндер-сюрприз, палочки, трубочки, ванночка

    Ноутбук, экран. презентация

    иллюстрации

    Социально-личностное развитие

    Сюжетно-дидактические игры «Купание куклы Кати», «Приготовим обед»

    Беседы: «Знакомство с водой», «Вода и её превращения», « Вы помните, как выглядят снежинки»

    Прогулка: наблюдение за дождём, тает снег

    Трудовые поручения: уход за комнатными растениями, посадка лука,

    фасоли, гороха

    Игры с водой: «Подводная лодка», «Мыльные пузыри», «Игры с красками», «Цветной лед»

    Тазик с водой, полотенце, кукла, кукольная посуда

    Иллюстрации

    лейка, лук, семена гороха, фасоли

    таз с водой, краски, формочки

    Речевое развитие

    Беседы (см. приложение)

    Отгадывание загадок (см. прилож.)

    Чтение потешек, стихов, рассказов о воде

    Пальчиковые игры

    Плакаты, картинки

    Художественно-эстетическое развитие

    Рисование пальчиком «Капельки»

    Лепка «Сосульки: кап -кап»

    Физическое развитие

    Динамические паузы

    Физминутки, динамические паузы

    Закаливающие мероприятия

    Профилактика нарушения осанки, плоскостопия

    Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капелька», «Ходят капельки по кругу»

    Массажные коврики

    Макет солнышка, тучки, зонтик

    III этап: Заключительный

    • Интервьюирование - итоговый мониторинг представлений детей о воде
    • Закрашивание раскрасок водой
    • Беседы о воде с целью закрепления знаний

    Используемая литература:

    • Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2012;
    • Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье, Москва, 2005;
    • О. А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2005;
    • О. В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2008;
    • Дошкольное воспитание. - №6. – 2006;
    • Дошкольное воспитание. - №6. – 2008;

    В ходе мониторинга дети проявили большой интерес, с удовольствием

    отвечали на вопросы в игре «Интервью».

    Высокий уровень. 1 ребёнок. 5%.

    Средний уровень. 10 детей. 50%.

    Ниже среднего уровня. 9 детей. 45%.

    После проведённой работы был проведён повторный мониторинг (итоговый) по формированию у дошкольников представления о воде и её значении. На основании повторного мониторинга были сделаны выводы, что проведённая работа способствовала эффективному обучению. Дети показали положительную динамику в знаниях.

    Высокий уровень. 4 ребёнка. 20%. Средний уровень. 14 детей. 70%. Ниже среднего уровня. 2 ребёнка. 10%.

    Беседы

    Беседа № 1.

    Тема: «Знакомство с водой».

    Сегодня к нам в гости пришёл Капитошка, он хочет проверить, какие вы

    сообразительные и сейчас вам загадает загадку.

    Капитошка. Что в руках не удержишь, в решете не унесёшь? Молодцы, ребята! Вы – умные и сообразительные. А теперь скажите, что сильнее вода или огонь?

    Чтобы узнать об этом, мы отправимся в сказочную страну, которая называется Водиландия, а Капитошка будет нашим проводником. Подойдите к столам, на которых стоят вода, тазики, различные баночки, стаканчики. Это – Водиландия.

    Что же интересное нас здесь ждёт? Что нового мы узнаем о воде? Капитошка, где жители этой страны, почему мы их не видим?

    Капитошка. Жителями этой страны являются капельки, такие, как я, а все вместе они образуют воду, которая у вас в тазиках.

    Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с капельками. Капитошка говорит, что в Воделяндии есть королева. Она прислала нам письмо, в котором рассказывает о

    воде и её свойствах. Давайте его прочитаем: «Я могу литься, растекаться…»

    Давайте проверим. Возьмите стакан с водой и налейте немного на тарелку. Лейте воду медленно, чтобы увидеть, как вода растекается. Вы убедились, что вода льётся и растекается? А какого цвета чистая вода? Белая. Нет, не правильно. Я положу лист белой бумаги рядом со стаканом воды. Отличается вода в стакане от белого листа?

    Имеет ли вода цвет? Вода чистая, она бесцветная.

