• Самоанализ открытого мероприятия в старшей группе "мы знае и любим природу". Образец. Самоанализ занятия в детском саду Самоанализ по экологическому воспитанию дошкольников

    13.06.2022

    2. Анализ проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах

    3.Наблюдение и анализ занятий по экологическому развитию детей.

    Производственная практика:

    1.Планирование и проведение наблюдений и экскурсий.

    2.Планирование и самостоятельное проведение НОД по экологии

    3.Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой педагогами ДОО

    Учебная практика:

    ЗАДАНИЕ 1 Анализ экологической развивающей среды в ДОО.

    Вопросы к анализу экологической развивающей среду в ДОО

    1.Что такое «экологическая развивающая среда» ДОУ?

    2.Какие образовательные программы использует ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников?

    3.Какие условия созданы в ДОУ для реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников?

    4.Имеется ли в штате д/сада педагог-эколог?

    5.Какие «зоны природы» имеются в помещении ДОУ (экологическая комната, музей природы, зимний сад и др.)? Их оснащение.

    7.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требовани­ям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, доступность уходу за объектами, воспитательная ценность объ­ектов).

    8.Учтены ли биологические особенности растений и животных при подборе (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворения потребностей и др.).

    9.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при подборе объектов.**

    10.Какие «зоны природы» имеются на участке ДОУ (цветники, огород, сад, уголок нетронутой природы, альпийская горка, метеоплощадка, экологическая тропинка и др.)?

    11.Самостоятельно сделать вывод о том, созданы в ДОУ условия для экологического воспитания детей? Можно ли данную экологическую среду назвать «развивающей»? Обосновать свои выводы.

    Представить фотографии с описанием самых интересных, на ваш взгляд, объектов.

    Вопросы к анализу уголка природы

    2.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требованиям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, типичность объектов, доступность уходу и др.)?

    3.Учтены ли биологические особенности растений и животных (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворение потребностей и др.);



    4.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при отборе объектов?

    5.Учтены ли при размещении объектов дифференцированные потребности растений и животных?

    6.Какую работу проводит воспитатель с детьми в уголке природы?

    8.Приложите фотографии

    ЗАДАНИЕ 2 Анализ проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах

    Вопросы к анализу наблюдений, проведенных воспитателем с детьми:

    1.Тематика наблюдений, возрастная группа.

    2.Цель наблюдения:

    Закрепление (расширение, систематизация, уточнение) знаний;

    Развитие познавательных способностей (внимания, мышления, речи и др.);

    Воспитание осознанного отношения к объектам природы.

    3.Время и место проведения наблюдения.

    4.Количество детей, которые участвовали в наблюдении одновременно.

    5. Пространственная организация детей

    (любой объект природы должен быть максимально доступен для

    восприятия каждому ребенку, воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети).

    6.Продолжительность наблюдений

    (восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными).

    7.Структура наблюдения.

    Три структурных компонента – начало, основная часть, окончание.

    Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы,

    используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие

    положительные эмоции).

    Основная часть – использование приемов, обеспечивающих получение

    сенсорной информации.

    Окончание – дети должны завершить наблюдение в положительном

    эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

    воспитатель.

    9.Удалось ли воспитателю решить поставленные задачи.

    Проанализировать не менее трех наблюдений (за объектами уголка природы, за трудом взрослых: прачки, дворника, младшего воспитателя, за сезонными изменениями, за различными объектами природы на прогулке: птицами, деревьями, за транспортом.



    ЗАДАНИЕ 3 Наблюдение и анализ занятий по экологическому развитию детей.

    Вопросы к наблюдению и анализу (самоанализу) проведения организованной образовательной деятельности

    1.Из каких частей состоит просмотренное занятие, интеграция образовательных областей.?

    2.Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?

    3.Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.

    4. Организация обстановки: гигиенические условия, количество детей; подготовленность и качество наглядных пособий; эстетика обстановки

    5. Виды детской деятельности на занятии.

    6.Оценка эффективности и методической грамотности приемов, используемых воспитателем.

