• Опыт партнерства доу и семьи. Модель взаимодействия доу с семьей. Система работы ДОУ с семьей

    30.09.2019

    Аналитический отчет работы воспитателей

    старшей группы «Капельки»

    за 2017-20187 учебный год.

    Состав группы:

    На начало года: 20 чел.

    Возраст детей от 6- 7 лет

    Мальчиков: 10 чел. Девочек: 10чел.

    На конец года:19 (одна выбыла)

    Мальчиков: 10 чел. Девочек: 9 чел.

    В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Все дети хорошо адаптировались в детском саду.

    Работа подготовительной группы «Капельки» осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2017 – 2018 учебный год. Перед воспитателем группы были поставлены следующие задачи: 1.Повышение профессионального мастерства педагогических кадров по применению новых педагогических и информационных технологий с целью совершенствования образовательной работы по речевому развитию; 2. Повышение качества и расширение использования форм и методов работы педагогов с родителями – цель которых - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно- гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, психологическое и педагогическое обследование воспитанников, подтвердившее положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

    С детьми систематически проводились: утренняя зарядка, непосредственная образовательная деятельность, прогулки на свежем воздухе, закаливающие процедуры, тематические беседы и инструктажи, тематические познавательные, творческие, спортивные мероприятия и экскурсии, различные виды игр, ритмика, опытно-экспериментальная деятельность.

    Основываясь на новейшие образовательные технологии, в группе разработаны и используются электронные презентации, наглядно-демонстрационный материал, аудио сказки, развивающие и обучающие мультфильмы. Этот методический материал способствует развитию процессов и повышению интереса к образовательной деятельности.

    Ребята имеют свободный доступ ко всем уголкам развития, которые находятся в группе: книжный уголок, уголок театральной деятельности, уголок изобразительного творчества, уголок сюжетно-ролевых игр для девочек. Все игрушки, дидактические, настольно-печатные игры, а так же строительный материал находятся в свободном доступе.

    В учебно-образовательной и повседневной игровой деятельности дети получили знания о труде людей, о сезонных изменениях в природе, об условиях необходимых для роста растений, о домашних и диких животных, птицах перелётных и зимующих, о состоянии воды. Проводилось много бесед о явлениях общественной жизни, о родной стране, о членах семьи и об их заботе друг о друге и о её значимости.

    Дети умеют различать: в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар; правила проведения с незнакомыми людьми; правила дорожного движения и поведения на улице; сигналы светофора; специальный транспорт; правила поведения в общественном транспорте Представления детей соответствуют программе.

    Все воспитанники группы любят инсценировать отрывки из знакомых сказок, используя фигурки настольного театра. Ещё не все ребята произносят чётко звуки, затрудняются в составлении рассказов из личного опыта и по картинке. Углубленная работа по этой теме будет.

    Все дети заинтересованы познавательно-исследовательской деятельностью по конструированию и математике. Они умеют группировать предметы по форме, цвету, величине и выделять один предмет из группы. Находить в окружении предметы одинаковой формы. Различать геометрические фигуры. Понимают слова: впереди, сзади, вверху, внизу, над, под. Решают простейшие арифметические и логические задачи со счётом в пределах «20».

    В продуктивных видах деятельности проделана большая работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства. В своих работах дети используют различные цветовые гаммы для создания выразительных образов и замысловатых по содержанию сюжетов. Правильно пользуются карандашами, красками, с удовольствием используют нетрадиционные методы, приемы, формы рисования, аппликации и ручного труда. Без особого затруднения делят пластилин на куски, рассчитывая количество деталей предполагаемой поделки и её размер.

    Очень успешно на протяжении года велась работа по ознакомлению с художественной литературой. Воспитанники заинтересованно слушают сказки, рассказы, как при чтении, так и аудиозаписи в музыкальном сопровождении. Знают много стихотворений, называют произведения, прослушав отрывок из него. Неоднократно проводились срезовые викторины и инсценировки по знанию сказок, рассказов, стихов. Дети показывают хорошие знания художественных произведений.

    В группе обеспечены условия и проводится систематическая работа для нравственного воспитания детей.

    Дети учатся дружно играть и помогать друг другу при затруднениях, вежливо здороваются, прощаются, благодарят за помощь, осваивают знания и умения - адекватно ориентируются в доступном социальном окружении, используя навыки социального партнерства для личного гармоничного развития в социуме.

