• Сшить детский коврик для игр. Развивающий коврик с дугами своими руками мастер-класс. Играем в ролевые игры

    22.05.2021

    Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать с нуля развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

    Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

    Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

    Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


    А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

    Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

    От 0 до 7

    Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

    • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
    • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
    • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
    • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
    • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

    Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

    А нужен ли он вообще?

    Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

    Какой нужен коврик

    «Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

    Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

    1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
    2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
    3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
    4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
    5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
    6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

    Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

    О материалах

    Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

    Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

    Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

    Чего не надо

    Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

    Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

    Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

    Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

    Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

    Видео: развивающий коврик “Подводный мир”

    Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

    Правильные коврики

    Коврики для девочек

    Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

    Другие спецковрики

    Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

    Детские развивающие коврики со специальными возможностями

    Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

    Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

    Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

    Об автоковриках

    Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

    Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

    Коврики с дугами

    Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

    • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
    • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
    • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
    • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

    Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

    В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

    Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

    В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

    О фигурках для коврика

    Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

    Каждая мама уже на 2-3 месяце после рождения ребенка задумывается, чем бы малыша занять. В этом поможет развивающий коврик. Его можно купить или сделать самостоятельно. Стоят такие вещи сравнительно дорого, а из приемлемого ценового диапазона порой ничего не нравится. Тогда, вооружившись желанием, фантазией и свободным временем можно сделать развивающий коврик для детей своими руками. Пошаговая инструкция, предложенная в этой статье, поможет в этом.

    С двух месяцев промежутки бодрствования у ребенка становятся больше, соответственно, свободного времени у мамы – меньше. Еще примерно через месяц, а то и раньше, приходит мысль: «как было б хорошо, если бы кроха мог заниматься сам» – ведь игрушек и погремушек все прибавляется, но внимания он им почти не уделяет. Как же его заинтересовать? Это возможно, главное понять особенности мировосприятия новорожденного и правильно организовать для него игровое пространство в виде развивающего коврика.

    Цвет

    Ребенка первых месяцев жизни привлекают крупные контрастные объекты. Черно-белые картинки интересуют его больше, чем цветные, а ломаные или прямые линии он предпочитает волнистым. Соответственно выбирается и основной фон коврика. Чаще используют светлую ткань, с последующим размещением на ней темных контрастных объектов. Но можно поступить и наоборот, сделать темное ночное небо и яркие звезды на нем.

    С рождения ребенок плохо видит. Пространство и предметы, его окружающие – это расплывчатые обесцвеченные очертания из тени и света. С двух месяцев малыш уже осматривается по сторонам и узнает силуэт мамы. С 3 месяцев ребенок начинает различать цвета, и первый из них – красный. Однако черно-белые крупные формы по-прежнему привлекают его больше, чем цветные.

    Если ткань пестрит красными, зелеными, синими тонами – крохе поначалу она будет казаться почти однородно-серой, а если еще и игрушки сделать тех же цветов – любопытства коврик не вызовет. И также в блекло-серое пятно сольются голубой, розовый и салатный тона. Это очень важно, ведь такая вещь необходима именно на первых месяцах жизни. Потому что когда малыш поползет – его внимание всецело переключится на другие окружающие предметы, в пределах коврика его будет уже не удержать.

    На заметку: сейчас есть светодиодные игрушки на батарейках, которые начинают светиться от контакта с кожей или загораются от встряхивания. Если придумать, как безопасно внедрить в игровую зону подобный светящийся элемент – успех будет обеспечен!

    Тактильные ощущения

    Как только ребенок поймет, что ручками можно брать различные вещи – начнется новый этап познавания окружающего мира. На развивающем коврике нужно разместить объекты из разнообразных материалов.

    Можно использовать различные гладкие и пушистые ткани, бусины, пуговицы, а также уже имеющиеся небольшие пластмассовые игрушки и прорезыватели. Еще ребенку очень понравятся «сюрпризы», кармашки и спрятанные в них предметы, а лучше, если эта вещь будет шуршащей или светящейся.

    Звук

    Ассоциировать предмет и звук, исходящий от него, малыш тоже учится не сразу. Но, когда он понимает это – шуметь – становится его любимым занятием. Он грохочет погремушками, стучит ими обо все подряд, а к музыкальным электронным игрушкам готов даже ползти. Поэтому и на развивающем коврике обязательно нужно разместить что-то, издающее звуки.

    Это могут быть съемные элементы на «липучке». Или небольшой пластиковый шарик с насыпанной внутрь крупой, или шуршащий кусок упаковки или фантика от конфеты обшитые тканью. Или все, что еще придет в голову. Главное при этом, не забывать о безопасности. Также можно прикрепить к коврику некоторые уже имеющиеся погремушки и пищалки.