    Воспитатель. Это ещё одно свойство воды. Следующий опыт: у вас на столе лежат пуговицы, мозаика, возьмите их и опустите в стакан с молоком и в стакан с водой. В каком стакане нам хорошо видны пуговицы и мозаика? А как вы думаете, почему в А как вы думаете, почему в чистой воде видны эти предметы, а в стакане с молоком - нет? Какая вода? Правильно, прозрачная). Какой бы предмет вы не опускали, он будет виден. Опустите свой пальчик в стакан с водой. Видите вы его? Почему вы видите? Какая вода? А какая вода в грязных лужах? Прозрачная? (Нет. Грязная.) Какая же вода бывает прозрачной? Только чистая. Воспитатель. Ребята, а теперь такой вопрос: вода может кипеть, шипеть и булькать. Когда это происходит? (когда её нагревают). А что так сильно нагревает воду, что она закипает? (огонь). Но не только огонь. Сейчас мы нагреем воду при помощи электронагревателя. Видите, она кипит, булькает, бурлит, шипит. А какая горячая вода? Можно её обжечься? (да, она очень горячая). Что ещё может нагреть воду? (солнце, кипятильник). Для чего нужна вода? (дети приводят примеры из личного опыта).

    Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: с ней он готовит пищу, она нужна деревьям, цветам, без пищи он может прожить чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода - добрый друг и помощник человека. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает

    урожай. Она вращает турбины на гидроэлектростанциях. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. А как приятно и весело плескаться в речке, в море летом, как приятно утолить жажду в жару! Но чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. Заводы, фабрики

    потребляют много воды и загрязняют её отходами своего производства. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Воду надо беречь, потому что без неё невозможна жизнь на земле.

    Беседа № 2.

    Тема: «Вода и её превращения».

    Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озёра, моря и океаны. Вода есть в почве и под землёй, где бегут подземные реки и ручейки.

    Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стёклах – это тоже вода!

    Без воды не могут жить люди, животные и растения.

    Беседа № 3 .

    Тема: «Есть ли у воды цвет? А запах?».

    Вода прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха.

    Давайте представим осеннюю пору. Моросит мелкий, холодный дождь. Землю укрывает сырой, побуревший лист, на дорожках блестят лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми, тёмными ветвями. А на следующее утро всё преобразилось, стало светлым и праздничным! Ночью выпал первый снег, морозец застеклил лужи тонким, хрупким льдом.

    Снег и лёд – это тоже вода, только в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки ноль или ниже, вода превращается в лёд. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.

    Беседа № 4.

    Тема: « Вы помните, как выглядят снежинки?»

    Вы помните, как выглядит снежинка?

    Она лёгкая, пушистая, резная. Ледяные тонкие лучи, выходящие из центра снежинки, украшены маленькими иголочками. Форма и размер снежинок зависят от температуры воздуха. В сильные морозы снег становится сыпучим, скрипит под ногами – это ломаются хрупкие снежинки!

    В морозные дни – снежинки сверкающие, слоистые, иногда похожие на мелкие крупинки. А когда нет мороза, снежинки слипаются – становятся крупными, словно белоснежный птичий пух. Снег в такие дни делается мягким и липким. Из него можно лепить снеговика или забавных лесных зверушек.

    Беседа № 5.

    Тема: «Что случиться со снегом если пригреет солнышко?»

    Зимой и ранней весной с солнечной стороны крыш свисает длинная ледяная бахрома сосулек. Днём, когда пригревает солнышко, сосульки тают, звенит капель. А к вечеру сосульки замерзают вновь.

    Весной воздух становится теплее и снег тает. По дорогам бегут, журчат весенние ручейки. Начинается движение льда на реках и каналах. Большие льдины с треском ломаются и отправляются и плавание, талая вода заливает луга и низины.

    Беседа № 6.

    Тема: «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды»?

    Правильно! Вода нужна нам для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без неё. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду.

    Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь бельё, не наведёшь порядок в доме. Без воды не уберёшь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды потребляют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию!

    Вы можете сказать: « На земле много воды. Её хватит всем! »

    Так – то оно так, но ведь и людям, животным, и растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает всё живое: засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают птицы, болеют звери и люди.

    Нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озёр, потому – что они защищают водоёмы от пересыхания, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду, не лить её зря.

    Наблюдения.