    Большое внимание во время года уделялось работе воспитания патриотических чувств. Проводились беседы о папах и дедушках, как о защитниках Родины, рассматривался демонстрационный материал: памятники ВОВ, фотографии военных лет, фотографии Детей войны. Ребята знают кто такие ветераны и имеют понятия о том, какие подвиги и ради чего они совершали. Так же, дети знают свой адрес и ориентируются в ближайшем окружении детского сада.

    На протяжении всего года в группе велась оздоровительная и лечебно-профилактическая работа с детьми.

    Применение здоровьесберегающих технологий и индивидуального подхода к каждому ребёнку позволило снизить и удерживать на высоком уровне показатели заболеваемости. Решая задачи сохранения и укрепления здоровья детей, в работе использую разнообразные формы и методы: ежедневно проводилась и проводятся утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательные упражнения, физкультминутки, подвижные игры и упражнения в течение дня.

    Детям вошло в привычку следить за своим внешним видом, мыть руки перед едой и после туалета, красиво и правильно принимать пищу.

    В групповой комнате дети умеют поддерживать порядок, убирают свои игровые места. Трудовое воспитание на конец учебного года находится на достаточно высоком уровне. Предполагаемая причина данного явления - самостоятельность и заинтересованная активность детей. Существенное место в решении задач физического воспитания занимают различные формы активного отдыха: спортивные досуги, праздники, дни здоровья. Они помогают создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей ребенка, улучшению его работоспособности и закаленности, и являются эффективным средством всестороннего развития и воспитания.

    В группе совместно с напарницей мы оформляли такие выставки, как «Правила дорожные знать каждому положено» - рисунки по ПДД, «Правила пожарной безопасности», «Дары осени» - выставка поделок из природных материалов, «Просторы космоса» - рисунки и поделки ко дню космонавтики, «8 марта», «Мастерская Деда Мороза», рисунки и поделки. Были оформлены выставки детского рисунка ко «Дню семьи» и «Дню матери», выставка рисунков к 9 мая, а так же другие выставки в соответствии с темами недели календарного плана.

    На протяжении всего учебного года ведется планомерная работа с родителями. В соответствии с годовым планом работы проводились групповые родительские собрания : организационное (октябрь, знакомящее родителей с договором, правами и обязанностями, со знаниями и умениями, которые должны получить дети в конце учебного года и итоговое «Вот и стали мы на год взрослей» (апрель).

    Совместно с родителями были проведены следующие мероприятия : спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Поле чудес» на 8марта, выставка-поздравление от детей и родителей для всех работников детского сада «В подарок воспитателю», фотогазета «Осень идет - добро нам несет, выставка детских работ посвященной Дню матери «Мамочке с любовью», конкурс «Наш участок лучше всех». Оформление группы к Новому году и 8 марта.

    В родительском уголке обновляется информация, помещаются различные консультации : «Что должен знать первоклассник», «Учить стихи нелегкий труд», «Поведение в общественном транспорте», «Игры на внимание для дошкольников», «Как поддержать детскую инициативу?», «Ребенок и компьютер», «Безопасная весна». Консультации по ЗОЖ : «Профилактика простудных заболеваний, гриппа у детей», «Витаминный календарь» (по временам года).

    Для достижения целей образовательного процесса были разработаны следующие проекты: «Я и детский сад», «Безопасность в осенне-зимний период», «Осень», «Моя Россия», «Царство животных» , «Я и моя семья», «Зимушка-зима», «Новый год», «Традиции и обычая русского народа», «Зимний мир природы», «Транспорт», «Защитники Отечества», «Праздник мам», «Неделя театра и сказки», «Весна идет-весне -дорогу», «Профессии», «День победы», «Безопасность в весеннее-летний период», «Здравствуй лето».

    Родители также помогали в приобретении дидактических и развивающих игр, выполняли рекомендации педагогов по обучению и воспитанию детей, были привлечены к благоустройству территории ДОУ, уборке участка от снега, к конкурсу на лучшее оформление зимнего участка.