    7.Дайте характеристику наглядного материала (вид наглядного материала, количество его на данном занятии, соответствие возрасту детей; соответствие эстетическим требованиям; умение детей пользоваться наглядным материалом.).

    8.Проведение физкультминутки, ее связь с темой занятия.

    9. Интерес детей к занятию, как он поддерживался.

    10. Длительность занятия

    11.Рефлексия. Был ли подведен итог занятия? Оцените грамотность завершения занятия.

    Образец анализа занятия

    Анализ образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в средней группе «Доктор Айболит в гостях у детей».

    Тема: Рассматривание овощей и фруктов. Геометрические фигуры.

    Помещение было подготовлено: проветрено, приготовлен весь необходимый материал (овощи и фрукты, «грядки» круглой, треугольной и продолговатой(овальной) формы, картинки с изображением овощей и фруктов).

    Дети сидели на стульчиках, расставленных полукругом, свет падал с левой стороны. Воспитатель также сидел на низком стульчике, материал располагался на уровне глаз детей, всем было удобно.

    Программные задачи были подобраны в соответствии с основной общеобразовательной программой, соответствовали возрасту детей и уровню их знаний и умений. Воспитатель грамотно составил программное содержание, включив в него образовательные задачи:

    развивать умения отличать и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа) и фрукты (яблоко, груша), дать представления об их пользе для здоровья человека;

    закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);

    упражнять в различении плодов моркови, свеклы, лука-репки, лимона, огурца и других овощей и фруктов по назначениям и характерным особенностям;

    развивающие задачи:

    учить группировать овощи и фрукты;

    вовлекать детей в разговор во время рассматривания овощей и фруктов;

    формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

    обучать сопоставлению формы предметов с эталонами формы;

    активизация словаря: овощи, фрукты, продолговатый, овальный, баклажан.

    и воспитательные задачи:

    воспитывать понимание ценности здоровья.

    Занятие было составлено в соответствии с современными требованиями. Прослеживалась интеграция следующих образовательных областей «Познание» (сенсорное развитие, ознакомление с природой), «Коммуникация», «Здоровье» (ЗОЖ).

    В ходе занятия использовались следующие виды деятельности:

    игровая (сюрпризный момент, игра «Чудесный мешочек»);

    познавательно-исследовательская (рассматривание овощей и фруктов, сопоставление формы предметов с формой «грядки»);

    коммуникативная (беседа по вопросам, активизация словаря);

    рефлексивная (подведение итога, угощение)

    Занятие состояло из трех частей:

    а) вводная: приход доктора Айболита, «осмотр» детей, вводная беседа о пользе витаминов.

    б)основная : рассматривание овощей и фруктов, загадывание загадок, игра «Что лишнее»,

    игра «Необычный огород» (соотнесение формы предмета с эталоном)

    в)заключительная (подведение итога, угощение)

    Для реализации программных задач были использованы следующие приемы: вопросы, исправление ошибок в речи детей, загадывание загадок, хоровое повторение слов, поощрение.

    Когда дети устали, воспитатель использовал физкультминутку, по содержанию она была связана с темой занятия.

    Речь воспитателя была грамотной, выразительной, тон речи очень доброжелательным. Речь воспитателя служила образцом для детей.

    На протяжении всего занятия воспитатель старался поддерживать интерес у детей. Он подобрал качественный наглядный материал, использовал много игровых приемов, менял виды деятельности.

    Однако занятие затянулось и длилось почти 30 минут, дети заметно устали и начали отвлекаться. На мой взгляд, следовало сократить количество загадок до пяти-шести, тогда можно было бы уложиться во временные рамки.

    В целом, данное занятие соответствовало современным методическим требованиям.

    Производственная практика:

    ЗАДАНИЕ 1 Планирование и проведение наблюдений и экскурсий.

    При планировании следует указать название, цель наблюдения. (В помощь предлагается образец наблюдений за золотой рыбкой (методика С.Н. Николаевой). Подберите стихи, загадки, используйте их во время наблюдений за объектами живой и неживой природы.

    За чем можно понаблюдать на прогулке:

    За листопадом,

    За облаками,

    За небом,

    За состоянием погоды,

    За деревьями,

    За птицами и др.