    № 1. Наблюдение за образованием сосулек, капели. Обходя участок с детьми, отмечать, с какой стороны дома образуются сосульки. Почему? Прочитать детям стихотворение С.Маршака: «Солнце в марте ходит выше, горячи его лучи...».

    № 2. Рассказать детям, что весной солнце греет сильнее, снег и лёд тают. Обратить внимание детей на проталины, на чёрные воронки возле больших деревьев. Загадать загадку про снег: «Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал».

    № 3 . Наблюдение за трудом взрослых: дворники на тротуарах скалывают снег, его увозят на машинах. Прочитать детям стихотворение В.Шошина: «Дворник снег большой лопатой отгребает от дверей...».

    № 4. Наблюдение за воробышком. Он громко чирикает, купается в луже. Прочитать стихотворение И. Токмаковой: «К нам весна шагает быстрыми шагами...».

    № 5. Наблюдение за комнатными растениями. Напомнить детям, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать: поливать, протирать листочки, опрыскивать.

    № 6. Наблюдение за погодой. Наблюдение за падающим мокрым снегом. Снежинки тяжёлые, в воздухе не кружатся, а быстро падают на землю и тают. Прочитать детям стихотворение Е. Трутневой: «Летят последние снежинки...».

    № 7. Наблюдение за тающими цветными льдинками, вывешенными на участке ранее. Почему они тают? Какого цвета капельки?

    № 8. Наблюдение за таянием снега, появлением первых весенних проталин. Обходя участок с детьми, отмечать, где снег и лед тают быстрее - на солнце или в тени, почему?

    № 19. Обращать внимание детей на образование луж и ручьёв на участке. Организовать игры с корабликами, лодочками из бумаги, ореховой скорлупы.

    № 10. Понаблюдать за ручейками: где берут начало, где текут медленно, где быстро, отчего получается мутная вода, что в ней есть. Набрать воды и поставить в уголке природы для наблюдения за осадком.

    Опыт № 1

    Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов

    Материалы: емкости с водой разной температуры, ванночка.

    Дети рассматривают ёмкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, тёплой); какая нужна вода для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей - можно обжечься, надо выбрать теплую воду); как определить, какая вода в ведёрках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по – разному). Дети выливают тёплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый спрашивает у детей, где взять ещё теплой воды, если её не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдают за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды ёмкости быстро остыли. Взрослый обсуждает это с детьми.

    Опыт № 2

    «Окрашивание воды».

    Цель: свойства воды. Некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше выявить этого вещества, тем интенсивнее цвет.

    Материалы: Стаканчики с водой, жёлтая и чёрная краски, кисточки, салфетки, игрушка киндер – сюрприз.

    Взрослый и дети рассматривают в воде игрушку киндер – сюрприз, выясняют, почему она хорошо видна (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить стаканчики с водой самим. Далее дети погружают игрушку в стаканчик с жёлтой водой. Игрушка видна, но не полностью. Затем дети опускают игрушку в стаканчик

    с чёрной водой – игрушка не видна.

    Вывод: в чёрной воде игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.

    Опыт № 3

    В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.

    Взять два стакана с водой. В один из них положить обычный песок, и пусть попробуют его размешать. В другой насыпать сахарный песок, и размешать его. Что произошло? В каком стакане песок растворился? Напомните детям, что они постоянно

    размешивают сахар в чае. Если бы он не растворялся, то люди пили бы чай несладкий.

    Опыт № 4

    Ветер по морю гуляет.

    Цель: Обнаружить воздух.

    Материалы: таз с водой, бумажный кораблик.

    Воспитатель опускает кораблик на воду, дует на него с разной силой. Дети наблюдают за движением кораблика. Выясняют, почему плывёт кораблик, что её толкает (ветерок). Затем проводится соревнования «Чей кораблик доплывёт быстрее до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы кораблик плыл быстрее и дольше. Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на кораблик.

    Вывод: пузырьки образуются, если «вдувать» воздух, и тогда он поднимается из воды на поверхность.

    Опыт № 5.

    «Буря в стакане»

    Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане). Предложить детям подуть в соломинку с большей силой. Проверить, что произойдёт - пена увеличится.

    Опыт № 6.

    У воды нет запаха.

    Предложите детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет, или совсем не пахнет. Пусть убедятся, что запаха нет. Подчеркните, что вода из крана имеет запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

    Опыт №7.