    Своими руками вмести с детьми мы делали маски сказочных героев для настольного театра, сундучки для их хранения. Подготовили атрибуты к с/р игре «Интернет – кафе», «Библиотека». Оформили дидактические игры : «Лото : дорожные знаки», «Если малыш поранился», «Как избежать неприятностей».

    В учебной зоне собран богатый материал по всем разделам программы. По развитию речи имеются красочные иллюстрации по темам «Времена года», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Рыбы», «Птицы», «Животные Севера», «Деревья», «Животные жарких стран», сборники стихов и рассказов, дидактические игры, сюжетные картины по обучению рассказыванию и т. д. По ИЗО деятельности имеются наборы красок, карандашей, цветной бумаги, картона, кисточки разных размеров, пособия для нетрадиционного рисования. Все групповое пространство распределено на зоны как : парикмахерская, кухня, ателье, больница, автомастерская, уголок ряженья, уголок ПДД, уголок прикладного искусства, уголок книги, музыкальный, театральный, спортивный, экологический. Все игровые зоны иллюстрированы. Все это способствует созданию желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт, воспитывать нравственные качества, помогает развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие. которые доступны детям.

    Оформляется тематическая стена к праздникам и по временам года : «Осень золотая», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «Весна», «9 мая».

    Для пополнения предметно-развивающей среды в течение года были приобретены дидактические и развивающие игры :

    1. Пособия и игры по безопасности : «Безопасность на дороге» (азбука дороги, «Светофор», «Безопасность для детей».

    2. Дидактический демонстрационный материал «Дорожная безопасность» (познавательно-речевое развитие детей).

    3. Настольные развивающая игры : «Внимание, дорога!», «Шашки», домино : «Ягоды», «Для девочек», «Пернатые». «Цвет и форма».

    4. Детские книги : Сборник русских народных сказок для старших дошкольников, Рассказы о природе (К. Паустовский, В. Бианки и других писателей, Мир динозавров.

    5. Экологические игры : «Среда обитания», «Зоопарк», «Фрукты-овощи».

    6. Созданы картотеки : Подвижные игры, пальчиковые игры, стихи для заучивания, физкультминутки, познавательно-исследовательской деятельности детей, перелетные птицы, зимующие птицы, явления природы, животные занесенные в Красную книгу. Книги : М. Султанова «Удивительные превращения» (как живут и развиваются разные растения, «Как появляются живые организмы».

    Результаты мониторинга освоения детьми ООП:

    Раздел программы

    Начало учебного года

    Конец учебного года

    уровень, %

    Средний уровень, %

    Низкий уровень, %

    уровень, %

    Средний уровень, %

    Низкий уровень, %

    Физическое развитие

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Мониторинг качества образовательного процесса

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    Начало года

    Конец года

    2015 -2016 год

    2016 -2017 год

    Посещаемость

    заболеваемость

    Анализ результатов: на протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития прослеживается положительная динамика уровня эффективности педагогических воздействий по образовательным областям.

    Наряду с этим необходима более глубокая, развернутая работа по образовательной области «Речевое развитие».

    В течение года дети принимали участие в различных конкурсах: «Дары осени», «Зимняя сказка», «Берегите лесную красавицу» - муниципальный уровень – призовое место; «Патриоты своей страны», «Что такое Родина?» - федеральный уровень – 3 призовых места; международный конкурс «Блиц-знанио»; групповые конкурсы, проводимые по тематическим неделям.

    Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ», работаю по теме 3 года, представляла обобщение опыта работы за 2 года на муниципальный конкурс. Прошла курсы повышения квалификации по ИКТ. В течение года распространяла свой педагогический опыт на уровне ДОУ – выступление на педсоветах «Развитие речи и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника», «ИКТ в работе с родителями»; публикации на сайте «Копилка уроков» планирование в старшей группе на каждый месяц, консультации для родителей. Принимала участие в федеральных конкурсах: Всероссийский конкурс Портал педагога 2 место «Формирование сотруднический отношений между родителями и педагогами», 3 место «Формирование речи и коммуникативных навыков у дошкольников», олимпиада «Подари знанио» 3 место «Профстандарт педагога», 2 место «ИКТ компетентность педагога»; свидетельство и грамота организатора международного интеллектуального конкурса-блица «Знанио»; куратор конкурса «Патриоты своей страны», «Что такое Родина?». Участвовала в муниципальном конкурсе: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», конспект занятия «Увлекательное путешествие». Принимала участие в конкурсах «Приемная в группе»(2место), «Зимний участок» (2место).