    М аленькие дети все норовят попробовать на вкус, об этом нужно помнить, надежно закрепляя все детали на коврике. Также съемные элементы стоит делать размером не меньше, чем кулачок ребенка, чтобы малыш не мог засунуть их в рот и случайно проглотить. А если деталь небольшая, лучше «привязать» ее.

    Таким образом, чтобы сделать развивающий коврик, который действительно заинтересует малыша важно учесть все особенности его возраста. Элементы, размещенные на коврике должны быть контрастны фону, иметь гармоничное разнообразие форм, цветов, размеров, фактур и звуков, привлекая внимание ребенка, побуждая дотянуться до них. Игровое пространство можно составить из разных локальных зон, к примеру: голубое небо с черными птицами на нем, зеленый луг с белыми цветками, и темно-синий прудик, со светлыми рыбками в нем.

    Изготовление

    Самый простой вариант коврика, не требующий особых материальных затрат и времени – это если использовать для основы обычное одеяло, плед или покрывало и просто нашить поверх игрушки. В этом случае даже не обязательно иметь швейную машинку, все детали можно прикрепить вручную.

    Но, если захочется к делу подойти серьезно и смастерить качественную вещь – это потребует больше сноровки, времени и средств. Ниже приведена последовательность основных шагов, для достижения более качественного результата.


    В этом видеоролике показан пример коврика, изготовленного своими руками. В процессе просмотра можно почерпнуть несколько оригинальных идей, как интереснее организовать и разместить игровые участки.

    Если, времени на изготовление идеального игрового места ушло слишком много, так что малыш уже пополз и ковриком почти не интересуется – расстраиваться не нужно. Через некоторое время ребенок насытится своими свежеобретенными возможностями, научится стоять, и станет исследовать все на своем новом уровне досягаемости. Так что, получившийся развивающий коврик, со множеством замочков, «сюрпризов» и других интересных зон – можно подвесить к стене на уровне глаз малыша – получится своеобразный занимательный бизиборд.

    Наталия Иванова

    Развивающий коврик

    В закрытом виде коврик выглядит как солнышко. Можно «менять» настроение солнышка, покрутив в разные стороны ротик, можно заплетать косички и учиться завязывать бантики. Всё это развивает моторику .

    Каждый лепесток тематический и застёгивается на пуговицу.

    1 тема – «Сельский домик» : все цветы, овощи и фрукты съёмные. Крепятся на липучках. Дверца домика открывается, там «живёт» семья. Брёвнышки – деревянные пуговицы, помидорки – прищепочки. На этой страничке можно отрабатывать счёт в пределах десяти, разыгрывать различные ситуации, развивая речь ребёнка .



    Вторая тема – «Лужок» : здесь есть озеро со съёмными лягушками (липучки, кустик, в котором можно прятать каких-либо зверушек. На этой страничке так же можно отрабатывать счёт.


    Третья тема – «Лес» : за кустиками прячутся зайчики, мишки, божьи коровки. Всё это пуговицы с отрезанными задними частями и приклеенные на липучки. Можно здесь найти и посчитать грибочки и цветочки, учиться различать деревья, сделанные из разных по фактуре материалов. Внутрь кроны дерева помещается какой-либо шуршащий материал.


    Четвёртая тема – «Дорога» : есть разметка, светофор, машины. На озере плавают уточки. Можно отрабатывать счёт, такие понятия как «дальше» , «ближе» , «справа» , «слева» , «выше» , «ниже» и т. д. дверца машины открывается (замок с магнитом, там есть кармашек, в который сажаем водителя. Такой же кармашек есть и в кузове. Колёса машины – крышечки от сока, которые отвинчиваются и снимаются. Можно «ремонтировать» машину.


    И, наконец, пятая страничка «Кораблик» : рыбки в море, на палубе – человечки. Птички съёмные. Якорь, колокольчик и кораблик вдали – металлические. На лестнице дощечки можно передвигать. Все ткани разной фактуры.

    Внучка с удовольствием играет на коврике (сейчас ей 5 лет, а получила она его на свой третий день рождения) . Мы отрабатываем счёт, различные понятия, развиваем речь и моторику и просто играем : прячем зверушек, гуляем по коврику с Принцессой , Принцем, ловим рыбок и т. д. Главное, Ваша фантазия и любовь.


    Публикации по теме:

    Конструктор состоит из множества деревянных пластинок,выкрашенных в различные цвета, кругов, прямоугольника с отверстиями. Скрепляются.

    Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук детей 2–3 лет» Консультация для родителей Игры для сенсорного развития детей Что такое мелкая моторика рук. Это действия которые выполняют мелкие мышцы.

    Практическое занятие для родителей и детей «Развиваем мелкую моторику» Форма проведения: практическое занятие. Цель: ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики у детей. Задачи:.

    Цель- развитие подвижности пальцев рук,ориентировки на листе бумаги. На листе бумаги нарисованы предметы в разных углах или сторонах. Друг.

    При подготовке младшей группы к новому учебному году, мне очень хотелось сделать кукольную комнату яркой, привлекательной, познавательной.

    Вот такой замечательный коврик-макет приобрели нам родители для развития мелкой моторики. На этом коврике: шнуровка, застежка молния, ремень.

    Это первая моя работа на тему развивающий коврик по мелкой моторике своими руками. Я сделала его компактным, чтоб дети могли.

    Настал момент, которого ждут все молодые родители - в семье появился первенец. С этой поры это крохотное чудо окружено любовью, вниманием и всем-всем лучшим. Малыш растёт и развивается, а родителям в помощь изобретено великое множество современных методик и дорогостоящих игрушек, чтобы чадо изо дня в день росло и всех радовало. Среди разнообразия дидактических игрушек стоит обратить внимание на развивающие коврики для карапузов, современная индустрия предлагает их на любой вкус и кошелёк.

    Но стоит ли тратить немалые деньги на вещь, которую каждая любящая мать в силах сделать самостоятельно? Чуточку фантазии и несложных манипуляций с иголкой и нитками (если вы, конечно, не обладательница швейной машинки) - и перед вашим малышом развивающий коврик для детей, сделанный своими руками.

    Назначение коврика

    Сенсорный коврик - это дидактическая игрушка для малышей разных возрастов для развития двигательной активности и сенсомоторных навыков, а также слуха. С помощью коврика для детей с разными поверхностями ребёнок во время игры учится ползать, потом сидеть, различать фигуры и цвета. В основе - красочный материал, на котором размещены развивающие элементы в форме солнышка, дороги, фруктового сада или т. д. В дополнение к ним крепятся грызунки и погремушки.

    Во-первых , стоит помнить, что материал нужно использовать качественный и натуральный. Это требование не только к ткани, но и ко всем комплектующим, чтобы избежать аллергических реакций и всевозможных раздражений у малыша.

    Во-вторых , обязательна целостность используемого материала, имеется в виду отсутствие некачественных швов, трещин и сколов на уголках, а декоративные элементы и фурнитура должны быть крепко пришиты.

    В-третьих , младенцы растут быстро, и возникнет необходимость постоянного усовершенствования коврика, то есть в дополнении или замене игрушек (деталей). Идеальны модели с раскладывающимися мягкими уголками и навесными дугами, что при необходимости даёт возможность модернизировать полотно и увеличить игровую площадь.

    Чем больше шуршащих, сенсомоторных, звенящих, светящихся элементов, различающихся по фактуре, форме и размерах, тем быстрее ребёнок заинтересуется игрой и дольше будет увлечён, пока родители закончат дела по дому. Удобно, если коврик будет мобильным, чтобы при случае иметь возможность его транспортировать. Все элементы должны сниматься, потому как полотно периодически будет нуждаться в стирке.

    В итоге поиски такого коврика, который соответствовал бы всем требованиям, могут «влететь» в копеечку. Но есть выход - сшить развивающий коврик своими руками . Идей на просторах интернета великое множество, и польза для малыша от такого изделия очевидна и ясна. Если выбор уже сделан в сторону изготовления детского развивающего коврика своими руками, стоит подумать, как будет выглядеть ваша игрушка, а также о том, что есть перечень запретов.

    Возможные ошибки

    Вы решили сшить сенсорный коврик для детей своими руками, давая волю фантазии. Отметим, что творческий процесс - дело занятное и увлекающее, но существует пошаговая инструкция , дабы мастер-класс не затянулся и не превратился в обузу.

    Пошаговый план работы

    Надеемся, родители отбросили сомнения в том, что развивающий коврик лучше изготовить самостоятельно. Ведь кому как не родителям знать предпочтения своего малыша. Надеемся, что потраченное время и силы будут вознаграждены улыбками маленьких карапузов.

    Развивающий коврик для ребёнка своими руками





    Любая мама хочет, чтобы ее ребенок всесторонне развивался с самого детства. Сейчас есть множество самых разных игр для развития детей, но очень часто они не по карману родителям.