    ЗАДАНИЕ 2 Планирование и самостоятельное проведение НОД по экологии

    Конспект занятия пишется от первого лица. При составлении конспекта занятия по экологическому воспитанию дошкольников необходимо указать:

    1.Название занятия.

    2.Программные задачи:

    Образовательные,

    Развивающие,

    Воспитательные.

    3.Материал для занятия –демонстрационный и раздаточный материал,картины, репродукции, карточки, ТСО и др.

    4.Ход занятия - последовательноописать все его части (организационную основную, заключительную), описать разные виды деятельности, диалоги, вопросы к детям и задания для них, физкультминутки, итог занятия. В ходе занятия активно используйте художественное слово.

    ЗАДАНИЕ 3 Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой педагогами ДОО.

    Подготовьте и проведите исследования с детьми с объектами живой (неживой) природы. Тему исследования выбирает студент. Это могут быть опыты с водой, снегом, песком, камушками, опыты с растениями и др. Следует приложить фотографии, отражающие работу с детьми.

    Такие опыты проводят с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень);в банке без воды луковица останется почти неизменной.

    С детьми средней группы опыт с луком можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку расположить в темном месте, а другую оставить на подоконнике. Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике - нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света.

    В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью - в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.
    В подготовительной к школе группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство - в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить).
    Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.

    Приложение 1.

    Министерство образования Московской области

    «Московский государственный областной гуманитарный институт»

    Гуманитарно-педагогический колледж МГОГИ


    Автор: Прокудина Евгения Александровна
    Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
    Место работы:
    Месторасположение: Кемеровская область, Беловский район, с. Менчереп, Ул. Центральная

    Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Программные задачи:

    Образовательные: расширять и . Формировать интерес к , познакомить детей с нормами и .

    Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

    Предварительная работа: Видео презентация «Жизнь водоемов», чтение художественной литературы, .

    Материал: оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

    Ход НОД:

    Ребята, нам пришло письмо, нас приглашают в гости. Да здесь ещё что-то есть. Что это? (дети карта). Молодцы, правильно. А знаете ли Вы о том, что на карте нарисовано(путь). Давайте вместе рассмотрим. Вот какое путешествие, а хотите отправимся в путешествие? Для начала нем необходимо рассчитать расстояние, а как его рассчитать (измерить). Правильно чем измеряют (линейка. Рулетка, метр). Ну у нас из этих предметов нет ничего. А вот что есть. Давайте проверим свои карманы. Машинка, заколка, расчёска. А возможно ли этими предметами измерить расстояние..да (измеряют). Вот как здорово мы теперь знаем, что до станции …………………….а до станции……………………….и до станции……………………………………А где больше расстояние между какими станциями………..а где меньшее расстояние. Молодцы ребята. Отправляться в путешествие можно каким транспортом (машина, поезд, автобус, самолёт). Мы поедим на автобусе. Но непросто так для поездки необходим что купить…(билеты). Подходите пожалуйста в кассу билеты покупают за деньги…мы будем за волшебные слова. Запоминайте. Здравствуйте. Дайте пожалуйста мне 1 билет. Спасибо.

    Теперь занимайте свои места согласно вашим билетам (геомерт.фигугам). Все готовы поехали, споём (поют припев: Мы едем, едем, едем в далёкие края …).

    1 Первая станция «Весенняя поляна».

    Какая же это поляна. Весенняя. Ребята как вы думаете, что здесь произошло. Отдыхающие намусорили. А как вы считаете какие правила должны соблюдать отдыхающие (ответы детей). Что же нам теперь делать? Конечно поможем и наведём чистоту и порядок (собрать весь мусор в мешки для мусора). Вот мы сейчас уедем, а вдруг снова приедут отдыхающие. Давайте здесь на поляне оставим знак «Мусорить нельзя». Вот он на нём явно чего-то не хватает (красного знака –зачеркнуть значит не кидать). Ставят знак.

    Теперь снова в путь. Занимаем места согласно своим билетам. Едут поют песню. Приехали. Куда это мы попали.