    С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году намечены следующие задачи на 2017- 2018 уч.г.:

    1. Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;
    2. Углубление работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие»;
    3. Совершенствование работы по взаимодействию с родителями;
    3.Качественное обеспечение соответствия предметно-развивающей среды в группе в соответствии с возрастом воспитанников в соответствии с ФГОС;
    4.Повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.

    В условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации дошкольного образования, особое значение, на мой взгляд, приобретает гармонизация повышенных требований и необходимости личностного развития ребенка, возможности прожить дошкольное детство полноценно, что способствует становлению адаптивных структур личностной сферы и развитию индивидуальных способностей личности каждого воспитанника.

    Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями, организовать качественную подготовку воспитанников к школе.

    Группа, в которой я работаю, имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей детей. Для решения задач направлений развития и образования ребенка (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в группе я выбрала следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии предметно – развивающей среды.

    Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей является одной из приоритетных. И здесь на помощь приходят мне здоровье сберегающие технологии:

      Динамические паузы помогают снять утомляемость детей во время занятий и после них (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз).

      Ритмическая гимнастика помогает укреплять физическое здоровье детей.

      Гимнастика после сна имеет большое значение для профилактики заболеваний. В нее включаются элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, игры для улучшения самочувствия детей.

      Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику рук.

      Сказкотерапия позволяет понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

      Музыкотерапия используется для снятиянапряжения и повышения эмоционального настроя.

      Релаксация помогает снять повышенное нервно- психическое напряжение, нормализовать эмоциональное состояние.

    Результат: Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает, позволяет снизить заболевания и количество часто болеющих детей.

    Технологии предметно – развивающей среды.

    Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр математики, Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки, Центр развития речи, «Веселые пальчики» - развитие мелкой моторики. Основные цели организации Центров:

    Ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;

    Каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;

    Для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.

    Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

    Технология интегрированного обучения.

    В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников. Использую:

    Проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;

    Исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;

    Метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

    Интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

    Обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:

    Побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

    Проблемные и игровые обучающие ситуации;

    Проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

    Развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

    Задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

    Учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

    Методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

    Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

    Личносто-ориентированные технологии

    Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс

    Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т.д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо - плохо». Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.

    С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги- родители.

    Результат: Таким образом, педагогический процесс в группе представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой и просят родителей прийти за ними позже.

    Метод проектов

    Метод проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.

    Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.

    Большинство детей умеют вести диалог со взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.

    Информационно-коммуникативные технологии

    В своей работе я активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, мастер – класс, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими приемами использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.

    Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.

    Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств, и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям.

    Игровые технологии

    Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

    Используя в педагогическом процессе народные игры, своей работе я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

    Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

    Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

    Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

    Считаю профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своем развитии (как профессиональном, так и в личном). Для меня, педагог - это высокий профессионализм, с хорошим знаниями, с большим интересом и заинтересованностью к своему делу, стремлением постоянно совершенствоваться.

    Кулябина О.А.

    Подпись Кулябиной О.А. заверяю ________________ Крылова Н.В.

    Разделы: Работа с дошкольниками

    «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

    Басня «Лебедь, Щука и Рак». И.А.Крылов

    В произведении наглядно показывается несогласованность действий участников общего дела, не приводит к желаемым результатам. К сожалению, подобные ситуации, когда «Лебедь рвется в облака», «Рак пятится назад», а «Щука тянет в воду» можно встретить не только на страницах литературных изданий, но и в реальной жизни, в образовании. Субъекты образовательного процесса, прежде всего педагоги и родители, оказывающие существенное влияние на становление личности ребенка, часто не могут договориться о том, зачем, куда и как им следует «двигаться», чтобы достигнуть главного – помочь дошкольнику счастливо и полноценно прожить детские годы. Выработка общей стратегии возможна лишь при одном условии – если воспитывающие взрослые осознали необходимость объединения педагогических усилий и согласовывали свои взгляды на жизненные ценности, цели, задачи, методы воспитания и обучения детей.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.