    Выход из этой ситуации есть – можно сшить развивающий коврик своими руками. Мамочки, которые умеют шить, вязать, могут самостоятельно сделать коврик для развития малыша из материала пособий по развитию детей.

    Разберем как и из чего можно соорудить коврик для ребенка от 0 до 2 лет своими силами. Данная статья поможет мамочкам, которые только увлеклись рукоделием, создать развивающий коврик своими руками для малыша, и смастерить очень достойный индивидуальный, игровой тип игрушки.

    Из этой статьи вы узнаете

    Суть методики

    Мягонький, разноцветный коврик с огромным количеством развивающих элементов применяют для занятий с малышом. Со скольки месяцев он подходит ребенку?

    Кроху 3-4 месяцев кладут на него на животик. Кроха постепенно учится фокусировать свой взгляд на разных объектах, рисунках ткани, старается поднимать голову и удерживать ее.

    Такой предмет вызывает у детей огромное увлечение. Благодаря дополнительным висящим модулям, находясь на спине, кроха имеет возможность смотреть на разнообразные предметы, пытается прикоснуться к ним.

    При этом он начинает развивать координацию движений. Постепенно развиваясь, ребенок пытается перевернуться к понравившейся игрушке, потрогать ее ручками, доползти к ней, и наконец-то, взять ее в ручки и изучать дальше.

    Малыш в этом возрасте изучает окружающий мир на ощупь. Его крохотные ручки – это сложнейший механизм по изучению того, что его окружает. При ощупывании разных тканей он развивает сенсорный вид восприятия.

    Они являются целым комплексом не только для развития мелкой моторики, но и крупной, визуального и тактильного восприятия окружающего мира с помощью шуршащих компонентов, для развития слуха и фонетической памяти малыша с помощью музыкальных компонентов.

    Малыш подрастает и осваивает следующий этап, который помогает расширить ему логические познания. Малыш уже понимает, что если затронуть определенную часть коврика, то будет играть именно эта музыка или издастся определенный звук.

    Становясь еще старше, малыш начинает больше работать над мелкой моторикой рук: расстегивает разные замки, пуговички, открывает карманы и другие элементы.

    Он учится мыслить и добиваться своих первых целей. Когда ребенок подрос, то интерес к нему уже пропадает, поэтому он прекрасно подходит для игры на полу.

    Подходящий возраст

    Преимуществом таких ковриков в том, что использовать их можно практически после появления на свет. А время его использования зависит исключительно от родителей.

    Если собираетесь соорудить развивающий коврик своими руками крохе до годика, тогда нужно сделать побольше сенсорных и тактильных предметов, маленьких деталек, чтобы развивать моторику.

    Если коврик для детей постарше, тогда он становится предметом обучения и развития. Чем сложнее сшить коврик, тем дольше он будет служить средством обучения.

    Он станет помощником не только при изучении разных форм, цветов и размеров, но и во время изучения тем про животных, материков, цифр, буковок. Мальчик будет в восторге от машинок, техники, а девочка от цветов, кукол.

    Некоторые дети и в 5, 6 лет не желают прекращать играть с ним. Важно помнить, что при маленьком возрасте малыша необходимо уменьшать время работы с ковриком.

    Он вызовет много эмоций, интереса и потому может скоро надоесть. А вот чем старше малыш, тем больше необходимо заниматься на ковре, так появится и большее число разных игр.

    Игры

    Детский развивающий коврик включает разные идеи по его использованию, все зависит от наличия воображения и идей вашего крохи.

    Личным примером Вы поможете понять малышу, сколько всего можно узнать интересного, захватывающего только с помощью легкого задействия простых элементов развивающего коврика своими руками. Так Вы сможете помочь развить ему воображение.

    Варианты игр на коврике, позже Вы сами сможете дополнить данный список:

    • Рассматривание, наблюдение. В самом начале этого будет вполне достаточно, чтобы ребенок узнал новые знания.
    • Знакомство. Продемонстрируйте ребенку, что может издавать звуки, что может открыться, отстегнуться.

    Делая это, рассказывайте стихи, потешке, скороговорки. Со временем кроха научиться всем этим действиям.

    • Секреты и сюрпризы. Это поможет ребенку быстрее научиться работать с разными замочками.
    • Собираем урожай. Предметы на липучке можно снимать. К примеру, цветы в букеты, овощи или фрукты в корзину.
    • Изучение цвета, форм и размеров.
    • Счет – сколько треугольников, сколько цветочков, красных предметов и тому подобное.
    • Ролевые игры.
    • Можно также сочинять собственные сказки, играть потом вместе. Через некоторые время Вы удивитесь его фантазии и воображению.