    2 Это станция «Водный мир»

    Посмотрим. Что такое болото?

    1. ребёнок -Это очень сильно заросшее озеро, которое загрязнилось. Здесь есть змеи, лягушки. Растут кувшинки, камыши –влаголюбивые растения, которым нужно много воды. На болоте живут птицы аисты. А ещё водомерки и стрекозы они скользят по воде, как на коньках.

    А что такое родник (ответы).

    2. ребёнок — Родничок. А ещё говорят ключ. Это не тот который открывает двери. Ключ бьёт из-под земли. В нём чистая пресная вода. В нём не бывает больших рыб.

    Что такое море, океан (ответы ).

    3. ребёнок — В море, океанах вода солёная. Пить такую невозможно. Зато там плавают медузы и самые большие млекопитающие киты. Мне нравятся акулы – это хищники. И дельфины – их называют спасателями, самыми умными они лечат людей, детей.

    Что такое 4 озеро?

    4 . ребёнок — Озеро может быть не очень большим-маленьким. Но есть и самое большое это озеро Байкал. Там самая чистая вода. Его подводные жители занесены в Красную книгу.

    Внимательно посмотрели это….озеро. Только, по-моему, с нашим озером беда…посмотрите (кто то выловил всех рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Давайте поможем (дети запускают рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Молодцы. Так здорово стало. Только думаю я сейчас о то, что скоро мы уедем, а наше озеро останется бес таких прекрасных помощников. Как же быть …(давайте поставим знак беречь красоту живого водоёма –Озера).

    Вы готовы отправиться в путь? (едут, поют).

    3 Приехали это станция «Мир животных и птиц». Здесь похоже произошла какая беда. Вы видели, что стало с поляной, что случилось с озером. Вот животные, птицы и не смогли жить по-прежнему они ушли. Здесь на этой станции все вместе теперь живут. Да вот только не понятно. Давайте поможем. Послушайте внимательно кто это просит о помощи (звучит фонограм. Кукушки – да это же ВОЛК, дети НЕТ это КУКУШКА ) . Молодцы правильно. ,,скажи, что ты знаешь о такой птице кукушке (рассказ реб.)

    6 . ребёнок — Ку-ку, ку-ку кукушка, Кукует на опушке.
    Листва её скрывает, От глаз оберегает.
    Зовёт кукушка лето, Что заблудилось где-то,
    Жару дать солнце просит, Пусть ветер дождь уносит.
    Года она считает, И сколько жить нам знает.

    Ещё послушаем –это просит о помощи ВОРОНА (рычит медведь). Кто …правильно медведь. ……… скажи, что ты знаешь о медведе

    7. ребёнок — Спит зимою великан, В тепленькой берлоге.

    Ждет весеннего тепла, И расцвет природы.

    Косолапый очень ловкий, Любит рыбку половить.

    Чтобы мед отведать сладкий, Может улей разорить.

    Ещё послушаем (воет ВОЛК) Это кто? скажи, что ты знаешь о нём.

    8. ребёнок -У нас в Кузбассе в лесах водятся волки. Про них ещё говорят: «Серые акулы». Они очень злые и опасные. Волки едят всё они хищники. Все лесные жители защищают своих детёнышей. Волчица своих волчат спасать не станет если они попали в беду, она спасать будет себя.

    А это кто КУЗНЕЧИКи…. скажи, что ты знаешь о ДЯТЛЕ.

    9. ребёнок — У деревьев доктор свой, Не обычный, а лесной,

    Разговаривает просто, Он с берёзой и сосной.

    Без лекарств и инструмента. Он излечит пациента,

    Прилетел и сел на сук —Как здоровье? тук-тук-тук…

    А это кто СОЛОВЕЙ.Правильн. скажи, что ты знаешь о животном 10 . ребёнок -Это не животное это птица. Она не домашняя, живёт в лесу, а точнее прилетает к нам весной. Маленькая и не очень яркая. У неё прекрасные песни. Когда поёт соловей все любят слушать.

    Выходят 2 гномика.

    1гномик: Я боюсь… И я боюсь Вед: Кто же это. Ну смелее.