    Социальное партнерство и вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения– далеко не одно и то же. Важнейшими признаками социального партнерства в детском саду являются – равенство родителей с администрацией и педагогическим коллективом.

    Термин «социальное партнерство в образовании»: «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития» (И.А. Хоменко)

    Таким образом, «социальное партнерство», предполагает активное участие всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения. Однако организующая и координирующая роль в проектировании и осуществлении взаимодействия партнеров принадлежит педагогам дошкольного учреждения.

    Опыт нашего дошкольного учреждения показывает, что конструктивное социальное партнерство с семьей возможно при условии обновления содержания и форм.

    Обновление содержания дошкольного образования продиктовано ФГТ и ФГОС. В ФГОС одной из образовательных областей, обеспечивающей развитие личности ребенка является социально-коммуникативное развитие. Оно направленно на формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Одним из средств формирования этих качеств личности является музей детского сада «Детский сад со всех сторон». Основная цель музея – воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста.

    Музей способствует решению следующих задач:

    • Осуществление комплексного подхода к гражданскому воспитанию дошкольников;
    • Приобщение дошкольников к истории, культуре, традициям, местным достопримечательностям;
    • Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города и края;
    • Формирование фонда стендового музея и обеспечение его сохранности;
    • Активная экскурсионно-массовая деятельность с детьми, родителями, тесная связь с общественными объединениями.

    Организация музея является результатом партнерского взаимодействия родителей, педагогов, воспитанников детского учреждения, представителей учреждений культуры, по проекту «Детский сад со всех сторон». Ежегодно музей пополняется различными экспонатами, подаренными родителями, выпускниками детского сада, гостями.

    Музей включает 8 стендов:

    1. «Истоки детского сада»
    2. «Слава строителям детского сада»
    3. «Мы граждане большой страны»
    4. «Как прекрасен наш Урал»
    5. «Лысьва – город исторический»
    6. «Наш микрорайон»
    7. «Лысьвенский театр драмы им.А. Савина»
    8. «Уральские писатели»

    Каждый год мы расширяем музейное пространство и рамки социального партнерства в гражданском воспитании дошкольников. Два года назад конкретизировали идею по сетевому взаимодействию музеев города и учреждений культуры, связанную с последовательным их посещением. Обмениваясь ресурсами и информацией, усиливаем возможности каждого учреждения и музея.

    При организации работы совместно решались задачи:

    • Формировать у детей познавательный интерес к музеям как хранителям культуры.
    • Формировать у детей умение понимать язык предметов как носителей закодированной информации.
    • Воспитание у детей чувства гражданина своей Родины.

    Модель сетевого взаимодействия музеев и культурных организаций города.

    Выбор городского музея был продиктован запросом родителей. Многие родители водили детей в музей, но при индивидуальном посещении не получали всей полноты информации. Посещение «Музея камня» вызвано большим интересом детей к коллекционированию различных камней. Наряду с музеями города, в сетевом взаимодействии отводится большая роль учреждениям культуры: Лысьвенский театр драмы им. А.Савина, городская библиотека, детская музыкальная школа. В учреждениях ведутся не только экскурсии, но и познавательные беседы, посвященные писателям-землякам. Проходят встречи с современными авторами, актёрами, музыкантами. В ходе, которых дети получают возможность подкрепить информацию о жизни и творчестве людей, проживающих рядом.

    Таким образом, мы нашли точки соприкосновения в социальном партнерстве в создании обучающей макросреды, способствующей формированию гражданской позиции не только детей, но и их родителей. Новые формы взаимодействия с родителями так же этому способствуют:

    • Совместные экскурсии по городу, по памятным местам. Родители выступают в роли экскурсоводов.
    • Родительская конференция «Всестороннее развитие в детском саду и дома». Темы родительских выступлений:
      • «Партнёрское взаимодействие детского сада и семьи по созданию единого образовательного пространства»;
      • «Воспитание юного патриота в игре».
    • Открытые совместные образовательные дела. Эффективность данной формы взаимодействия с родителями в том, что ради достижения одной общей цели, объединяются и дети и родители.
    • День открытых дверей для родителей.
    • Новая форма взаимодействия с родителями детского сада «Родительская школа». Широко представлена тема «Родительской школы», «Семья и её законы»:
    • Зачем человеку семья?
    • Счастливая семья. Какая она?
    • Социальные роли и полномочия членов семьи
    • Родительский дом – начало начал
    • Семейные традиции – основа уклада семьи
    • Наша семья сегодня и завтра
    • Читаем и комментируем Семейный кодекс РФ

    Основные задачи «Родительской школы:

    1. Повышение компетентности родителей в правовых вопросах.
    2. Повышение роли семейных ценностей, традиций в становлении личности ребенка.