    Шьем детский развивающий коврик своими руками. Для этого Вам понадобиться:

    • основа
    • материал, чтобы обтянуть коврик и украсить его
    • дополнительные компоненты

    В основу развивающего коврика своими руками, как правило, используют поролон, старое детское одеяльце, мягкую, но плотную ткань.

    Для основы обтягивания берите натуральную ткань, потому что кроха будет на коврике играть много времени. Ткань не должна провоцировать возникновение каких-либо аллергий, раздражения.

    Цветовая гамма может быть насыщенной. Все зависит от Вашего желания. Но чересчур ярких и неоновых цветов лучше не брать.

    Чтобы изготовить дополнительные компоненты коврика Вам пригодятся:

    • Пуговки разные по цвету и размеру. Можно их взять в виде зверушек, транспорта, цветочков.
    • Цветные нити, чтобы сшивать элементы.
    • Несколько молний. Выбирая их, обратите внимание на их безопасность, так как малыш будет ними играть.
    • Разнообразные резинки, липучки.
    • Шнурки, веревочки.
    • Пластиковые компоненты (кольца, погремушка и другое)
    • Предметы, которые издают много шума и звука.

    Делаем поэтапно

    Над тем, как сделать развивающий коврик задумались многие мамы. Но ничего сложного в этом нет. Когда приобретен весь необходимый материал, можно приступать делать детские развивающие коврики своими руками. Работа делится на 2 половины: работа с большими элементами, и работа с мелкими деталями.

    Шаг 1

    Делаем основу. Она включает два куска ткани. Для верхней части, обычно, выбирают однотонную плотную ткань. К ней очень просто пришить все компоненты.

    Для нижней части необходимо выбирать плотную ткань, к примеру, джинс. Это необходимо для того, чтобы коврик не скользил, когда малыш ползет по нему.

    Между этими отрезками помещают слой синтепона, поролона или иного наполнителя. Если у вас дома холодно, приходится утеплять коврик, значит необходимо поместить больше одного слоя, чтобы ребенку было тепло.

    Шаг 2

    Делаем фон. Для этого нужно взять большие части ткани, пришить их можно к основе. Фоном может быть любой пейзаж, все, что Вам нравится, что считаете уместным.

    Можно просто приколоть части к основе, а можно и наметать. Потом прострочите на машинке. Если ткань приклеить к основе, то такой коврик прослужит намного дольше.

    Потом на фон прикрепляем большие части ткани (цветы, дом, животных и другое), и прикрепляем их с помощью машинки.

    Шаг 3

    Готовим дополнительные компоненты. Это кропотливый процесс, поскольку каждая деталь выполняется очень тщательно.

    Компоненты следует пришивать очень крепко. Но некоторые можно оставлять подвижными, чтобы ребенок мог ими играть.

    Шаг 4

    Крепим компоненты к фону. Лучше сделать эскиз коврика, разложив все компоненты на нем. Так Вам будет легче ориентироваться в добавлении новых элементов, и если что вовремя их поменять.

    Элементы немного большие в размере стоит пришить на машинке, некоторые из них станут объемными. И цвет нитей подберите заранее.

    Если брать во внимание все эти аспекты, тогда Вам будет намного легче выполнить работу.

    Шаг 5

    Работа руками. На этом шаге Вам пригодятся такие качества как усидчивость и терпение. А если помнить, что он крайний, то этому можно набраться.

    На этом шаге и мама будет развивать мелкую моторику, это можно делать на протяжении всей жизни. Достаньте все ваши заготовки, разложите на коврике, и если Вам все нравится, значит можно пришивать.

    За ним нужен постоянный уход. Стирать его можно только руками, отсоединив все движущиеся детали. Если заметили, что ткань расползается, значит поменяйте ее или подшейте.

    Развивающий коврик для детей своими руками хорош тем, что он похож на живое существо – может меняться с Вашими детьми. Что не нужно, а что пригодится – будете решать уже вместе с ребенком.

    Этот коврик просто находка для всех родителей. Кажется, что одна и та же игрушка, но постоянно изменяется, а пользы только больше. И малышу она не надоедает.

    Этот коврик стоит сделать, он понравится и ребенку, он сможет играть на нем с друзьями, тем самым будет учиться и у Вас появится немного свободного времени, чтобы заняться делами или уделить это время себе. Поэтому не пожалейте времени и сделайте его.

    Похожие статьи