    2 гномик : Мы гномики. Я Тим. А он Том.

    1 гномик : Мы пришли поблагодарить ребят от всех лесных жителей и от матушки природы сказать вам большое СПАСИБо.

    Вед: Ребята что ответим.. пожалуйста (шепчет на ушко ведущей). Гномики очень стеснительные.. они приготовили для вас подарок.

    1 гномик : У нас есть любимая игра. Мы сейчас вам её подарим. Научим играть, и вы сможете забрать её и научить других ребят играть (проводится игра).

    Гномики: (несут большую конфету). Мы знаем, что все ребята сладкоешки. Вот вам подарок (дети-спасибо).

    Вед: Мы так хорошо подружились. Но пора отправляться домой. Скажем до свидания и в путь (едет, поют). Приехали (подходят к карте). Ребята путешествие понравилось? На каких станциях вы побывали?

    Мы всем помогли. Давайте вспомним правила поведения в природе.

    Молодцы! Теперь можно отправляться кушать сладости.

    Название статьи: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»

    САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО НОД

    Воспитатель: Прокудина Е.А.

    В занятии была использована интеграция областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Программные задачи:

    Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе. Формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

    Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

    Была проведена предварительная работа:

    Видео презентация «Жизнь водоемов», чтение художественной литературы, дидактические игры о природе.

    Материал:

    оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

    В ходе НОД воспитанники побывали на 3 станциях: 1 ПОЛЯНА, где очистили её от мусора и для отдыхающих приготовили макет –Памятки бережного отношения к природе; 2 Озеро – восстановили равновесие в природе привели в порядок и запустили живых рыбок, так же изготовили макет –Памятки бережного отношения к водоёмам; на 3 станции – Лесные жители вернули всем животным и птицам их домики. А в награду получили от лесных Гномиков большую сладкую конфету.

    Воспитанники показали ЗУН по экологическому воспитанию. Были активны, творчески подходили к выполнению заданий.

    Название: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Внеурочная работа, Мастер — классы

    НОД для подготовительной группы на тему «Клуб исследователей природы». Длительность 30 минут в соответствии с СанПин.

    Цель: формировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.

    Задачи: Расширять представление о способах сохранения природы. Развивать познавательный интерес, умение обсуждать проблему, принимать коллективные решения. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    НОД для подготовительной группы на тему «Клуб исследователей природы». Длительность 30 минут в соответствии с СанПин.

    Цель: формировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.

    Задачи: Расширять представление о способах сохранения природы. Развивать познавательный интерес, умение обсуждать проблему, принимать коллективные решения. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

    Для реализации задач НОД старалась подбирать пособия, которые помогали детям понять и усвоить материал, активизировали их к мыслительной деятельности. Весь оформленный материал был ярким, красочным, эстетичным. Части занятия были объединены в единый игровой сюжет, что помогало повысить интерес детей к занятию. В процессе занятия постоянно происходила смена деятельности: дети передвигались по всей группе, используя все полезное пространство (летели на воздушном шаре), вырезали из бумаги, проводили опыты, стоя у стола, делали дыхательную гимнастику, посещали выставку. Это позволило избежать усталости. Используемая в процессе НОД музыка усиливала эмоциональное восприятие. Разминка была направлена на развитие коммуникативных качеств. Все моменты НОД были логичны и последовательны, прослеживалась интеграция образовательных областей.

    Познание: Расширять представления о способах сохранения природы.

    Коммуникация: Участие в общей беседе, где дети слушали друг друга, не перебивали.

    Социализация: Умение выражать доброжелательность, сопереживать.

    Здоровье: Формировала представление о сохранении здоровья через бережное отношение к природе.

    Использование знаков, слайдов и введение персонажей помогло в игровой форме реализовать все поставленные задачи. Каждый момент НОД направлял детей на поиск решения проблемы, помогал приобрести новый опыт, активизировал самостоятельность и поддерживал положительный эмоциональный настрой.

    Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми выражалась в личностно-ориентированном подходе. Подбадривала неуверенных детей, давала им отдельные задания, чтобы укрепить уверенность в себе. Итог занятия был организован в виде составления плана по улучшению экологии нашего поселка, вручения эмблемы «Защитник природы» и чтения стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина», что усилило впечатление от занятия. У двух детей, длительно отсутствующих, восприятие материала вызвало небольшие затруднения, поэтому я буду планировать с ними индивидуальную работу. Несмотря на это, я считаю, что все поставленные задачи были решены.


    Самоанализ открытого занятия по экологии

    тема: «Живые синоптики»

    Возраст обучающихся: 12-13 лет (5-6 класс)

    Педагог: Капилова Юлия Викторовна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ИРМО «СЮН»

    Занятие по экологии, тема «Живые синоптики» , раздел «Человек в гостях у природы», программа «В мир природы», автор Е.К.Серебренникова, п.д.о. МОУ ДОД ИРМО «СЮН»

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, термопистолеты

    Тип занятия: изучение новых знаний и способов действий.

    Форма занятия: интерактивная (дискуссионная)

    В основу занятия положен коммуникативно-деятельный подход, построен урок с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся.

    Используемая технология: развивающего обучения

    Основной метод : частично-поисковая беседа.

    Цель: Познакомиться с животными которые помогают человеку определять погоду

    Задачи:

    Воспитание любви к животным и растениям Прибайкалья

    - Формирование знаний о значимости окружающей среды

    - Формирование основ экологической культуры

    Формирование умения работать индивидуально и в группе

    Формирование на конкретном учебном материале представлений о природе как системе, оказывающей влияние на человека

    Формирование обще учебных и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления и процессы, устанавливать между ними связь)

    Выработать умение объяснять явления природы и технические процессы на основе имеющихся знаний

    Развитие творческой личности: логического мышления, памяти, речи, воображения, наблюдательности.

    Структура занятия

    Первый этап –организационный, где была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу, настройка детей на тему занятия «Живые синоптики», постановка цели, повторение и изучение терминов используемых на занятии.

    Далее идет плавный переход ко второму этапу Проверка ранее изученного материала. На этом этапе задавались вопросы, на которые обучающиеся должны были дать ответы.

    Ответив на вопросы 2 этапа мы выходим на изучение нового материала - III этап. И зучению новых знаний мне позволила форма проведения урока, с опорой на диалоговые приёмы в соответствии с возрастом учащихся. На данном этапе мною были чётко поставлены цели и задачи урока и определены результаты конечной деятельности.

    Этот этап я условно разделила на 4 блока. (Какими способами животные определяют погоду, знаменитые биосиноптики, прогнозы животных, задание по поиску информации).

    Дети учились индивидуально и коллективно анализировать полученную информацию, выделять главное. После каждого блока подводили итоги, делали выводы в соответствии с поставленными перед учащимися целями урока. На этом этапе я старалась воспитывать у детей активную жизненную позицию к экологическим проблемам в рамках изучаемой темы, воспитывать бережное отношение к миру природы.

    В процессе изучения были установлены взаимосвязи с другими предметами: с физикой, биологией, изобразительным искусством.

    В конце второго этапа давались задания для закрепления пройденного материала, было логически поразмышляв произвести соотношение между животным и прогнозом. Кроме того здесь же провелась подвижная игра «Паутина», на которой ребята не только повторили материал, но и физически отдохнули.

    IV этап Практическая часть так же делится на пункты (ТБ на занятии и непосредственно сама практике). Этот этап подразумевал работу термопистолетом на стекле, поэтому необходимо соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами, режущими инструментами, аэрозольными красками. Здесь обучающиеся получая творческое задание развиваются духовно, творчески, получают навыки работы с термопистолетом и аэрозольными красками.

    В конце всего занятия на V этапе. Рефлексия – подведение итогов.

    Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

    При подведении итога занятия дети осознали границы своих знаний, дали оценку своей деятельности на уроке.

    Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. При проведении занятия я ориентировалась на принципы научности, доступности.

    На мой взгляд, материал занятия оказался интересным для учащихся.

    Итог: я считаю, что цель урока можно считать достигнутой.