    Вода прозрачная.

    Перед детьми стоят стаканчики с молоком и чистой водой. В оба стакана положены мерные ложечки или палочки.

    В каком стаканчике они видны, а в каком нет? Спросить, почему в стаканчике с водой мы видим палочку, а с молоком нет?

    Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

    Опыт № 8.

    Изготовление цветных льдинок.

    Цель: Закрепить свойство воды, льда; развивать творческое воображение.

    Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда.

    Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты.

    Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз

    Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой (не замёрзла). Спросить, почему вода замерзла?

    Вывод: вода может быть не только в жидком состоянии, а ещё в твёрдом.

    Опыт №9.

    «Тонет – не тонет»

    Берём ёмкость с водой, опускаем предметы из различного материала. Наблюдаем, какие предметы тонут, какие держаться на поверхности.

    Вывод: тяжёлые тонут, лёгкие остаются на поверхности.

    Потешки.

    Дождик, дождик, пуще,

    Будет травка гуще.

    Дождик, дождик, посильней,

    Огород ты наш полей.

    Водичка.

    Водичка, водичка,

    Умой моё личико,

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щёчки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок. (Сотникова)

    Ручеёк

    Ручеёк, ручеёк,

    Ты, как ниточка, идёшь.

    Под тобой блестит песок,

    Весел ты, хоть не глубок.

    Снежок

    Полно, беленький снежочек,

    На талой земле лежать!

    Время, беленький снежочек,

    Время таять – пропадать,

    Во долинушку стекать,

    Сыру землю питать.

    Тучи, тучи,

    Набегайте в кучу!

    Солнышко заволоките,

    Дождём землю промочите!

    Радуга – дуга,

    Не давай дождя!

    Давай солнышка –

    Колоколнышка!

    Дождик, дождик, веселей

    Капай, капай, не жалей!

    Только нас не замочи!

    Зря в окошко не стучи –

    Брызни в поле пуще:

    Станет травка гуще!

    Зайка серый умывается,

    Видно в гости собирается.

    Вымыл носик, вымыл ротик,

    Вымыл ухо, вытер сухо.

    Ладушки, ладушки,

    Веселые ладошки,

    Ладушки, ладушки,

    Звонкие хлопошки.

    Горят глазки у ребят,

    Брызги в стороны летят!

    ……………………

    Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

    На речку.

    Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?

    За водичкой?

    Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

    Цыплят поить.

    Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

    Пи – пи – пи – пи – пи!

    ……………………..

    Ой, лады,лады,лады! (хлопают в ладоши)

    Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны)

    Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание)

    Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются)

    Загадки.

    В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает.

    А как наскучит ей летать

    На землю падает опять. (Вода.)

    На карнизе – леденцы,

    Серебристые зубцы.

    C них от солнца по асфальту

    Капельки забулькали.

    Говорят, нельзя сосать их,

    А зовут… (Сосульками.)

    Белая звёздочка с неба упала,

    Мне на ладошку легла… и пропала. (Снежинка.)

    Летом бежит, зимой спит,

    Весна настала, опять побежала. (Река.)

    Тает снежок, ожил лужок,

    День прибывает, когда это бывает? (Весной.)

    Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой заткали.

    А пошли искать их днём

    Ищем, ищем, не найдём. (Роса.)

    Бежит бычок,

    Золотой рожок,

    Бежит, журчит. (Ручей.)

    Весит за окошком,

    Кулёк ледяной.

    Он полон капели,

    И пахнет весной. (Сосулька)

    Всю зиму пролежал,

    Весной в речку убежал. (Снег)

    Пришёл яшка – белая рубашка,

    Где он пробегает, ковром устилает. (Снег)

    Ног нет, а идёт,

    Глаз нет, а плачет. (Туча)

    Что течёт,

    Не останавливается? (Вода)

    Что бежит без ног? (Вода)

    Тонок, долог, а сядет –

    В траве не видать. (Дождь)

    Шёл долговяз,

    В сыру землю увяз. (Дождь)

    На землю падает,

    От земли не отлетает. (Дождь)

    Ходит без ног, рукава –

    Без рук, уста – без речи. (Река

    Физкультминутка № 1.

    «Дождик».