    Родители совместно с детьми, наравне с педагогами принимают участие в различных мероприятиях по воспитанию гражданской позиции детей, в оформлении стендов музея, в экскурсионной деятельности, в поисково-исследовательской деятельности:

    – участие в конкурсе «Герб семьи», «Флаг семьи»;
    – оформление стендов сочинениями и рассказами к памятным и юбилейным датам;
    – участие в конкурсе «Красная книга родного края», в рамках муниципальной акции «Сохраним природу Прикамья»;
    – участие в конкурсе «Юные поэты о малой Родине»;
    – участие в поисково-иссследовательской деятельности «Улица, на которой я живу», «Моя родословная», «Моя династия»;
    – конкурс детско-родительских рисунков «Мой любимый детский сад», «Моя семья»;
    – участие в экологическом шествии, посвященном Дню защиты окружающей среды и изготовление атрибутов;
    – участие в фото-конкурсе «Дети играют!», «Вместе с мамой, вместе с папой», представлена Уральская природа;
    – участие в конкурсе стенгазет к Дню защитника отечества;
    – участие в мероприятии, по оказанию помощи жительнице нашего города Яне Верещагиной.

    В басне И.А.Крылова, отсутствие опыта взаимодействия всех участников общего дела привело к отсутствию результата. В нашем случае налаживая партнерское взаимодействие с семьей, с социальными институтами, мы надеемся только на позитивный результат. А именно на воспитание гражданина своей Родины, осознание ребенком быть полезным обществу, народу.

    Список литературы:

    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    2. Журнал «Детский сад: теория и практика» № 10, 2013 г.
    3. Хоменко И.А., статья «Школа и родители: этапы развития социального партнерства».

    Модель взаимодействия ДОУ и семьи.

    Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

    В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

    Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.

    В данной работе мы попытаемся модельно представить свое видение реализации данного сотрудничества, сотворчества - партнерства.

    Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

    Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ и семьи что способствует успешному развитию и реализации личности ребенка.

    Разработанная нами модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми.

    Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.

    В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

    По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов ДОУ.

    Наш детский сад представляет собой открытую систему, главным «инструментом» которой, является социальное партнерство, содружество коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах.

    На протяжении нескольких лет на базе нашего дошкольного учреждения реализуется такая модель.

    Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А.Ф. Бондаренко).

    Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

    Активизировать воспитательные возможности родителей;

    Привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения и общественной жизни ДОУ;

    Использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

    Способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

    Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.

    Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры самосознания и тем самым активизировать процессы самоорганизации и саморазвития.

    Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

    Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями, администрацией и педагогами ДОУ, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

    Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше общаться с педагогами ДОУ и своим ребенком, познавать новое, учиться слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих проблемах.

    Общение само по себе - деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников детского сада.

    Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающих дополнительную опору для эффективного взаимодействия. Что позволяет вовлечь семью в педагогический процесс.

    Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек (будь то взрослый или ребенок) умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей - на детей, у детей на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и т.д.

    Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные всем участникам: детям, специалистам, родителям.

    Роль накопленного багажа знаний впервые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые - и до ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.

    Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

    Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

    Формирование банка данных социальных характеристик семей;

    Составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);

    Изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;

    Оборудование помещений для общения с родителями;

    Координационную работу по содержанию функционала каждого участника проекта;

    Систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

    Апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения;

    Создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);

    Составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

    Обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

    Информационно-аналитическую работу по реализации проектов;

    Систематизацию учебно-методических разработок;

    Планирование работы по распространению инициативы.

    Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества, требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

    Социально-психологическая служба органично включена в деятельность системы и обслуживает всех субъектов образовательного процесса. В реализации модели задействованы талантливые, высококвалифицированные, коммуникабельные, проявившие себя специалисты, с четкими функциональными обязанностями, а также активные представители родительской общественности; соблюдается принцип открытости для различных социальных институтов

    Для сближения родителей с ДОУ реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, недель национальных культур на основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на благоустройство территории, прилегающей к образовательному учреждению. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с этим информация о достижениях является доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система работы учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работес родителями, заседаниях родительского комитета дошкольного учреждения,совета педагогов.

    Родители воспитанников ДОУ на протяжении 4 лет оказывают помощь в улучшении и оснащения ДОУ.

    Реализуя идеи социального партнерства, гуманизации среды и расширения социокультурных границ, администрация ДОУ руководствуется разработанным планом.

    Эти и другие мероприятия расширяют границы ДОУ как социального института образования и обогащают содержание социального партнерства в целях гуманизации социокультурного пространства.

    Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Психолог дошкольного учреждения играет важную роль в построении конструктивного диалога между воспитателями, родителями, детьми, администрацией детского сада.

    Реализация модели позволяет добиться следующих результатов:

    Создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

    Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

    Снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

    Признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

    – повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

    – гармонизация детско-родительских отношений;

    – повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

    – эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

    – участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;

    – участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;

    – сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего и старшего дошкольного возраста с учреждением.

    Мы считаем, что разработанная нами модель социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

    Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе

    Совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность для разработки данной модели.

    Формы работы с семьей в нашем ДОУ

    Родительские собрания в группах Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.
    Адаптационная группа для детей раннего возраста Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить).
    Психологический центр Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики.
    Фотоальбом "Давай познакомимся" Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в детский сад.

    При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде.

    Фотоальбом "Моя семья" Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.

    В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи.

    Ваши добрые дела Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.
    Мини-библиотека Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.
    Озеленение Задача: сплочение родителей между собой и сотрудниками ДОУ
    "Семейная мастерская" Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.

    Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).

    Анкетирование Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения
    Информационные общие стенды Задача: информировать родителей:

    О программах воспитания и развития детей в детском саду;

    О безвозмездной материальной помощи родителей, об услугах ДОУ

    Папки – передвижки, буклеты Задача: ознакомление родителей с различной информацией.
    "Наш день" Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе

    Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. В условиях внедрения ФГОС дошкольному учреждению важно, а нередко - просто необходимо, привлекать к процессу воспитания дополнительные резервы и образовательные ресурсы. Взаимодействие с социальными партнерами в детском саду является одним из таких резервов.

    Формы и уровни социального партнерства в дошкольном учреждении

    Социальное партнерство детского сада с заинтересованными лицами может реализовываться на различных уровнях:

      партнерство между социальными группами внутри системы дошкольного образования (социальными партнерами становятся педагогические советы ДОУ, объединения сотрудников детсадов - специалистов разного профиля, родители и родительские комитеты, методические объединения педагогов из разных учреждений и т.д.)

      партнерство сотрудников дошкольного учреждения с представителями других сфер (социальными партнерами ДОУ могут являться учреждения культуры, больницы, поликлиники, медицинские центры, общественные организации, фонды, районные и городские органы управления образованием, службы социальной защиты семьи и детей и т.д.)

      партнерство со меценатами, благотворительными организациями (социальными партнерами в детском саду могут быть коммерческие структуры, средства массовой информации и другие).

    Социальное партнерство ДОУ и семьи

    Несмотря на многообразие потенциальных партнеров детского сада, основной поддержкой и опорой ДОУ были и остаются семьи воспитанников. Отношение к родителям не как к потребителям услуг, но как к социальным партнерам может перевести процесс воспитания и образования на качественно более высокий уровень. По этой причине дошкольному учреждению к взаимодействию с семьями нужно относиться как к стратегическому направлению своей деятельности. Однако на практике такое сотрудничество часто носит лишь формальный характер, то есть воспитатели взаимодействуют с семьей исключительно в силу своих должностных обязанностей.

    У такой педагогической “нечуткости” могут быть разные причины, среди которых:

      неумение педагогов составить объективное представление о том, как в реальности происходит взаимодействие с семьями воспитанников;

      низкий уровень умения проектировать, составлять план действий;

      игнорирование интересов партнеров;

      неумение объединяться с коллегами с целью преодоления стереотипов, перехода на новый уровень социального партнерства ДОУ и семьи.