    Самоанализ по экологическому воспитанию: «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности»

    Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей основ экологической культуры, так как этот период развития ребёнка, характеризуется преобладанием у него эмоционально — чувственного способа освоения окружающего мира. Наблюдая за детьми своей группы, мы отметили, что у них достаточно развита экологическая культура, на достаточном уровне знания о растительном и животном мире для своего возраста, но недостаточно о временах года. Нами были дополнены уголки природы о временах года, проведены дополнительные беседы о времени года, месяцах. Такую ситуацию объясняем тем, что зима в нашем регионе приходит раньше обычного, темнеет рано и детям сложно ориентироваться в сезоне (за окном снег – по календарю ноябрь). Ввели некоторые игры на определении месяца в году. Работа продолжится на протяжении всего учебного года, что позволит подробно подвести итоги в мае месяце.

    В нашей группе представлены следующие растения:

    — фиалки, традесканция, бегония, эухариус, хлорофитум, герань, алоэ, сансевьера и др.

    Растения в группе находятся на уровне глаз детей; доступны для наблюдения и ухода за ними, безопасны для детей. Цветы соответствуют возрасту детей.

    Растения в группе ухоженные, имеют различные листья и цветы, отличаются уходом и цветут в разное время года. Также имеются посадки для наблюдения за ростом растений: лук, чеснок.

    В нашем уголке природы имеется инвентарь для ухода за растениями: лейки, пульверизатор, две лопатки (для пересадки растений); палочки для рыхления земли, совочки, тряпочки для протирания листьев, щёточки, фартуки, клеёнки.

    Уход за растениями производится по подгруппам 4-6 человек, но если является частью занятия, то со всеми детьми. Во время проведения занятий, растения ставятся на столы, чтобы детям было легче ухаживать за ними.

    Растения располагаются в уголке природы, на полках шкафа расположены пособия, книги, альбомы.

    В группе имеется иллюстративно — наглядный материал. Такой как:

    серии картинок по разным темам, календарь погоды, иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, карточки, схемы для составления описательных рассказов, наглядные материалы: картины – пейзажи по времени года, набор муляжей «Выпечка», набор муляжей «Продукты», набор муляжей «Овощи», набор муляжей «Фрукты», демонстрационные картины, природный и бросовый материал, макеты «Домашние животные», «Дикие животные», «Северный полюс», «Подводный мир».

    Центр экспериментирования

    В нашей группе дети очень любят экспериментировать, для этих целей у нас имеется:

    Это разнообразные колбочки, баночки, лейки, тазики, мерные стаканы, лупы, природный материал (кора различных деревьев, сухоцветы, семена, камешки, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, мох, деревяшки, кусочки кожи, меха, ткани, бумага, шприцы (без игл, пипетки, мука, различные крупы.

    Так же имеются дидактические игры : что из чего сделано, лото, кто где живет, собирайка, «С какого дерева листок», «Времена года», зоопарк. Несколько игр на оказание первой помощи.

    В группе имеется календарь природы, по которому дети отслеживают изменения сезонов, месяцев, погодные явления, температуру воздуха (тепло, холодно, жарко, очень холодно).

    Календарь предназначен для расширения и уточнения знаний в области неживой природы, разнообразных природных явлений, для развития наблюдательности, умения обобщать, характеризовать, анализировать, воспитывать любовь к природе.

    В группе имеется альбом, где собираем рисунки детей по сезонам.

    Детская художественная литература о природе.

    В нашей группе подобрана художественная литература о природе, животных и птицах.

    Вывод:

    Экологическая предметно-развивающаяся среда в группе обеспечивает условия реализации образовательного потенциала и развития детей в соответствии с их возрастными особенностями, так как она насыщена, доступна, безопасна, вариативна, своевременно пополняется и меняется. Таким образом, мы сделали вывод, что есть необходимость повышать уровень экологического воспитания и уровень знаний детей о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе.

    Нами постоянно пополняется уголок природы новой литературой, дидактическими играми, новыми растениями, раздаточным материалом. Происходит обновление материалов. Дети с огромным удовольствием участвуют на занятиях по экологическому воспитанию.

    Похожие статьи