    Дождик песенку поёт: (Дети свободно встряхивают пальцами рук)

    Кап, кап…

    Только кто её поймёт – (Недоумённо разводят руки в стороны.)

    Не поймём ни я, ни ты, (Показывают на себя, на соседа.)

    Да зато поймут цветы, (Показывают пальцами, как распускаются цветы.)

    И весенняя листва, (Удерживая руки перед собой.)

    И зелёная трава… (Сидя на корточках, разводят в стороны руки, шевеля пальцами, словно гладят траву .)

    Лучше всех поймёт зерно: (Показывают, как держат в руках зерно.)

    Прорастать начнёт оно. (Совершают змеевидные движения руками снизу вверх.)

    Физкультминутка № 2

    «Кораблик".

    Дети рассаживаются на ковре по округу и хором произносят стихотворный текст, сопровождая его пантомимой.

    По реке плывёт кораблик,

    (Складывают ладони лодочкой и показывают, как лодочка покачивается на волнах)

    Он плывёт издалека.

    («Лодочки» двигаются змейкой в направлении от груди вперёд.)

    На борту его четыре

    Очень храбрых моряка.

    (Дети показывают четыре пальца, загнув большой палец).

    У них ушки на макушке,

    (Прикладывают кисти рук к голове, изображая уши.)

    У них длинные хвосты,

    (Проводят рукой по воображаемому хвосту.)

    И страшны им только кошки

    Только кошки и коты.

    (Делают скребущие движения руками по ковру.)

    Координация слова с движением.


    К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают, Под её ногами.

    № 1 «Весна».

    (Идут по кругу.)

    (Ускоряют шаги.)

    (Идут, высоко поднимая ноги.)

    Чёрные проталины, На полях видны. Видно, очень тёплые Ноги у весны.


    (Приседают, стучат по полу руками.) (Идут по кругу

    «Вода - водичка» (2 младшая группа)

    Воспитатель

    Панасенко С. Н

    МБДОУ д/с ОВ № 8

    Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Вода - водичка» (2 младшая группа)

    Цели:

    Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;

    Развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;

    Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;

    Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

    Задачи :

    Развивать внимание и наглядно – действенное мышление;

    Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;

    Развивать любознательность, речь;

    Воспитывать бережное отношение к воде.

    Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт.

    Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчики с молоком и соком (для каждого ребенка), маленькие ложечки, соломинки для коктейля, камушки, игровой персонаж - Буратино.

    Ход НОД .

    Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

    Она и в озере,

    Она и в лужице,

    Она и в чайнике

    У нас кипит.

    Она и в реченьке

    Бежит, журчит. (Вода)

    Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе, а помогать нам будет Буратино.

    Буратино: Здравствуйте ребята! А как вы думаете, для чего нам нужна вода?

    Дети: Люди пьют воду;

    Варят еду;

    Моют грязные фрукты и овощи;

    Каждый день моют руки и лицо;

    Поливают растения, чтобы не засохли;

    Вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

    Люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами и Буратино превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

    (Дети проходят к столам и надевают фартуки)

    Опыт 1: «Вода – жидкость».

    Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

    Воспитатель: Что происходит с водой?

    Дети: Она льётся.

    Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

    Вывод : поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

    https://pandia.ru/text/80/219/images/image002_107.jpg" width="359" height="202">

    Опыт 3: «Вода прозрачная» Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить по ложечки. В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком - нет? Почему?

    Дети: Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком - нет.

    Буратино : что будет, если опустить в воду и в молоко камушки? Я думаю, что камушки будут видны и воде и в молоке. (Рассуждения детей).

    Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт с камушками и увидим, кто прав - вы или Буратино (дети опускают камушки в воду и молоко). Вот видите, ребята, вы правы. Скажите Буратино, какая вода? (прозрачная).

    Вывод: вода прозрачная - через нее все видно, а через молоко - нет.

    Опыт 4: «У воды нет запаха».

    Буратино: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем она пахнет? (Ответы детей). Понюхайте воду и сок, сравните запах сока и воды (вода не имеет запаха, а сок имеет запах).

    Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

    Вывод: у воды нет запаха.

    https://pandia.ru/text/80/219/images/image005_54.jpg" width="336" height="188">

    Буратино: Спасибо вам ребята за интересные опыты. Теперь я знаю, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха. До свидания! До новых встреч!

    Похожие статьи