    Сложившиеся современные условия требуют изменения позиции детского сада в представлении роли родителей как субъектов образования. Функция детских садов - это не только воспитание детей, но и создание условий для педагогической образованности родителей, их активного участия во всех делах образовательного учреждения как равноправных партнеров, с равной ответственностью.

    Социальное партнерство ДОУ и семьи строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это полноправное партнерство, а не милосердие или благотворительность. Это поступки и совместно принятые решения, основанные на единодушии и разделяемой ответственности за проблему. Если обобщить, то социальное партнерство возникает в том случае, когда представители двух и более сторон начинают работать совместно, сообща, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

    Ключевой элемент, вокруг которого развивается социальное партнерство ДОУ и семьи - это социальная проблема. Серьезной социальной проблемой последних лет является низкий уровень социальной грамотности детей и подростков. В дошкольном возрасте у воспитанников формируются базовые характеристики личности. Это уровень самооценки, сфера эмоций и потребностей, нравственные установки и ценности, психологические и социальные особенности в общении с людьми. В условиях неблагоприятной социальной среды, ограниченности контактов воспитанника этот процесс затруднен.

    Изменения, коснувшиеся сегодня сферы дошкольного образования, направлены, в первую очередь, на улучшение его качества. А качество в значительной степени зависит от согласованности действий ДОУ с семьей и другими социальными партнерами. Положительный результат может быть достигнут только в случае, если рассматривать семью и дошкольное учреждение в рамках единого образовательного пространства. В свою очередь, это подразумевает тесное сотрудничество между родителями и педагогами на протяжении всего дошкольного периода.

    Социальное партнерство ДОУ и семьи реализуется через следующие этапы работы:

      устанавливаются деловые контакты с семьями воспитанников;

      родители обеспечиваются необходимым минимумом информации по психологии и педагогике, с помощью педагогов учатся общаться со своими детьми разными способами;

      обеспечивается регулярное взаимодействие детей, родителей и воспитателей; члены семьи вовлекаются в педагогический процесс.

    В настоящее время в системе организации социального партнерства ДОУ и семьи можно выделить традиционные (среди них - индивидуальные и коллективные) и нетрадиционные формы. Традиционные формы направлены на педагогическую образованность родителей. Педагоги знакомят родителей с возрастными особенностями детей, нюансами психологии на разных этапах формирования личности ребенка. В традиционном подходе мамам и папам передаются практические навыки воспитания детей.

    К коллективным формам взаимодействия в рамках социального партнерства ДОУ и семьи относятся родительские собрания, семейные клубы, педагогические гостиные, дни открытых дверей, выявление лучшего опыта семейного воспитания, родительские конференции, деловые и ролевые игры, семейные альбомы, организация библиотеки для родителей, практикумы, анкетирование, горячая линия, совместные праздники и развлечения и т.д.

    К индивидуальным формам взаимодействия с социальными партнерами ДОУ относятся беседы, личные поручения, тематические консультации, посещение семьи воспитанника на дому.

    К нетрадиционным формам взаимодействия с социальными партнерами в детском саду относятся: информационно-просветительские, творчески-продуктивные, развивающаяся система общественного управления, интерактивные, обратная связь.

    Условия организации социального партнерства в дошкольном учреждении

    Эффективное взаимодействие ДОУ с родителями как с социальными партнерами может быть реализовано лишь при наличии определенных педагогических условий.

    Такими условиями, в первую очередь, являются:

      обеспечение информационной открытости дошкольного учреждения образования;

      осознание всеми сотрудниками педагогического коллектива необходимости формирования партнерских отношений с семьями воспитанников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;

      реализация нескольких подходов к взаимодействию с родителями: диалогического, ориентированного на практическую деятельность, индивидуально-творческого;

      использование инновационных форм в процессе взаимодействия.

    Обязательное условие успешности социального партнерства в дошкольном учреждении - информированность родителей о результатах деятельности детсада. Руководству следует быть открытыми по отношению к семьям воспитанников, вовремя предоставлять отчетность, подводить итоги, поощрять активные семьи. Формы отчетности могут быть самыми разными: это могут быть публичные отчеты на сайте или печатные сводки, предоставляемые на родительских собраниях и в Дни открытых дверей.

    Похожие статьи